ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Задача 1

Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня. Необходимо определить принадлежность характеристик уровней к их наименованиям (соединив их стрелочками).

Уровни регулирования бухгалтерского учета

Задача 2

Определите, к какому законодательному уровню относятся следующие бухгалтерские документы:

Документ

Уровень

1. Федеральный закон «Об акционерных обществах»

2. План счетов бухгалтерского учета

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»

4. Учетная политика организации

5. Устав предприятия

6. Приказ о предоставлении очередного трудового отпуска

7. Штатное расписание

8. Налоговый кодекс РФ

9. Трудовой кодекс РФ

10.Постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы

11.Инструкция по применению Плана счетов бухгал­терского учета

12. График документооборота

13. Коллективный договор

Задача 3

Необходимо определить виды хозяйственного учета:

Задача 4

Необходимо определить, какие измерители используются для учета следующих хозяйственных операций:

1. Учет поступления материалов – в натуральном (шт., кг, кв. м. и т.д.) и денежном измерении (количественно – суммовой);

2. Начисленная заработная плата сотрудникам организации – в денежном выражении;

3. Показатель производительности труда – в трудовом выражении (ед./час, шт./мин. и т. д.);

4. Недостача материалов, выявленная на складе в натуральном (шт., кг, кв. м. и т.д.) и денежном измерении (количественно – суммовой);

5. Норма расхода материалов на единицу продукции – в натуральном выражении;

6. Себестоимость продукции – в денежном выражении;

7. Выручка от продажи готовой продукции – в денежном выражении;

8. Денежные средства в кассе – в денежном выражении;

9. Продукция на складе – в натуральном (шт., кг, кв. м. и т.д.) и денежном измерении (количественно – суммовой);

10. Норма выработки – в трудовом выражении (ед./час, шт./мин. и т. д.).

Задача 5

Определите, к какому виду учета относятся указанные операции:

Учет материалов на складе

Площадь земельного участка

Ежедневный курс валют

Учет движения денежных средств в кассе

Численность работающих

Уровень квалификации кадров

Номенклатура используемых материалов —

Количество единиц оборудования

Ежемесячный уровень инфляции

Перепись населения

Расчет стоимости готовой продукции

Количество отработанного времени

ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе данных выполнения задачи необходимо произвести группировку хозяйственных средств ООО «Людмила» по составу и размещению на 01 января 2016 года.

Данные для выполнения задачи:

Состав хозяйственных средств ООО «Людмила» на 1 января 2016 г.

Наименование хозяйственных средств и их источников

Сумма, руб.

Задолженность по оплате труда рабочим и служащим

538 000

Основные материалы на складе

Клещи

Задолженность перед бюджетом

56 000

Незавершенное производство

6 300

Хозяйственный инвентарь

9 000

Денежные средства на расчетном счете

128 000

Добавочный капитал

371 000

Задолженность по стразовым взносам

32 000

Нераспределенная прибыль

223 000

Здание склада готовой продукции

1 039 000

Задолженность банку по кредиту сроком на два года

198 000

Готовая продукция на складе

38 200

Кондиционеры

26 000

Задолженность прочим кредиторам

390 000

Топливо

15 400

Валютный счет

Наименование хозяйственных средств и их источников

Сумма, руб.

Уставный капитал

2 612 000

Здание производственное

1 206 000

Наличные денежные средства в кассе

Запасные части для ремонта оборудования

Задолженность Иванова А.Л. по подотчетным суммам

Задолженность по краткосрочному кредиту банку

145 000

Инструменты

Производственное оборудование

1 306 000

Масло машинное

4 700

Растворитель

2 000

Персональные компьютеры

152 900

Легковой автомобиль

300 700

Грузовой автомобиль

381 600

Белила цинковые

2 990

Резервный капитал

104 000

Контрольная сумма: 4 669 000 руб.

ТЕМА 3.Учет наличных денежных средств.

Необходимо:

  1. записать корреспонденцию счетов (табл. 1);
  2. определить остаток денежных средств в кассе на конец дня;
  3. заполнить приходные и расходные кассовые ордера;
  4. заполнить лист кассовой книги;
  5. заполнить журнал-ордер № 1.

Содержание хозяйственной операции

Вариант 1, руб.

Остаток денежных средств на начало дня (лимит) в кассе

15 000

Выданы деньги зав. ремонтной мастерской: под отчет на командировочные расходы для поездки на семинар

2 800

Получены с расчетного счета деньги в кассу для выдачи оплаты труда

142 500

Выданы деньги под отчет агроному на приобретение измерительных приборов

3 500

Принята выручка от подотчетного лица за реализованную продукцию через торговую точку

8 540

Принята от шофера недоиспользованная подотчетная сумма

Принята доплата за спецодежду от работников предприятия

Выдана оплата труда по расчетно- платежной ведомости

142 500

Получены с расчетного счета деньги на хозяйственные расходы

5 000

Получены с расчетного счета деньги в кассу на командировочные расходы

5 000

Выдан аванс на командировку зам.директора

5 000

Выданы деньги подотчет зав.складу для приобретения материалов

1 500

Принята в кассу оплата родителей за детсад

1 450

Получены деньги в кассу для оказания материальной помощи сотруднику

1 200

Выдана материальная помощь доярке

1 200

Получены деньги в кассу для выдачи зарплаты

28 000

Выдана зарплата

26 500

Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы

Депонирована не полученная зарплата (найти самостоятельно)

1 500

Возвращена на расчетный счет не выданная зарплата (найти самостоятельно)

1 500

Оплачена наличными деньгами покупателями купленная продукция

9 500

Оплачена работниками стоимость путевок

5 000

Погашена кладовщиком сумма недостачи

Возмещены перерасход подотчетных сумм

Внесены наличные деньги на расчетный счет из кассы (найти самостоятельно)

14 040

Остаток на конец дня (лимит) денежных средств в кассе (найти самостоятельно)

15 000

Цель: необходимо произвести учет денежных средств на расчетных счетах организации в банках.

Задание:

  1. записать корреспонденцию счетов;
  2. определить остаток денежных средств на расчетном счете на конец периода;
  3. дать классификацию учетным регистрам;

4) заполнить журнал — ордер № 2;

Таблица 1 -Журнал хозяйственных операций

Содержание хозяйственной операции

Вариант 1, руб.

Остаток денежных средств на расчетном счете на начало периода, согласно выписки банка

256 000

Списаны деньги с расчетного счета в кассу для выдачи зарплаты

42 500

Поступила дебиторская задолженность

275 000

Оплачен счет № 830 комбикормового завода за полученный комбикорм

175 000

Оплачен счет № 220 горэлектросети

60 000

Получены с расчетного счета деньги на хозяйственные расходы

5 000

Получены с расчетного счета деньги в кассу на командировочные расходы

5 000

Погашена краткосрочная ссуда с расчетного счета

200 000

Поступили денежные средства по ранее выставленной претензии

50 000

Перечислен налог на прибыль с расчетного счета

15 000

Поступили денежные средства от страховой организации

45 000

Оплачен счет № 630 горгазу

30 000

Поступили денежные средства от мясокомбината

85 000

Получены деньги в кассу для оказания материальной помощи сотруднику

1 200

Оплачен счет племенного хозяйства

18 000

Перечислен в бюджет НДФЛ

1 700

Перечислены налоги по социальному страхованию и пенсионному обеспечению

6 000

Получены деньги в кассу для выдачи зарплаты

28 000

Возвращена на расчетный счет не выданная зарплата (найти самостоятельно из задания 1 операция 19)

1 500

Получен долгосрочный кредит на покупку трактора

360 000

Оплачен купленный трактор

360 000

Внесены денежные средства из кассы на расчетный счет (найти самостоятельно из задания 1 операция 24)

14 040

Перечислены алименты

1 950

Остаток денежных средств на расчетном счете на конец периода, согласно выписки банка

137 190

Тема 4. Бухгалтерский баланс

Необходимо произвести корреспонденцию счетов и составить бухгалтерский баланс (таблица 4.2) по данным таблицы 4.1.

Таблица 4.1 — Состав имущества предприятия и источников образования имущества предприятия

Наименование имущества предприятия

Сумма, тыс. руб.

Топливо — запасы

Производственное оборудование в цехах – основные средства

Товары для перепродажи — запасы

Тара – запасы

Аванс у агента отдела снабжения – дебиторская задолженность

Касса – денежные средства

Прочие денежные средства — денежные средства

НДС по приобретенным ценностям – НДС по приобретенным ценностям

Основные материалы — запасы

Прочие дебиторы – дебиторская задолженность

Ценные бумаги – финансовые вложения

Нематериальные активы – нематериальные активы

Расчетный счет – денежные средства

Вспомогательные материалы — запасы

Сети 0,4+ОКВ – основные средства

Вакуумные выключатели – основные средства

Подотчетные лица – дебиторская задолженность

Прочие материалы — запасы

Покупные полуфабрикаты — запасы

Расходы будущих периодов — запасы

ЛЭП 35-110 кВ – основные средства

Силовое оборудование (трансформаторы) – основные средства

Воздушные линии электропередач (ВЛ 6-10 кВ)-основные средства

Подстанция ПС-110кв-основные средства

Валютный счет-денежные средства

Задолженность завода за полученное от поставщиков топливо

Задолженность по налогам и сборам

Уставный капитал

Резервный капитал

Прочие кредиторы

Долгосрочные кредиты банка

Задолженность перед внебюджетными фондами

Задолженность перед персоналом

Краткосрочные кредиты

Долгосрочные займы

Задолженность прочим кредиторам

Доходы будущих периодов

Прибыль отчетного года

Задолженность по НДС

Резервы предстоящих расходов

Нераспределенная прибыль прошлых лет

ДЕЛОВАЯ ИГРА Учет расчетов с персоналом по оплате труда

1. Создайте организацию и примите себя и своих однокурсников на работу с помощью приказа о приеме на работе

2. Заполните штатное расписание и табель учета рабочего времени исходя из перечня студентов вашей группы.

3. Заполните расчетно-платежную ведомость.

4. Заполните журнал хозяйственных операций с учетом удержаний из заработной платы и расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Данная работа готова. Стоимость 500 руб.

Для получения полной работы выбрать меню «заказ»,

код работы КМ337

или обратиться по адресу в Контакте https://vk.com/id269359570

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.). Тест: Знаете ли вы Конституцию РФ? Подробнее

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 15

С разработки организационно — правовых документов (ОПД) собственно и начинается жизнедеятельность организации. Организационно — правовые документы необходимы для того, чтобы создать организацию, установить ее структуру, определить штатную численность, функции структурных подразделений, совещательных, коллегиальных органов, установить режим работы, осуществить организацию труда и распределение обязанностей между работниками, определить порядок реорганизации и ликвидации организации.

Наиболее распространенные организационно-правовые документы:

  • устав организации;
  • положение об организации;
  • положение о структурном подразделении организации;
  • положение о коллегиальных и совещательных органах учреждения;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • инструкции по отдельным видам деятельности;
  • должностные инструкции.

Все вышеперечисленные документы и составляют основу организационно-правовой документации предприятия или учреждения. Именно через организационно-правовые документы реализуется одна из основных управленческих функций — организационная, в рамки которой вписывается, в частности, юридическое оформление создания организации, установление ее организационно-штатной структуры и численности персонала, регламентация деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений, включая регулирование вопросов взаимодействия между ними, формирование и регламентацию деятельности совещательных органов организации, установление режима работы персонала, подразделений, служб, определение порядка проведения реорганизационных мероприятий и некоторые другие вопросы (например, лицензирование определенных видов деятельности, установление особого порядка работы и т.д.).

Документам организационно-правовой группы присущи некоторые общие характерные черты. Помимо того, что именно через них в рамках организации осуществляется реализация норм административного права, можно также отметить следующее:

1. Содержание организационно-правовых документов составляют положения, подлежащие обязательному выполнению всеми сотрудниками организации, и составляющие в своей совокупности организационно-правовую базу для нормального функционирования предприятия или учреждения. Эти документы содержат в себе положения, которые как бы определяют границы правового поля, в рамках которых сотрудники организации могут осуществлять свои полномочия.

2. Организационно-правовые документы — документы прямого действия, затрагивающие, как правило, комплекс взаимосвязанных вопросов.

3. Введение организационно-правовых документов в действие всегда осуществляется после утверждения документа соответствующим руководителем (руководителем вышестоящей организации, данной организации или начальником структурного подразделения в зависимости от категории документа).

4. Организационно-правовые документы относятся к документам бессрочного действия и сохраняют свою юридическую силу до момента их отмены или введения в действие новых взамен устаревших. Практика показывает, что при нормальном режиме работы организации большинство организационно-правовых документов подвергается переработке примерно раз в 4-6 лет. Значительно чаще (в среднем раз в год) содержание рассматриваемых документов уточняется. Внесение изменений и дополнений в организационно-правовые документы производится распорядительным документом (приказом руководителя организации).

Исключением является штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно.

5. Подготовке организационно-правовых документов всегда предшествует конкретизированная по срокам и последовательности осуществления процедура их проектирования, разработки и согласования.

6. Для организационно-правовых документов существуют единые требования к порядку и стилю изложения их содержания.

Рассмотрим перечисленные виды организационно-правовых документов более подробно.

Устав организации представляет собой основной организационно-правовой документ, регламентирующий важнейшие вопросы функционирования организации, включая порядок ее образования и реорганизации (ликвидации).

Устав организации — это правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права предприятия, организации, учреждения. Устав регулирует деятельность организаций, предприятий, учреждений независимо от формы собственности и сферы деятельности.

Общие положения, определяющие наименование вида учредительного документа, порядок составления и содержания текста, приведены в Гражданском Кодексе РФ (ч. I, гл. 4). Так, организация, являющаяся юридическим лицом, «действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида» (ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор — правовой акт, которым стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, функционированию, реорганизации и ликвидации. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками).

Положение об организации — правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи, функции, права, ответственность, порядок деятельности. На основании положения действуют государственные и муниципальные некоммерческие организации, выполняющие свои функции за счет средств бюджета.

Как правило, устав организации содержит в себе следующие основные разделы:

Первый раздел «Общие положения» должен содержать в себе сведения о:

  • полном и сокращенном фирменном наименовании организации;
  • статусе организации;
  • предмете деятельности организации;
  • нормативных документах, регламентирующих деятельность организации;
  • наличии у данной организации филиалов, дочерних предприятий и представительств;
  • наличии у данной организации зарегистрированного товарного знака (знака обслуживания) и прочих атрибутов юридического лица (банковские счета, печати и штампы, фирменные бланки и т.п.);
  • почтовом (юридическом) адресе организации.

Второй раздел «Сведения об уставном капитале организации» содержит:

  • общие сведения о соучредителях (участниках) организации;
  • размеры вкладов соучредителей (участников) организации;
  • условия изменения (пересмотра) размеров уставного капитала;
  • имущественные права участников по отношению к отдельным объектам в имущественном составе организации;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества.

В третьем разделе «Организационно-правовые основы деятельности организации» определяются:

  • цели деятельности организации;
  • виды (направления) деятельности организации;
  • механизм взаимоотношений организации с партнерами;
  • права участников организации при осуществлении ее финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый раздел «Управление организацией» регламентирует:

  • структуру и основные задачи управления организацией;
  • состав органов управления;
  • полномочия органов управления.

В этом же разделе, в зависимости от формы управления организацией, должны особо оговариваться: сроки созыва и порядок проведения общих собраний акционеров, порядок и сроки проведения выборов членов совета директоров, общий порядок деятельности исполнительных органов, порядок и сроки проведения проверок деятельности организации, а также информирования о результатах проверок участников (сотрудников) организации и т.д.

Пятый раздел «Правила ведения учета и отчетности в организации» устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерский и статистической отчетности;
  • порядок представления сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации в Государственную налоговую инспекцию;
  • порядок и сроки подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности организации, а также информирования об этом участников (сотрудников) организации.

В разделе «Порядок использования прибыли и иных накоплений организации» должны найти свое отражение вопросы: распределения и последующего использования прибыли и порядка использования иных накоплений организации (страховой фонд, резервный фонд и др.).

Седьмой раздел «Порядок прекращения деятельности организации» устанавливает: порядок ликвидации организации и порядок изменения характера деятельности организации.

В заключительном разделе «Особые вопросы деятельности организации» оговаривается порядок разрешения споров организации с прочими юридическими и физическими лицами, а также некоторые другие вопросы, являющиеся отражением специфики деятельности той или иной организации и требующие документального разъяснения (регламентации).

Наряду с вышеперечисленными разделами в устав организации могут быть включены и иные разделы, содержание которых будет, прежде всего, отражать особенности порядка функционирования организации.

Законы Российской Федерации, регулирующие порядок создания организаций разных организационных — правовых форм, содержат соответствующие положения о требованиях к уставу организации того или иного типа.

По Закону об акционерных обществах, по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Общество обязано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества.

Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, или решения совета директоров общества, принятого единогласно.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация физических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом).

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы регистрирующим органом включаются в государственный реестр.

Закон определяет также перечень документов, представляемых юридическим лицом в регистрирующий орган при создании, реорганизации или ликвидации организации. В частности, при создании юридического лица в состав этих документов входят учредительные документы (учредительный договор и/или устав) — подлинник или нотариально заверенная копия.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, или не позднее пяти дней — отказ в государственной регистрации юридического лица. Решение об отказе должно быть обоснованным. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4. Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами. На титульном листе устава указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления документа, гриф утверждения устава учредителями или участниками. На подлиннике устава регистрирующий орган проставляет отметку о регистрации устава. Гриф утверждения на уставе заверяется печатью организации. Печатью органа государственной регистрации заверяется отметка о регистрации.

Нормативными правовыми актами установлены типовые и примерные формы уставов организаций и предприятий, различных организационно-правовых форм, например, Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 (в ред. указов Президента от 16.11.1992 № 1392, от 31.12.1992 № 1705) утвержден Типовой устав акционерного общества открытого типа; письмом Центрального банка РФ от 15 апреля 1996 г. № 15-4-1/1342 предложен Примерный устав акционерного коммерческого банка и др.

Положение о структурном подразделении организации — организационно-правовой документ, конкретизирующий правовое положение, порядок повседневного функционирования, а также вопросы соподчиненности и взаимодействия данного подразделения с другими структурными единицами.

Несмотря на то, что структура текста «Положения…» ни в одном из действующих нормативных документов жестко не закреплена, тем не менее, она достаточно устойчива, можно сказать, стандартна. Как правило, типовое «Положение…» содержит в себе следующие основные разделы:

1. Общие положения. Раздел содержит в себе сведения о:

  • полном официальном и условном наименовании подразделения;
  • статусе подразделения;
  • направлениях деятельности подразделения;
  • нормативных документах, регламентирующих деятельность данного подразделения.

2. Предназначение, задачи и функции подразделения. В данном разделе последовательно раскрываются предназначение данного подразделения, его основные задачи и важнейшие функции. Содержание раздела должно наглядно показывать роль и место данного подразделения в деятельности организации.

3. Структура, состав, оснащение подразделения. Здесь последовательно излагаются сведения о структуре подразделения, его численном составе и технико-технологическом оснащении. Содержание данного раздела должно включать в себя всю необходимую информацию по освещаемым вопросам, но без чрезмерной детализации. При раскрытии структуры подразделения необходимо пояснить, почему выбран именно такой ее вариант, а для численного состава — дать процентное соотношение работников руководящего звена, основного и обслуживающего персонала.

4. Организация управления и обеспечения подразделения. Раздел целесообразно изложить в такой последовательности:

  • руководящий состав (руководящие органы) подразделения;
  • общая организация управления повседневной деятельностью подразделения;
  • управление подразделением в оперативном режиме;
  • основные направления обеспечения повседневной деятельности подразделения;
  • полномочия руководящего состава (руководящих органов) подразделения при осуществлении управления и обеспечения.

5. Организация взаимодействия подразделения с другими структурными единицами. Раздел содержит последовательное описание организации взаимодействия подразделения с другими подразделениями в вопросах:

  • получения и передачи информации и документации;
  • получения и передачи готовой или промежуточной продукции;
  • взаимодействия по иным направлениям и при организации работы в оперативном режиме.

Перечисленные пункты в обязательном порядке должны содержать конкретные указания о сроках и последовательности (взаимной согласованности) действий сторон, периодичности представления сведений, документов, материалов и т.п.

6. Ответственность основных категорий работников подразделения. Раздел устанавливает виды дисциплинарной, административной и, при необходимости, уголовной ответственности, которую может нести должностное лицо подразделения в случае невыполнения своих обязанностей. Формулировки данного раздела должны выделяться предельной четкостью и ясностью.

7. Особые вопросы деятельности подразделения. В разделе оговаривается порядок разрешения спорных ситуаций с другими структурными единицами организации, а также иные вопросы, отражающие специфику деятельности того или иного подразделения.

Титульный лист «Положения…» оформляется на общем бланке организации, на котором указываются: наименование вида документа; номер и дата издания документа; место составления или издания документа; заголовок к тексту документа; гриф утверждения с утверждающей подписью руководителя организации.

Положение о коллегиальном или совещательном органе разрабатывается для регламентации деятельности коллегиальных и совещательных органов учреждения, выполняющих функции руководства. В зависимости от организационно — правовой формы учреждения, организации, предприятия это может быть положение о Совете директоров, положение о Правлении (в акционерном обществе), положение о Коллегии, положение о Научно-техническом совете, положение об Ученом совете и др.

Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет статус органа, сферу его компетенции, состав и принципы формирования (назначение, избрание членов), полномочия членов, порядок проведения заседаний и порядок принятия решений, ответственность членов коллегиального или совещательного органа за принятые решения и некоторые другие вопросы (Приложение 3).

Положение о коллегиальном органе управления утверждается высшим органом управления организации, положение о совещательном органе утверждается руководителем организации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Штатное расписание представляет собой организационно-правовой документ, устанавливающий количественный и качественный состав сотрудников в составе подразделений организации, а также размеры их минимальной фиксированной месячной оплаты труда (оклада) в соответствии с занимаемыми должностями.

Структура штатного расписания почти в точности повторяет структуру самой организации, для нужд которой данное расписание разработано — по сути, это перечень должностей сотрудников организации по подразделениям с указанием размеров соответствующих данным должностям окладов. При этом порядок перечисления структурных подразделений, а также должностей в них определяется руководителем организации.

Перечисление структурных единиц внутри подразделений производится в порядке их нумерации. Перечисление должностей обычно начинается с должностей ведущих и главных специалистов, затем следуют специалисты старшего, среднего и младшего звена. При значительном количестве должностей принято выделять группы управленческих должностей, должностей по основной специальности (или нескольким таким специальностям) и, группу должностей обслуживающего и вспомогательного персонала. Внутри указанных групп должности располагаются в порядке убывания.

Документ входит в УСОРД и имеет унифицированную форму. Документ разрабатывается на общем бланке организации с указанием наименования вида документа и заголовка к тексту.

С учетом специфики содержания и размещения данных, штатное расписание более удобно оформлять в виде таблицы. Для расположения таблицы такого вида целесообразно использовать листы формата A3 или А4 (альбомный разворот). Наименование подразделений и наименование должностей указываются в именительном падеже. Количественные показатели штатного расписания — общая численность должностей — подытоживаются по каждому подразделению и за организацию в целом, с учетом имеющихся в организации неполных штатных единиц.

Штатное расписание разрабатывается в планово-производственном отделе (ППО) (или ином аналогичном по предназначению подразделении организации), ежегодно по состоянию на 1 января.

В процессе отработки проекта расписания на предстоящий год документ визируется заместителями руководителя организации (по производству, управлению, персоналу), а также руководителями финансового и юридического отделов (бухгалтером и юристом).

Уточненный, согласованный и полностью откорректированный документ после тщательной проверки подписывается ответственным разработчиком (обычно — начальником ППО). Как и прочие организационно-правовые документы, штатное расписание подлежит утверждению руководителем.

Правила внутреннего трудового распорядка — организационно-распорядительный документ, детально регламентирующий вопросы повседневной деятельности организации.

Документ этот жестко структурирован и состоит из следующих разделов:

1. Общие положения включают в себя: упоминание о важнейших конституционных гарантиях для работников в области права на труд; порядок введения документа в действие; цели, достигаемые введением в действие данного документа.

2. Порядок приема и увольнения персонала. Раздел определяет: процедуру приема персонала на работу; перечень документов, подлежащих проверке при приеме на работу; процедуру увольнения персонала; порядок перемещения сотрудников на другие должности (на другие виды работы); порядок досрочного расторжения трудового договора по инициативе работника и администрации.

3. Общие обязанности сотрудников. Раздел содержит перечень основных обязанностей работников организации, подлежащих исполнению ими в своей повседневной деятельности.

4. Общие обязанности администрации. Излагается перечень основных обязанностей администрации организации, подлежащих исполнению их в повседневной деятельности, в том числе:

  • обязанности администрации по обеспечению сотрудников работой;
  • обязанности администрации по созданию и поддержанию безопасных условий труда;
  • обязанности администрации по своевременному и справедливому вознаграждению труда сотрудников;
  • обязанности администрации по управлению и всестороннему обеспечению деятельности организации;
  • обязанности администрации по осуществлению хозяйственного (научного, технического и т.п.) взаимодействия предприятия с другими организациями.

При необходимости в разделе может найти отражение содержание иных (особых) обязанностей администрации.

5. Рабочее время и порядок его использования. Данный раздел содержит сведения о:

  • распределении времени для исполнения трудовых обязанностей (продолжительность рабочего дня, рабочих смен, их начало и окончание);
  • распределении времени для отдыха в процессе работы (продолжительность и периодичность перерывов в работе, при необходимости — организация питания сотрудников по сменам);
  • порядке учета отработанного сотрудниками времени;
  • порядке предоставления сотрудникам отпусков.

6. Ответственность сотрудников за нарушения. Порядок поощрения наиболее отличившихся. Раздел включает в себя два подраздела.

Содержанием первого из них определяются виды ответственности сотрудников за различные нарушения, а также конкретные меры воздействия, которые могут быть предприняты администрацией организации в отношении нарушителей. Второй подраздел устанавливает порядок поощрения отличившихся сотрудников, включая виды поощрений.

7. Заключительные положения. В раздел устанавливается порядок пересмотра положений «Правил внутреннего трудового распорядка», а также порядок объявления «Правил внутреннего трудового распорядка» сотрудникам организации.

«Правила внутреннего трудового распорядка» разрабатываются в аппарате заместителя руководителя организации по управлению (сотрудниками кадрового органа). В процессе отработки документа он визируется заместителями руководителя организации (по производству, управлению, персоналу), а также руководителями финансового и юридического отделов.

О введении «Правил внутреннего трудового распорядка» в действие издается соответствующий приказ руководителя организации. При необходимости в содержание документа вносятся соответствующие изменения и уточнения, о чем издается приказ по организации.

Оформление «Правил внутреннего трудового распорядка» производится на листах бумаги формата А4. Титульный лист документа исполняется на общем бланке и должен содержать: наименование вида документа; номер и дату написания документа; место составления; заголовок к тексту документа; текст; подпись разработчика; гриф утверждения с утверждающей подписью руководителя организации.

Должностная инструкция — организационно-правовой документ, устанавливающий для сотрудника (категории сотрудников) конкретные трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Должностные инструкции играют организационную, регламентирующую и регулирующую роль. Они позволяют обеспечить четкое разграничение обязанностей и прав между работниками, исключить параллелизм в выполнении отдельных работ, обеспечить взаимосвязь в работе сотрудников, занимающих различные должности. Кроме того, они позволяют осуществить объективную оценку деятельности работников и являются нормативной основой для применения к ним мер воздействия.

При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работника, иметь четкие и краткие формулировки.

Должностные инструкции разрабатываются на все должности, которые предусмотрены штатным расписанием, кроме должности руководителя подразделения, деятельность которого регламентирует положение о подразделении.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих (утверждены постановлением Минтруда РФ от 06.06.1996 № 32). При разработке должностных инструкций для государственных служащих используются Рекомендации по разработке должностных инструкций (должностных обязанностей) по должностям государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Должностная инструкция оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами должностной инструкции являются: гриф утверждения, наименование вида документа, регистрационный номер, дата, место составления, заголовок к тексту, текст, подпись разработчика.

Текст должностной инструкции, как правило, состоит из разделов:

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности.

3. Права.

4. Ответственность.

5. Взаимоотношения.

Раздел «Общие положения» включает:

  • наименование должности с обозначением структурного подразделения;
  • подчиненность сотрудника и подчиненных сотруднику;
  • порядок назначения на должность и освобождения от должности;
  • перечень нормативных, методических и других документов, которыми руководствуется работник, занимающий данную должность;
  • квалификационные требования (уровень образования, стаж работы);
  • требования к специальным знаниям и навыкам.

В разделе «Должностные обязанности» устанавливается конкретное содержание деятельности работника. В разделе указывают:

  • участок работы, закрепленный за работником (группа решаемых вопросов, направлений работы или перечень курируемых объектов);
  • виды работ, выполняемых работником (следует определять их не только по содержанию, но и по организационно-правовому характеру: «руководит», «готовит», «утверждает», «рассматривает», «исполняет», «обеспечивает» и т.п.).

При перечислении обязанностей их следует разбить на группы:

  • обязанности по разработке, подготовке или участию в составлении документов по конкретным вопросам, находящимся в компетенции работника (приказов, инструкций и т.п.);
  • обязанности по своевременному и качественному сбору, обработке, анализу и использованию информации (сводок, отчетов, справок, устной информации и т.п.);
  • обязанности по использованию работником организационных, методических, инструкторских, контрольно-инспекторских и других форм работы (выезды на места, созыв совещаний или участие в них, проведение семинаров, консультаций, инструктажей и т.п.);
  • обязанности по соблюдению сроков выполнения конкретных действий.

В разделе «Права» устанавливаются полномочия работника, обеспечивающие реализацию возложенных на него обязанностей:

  • право принимать решения, давать указания по конкретным вопросам, самостоятельно подписывать документы в пределах компетенции;
  • право обращаться с предложениями к вышестоящему руководителю;
  • право представительствовать от имени подразделения или организации в других организациях (пределы представительства);
  • право участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к деятельности работника;
  • право требовать необходимую для выполнения возложенных функций информацию (статистическую, экономическую, управленческую и др.);
  • право требовать определенных действий от других работников.

В разделе «Ответственность» устанавливаются критерии оценки работы и мера персональной ответственности работника. Критериями оценки являются объективные показатели, характеризующие качество и своевременность выполнения работы. Ответственность работника определяется в соответствии с действующим законодательством и может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

В разделе «Взаимоотношения» указывается: от кого, в какие сроки, и какую информацию получает работник; кому, какую и в какие сроки представляет; с кем согласовывает проекты подготавливаемых документов; с кем осуществляет совместную подготовку документов и другие вопросы информационных взаимосвязей работника с другими подразделениями, лицами, организациями.

Должностная инструкция подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации или заместителем руководителя, курирующим данное подразделение (Приложение 4).

Визируются должностные инструкции руководителями заинтересованных подразделений, руководителем службы персонала, юристом, а также другими должностными лицами, от действий которых может зависеть ее выполнение. Проставляется дата должностной инструкции и дата ее утверждения.

После утверждения на подлиннике должностной инструкции работник проставляет ознакомительную визу: «С инструкцией ознакомлен, дата, подпись».

Закон об образовании не устанавливает каких-либо специфических требований к перечню учредительных документов образовательных организаций и их утверждению, ссылаясь на общие нормы законодательства РФ (ч. 1 ст. 25). Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). С учетом сказанного в параграфе 7.1, можно сделать вывод о том, что единственным учредительным документом образовательной организации является устав, утвержденный ее учредителем.

Вместе с тем ч. 2 ст. 25 Закона об образовании требует, чтобы в уставе образовательной организации содержалась наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

  • 1) тип образовательной организации;
  • 2) учредитель или учредители образовательной организации;
  • 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Таким образом, положениями ч. 2 ст. 25 требования к содержанию устава образовательной организации не исчерпываются. С одной стороны, дополнительные требования установлены другими статьями Закона об образовании, а с другой — законодательством, регламентирующим деятельность отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. При этом данные требования могут отличаться в зависимости от того, в форме какого юридического лица создана образовательная организация.

Дополнительные требования, установленные Законом об образовании, можно разделить на три группы:

  • 1) нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • 2) нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • 3) нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования:

  • • закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
  • • порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
  • • установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
  • • определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
  • • порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

  • • порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
  • • определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
  • • порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
  • • установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
  • • определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

  • • установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
  • • установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
  • • определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
  • • порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

  • • возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);
  • • право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);
  • • установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

К общим требованиям к содержанию устава образовательной организации можно отнести и п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные указанным Законом и иными федеральными законами.

В дополнение к этому эта же норма предписывает, что устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Следует отметить, что, несмотря на то что устав является учредительным документом, тем не менее он также является и локальным актом, хотя и весьма специфическим. Эту особенность справедливо отмечает М. П. Петров: «Устав образовательной организации имеет определенную специфику. После его утверждения учредителем он используется именно в качестве локального акта, устанавливающего границы и индивидуальные особенности отношений, возникающих в организации».

В отличие от устава как учредительного документа основной задачей иных локальных актов является конкретизация, уточнение, дополнение, а в ряде случаев и восполнение действующего нормативного правового регулирования, его адаптация под существующие педагогические, кадровые, материальные и иные условия конкретной образовательной организации.

Локальный акт можно определить как основанный на нормах законодательства документ, регулирующий внутриорганизационные отношения и принятый (изданный) в установленном порядке.

Локальные акты можно разделить на две большие группы:

  • • локальные нормативные акты, которые содержат обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса (например, правила внутреннего распорядка);
  • • индивидуальные (ненормативные, распорядительные) акты, которые оформляют конкретное индивидуальное решение органа управления образовательной организации (например, приказ о приеме на работу).

Важным требованием ч. 4 ст. 30 Закона об образовании является то, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Также следует обратить внимание на то, что локальными актами нельзя регламентировать вопросы, регулирование которых законодательно закреплено за другими субъектами. Например, согласно ч. 8 ст. 55 Закона об образовании порядок приема на обучение устанавливается Минобрнауки России. Если образовательная организация издаст локальный акт с таким наименованием, то она выйдет за пределы своей правоспособности. Частью 9 данной статьи образовательная организация уполномочена лишь на установление правил приема в части, не урегулированной законодательством. Иначе говоря, она вправе урегулировать лишь организационнотехнические моменты проведения приема поступающих, а также вопросы, которые в соответствии с порядком приема отнесены к компетенции образовательной организации.

Корпус нормативных локальных актов образовательной организации можно разделить на три большие группы:

  • • локальные акты, обязательность наличия которых закреплена законодательно;
  • • локальные акты, регулирующие согласно требованиям законодательства порядок, правила, процедуры и т.д.;
  • • факультативные локальные акты, необходимость принятия (издания) которых самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

Локальные акты первой группы характериззчотся тем, что они должны быть приняты (изданы) образовательной организацией инвариантно и называться именно таким образом, как этого требует законодательство. Например, согласно ч. 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Относительно второй группы локальных актов в законодательстве, как правило, содержатся только требования о том, что данный вопрос должен быть урегулирован на локальном уровне. Например, такие требования содержатся в ч. 2 ст. 30 Закона об образовании. Наименование таких локальных актов и их количество определяет образовательная организация самостоятельно.

  • Петров М. П. Локальные акты организаций высшего образования: правовая природа,виды и основные понятия // Ежегодник российского образовательного законодательства.2014. Т. 9. С. 12.

Устав учреждения — это свод правил, регулирующих деятельность организа­ций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с дру­гими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Уставы, общие для какой-либо сферы деятель­ности, утверждают высшие органы государственной власти и управления, например: «Ветеринарный устав», «Устав желез­ных дорог» и др. Уставы общественных организаций принима­ют и утверждают на съездах этих организаций.

Уставы пред­приятий, учреждений и организаций утверждаются их выше­стоящими органами управления (министерствами, ведомства­ми) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участни­ками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке*.

Общие требования к порядку составления и оформ­ления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

* Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управле­ния), — с. 107.

Устав предприятия — это правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок рабо­ты. Это основной организационный документ в деятельности учреждений, организаций и предприятий различных организа­ционно-правовых форм собственности. Он регулирует взаимо­отношения данной организации с другими организациями, с физическими лицами, права и обязанности в сфере, соответст­вующей направлениям ее деятельности.

Устав является обязательным документом, его содержание и соответствии с законодательством РФ должно включать:

• наименование учреждения, организации, предприятия, его вид;

• местонахождение (почтовый адрес);

• предмет и цель деятельности;

• порядок образования имущества (или уставного капитала, выпуска и распределения акций и т.д.);

• порядок распределения прибыли;

• порядок образования учреждения (организации, пред­приятия), порядок управления и прекращения деятель­ности;

• органы управления (внутренняя организационная структура).

В зависимости от вида организации (учреждения) в типовой устав могут быть добавлены другие сведения:

• для банков — перечень проводимых банком операций и его функции;

• для бирж — сведения о максимальном составе членов, по­рядке их приема, правах и обязанностях, порядке разре­шения споров;

• для акционерных обществ — сведения о категории выпус­каемых акций, условия их приобретения, размеры долей каждого участника и др.*

* Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. — М.,1995, ст.52.

Устав как учредительный документ юридического лица

Нормы об уставах юридических лиц регламентируются Статьёй 52 Гражданского кодекса, а также законами о различных видах юридических лиц, например, Федеральным законом № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 февраля 1998 года (с изменениями и дополнениями).

Устав это правовой акт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *