Содержание

Последние изменения по аттестации

Основной задачей аттестации воспитателей является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, законом 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.

С 2019 года в нашей стране идет эксперимент в сфере педагогики. Протоколом Президиума Совета при президенте РФ от 24.12.2018 утвержден паспорт нацпроекта «Образование».

Проект предполагает изменить подход к тому, как проходит аттестация воспитателей. Он устанавливает повышение профессионального мастерства в процессе непрерывного образования и прохождение на добровольных основах независимой оценки профквалификации. Для этого в стране по распоряжению Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-140 создают структуру центров двух видов:

  • для непрерывного обучения педагогических работников (ЦНППМ);
  • для оценки профессионализма и уровня квалификации (ЦОК).

Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивают требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.

Предполагается, что проверки воспитателей по новым правилам начнут проводить с 2020 года. Периодичность и разделение процедуры на обязательную и добровольную сохранятся.

Когда проводится

В настоящее время существуют два вида аттестации:

  1. Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. В соответствии с порядком проведения процедуры, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
  2. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационного уровня. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводят ее по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Два года — срок, предусмотренный для высшей категории. При установлении первой категории заявление представляют вне зависимости от срока работы в учреждении (п. 29 приказа № 276). Если в проверке отказано, повторную заявку подают через год после отказа.

Если квалификация не подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, подает заявку для получения первой. Если у сотрудника была высшая, то она аннулируется. Работник в дальнейшем подает заявление о присвоении высшей категории.

Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая пожизненно, отменено. Теперь подтверждают свою квалификацию и проходят проверку каждые пять лет.

Список необходимых документов

Для прохождения проверки необходимо предоставить следующие документы на аттестацию на соответствие воспитателя занимаемой должности в ДОУ:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя.
  2. Копия результата прохождения предыдущей проверки (если она была).
  3. Копии дипломов, подтверждающих профильное образование (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Документы, подтверждающие наличие первой или высшей категории.
  5. Если менялась фамилия, копии сопутствующих документов (свидетельство о браке, например).
  6. Представление с места работы, которое служит подтверждением профессиональной компетенции работника.
  7. Может пригодиться портфолио.

Кроме того, педагог предоставляет аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2020. Этот документ не только описывает проделанную работу, но и представляет собой некий самоанализ педагогической деятельности педагога ДОУ для аттестации.

Как составить заявление

Зачастую основанием для проведения является заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2020 год) по ФГОС (или на первую). Документ составляется по установленному образцу. В правом верхнем углу указываются аттестационная комиссия, в которую направляется заявка, и ее адрес. Вписываются данные заявителя: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, адрес электронной почты. Желательно указать все контактные данные.

Далее посередине строки пишется название документа и цель. Например: «Заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории».

Затем идет сам текст заявки на аттестацию воспитателя, в которой указывают:

  • просьбу об аттестации на выбранную категорию;
  • информацию о квалификации и сроке ее действия;
  • основания для присвоения;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если работник имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, их все желательно отразить, приложив подтверждающие документы.

Составляя заявление, особое внимание уделяют педагогическим достижениям воспитателя. Например, использование инноваций на занятиях, методические разработки, использование мультимедийных презентаций. К заявлению прикладывают примеры таких разработок. Они будут показывать уровень компетентности педагога.

Как заполнить аналитическую справку

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя показывает уровень квалификации педагога. В ней указывают все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

  • аннотация;
  • аналитическая часть;
  • проектная часть;
  • заключение;
  • приложения.

В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя, например, содержит данные о заявителе:

  • Ф.И.О.;
  • данные об образовании;
  • общий стаж;
  • стаж работы воспитателем;
  • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
  • уровень квалификации (категория) в настоящее время.

Далее в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа:

  1. Цели и задачи деятельности педагога.
  2. Анализ результатов педагогической деятельности.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
  8. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать.
  10. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  11. Дата и личная подпись заявителя.

Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии.

Этот документ — своеобразный самоанализ педагога для такого процесса, как аттестация воспитателей на первую категорию в 2020 году. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, являются достоверными и подтверждаются дополнительно приложенными официальными бумагами.

Как проходит аттестация

Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то квалификационная категория теряется, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если работник утратил высшую категорию, позже он подает заявление на аттестацию на высшую категорию воспитателя (в 2020 году), чтобы восстановить ее.

Программы Министерства образования по аттестации воспитателей нет в свободном доступе. Подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и собственные знания.

Существуют работники, которые освобождаются от прохождения обязательной проверки и оценки знаний. Среди них:

  • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

Проверка знаний первых четырех групп сотрудников производится спустя два года после выхода на работу.

ВАЖНО! Ранее двадцатилетний педагогический стаж являлся гарантией пожизненного сохранения второй категории. Теперь такая норма неактуальна.

Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее входят представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.
  2. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
  3. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
  4. Проведение проверки.
  5. Оформление результатов аттестации.

Как проходит добровольная аттестация

Все воспитатели проходят добровольную оценку. Такая возможность заинтересует специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.

Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить знания в следующий раз он сможет через год.

Каждый сотрудник при желании самостоятельно инициирует проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.

Порядок проведения добровольной аттестации воспитателей на соответствие квалификации и оценки знаний включает этапы:

  1. Проверка заявления.
  2. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
  3. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
  4. Оценка.
  5. Оформление результатов.

Примеры тестовых заданий

Тестовые задания формируются Министерством образования. В каждом наборе тестов определяется его назначение, структура и содержание. То есть все вопросы тематически разделены на разделы, которым дается краткое описание и указано количество вопросов с указанием максимального количества баллов, которое набирают.

По итогам тестирования на руки кандидату выдается справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования на высшую категорию следует набрать не менее 90 баллов.

Готовиться к процедуре желательно заранее. Для этого изучают требования, предъявляемые для квалификационной категории, на которую претендует воспитатель. После этого собирают материал: грамоты, дипломы, сертификаты, разработанные методические программы и так далее. Ну и желательно аналитический отчет писать не в последний день перед днем проверки квалификации.

Приведем примеры вопросов, которые содержатся в тесте во время аттестации воспитателей.

Какие образовательные области соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • физическое, эстетическое, умственное воспитание, развитие речи и др.;
  • физическая культура; безопасность; социализация; коммуникация; познание; труд и др.;
  • экологическое, патриотическое, трудовое воспитание и др.

Какие виды деятельности являются ведущими в дошкольном возрасте:

  • игровая деятельность;
  • учебная деятельность;
  • предметная деятельность.

В образовательном процессе родители (лица, их заменяющие) воспитанников выступают в роли:

  • контролеров образовательного процесса;
  • помощников в организации образовательного процесса;
  • участников образовательного процесса.

Аттестация воспитателя детского сада – дело ответственное и вызывает много вопросов. Обо всех тонкостях процесса читайте в нашей статье.

Быстрый переход по разделам:

  1. Аттестация воспитателей: что нового .
  2. Общие положения: порядок проведения, как часто проходит.
  3. Перечень документов для аттестации воспитателей.
  4. Ответы на основные вопросы.

Аттестация воспитателей: что нового

Правила и порядок прохождения данного испытания зафиксированы в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 276 от 7 апреля 2014 года «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

За прошедшие неполные шесть лет требования по большому счету не изменились. Из новшеств можно отметить лишь то, что от прохождения проверки на соответствие занимаемому посту (подробно о ней мы расскажем чуть ниже) теперь освобождены и те сотрудники, которые не могли исполнять профессиональные обязанности как минимум четыре месяца подряд из-за болезни.
Второе возможное нововведение вполне в духе времени. Письменное тестирование планируется в будущем заменить на компьютерное. Пилотный проект был запущен в апреле 2019 года в Республике Татарстан. К сожалению, его результаты оказались неутешительными. Виной тому не уровень знаний педагогов, а отсутствие тренировки: кто-то неправильно оформил ответы, а кто-то не прикрепил свои документы. В итоге результаты проверки были у этих людей аннулированы.

Наконец, есть и третье новшество – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Они уже апробируются в некоторых регионах нашей страны, и происходит это с июня 2018 года. Ожидается, что в правительстве доклад об итогах апробации прозвучит в декабре нынешнего года. Затем, естественно, последует обсуждение. То есть повсеместное внедрение ЕФОМ произойдет уж точно не раньше 2021 или 2022 года, но не позднее 2030 года.

Окончательно отменена вторая категория. Раньше она присваивалась автоматически тем педагогам, кто отработал в детском саду двадцать лет. Теперь же они на общих основаниях должны проходить обязательную аттестацию каждые пять лет. Либо доказать, что они могут больше, и попытаться получить первую или даже высшую категорию.

Общие положения: порядок проведения, как часто проходит

Когда мы говорим о прохождении данного испытания, важно подчеркнуть, что речь идет лишь об аттестации старших воспитателей ДОУ. А вот аттестации младших воспитателей (или, как раньше говорили, нянечек) как таковой не существует. Почему так? Причина очень простая. Проходить проверку полагается специалистам, указанным во 2-м пункте 1-го раздела номенклатуры должностей педработников, перечисленных в 678-м постановлении правительства от 8 августа 2013 года. Должности младшего воспитателя, равно как и должности помощника воспитателя, в этом перечне нет. Эти специалисты относятся к учебно-вспомогательному персоналу, что и отмечено в приказе Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 года об утверждении единого квалификационного справочника должностей (нужный список можно отыскать в разделе, посвященном характеристикам должностей в сфере образования).

Существует два вида такой проверки.

Аттестация на соответствие должности воспитателя.

Она строго обязательна для каждого педагога. Проходить ее нужно каждые пять лет. Нетрудно посчитать, что в 2020 году испытание проходят специалисты, аттестовавшиеся в 2015 году. Но есть исключения:

  • сотрудницы, недавно вышедшие из декретного отпуска. Должно пройти хотя бы два года с этого момента;
  • специалисты, находившееся в последнее время в отпуске по уходу за ребенком младше трех лет. Они должны отработать после этого также два года;
  • те, кто не работал четыре месяца подряд, поскольку был на больничном. Проверка возможна лишь тогда, когда с момента выхода на работу пройдет один год. Соответственно, человек должен был приступить к своим обязанностям хотя бы в 2019-м.

Что касается представителей первых двух категорий, испытание ожидает тех, кто вышел на работу в 2018 году.

Совсем не проходят данную проверку:

  • специалисты, уже обладающие определенной категорией (либо первой, либо высшей);
  • сотрудники, которые находятся в штате конкретного детского сада меньше двух лет;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, ушедшие в декретный отпуск;
  • те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком не старше трех лет. Стоит отметить, что такой отпуск могут получить не только родители, но и любой родственник малыша (бабушка, дедушка, тетя и так далее) – тот, кто реально ухаживает за ребенком;
  • и, как мы говорили выше, сотрудники, которые не в состоянии были исполнять профессиональные обязанности минимум четыре месяца подряд из-за проблем со здоровьем.

Список работников, направляемых на экзамен, и график прохождения составляет и утверждает руководство дошкольного учреждения. Упомянутых в этом реестре сотрудников знакомят с документом под подпись хотя бы за тридцать календарных дней до проведения проверки. Она организуется в назначенную дату и проходит с участием экзаменуемого или без оного, если человек пропустил заседание без уважительной причины. Если же причина является важной, то испытание переносят на другую дату, с которой и знакомят работника под подпись также за тридцать календарных дней.

В большинстве субъектов Федерации педагогам предлагают письменную проверку компетенций (в виде тестов), но в некоторых регионах предусмотрены компьютерные тесты для аттестации воспитателей. Вопросы касаются:

  • воспитания, развития и обучения детей до семи лет;
  • правил проведения развивающих и творческих занятий в группе;
  • содержания годовой программы в детском саду по всем направлениям (от физкультуры до экологического воспитания);
  • методик работы с детьми;
  • правил взаимодействия с родителями воспитанников;
  • разработок классиков педагогики;
  • содержания нормативных документов.

Результаты проверки комиссия вносит в протокол заседания, а самого работника в течение трех рабочих дней обязаны ознакомить с выпиской из этого документа. Эта выписка с подписью проэкзаменованного сотрудника хранится в его личном деле. Отметим, что в случае увольнения результаты проверки аннулируются, и в новом дошкольном учреждении педагог вновь проходит проверку на общих основаниях.

Аттестация воспитателя на 1-ю категорию и на высшую категорию.

Вот это уже дело добровольное. Достаточно лишь заявления от педагога, которое даже не нужно согласовывать с начальством. Однако есть нюансы. Аттестационная комиссия может отказать в просьбе, если человек:

  • претендует на получение высшей квалификации, не имея еще даже первой категории. То есть следует понимать, что при прохождении аттестации воспитателем в первый раз категорию могут дать максимум первую, но не высшую;
  • подает заявку на высшую категорию, хотя первый разряд получил меньше двух лет назад;
  • просит о присвоении квалификации, притом что аттестационная комиссия уже отказывала ему в этом меньше года назад.

Все остальные доводы не могут стать причиной для отказа в приеме заявления. То есть претендовать на получение категории могут и те, кто:

  • находится в отпуске по уходу за ребенком;
  • буквально вчера начал работать непосредственно в детском саду.

Дата испытания для каждого педагога назначается индивидуально. Он может лично присутствовать на обсуждении комиссией своего портфолио и в момент принятия решения. В ином случае заседание проводится в отсутствие педработника. С момента проверки и до принятия окончательного решения должно пройти не более двух месяцев. То есть при повторной аттестации имеет смысл подавать заявление за три-четыре месяца до истечения срока действия имеющейся категории.

Полученная категория дается на пять лет, и информация о ее присвоении конкретному специалисту обязательно должна быть размещена на сайте местного управления образования. Начиная со дня получения квалификации педагог имеет право на повышенную оплату своего труда. Важно, что при увольнении работника полученная им категория сохраняется.

Перечень документов для аттестации воспитателей

Какие нужны документы на аттестацию воспитателя? Все зависит от типа предстоящего испытания.

1. Если это обязательная проверка, то есть подтверждающая (или опровергающая) ваше соответствие должности дошкольного работника, тогда понадобится представление на аттестацию для воспитателя, которое готовит, как правило, методист или кто-то из руководства детского сада. Педагога нужно ознакомить с актом под подпись минимум за тридцать дней до прохождения проверки. В документе следует указать:

  • фамилию, имя и отчество экзаменуемого;
  • текущую должность и дату вступления на этот пост;
  • образование и квалификацию по профессии плюс сведения о дополнительном образовании по специальности;
  • информацию о ранее пройденных аттестациях (если они были);
  • максимально подробный анализ профессиональных компетенций сотрудника, его трудовых качеств и итогов работы.

2. Теперь поговорим о добровольной проверке для получения разряда. Какие документы нужны для нее?

а) заявление на аттестацию воспитателя. Оно пишется на листе бумаги формата А4 в свободной форме, можно от руки. Готовые образцы легко найти в Сети на специализированных сайтах. Например, вот такой шаблон заявления на получение первой или высшей квалификации на портале «Педпроект.рф»;

б) портфолио, или папка профессиональных достижений, поскольку аттестация для воспитателей – это отчет о проделанной работе. Подойти к этому стоит ответственно, поскольку именно на этот документ будет ориентироваться комиссия при принятии решения. Чисто внешне такая папка представляет собой стандартный скоросшиватель с файлами внутри. На каждом документе должна стоять дата, а все копии заверены заведующей детским садом.

Портфолио воспитателя, которое он готовит для аттестации, как правило, состоит из титульного листа и нескольких разделов:

  • сведения о педагоге: копии дипломов об образовании, о результатах предыдущей аттестации (если она была) и о курсах повышения квалификации;
  • достижения воспитанников (отметим, что участие детей в различных конкурсах требуется лишь для высшей категории);
  • методическая деятельность;
  • отзывы родителей воспитанников или администрации детского сада;
  • участие в профессиональных семинарах и конкурсах, а также сведения о полученных дипломах и наградах.

За каждый пункт дается определенное количество баллов. Результаты интернет-конкурсов также учитываются, особенно если речь идет о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Портфолио можно подготовить не в бумажном, а в электронном виде – для многих это удобнее, да и выглядят мультимедиа эффектнее. То есть презентации, сделанные воспитателями, для аттестации очень даже годятся;

в) аналитическая справка о проделанной работе, она прилагается к портфолио. Ее пишет сам педагог на основе своего портфолио. Таким образом проверяются способности специалиста к всестороннему анализу своей работы, к рефлексии и определению точек собственного личностного роста. В аналитической справке нужно указать:

  • краткое описание образовательной ситуации в группе и фиксацию проблемы;
  • предпринятые педагогические действия, сравнение запланированных и реальных результатов;
  • возникшие трудности;
  • результаты взаимодействия с родителями воспитанников;
  • итог своей работы и основные направления профессионального роста.

Желательно, чтобы документ был составлен лаконично, без канцеляризмов.

Ответы на основные вопросы

Все важные моменты, касающиеся прохождения данной проверки, мы с вами разобрали. Но вопросы у педагогов наверняка остались. Как бы то ни было, можно выделить наиболее часто встречающиеся дополнительные вопросы по поводу аттестации воспитателей. Ответы на них мы сейчас дадим.

1. Как быть, если педагог по какой-либо причине потерял высшую категорию?

Квалификацию придется восстанавливать буквально с нуля. То есть сначала подать заявление на первую категорию, после ее получения подождать два года и лишь затем обратиться в аттестационную комиссию с просьбой об экзамене на высшую категорию.

2. Какие воспитательные подходы и методики считаются инновационными?

Проблема в том, что в различных субъектах нашей страны ситуация в детских садах своя. И то, что считается передовым подходом в одном регионе, в другом может быть привычным явлением. Поэтому нужно ориентироваться на приказ, который издается в конкретном детском саду и в котором четко обозначены все инновационные для него технологии.

3. Какой должна быть тема для аттестации воспитателя?

Она может быть любой. Педагог сам выбирает ее по своему вкусу, и это, безусловно, радует. Тема – это то направление, которому воспитатель уделяет максимум внимания в своей работе. Например:

  • формирование личности через игру,
  • развитие коммуникативных навыков/речи/математических способностей у детей с помощью игры,
  • проектная деятельность с детьми дошкольного возраста и т. д.

4. Как получить дополнительные баллы?

Несколько дополнительных баллов педагог может получить, если предоставит справку от лица заведующей детским садом о том, что он является экспертом хотя бы на уровне своего дошкольного учреждения: посещает открытые занятия в других группах, выступает в жюри внутрисадовских конкурсов и т. д.

Также баллы добавят, если педагог докажет, что достиг значительных успехов в работе с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Еще вариант – оформить наставничество над молодым специалистом в коллективе.

5. Если заявление подано на первую категорию, а по баллам получилась высшая, какую из них присвоят педагогу?

Будет присвоена та квалификация, на которую подавалось заявление, в данном случае первая.

Для того, чтобы обеспечить наиболее правильный современный воспитательный и образовательный процесс, сотрудники детских дошкольных учреждений должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки и отвечать условиям, которые выдвигают квалификационные требования к воспитателю детского сада и других организаций дошкольного образования. Это способствует не только отличному профессиональному уровню педагогического состава, но и стимулирует к постоянному развитию и прогрессированию каждого отдельного представителя процесса образования.

Различные уровни квалификации предусматривают отличия в оплате и различных дополнительных выплатах, поэтому кроме стремления повышать свои профессиональные знания и умения, работники ДОУ имеют и финансовые интересы. А способ материальной стимуляции не менее эффективен, чем любые другие виды поощрений.

Основные требования к квалификационной категории воспитателя зафиксированы в законодательно закрепленных документах и обязательны к исполнению всеми звеньями педагогических работников детских дошкольных учреждений.

Квалификационные категории

Весь педагогический коллектив ДОУ должен проходить аттестацию и получать соответствующую категорию согласно требованиям закона. Аттестоваться можно на первую и высшую категорию. Каждая из них предполагает наличие собственного перечня условий, соответствие которым дает возможность пройти аттестацию.

Требования к первой квалификационной категории воспитателя

Претендент должен отвечать следующим условиям:

  • По результатам отслеживания работы воспитателя выявляется стабильные результаты освоения детьми образовательных программ, рассчитанных на конкретный возраст воспитанников.
  • Высокие положительные результаты по результатам мониторинга образования.
  • Прогрессирование способностей воспитанников ДОУ в разных областях знаний и умений: в интеллектуальной, творческой сфере, в физическом развитии, овладении навыками, необходимыми для социализации.
  • Личный вклад претендента в рост качества образовательного процесса, внедрение в свою работу передового инновационного опыта коллег, собственные прогрессивные полезные разработки.
  • Дифференцированный подход к воспитанию учащихся в зависимости от их возраста, склада характера и наклонностей.
  • Участие в методической работе внутри своего ДОУ и распространение достижений на другие учреждений, обмен опытом.

Квалификационная категория присваивается на 5 лет, не продлевается, при переходе на работу в другое дошкольное учреждение ранее присвоенная категория сохраняется в течение всего времени, определенного законодательством. В дальнейшем педагог проходит аттестацию на общих основаниях, подтверждая полученную категорию или переходя на более высокий ее уровень по итогам оценки его деятельности.

Требования к высшей квалификационной категории воспитателя

Претендент на получение должен соответствовать следующим характеристикам:

  • Мониторинг, проводимый ДОУ, должен показывать получение положительных данных в развитии и обучении воспитанников по образовательным программам для их возраста.
  • Получение положительных результатов по итогам проверок других органов системы образования, успешное усвоение детьми программ.
  • Внимательный и вдумчивый подход к детям и выявление их индивидуальных наклонностей и способностей с последующим развитием их, прогресс в научной, творческой и спортивной сферах, участие в различных конкурсах, фестивалях, праздниках, концертах и так далее.
  • Значительный личный вклад в развитие системы образования, разработка и внедрение собственных воспитательных и/или образовательных методик, активное применение передового опыта других представителей педагогической науки.
  • Деятельное участие в работе методических объединений ДОУ, разработка методической литературы.

Аттестация работников детских дошкольных учреждений проводится в оговоренные законом сроки на основании заявления, подаваемого претендентом. Отказать в приеме заявления не могут. На рассмотрение представленных документов отводится не более 30 суток, а на проведение собственно аттестации – до 60 дней.

Требования к квалификации педагогического состава

Основные условия, предъявляемые к работе представителей разных звеньев педагогического коллектива зафиксированы в должностной инструкции, утвержденной руководством ДОУ. Они зависят от того, на какой должности трудится воспитатель. Чем она выше, тем больше и объемнее условия его соответствия занимаемому месту:

Квалификационные требования к младшему воспитателю детского сада

Этот представитель педагогического состава должен иметь среднее профессиональное образование, наличие стажа работы необязательно, должен иметь навыки работы по специальности.

Воспитатель этого уровня должен обладать следующими знаниями:

  • Основы педагогики, психологии и физиологии детей определенного возраста.
  • Правила гигиены.
  • Основы доврачебной медицинской помощи.
  • Теория и методика воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
  • Права ребенка.
  • Нормы и правила охраны труда, здоровья и жизни воспитанников.
  • Правила ухода за детьми.
  • Санитарно-гигиенические нормы, касающиеся содержания и ухода за имеющимся инвентарем, оборудованием и помещениями.

Деятельность младшего воспитателя регламентируется законодательными и нормативными актами, а также внутренними документами ДОУ.

Квалификационные требования к воспитателю ДОУ

Эта должность подразумевает наличие среднего специального или высшего педагогического образования без фиксации на рабочем стаже. Воспитатель должен обладать профильными знаниями и умениями, уметь работать с детьми разных возрастов, применять на практике полученные теоретические знания.

Квалификационные требования к должности старший воспитатель

Предполагается наличие высшего профессионального образования и стаж работы воспитателем как минимум 2 года. Самостоятельная должность старшего воспитателя не предусматривает непосредственной работы с детьми.

Аттестация воспитателя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *