Содержание

· Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

· Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

· Федеральное агентство связи

Совет по региональной информатизации — деятельность совета направлена на развитие информационного общества в субъектах РФ

110. Конкурентоспособность региона, города. Система показателей конкурентных преимуществ региона. Основные факторы территориальной конкурентоспособности. Конкурентные стратегии в современных условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу.

Конкурентоспособность — термин, наиболее часто употребляемый не только в научной литературе, но и набирающий в последнее время популярность в экономических и политических кругах.Однако, несмотря на частое использование, операционализация понятий конкурентоспособности и, в частности, конкурентоспособности региона осложнено ввиду многогранности данной категории. Если обратиться к нормативным актам, регламентирующим механизм конкурентоспособности, то особую ценность имеет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где одним из главных стратегических приоритетов России является повышение конкурентоспособности регионов и страны в целом на мировой арене. Однако конкурентоспособность страны не может быть достигнута при слабой конкурентоспособности входящих в ее состав регионов. Таким образом, регионы непроизвольно участвуют в социально-экономических процессах в рамках межрегиональной конкуренции и одновременно равноправного партнерства. В Концепции конкурентоспособность региона определяется как «реализация потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.На сегодняшний день регионы России конкурируют между собой на нескольких уровнях. Это может быть конкуренция между соседними регионами одного федерального округа, между субъектами РФ в пределах большого экономического пространства (Урал, Сибирь, Дальний Восток), между регионами в пределах страны.Поскольку межрегиональная конкуренция может протекать на разных уровнях, то и направленность соперничества может быть не только горизонтальной, но вертикальной. Под вертикальной конкуренцией подразумевается борьба, протекающая между разными уровнями власти. В качестве примера, можно привести конкуренцию между центральной и региональной властью за объем властных полномочий или за большую долю перераспределяемых ресурсов. Аналогичным характером конкуренции может обладать конкуренция между областной и муниципальной властью. К финансовым объектам вертикальной конкуренции относятся региональные программы их финансирования, налоговые льготы по федеральным налогам. К нефинансовым объектам вертикальной конкуренции относится борьба за статус городов региона или выход на мировой рынок. Объектами горизонтальной межрегиональной конкуренции выступают доступ к ресурсам, привлечение и сохранение мобильных ресурсов, будь то финансовых или человеческих. При рыночных условиях приток капитала не осуществляется путем централизованного принятия отраслевых решений, а, в большей степени, определяется конкурентными преимуществами, которыми обладает тот или иной регион, а также существующими возможностями их приращения. Речь идет о привлечении инвестиций, межрегиональной конкуренции за объекты собственности, рабочую силу, престижных жителей, туристов и прочее. К нефинансовой группе объектов можно отнести борьбу за проведение различных политических форумов, мероприятий международного уровня, крупных политических, спортивных, культурных, научных событий, формирующих имидж региона и способствующих его развитию. К финансовой группе объектов межрегиональной конкуренции, протекающей на горизонтальном уровне, относятся налоговые льготы по региональным налогам, субсидии и льготные кредиты, дотации, ипотечные программы и прочее. В экономической теории федерализма бытует мнение, что межрегиональная конкуренция за привлечение ресурсов осуществляется с помощью механизмов конкуренции властей этих регионов. Благодаря взаимодействию с региональным бизнесом и глобальными экономическими институтами региональные власти гораздо эффективней используют общественные финансы и создают благоприятные условия для бизнеса и проживающего населения, находясь в конкуренции с другими регионами за привлечение экономических ресурсов. Таким образом, борьба за более благоприятные экономические условия ведется региональными властями на федеральном уровне, отстаиваются интересы структурообразующий предприятий, осуществляется поиск возможностей для самостоятельного налаживания международных отношений.Для повышения своей привлекательности региону необходимо конкурировать с другими субъектам страны не только за размещение предприятий, но и за привлечение в регион населения из других регионов, в особенности высококвалифицированного населения в трудоспособном возрасте. Кадровый потенциал одновременно с социально-экономическим и научно-техническим потенциалами обусловливает уровень привлекательности региона в отношении размещения и поддержании существующих производств, соответственно, определяет привлекательность региона и для создания новых рабочих мест. В результате, рост численности занятого населения способствует социально-экономическому благополучию населения, а также улучшает финансово-бюджетное состояние региона. Классическое определение конкурентоспособности региона дается М. Портером, однако в этом определении региональная конкурентоспособность является ничем иным, как следствием конкурентоспособности фирм, расположенных в нем. Васильева А. В. рассматривает конкурентоспособность региона как экономическую категорию и определяет ее как «способность экономики субъекта федерации обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, возможность реализовать имеющийся экономический потенциал с целью устойчивого роста экономики региона». Межрегиональная конкуренция базируется на стремлении каждого субъекта федерации привлечь в регион новые ресурсы (людей, финансовые средства, капитал, информацию необходимую для устойчивого развития территории и прочее), а также целевые группы потребителей. Для этого регионы создают, стараются сохранить и приумножить свои конкурентные преимущества. Наличие и приращение конкурентных преимуществ, в свою очередь, позволит обеспечить решение различных социально-экономических задач, стоящих перед регионом. Иными словами, это позволит региону выдерживать конкуренцию со стороны других субъектов федерации.Согласно анализу существующих подходов к определению конкурентоспособности региона, проведенных Барабановым А. С. выделяются три основных направления к определению рассматриваемой социально-экономической категории. Данные подходы широко распространены в литературе, однако они имеют свои недостатки, поскольку каждый из подходов учитывает не все составляющие конкурентоспособности. Один из наиболее распространенных вариантов определения региональной конкурентоспособности заключается в синонимизации понятия со способностью выдерживать конкуренцию на товарных рынках Согласно этому подходу конкурентоспособность региона существует лишь в рамках производства и возможности реализации конкурентоспособной продукции. Однако существует множество примеров, когда конкурентоспособность предприятий на рынке не ведет к высокому уровню конкурентоспособности всего региона. Таблица 1 Подходы к определению конкурентоспособности региона Сущность подхода Сторонники Конкурентоспособность как способность выдерживать конкуренцию на товарных рынках (конкурентоспособность предприятий) Мэйсон Р., Колькин Д. Н., Шорохов В. П., Фатхутдинов РЛ., Дохолян C. B., Унтура Г. А. Конкурентоспособность как способность к повышению уровня жизни населения (конкурентоспособность населения) Винокурова М. В., Петропавлова Г. П., Чуб Б. А., Авдреев В. Е., Скопин Ю. А., Гуторин Е. В. Конкурентоспособность как способность выявлять, создавать, использовать конкурентные преимущества Калюжнова Н.Я, Нагорская М. Н., Подсмашная И. Н., Тихомирова E. H., Чаплыгин С. И., Томина Ю. В. Согласно второму подходу, конкурентоспособность региона объясняется как «способность региональной экономики обеспечивать рост благосостояния населения региона» . Рост благосостояния населения региона является одной из основных составляющих и индикаторов конкурентоспособности региона. Однако ограниченность определения лишь рассмотрением благосостояния населения не позволяет раскрыть сущность самого явления. Последняя группа исследователей определяют конкурентоспособность, как умение региона «выявлять, создавать, использовать конкурентные преимущества для улучшения конкурентных позиций среди регионов конкурентов». С одной стороны, данное определение наиболее лучшим образом описывает сущность понятия, однако необходимо внести ряд уточняющих характеристик, чтобы максимально полно операционализировать «конкурентоспособность региона». Для того чтобы регион стал конкурентоспособным, необходимо создать благоприятные условия для отдельных субъектов, входящих в него. Соответственно, здесь конкурентоспособность выступает в качестве синонима привлекательности, будь то привлекательности для инвесторов или населения. Таким образом, конкурентоспособность региона представляет собой относительную характеристику того или иного субъекта федерации, определяющую способность региона конкурировать с другими регионами за привлечение различных ресурсов, а также его способность быть привлекательным как для населения, так и для бизнеса, что может быть достигнуто путем выявления, использования и последующего создания конкурентных преимуществ. Для повышения своей привлекательности региону необходимо конкурировать с другими субъектам страны не только за размещение предприятий, но и за привлечение в регион населения из других регионов, в особенности высококвалифицированного населения в трудоспособном возрасте. Кадровый потенциал одновременно с социально-экономическим и научно-техническим потенциалами обусловливает уровень привлекательности региона в отношении размещения и поддержании существующих производств, соответственно, определяет привлекательность региона и для создания новых рабочих мест. В результате, рост численности занятого населения способствует социально-экономическому благополучию населения, а также улучшает финансово-бюджетное состояние региона.

Примеры употребления слова подведомственный в литературе.

С этого момента начали нарастать негативные последствия их деятельности — местничество, диктат и администрирование по отношению к подведомственным предприятиям, прогрессирующая бюрократизация и др.

Демиурга нового мира или лидера второй мировой сверхдержавы в амплуа секретаря крайкома, отвечающего за все, что происходит на подведомственной ему территории, — от заготовки кормов до обеспечения школьников учебниками.

Кроме общих соборов, созывавшихся митрополитом всея Руси из подведомственных ему владык, могли быть еще частные, созывавшиеся владыкою, какой-нибудь области из подведомственного ему духовенства: так, в 1458 году ростовский архиепископ Феодосий созвал собор в Белозерске для отвращения некоторых злоупотреблений, например позволения вступать в четвертый брак.

Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Заместитель коменданта, полковник военизированной охраны, обязан заботиться, чтобы на подведомственном ему участке пространства не порхали кумулятивно-мусорные контейнеры, наполненные взрывоопасной пакостью.

Принужденный вникать во все стороны подведомственной жизни, император после краткого отдыха принял главноуправляющего путями сообщений и публичными зданиями, генерал-адъютанта Клейнмихеля.

Причина для такого решения казалась вполне подходящей: в подведомственных им районах появилась сеть тесно и взаимосвязанных взломщиков.

Он был составлен после полного освобождения Бельгии, и его автор, германский чиновник, хотел сообщить своему начальству общие итоги деятельности подведомственного ему учреждения в Бельгии.

Министерства и ведомства, организации их системы, осуществляющие жилищное строительство или принимающие долевое участие в жилищном строительстве, совместно с отраслевыми профсоюзами составляют планы распределения жилой площади, подлежащей вводу в эксплуатацию, между подведомственными предприятиями, ведущими квартучет или контрольные списки.

Это была камера, одна из трех камер подведомственной кутузки, сам он лежал на полу, на той драной подстилке, которая употреблялась в случае привода лиц, находящихся в стадии сильного опьянения.

Молодые люди вышли на тракт, соединявший Петровское с другими районными центрами и подведомственными ей селениями.

Подведомственный ему персонал пищевиков находился под влиянием медиков!

Во время нашего разговора с районным командующим майором Хенкелем последний предложил, чтобы евреи покинули подведомственный ему район как можно скорее.

Долго думали власти о повышении благосостояния подведомственного им народа и посчитали нужным рынок поставить крытый, то есть теплый, чтобы не мерзнуть, а париться в очередях.

Кроме того, следует предложить Министру назначить ответственных за ценообразование в каждом подведомственном предприятии, а в Министерстве создать не отдел, так сектор цен.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Большинство органов исполнительной власти в России, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, имеют подведомственные учреждения и организации. Именно через таПри этом те организации, которые продолжают оставаться подведомственными государственным органам, теперь все чаще оказывают платные услуги не только работникам ведомства, но и всем желающим, осуществляя хозрасчетную деятельность. Эти мероприятия направлены на экономию бюджетных средств и повышение экономической эффективности организаций государственного сектора.

В ходе сокращения численности государственных служащих в 2010— 2012 гг. и в предшествующие годы значительная часть госслужащих, подлежащих сокращению, не увольнялась, а переводилась на работу в подведомственные организации тех же государственных органов. Установить действительные масштабы таких перемещений затруднительно, однако очевидно, что реального сокращения аппарата при этом не происходит, но имеет место усложнение и удорожание административных процессов.

Реформирование государственной службы не распространяется на государственный сектор, который законодательно отделен от системы гос- службы. В реальности связь государственных органов и подведомственных организаций очень сильна, а на уровне рядовых специалистов отсутствуют существенные различия между государственными служащими и работниками государственных учреждений. Перетекание кадров между ними происходит постоянно.

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление. Виды подведомственности

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Институт судебной подведомственности – совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

  • суд;
  • арбитражный суд;
  • третейский суд.

Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):

  1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
  2. компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
  3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

Подведомственность гражданских дел судам

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

  1. исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  6. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Например, в силу ч. 2 ст.

138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Что Значит Подведомственная Организация

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом «(частное учреждение)» либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется «законом».

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со «статьей 296» настоящего Кодекса.

Подведомственность дела

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множест­венной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Здравствуйте.
Административное дело передано по подведомственности, чем грозит?

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам.

Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК).

Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

Подведомственность гражданских дел

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множест­венной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.

Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебной порядке путем предъявления претензий.

Подведомственный филиал

В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 2 общество вправе иметь штампы со своим фирменным наименованием. Специальные печати для использования в филиалах и обособленных подразделениях и т. п.

являются разновидностями указанных штампов.

Такие печати должны содержать все обязательные реквизиты: ИНН организации, полное наименование организации на русском языке, ее местонахождение (субъект Российской Федерации).

Александр! Печать должна строго соответствовать наименованию орагнизации и подлежит замене при смене названия и подведомственности.

Утвердили акт Н-1 печатью филиала орагизации, на которой указана подведомственность к министерству, которое к тому времени было упрозднено.

На самом акте стоит подведомственность уже действующему на тот момент ведомству. Сегодня в организацию вернули данный акт с требованием привести его в соотвтствующий законодательству вид.

(ФСС не устроило что подведомственность на штампе и в самом акте не совпадают) Акт дотируется 1996 годом!

Вопрос:1) Есть ли у юридических лиц (ОАО) обязанность сменить печать при изменении подведомственности (в печати указано какому министерству подведомственна организация)

Кроме того изменения оттска печати необходимо зафиксировать в банке, где открыт счет и предоставить новую карточку с образцами подписей и печати. Как Вы поняли подведомственность не является обязательной частью печати организации, ее отсутствие в оттиске печати законно, но вот присутствие несуществующего Министерства не законно.

Прочитайте другие ответы юристов:

Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры

Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример – школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.

С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.

Важность исследования вопроса

Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос.

Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству.

Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.

После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы.

Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах.

Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.

Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций.

Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.

При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.

Как определить принадлежность?

Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц.

В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации.

Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.

Если предприятие утратило свою принадлежность к органу власти из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением.

В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями.

Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.

А как на практике?

В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить.

Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.

Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов.

Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле.

Зачастую именно поэтому некоторые муниципальные учреждения могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.

Территориальная принадлежность

Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу.

На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это.

При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.

Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.

Что может помочь определить принадлежность?

Юридический адрес – одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение.

Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела.

Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.

Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.

Образовательные учреждения

Ведомственную принадлежность образовательного учреждения определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.

Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.

Собственность и принадлежность: ИП

При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо – уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.

Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения.

В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.

Собственность и принадлежность: ООО

Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого – отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.

Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.

Что делать, если не получается определить принадлежность?

Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.

Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.

А если и это не помогло?

Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию – Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.

В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому унитарное предприятие должно будет обрести собственный контролирующий орган.

Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.

В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу.

В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили.

Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с объявленной ценностью, это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.

Заключение

Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.

Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное.

Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально – Министерству образования.

Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.

Зачастую даже опытные юристы ошибаются в выборе надлежащего суда. Определение органа судебной власти, куда нужно подать конкретное исковое заявление, зависит от подсудности и подведомственности спора.

Подведомственность — это разграничение компетенции между органами власти.

Споры могут быть подведомственны судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции: мировой суд, районный суд, областной суд — рассматривают споры с участием граждан и юридических лиц по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п.1 ст. 22 ГПК РФ).

Арбитражные суды — рассматривают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).

Для выяснения подведомственности достаточно определить, является ли спор экономическим и связанным с предпринимательской деятельностью.

Внимание! Предпринимательская деятельность — это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если в исковом заявлении имеется нескольких взаимосвязанных требований, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду, то такое дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если требования не взаимосвязаны, то суд вправе их разделить и принять только подведомственное требование (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Определив подведомственность (в рассматриваемом случае пусть это будут суды общей юрисдикции), необходимо определить подсудность.

Подсудность — это совокупность признаков спора, указывающая, какой именно суд должен рассматривать такой спор.

Подсудность делиться на два типа: родовая и территориальная.

Родовая подсудность зависит от характера спора, его цены и предмета. Определяет уровень суда, который должен рассматривать спор.

Родовая подсудность делится на четыре подтипа:

— подсудность мирового суда;

— подсудность районного суда (для жителей Истринского района — Истринский городской суд);

— подсудность Верховного суда республики, областного или краевого суда, городского суда города Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области, суда автономных округов (для жителей Истринского района — Московский областной суд);

— подсудность Верховного суда РФ.

Мировому суду подсудны следующие споры (ст. 23 ГПК РФ):

— о выдаче судебного приказа;

— о расторжении брака, при отсутствии спора о детях;

— о разделе совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— иные семейно-правовые дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— по имущественным спорам (за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности), при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— об определении порядка пользования имуществом.

Районному суду подсудны все оставшиеся споры, которые не отнесены к подсудности мирового, областного, военного и Верховного судов (ст. 24 ГПК РФ).

Военным судам подсудны споры с участием военнослужащих (ст. 7 ФЗ от 23.06.1999 N 1—ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие споры (ст. 26 ГПК РФ):

— связанные с государственной тайной;

— о признании и исполнении решений иностранных судов.

Внимание! Московскому городскому суду подсудны дела по защите авторских и смежных прав в сети Интернет, кроме прав на фотографии и аналогичные произведения. При рассмотрении спора Московским городским судом о защите авторских и смежных прав ему подсудно также рассмотрение вопроса о блокировке.

Верховному суду РФ подсудны следующие споры (ст. 27 ГПК РФ, ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 N 3—ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»):

— об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов;

— об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов;

— о приостановлении, ликвидации деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— о прекращении деятельности средств массовой информации;

— об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов;

— о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы;

— о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— по разрешению споров между органами власти согласно ст. 85 Конституции Российской Федерации;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Интересно: в случае если подсудность дела изменяется в ходе его рассмотрения, то дело передается в соответствующий суд для его рассмотрения согласно новой подсудности.

Территориальная подсудность определяет конкретный и определённый суд, которой должен рассматривать спор. По общему правила территориальная подсудность определяется по месту жительства или нахождения ответчика по иску (ст. 28 ГПК РФ).

Истец имеет право выбрать другой суд по следующим правилам (ст. 29 ГПК РФ):

— если место жительства ответчика неизвестно или он его не имеет — по месту нахождения его имущества или по последнему месту жительства;

— иск к организации по спору в отношении действий её филиала может быть предъявлен по месту нахождения этого филиала;

— иски о защите прав потребителя могут быть предъявлены по месту жительства или месту нахождения истца, либо по месту заключения или исполнения договора;

— иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены по месту их исполнения;

— иски, связанные со столкновением судов, заработной платы экипажа суда, репатриации и взносов на социальное страхование, а также взысканием вознаграждения за помощь в спасении на море, могут быть предъявлены по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

По месту жительства истца могут быть предъявлены следующие иски:

— о взыскании алиментов и установлении отцовства;

— о расторжении брака, если истец имеет несовершеннолетнего ребенка или по состоянию здоровья невозможен его выезд к ответчику;

— о возмещении вреда, причинённого повреждением здоровья;

— по восстановлению пенсионных и жилищных прав, возврата имущества и его стоимости, иски связанные с незаконным осуждением и привлечением к уголовной ответственности;

— о защите персональных данных;

— о прекращении оператором поисковой сети выдачи ссылок;

— о восстановлении трудовых прав.

Исключением территориальной подсудности являются следующие споры (исключительная подсудность):

Иски о правах на объекты, прочно связанные с землёй, (здания, строения, сооружения), а также иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Если иск направлен к нескольким ответчикам, то его можно предъявить по месту жительства одного из ответчиков (ст. 31 ГПК РФ).

Также территориальная подсудность может быть установлена по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, чтобы найти суд, в который необходимо подавать иск, следует сначала определить подведомственность (арбитражный суд или суд общей юрисдикции), после чего определить родовую подсудность (мировой суд, районный, областной или верховный), а затем — территориальную. В результате будет определён необходимый суд.

Кирилл Серёгин, юрист

Подведомственная организация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *