Основной задачей Следственного отдела является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение основной задачи Следственный отдел в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
1) рассматривает поступившие сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) осуществляет производство предварительного расследования:
по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, или о преступлениях, вызвавших широкий общественный резонанс, — по поручению Председателя Следственного комитета или заместителя Председателя Следственного комитета, курирующего работу Следственного отдела;
по другим уголовным делам — по поручению Председателя Следственного комитета;
3) осуществляет процессуальный контроль за производством предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного отдела;
4) обеспечивает законность при производстве предварительного расследования и принимает меры, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
5) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает меры к их устранению;
6) рассматривает обращения должностных лиц, организаций и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Следственного отдела;
7) обеспечивает эффективное взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации в целях формирования положительного общественного мнения о Следственном комитете и информирования общества о деятельности его следственных органов;
8) участвует в подготовке планов работы Следственного комитета;
9) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Следственного комитета и организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета, а также в совершенствовании порядка их подготовки, согласования и утверждения;
10) участвует в разработке и осуществлении мер по реализации государственной политики и совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства;
11) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Следственного комитета.
Следственный отдел в пределах своей компетенции имеет право:
1) запрашивать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в территориальных и специализированных следственных органах Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета) информацию о состоянии предварительного следствия и процессуального контроля, обобщать и анализировать полученные данные, а также данные о состоянии преступности в федеральном округе, информировать о результатах проведенного анализа другие соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Следственного комитета для последующей подготовки ими предложений о повышении качества предварительного следствия и эффективности процессуального контроля;
2) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его первого заместителя в комплексных и иных проверках деятельности территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета);
3) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в разрешении обращений, в которых обжалуются решения руководителей территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета).
В ходе прохождения практики я присутствовала при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого.
Участвовала в производстве следственных действий, предусмотренных УПК: очные ставки; осмотр места происшествия, вещественных доказательств, выемка документов; предъявление обвинения, производство экспертизы; участвовал в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам.
Помогала составлять план расследования уголовного дела, методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей; определяла круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу.
Вносила предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и др.
Во время прохождения практики ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Ознакомилась с уголовными делами. Я имела возможность лично присутствовать при допросе обвиняемого по данному делу, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса.
Показания обвиняемого — это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке. Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу. Все следственные действия протоколируются. Протокол официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Также, за время прохождения практики, я ознакомилась с порядком составления и структурой заключения судмедэксперта.
I. Общие положения
1. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<*>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
<*> Далее — «Министерство» или «МВД России».
2. Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства<*> и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
<*> Далее — «органы предварительного следствия».
3. Структура и штатное расписание Следственного департамента МВД России утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<*>.
<*> Далее — «Министр».
4. Следственный департамент МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.
5. Работа Следственного департамента МВД России организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.
6. Следственный департамент МВД России в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.
7. Следственный департамент МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов предварительного следствия.
8. Следственный департамент МВД России имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Следственного департамента МВД России.
Следственный департамент МВД России для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
9. Надзор за процессуальной деятельностью Следственного департамента МВД России осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий.
II. Основные задачи Следственного департамента МВД России
10. Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:
10.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
10.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
10.3. Определение приоритетных направлений в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
10.4. Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.
10.5. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
10.6. Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
10.7. Расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.
10.8. Организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в рамках реализации положений международных договоров Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.
10.9. Участие в выработке и проведении эффективной кадровой политики и повышении профессионального мастерства следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
III. Основные функции и полномочия Следственного департамента МВД России
11. Основными функциями Следственного департамента МВД России являются:
11.1. Осуществление анализа состояния реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
11.2. Анализ и оценка состояния деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, определение приоритетных направлений их совершенствования.
11.3. Анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых органами предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.
11.4. Прогнозирование развития деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, разработка предложений руководству Министерства по их совершенствованию.
11.5. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия.
11.6. Разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.
11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации в области уголовного судопроизводства.
11.8. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
11.9. Обеспечение представления и представление по искам, связанным с расследованием преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, а также исполнением следователями органов внутренних дел законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
11.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
11.11. Участие в определении основных направлений деятельности территориальных органов МВД России и разработке мер по их совершенствованию по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.
11.12. Участие в формировании федеральных целевых программ в части, касающейся деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
11.13. Координация производимого следователями органов предварительного следствия расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер.
11.14. Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.
11.15. Взаимодействие с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, касающимся деятельности органов предварительного следствия.
11.16. Осуществление в установленном порядке контроля за выполнением задач, возложенных на органы предварительного следствия, по реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также ведомственного и процессуального контроля за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказания практической и методической помощи в их расследовании, ведения контрольно-наблюдательных производств по этим делам.
11.17. Выявление, изучение и обобщение положительного, в том числе зарубежного, опыта в области организации предварительного следствия, обеспечение его внедрения в деятельность органов предварительного следствия, издание Информационного бюллетеня Следственного департамента МВД России.
11.18. Формирование заявок на проведение научных исследований, использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
11.19. Оказание практической и методической помощи органам предварительного следствия.
11.20. Обеспечение деятельности Научно-консультативного совета при Следственном департаменте МВД России.
11.21. Осуществление организационного и методического обеспечения деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений вызывающих широкий общественный резонанс.
11.22. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведение систематизированного учета действующего законодательства.
11.23. Организация формирования и ведения информационных систем в интересах обеспечения деятельности органов предварительного следствия, формирование и ведение баз данных по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.
11.24. Организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти.
11.25. Производство расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.
11.26. Организация учета вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного департамента МВД России, и их хранения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
11.27. Обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов.
11.28. Участие в установленном порядке в разработке нормативов нагрузки, штатной численности и норм положенности материально- технического обеспечения следователей органов предварительного следствия, разработка типовых положений и типовых структур органов предварительного следствия.
11.29. Осуществление в установленном порядке подбора и расстановки руководящих кадров, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия, участие в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.
11.30. Рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности органов предварительного следствия.
11.31. Информирование населения в пределах своей компетенции о результатах деятельности органов предварительного следствия, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».
11.32. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
11.33. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности органов предварительного следствия.
12. Следственный департамент МВД России для осуществления своих задач и функций имеет право:
12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.
12.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.
12.3. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Следственный департамент МВД России задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
12.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности органов предварительного следствия.
12.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России, Федеральной миграционной службы, органов государственной власти Российской Федерации для решения задач Следственного департамента МВД России.
12.6. Осуществлять по вопросам, относящимся к деятельности Следственного департамента МВД России, в установленном порядке проверки оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия.
12.7. Вносить предложения руководству Министерства о постановке на особый контроль территориальных органов МВД России, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.
12.8. Заслушивать отчеты руководителей органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, относящимся к ведению Следственного департамента МВД России.
12.9. Проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары, а также пресс-конференции, брифинги для средств массовой информации по направлениям деятельности Следственного департамента МВД России.
12.10. Проводить в установленном порядке стажировку руководителей и сотрудников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.
12.11. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, средств массовой информации.
12.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Следственный департамент МВД России является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
12.13. Осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
IV. Организация и обеспечение деятельности Следственного департамента МВД России
13. Следственный департамент МВД России возглавляет заместитель Министра — начальник Следственного департамента МВД России<*>, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
<*> Далее — «Начальник Следственного департамента МВД России».
Начальник Следственного департамента МВД России имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства.
14. Начальник Следственного департамента МВД России имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.
15. Начальник Следственного департамента МВД России:
15.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Следственного департамента МВД России, а также процессуальное руководство деятельностью органов предварительного следствия. Несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент МВД России задач и функций, реализацию предоставленных прав.
15.2. Пользуется процессуальными полномочиями руководителя следственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, создает в необходимых случаях в установленном порядке следственные группы, в том числе межрегиональные.
15.3. Распределяет полномочия между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.
15.4. Утверждает планы работы Следственного департамента МВД России, а также положения о его структурных подразделениях.
15.5. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия.
15.6. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия временные подразделения целевого назначения.
15.7. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Следственного департамента МВД России.
15.8. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Следственного департамента МВД России до заместителя начальника управления, входящего в Следственный департамент МВД России, включительно.
15.9. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Следственный департамент МВД России, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Следственном департаменте МВД России.
15.10. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава Следственного департамента МВД России, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.
15.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих; присваивает в пределах предоставленных прав сотрудникам Следственного департамента МВД России специальные звания до подполковника юстиции включительно, вносит предложения Министру о присвоении специального звания полковника юстиции сотрудникам Следственного департамента МВД России.
15.12. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России и налагает на них дисциплинарные взыскания соответственно до заместителя начальника управления Следственного департамента МВД России включительно; вносит Министру представления к награждению государственными и ведомственными наградами своих заместителей, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами Министра.
15.13. В установленном порядке поощряет граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России, вносит руководству Министерства и начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России.
15.14. Направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в плановые служебные командировки, в исключительных случаях в установленном порядке — во внеплановые.
15.15. Устанавливает и изменяет в пределах своей компетенции сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России соответствующие надбавки и выплаты.
15.16. Предоставляет отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России.
15.17. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением службы сотрудниками Следственного департамента МВД России и осуществлением профессиональной служебной деятельности федеральными государственными гражданскими служащими Следственного департамента МВД России.
15.18. Вносит согласованные в установленном порядке представления Министру о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях — начальников органов предварительного следствия на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.
15.19. Дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.
15.20. Вносит Министру предложения о перераспределении штатной численности органов предварительного следствия в системе МВД России.
15.21. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Следственном департаменте МВД России, а также обеспечивает выполнение в Следственном департаменте МВД России мероприятий гражданской обороны.
15.22. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.
15.23. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Следственного департамента МВД России.
15.24. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Следственном департаменте МВД России.
15.25. Организует в пределах своей компетенции разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;
15.26. Организует в пределах своей компетенции оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
15.27. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Следственного департамента МВД России и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.
16. При начальнике Следственного департамента МВД России действует оперативное совещание, порядок работы и персональный состав которого утверждаются начальником Следственного департамента МВД России.
17. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Следственного департамента МВД России осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Основной задачей следственного управления (отдела, отделения, группы) является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.
С учетом требований уголовно — процессуального законодательства Российской Федерации следственное управление (отдел, отделение, группа), выполняя следующие основные функции, обеспечивает:
Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно — розыскную и экспертно — криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. В обязательном порядке (в произвольной форме) учет.
Поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.
Выездов следователей на места происшествий.
Возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство.
Поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения. Лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел. Размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения.
Выявленных в ходе следствия ранее не известных преступлений. Преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам. Представлений прокуроров, частных определений судов.
Профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления. Мероприятий воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом.
Учет и правильное использование следователями криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. На следственное управление (отдел, отделение, группу) не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно — процессуальным законодательством и настоящим Положением.
Следственное управление осуществляет следующие полномочия:
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного. Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции. Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные полномочиях в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ по вопросам организации предварительного следствия, а также в нормативных правовых актах, изданных Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ совместно с руководителями других министерств, комитетов и служб. Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей классификации его процессуальных полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; полномочия по осуществлению уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам дознания. 1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полномочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия следователей и раскрытие притупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности. Подробнее о порядке возбуждения уголовного дела см. главу 2 настоящего руководства.
Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголовных дел с учетом положений, закрепленных в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур». В частности, следователи военных прокуратур возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения. Следователи закрытых территориальных образований г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований, кроме уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте разграничены Указанием Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и » Министерства путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». В названном Указании установлен перечень документов, которые должны быть направлены органам предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о хищении грузов. Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел о нарушении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и направлении в органы прокуратуры материалов по фактам санитарных правонарушений» от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических преступлениях (см.: Письмо Генеральной прокуратуры ?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства» от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии России) и др. 2. Полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Данный вид полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых могли бы быть получены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением можно считать направление запроса о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ. Одним из способов собирания доказательств является получение следователем письменных документов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных документов и предметов. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия могут быть произведены по поручению следователя органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции органов дознания на производство следственных действий, полученные сведения являются доказательствами при условии, что они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности. 3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частной публичного обвинения. К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение лица в качестве обвиняемого (подробнее см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руководства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее см. §2 главы 4 настоящего руководства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности (подробнее см. §3 главы б настоящего руководства). 4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уловному делу. Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями (ч. 3). Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессуальным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ. При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ). 5. Полномочия следователя давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение — это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определенные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение. В поручении может содержаться указание в виде разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание — это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п. Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий. Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.). Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ. Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы. Следователь вправе привлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий. Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий. Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и др.). Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ). Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК РФ). По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК РФ).
Москва. 21 сентября. INTERFAX.RU — Транспортная полиция проводит дополнительную проверку в связи с появлением в СМИ видеороликов и новой информации о случившемся с Алексеем Навальным, сообщает управление на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу. Доследственная проверка продолжается.
ХроникаНавальный попал в больницуВсе материалы хроники
Там уточнили, что следователи решили повторно опросить сотрудников Фонда по борьбе с коррупцией, которые сопровождали Навального во время его поездки в Томск и Новосибирск.
На данный момент полицейские уже опросили около 200 человек, которые «контактировали с Навальным либо были очевидцами его пребывания в Томске и Томской области, а также часть пассажиров, летевших в одном самолете с ним».
В МВД напомнили, что 22 августа менеджер проектов ФБК Мария Певчих «уклонилась от дачи объяснений и вылетела из Омска в Германию».
«В настоящее время ее местонахождение устанавливается. Несмотря на общение с ней и ее адвокатом по телефону, направление повесток в ФБК и по месту жительства, до сегодняшнего дня в органы предварительного следствия Мария Певчих не явилась», — говорится в пресс-релизе.
В МВД также напомнили, что руководители следственного отделения Томского линейного отдела МВД направили запросы об оказании правовой помощи Германии, Франции и Швеции, но ответов не получили.
Сейчас следователи проводят анализ полученных объяснений, заключений экспертов и других сведений и документов.
Навальному стало плохо во время перелета из Томска в Москву 20 августа. Его экстренно госпитализировали в Омске, а два дня спустя перевезли на лечение в Германию. Правительство ФРГ заявило, что независимые экспертные исследования показали, что он был отравлен фосфорорганическим веществом группы «Новичок», и призвало российскую сторону расследовать произошедшее. Также сообщалось, что выводы германских экспертов подтвердили лаборатории во Франции и Швеции.
Российские врачи следов отравления в организме Навального не нашли и настаивают, что у него произошло нарушение углеводного обмена. В Кремле указывают, что поэтому юридических оснований для возбуждения уголовного дела нет, но доследственная проверка продолжается.
В Фонде борьбы с коррупцией 21 сентября заявили, что истек максимальный срок доследственной проверки — 30 дней, но фонд не получил ни отказа в возбуждении уголовного дела, ни постановлеия о его возбуждении. На этом основании в ФБК заявили, что его сотрудники больше не будут являться в транспортную полицию Томска на опросы.
Навальный опубликовал на своем сайте заявление, в котором потребовал вернуть ему одежду и обувь, которые были на нем в день госпитализации.
В Омском Минздраве заявили, что эти вещи из больницы забрали сотрудники следственных органов.
Руководитель отдела расследований ФБК Мария Певчих, которая постоянно проживает в Великобритании, рассказала журналистам, что была с Навальным в Томске. Узнав о его госпитализации, она добралась до Омска, а затем сопровождала его и его жену Юлию при перелете в Берлин. По ее словам, она привезла в Германию некоторые вещи из номера в Томской гостинице, где останавливался Навальный. Соратники политика успели их описать и забрать до уборки номера.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики (отдел по расследованию преступлений в полиции)
Целью учебно-ознакомительной практики было получение базовых навыков и представлений о работе следственного отдела органа внутренних дел. Задача практики заключается в умении применить теоретические знания на практике и в ознакомлении с практической деятельностью структурных подразделений органов внутренних дел.
Приступить к изучению работы организации решил с изучения нормативно-правовых и ведомственных основ деятельности следственных отделов ОВД. Допуск к процессуальным и ведомственным документам отдела в течение всего периода прохождения учебно-ознакомительной практики предоставлялся мне с разрешения начальника отдела.
Остановимся на общих сведениях о деятельности следственных отделов органов полиции. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входят: возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Расследуют преступления в ОВД следователи и дознаватели в тесном взаимодействии с другими подразделениями ОВД — участковыми, уголовным розыском, инспекциями по делам несовершеннолетних, ГИБДД, ППС и т.д.
Следственный аппарат ОВД входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Положением об органах предварительного следствия определены их следующие задачи:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
В штате отдела по расследованию преступлений на ОТОП № 7 СУ УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника ОВД — начальник следственного отдела.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые в соответствии со ст. 39 УПК РФ контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи органов внутренних дел расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной ст. 38 УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Таким образом, деятельность органов внутренних дел строится на строгом соблюдении законодательства РФ, открытости и публичности, соблюдении и уважении прав и свобод человека и гражданина, беспристрастности, общественном доверии и поддержке граждан.
В ходе прохождения практики я присутствовал и составлял в электронном виде проект протокола такого процессуального действия, как допрос свидетеля. Таким образом, я самостоятельно и непосредственно убедился в эффективности применяемой следователем методики допроса и законности его процедуры. В ходе допроса свидетель сообщил всё, что ему было известно, а также составил схему места происшествия.
Я участвовал в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам. Помогал составлять проект плана расследования уголовного дела, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий. Вносил предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и др.
Изучал формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов МВД (ОУР, дежурной частью и т.д.), контрольно-ревизионными службами других министерств и ведомств, а также с представителями общественности при раскрытии и расследовании преступлений. Особое внимание мною было уделено анализу учётно-регистрационной дисциплины (КУСП (книга учёта сообщений о преступлениях)) за 2013-2014 г. г.
Во время прохождения практики ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ. Составлял проект постановления о назначении экспертизы.
Документооборот в отделе полиции № 2 выглядит так: при создании документ составляется, оформляется, согласовывается и подписывается. Обращение документа означает его регистрацию, передачу на исполнение или отправку адресату, копирование, ознакомление, исполнение, контроль прохождения и исполнения. Под хранением документа понимают его списание в дело и помещение туда на хранение, а также хранение в архиве.
Отношение к документам имеет каждое подразделение в полиции: бухгалтерия, следственный отдел, ПДН, участковых уполномоченных, кадровый отделы и т.д. Вместе с тем службы и подразделения взаимодействуют между собой, часто происходит обмен информацией посредством документов.
Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Однако существуют документы, которые регламентируют непосредственно поведение сотрудников на службе и в быту, на отдыхе и в общественных местах — это «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ» и «Кодекс профессиональной этики сотрудника полиции». Данные документы были изучены мною в соответствующей части. следственный отдел полиция
Достаточно детально я проанализировал ряд актов федерального и регионального уровня, касающихся работы органов по расследованию преступлений, в т. ч.: Приказ МВД РФ от 08.11.2011 N 58 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»; Приказ МВД России от 01.03.2012 N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»; Закон Пермского Края от 01.11.2007 № 139-ПК (ред. от 31.10.2011) «Об административных правонарушениях» (принят ЗС ПК 18.10.2007) (с изм. и доп., вступившие в силу с 28.11.2011).
Подводя итог пройденной практической работе и проведенному исследованию можно констатировать, что во время прохождения практики мной были закреплены начальные навыки применения законодательства Российской Федерации, получен опыт организации труда следователя, порядка оформлении документов служебного и процессуального характера.
За время прохождения практики по специальности мной были получены и закреплены:
— навыки выполнения отдельных следственных действий в ОРП на ОТОП №7 УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону;
— психологические особенности и специфика общения не только в коллективе сотрудников ОВД, но и при обращении с гражданами;
— опыт организации службы современного следствия;
— навыки подготовки процессуальных и служебных документов, связанных с применением законодательства, обеспечением прав и свобод граждан и юридических лиц.
На протяжении практики мной велся дневник, в котором описывалось ежедневно, в соответствии с программой практики, наиболее важные события и документы, выполненные практикантом.
Что касается собственной оценки практики, считаю, что практика является необходимой и полезной составляющей учебного процесса, позволяющей студентам более полно и глубоко освоить теоретический курс, закрепить полученные знания, а также ознакомиться с практикой применения норм права. Однако в целях совершенствования данного процесса, считаю более целесообразным проходить практику после каждого курса в одном органе, но в течение более длительного срока (две недели это недостаточный срок для всестороннего изучения деятельности следственных отделов органов внутренних дел).
Размещено на Allbest.ru
…