Здравствуйте Ольга!

Согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ

Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

Соответственен, я так понимаю ваш муж служить в военизированном спасательном центре и соответственно имеет статус военнослужащего.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 мая 2013 г.

Регистрационный N 28500

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»1 приказываю:

1. Утвердить:

категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (далее — отдельные категории сотрудников МЧС России) (приложение N 1);

нормы продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников МЧС России (приложение N 2);

порядок продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников МЧС России (приложение N 3).

2. Признать утратившими силу приказы МЧС России от 24.05. 2007 N 288 «Об утверждении норм обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июля 2007 г., регистрационный N 9833) и от 27.05.2008 N 288 «Об организации обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 сентября 2008 г., регистрационный N 12336).

Министр В. Пучков

Приложение N 1

Категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение

в период несения дежурства, участия

в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках

на территориях иностранных государств

для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

Право на продовольственное обеспечение за счет средств федерального бюджета имеют следующие категории военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, проходящих военную службу по контракту (далее -военнослужащие), сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих (далее — служащие) и работников учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее — работники):

1. Военнослужащие, в период несения дежурства в спасательных воинских формированиях МЧС России, в федеральном казенном учреждении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, на командных пунктах авиации МЧС России.

2. Военнослужащие, в период несения дежурства на мероприятиях, проводимых в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Военнослужащие, в период участия в полевых учениях (в том числе в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях), проводимых вне пунктов постоянной дислокации учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее — организации МЧС России), продолжительностью более 6 часов, в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр).

4. Военнослужащие, в период участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее — АСДНР) (в том числе в период работы в составе оперативного штаба МЧС России по управлению в кризисных ситуациях, оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России продолжительностью более 6 часов, в случаях введения режимов чрезвычайной ситуации, при которых устанавливаются региональный (межмуниципальный), федеральный и особый уровни реагирования, а также осуществляющие доставку и оказание гуманитарной помощи, оказывающие психологическую помощь пострадавшему населению.

5. Военнослужащие, в период нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания психологической помощи пострадавшему населению, доставки и оказания гуманитарной помощи (в случаях, когда по условиям работы и (или) размещения требуется организация питания).

6. Сотрудники, в период несения дежурства в федеральном казенном учреждении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

7. Сотрудники, в период несения дежурства на мероприятиях, проводимых в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

8. Сотрудники, в период участия в полевых учениях (в том числе в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях), проводимых вне пунктов постоянной дислокации организаций МЧС России, продолжительностью более 6 часов, в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

9. Сотрудники, в период участия в проведении АСДНР (в том числе в период работы в составе оперативного штаба МЧС России по управлению в кризисных ситуациях, оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России продолжительностью более 6 часов, в случаях введения режимов чрезвычайной ситуации, при которых устанавливаются региональный (межмуниципальный), федеральный и особый уровни реагирования, а также осуществляющие доставку и оказание гуманитарной помощи, оказывающие психологическую помощь пострадавшему населению.

10. Сотрудники, в период нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания психологической помощи пострадавшему населению, доставки и оказания гуманитарной помощи (в случаях, когда по условиям работы и (или) размещения требуется организация питания).

11. Служащие, в период несения дежурства на командных пунктах авиации МЧС России.

12. Служащие, в период несения дежурства на мероприятиях, проводимых в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

13. Служащие, в период участия в полевых учениях (в том числе в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях), проводимых вне пунктов постоянной дислокации организаций МЧС России, продолжительностью более 6 часов, в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

14. Служащие, в период участия в проведении АСДНР (в том числе в период работы в составе оперативного штаба МЧС России по управлению в кризисных ситуациях, оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России продолжительностью более 6 часов, в случаях введения режимов чрезвычайной ситуации, при которых устанавливаются региональный (межмуниципальный), федеральный и особый уровни реагирования, а также осуществляющие доставку и оказание гуманитарной помощи, оказывающие психологическую помощь пострадавшему населению.

15. Служащие, в период нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания психологической помощи пострадавшему населению, доставки и оказания гуманитарной помощи (в случаях, когда по условиям работы и (или) размещения требуется организация питания).

16. Работники, в период несения дежурства в отделениях, пунктах, взводах и отрядах военизированных горноспасательных частей, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.

17. Работники, в период несения дежурства в спасательных воинских формированиях МЧС России, в федеральном казенном учреждении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в отделе объединенной диспетчерской службы федерального казенного учреждения «Эксплуатационная комендатура МЧС России», на командных пунктах авиации МЧС России, на аэродромах по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению их полетов.

18. Работники, в период несения дежурства на мероприятиях, проводимых в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

19. Работники, в период участия в полевых учениях (в том числе в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях), проводимых вне пунктов постоянной дислокации организаций МЧС России, продолжительностью более 6 часов, в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

20. Работники в период участия в проведении АСДНР (в том числе в период работы в составе оперативного штаба МЧС России по управлению в кризисных ситуациях, оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России продолжительностью более 6 часов, в случаях введения режимов чрезвычайной ситуации, при которых устанавливаются региональный (межмуниципальный), федеральный и особый уровни реагирования, а также осуществляющие доставку и оказание гуманитарной помощи, оказывающие психологическую помощь пострадавшему населению.

21. Работники, в период нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания психологической помощи пострадавшему населению, доставки и оказания гуманитарной помощи (в случаях, когда по условиям работы и (или) размещения требуется организация питания).

Приложение N 3

Порядок продовольственного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

1. Настоящий Порядок продовольственного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России (далее — отдельные категории сотрудников МЧС России) устанавливает правила продовольственного обеспечения за счет средств федерального бюджета отдельных категорий сотрудников МЧС России в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

2. Продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников МЧС России осуществляется путем выдачи горячей пищи по нормам, утвержденным настоящим приказом.

3. В случаях, когда не представляется возможным приготовление горячей пищи для отдельных категорий сотрудников МЧС России, им выдаются пайки (в том числе индивидуальный, горный и т.д.).

В случаях, когда по условиям обстановки отсутствует возможность выдачи горячей пищи три раза в сутки, взамен одного из приемов пищи выдаются промежуточные пайки.

Выдача указанных в настоящем пункте пайков осуществляется на основании приказа руководителя организации МЧС России.

4. При возникновении (окончании действия) права на продовольственное обеспечение отдельные категории сотрудников МЧС России зачисляются на продовольственное обеспечение (снимаются с него) приказом руководителя организации.

5. Основанием для зачисления отдельных категорий сотрудников МЧС России на продовольственное обеспечение (снятия с продовольственного обеспечения) являются:

график дежурств (для лиц, заступающих на дежурство);

предписание или командировочное удостоверение;

приказ руководителя организации о введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

рапорт (заявление) сотрудника (командира подразделения, старшего команды, оперативной группы и т.д. (далее — команда) с приложением документов, подтверждающих право на продовольственное обеспечение.

6. Основанием для издания приказа о зачислении на продовольственное обеспечение лиц, заступающих на дежурство, является утвержденный руководителем организации график дежурств.

Отдельные категории сотрудников МЧС России в дни несения дежурства на командных пунктах и пунктах управления (основных и запасных), узлах связи, размещенных в фортификационных сооружениях длительного использования, обеспечиваются по норме N 2 (летный паек), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время».

7. Зачисление на продовольственное обеспечение в период нахождения отдельных категорий сотрудников МЧС России в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (в том числе для оказания психологической помощи, доставки и оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению) в случаях, когда по условиям работы и (или) размещения требуется организация питания, осуществляется на основании письменного приказа руководителя организации, от которой они направлены в служебную командировку или руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (старшего команды).

8. Продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников МЧС России нескольких организаций, привлекаемых к проведению АСДНР, может возлагаться на одну из организаций МЧС России.

9. Зачисление на продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников МЧС России, прибывших из других организаций МЧС России, осуществляется на основании распоряжения (указания) вышестоящего органа управления.

10. Отдельные категории сотрудников МЧС России, имеющие право на продовольственное обеспечение по различным нормам, состоящие на продовольственном обеспечении в одной организации МЧС России, могут обеспечиваться питанием по одной из норм, установленных для них, если по условиям выполнения ими служебных задач или их размещения приготовление пищи для них раздельно по положенным нормам не представляется возможным.

11. Разрешается зачислять отдельные категории сотрудников МЧС России на отдельные приемы пищи. При этом продукты, израсходованные на приготовление отдельных приемов пищи, пересчитываются в полные суточные нормы из расчета их расхода на:

завтрак — 30%, обед — 45%, ужин — 25% — при трехразовом приеме пищи в сутки;

завтрак — 30 %, обед — 40 %, ужин — 20 %, второй ужин — 10% — при четырехразовом приеме пищи в сутки.

12. При отсутствии организованного питания работникам военизированных горноспасательных частей (далее — ВГСЧ), находящимся в дежурной смене, за каждые сутки дежурства выплачивается денежная компенсация в размере стоимости продовольственного пайка, предусмотренного настоящим приказом, исчисленная по ценам продуктов, сложившимся на момент их приобретения в регионе дислокации подразделения ВГСЧ или места проведения горноспасательных работ.

Порядок расчета и размер денежной компенсации утверждается руководителем ВГСЧ.

Работники ВГСЧ, непосредственно занятые на горноспасательных работах, обеспечиваются питанием по месту выполнения этих работ за счет средств обслуживаемых на договорной основе организаций, ведущих горные и другие работы на опасных производственных объектах.

13. Питание отдельных категорий сотрудников МЧС России организовывается через стационарные столовые (камбузы), пункты питания (далее — столовые), полевые пункты питания с использованием технических средств продовольственной службы (индивидуальных средств приготовления пищи) силами штатных подразделений обеспечения (обслуживающего персонала), а в случаях, когда по условиям несения дежурства, работы и (или) размещения, не представляется возможным организовать обеспечение отдельных категорий сотрудников МЧС России горячей пищей через столовые или пункты питания организаций МЧС России, а также когда их создание не предусмотрено — через сторонние предприятия общественного питания.

14. Ответственность за состояние и разработку режима питания отдельных категорий сотрудников МЧС России возлагается на руководителя организации МЧС России, а также на старшего команды.

Режим питания определяет количество приемов пищи в течение суток и соблюдение физиологически правильных промежутков между ними, целесообразное распределение продуктов питания в течение суток, а также прием пищи в установленное время.

15. Режим питания и время приемов пищи устанавливаются приказом руководителя организации. Приготовление пищи осуществляется по раскладке продуктов, утверждаемой руководителем организации МЧС России (старшим команды).

16. В целях разнообразия питания, соблюдения требований санитарных правил и норм, а также в зависимости от сложившихся условий дежурства или выполнения задач, при составлении раскладки продуктов производится замена продуктов в соответствии с нормами замены одних продуктов другими.

17. Должностные лица организации МЧС России осуществляют контроль за состоянием организации питания в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России.

Силовые органы важны для любой страны, они обеспечивают безопасность как внутри страны, так и от внешних посягательств. Поэтому вопросы материального обеспечения военных и их семей очень важны.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Для военнослужащих, сотрудников МЧС, Росгвардии, МВД и других правоохранительных органов государственное обеспечение – единственный источник средств к существованию. Поэтому государство прикладывает максимум усилий для удовлетворения всех материальных потребностей служащих. Дополнительно некоторые гарантии распространяются также на гражданских государственных служащих.

К числу представителей льготных категорий согласно Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» относятся, прежде всего, граждане со статусом военнослужащего:

  • проходящие срочную службу по призыву солдаты, сержанты, старшины, матросы, а также курсанты военных учебных заведений;
  • проходящие контрактную военную службу солдаты, сержанты, офицеры, курсанты и т.д.

Кроме непосредственно военнослужащих гарантии социального обеспечения распространяются на членов их семей, а также на уволенных со службы. К членам семей в данном случае относят супругов, детей до 18 лет (или до 23 лет, если обучаются очно), детей-инвалидов и иждивенцев.

К государственным военизированным организациям относится и МЧС России, в частности федеральная противопожарная служба. Льготы и денежное обеспечение этой службы регулируется Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти…».

В 2016 году была создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Граждане, проходящие в ней службу, также имеют расширенные государственные гарантии материального обеспечения.

Сотрудники органов внутренних дел РФ тоже находятся на государственном обеспечении согласно Федеральному закону от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации…». Кроме самих сотрудников, социальная защита распространяется и на членов их семей, иждивенцев, а также на уволенных со службы граждан.

Стоит отметить, что на государственном обеспечении находятся и гражданские служащие, однако, большая часть привилегий военнослужащих и сотрудников военизированных организаций им недоступна. Согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащие вправе претендовать на получение жилищной субсидии.

Какие льготы полагаются по закону

Денежное обеспечение

Основа государственного обеспечения военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций – это полагающееся им денежное обеспечение.

Складывается денежное обеспечение из нескольких элементов:

  • оклад – устанавливается в фиксированных суммах по каждому званию и должности;
  • ежемесячные надбавки – определены в процентах от оклада и зависят от разных факторов: выслуги лет, квалификации, работы с государственной тайной и т.д.;
  • иные дополнительные выплаты – за добросовестное несение службы, материальная помощь;
  • отдельные выплаты – подъемное пособие, суточные, выплаты при увольнении.

Размеры денежного обеспечения приведены таблице.

Виды Военнослужащие Росгвардия МЧС МВД
1. Оклады денежного содержания, тысяч рублей от 5 до 45 от 5 до 13 от 9 до 14,5
2. Ежемесячные надбавки
за выслугу лет от 2 до 5 лет – 10%
от 5 до 10 лет – 15%
от 10 до 15 лет – 20%
от 15 до 20 лет – 25%
от 20 до 25 лет – 30%
25 лет и более – 40%
за классную квалификацию 3 класс – 5%
2 класс – 10%
1 класс – 20%
мастер – 30%
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну до 25% до 65% до 25% до 20%
за особые условия военной службы до 100%
за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время до 100%
за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны до 20% до 20%
за стаж работы в шифровальных органах до 30% до 30%
имеющим высшее юридическое образование и занимающим воинские должности юридической специальности до 50% до 20%
за особые достижения в службе до 100% до 50%
проходящим военную службу на Северном Кавказе до 2 окладов до 2 окладов
3. Иные дополнительные выплаты
Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей до 25% в месяц до 3 окладов в год
Ежегодная материальная помощь 1 оклад
Повышающие коэффициенты к денежному довольствию + + + +
Процентная надбавка за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях + + + +
4. Отдельные выплаты военнослужащим
Подъемное пособие и суточные при служебных перемещениях + + + +
Единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих + + + +
Средняя сумма денежного обеспечения в 2017 году, рублей от 20000 (рядовой) до 63775 (командир взвода) 20000 (рядовой) – 45000 (офицер) 20000 (рядовой) – 40000 (офицер) 25000-30000

Оплата труда на государственной гражданской службе отличается от этих условий. Сумма достаточно сильно отличается от региона к региону, по некоторым должностям оплата труда утверждается органами местного самоуправления.

Самый высокий уровень оплаты в федеральных органах исполнительной власти – 118,8 тысяч рублей в месяц в 2017 году. Но на практике в регионах зарплата госслужащих начального уровня обычно не превышает среднемесячную зарплату по стране, которая в 2017 году составила 39,1 тысяч рублей.

Обеспечение жильем

Больше всего возможностей получить жилье от государства у военнослужащих, им доступно сразу несколько вариантов обеспечения:

  • накопительно-ипотечная система (военная ипотека);
  • предоставление служебного жилья;
  • предоставление жилья в собственность.

Самый популярный вариант – это военная ипотека, при которой ежемесячные взносы по ипотечному кредиту погашает ФГКУ «Росвоенипотека» за счет федерального бюджета. Военной ипотеке посвящена отдельная статья.

Служебное жилье может быть предоставлено всем военнослужащим и их семьям на время несения службы по контракту. Жилье обычно предоставляется ведомственное (находится в собственности Минобороны), а его площадь должна соответствовать нормативам (причем не только на самого военнослужащего, но и на членов его семьи). Данное жилье не передается в социальный найм, а остается в собственности ведомства. Поэтому приватизировать его невозможно – оно будет числиться за военнослужащим лишь в период несения службы.

Обеспечение служебным жильем – это обязанность военного руководства. Если в течение 3 месяцев от даты обращения военнослужащего ему не предоставили подходящее жилье, ему полагается компенсация на оплату аренды жилья. На практике эта компенсация обычно покрывает лишь часть стоимости аренды, особенно если военнослужащий проходит службу в крупном городе.

Служебное жилье, как правило, актуально для тех военнослужащих, которых часто переводят по разным местам несения службы. Обычно же после трех лет службы контрактник обращается за военной ипотекой.

Есть также вариант обеспечения жильем военных, которые отслужили определенное количество лет. Бесплатно получают жилье военнослужащие при таких условиях:

  • увольнение со службы по причине достижения предельного возраста нахождения на службе; по сокращению штата при выслуге 10 лет и более; по состоянию здоровья (первый контракт должен быть заключен до 01.01.1998 года);
  • увольнение на льготных основаниях при выслуге 10 лет и больше;
  • при выслуге 20 лет и больше.

Для тех, кто служит в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, выслугу можно накопить быстрее, и, соответственно, раньше получить жилье.

В рамках этой льготы можно получить бесплатное жилье или денежную субсидию на его приобретение. Военнослужащий сам выбирает, в какой форме получить жилую площадь. Жилье по договору социального найма преимущественно тем, что при этой форме не возникает обязанность платить взносы на капитальный ремонт. Также этот вариант интересен при сложных взаимоотношениях в семье (такое жилье нельзя продать или обменять). В крупных городах бывает выгоднее получить жилье в собственность или по социальному найму, тогда как в небольших населенных пунктах лучше выбрать субсидию.

Субсидия (государственный жилищный сертификат) имеет свои преимущества – если у военнослужащего есть личные накопления, он может купить более дорогое жилье, чем ему полагается по нормативам. Также к субсидии можно прибавить материнский капитал, можно приобрести жилье по договору долевого участия, а также построить дом.

Сумма субсидии определяется как произведение площади по нормативу на стоимость квадратного метра на специальный поправочный коэффициент:

  • норматив площади зависит от состава семьи: на одного человека полагается от 18 до 36 м2, на семью из двоих – от 36 до 45 м2, из троих человек – от 54 до 63 м2;
  • стоимость квадратного метра фиксирована для всех регионов, дважды в год утверждается Минобороны. На II полугодие 2018 года стоимость метра утверждена в сумме 42753 рубля;
  • поправочный коэффициент зависит от срока службы и квалификации военнослужащего, значения находятся в интервале от 1,85 до 2,75.

Следовательно, чем больше семья и дольше срок службы – тем больше будет размер жилищной субсидии.

Сотрудники Росгвардии имеют право на военную ипотеку и субсидию на приобретение жилья. Несмотря на то, что структура действует только 2 года, многие сотрудники были переведены в нее из ликвидированных ведомств, поэтому необходимая выслуга лет есть уже у многих служащих.

Обеспечение жильем доступно и для сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Работники этого, а также некоторых других ведомств обеспечиваются жильем через единовременную социальную выплату (ЕСВ).

Для получения ЕСВ должны соблюдаться некоторые условия:

  • продолжительность службы в соответствующих органах – как минимум 10 лет;
  • получатель должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий: не иметь своего жилья и жилья по договору социального найма, либо в имеющемся жилье члены семьи не обеспечены жилплощадью согласно нормативам (15 м2 на человека), либо жилье не соответствует требованиям (аварийное). Также получатель может проживать в коммунальной квартире, в общежитии, либо в однокомнатной квартире с другой семьей.

Получатель обеспечивается жильем в соответствии с нормативами, причем члены его семьи тоже учитываются при определении суммы выплаты.

На помощь государства в приобретении жилья претендуют также и служащие государственной гражданской службы. Главное условие для предоставления помощи – они должны проработать на госслужбе как минимум один год, а также быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Помощь оказывается в виде субсидии на приобретение жилья. Норма распространяется на государственных служащих РФ, субъектов РФ, законодательных органов, судов, прокуратуры и других федеральных органов исполнительной власти. Госслужащие в должностях советников или руководителей высших уровней претендуют на субсидию, даже если не нуждаются в жилье и не проработали одного года.

При расчете субсидии учитываются нормативы площади (33 м2 на одного человека, на семью из двоих – 42 м2, из троих или более человек – по 18 м2 на каждого). Учитываются поправочные коэффициенты, составляющие в зависимости от стажа на государственной службе от 1,05 до 1,5. Стоимость квадратного метра определяется по данным Минстроя.

Пенсионные преференции

Поскольку воинская служба сложна и опасна, военнослужащие имеют исключительные права на ранний выход на пенсию. Общее правило для них – выслуга лет должна быть не меньше 20 лет. Также ранний выход на пенсию распространяется на тех, кто был уволен из-за достижения возрастных ограничений нахождения на службе, по состоянию здоровья или из-за сокращения штата.

Для ускоренного выхода на пенсию военнослужащие должны на день увольнения в запас соответствовать условиям:

  • достижение 45-летнего возраста;
  • общий страховой стаж составляет 25 лет или больше, не менее половины от него приходится на военную службу.

Для офицеров в выслугу дополнительно засчитывается период обучения перед службой – каждый год учебы засчитывается за полгода службы, но не более чем за пять лет учебы.

Кроме права досрочно выйти на пенсию, льготы касаются и ее размера. В частности, если выслуга составляет 20 лет, пенсия будет назначена в размере половины денежного довольствия. Если выслуга больше 20 лет, за каждый дополнительный год добавляется 3% от суммы денежного довольствия (но в сумме пенсия будет не выше 85% довольствия).

Если денежное довольствие военнослужащего устанавливается с учетом доплат и коэффициентов, они тоже учитываются при расчете пенсии. Если военный пенсионер нес службу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районах, при переезде в другое место жительства пенсия сохранится в прежнем размере.

Прочие льготы

Кроме денежных, жилищных и пенсионных преференций военнослужащие имеют и другие льготы. В частности, проходящие службу по контракту вправе претендовать на такие меры:

  • денежные компенсации вместо дополнительных выходных, назначаемых за работу в нерабочее время;
  • после 10 лет выслуги дополнительные 5 дней к отпуску (и еще по 5 дней за каждые 5 лет выслуги); при прохождении службы в районах Крайнего Севера дополнительные 15 дней отпуска;
  • при сокращении штата или ухудшении состояния здоровья нельзя уволить военнослужащего, имеющего более 10 лет выслуги без его согласия и предоставления бесплатного жилья;
  • бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных учреждениях;
  • бесплатное обучение (для отслуживших не менее 3 дет);
  • бесплатный проезд во время командировки, лечения или реабилитации;
  • при переезде – бесплатная перевозка имущества (в контейнере до 20 тонн);
  • денежная компенсация при использовании в служебных целях личного автомобиля.

Проходящие службу по призыву имеют право на такие меры:

  • страховой стаж – из расчета 2 дня стажа за один день на службе;
  • бесплатное лечение во время прохождения службы;
  • для призванных из ВУЗа – восстановление на учебе после окончания службы;
  • бесплатный проезд с места службы, в отпуск и на лечение.

Семьи военнослужащих претендуют на такие меры поддержки:

  • дополнительные дотации, детски пособия в большем объеме, чем для других семей;
  • внеочередной прием детей в детские сады и школы, компенсация оплаты за детский сад;
  • бесплатный проезд к месту отдыха и обратно (кроме заграничных поездок).

Бесплатный проезд, медицинская помощь, детские сады и школы вне очереди – предусматриваются также и для сотрудников МВД.

Процедура оформления и необходимые документы

Военная служба и работа в государственных военизированных организациях отличается от обычной работы большим количеством документов, инструкций, регламентов и других ограничений. Предоставление большей части льгот не требует дополнительного оформления и регламентируется внутренними нормативными документами.

Так, чтобы реализовать право на временное служебное жилье, обычно нужно обратиться в Департамент жилищного обеспечения Минобороны (в местное подразделение) и предоставить пакет документов:

1 справка о прохождении службы;
2 копии паспортов (самого заявителя и членов его семьи), для детей – копии свидетельств о рождении;
3 справка о составе семьи;
4 документы, подтверждающие брак (свидетельство о браке или разводе);
5 документы, подтверждающие отсутствие в пользовании жилья;
6 другие документы по необходимости.

При поступлении на службу большая часть этих документов и так подается военнослужащим, поэтому по факту пакет документов будет меньше.

После подачи документов в течение 3 месяцев Министерство обороны должно предоставить жилое помещение в пользование заявителю. Он может и отказаться от предложенного варианта, если он не подходит (например, из-за недостаточного метража или неудовлетворительного состояния жилья).

Для подачи заявления на получение жилья в собственность (при наличии 20 лет выслуги или других условиях) перечень документов будет уже больше, добавляются такие документы:

1 заявление по установленной форме;
2 копии финансовых лицевых счетов по месту жительства за 5 лет;
3 выписка из домовой книги;
4 документы, подтверждающие право на получение жилья в собственность или субсидии на его приобретение;
5 сведения о наличии или отсутствии другого жилья в собственности или по договору социального найма.

Получение единовременной социальной выплаты сотрудниками МЧС, ФСИН и других органов предполагает также сбор пакета документов. Кроме перечисленных выше бумаг (копии паспортов, свидетельств о рождении и т.д.) нужно предоставить такие документы:

1 копия послужного списка;
2 справки об обучении детей (если они в возрасте 18-23 лет обучаются по очной форме);
3 копии документов об инвалидности детей (если есть);
4 копии документов, согласно которым сотрудник может претендовать на дополнительные квадратные метры (если такое право есть).

Комиссия рассматривает поданные документы и в течение 3 месяцев со дня подачи выносит решение о предоставлении выплаты сотруднику или об отказе в такой выплате.

Последние изменения в законодательстве

Пенсионная реформа 2018 года, связанная с повышением пенсионного возраста, на данный момент не затронула возможность досрочного выхода на пенсию для военнослужащих и иных категорий, имеющих на это право. Тем не менее, обсуждается возможность увеличения минимального стажа выслуги для выхода на пенсию. По результатам проработки Министерства финансов с Министерством обороны, возможно, будет подготовлен законопроект о повышении минимальной выслуги (которая составляет на данный момент 20 лет).

Законодательная база, регламентирующая льготы и выплаты для сотрудников Росгвардии, в 2018 году была дополнена. В частности, для проходящих службу в Росгвардии, но имеющих специальное звание в полиции (до перехода подразделений из состава МВД), была возвращена возможность пользоваться льготами и дополнительными выплатами согласно званиям.

Также для сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии с 2018 года действует возможность использовать военную ипотеку для решения жилищных проблем. С учетом внесенных изменений сотрудники ведомства могут получить денежную субсидию или жилье в собственность (при определенной выслуге), а также оформить военную ипотеку.

Кроме того, с начала 2018 года денежное довольствие военнослужащих и сотрудников некоторых других федеральных органов исполнительной власти было увеличено на 4%. Такой же рост запланирован с 01.10.2019 года и с 01.10.2020 года.

Особенности оформления и получения льгот

Отказ в получении законных льгот и выплат военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций гораздо менее вероятен по сравнению с другими категориями льготников. Однако проблемы также есть. Так, даже при наличии права на получение жилья в собственность по выслуге лет не все могут получить жилье сразу. Минобороны осуществляет собственное строительство или приобретает квартиры у застройщиков, но все равно очередь на получение жилья есть. На начало 2012 года очередь включала 82,4 тысячи претендентов, в 2018 – 32,1 тысячи. В Москве очередь включает 6,8 тысяч военнослужащих. Планируется до конца года полностью обеспечить жильем тех, кто встал в очередь в столице до 2015 года. То есть, ситуация с жильем для военных гораздо лучше, чем для обычных очередников.

Некоторые проблемы и трудности возникают с оформлением и участием в программе военной ипотеки. Так, нередки случаи отказов кредитных организаций в выдаче таких ипотечных кредитов. Основание – сомнительная платежеспособность заемщиков, наличие других кредитов (потребительских). Несмотря на то, что по военной ипотеке взносы выплачивает государство, при увольнении военнослужащего эта обязанность возлагается на него.

Многие, оформив несколько лет назад участие в военной ипотеке, желают выйти из этой программы, потому что уже по выслуге лет могут претендовать на субсидию. Однако добровольно выйти из накопительно-ипотечной системы невозможно, если накопления уже использованы для приобретения жилья. Кроме того, нельзя выйти из программы и тем, кто относится к обязательным участникам военной ипотеки (включен в нее без рапорта).

Для тех же, кто был включен в программу по рапорту, есть вариант выйти из программы в судебном порядке. Правда, для этого потребуется вернуть накопления и уже сделанные оплаты по ипотечному кредиту. А если участие в накопительной системе было оформлено, но жилье не куплено – от сделки можно отказаться в любой момент.

В любом случае нужно оценивать потенциальные выгоды и потери при каждом варианте обеспечения жильем и выбирать наиболее целесообразный.

МЧС военнослужащие или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *