Содержание

Сбор налогов представляет собой важную функцию государства. Пополняя казну, налоги дают государству возможность для выполнения всех остальных его функций. В связи с этим, значение налогообложения в жизни государства и граждан не раз подчеркивали отечественные исследователи, в том числе, и в дореволюционный период . Российские реформаторы, стараясь модернизировать финансовую систему страны, как правило, начинали свои преобразования именно с налоговой системы, хорошо понимая ее значение .

Одной из основных проблем рационального налогообложения является проблема сохранения баланса публичного и частного интересов: интересов государства максимально пополнить свой бюджет и интересов граждан сохранить свой доход. Поэтому при установлении принципов налогообложения необходимо правильно определить баланс между стремлением максимально пополнить казну государства и необходимостью не разорить налогоплательщиков.

Принудительное взимание налогов государством нарушает право частной собственности. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Вместе с тем, право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства . Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4).

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности .

В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества .

Рациональная налоговая политика, в соответствии с современными взглядами, должна основываться на ряде принципов. К числу таких основополагающих принципов обычно относят:

— простоту организации системы сбора налога;

— учет комплексного влияния налога на функционирование различных систем государства;

— фискальную эффективность, при которой расходы на сбор налога намного ниже, чем получаемые от него доходы;

— обеспечение максимальных трудностей в уклонении от уплаты налога;

— универсальность;

— стимулирование общественно полезных и подавление вредных для общества видов деятельности;

— учет влияния инфляции не только на состояние бюджета, но и на положение налогоплательщиков .

В современных условиях конституционная обязанность платить законно установленные налоги регулируется налоговым законодательством. В то же время, обязанность платить налоги представляет собой конституционную обязанность, и в этом качестве входит в число основных обязанностей физических лиц.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги установлена Конституцией Российской Федерации и входит в число основных обязанностей граждан нашего государства.

Исследование конституционных обязанностей личности в условиях современной России должно опираться на понимание основ правового статуса человека и гражданина, в котором права и обязанности едины и неразделимы.

Рассматривая систему правового регулирования конституционной обязанности платить законно установленные налоги, отметим, что главным по степени важности источником ее регулирования является Конституция Российской Федерации.

Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на территории Российской Федерации. Нормы и принципы Конституции имеют определяющее значение при установлении общих принципов налогообложения, при формировании налоговой политики Российской Федерации.

В то же время, пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ гласит, что законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, в отличие от других отраслей права, законодатель не закрепляет за Конституцией РФ статус основного источника налогового права.

Как отмечает Т.Н. Затулина, «отсутствие в налоговом законодательстве РФ ссылки на Конституцию РФ не является для ученых-правоведов основанием для того, чтобы не относить Основной Закон государства к источникам налоговых правоотношений» .

Невозможно отрицать тесную взаимосвязь налогового права с правом финансовым, при этом практически никем не оспаривается мнение о том, что Конституция является источником финансового права. Тот факт, что в Налоговом кодексе Конституция не упомянута в числе источников налогового права, вполне закономерно. Дело в том, что действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. При кодификации из поля зрения выпали важные аспекты налоговых отношений, связанные с реализацией конституционных основ развития рынка, принципов налогово-бюджетного федерализма и государственного управления экономикой и финансами .

Т.Н. Затулина справедливо отмечает, что Конституция Российской Федерации не содержит детализированных норм по вопросам налогообложения, но, в то же время, Основной Закон государства весьма системно регулирует налоговые отношения.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности.

Основная функция налогов – это функция фискальная: налоги используются в качестве источника доходов государства, средства пополнения государственной казны.

Помимо этого, налоги могут быть использованы как экономический и социальный регулятор. В качестве экономического регулятора налоги могут стимулировать или замедлять рост производства, спрос на определенные товары и услуги. Как социальный регулятор, налоги помогают сглаживать социальные противоречия в обществе, перераспределяют доходы, изымая часть доходов богатых в пользу бедных . В ряде современных государств за счет высоких налогов существует развитая система социальной поддержки нуждающихся слоев населения. Сегодня регулирующая роль налогов возрастает. При повышении или снижении любого налога, вне зависимости от фискальной функции, выполняется и функция регулирующая, оказывающая свое воздействие на общественные отношения.

Существующая система нормативно-правового регулирования налогообложения является достаточно эффективной и позволяет своевременно пополнять государственный бюджет. В структуру механизма реализации обязанности по уплате налогов входят также различные санкции, установленные законодательством по отношению к недобросовестным налогоплательщиком.

Вместе с тем, можно в качестве существенного недостатка налогового законодательства отметить его нестабильность . Соответствующие нормы меняются очень часто, что затрудняет привыкание налогоплательщиков к одной системе, к четким «правилам игры». Остается надеяться, что в перспективе налоговое законодательство станет более стабильным.

Таким образом, в Российской Федерации существует достаточно развития система нормативно-правового регулирования налогообложения, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, законы и подзаконные нормативные акты.

Книга вторая — Личные неимущественные права физического лица

Общие положения про личные неимущественные права физического лица

Статья 269. Понятие личного неимущественного права

1. Личные неимущественные права принадлежат каждому физическому лицу от рождения или по закону.

2. Личные неимущественные права физического лица не имеют экономического содержания.

3. Личные неимущественные права тесно связаны с физическим лицом. Физическое лицо не может отказаться от личных неимущественных прав, а также не может быть лишено этих прав.

4. Личными неимущественными правами физическое лицо владеет пожизненно.

Статья 270. Виды личных неимущественных прав

1. Согласно Конституции Украины физическое лицо имеет право на жизнь, право на здравоохранение, право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность личной и семейной жизни, право на уважение достоинства и чести, право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, право на неприкосновенность жилья, право на свободный выбор местожительства и на свободу передвижения, право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.

2. Гражданским кодексом Украины и другим законом могут быть предусмотрены и прочие личные неимущественные права физического лица.

3. Перечень личных неимущественных прав, установленных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), этим Кодексом и другим законом, не является исчерпывающей.

Статья 271. Содержание личного неимущественного права

1. Содержание личного неимущественного права составляет возможность физического лица свободно, на собственное усмотрение определять свое поведение в сфере своей частной жизни.

Статья 272. Осуществление личных неимущественных прав

1. Физическое лицо осуществляет личные неимущественные права самостоятельно. В интересах малолетних, несовершеннолетних, а также совершеннолетних физических лиц, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои личные неимущественные права, их права осуществляют родители (усыновители), опекуны, попечители.

2. Физическое лицо имеет право требовать от должностных и служебных лиц совершения соответствующих действий, направленных на обеспечение осуществления им личных неимущественных прав.

Статья 273. Обеспечение осуществления личных неимущественных прав

1. Органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления в границах своих полномочий обеспечивают осуществление физическим лицом личных неимущественных прав.

2. Юридические лица, их работники, отдельные физические лица, профессиональные обязанности которых касаются личных неимущественных прав физического лица, обязаны воздерживаться от действий, которыми эти права могут быть затронуты.

3. Деятельность физических и юридических лиц не может нарушать личные неимущественные права.

Статья 274. Ограничение личных неимущественных прав

1. Ограничение личных неимущественных прав физического лица, установленных Конституцией Украины, возможно лишь в случаях, предусмотренных ею.

2. Ограничение личных неимущественных прав физического лица, установленных Гражданским кодексом Украины и другим законом, возможно лишь в случаях, предусмотренных ими.

Статья 275. Защита личного неимущественного права

1. Физическое лицо имеет право на защиту своего личного неимущественного права от противоправных посягательств других лиц. Защита личного неимущественного права осуществляется способами, установленными главой 3 Гражданского кодекса Украины.

2. Защита личного неимущественного права может осуществляться также другим способом соответственно содержанию этого права, способа его нарушения и следствий, которые повлекло это нарушение.

Статья 276. Возобновление затронутого личного неимущественного права

1. Орган государственной власти, орган власти Автономной Республики Крым, орган местного самоуправления, физическое лицо или юридическое лицо, решениями, действиями или бездеятельностью которых затронуто личное неимущественное право физического лица, обязаны совершить необходимые действия для его немедленного возобновления.

2. Если действия, необходимые для немедленного возобновления затронутого личного неимущественного права физического лица, не совершаются, суд может вынести решение относительно возобновления затронутого права, а также возмещение морального вреда, причиненного его нарушением.

Статья 277. Опровержение недостоверной информации

1. Физическое лицо, личные неимущественные права которого затронуты вследствие распространения о нем и (или) членах его семьи недостоверной информации, имеет право на возражение, а также на опровержение этой информации.

2. Право на возражение, а также на опровержение недостоверной информации относительно умершего лица, принадлежит членам его семьи, близким родственникам и другим заинтересованным лицам.

3. Опровержение недостоверной информации осуществляется лицом, которое распространило информацию.

Распространителем информации, которую подает должностное или служебное лицо при выполнении своих должностных (служебных) обязанностей, считается юридическое лицо, в котором оно работает.

Если лицо, распространившее недостоверную информацию, неизвестно, физическое лицо, право которого нарушено, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта недостоверности этой информации и ее опровержение.

4. Если недостоверная информация помещается в документе, который принят (выдан) юридическим лицом, этот документ может быть отозван.

5. Физическое лицо, личного неимущественного права которой затронут в печатных или інших средствах массовой информации, имеет право на ответ, а также на опровержение недостоверной информации в том же средстве массовой информации в порядке, установленном законом.

Если ответ и опровержение в том же средстве массовой информации являются невозможными в связи с его прекращением, такой ответ и опровержение должны быть опубликованы в другом средстве массовой информации, за счет лица, распространившего недостоверную информацию.

Опровержение недостоверной информации осуществляется независимо от вины лица, которое ее распространило.

6. Опровержение недостоверной информации осуществляется тем же способом, которым она была распространена.

Статья 278. Запрет распространения информации, которой нарушаются личные неимущественные права

1. Если личное неимущественное право физического лица поднятый в газете, книге, кинофильме, телепередаче и т.п., готовятся к выпуску в свет, суд может запретить распространение соответствующей информации.

2. Если личное неимущественное право физического лица нарушено в номере (выпуске) газеты, книге, кинофильме, телепередаче т.д., которые выпущены в свет, суд может запретить (прекратить) их распространение к устранению этого нарушения, а если устранение нарушения невозможно, — изъять тираж газеты, книги и т.п. с целью его уничтожения.

Статья 279. Правовые последствия невыполнения решения суда о защите личного неимущественного права

1. Если лицо, которому суд вменил в обязанность совершить соответствующие действия для устранения нарушения личного неимущественного права, уклоняется от выполнения судебного решения, на него может быть наложен штраф соответственно Гражданскому процессуальному кодексу Украины.

2. Уплата штрафа не освобождает лицо от обязанности выполнить решение суда.

Статья 280. Право физического лица, личное неимущественное право которого нарушено, на возмещение вреда

1. Если физическому лицу вследствие нарушения его личного неимущественного права причинен имущественный и (или) моральный ущерб, этот ущерб подлежит возмещению.

Как узнать и оплатить налог на недвижимость?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить налог на имущество онлайн. Введите в поле под текстом номер ИНН или Индекс документа (указан в уведомлении со список налоговых начислений), мы предоставим вам информацию о начислениях.

По номеру ИНН владельца имущества наш сервис позволяет проверить наличие задолженностей по всем налогам физических лиц, в том числе налогу на недвижимость, начиная с 1 декабря года, когда ФНС рассчитала сумму налога.

Что такое налог на имущество?

Налог на имущество — налог на жилой дом, квартиру (комнату), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, иные здания, сооружения, помещения.

К жилым домам относятся жилые строения и дома расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, сам налог и налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами указанных субъектов Российской Федерации).

Необходимо знать, что налоговые уведомления на бумажном носителе не направляются владельцам налогооблагаемого имущества в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога
2) если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением установленных законом случаев
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и не направил уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

Существует более простой и удобный способ — оплата налогов через Интернет, с использованием нашего онлайн-сервиса. Введите в поле под текстом Индекс документа (указан в уведомлении со список налоговых начислений), мы предоставим вам информацию о начислениях и возможность оплатить их картой, выпущенной любым российским банком.

По номеру ИНН владельца имущества наш сервис позволяет проверить наличие задолженностей по всем налогам физических лиц, в том числе налогу на недвижимость, начиная с 1 декабря года, когда ФНС рассчитала сумму налога.

Налоговая база, ставки и льготы налога на имущество

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, за исключением тех субъектов РФ, где еще не принят закон об установлении единой даты начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В таких регионах налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

По состоянию на 2018 год не приняты законы об определении налоговой базы на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, в следующих регионах: Республика Алтай, Республика Дагестан, Красноярский край, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Томская область, Республика Крым, г. Севастополь.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на недвижимость физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не производится, даже если субъект РФ не принял соответствующий закон. Таким образом, порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости будет действовать с 1-го января 2020 года на всей территории РФ, без исключений.

Ставки налога на имущество

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В субъектах РФ, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставки устанавливаются в размерах не превышающих следующие значения:
— налоговая ставка 0,1%
для жилых домов, части жилых домов, квартир, части квартир, комнат, гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
— налоговая ставка 2%
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей
— налоговая ставка 0,5%
Прочие объекты налогообложения
Для объектов, которые попадают под базовую ставку в размере 0,1% от кадастровой стоимости налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
К примеру, в Москве ставки налога на имущества физических лиц (квартира, комната, жилой дом) имеет дифференциацию в зависимости от кадастровой стоимости:
— 0,1% — до 10 млн руб.
— 0,15% — от 10 до 20 млн руб.
— 0,2% — от 20 до 50 млн руб.
— 0,3% — от 50 до 300 млн руб.
По любым объектам недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. применяется налоговая ставка в размере 2%.
Узнать налоговый ставки в любом регионе РФ можно на сайте налоговой службы. Необходимо выбрать вид налога, в данном случае – налог на имущество физических лиц, налоговый период и регион. В результате будет выведена подробная информация о ставках в конкретном регионе.

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Право на федеральную льготу имеют 15 категорий налогоплательщиков, среди них среди них следующие: пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды детства, участники ВОВ и других боевых действий, герои СССР и РФ, военнослужащие (полный перечень льготных категорий указан на сайта налоговой службы).
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов недвижимости:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  • хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  • гараж или машино-место.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Данный пункт требует отдельного пояснения. К примеру, пенсионер владеет на праве собственности двумя квартирами, одним домом и одним гаражом. В таком случае налогообложению подлежит только одна квартира, т.е. квартира, жилой дом и гараж относятся к разным видам объектов налогообложения.
Налоговая льгота не распространяется на недвижимость используемую налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Плательщик налога должен самостоятельно уведомить ФНС о том, что у него есть льгота.
При непредставлении налогоплательщиком-владельцем нескольких объектов недвижимости одного вида, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Кроме льгот на федеральном уровне, существуют региональные (местные) льготы. Информацию о всех видах льгот можно узнать обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России.

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

В тех регионах РФ, где исчисление налоговой базы производится исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, при расчете налога применяются следующие налоговые вычеты:

  • для квартиры, части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;
  • для комнаты, части квартиры кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров общей площади этой комнаты, части квартиры;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (при этом в целях налогообложения дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);

Органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры предусмотренных Налоговым Кодексом вычетов.

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через Интернет, на сайте Росреестра.
Поиск осуществляется по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости. В результате поиска будет указан кадастровый номер, кадастровая стоимость и прочая информация. Этот сервис полезен не только в случае когда необходимо узнать кадастровую стоимость, но и для того, чтобы узнать кадастровый номер по адресу объекта недвижимости.

Платят ли дети налог на недвижимость?

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком налога на имущество признаются физические лица, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Таким образом, родители детей или их другие законные представители, могут оплачивать налоги за ребенка.

Обратная сила закона означает, что закон распространяется на отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Пример 1: уплата налога за 2016 на упрощенной системе налогообложения 6% от доходов, срок уплаты до 30.04.2017 г., не учитывая выходные дни. 10.02.2017 г. принимается закон, по которому налог будет 20%. Запрет на обратную силу закона, ухудшающего положение налогоплательщика, означает, что 20% (больший размер) надо уплатить по итогам 2017 г. до 30.04.2018 г., а за 2016 г. налог уплачивается по старому: 6%.

Цифры взял с потолка, для примера.

Пример 2: 25.10.2016 г. приняли закон, которым установили 15 лет лишения свободы за неуплату налога с доходов более 1000 руб. Я знаю, что вы на Большом Вопросе до этой даты заработали кучу денег. Запрет на обратную силу, закона ухудшающего положение налогоплательщика, будет означать, что за неуплату налогов с дохода, полученного до 25.10.2016 г. вы в тюрьму не сядете, а отправитесь в места не столь отдалённые только за неуплату налогов от доходов, полученных после 25.10.2016 г.

Это я тоже придумал.

Примерно так.

1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2″ Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства»55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права — законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июня 1997 года» // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», а также «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации».
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4″ Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях — и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином «налоговая обя­занность». Это узкий подход к определению понятия «налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора».
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов — обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) — производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие «налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора» включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
• стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная — характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
• физическая — используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств — недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) — своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
— удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
— уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
— взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
— погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента — организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
— исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
— исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
— списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
— погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях — по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Обязанность платить налоги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *