Полный текст ст. 370 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 370 ТК РФ.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений .

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах .

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями .
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений .

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников ;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях ;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе) ;
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения ;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов ;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда ;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права ;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве .

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности .

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда .

Комментарий к статье 370 ТК РФ

1. Профсоюзная организация рассматривается законом в качестве одного из уполномоченных органов, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства, соблюдением прав работников, выполнением работодателями условий ЛНА. Учитывая существующую структуру профсоюзов, включающую в себя различные по уровню организации, от первичной до общероссийского объединения, такой контроль можно охарактеризовать как общественный.

Общественный контроль представляет собой процесс, который направлен на выборочную проверку соблюдения норм трудового законодательства и иных нормативных актов как на основании жалоб и обращений работников, так и на основании инициативного порядка. При этом следует заметить, что в соответствии с ФЗ «О профсоюзах» профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, т.е. основой целью существования данной организации является обеспечение прав работников, защита их интересов, устранение правонарушений, выявленных в ходе контрольной деятельности. Однако ТК РФ рассматривает осуществление контрольной деятельности профсоюзом в качестве его права, т.е. потенциально возможной, а не обязательной деятельности. В связи с этим нередко профсоюзы уклоняются от реализации данного права, превращаясь в номинальную структуру, выражающую лишь свое согласие на увольнение работника по определенным основаниям.

Предоставляя профсоюзам право контрольной деятельности, ТК РФ одновременно формирует гарантии ее реализации. В частности, в случае выявления нарушений трудовых прав работников, профсоюзная организация направляет работодателю требование об их устранении. Работодатель обязан рассмотреть поступившее к нему требование и в десятидневный срок уведомить профсоюз о принятых мерах по устранению такого нарушения. Устанавливая срочный характер мер по устранению выявленных нарушений, закон не регламентирует последствий их неисполнения, которые нуждаются в детальной регламентации. Причем следует обратить внимание, что первичная профсоюзная организация, как правило, формируется в рамках организации — работодателя, т.е. имеет некоторую зависимость от работодателя, в связи с чем эффективность ее контроля в значительной степени утрачивается.

Общероссийские организации настолько удалены от работников и их насущных проблем, что осуществление ими контроля является фрагментарным, в большинстве случаев он реализуется на основании конкретных обращений или заявлений граждан. В настоящее время наиболее эффективным является государственный контроль, поскольку последствия неисполнения требования инспекции для работодателя определяются мерами соответствующего вида ответственности. Последствия же неисполнения решения профсоюза (при нежелании работодателя их исполнять) могут возникнуть лишь в случае передачи профсоюзной организацией материалов контрольной деятельности в уполномоченный орган государственной власти.

2. Деятельность профсоюзной организации носит разносторонний характер, в связи с чем закономерно возникает необходимость ее структурирования в целях распределения представленных полномочий по специальным подразделениям. В качестве одного из таких подразделений ТК РФ рассматривает правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Данные инспекции наделяются полномочиями по осуществлению контроля:
— за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Формирование указанных подразделений является правом профсоюзных организаций, причем в данном случае его реализация ограничивается лишь общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Аналогичное право закон предоставляет и межрегиональным, а также территориальным объединениям (ассоциациям) организаций профессиональных союзов, действующим на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, положения комментируемой статьи гарантируют возможность реализации контрольных полномочий в рамках специального структурного подразделения любому объединению профсоюзов, за исключением первичной профсоюзной организации, которая реализуют данный вид деятельности непосредственно.

Профсоюзная инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным организацией, ее создавшей, положением о ней. Правовую основу разработки такого положения составляют нормы ТК РФ, ФЗ «О профсоюзах», а также постановления Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 22 ноября 2011 года N 7-15 «Об утверждении Типового положения о правовой инспекции труда профсоюзов».

Тем не менее, отсутствие правовой и технической инспекции труда никоим образом не умаляет права профсоюзов на осуществление контрольной деятельности в сфере соблюдения норм трудового законодательства.

3. Выделение обособленного структурного подразделения — правовой и технической инспекции труда — предполагает наделение ее рядом прав и обязанностей, осуществление которых направлено на достижение целей осуществляемой ею контрольной деятельности. Перечень таких прав регламентирован ч.ч.5-6 комментируемой статьи и включает в себя совокупность следующих полномочий:
— беспрепятственное посещение любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Фактически данное право является общим для всех контролирующих органов и обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия с работодателем — правонарушителем, а также непосредственного исследования обстоятельств совершения правонарушения и оценки риска причинения вреда жизни, здоровью и иным интересам работников (работника). Следует обратить внимание, что реализация данного права носит ограниченный характер и допускается лишь в отношении тех работодателей, работники которых входят в состав данной профсоюзной организации или объединения профсоюзов. Указанное ограничение, наряду с общим требованием предъявления документов, подтверждающих полномочия сотрудника профсоюзной организации, требует и подтверждения факта наличия членства в данной организации работников данного работодателя. До представления необходимых доказательств работодатель вправе ограничить доступ контролирующего лица на свою территорию;
— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. проводить необходимые проверки в целях своевременного выявления, предупреждения или пресечения нарушений норм трудового законодательства, а также трудовых прав и интересов работников;
— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда. В настоящее время такая экспертиза реализуется структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты РФ, причем безвозмездно, как правило, по результатам проведенной аттестации рабочих мест. В связи с этим осуществление данного полномочия профсоюзными организациями фактически утратило свое практическое значение;
— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Представитель профсоюзной организации в данном случае обеспечивает представительство работников в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве. Порядок и степень его участия в таких расследованиях определяется в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и иными подзаконными актами, регламентирующим порядок производства расследований»;
— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях — данное правомочие является общим и предполагает реализацию в рамках как общего, так и специального контроля, т.е. независимо от факта совершения правонарушения. Информация работодателем должна быть представлена в объеме, необходимом для проведения проверки законности и обоснованности его действий или принятых решений. В данном случае в среде работодателей действует негласное правило: чем меньше представлено информации, тем меньше выявлено нарушений;
— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), — в настоящее время указанное право в большей степени является формальным, хотя и гарантирует возможность реализации профессиональными союзами и их объединениями всех предусмотренных действующим законодательством средств и способов защиты прав работников, вплоть до обращения в суд;
— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, т.е. указывать работодателю на факт нарушения им норм действующих правовых актов и необходимость их устранения. Такое требование в силу закона носит императивный характер и подлежит неукоснительному соблюдению работодателем, хотя на практике оно нередко игнорируется. В подобной ситуации требование профсоюза выступает в качестве предупредительной меры, вследствие неисполнения которой материалы проведенных проверок подлежат передаче уполномоченным государственным органам;
— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения — данный вид реагирования профсоюзной организации имеет тесную взаимосвязь с фактом выявления в деятельности конкретного работодателя нарушений трудовых прав работников, которые должны быть устранены в кратчайшие сроки. Отсутствие конкретных санкций со стороны профсоюза затягивает процесс исполнения представления на значительный по продолжительности промежуток времени;
— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, т.е. реализовывать контрольные мероприятия, направленные на выявление фактов совершения работодателем правонарушения или отсутствия таких правонарушений в его деятельности. Проверка состояния условий труда в большинстве своем реализуется в рамках специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, т.е. требует привлечения специалистов в данной сфере. В связи с этим осуществление данного правомочия носит формальный характер и сводится к проверке наличия у работодателя соответствующих документов по охране труда, факта своевременного и в полном объеме проведения специальной оценки условий труда и иных показателей;
— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов — при реализации данного права уполномоченные лица профсоюзной организации призваны оценить степень потенциальной опасности для жизни и здоровья работников нового, вводимого в эксплуатацию оборудования и иных объектов. В случае выявления нарушений прав работников при эксплуатации введенных объектов уполномоченное должностное лицо выдает предписания по их устранению. В основном, указанное направление деятельности ограничивается лишь фактом соблюдения прав и интересов работников при вводе данного объекта в эксплуатацию, а также его первичном запуске. Однако сам факт внедрения нового оборудования свидетельствует о необходимости систематического контроля за его работой и использования в целях выявления степени потенциального риска;
— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. Реализация данного полномочия является традиционной для профсоюзных организаций, причем, следует отметить, наиболее эффективной в комплексе прав, предусмотренных комментируемой статьей. Профсоюз традиционно выступает в качестве независимого посредника при урегулировании трудового спора — конфликта интересов работника и работодателя. Длительный период реализации данного направления деятельности позволил профсоюзам выработать целый комплекс мер, направленных на достижение соглашения по трудовому спору;
— принимать участие в разработке проектов законодательных, подзаконных, иных нормативных актов, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ. В реализации указанного полномочия профсоюз осуществляет непосредственное представительство работников, определяя степень гарантированности их прав и законных интересов соответствующим проектом нормативного акта. Предварительная правовая экспертиза такого проекта позволяет не просто с ним ознакомиться, но и внести соответствующие коррективы в его положения в части обеспечения прав работников и их защиты. Немаловажное место в данном случае занимает и участие в разработке нормативных актов по вопросам охраны труда, которые непосредственно направлены на обеспечение охраны и защиты прав и интересов работников;
— беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Указанное правомочие предоставляется лишь отдельным субъектам данной профсоюзной организации — уполномоченным лицам. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации. Осуществление полномочий данным субъектом осуществляется на основании выданного ему удостоверения. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

Одновременно следует заметить, что закон рассматривает данную категорию субъектов в качестве лиц доверенных. Проверка соблюдения требований охраны труда производится в соответствии с Методическими рекомендациями по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденными постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 года N 4-6.

Наблюдение может являться составной частью трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочем месте. Наблюдением рекомендуется охватывать основные составляющие безопасности труда: использование средств индивидуальной и коллективной защиты; безопасность при работе с техникой, оборудованием и инструментами; факторы производственной среды; содержание территории, проходов и проездов; возможности для спасения и оказания первой помощи пострадавшим. Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами;
— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Данное правомочие профсоюзной организации является наиболее востребованным в настоящее время, поскольку в силу утраты данным субъектом своего традиционного статуса защитника работников, его предписания нередко игнорируются. В то же время профсоюз является более мобильной организацией, способной получить и проанализировать огромное количество фактов нарушения трудовых прав работников. Взаимодействие профсоюза с органами государственной власти и местного самоуправления в рамках рассматриваемого положения направлено на достижение высокого уровня эффективности такой деятельности — реализацию мер ответственности в полном объеме.

4. Факт обращения в соответствующие органы выступает частным случаем взаимодействия профсоюзной организации с органами государственной власти, органами местного самоуправления в части проведения государственного или муниципального контроля и надзора. ТК РФ не предусматривает порядка реализации взаимодействия указанных субъектов.

Сфера их совместной деятельности определяется применительно к осуществлению контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства, обеспечением трудовых прав работников и их защиты. В основном, такое взаимодействие основывается на выявлении конкретных фактов нарушения трудовых прав работника или правовых норм, которые требует проведения расследования указанных фактов и принятия по ним решения, в том числе о привлечении виновных лиц к ответственности. Подобное ограничение представляется необоснованным, поскольку взаимодействие между органами общественного и государственного контроля должно быть постоянным, начиная от участия в разработке и принятии нормативных актов, затрагивающих сферу их деятельности, до привлечения виновных лиц к ответственности за совершение трудового правонарушения.

Консультации и комментарии юристов по ст 370 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 370 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Законы и кодексы » Трудовой кодекс Российской Федерации » Часть V » Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права » Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами » Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений » Дело NА65-27977/2009.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2010 г. по делу N А65-27977/2009

История рассмотрения дела

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010.

Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010,

по делу N А65-27977/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рисар», г. Казань, Республика Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Территориальная профсоюзная организация межрегионального профсоюза работников сферы производства товарной продукции и услуг Республики Татарстан (Татпромпроф), г. Казань, о признании недействительными ненормативных правовых актов.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Рисар», г. Казань (далее — заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее — ответчик, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее — УФНС РФ по РТ, управление) о признании частично недействительными решения от 30.06.2009 N 28, решения от 11.09.2009 N 614, требования N 1589 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.09.2009 на сумму 1 101 850,02 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по результатам которой принят акт налоговой проверки от 05.06.2009 N 27 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки, налоговым органом принято решение от 30.06.2009 N 28 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за неуплату единого социального налога (далее — ЕСН) в виде штрафа в размере 194 900,19 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в виде штрафа в сумме 108 740,80 руб., с предложением заявителю уплатить суммы НДФЛ в размере 543 704 руб. и пени в сумме 125 624,42 руб., ЕСН в размере 974 501,05 руб. и пени в сумме 224 800,68 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 524 674,44 руб. и пени в сумме 118 566,84 руб.

Основанием для доначисления налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о безосновательности назначения компенсационных выплат по рекомендациям профсоюзной экспертизы условий труда.

Заявитель указанное решение налогового органа обжаловал в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы. Решением УФНС России по РТ от 11.09.2009 N 614 апелляционная жалоба заявителя удовлетворена частично, решение налогового органа изменено, с изложением резолютивной части решения от 30.06.2009 N 28 в следующей редакции: привлечь заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 98 618,66 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 60 813 руб.; доначислить НДФЛ в размере 304 065 руб. и пени в сумме 56 489,75 руб., ЕСН в размере 493 093,41 руб. и пени в сумме 88 770,20 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 266 602,01 руб. и пени в сумме 46 451,92 руб.

Заявитель, не согласившись решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно статьям 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 , пунктом 1 статьи 237 НК РФ объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, установленные статьями 146 , 147 ТК РФ, являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 и подпунктами 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Статья 165 ТК РФ предусматривает возможность предоставления работникам дополнительных компенсаций, в том числе в случаях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При предоставлении компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В статье 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.

Согласно статье 219 ТК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Указанные выплаты производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Правомерность выплаты заявителем своим работникам компенсаций подтверждена локальным соглашением по охране труда между работодателем и работниками заявителя, коллективным договором о регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными работниками организации, дополнениями к локальному соглашению 2007 — 2008 годах, согласно которым на работодателя возлагается обязанность обеспечить работникам, работающим на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, оплату труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу) и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне и организации труда.

Судами установлено, что перечни и ведомости рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, на которых установлена оплата труда в повышенном размере и компенсации за вредные условия труда, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда составлены на основании результатов независимой экспертизы условий труда, проведенной профсоюзными инспекторами охраны труда Паласухиным В.В., Закировой Г.Г., Бакуниной Т.О., Хисамутдиновой Т.Р. Татпромпроф.

В соответствии с данными результатов экспертизы, доплаты, предусмотренные статьями 146 — 147 ТК РФ, составляют в обществе 4 — 12% от тарифной ставки (должностного оклада), а размер компенсации, установленной статьей 219 ТК РФ, согласован в конкретной денежной сумме.

Указанные компенсации выплачивались на основании приказов о выплате заработной платы. В 2006-2008 годах условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно не были установлены. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определяет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а не порядок установления компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии со статьей 219 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительством Российской Федерации порядок и условия предоставления компенсационных выплат не разработаны, однако в соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, изложенным в письмах от 14.12.2004 N 1026-3/10 и от 06.04.2006 N 855-3-1, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, основанием для включения в коллективный договор положений о доплатах и компенсациях служат как результаты аттестации, так и результаты независимой экспертизы.

Судебными инстанциями установлено, что Татпромпроф, являющийся территориальной организацией Общероссийского объединения профсоюзов «Российского объединения социальных технологий» провело независимую экспертизу условий труда на рабочих местах заявителя. Результаты экспертизы изложены в актах от 11.09.2007 N РОСТ.ТПП-16-1-19, от 06.06.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, от 19.03.2007 г. N ТПП-16-1-18 и от 22.09.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, к которым приложены перечни рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Обществу предложено, в частности, установить компенсации и доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 ТК РФ , статьями 19 , 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статья 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, которое закреплено в абзаце 3 статьи 370 ТК РФ , в абзаце 3 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 181-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Положения о профсоюзной инспекции труда одной из основных задач профсоюзной инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций. Согласно п. 4.1 названного Положения независимая экспертиза условий труда проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации профсоюзов.

Материалами дела подтверждается, что в обществе создана и действует первичная профсоюзная организация, что подтверждается приказом N 31 от 12.03.2007 и протоколом учредительного собрания первичной профсоюзной организации работников общества.

В связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что профсоюзные инспекторы Татпромпроф имели право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников на рабочих местах общества.

При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 370 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 370 ТК РФ

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

О конституционно-правовом смысле положений части пятой статьи 370 см. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

О конституционно-правовом смысле положений части шестой статьи 370 см. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

См. Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами, утвержденный постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 15 декабря 2016 г. N 6-14

См. Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, одобренные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 4 октября 2016 г. N 5-3

См. Методические рекомендации по организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2019 г. N 14-94

См. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6

См. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденное постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3

Статья 370

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *