Кто должен платить за уличное освещение? Согласно букве закона – муниципальный бюджет. Он же, муниципалитет, несет и ответственность за обслуживание и ремонт сети уличного освещения муниципального образования.

Но вот в чем вся штука: столбы, фонари и провода должны быть официальными и состоять на балансе. Тогда при планировании бюджета на их содержание выделяется специальная статья расходов. И нет проблем: столбы стоят, фонари светят, местный бюджет платит – прохожие по ночам не ломают ноги.

Но что делать, если ни столбов, ни фонарей нет? Вот тут-то наша бюрократическая машина и показывает себя во всей красе: администрация МО составляет письмо в местную энергосбытовую организацию с просьбой разработать проект освещения улиц деревни, вкопать столбы, повесить на них фонари, подвести к ним электричество и установить приборы учета. Все это стоит определенных денег, причем немаленьких, которых, зачастую, в местных бюджетах просто нет.

Вот и продолжают жители деревни в темноте ломать ноги. Поэтому наиболее находчивые и при этом не особо законопослушные граждане сами ставят столбы, сами вешают на них фонари и запитывают их от уличной сети, то есть, мимо счетчиков. Одно дело – фонарь над собственным крыльцом, запитанный от внутренней домовой сети. И его установка, по большому счету, должна производиться профессиональным электриком, но на такие «самовольства» власти обычно смотрят сквозь пальцы. Главное, чтобы потребители электроэнергии своевременно оплачивали счета. Но кто ж будет терпеть неприкрытое воровство?

Такие вот воришки были пойманы с поличным в одной из деревень Ивановской области: они самовольно обустроили себе уличное освещение, а электроэнергию просто воровали. Теперь недобросовестным гражданам грозит не только административная, но и уголовная ответственность. В каком объеме – решит суд.

Дата: 7 марта, 2017 | Рубрика: Вопросы и Ответы
Метки: Освещение улиц

Этот материал подготовлен специалистами компании «ЭлектроАС».
Нужен электромонтаж или электроизмерения? Звоните нам!

Наталья Алексеевна
Проживаем в селе Манторово Пензенской области. Глава поселения на наш вопрос о том, кто должен оплачивать свет на улице сказал следующее: «Фонарь находится на территории вашего дома, значит, квитанции будут приходить вам. Не хотите платить за всю улицу, ходите по домам и собирайте деньги в равных долях». Возмущение наши не принял. Разве оплатой освещения улиц занимаются сами жильцы? Мы были уверены, что оплата общей территории возлагается на администрацию сельского поселения.

Ответ
На основании статьи 14 пункта 1 подпункта 19 и статьи 16 пункта 1 подпункта 25 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц относится к вопросам местного значения. Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию объектов уличного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на уличное освещение, амортизация объектов уличного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей уличного освещения и т.п.) должны возмещаться за счёт средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьём балансе находятся объекты уличного освещения.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 9 января 2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения
(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ.)
1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ.)
19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ.)

Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
25) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ.)

Прочая и полезная информацияПрочая и полезная информация

Кто обслуживает уличное освещение на столбах

  • Подсветка архитектурных объектов и памятников является обязательной мерой при организации осветительной системы улицы;
  • Освещение главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражательных свойств;
  • Каждый объект предусматривает определенный уровень горизонтальной освещенности, например, для магистралей этот параметр соответствует 20 лк, автодороги районного значения освещаются в пределах 15 лк, а для улиц местного значения достаточно 4-6 лк.

Кроме того, для уличного светильника были сформулированы особые требования, предъявляемые к степени защиты плафона, так как на крупных автодорогах уровень запыленности очень высок. Например, если интенсивность движения на дороге превышает 2 000 единиц автомобилей в час, то светильник должен иметь степень защиты IP54.

Кто отвечает за уличное освещение

За поддержание фонарей в рабочем состоянии и осуществление их своевременного обслуживания отвечают коммерческие предприятия – энергоснабжающие компании или электросети, с которыми был заключён договор. Контролировать деятельность данных организаций обязуется администрация города.

Однако не стоит сразу судиться с муниципалитетом из-за отсутствия работающих лампочек в уличных фонарях. Сначала попробуйте обратиться в местную управу и организацию, занимающуюся обслуживанием конкретной улицы либо её участка (данная информация должна быть предоставлена вам в письменном ответе администрации).

Уличное освещение городов, цели, задачи, нормативы

Помимо перечисленных, данная компания, также решает задачи, связанные с проектированием систем освещения, что далеко не так просто, как кажется. Кроме соблюдения технических требований, подбора оптимального оборудования, и места размещения, необходимо учитывать и тот факт, что очень часто необходимо сохранить архитектурную гармонию, между старинными зданиями и современными осветительными приборами. Нередко, тот или иной исторический объект требует дополнительной подсветки, но использовать настенные светильники не представляется возможным – строение имеет историческую ценность, является архитектурным памятником и защищено законом. В этом случае приходится применять какие-то нестандартные решения. Дополнительно отметим, что в ведении акционерного общества находятся и вопросы управления освещением уличных рекламных стендов, и эксплуатацией разнообразной праздничной иллюминации. Для того, чтобы осознать масштаб выполняемой работы и уровень ответственности предприятия, занимающегося вопросами освещения Москве, вспомните, что бывает, если в каком-нибудь небольшом городе отключается свет на улице, или на ее участке? Возникает ощущение дискомфорта, на темный участок, как правило, никто старается особо не заходить. А теперь представьте аналогичное событие, в масштабах Москвы. Где интенсивность дорожного движения выше в разы. Так вот, можно смело утверждать, что отсутствие освещения на одной из улиц мегаполиса может привести к транспортным проблемам, при отключении нескольких улиц проблемы будут расти как снежный ком. И если вообразить себе ситуацию, что без уличного освещения останется весь город, даже на короткое время, то это приведет к полной остановке всего уличного движения, и серьезным проблем, связанным с ростом преступлений и правонарушений – все просто может погрузиться в хаос.

Это очень кратко. Если подходить более подробно, то очевидно, что любой человек чувствует себя и спокойнее, увереннее при нормальном освещении. Соответственно, и недостаточное и избыточное не будет этому способствовать. Как и его полное отсутствие. О двух других целях расскажем более детально.

Что следует знать о расстоянии между столбами при создании уличного освещения

Эти параметры, хоть и косвенно, могут оказать влияние на расстояние между столбами. Любое изменение положения столба будет влиять на конус света, создаваемого фонарем. Если нет возможности соблюсти такие требования размещения опор, тогда пролеты между ними нужно будет уменьшить в пропорциональном соотношении.
В черте города высота осветительных опор должна составлять 20 м. Но этот параметр должен быть экономически и технически обоснованным, а также удобным в обслуживании.

При этом каждый случай установки опор для наружного типа освещения в городе, в деревне или даче будет регулироваться различными пунктами и иметь разные пункты реализации, в том числе и расстояние, существующее между столбами.
По регламентирующей документации расчет протяженности пролета (расстояние между двумя соседними столбами) должен опираться на следующие параметры:

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

При соблюдении таких требований не всегда получается выполнить необходимое расстояние между столбами, на которых размещены уличные светильники. Ведь смещение опоры может сменить пропорциональность радиусов потока света, а следовательно, придется пересчитать дистанцию пролетов, чтобы те были одинаковыми.

При монтаже столбов под освещение нужно знать не только дистанцию между соседними опорами, но и то, сколько метров должно быть до элементов дорожного и архитектурного значения по всей протяженности улиц, дорожного покрытия и площадей. Поэтому также необходимо учитывать прописанные нормы в регламентирующей документации перед началом планирования размещения осветительных столбов. К этим нормам можно отнести следующие нюансы:

Нормы уличного освещения в частном секторе

Вопросы освещения улиц в муниципальных образованиях находятся под контролем исполнительных (муниципальных) органов власти, которые, в свою очередь, привлекают на договорной основе организации, обслуживающие технические объекты, обеспечивающие освещение улиц. Для того, чтобы появилось уличное освещение на определенной территории необходимо обратиться с заявлением на имя главы администрации муниципального образования. Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней.

В соответствии с п. 4, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электроснабжения населения, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц …).

Есть ли какие-либо нормы уличного освещения в сельской местности

Хотел бы уточнить есть ли какие-либо нормы уличного освещения в сельской местности, каким оно должно быть и кто отвечает за его организацию? Проживаем в достаточно крупном населенном пункте, много организаций, в том числе государственных а освещения очень слабо организовано. Фонарей всего несколько штук. В темное время суток приходится с карманным фонарем ходить. Просим разъяснить куда первоначально нужно подать жалобу по данной проблеме и что делать, если получим отказ или ничего не означающую отписку

Организация уличного освещения входит в компетенцию органов местного самоуправления городского / сельского поселения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как добиться освещения возле дома в частном секторе

Однако, по настоянию территориального управления администрации города Кирова по Нововятскому району силами МУП «Кировсвет» по ул.Маяковского на участке от ул.Линейная до ул.Блюхера установлено 4 новых светильника уличного освещения и один — на участке от ул.Блюхера до ул.Тухачевского.

На территории Нововятского района в октябре-декабре 2016 года организацией ООО «Вятэнергосервис» по договору с ПАО МРСК «Центра и Приволжья» производились работы, связанные с заменой опор и проводов ЛЭП 0,4 кВ в микрорайоне Крутиха. Это делалось для улучшения качества электроснабжения и снижения количества отключений в будущем.

Освещение загородного дома и участка

При проведении расчётов и проектных работах особое внимание уделяется технико-экономическому анализу. Применение современных световых приборов позволяет значительно уменьшить энергопотребление. Инновационное светодиодное освещение дома даёт возможность сократить затраты на содержание дома без малейшего ущерба для его качества. Особое внимание при проектировании уделяется вопросам безопасности использования осветительных приборов.

Особую популярность в последнее время приобретает имитация проводки под старину. Витой двухжильный провод устанавливается на фарфоровых изоляторах. Выключатели вместо клавиши включения имеют поворотный привод контактной группы. Стилизованные под определённую эпоху осветительные приборы подбираются в соответствии с принятой стилистической концепцией оформления помещений.

Нормы уличного освещения обязательны к исполнению при проектировании. В основном нормы уличного освещения касаются показателей яркости и освещённости автомобильных дорог. Разделение происходит на основании категорий объектов. Поэтому прежде чем искать нужное значение, необходимо определить класс автодороги в соответствии с существующей документацией. Если это невозможно – для ориентира можно использовать самые простые показатели: число полос движения и ориентировочную пропускную способность.

Настоящие стандарты и нормативные документы распространяются на уличное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов уличной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Настоящие стандарты обязательно применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок уличного освещения.

Нормы уличного освещения регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Нормы уличного освещения в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Также стоит учесть требования ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное.

Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.

Угол наклона светильника должен быть 80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.

Максимальное значение яркости

Угол установки 80 град – 30 Кд

Угол установки 90 град – 10 Кд

на 1000 Лм светового потока светильника.

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.

Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:

Угол установки 80 град – 50 Кд

Угол установки 85 град – 30 Кд

Угол установки 90 град – 10 Кд

соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.

Нормы уличного освещения

Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Нормы уличного освещения в городе

Таблица взята

Освещаемые объекты Средняя освещенность
Еср, лк
не менее
Распределение освещенности
Емин / Еср
не менее
1 П1. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов 20 0,30
2 П2. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха 10 0,30
3 П3. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов 6 0,20
4 П4. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений 4 0,20
5 П5. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов 2 0,10
6 П6. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов 1 0,10

Нормы уличного освещения в городе

Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов.
Таблица взята

Нормы уличного освещения

Освещаемые объекты Средняя освещенность
Еср, лк
не менее
Распределение освещенности
Емин / Еср
не менее
1 А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города)
– с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
30 0,35
2 А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города)
– с пропускной способностью 7 000 – 9 000 ед/ч
20 0,35
3 А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города)
– с пропускной способностью 4 000 – 7 000 ед/ч
20 0,35
4 А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города)
– с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч
20 0,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги – Б
5 Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города)
– с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч
20 0,35
6 Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города)
– с пропускной способностью 2 000 – 5 000 ед/ч
15 0,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги – В
7 В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города)
– с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч
15 0,25
8 В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города)
– с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч
10 0,25
9 В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах)
– с пропускной способностью 500 – 2 000 ед/ч
6 0,25
Обособленный трамвайный путь
10 Обособленный трамвайный путь 10

Нормы уличного освещения в сельской местности

Ниже приведем перечень норм освещения в сельской местности. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Равномерность освещения в сельской местности должна составлять не менее 0.25.

Улицы и дороги сельских поселений
11 Главные улицы, площади общественных и торговых центров 10
12 Основные улицы ы жилой застройке 6
13 Второстепенные (переулки) улицы ы жилой застройке 4
14 Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов 2

Кто оплачивает уличное освещение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *