Общественные помощники следователей – граждане, желающие проходить службу в должности следователя Следственного комитета России, оказывающие организационно-техническую помощь следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений на безвозмездной основе.

Несмотря на то, что деятельность общественных помощников осуществляется на общественных началах, она является важнейшим этапом – практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить свою психологическую готовность к следственной деятельности. Еще будучи в роли общественного помощника можно научиться эффективно применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса и выработать все профессиональные навыки, необходимые следователю.

Только в 2019 году в следственном управлении по округу общественными помощниками следователей назначены восемь человек, трое из которых на сегодняшний день уже приняты на должность следователей территориальных следственных подразделений и успешно проходят службу.

Руководитель отдела кадров следственного управления подполковник юстиции Светлана Велкова: «По мнению многих руководителей следственных органов одной лишь учебы в ВУЗе будет недостаточно для того, чтобы стать хорошим следователем. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. И именно для того, чтобы студенты могли поближе познакомиться со следственной работой, в СК России функционирует институт общественных помощников следователей».

Организация работы с общественными помощниками (молодыми специалистами) остается приоритетным направлением создания кадрового потенциала, освоения специальности и повышения профессионального мастерства работников.

К основным полномочиям и обязанностям общественных помощников следователей относятся:- оказание технической, информационной и организационной помощи следователю в его работе;- подготовка в соответствии с поручением следователя проектов документов.

Общественному помощнику следователя запрещается:- разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу.

К осуществлению деятельности общественного помощника допускается дееспособное физическое лицо: — имеющее гражданство РФ;- достигшее возраста 18 лет;- имеющее высшее юридическое образование или являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;- в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование;- годное по состоянию здоровья к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;- имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

По всем возникающим вопросам обращаться в отдел кадров следственного управления Следственного комитета РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по телефону 8 (3467) 32-62-11. Документы направлять по почте или лично по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Мира 120. Адрес электронной почты отдела кадров: kadry@86.sledcom.ru

На страже прав и свобод россиян уже долгое время стоит Следственный комитет (СК РФ) — важнейший правоохранительный орган. Целью его работы является своевременное предотвращение нарушений закона, наказание виновных, защита гражданских интересов и многое другое. О сотрудниках правоохранительной системы можно говорить очень долго. Ведь представленная сфера является невероятно обширной и сложной. В нашей статье будет рассказано о лице, только начинающем работу в СК РФ. Речь пойдет о помощнике следователя.

Следственный комитет: особенности работы

Не стоит думать, что помощник следователя — это некий доктор Ватсон, разгадывающий вместе со знаменитым следопытом сложные задачи. Если говорить начистоту, то стажер почти не играет никакой роли в работе специалиста. Это даже не правая, а левая рука сотрудника СК. В большинстве случаев стажер оформляет документацию, играет роль курьера, а также выполняет различные мелкие поручения своего непосредственного начальника. Все остальное время помощник следователя наблюдает за работой своего руководителя.

Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.

Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.

Закон о младших сотрудниках в СК РФ

В 2010 году был принят Федеральный закон № 403-ФЗ, регламентирующий работу Следственного комитета. В статье № 16 этого Закона указываются требования, которые должны предъявляться к гражданам, желающим трудиться в СК РФ.

Первое и основное требование — это наличие российского гражданства и высшего юридического образования. Юридическая программа, по которой обучался гражданин, должна быть аккредитована по специальности, близкой к следственному делу. При приеме на работу учитываются нравственные и профессиональные качества будущего сотрудника, его психическое и физическое здоровье.

Закон гласит, что помощником следователя может стать даже студент юрфака. Важно только, чтобы он не имел задолженностей по учебе, а срок получения образования составлял не менее полугода.

В пункте 4 статьи 16 рассматриваемого Закона прописаны признаки, при наличии которых человек не может быть взят на работу в Следственный комитет. Здесь стоит отметить полную или ограниченную недееспособность, неснятую судимость, уголовное преследование, наличие серьезных заболеваний, близкое родство с сотрудником СК РФ, наличие иного гражданства, кроме российского, а также отказ от процедуры оформления допуска. В последнем случае речь идет о непредставлении соответствующих документов, по которым Следственный комитет может принимать на работу.

Организация профессиональной деятельности

СК РФ работает согласно приказу от 4 мая 2011 года. В нем говорится, что привлечение молодых специалистов на должность общественных помощников представляет собой одну из форм взаимодействия правоохранительной системы с широкой общественностью. В результате такого взаимодействия качественно реализуется кадровая политика.

Совместная реализация функций общественных помощников следователя с правоохранительными органами полезна для обеих сторон взаимодействия. Профессионалам в СК оказывается организационно-техническая помощь, в результате чего вся правоохранительная система начинает работать быстрее и эффективнее. Отдельные же общественные деятели удовлетворяют свои потребности в формировании ценного трудового опыта.

Вопрос о том, как стать помощником следователя, сегодня имеет особую актуальность. На самом деле нет ничего сложного в поступлении на работу в СК. Достаточно лишь одного направления с характеристиками от университета.

Студенты или бакалавры, допущенные к работе в комитете, могут заранее ознакомиться с рабочей обстановкой в области охраны права. Параллельно с изучением теоретического материала происходит выработка профессиональных навыков. Молодые специалисты имеют возможность следить за работой своих наставников, исполнять мелкие поручения, знакомиться с базой правовых документов и т. д. На сегодняшний день имеются все необходимые условия для качественного формирования начальных навыков в области следственного дела.

Задачи помощника следователя

Объем полномочий и задач стажера определяется Федеральным законом. При этом конкретные цели возлагаются непосредственным руководителем помощника. Согласно закону, младшие сотрудники в рассматриваемой системе органов занимаются оказанием информационной, организационной и технической помощи следователю. Большая часть работы связаны с подготовкой проектной документации.

В обязанности помощника следователя в полиции, СК РФ или прокуратуре входит оперативное информирование своего начальства о проблемах и необычных обстоятельствах, возникающих по ходу работы. В свою очередь, сами сотрудники должны спокойно и грамотно разъяснить стажеру все проблемные моменты.

За свои деяния помощник следователя несет ответственность. В зависимости от причиненного ущерба, ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной.

Обязанности помощника следователя

Требования к работе стажеров в СК, объем основных задач и полномочий — все это обозначено в общих положениях Федерального закона. А что можно рассказать о конкретных обязанностях помощников следователей?

Закон гласит, что самой важной обязанностью любого стажера в Следственном комитете является качественное исполнение всех законных требований, приказов и просьб начальства. Совместно со специалистами в области розыска помощники должны осуществлять проверку материалов по уголовным делам. Документы поступают из нижестоящих правоохранительных инстанций. В обязанности работников СК входит проверка материалов на наличие в них нарушений закона. «Мелкие» дела, как правило, поручаются помощникам следователей. Также они выполняют определенный комплекс мероприятий, имеющий характер доследственной проверки поступивших заявлений.

В соответствии с законом, помощники следователя обязаны реализовывать розыскные мероприятия совместно со своими руководителями. Изучается личность обвиняемого, устанавливаются причины и условия для нарушения закона, проводится опрос свидетелей и т. д.

Еще одной важной обязанностью помощника следователя является поддержание связей с общественностью. Данная функция имеет очень обширный, а порой даже размытый характер. Стажеры Следственного комитета могут докладывать уголовные дела в трудовых коллективах, просвещать общественность о недопустимости нарушения закона, знакомить коллег-студентов с работой в правоохранительных органах и т. д.

Помощнику следствия строго запрещается разглашать сведения, полученные от начальства по отдельным уголовным делам. В ходе расследования нельзя получать какие-либо материальные ценности, подарки, услуги и т. д. Наконец, само поведение младшего сотрудника в СК РФ должно соответствовать нормам морали, нравственности и профессиональной этики.

Таким образом, рассматриваемый специалист обладает достаточно большим количеством обязанностей. Однако у многих возникает проблема: разнятся ли объемы полномочий у следователей в зависимости от места работы в правоохранительной системе? Такой вопрос уже неактуален для всех юристов, в том числе и для помощников следователя.

Прокуратура, ОВД (полиция), различные правоохранительные комитеты и, конечно же, СК РФ — до недавнего времени все эти органы имели при себе небольшие комиссии, в которых работали сыщики. Так, следователь прокуратуры значительно отличался от такого же работника, но в ОВД. Несколько лет назад подобная дифференциация исчезла. Отныне все работники следствия сосредоточены только в СК РФ.

Чем занимается помощник следователя?

Давно известно, что в законе прописано множество норм, которые далеко не всегда соблюдаются на практике. В большинстве случаев до помощников следователя в правоохранительных органах нет никакого дела. Младших сотрудников оставляют с горами документов, которые необходимо оформить и сдать в определенный срок. И в этом заключается большая ошибка сегодняшних правоохранителей. Новых специалистов не следует игнорировать, при этом жалуясь на них как на «лишний балласт». Вся следственная система будет качественно преобразована только в том случае, если молодым сотрудникам начнут уделять особое внимание.

И все же, как обстоят дела сегодня? Что с наибольшей долей вероятности будет ожидать студентов юрфака, изъявивших желание пройти практику в Следственном комитете? Можно сформировать распространенную, даже немного избитую картину.

Есть провинциальный орган СК РФ, куда каждый день поступает множество жалоб и обращений. Настоящих следователей здесь не так много, в лучшем случае — человек десять. Одному из них приходит новое задание: проверить юридическое лицо на предмет финансовых преступлений. Возмущенный работник СК, у которого и так висит множество незаконченных дел, вспоминает о наличии у себя общественного помощника следователя. И вот появляется долгожданная возможность избавиться хотя бы от части возложенных обязанностей. Занятой следователь посылает разбираться помощника, а сам уделяет внимание более сложным делам. И это еще не самый худший случай. Зачастую младшие сотрудники и вовсе не понимают, что им следует делать, а потому чувствуют себя ненужными.

Неэффективная организация работы с младшими сотрудниками является следствием большой загруженности, излишней бюрократии и малого контроля со стороны начальства. Радует одно: устроиться помощником следователя сегодня не так уж и сложно. О том, как именно это можно сделать, будет рассказано далее.

Как устроиться помощником следователя?

Как правило, в СК РФ идут студенты, или же граждане, недавно окончившие юридический факультет. Если человек еще учится, то о практике в правоохранительной системе следует договориться с начальством факультета. Скорее всего, будет заключен трудовой договор. Работа помощником в СК поможет не только набраться ценных знаний и умений, но и приобрести рабочий стаж. В результате по окончании университета правовой статус «помощника» может отпасть, и работник станет полноценным сотрудником.

Если же человек уже окончил учебу, то в Следственный комитет можно будет устроиться общественным помощником. Отличие простого работника от общественного заключается лишь в порядке подачи некоторых документов. Однако во всех случаях представители СК могут устроить новичку небольшой экзамен. Будут проверяться знания по гражданскому, конституционному, и, конечно же, по уголовному праву.

Следственный комитет охотно принимает новые кадры. Связано это, однако, не со страстным желанием организовать качественную работу с молодыми сотрудниками, а с необходимостью заполнить ведомости. Когда в документах указана ротация или набор новых кадров, федеральное начальство остается довольным. Безусловно, далеко не во всех органах СК РФ все настолько равнодушны к новым кадрам. Однако прослеживается тенденция, которая указывает на слабые связи сотрудников следственного комитета МВД с помощниками следователя и стажерами.

Особенности профессии

Помощником следователя стать не так уж и сложно. Студенты или выпускники, готовые работать с горами документов, вряд ли будут лишними. Но так ли легко стать сыщиком? Какими качествами должен обладать стажер в правоохранительных органах, чтобы получить желанную должность?

Как бы странно и пафосно это ни звучало, но хороший следователь в современном мире должен быть чуть ли не гением. Почему именно так? Неужели одних лишь знаний в области юриспруденции будет недостаточно? К сожалению, нет. Можно помнить наизусть все правовые кодексы, но без знаний и логических умений долго проработать в СК не получится. Будущих сотрудников обучают специальной методологии сыска. Однако недостаточно знать все способы следствия наизусть. Куда важнее правильно их применять, грамотно сопоставлять между собой и находить в них проблемные места.

Специалистам в области следствия непозволительно совершать ошибки. Любая оплошность может обернуться полным провалом и крахом всего дела. Мало того, что преступники останутся на свободе, могут пострадать и ни в чем не повинные люди. Именно поэтому сыщик должен обладать железным спокойствием, логическим мышлением и умением общаться с самыми разными людьми.

Координация деятельности

Стажеру в СК РФ следует учесть, что следователи постоянно взаимодействуют с множеством профессиональных инстанций. Это органы дознания, криминалисты, медицинские и судебные экспертные группы, прокуратура, полиция и многое другое. Более того, необходимо вести допрос свидетелей. Делать это следует таким образом, чтобы раздобыть как можно больше полезной и нужной информации.

Какой вывод стоит сделать помощнику следователя для приобретения желанного правового статуса? Одной лишь учебы и практики будет совершенно недостаточно. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. Благо, удовлетворить эти чувства позволяют обширные полномочия помощника следователя.

О важности работы в Следственном комитете

Следователь — профессия очень важная. Вряд ли кто-то будет это отрицать. Однако далеко не каждый гражданин сможет рассказать, чем именно так важна рассматриваемая специальность.

Определять ценность профессии можно с двух позиций: с точки зрения общества и с позиции самого работника. Для общества СК представляет собой орган, который постоянно стоит на страже правопорядка и закона. Работники СК защищают интересы, права и свободы каждого российского гражданина. Именно благодаря следователям раскрываются экономические и уголовные преступления, предотвращаются правонарушения, ограничивается свобода опасных для социума элементов.

Теперь же стоит обратить внимание на преимущества профессии с позиций следователя. Первым достоинством является престиж. К следователям сегодня относятся с большим уважением. Наверное, нет ни одного человека, что не сравнивал бы работника СК с героем рассказов Конан Дойла.

Второе достоинство — это заработная плата. Сегодня она гораздо выше, чем у любых других работников. Следователи много и усердно трудятся, а потому получают достойное вознаграждение. О зарплате помощника следователя, к сожалению, говорить не приходится. Здесь все зависит от того, кто именно работает стажером — общественный деятель, студент, выпускник юрфака или любое другое лицо. Студентом зачастую даже не платят — ведь речь идет об учебной практике. Окончившие вуз лица получают зарплату в зависимости от региона, рабочего графика, штатного расписания и т. д. Средняя зарплата помощника следователя в России совсем невелика — порядка 20 тыс. рублей.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2012 г.

Регистрационный N 25938

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующего кадровую работу, и заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителя Главного военного следственного управления.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации генерал-полковник юстиции А. Бастрыкин

Перечень должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности федеральной государственной гражданской службы:

1. В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) начальник отдела в главном управлении;

4) начальник отдела в управлении;

5) заместитель начальника отдела в главном управлении;

6) заместитель начальника отдела в управлении;

7) референт;

8) ведущий советник;

9) советник;

10) главный консультант;

11) консультант;

12) главный специалист;

13) ведущий специалист;

14) главный специалист 3 разряда;

15) ведущие специалисты 1, 2 и 3 разрядов;

16) старшие специалисты 1, 2 разрядов;

17) специалист 1 разряда;

2. В главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном управлении (следственном отделе) Следственного комитета Российской Федерации:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) начальник отдела в управлении;

4) заместитель начальника отдела в управлении;

5) главный специалист;

6) ведущий специалист;

7) старшие специалисты 1 и 2 разрядов;

8) специалисты 1 и 2 разрядов;

3. В межрайонном следственном отделе, следственном отделе по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации:

1) главный специалист;

2) ведущий специалист;

3) старшие специалисты 1 и 2 разрядов;

4) специалисты 1 и 2 разрядов.

II. Должности федеральной государственной службы, по которым предусмотрено присвоение специальных званий:

1. В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

1) помощник руководителя главного управления;

2) помощник руководителя управления;

3) помощник следователя;

4) помощник следователя — криминалиста;

2. В главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и приравненном к нему специализированном следственном управлении, следственном отделе, межрайонном следственном отделе, следственном отделе по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненном к нему специализированном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации:

1) помощник следователя;

2) помощник следователя — криминалиста;

3. В научных и образовательных учреждениях Следственного комитета Российской Федерации:

1) ректор;

2) проректор;

3) директор института;

4) заместитель директора института;

5) директор кадетской школы (школы-интерната);

6) первый заместитель директора кадетской школы (школы-интерната);

7) заместитель директора кадетской школы (школы-интерната);

8) ученый секретарь;

9) декан факультета;

10) директор филиала;

11) заведующий: кафедрой, научно-исследовательским отделом, лабораторией;

12) заместитель заведующего лабораторией;

13) помощник ректора;

14) профессор;

15) главный научный сотрудник;

16) доцент;

17) ведущий научный сотрудник;

18) старший научный сотрудник;

19) старший преподаватель;

20) старший воспитатель;

21) преподаватель;

22) воспитатель;

23) научный сотрудник;

24) ассистент;

25) младший научный сотрудник;

26) руководитель отдела;

27) заместитель руководителя отдела;

28) руководитель отделения;

29) заместитель руководителя отделения;

30) старший инспектор;

31) старший методист;

32) методист;

33) помощник директора кадетской школы (школы-интерната);

34) инспектор;

4. В иных учреждениях и организациях Следственного комитета Российской Федерации:

1) руководитель учреждения (организации);

2) заместитель руководителя учреждения (организации);

3) руководитель отдела;

4) заместитель руководителя отдела;

5) руководитель отделения;

6) заместитель руководителя отделения;

7) старший инспектор;

8) инспектор.

Работа общественным помощником следователя

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, создания кадрового резерва, профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, в системе Следственного комитета Российской Федерации функционирует институт общественных помощников.

Работа общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться
с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания
в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

Следственным комитетом Российской Федерации организована работа по отбору и допуску к осуществлению деятельности граждан в качестве общественных помощников следователей.

Требования, предъявляемые к кандидатам в общественные помощники следователей

К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

— имеющее гражданство Российской Федерации;

— достигшее возраста 18 лет;

— имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

— в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

— которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

— годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам
к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

— имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного управления
на общественных началах.

Помощник следователя МВД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *