Новая редакция Ст. 147 ЖК РФ

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Комментарий к Статье 147 ЖК РФ

1. Правление товарищества собственников жилья — это коллегиальный исполнительный орган управления товарищества, подотчетный общему собранию членов товарищества, который осуществляет руководство текущей деятельностью товарищества. Поскольку указанная деятельность весьма многогранна, постольку правление вправе принимать решения по всем вопросам, за исключением тех из них, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ч. 2 ст. 44) и компетенции общего собрания членов товарищества (см. ч.

Статья 147 ЖК РФ. Правление товарищества собственников жилья (действующая редакция)

2 ст. 145 Кодекса).

Ряд конкретных вопросов, решение которых входит в обязанности правления товарищества, определен в ст. 148 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Следует также учитывать, что собственной компетенцией, установленной в ст. 149 Кодекса, обладает также председатель правления товарищества. Правление как коллегиальный орган не вправе осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа.

Таким образом, компетенция правления товарищества собственников жилья определяется по остаточному принципу: данный орган вправе решать любые вопросы деятельности такого товарищества, не отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества и председателя правления товарищества. С учетом этого обстоятельства и должны определяться в уставе товарищества полномочия правления.

2. Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья об избрании состава правления принимается простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

В состав правления не могут быть избраны, например, собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества собственников жилья. Кроме того, членами правления не могут быть лица, являющиеся членами ревизионной комиссии данного товарищества (см. ч. 1 ст. 150 Кодекса).

3. В ч. 3 ст. 147 Кодекса речь идет не о председателе товарищества, а о председателе правления товарищества, статус которого как единоличного исполнительного органа определен в ст. 149 Кодекса. Целесообразно, чтобы законодатель исправил допущенную в рассматриваемой норме терминологическую неточность.

В связи с тем, что председатель правления избирается из состава правления, авторитетные юристы справедливо указывают на то, что данные положения Кодекса противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более, что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает необходимость его избрания собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества — см. ч. 2 ст. 145 Кодекса) <1>. Поэтому представляется, что в ст. ст. 145 и 147 Кодекса необходимо внести изменения, относящие избрание председателя правления товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества.
———————————
<1> См.: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 — 2007. С. 333.

4. В уставе товарищества собственников жилья можно установить порядок, в соответствии с которым при рассмотрении на ежегодном общем собрании членов товарищества отчета о выполнении годового плана о финансовой деятельности товарищества (см. п. 8 ч. 2 ст. 145 Кодекса) общее собрание рассматривало также отчет правления о других его действиях.

При составлении финансовых планов и соответствующих отчетов целесообразно учитывать Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 N 17-45 <1>.
———————————
<1> Финансовая газета. 1997. N 45, 46.

5 — 6. Порядок деятельности правления целесообразно детально регламентировать в уставе товарищества или в специальном локальном акте типа положения о правлении. Такой акт может быть утвержден на общем собрании членов товарищества.

Другой комментарий к Ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет роль правления в системе органов управления товарищества собственников жилья, цели его деятельности, порядок формирования.

Как орган управления товарищества правление осуществляет руководство его деятельностью. Правление принимает решение по достаточно большому кругу вопросов. Как это определено ч. 1 комментируемой статьи, правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания.

Правление избирается общим собранием (из числа членов товарищества) и подотчетно ему. Решение принимается, при наличии кворума, большинством голосов присутствующих на собрании членов ТСЖ или их представителей. Правление избирает из своего состава председателя правления.

2. Срок полномочий правления ТСЖ определяется уставом товарищества, но не может превышать 2 лет.

3. Решения принимаются на заседаниях правления, если за них проголосовало большинство членов правления (при наличии кворума). На заседании ведется протокол.

4. Обязанности правления определены ст. 148 ЖК РФ. Так, правление контролирует внесение членами товарищества обязательных платежей и взносов; заключает договоры на обслуживание и ремонт общего имущества дома; проводит общее собрание членов товарищества и т.д. Согласно ст. 146 ЖК общее собрание ведет председатель правления или его заместитель, а в случае их отсутствия — один из членов правления.

Правление товарищества собственников жилья избирается общим собранием из числа членов товарищества. Срок его деятельности устанавливается уставом товарищества (но не более чем 2 года).

Правление товарищества избирает из своего состава председателя правления товарищества на срок, установленный уставом товарищества.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы, совершает сделки, не требующие обязательного одобрения правлением или общим собранием, и проч. (ч. 2 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления представляет на решение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, обслуживающих многоквартирный дом, положение об оплате их труда (п. 10 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Председатель созывает заседание правления в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления правомочно при наличии большинства членов правления. Решение правления оформляется протоколом (ст. 147 ЖК РФ).

ЖК РФ Статья 147.

Статья 147 ЖК РФ. Правление товарищества собственников жилья

Правление товарищества собственников жилья

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 147 ЖК РФ. Правление товарищества собственников жилья

Права и обязанности председателя ТСЖ

Каждый из нас знает, насколько приятно видеть чистый, ухоженный многоквартирный дом.

К сожалению, их не так много и во многом состояние дома зависит не столько от жильцов и застройщика, сколько от деятельности управляющей организации. Своевременно проведенный ремонт, облагороженная территория, качественная краска на фасадах и в подъездах все эти мелочи делают общую картину, по которой сразу видно, насколько продуктивно управляющая организация справляется со своими обязанностями.

Во многом, политика той или иной компании которая обслуживает дом зависит от ее руководителя. Если данный гражданин действует в интересах дома, то вполне вероятно, что постройка будет иметь ухоженный вид несмотря на свой возраст, качество материалов и другие факторы.

Если же руководитель заинтересован только в собственных целях, то его необходимо либо снять с должности, либо привыкнуть к его манере управления.

Очень многое зависит от человека, который руководит работами по дому.

Безусловно, это лицо выборное, поэтому не редко сами жильцы избирают лицо на руководящий пост, давая борозды правления ему прямо в руки. Как не ошибиться в таком нелегком выборе? Где заканчиваются полномочия руководителя управляющей организации?

И самое главное, за что он отвечает и за что с него спрашивать? Каковы права и обязанности председателя ТСЖ согласно жилищного кодекса? На все эти вопросы мы попытаемся ответить в рамках данной статьи, максимально уделяя внимание каждому интересующему вас вопросу.

На основании чего действует председатель ТСЖ

Прежде чем говорит о председателе товарищества собственников жилья, не лишним было бы узнать, что представляет собой такая организационно правовая форма, какие у нее есть нюансы и за что отвечает ТСЖ.

Товарищество собственников жилья – это организация, которая должна быть оформлена в форме юридического лица. То есть, у организации должен быть счет, регистрационный номер и другие аспекты, которые принадлежат юридическому лицу.

Несмотря на то, что товарищество собственников жилья имеет непосредственное отношение к финансам, так как осуществляет работы над многоквартирным домом за счет жильцов, в законодательстве эта организация признается некоммерческой.

Кроме того, не лишним будет помнить о том, что товариществ собственников жилья создается из самих собственников многоквартирного дома. В его состав могут вступить жильцы недвижимого имущества постройки, а также жильцы близ лежащих домов, с которыми постройка делит свою территорию.

Так или иначе, но товарищество собственников жилья имеет и свою управленческую структуру. Из жильцов создается своеобразное правление, которое принимает решения, указывает стратегию и направление вливания денежных средств, обсуждает нужды дома и только потом представляет их на общий суд.

Данное правление создается из активных членов общества населяющего дом и находится в неизменном составе.

Но, безусловно, необходимо лицо, которое бы руководило данными лицами, могло бы давать им указания принимать или же отвергать некоторые решения.

Это лицо именуется председателем товарищества собственников жилья.

Полномочия председателя данной управляющей организации достаточно обширны, но не слишком для того, чтобы иметь возможность нарушить права собственников. Деятельность руководителя может быть проверена любым из жильцов, и он подотчетен собственниками.

Существует ряд нормативно правовых актов которые регулируют деятельность председателя. Первый из них это естественно ЖК РФ.

К сожалению, в его страницах нет отдельной статьи, которая бы была посвящена председателю, но, тем не менее, есть отрывки и выдержки из норм, в которых говорится о том, что руководитель наделен правом руководить правлением, вносить коррективы и иметь ряд недоступных другим членам товарищества функций.

Кроме того, в самом товариществе действует локальный нормативный акт, который был принят жильцами многоквартирного дома, в котором также говорится о полномочиях данного лица. Так, в Уставе отражены его права и обязанности, некоторые его функции и особые назначения.

Устав может быть составлен как по стандартному образцу, используя всем хорошо знакомые формулировки и трактовки, а также по решению общего собрания жильцов в него могут быть включены дополнительные аспекты.

Что входит в обязанности председателя ТСЖ

Поговорим об обязанностях председателя ТСЖ перед жильцами. Что делает? Именно этот аспект большего всего трогает как жильцов, так и членов правления, так как на плечах руковоителяя лежит очень много функций.

Эти функции можно подразделить на стандартные и дополнительные. К стандартным относятся те функции, которые обычно прописываются в уставе. Давайте рассмотрим самые яркие и распространенные примеры:

— Одна из самых важных функций – это контроль за решениями, которые были приняты правлением. Не всегда правление ориентируется на законодательство, бюджет и пожелания жильцов. Анализируя принятые доводы, председатель должен учитывать тот факт, чтобы все стороны остались довольны.

— Председатель обязан отдавать распоряжения всем должностным лицам, которые только имеются в товариществе. Распоряжения могут иметь различный характер, главное, чтобы они были направлены на действия, связанные с содержанием многоквартирного дома.

— Председатель обязан осуществлять действия от имени товарищества. К ним относится открытие счета, снятие с него средств на нужды дома. Разумеется, из этой обязанности вытекает и обязанность о подотчетности руководителя не только членам правления, но и всем жильцам.

— Председатель обязан оставлять свою подпись на всех без исключения платежных документах, тем самым подтверждая, что он контролирует денежные потоки.

— Председатель обязан следить за соблюдением всеми работниками товарищества собственников жилья всех правил внутреннего распорядка, которые так или иначе могут отразиться на обслуживаемом доме в случае их невыполнении.

— Председатель также обязан оплачивать труд работников, осуществляющих действия по обслуживанию дома.

— В обязанности обсуждаемого лица также входит присутствие на собраниях собственников жилья и неукоснительное исполнение всех решений, принятых на них.

Какими полномочиями обладает председатель ТСЖ

Перечень прав председателя также обширен, как, в общем, то и круг его обязанностей.

Председатель имеет право:

— отменять решения, принятые правлением;

— вносить предложения на собрания жильцов;

— увольнять работников, по каким либо причинам, не противоречащим трудовому законодательству;

— получать вознаграждения в установленной сумме;

— вносить свои коррективы в решения правления.

Кроме того, многие права прописаны в уставе товарищества. Они могут быть нестандартными, но в любом случае, исходят от собственников помещений в многоквартирном доме, а значит, признаются законными по всем основаниям.

Где и нужно ли прописывать права, обязанности и ответственность председателя ТСЖ

Права и обязанности председателя товарищества собственников жилья прописываются в двух важнейших актах.

Первый из них – это устав, в котором прямо оговаривается как основные права, так и сопровождающие их обязанности. Второй акт – это договор между собственниками помещений в многоквартирном доме и товариществом собственников жилья.

В этих актах должны быть надлежащим образом перечислены права и обязанности, в противном случае, полномочия председателя будут сильно урезаны, что повлияет на эффективность его работы.

Имеет ли право?

Имеет ли право председатель ТСЖ отключать электроэнергию

Председатель имеет право отключить подачу для дома электроэнергии только в том случае, когда это требуется для срочного устранения неполадок и других нарушений функционирования дома.

Если же не отключение не грозит ничем ни дому, ни жильцам, топ председатель товарищества не имеет подобных полномочий и жильцы, в случае подобного поведения вправе жаловаться на руководителя ТСЖ.

Имеет ли право председатель ТСЖ вывешивать списки должников

Обращаясь к вопросу о должниках, то здесь происходит двоякая ситуация.

Председатель на правах должностного лица организации владеет информацией о персональных данных жильцов, но в связи с законом о персональных данных, оглашать их не имеет никакого морального права.

Что же касается вопроса вывешивания списка должников, то жильцы многоквартирного дома должны быть ознакомлены с таким списком, чтобы самостоятельно повлиять на неплательщиков.

В этом случае имеет место вывешивание списка с перечнем и нумерацией квартир, а вот паспортные данные жильцов не должны быть подвержены всеобщему обозрению.

Есть ли особенности в правах и обязанностях председателя ТСЖ в многоквартирных домах

Как таковых, законодатель не предусмотрел никаких особенностей для деятельности председателя.

Наделить его нетипичными правами и обязанностями могут сами жильцы, приняв это решение на общем собрании жильцов.

Самыми нестандартными решениями из практики была возможность разрешить руководителю обращаться к счету за денежными средствами товарищества без уведомления об этом собрания.

Как решаются спорные моменты?

Спорные моменты решаются только на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Именно этот орган считается главным и только от него исходит, какая либо инициатива, которой обязаны подчиниться не только члены правления, но и сам председатель.

Только собрание собственников вправе отменить решение принятое председателем, правда, для этого необходимо соблюсти ряд факторов. В первых, собрание должно быть оповещено о принятом решении и на него должны явиться больше половины собственников недвижимости дома.

Второй фактор – это проведение голосования за или против того или иного решения. Исход голосования определяется большим количеством голосов за или против.

Отпуск

Имеет ли председатель право на отпуск? Кто за него решает вопросы на время отпуска?

Председатель правления ТСЖ, как и любое другое должностное лицо, имеет право на отпуск.

Несмотря на то, что деятельность руководителя не относится к трудовой сфере, все же уставом за ним должно быть закреплено право на отдых. Максимальное количество дней, которое председатель может отсутствовать равняется тридцати.

Безусловно, за время отсутствия руководителя товариществу придется решать какие то вопросы, и не всегда будет возможность связаться с председателем.

Функцию председателя на себя имеет право возложить член правления, заранее выбранный как исполняющий обязанности. Его кандидатуру собранию собственников должен предложить сам руководитель и если собственники одобрят ее большинством голосов, то кандидатура утверждается.

На время отпуска руководителя, на его заместителя возлагаются все права, и обязанности которые имел председатель. Отныне он может принимать решения, вносить коррективы, собирает собрания и ставить свои подписи на платежных документах.

Как только отпуск председателя подходит к завершению, все обязанности снимаются с его заместителя и переходят обратно к руководителю.

Как получает компенсацию?

Так как заместитель является членом правления, то он не имеет никакой установленной заработной платы, а взяв на себя обязанности председателя, он одновременно получает огромный круг обязанностей.

Деятельность руководителя является оплачиваемой, а значит и на время его отсутствия, старания заместителя будут вознаграждены в размере, который соразмерен оплате труда председателя за этот же промежуток времени. Заместитель получает выплаты в порядке компенсации за свое затраченное время и возможно, нервы.

Заместитель вправе отказаться от денежного вознаграждения, а вот требовать выплаты больше, чем положено не имеет никакого права.

Как вы могли заметить, деятельность председателя таит в себе множество нюансов и других особенностей, которые необходимо знать не только руководителю товарищества, но и обычным собственникам.

Не редко, отсутствия осведомлённости о рамках прав председателя становятся причиной для возмущения жильцов по поводу тех или иных обстоятельств и обращения в судебные инстанции за поиском правды.

Вместо этого, прочитайте устав и договор между жильцами товариществом собственников жилья, и вы найдете ответы на все свои вопросы.

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы О моменте возникновения и прекращения полномочий председателя правления ТСЖ (ЖСК) (Субботина С.А.)

О моменте возникновения и прекращения полномочий председателя правления ТСЖ (ЖСК) (Субботина С.А.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

При переизбрании председателя правления ТСЖ (ЖСК) возникает вопрос: в какой момент прекращаются полномочия прежнего председателя и, соответственно, возникают полномочия нового председателя (в момент его избрания на должность или в момент внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ)? Кто — прежний или новый председатель — вправе подписывать финансовые документы, взаимодействовать с банком, принимать результаты выполненных работ, давать распоряжения работникам ТСЖ и, наконец, получать установленное для председателя вознаграждение в промежуток времени между избранием на должность и внесением изменений в реестр?

Внесение сведений о руководителе в ЕГРЮЛ

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) (пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ <1>). При смене руководителя юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить соответствующие сведения в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Для этого в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц». Налоговые органы вносят указанные изменения в ЕГРЮЛ в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня представления документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).
———————————
<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для справки. Неизвещение в трехдневный срок налогового органа (либо представление недостоверных сведений) о смене руководителя влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 руб. (п. 3 ст.

14.25 КоАП РФ).

Получается, с момента принятия общим собранием членов ТСЖ (ЖСК) или правлением ТСЖ (ЖСК) решения о прекращении полномочий прежнего председателя и до момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом председателе (при условии, что у налогового органа не возникнет претензий к комплекту представленных документов, а если возникнет — придется исправлять недочеты и указанный период увеличится) может пройти до восьми рабочих дней. В чьих руках в этот период полномочия председателя? Ответ однозначен: полномочия председателя правления возникают в момент его избрания.
Обоснование следующее: закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Об этом неоднократно заявлял Президиум ВАС (см. Письмо ФНС России от 23.08.2006 N ГВ-6-14/846@, Решение ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06, Постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N N 12580/05, 14310/05, 12049/05). Высшие арбитры также разъяснили, что с момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе. Поэтому заявление по форме Р14001 подписывает новый руководитель либо лицо, действующее на основании доверенности, в то время как прежний руководитель уже не имеет на это права.

Общепринятая практика: полномочия руководителя возникают в момент его избрания

Правовая позиция Президиума ВАС поддержана большинством арбитражных судов. Так, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 N 09АП-24296/2013-АК, Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 N А41-3605/12 содержится вывод о том, что при прекращении полномочий руководителя вновь избранный руководитель приобретает полномочия единоличного исполнительного органа с момента его избрания вне зависимости от того, внесены ли соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 N А56-1745/2013 ТСЖ удалось доказать, что дополнительное соглашение к договору ресурсоснабжения, подписанное председателем, досрочно прекратившим свои полномочия, недействительно, несмотря на то что на момент подписания соглашения в ЕГРЮЛ он значился в качестве председателя. Суд отметил, что полномочия вновь избранного председателя правления ТСЖ возникают в связи с избранием его в качестве единоличного исполнительного органа именно на собрании правления. По мнению ФАС СЗО (Постановление от 21.01.2014 N А56-29969/2013), юридическим фактом, влекущим прекращение полномочий председателя правления ТСЖ, является соответствующее решение уполномоченного органа управления товарищества (п. 2 ст. 145, п. 1 ст. 149 ЖК РФ). С учетом этого документом, подтверждающим право председателя действовать от имени ТСЖ без доверенности, является протокол заседания правления об избрании председателя. Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.06.2012 N А51-8204/2010 также разъяснил, что полномочия председателя правления возникают с момента его избрания на эту должность и подтверждаются уставом товарищества. Дата внесения изменений о руководителе организации является датой, с которой не возникают, а лишь подтверждаются соответствующие полномочия. Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 23.06.2009 N 09АП-9624/2009-АК) согласился с тем, что полномочия прежнего руководителя прекращаются в связи с принятием решения об избрании нового руководителя и прежний руководитель уже не вправе выступать от имени юридического лица в отношениях с третьими лицами. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 20.08.2010 N А32-52990/2009 объяснил, что полномочия нового руководителя юридического лица, в том числе полномочия действовать от имени организации без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность в установленном порядке. Одновременно с этим прекращаются полномочия прежнего председателя. Арбитры добавили: при ином толковании данной нормы товарищество, сместившее прежнего руководителя, не было бы защищено от риска совершения им в тот же день действий, влекущих негативные последствия. Следует учитывать необходимость ограждения членов ТСЖ от действий смещенного председателя правления, который не имеет более обязанностей действовать в интересах товарищества. Лицо, обязанности которого действовать в интересах товарищества прекратились, не может сохранить и права действовать от его имени в силу взаимосвязанного, корреспондирующего характера субъективных прав и обязанностей. Запись в ЕГРЮЛ имеет значение юридического факта только в том случае, если на это имеется соответствующее указание закона. Законодательство не сопрягает момент возникновения правомочий руководителя юридического лица с моментом внесения записи в ЕГРЮЛ в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Сведения реестра в этой части имеют значение только для целей оценки добросовестности и информированности контрагентов соответствующего субъекта.

Иная судебная практика

Существуют решения, выбивающиеся из общей канвы. Так, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 N 17АП-16332/2013-ГК приведены следующие разъяснения. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (абз. 3 п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ). Следовательно, для всех третьих лиц руководителем организации является лицо, указанное в реестре. В противном случае теряется смысл ведения государственного реестра, сведения которого в силу абз. 1 п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В Постановлении от 20.02.2012 N А10-2146/2011 Четвертый арбитражный апелляционный суд при вынесении решения исходил из того, что до момента внесения записи об изменении председателя в ЕГРЮЛ председателем являлось лицо, указанное в реестре, и это лицо было вправе принимать работы по содержанию дома и подписывать акты приема-передачи выполненных работ.
В отдельных судебных актах (например, в Определении Московского городского суда от 09.09.2010 N 33-28174) вывод о том, что полномочия председателя возникают с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ, основывался на п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ <2>. В этой норме сказано, что изменения, вносимые в сведения, указанные в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (сведения ЕГРЮЛ), приобретают юридическую силу со дня их внесения в названный реестр. Подобная позиция не выдерживает критики. Почему? Приведем два существенных уточнения. Во-первых, в силу п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ данный Закон не распространяется на ТСЖ. Соответственно, применять его положения в отношении деятельности товариществ — грубейшая ошибка. Во-вторых, ст. 23 Закона N 7-ФЗ, которая упоминалась выше, называется «Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации». Как известно, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения могут быть связаны с внесением изменений в учредительные документы, а могут быть не связаны. Считаем, что в п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ идет речь об изменениях в ЕГРЮЛ, связанных с изменениями учредительных документов. Для таких изменений в этой норме специально оговаривается момент их вступления в силу — это момент внесения изменений в ЕГРЮЛ. Отметим, что к сведениям, связанным с внесением изменений в учредительные документы, не относятся данные о руководителе — лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности, поскольку данные сведения не вносятся в учредительные документы юридических лиц (ни общества с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 89 ГК РФ), ни акционерного общества (ст. 98 ГК РФ), ни жилищного кооператива (ст. 113 ЖК РФ), ни некоммерческой организации (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ)). Таким образом, практикуемый некоторыми судами <3> подход о том, что руководитель некоммерческой организации приобретает полномочия с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, основан на неверной трактовке п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ.
———————————
<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<3> Постановление ФАС ЦО от 21.03.2014 N А08-1578/2013, Определения Пермского краевого суда от 27.08.2013 N 33-9115, Московского городского суда от 04.04.2011 N 33-8221.

* * *

Вопрос о моменте возникновения полномочий председателя правления ТСЖ (ЖСК) вполне обоснован. Хорошо, если перевыборы председателя происходят в мирной обстановке, тогда отстраненный от должности председатель вряд ли будет, пользуясь тем, что в ЕГРЮЛ он по-прежнему фигурирует в качестве руководителя, совершать невыгодные для организации сделки и подписывать документы сомнительного характера. Но при наличии «управленческого» конфликта в ТСЖ такая вероятность существует. Поэтому органам управления ТСЖ (ЖСК) нужно четко представлять и иметь аргументы для обоснования всем заинтересованным лицам (контрагентам, банку, суду и пр.) того, что с момента избрания нового председателя полномочия прежнего прекращаются. Закон не связывает возникновение полномочий председателя правления с фактом внесения изменений в сведения о руководителе в ЕГРЮЛ. Данный реестр — это лишь информационный ресурс, а документом, на основании которого возникают полномочия председателя правления и которым эти самые полномочия подтверждаются, является протокол заседания правления ТСЖ (либо общего собрания членов ТСЖ) об избрании председателя.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Правление ТСЖ по жилищному кодексу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *