Выражение «должен как земля колхозу» правда в несколько другой интерпретации, появилось в начале прошлого века.

Как известно, до начала Первой мировой войны, Россия входила в число основных экспортеров сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. А основными производителями этой сельскохозяйственной продукции были крестьяне, как собственники земли, так и те которые работали на помещиков.

Но еще с 1861 года, когда было отменено крепостное право, начали ходить разговоры, о необходимости передачи земли крестьянам. Но тогда, никто никакой земли крестьянам не дал.

После октябрьской революции 1917 года, основным лозунгом которой был лозунг: -«Земля крестьянам, фабрики рабочим», крестьянам земли опять таки никто не дал. А началось повсеместное разорение крупных крестьянских хозяйств (раскулачивание) и массовая коллективизация и продразверстки. Что в свою очередь привело к голоду 1920, 1930, 1931 и 1937 годов.

Если Л.П. Берия, придя к руководству самым бедным в СССР Закавказьем, к середине 30 годов сумел поднять там не только сельскохозяйственное производство но и добывающую и перерабатывающую промышленность, то Коганович с Хрущевым, в экономически благополучной и сытой Украине, умудрились устроить, в это самое время, повсеместную голодовку 1931 года, введя там налог на плодовые деревья и частное подсобной хозяйство.

Согнанные насильственными методами в колхозы, крестьяне работали в них без особого энтузиазма, а бывшие зажиточные крестьяне и более того, осуществляли откровенные диверсии.

Но тем не менее, партийное руководство, а это были бывшие матросы и солдаты, да вышедшие на свободу из царских тюрем, бывшие политические заключенные, требовали от колхозников сдачи все больших объемов сельскохозяйственной продукции (так называемая продразверстка).

Причем этих партийных руководителей совершенно не интересовало то, какой урожай был получен в этом году. Для расчетов брались показатели 1913 года. Допустим (условно), если с конкретного участка в 1913 году получали 15 центнеров пшеницы одного гектара, то в 1922 году колхозники должны были сдать в закрома Родины 70% от этого показателя, а именно 10 центнеров. И партийные руководители типа Хрущева, требовали чтоб в 1922 году, колхозники сдали с этого самого гектара 10 центнеров пшеницы. С 1924 по 1934 годы, на всей территории СССР был восстановлен похозяйственный учет и введен сельскохозяйственный налог именно по таким принципам.

И этим партийным «дятлам» невозможно было объяснить, что колхозник не может сдать больше, чем уродилось на земле в этом году.

Еще невозможно было доказать банде оголодавших рабочих, что для того, чтоб урожай был и на следующий год, его нужно посадить. А для этого тоже нужны семена. Они думали, что крестьяне обманывают и пшеница сама растет.

От сюда началось утаивание урожая, хоты бы для семенного фонда на следующий год. Но голодные партийные работники, с отрядами таких же голодных матросов и солдат, отыскивали «заначки крестьянами» семенного фонда колхозников. Пшеницу изымали, колхозников расстреливали. Так начались первые массовые репрессии.

Вот именно в те времена, лидер Тамбовского кулацкого восстания (фамилию не помню, а искать не хочу) и сказал, что: — «Они что там эти коммунисты думают, что если они дали землю крестьянину, то эта земля крестьянину сразу стала что то должна?». Некоторые авторы в интернете пишут, что эта фраза принадлежит Троцкому — готов с ними поспорить в комментариях.

Видоизменена эта фраза была в середине 50-х годов, прошлого столетия. Когда с подачи этого, не хорошего и недальновидного человека, руководителя СССР Н.С. Хрущева, были введены сразу два налога 27 августа 1956 года.

Первым был Указ «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах и поселках», вторым был Указ «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту».

В сентябре 1957 года вводятся «Обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству», в народе его назвали «налог на деревья». В результате этого налога были вырублены все фруктовые деревья в подсобных хозяйствах не только горожан, но и колхозников. Это был третий удар.

Эти Указы привели к тому, что население СССР выбило всю скотину в подсобном хозяйстве и вырубило фруктовые деревья. К началу 1958 года, в подсобных хозяйствах граждан не осталось не только крупного рогатого скота и свиней, а не было уже ни кур, ни кролей.

В середине 1958 года, в стране вновь были вынуждены ввести продовольственные карточки. Но несмотря на это, в декабре 1958 года, в отдельных областях, начались голодовки. И в начале 1959 года, чтоб избежать гибели населения из-за голода, правительство СССР вынуждено было вновь начать закупки зерна за рубежом.

Четвертый удар Хрущев нанес 20 июля 1960 года, по промышленности. Добившись того, что Пленумом ЦК КПСС было принято Постановление № 784, которым предписывалось передать все предприятия промысловой кооперации – в ведение государственных органов. То есть фактически была проведена национализация собственности промысловых артелей.

В 1961 году, недопустимость такого поведения Н.С. Хрущева, начали понимать и члены ЦК КПСС, находившиеся в ближайшем окружении Хрущева.

Не знаю всех тонкостей того, как фильм прошел цензуру, но именно тогда, на экраны выходит художественный фильм, в котором два главных героя, первый секретарь обкома партии и старый коммунист, отличный хозяйственник — председатель колхоза, спорят о развитии сельского хозяйства в СССР.

В этом фильме, председателя колхоза вызывают на заседание обкома партии и требуют от него увеличения объемов поставки сельскохозяйственной продукции, объясняя это тем, что от них этого требует в ЦК партии. На все эти требования, председатель колхоза ответил золотыми словами: -«Я так вам должен – как земля колхозу. И точно так же, видимо, отдам».

Знаю, что тогда, автора сценария этого фильма, режиссера и еще нескольких главных актеров, посадили на 2-3 года, а директора картины закрыли в психиатрическую больницу. Вот только название фильма так сразу вспомнить не могу. Вспомню, допишу в комментариях.

Ну а современное поколение, не знающее истории своей страны, понимает эту фразу уже иначе, «должен как земля колхозу», как то, что должен неподъемно много.

Как выдавалась земля в колхозах

— Предпринимательское право — Как выдавалась земля в колхозах

переехали в город и уже умерли ?Мертвым — уже ничего не полагается . #16 IP/Host: 95.83.35. Re: Пай на зем. уч. в колхозе А живым пологается ? Если мои родители просто переезжали около 3 раз в то время когда эти паи раздавались … Сейчас вообще можно предъявить свои права , если это вообще возможно !!! #17 IP/Host: 95.153.179. Re: Пай на зем. уч.

в колхозе НА ОСНОВАНИИ КАКОГО ЗАКОНА НАДЕЛЯЛИСЬ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПАИ И В КАКОМ ГОДУ #18 IP/Host: 217.118.91. Re: Пай на зем. уч.

Земля в ссср — правоподтверждающий документ

  • В течение месяца заберите свидетельство.

Документы для выделения земельного пая Соберите следующие бумаги для того, чтобы выделить участок земли в качестве пая:

  • Правоустанавливающие бумаги в отношении участка земли и гражданина, занимающегося выделением земельного пая из состава общих земель колхоза;
  • Кадастровый план участка земли;
  • Копию плана-схемы участка, который выделяется в пай;
  • Кадастровый паспорт, полученный в отношении данного участка земли;
  • Итоговый документ проведенного собрания участников общего земельного массива, в котором отражается в письменной форме согласие всех на определение границ участка;
  • Копия газеты или иного средства массовой информации с объявлением.

Приусадебное землепользование на землях колхозов и совхозов

В СССР правом на получение приусадебной земли в сельской местности обладают все граждане независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, проживающие в этой местности (колхозники, специалисты сельского хозяйства, рабочие и служащие, учителя, медицинские и другие приравненные к ним работники, некоторые категории пенсионеров и т. д.).Земельная правоспособность этих граждан возникает (как и имущественная правоспособность) с момента рождения и прекращается с их смертью. Закон не устанавливает предельного возраста, с наступлением которого прекращалось бы право пользования землей.Земельная дееспособность граждан наступает с 18 лет.

Что такое земельный пай?

Здравствуйте, Мария!!! Начинать нужно с того есть ли всё-таки свидетельство на право собственности на землю на пай в колхозе на бабушкин участок.Все документы храняться в архиве Росреестре, там где проживает бабушка и есть соответсвующие журналы или книги, где стоит подпись о получении данного документа. В 90гг. раньше все кто работал в колхозах наделялись такими паями.

Постановление или решение, о том что ваша бабушка входит в списки наделяемых паями, находится в проекте перераспределения земель по данному колхозу ( в архиве Росреестра).
Как избавиться от земельного пая, если она вам не нужна: отмежевать (установить точные границы зем. пая) и отказаться в рег. палате от права собственности. Способ 100%, но не дешевый и по времени затратный.

В наследство на этот пай вы можете вступить, если он вам нужен (вы хотите его выделить, продать или же сами пользоваться по назначению этой землей).

Not found

Колхозы, кроме того, могут предоставлять приусадебные участки гражданам в бессрочное пользование и устанавливать размеры земельных участков. Совхозы имеют право отводить своим работникам в пользование лишь земельные участки, необходимые для строительства жилого дома и ведения приусадебного подсобного хозяйства, а под огород — только во временное.

Предоставление земельных участков из земель совхозов производится по приказу директора, а из земель колхозов — по разрешению общего собрания (собрания уполномоченных) колхозников, а из других земель — по решению райисполкома.В связи с тем, что земли приусадебного фонда предназначены исключительно для наделения граждан, проживающих в сельской местности, земельными участками для приусадебного подсобного хозяйства, колхозы и совхозы не вправе изменять целевое назначение этих земель.

Осуществить данную процедуру могут кадастровые инженеры, сотрудники инвентаризационной службы и другие специалисты, которые имеют право и лицензию на осуществление такого рода деятельности;

  • В результате межевания участку присваивается уникальный кадастровый номер, применяя который зарегистрируйте участок земли в специальном реестре;
  • Учтите, что после проведения процедуры определения границ участка, необходимо оповестить население через объявления в прессе или местном телевидении о намерении выделить колхозную или иную землю совместного пользования. В тексте объявления укажите ФИО, название организации и размер участка в гектарах. Определите максимально точно место расположения участка земли с привязкой к конкретным объектам.

Должна ли я платить налог на землю? Где написано? #22 IP/Host: 95.30.222. Re: Пай на зем. уч. в колхозе Добрый день. Похожая ситуация: прадедушке 93 года. Ветеран труда, проработал на кузне в деревне после войны 30 лет.

Бабушка обращалась в колхоз, ей сказали, что он вроде как подписывал какой-то документ + не уплатил 1000р.,поэтому эта земля не его, и после его смерти она никак не перейдёт к его наследникам. Бред!!!!! Не будет же он платить налог за то, что ему не принадлежит.

Подскажите, с чего начать…как оформить право собственности на землю, если администрация района утверждает, что нет выписок из архива и вообще «морозится». Может написать в прокуратуру области? но у нас из документов разве что квитанции об уплате налога( #23 IP/Host: 92.39.141. Дата регистрации: 01.09.2008Сообщений: 19,495 Re: Пай на зем.

уч. в колхозе Каждый год ему привозят 2 мешка овса, 15 кг сахара и 15 бутылок подсолнечного масла как-бы за эту землю. Он свой пай сдал в аренду колхозу или что у вас там. Тому, кто ему все это привозит. Не будет же он платить налог за то, что ему не принадлежит. Сдал в аренду, но остался собственником. Подскажите, с чего начать…как оформить право собственности на землю, если администрация района утверждает, что нет выписок из архива и вообще «морозится». Письмо в архив районной администрации.

После распада СССР каждый житель сельской местности получил возможность пользоваться участком земли, выделенным из состава колхозной или совхозной территории, на правах частного владельца пая земли. Учтите, что таким правом наделялись работники совместных сельскохозяйственных предприятий и работники бюджетной сферы, проживающие в деревне.

  • Как бывшему работнику колхоза выделить земельный пай в натуре
  • Документы для выделения земельного пая
  • Как распорядиться полученным земельным паем

Как бывшему работнику колхоза выделить земельный пай в натуре Знайте, что земельный массив коллективного использования подлежит разделу на участки в соответствии с площадью пая.

Решение или Постановление месных властей, или выписку из протокола общего собрания колхозников — думаю, что в архиве администрации уже, т.к. прошло более 10 лет и если колхоз/совхоз не существует. Если номинально еще существует, то там искать, когда бабульке выделялся пай.У нас райкомзем выдавал свидетельства о праве собственности на паи (розовые 1994 г.), основанием там было постановление районной администрации по конкретному колхозу/совхозу.

Когда сейчас пошли выделять эти паи, то земли у колохозов стало по факту не хватать.Думаю, родственницу хотят принудить передать права на пай, но не официально, а как бы откзаться.Она действительно могла ничего не подписывать, если ей свидетельство о праве собственности на пай не выдавали, а просто чохом за ней по какому-то акту оставили пай.Она вообще могла об этом не знать — добровольно принудительно выделили, напрмер, как почетному колхознику.

Земельного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Также необходимо принимать во внимание, что Госкомимуществом Российской Федерации и Минсельхозом России был утвержден Перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов”.

Если продавец улыбается, это вовсе не означает, что он вам рад. Оказывается, нередко за приветливостью магазинных сотрудников скрываются ненависть, презрение и даже желание убивать. Anews изучил признания продавцов в Сети и выяснил, чем их больше всего бесят и раздражают покупатели. Запомните, может пригодиться для очередного шопинга или похода в продуктовый напротив.

«И тут начинается: У вас 10 рублей будет?..»

Казалось бы, какая разница кассиру огромного супермаркета, под носом которого лежит целый ящик с купюрами и монетами разного достоинства, какими деньгами расплачивается клиент? Ведь сдачу при таком раскладе всегда можно набрать. Как бы не так…

«А меня раздражают покупатели, которые понабирают на 4138.50 и вместо оплаты картой суют свои пять тыщ! И тут начинается: У вас 10 рублей будет? Тогда я вам столько–то сдам. Нет, не будет, ой нет, будет, щас найду. И т.п. Заведи банковскую карту и не задерживай очередь еще больше!»

«Недавно взбесил один, я такое первый раз видел, человек лет 30 с корзинкой попросил сначала пробить ему отдельно пачку сигарет, расплачивался картой (само собой, с вводом пин-кода), дождался чек, всмотрелся, аккуратно сложил в бумажник, дальше также отдельно просил пробить связку банок пива и только потом все остальные покупки! Что это было, черт возьми? У него повышенный кэшбек на чеки только с сигами и бухлишком?!! Он не знал, сколько денег на карте и расставил приоритеты, что в первую очередь ему нужно купить?»

Эпоха дефицита. 7 главных советских привычек и 8 предметов вожделения

«Еще существует отдельная каста любителей товара по акциям. Сначала они пробивают свои пять банок тушенки, оплачивают, упаковывают, и возвращаются с разбором полетов на возврат денежных средств, так как товар пробит по полной цене, а не по той, которая была указана на полке. Спросить во время прокатки товара цену, видимо, слишком сложно».

«А просто сказать, что у тебя денег нет на эту вещь, слабо?»

Оказывается, перед походом в магазин стоит заранее определяться с планами на покупку.

«Ненавижу покупателей, которые строят из себя черт знает кого. Приходят, говорят, нам обязательно натуральная кожа нужна, показываешь, смотрят на цену, и начинается…

То не так, показываешь другую вещь, уже с учетом сказанного и тоже из натуральной кожи — это не так, показываешь еще, в итоге 100500 вещей и все не им не так! А просто сказать, что у тебя денег нет на эту вещь, слабо? Я ведь все понимаю и могу показать тебе отличную вещицу по твоему карману! Но признаться в ограниченности своего бюджета, видимо, выше вашей гордости!»

Кадр из х/ф «Персональный покупатель», 2016 год

«Работаю в ювелирном отделе. Заходят чаще всего безденежные, их прям тянет к золоту. Смотрят все дешевое, но их постоянно чего-то не устраивает, постоянно надо что-то фильдиперсовое. Или, например, бесит вопрос: «А у вас только эти крестики? Других нет?”. А так называемых этих там немеряное количество! Хочется сказать: блин, у нас еще пару тысяч по ящикам припрятано, на случай войны!»

«Я не понимаю, если в кармане пусто, зачем ходить по дорогим магазинам и «нервничать продавцов»? Нечем больше заняться? Я на все сто уверена, что вслед вам продавец не скажет ничего хорошего, а вдруг плохие мысли и правда материальны?»

«Через одного ходят потрындеть»

Пребывающие в приподнятом настроении покупатели иной раз пытаются завязать с продавцом беседу, дабы разрядить обстановку… Отныне забудьте об этом!

«Работаю в кондитерском отделе. И через одного ходят потрындеть… Выплескивают свои проблемы, рассказывают свои диагнозы, а я должна стоять, как дура и конструировать понимающее выражение лица!!! Покупатели, вы в своем уме?! Неужели вы думаете, что постороннему человеку интересно, какой у вас сахар в крови, да какой холестерин?! Кто кого родил, кто с кем развелся?! И главное, как шарманку заведет свою на полчаса!»

Кадр из х/ф «Ночной продавец», 2005 год

«А меня раздражает, когда запрутся в магазин и совсем не поднимают ног, шаркая ими по полу! И еще когда трындят на весь магазин по телефону, громко решая какие-то проблемы! Гады!»

«Продавец должен как земля колхозу»

Большинство из нас считают вполне естественным пройтись по разным магазинам, узнать цены, подробно изучить понравившиеся вещи и в итоге купить желанный предмет там, где его стоимость ниже. Продавцы, увы, такой подход не одобряют.

«Бесят, когда приходят, получают информацию, которая их интересует, и идут покупать в другой магазин, в котором не могут решить их проблему, но цены на пятнадцать копеек ниже!»

«Ненавижу, когда не просят, а требуют, при этом говоря, что КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ. НЕНАВИЖУ ЭТУ ФРАЗУ! Люди воспринимают ее так, как хочется им, то есть приходят и начинают унижать продавца, будто он им лично должен как земля колхозу! Фух, задолбала в общем меня эта работа и люди тоже!»

Кадр из х/ф «Кэрол», 2015 год

«Видит бог, ни разу не обманул клиента!»

«Покупатели всегда думают, что ты хочешь их, пардон, наколоть и всучить им что-нибудь некачественное. Видит бог, за все время своей работы ни разу не обманул клиента! Вот так и начинаешь ненавидеть людей!»

Кадр из х/ф «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», 2009 год

«Каждая сволочь считает своим долгом прикольнуться»

«Я работаю продавцом мебели и меня просто вымораживают люди, которые заходят в мой салон. Я их всех ненавижу, просто не знаю, что делать. Мне так хочется всем сказать: идите к черту отсюда! Но вместе этого: Добрый день! Какую мебель выбираете! А эти гады молчат в ответ!»

«А я вот работаю в магазине с шинами, дисками и лодками (это не мои коллеги, а товар). У входа стоит задняя покрышка от трактора «Беларус». Так почти каждая первая сволочь считает своим долгом прикольнуться перед другом фразой типа «поставь себе такую”. Задрали! Или еще когда ко мне подходят и говорят: «как вы тут сидите с таким запахом?» Ну купи мне освежитель!! Только толку от него мало»

Кадр из х/ф «Возврат», 2006 год

«Заходят, щупают и выходят»

И еще один немаловажный момент, который обязательно стоит запомнить.

В былые времена в магазинах часто вешали таблички с надписью «Руками не трогать». Сегодня такие объявления встречаются реже. Однако, как выясняется, отношение продавцов к покупательским прикосновениям ничуть не изменилось.

«Меня бесят люди, которые заходят, оглядываются, щупают первую попавшуюся вещь и выходят. Создается впечатление, что они зашли просто вытереть свои грязные пальцы о товар»

«Более того, обратите внимание: ухватиться нужно непременно за самую светлую вещь! В моем случае объектом интереса обычно становятся либо белые нарядные платья, либо светло-бежевые пальто. Причем вот приходит тетенька: в годах, пухленькая, присмотреть себе чего-нибудь на работу ходить. Явно белое кружевное платье на роспись ей не нужно!!! Но непременно нужно подойти и долго его гладить и ощупывать»

«Скажу больше! Висят рядом две одинаковые светлые вещи разного размера. Нужно обязательно потрогать обе! Даже если видно, что вещь явно не по размеру. А еще нужно вытащить и повесить обратной стороной!»

Смотрите дальше: Покупатели в шоке. 38 смешных и жутких ФОТО из российских магазинов

Крылатые выражения помогают точнее выразить мысль, придают речи более эмоциональную окраску. Они позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить больше эмоций и передать личное отношение к происходящему.

АиФ.ru напоминает значения некоторых русских фразеологизмов.

Тихой сапой

Статья по теме Кто на самом деле автор известных крылатых выражений Первоначально это выражение подразумевало скрытно вырыть подкоп или потайной туннель. Слово «цаппа» (в переводе с итальянского) означает «лопата для земляной работы».

Заимствованное во французский язык, слово превратилось во французское «сап» и получило значение «земляных, окопных и подкопных работ», от этого слова также возникло слово «сапёр».

В русском языке слово «сапа» и выражение «тихая сапа» означало работы, которые ведутся с особой осторожностью, без шума, для того, чтобы подобраться к противнику незаметно, в полной тайне.

После широкого распространения выражение получило значение: осторожно, в глубокой тайне и не спеша (например, «Так он тихой сапой всю еду с кухни перетаскает!»).

Ни зги не видно

Согласно одной из версий, слово «зга» произошло от названия части конской упряжи — колечка в верхней части дуги, в которое просовывали повод, чтобы не болтался. Когда ямщику нужно было распрячь лошадь, и было так темно, что этого колечка (зги) не видно было, говорили, что «ни зги не видать».

Согласно другой версии слово «зга» произошло от древнерусского «сътьга» — «дорога, путь, стезя». В таком случае смысл выражения трактуют — «так темно, что не видно даже дороги, тропы». Сегодня выражение «ни зги не видно», «ни зги не видать» означает «ничего не видно», «непроглядная тьма».

Слепой слепца водит, а оба зги не видят. (посл.)

«Над землёй висит тьма: зги не видно…» (Антон Чехов, «Зеркало»)

Танцевать от печки

Василий Алексеевич Слепцов. 1870 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Published in St Petersburg, 1903

Выражение «танцевать от печки» впервые появилось в романе русского писателя XIX века Василия Слепцова «Хороший человек». Книга вышла в 1871 году. В ней есть эпизод, когда главный герой Серёжа Теребенев вспоминает, как его учили танцевать, а требуемые от учителя танцев «па» у него никак не получались. В книге есть фраза:

— Эх, какой ты, брат! — с укором говорит отец. — Ну, ступай опять к печке, начинай сначала.

В русском языке это выражение стали употреблять, говоря о людях, у которых привычка действовать по затверженному сценарию заменяет знания. Человек может выполнить определённые действия только «от печки», с самого начала, с самого простого и привычного действия:

«Когда ему (архитектору) заказывали план, то он обыкновенно чертил сначала зал и гостиницу; как в былое время институтки могли танцевать только от печки, так и его художественная идея могла исходить и развиваться только от зала до гостиной». (Антон Чехов, «Моя жизнь»).

Затрапезный вид

Статья по теме Такой родной: 6 языков и 1 говор, которые можно услышать в России Во времена царя Петра I жил Иван Затрапезников — предприниматель, который получил от императора ярославскую текстильную мануфактуру. Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», «затрапезником» — грубое и низкокачественное сукно из пеньки (конопляного волокна).

Из затрапеза шили одежду в основном бедные люди, которые не могли купить себе что-то лучшее. И вид у таких бедняков был соответствующий. С тех пор, если человек одет неряшливо, о нём и говорят, что у него затрапезный вид:

«Сенных девушек плохо кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти непрерывной работой». (Михаил Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»)

Точить лясы

Точить лясы означает пустословить, заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка.

Сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Однако умельцев вести такую беседу было немного и со временем выражение стало обозначать пустую болтовню:

«Усядутся, бывало, в кружок, кто на лавке, кто попросту — наземь, каждая с каким-нибудь делом, прялкою, гребнем или коклюшками, и пойдут и пойдут точить лясы да баить про иное, бывалое время». (Дмитрий Григорович, «Деревня»).

Врёт, как сивый мерин

Врать, как сивый мерин, означает говорить небылицы, ничуть не смущаясь. В XIX веке в одном из полков русской армии служил офицер, немец по фамилии фон Сиверс-Меринг. Он любил рассказывать офицерам смешные истории и небылицы. Выражение «врёт, как Сиверс-Меринг», было понятное только его сослуживцам. Однако его стали употреблять по всей России, окончательно забывая об истоках. В народе появились поговорки: «ленив, как сивый мерин», «глуп, как сивый мерин», хотя лошадиная порода к этому никакого отношения не имеет.

Бред сивой кобылы

По одной из версий, выражение «бред сивой кобылы» произошло от «врёт, как сивый мерин» (по сути, эти две фразы являются синонимами)

Также существует версия, что выражение «бред сивой кобылы» пошло от имени одного учёного — Brad Steve Cobile, который как-то написал очень бестолковую статью. Его имя, созвучное со словами «бред сивой кобылы» соотнесли с научной чепухой.

По другой версии, «бред сивой кобылы» — выражение, обозначающие глупое высказывание или мысль; появилось из-за верований славян в то, что сивая лошадь (серая с примесью другого цвета) была самым бестолковым животным. Была примета, согласно которой если приснится сивая кобыла, то наяву сновидца обманут.

Андроны едут

«Андроны едут» означает ерунду, чепуху, вздор, полную бессмыслицу.

В русском языке эту фразу употребляют в ответ тому, кто говорит неправду, некстати важничает и хвастается о себе. В 1840-х на территории почти всей России андрец (андрон) означало повозку, различного рода телеги.

«А ругать тебе мой дом не приходится! — А я разве ругаю?.. Перекрестись, Петровнушка, андроны едут! (Павел Зарубин, «Тёмные и светлые стороны русской жизни»)

Бирюком жить

Выражение «бирюком жить» означает быть отшельником и замкнутым человеком. В южных регионах России бирюком называют волка. Волк издавна считался опасным для хозяйства хищным зверем. Крестьяне прекрасно изучили его повадки и привычки и нередко вспоминали их, говоря и о человеке. «Ох, и постарел же ты, братушка! — сожалеюще сказала Дуняшка. — Серый какой-то стал, как бирюк». (Михаил Шолохов, «Тихий Дон»)

Михаил Голубович в фильме «Бирюк». 1977 год.

В бирюльки играть

Бирюльки — различные маленькие предметы домашнего обихода, которые использовались во время старинной игры. Ее смысл заключался в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальные. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. К началу ХХ века бирюльки стали одной из самых популярных игр в стране и были очень распространены не только у детей, но и у взрослых.

В переносном смысле выражение «играть в бирюльки» означает заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное:

«Ведь я пришел в мастерскую работать, а не сидеть сложа руки да играть в бирюльки». (Михаил Новорусский «Записки шлиссельбуржца»)

Пироги с котятами

На Руси никогда не ели кошек, разве что в сильный голод. При длительных осадах городов их жители, истощив все продуктовые запасы, люди использовали в пищу домашних животных, в последнюю очередь шли именно коты и кошки.

Таким образом, это выражение означает катастрофическое положение дел. Обычно поговорку сокращают и говорят: «Вот такие пироги», другими словами «вот такие дела».

Уйти несолоно хлебавши

Иллюстрация к сказке «Шемякин суд». Гравюра на меди, первая половина XVIII века. Репродукция. Фото: РИА Новости / Балабанов

На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека по бездорожью, налоги на соль были очень высокими. Приходя в гости, хозяин солил пищу сам, своей рукой. Порой, выражая своё почтение, особо дорогим гостям, он даже пересаливал еду, а тем, кто сидел в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Отсюда и выражение — «уйти несолоно хлебавши»:

«И чем больше она говорила, и чем искреннее улыбалась, тем сильнее становилась во мне уверенность, что я уеду от неё несолоно хлебавши». (Антон Чехов «Огни»)

«Упустила лисица поживу и пошла прочь несолоно хлебавши». (Алексей Толстой «Лиса и петух»)

Шемякин суд

Выражение «шемякин суд» употребляется, когда хотят подчеркнуть несправедливость какого-либо мнения, суждения или оценки. Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным, своим двоюродным братом, за московский престол. Сегодня, когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то».

Должен как земля колхозу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *