Содержание

Александр решил взять за границей автомобиль напрокат. У него возникли вопросы: действует ли в этой стране национальное российское водительское удостоверение (российские права); нужно ли брать международное водительское удостоверение (международные водительские права); где и как получить международные права. Поможем ему и вам разобраться в этих вопросах.

Глоссарий:
МВУ — международное водительское удостоверение (International driving permit, IDP). Представляет из себя книжку с переводом водительских прав на 8 языков. Это официальные языки ООН: английский, французский, испанский, русский, китайский. Дополнительные: немецкий, японский, арабский.

НВУ — национальное водительское удостоверение (то есть обычные российские водительские права).

Обложка МВУ
Разворот книжки МВУ

Международные конвенции о дорожном движении — группы стран

Вид водительского удостоверения, которое нужно взять за границу, зависит от нескольких условий: в какую страну едите, какие условия предъявляет конкретная прокатная контора.

Существует три группы стран, в которых действуют разные международные правовые положения о дорожном движении. В них предъявляют разные требования к водительскому удостоверению.

1 группа — присоединились к Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.

2 группа — присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.

3 группа — не подписали ни Венскую, ни Женевскую конвенции и признают только свои национальные права. Некоторые страны Евросоюза ратифицировали обе конвенции. А с 2013 года в Европе выдают единые водительские права. Начнем по порядку.

Страны Венской конвенции — какие нужны водительские права

Рассмотрим историю вопроса. СССР подписал и ратифицировал Венскую конвенцию «О дорожном движении». Российская Федерация — правопреемник Советского Союза. У нас действуют правила этого международного документа, к которому на 2018 год присоединились 77 стран.

В России Госавтоинспекция выдает водительские права двух видов: национальные и международные. Национальные права каждый получает после успешной сдачи экзаменов в автошколе. Они могут быть нового образца или старого.

Водительское удостоверение старого образца в форме бумажной книжки (выдано до 2011 года)
Водительское удостоверение старого образца в форме пластиковой карточки (выдано до 2011 года)

В 2006 году в правила Венской конвенции «О дорожном движении» внесли поправки и перешли на новый стандарт национального водительского удостоверения. Все страны, которые подписали конвенцию, за 5 лет должны были перейти на новый стандарт.

В России права нового образца соответствуют Венской конвенции. В ГИБДД их начали выдавать с 1 марта 2011 года, через 5 лет после внесенных в конвенцию поправок. Список стран, в которых будет действительно наше национальное водительское удостоверение, смотрите в таблице ниже.

Российское национальное водительское удостоверение нового образца. Личные данные продублированы транслитерацией латинскими буквами и введены новые категории транспортных средств

Часть российских водителей будут ездить со старыми водительскими правами до 2021 года, так как права выдают на 10 лет. Обязательно сделайте международное водительское удостоверение, если ваши права выданы до 1 марта 2011 года. Иначе прокатная контора откажет в выдаче автомобиля, или полиция выпишет штраф.

Конвенция о дорожном движении, Вена, 8 ноября 1968, с изменениями и дополнениями: http://base.garant.ru/2540357/

Комментарий. В статье говорится, в каких случаях можно обойтись только национальными правами, а когда нужны международные. В Приложении 6 описаны новые требования к национальному водительскому удостоверению. В Приложении 7 описаны новые требования к международному водительскому удостоверению.

Список стран Венской конвенции

В таблице зеленым цветом мы выделили страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию. Они признают российское национальное водительское удостоверение нового образца.

Красным цветом выделили страны, которые подписали конвенцию, а на своей территории ее правил не придерживаются. Например, в Испании или Южной Корее одного национального водительского удостоверения будет недостаточно. Но некоторые прокатные конторы могут выдать автомобиль или скутер без международного документа. Как на это посмотрит местная полиция мы не знаем.

Остальные либо подписали документ, но не ратифицировали, либо присоединились и не подписали. Туда также лучше взять международные права.

Эти страны присоединились к Венской конвенции

Состояние на 2018 год

Австрия

Азербайджан

Албания

Армения

Багамские острова

Бахрейн

Беларусь

Бельгия

Болгария

Босния и Герцеговина

Бразилия

Ватикан

Великобритания и Северная Ирландия

Венгрия

Венесуэла

Вьетнам

Гайана

Гана

Германия

Греция

Грузия

Дания

Зимбабве

Израиль

Индонезия

Ирак

Иран

Испания

Италия

Кабо-Верде

Казахстан

Катар

Кения

Киргизия

Конго

Корея Южная

Коста-Рика

Кот-д’Ивуар

Куба

Кувейт

Латвия

Либерия

Литва

Люксембург

Македония

Марокко

Мексика

Молдова

Монако

Монголия

Нигер

Нидерланды

Норвегия

ОАЭ

Пакистан

Перу

Польша

Португалия

Российская Федерация

Румыния

Сан-Марино

Саудовская Аравия

Сейшельские острова

Сенегал

Сербия

Словакия

Словения

Таджикистан

Таиланд

Тунис

Туркменистан

Турция

Узбекистан

Украина

Уругвай

Филиппины

Финляндия

Франция

Хорватия

ЦАР

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Эквадор

Эстония

ЮАР

Некоторые ввели оговорки к отдельным статьям и приложениям. Дания рассматривает мопеды с максимальной скоростью больше 30 км/ч в качестве мотоциклов, а Монако приравнивает все мопеды к мотоциклам.

Актуальную информацию об участниках конвенции «О дорожном движении» читайте на сайте ООН в статье «Convention on Road Traffic». Пустые места в колонке «Accession(a), Succession(d), Ratification» означают, что страна подписала конвенцию, но на своей территории эти правила не ввела.

Частные конторы по прокату авто или скутеров могут попросить у вас международные права, даже если страна ратифицировала Венскую конвенцию. Хозяин барин. Есть и другие случаи. Иногда полиция незаконно требует международный документ. Без знания языка будет сложно объяснить им их неправоту. Советуем на всякий случай заказать международное водительское удостоверение.

Страны Женевской конвенции — какие водительские права нужны

Ни в СССР, ни в Российской Федерации Женевскую конвенцию не ратифицировали. В нашей стране правила дорожного движения приводятся в соответчике с Венской конвенцией. При этом требования к оформлению водительских прав у Венской и Женевской конвенции отличаются.

Женевская конвенция о дорожном движении

Комментарий. Пункт 1 разрешает управление транспортным средством гражданину иностранного государства, если его водительское удостоверение соответствует требованиям из Приложения 9. В ином случае пункт 2 говорит о необходимости получения международных прав.

Комментарий. Строчку «permis de conduire» (фр. «Водительские права») добавили на российские права новой редакции 2011 года, но убрали в редакции прав 2014 года. Наверно убрали потому, что Россия ратифицировала только Венскую конвенцию, а там нет такого требования.

Гражданин России не сможет воспользоваться российскими национальными правами в странах, которые присоединились только к Женевской конвенции. Наши национальные водительские права не соответствуют предъявляемым требованиям.

Если едите в страну, которая присоединилась к Женевской конвенции, сделайте в ГИБДД международное водительское удостоверение. Его нужно предъявлять местной полиции совместно с национальными правами. Без МВУ вам не выдадут авто или скутер на прокат.

Список стран Женевской конвенции

По состоянию на 2018 год 97 стран присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении. Приведем этот список. Зеленым мы выделили страны, которые ее подписали и ратифицировали. Остальные конвенцию не ратифицировали, но международные права там тоже должны действовать.

Эти страны присоединились к Женевской конвенции

Состояние на 2018 год

Австралия

Австрия

Албания

Алжир

Аргентина

Бангладеш

Барбадос

Бельгия

Бенин

Болгария

Ботсвана

Буркина Фасо

Ватикан

Великобритания и Северная Ирландия

Венгрия

Венесуэла

Вьетнам

Гаити

Гана

Гватемала

Греция

Грузия

Дания

Доминиканская республика

Египет

Зимбабве

Израиль

Индия

Иордания

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Камбоджа

Канада

Кипр

Конго

Корея Южная

Кот-д’Ивуар

Куба

Кыргызстан

Лаос

Лесото

Ливан

Люксембург

Мадагаскар

Малави

Малайзия

Мали

Мальта

Марокко

Монако

Намибия

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

ОАЭ

Папуа новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Российская Федерация

Руанда

Румыния

Сан-Марино

Сенегал

Сербия

Сингапур

Сирия

Словакия

Словения

США

Сьерра Леоне

Таиланд

Того

Тринидад и Тобаго

Тунис

Турция

Уганда

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Франция

ЦАР

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шри-Ланка

Эквадор

ЮАР

Ямайка

Япония

Актуальную информацию по членам Женевской конвенции и различным правовым оговоркам можно почитать на сайте ООН в статье «Convention on Road Traffic. Geneva, 19 September 1949».

Где получить международные права

Получить международные права можете там же, где и обычные – в отделениях Госавтоинспекции, но не во всех. Вы можете подать заявление лично, либо через сайт Госуслуги.

Проще получить международные права через Госуслуги, подав заявление в электронном виде через сайт. Вы сможете выбрать подходящее подразделение, которое выдает этот документ, отправить заявление в электронном виде и записаться на получение документа на удобное время.

Сколько стоят международные права

1600 руб. стоят международные водительские права.

За изготовление МВУ вам придется заплатить госпошлину в 1600 рублей. До 1 января 2019 года действовала скидка за электронную подачу заявки в 30%.

Срок действия международного водительского удостоверения

МВУ действует в течение трех лет или до истечения срока действия национального водительского удостоверения. Если ваши российские права истекают через год, значит и международные утратят силу через год. Это требование Венской конвенции.

Справка «Как зарегистрироваться на портале госуслуг Gosuslugi.ru».

Как получить международное водительское удостоверение

Алгоритм получения МВУ с помощью сайта Госуслуги:

Шаг 1. Чтобы подать заявление и оплатить госпошлину онлайн зайдите в браузере на портал Госуслуги https://www.gosuslugi.ru

Шаг 2. На главной странице сайта в строке поиска введите запрос «получение международного водительского удостоверения».

Строка поиска
Страница «Получение международного водительского удостоверения»

Шаг 3. Следуйте инструкции.

Инструкция на сайте

Шаг 4. Получите удостоверение в выбранном подразделении Госавтоинспекции. Не опаздывайте. Прийти лучше пораньше назначенного времени, чтобы успеть взять талончик. Иногда случаются очереди.

https://гибдд.рф/divisions/ — найти ближайшее подразделение Госавтоинспекции

Как найти подразделение ГИБДД?

Если подаете заявление лично, нужное подразделение найдете на сайте гибдд.рф на странице «Подразделения Госавтоинспекции».

Какие документы нужны для МВУ?

Для подачи заявления нужны данные из национального водительского удостоверения (без него не выдадут международное) и паспорта. Вместо паспорта можно взять загранпаспорт для постоянно проживающих за границей или военный билет для военнослужащих. При личной подаче заявления всегда берите оригиналы документов.

При получении МВУ кроме водительских прав и удостоверения личности вам понадобится фотография 35 x 45 мм в цветном или черно-белом варианте, на матовой фотобумаге. Такое фото не делают в Госавтоинспекции. Принесите его с собой. Выдача документов в день приема занимает не больше часа. Время будет зависеть от очередей.

Еще раз напоминаем список документов на международные водительские права:

  • национальное водительское удостоверение;
  • паспорт (или загранпаспорт, или военный билет);
  • фотография 35 x 45 мм.

Медицинская справка не нужна. Фотографию делайте в фотосалоне. В Госавтоинспекции ее сделать не получится.

Требования к фотографии на МВУ

Лицо должно занимать 70-80% кадра. Сверху оставьте «воздух»

К фотографии на международное водительское удостоверение предъявляются следующие требования:
— размер 35 x 45 мм;
— цветная или черно-белая;
— на матовой фотобумаге;
— давность — не более шести месяцев;
— фон предпочтительно светлый (жестких требований мы не нашли);
— без головного убора (исключение — религиозные убеждения не позволяют появляться на людях с непокрытой головой);
— допускаются очки, если носите их по медицинским показаниям (не тонированные, без бликов и размытости на фото);
— лицо занимает не менее 70-80% общей площади фото;
— предпочтительна строгая форма одежды.

Полезное видео

В этом видео путешественники рассказывают о своем опыте получения МВУ: как выглядят международные права и как их получить, стоит ли делать международные права, какие документы нужны для их изготовления и другие нюансы.

Запомните

  1. В странах, ратифицировавших Венскую конвенцию, действительно российское национальное водительское удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года.
  2. Даже если страна ратифицировала Венскую конвенцию, полиция или частная прокатная контора может попросить международные права.
  3. В остальных странах, которые не ратифицировали, но присоединились к Венской конвенции, попросят международные права плюс национальные.
  4. Если едите в страну, которая присоединилась только к Женевской конвенции, обязательно сделайте международные права. В этих странах наше национальное водительское удостоверение само по себе не действительно.
  5. Международное водительское удостоверение действительно только при предъявлении национального водительским удостоверения старого или нового образца. Берите в дорогу МВУ вместе с НВУ.
  6. Международные права действуют три года или до истечения срока действия национальных прав (что наступит быстрее).
  7. За получение международных прав придется заплатить госпошлину в 1600 рублей (цена без скидок).

Другие статьи о водительских правах

В этой статье рассмотрим, можно ли ездить на скутере без прав за границей и какая категория нужна в наших международных правах. Давайте разбираться. На скутерах или мопедах легко передвигаться в …

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Определения
    • Статья 2. Приложения к Конвенции
    • Статья 3. Обязательства Договаривающихся сторон
    • Статья 4. Дорожные знаки и сигналы
  • Глава II. Правила дорожного движения (ст.ст. 5 — 34)
    • Статья 5. Значение дорожных знаков и сигналов
    • Статья 6. Сигналы лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение
    • Статья 7. Общие правила
    • Статья 8. Водители
    • Статья 9. Стада животных
    • Статья 10. Расположение на проезжей части
    • Статья 11. Обгон и движение в рядах
    • Статья 12. Встречный разъезд
    • Статья 13. Скорость и дистанция
    • Статья 14. Общие предписания, касающиеся маневров
    • Статья 15. Особые предписания, касающиеся транспортных средств, осуществляющих перевозки на регулярных линиях городского транспорта
    • Статья 16. Изменение направления движения
    • Статья 17. Замедление движения
    • Статья 18. Перекрестки и обязанность уступить дорогу
    • Статья 19. Железнодорожные переезды
    • Статья 20. Предписания, касающиеся пешеходов
    • Статья 21. Правила, касающиеся поведения водителей по отношению к пешеходам
    • Статья 22. Островки безопасности
    • Статья 23. Остановка и стоянка
    • Статья 24. Дверцы транспортных средств
    • Статья 25. Автомагистрали и дороги подобного рода
    • Статья 25-бис. Особые правила, касающиеся тоннелей, обозначенных специальными дорожными знаками
    • Статья 26. Особые правила, касающиеся шествий и инвалидов
    • Статья 27. Особые правила, касающиеся водителей велосипедов, велосипедов с подвесным двигателем и мотоциклов
    • Статья 28. Звуковые и световые сигналы
    • Статья 29. Рельсовые транспортные средства
    • Статья 30. Груз транспортных средств
    • Статья 30-бис. Перевозка пассажиров
    • Статья 31. Поведение водителя в случае дорожно-транспортного происшествия
    • Статья 32. Условия использования фонарей
    • Статья 33. Условия освещения транспортных средств, не указанных в статье 32, и некоторых участников дорожного движения
    • Статья 34. Отступления
  • Глава III. Условия допущения к международному движению автомобилей и прицепов (ст.ст. 35 — 40)
    • Статья 35. Регистрация
    • Статья 36. Регистрационный номер
    • Статья 37. Отличительный знак государства регистрации
    • Статья 38. Опознавательные знаки
    • Статья 39. Технические требования и осмотр транспортных средств
    • Статья 40. Переходное положение
  • Глава IV. Водители автомобилей (ст.ст. 41 — 43)
    • Статья 41. Водительские удостоверения (применима только до 28 марта 2011 г.)
    • Статья 41. Водительские удостоверения
    • Статья 42. Приостановление действия водительских удостоверений
    • Статья 43. Переходные положения
  • Глава V. Условия допущения велосипедов и велосипедов с подвесным двигателем к международному движению (ст. 44)
    • Статья 44
  • Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 45 — 56)
    • Статья 45
    • Статья 46
    • Статья 47
    • Статья 48
    • Статья 49
    • Статья 50
    • Статья 51
    • Статья 52
    • Статья 53
    • Статья 54
    • Статья 55
    • Статья 56
  • Приложение 1. Отступления от обязательства допускать к международному движению автомобили и прицепы
  • Приложение 2. Регистрационный номер и регистрационный знак автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении
  • Приложение 3. Отличительный знак автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении
  • Приложение 4. Опознавательные знаки автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении
  • Приложение 5. Технические условия, касающиеся автомобилей и прицепов
    • Глава I. Торможение (п.п. 4 — 18)
      • Раздел А
      • Раздел B
      • Раздел C
      • Раздел D
    • Глава II. Устройства освещения и световой сигнализации транспортного средства (п.п. 19 — 45)
    • Глава III. Другие предписания (п.п. 46 — 59)
    • Глава IV. Отступления от правил (п.п. 60 — 61)
    • Глава V. Переходные положения (п.п. 62 — 62-бис)
  • Приложение 6. Национальное водительское удостоверение (применимо только до 28 марта 2011 г.)
  • Приложение 6. Национальное водительское удостоверение
  • Приложение 7. Международное водительское удостоверение

ГАРАНТ:

Настоящая Конвенция приводится с учетом поправок, вступивших в силу, в том числе для РФ, 3 сентября 1993 г. и 28 марта 2006 г.

См. текст Конвенции в первоначальной редакции

Конвенция о дорожном движении
(Вена, 8 ноября 1968 г.)

желая облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на

дорогах путем принятия единообразных правил движения,

См. статус настоящей Конвенции

См. также:

Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.)

Европейскую конвенцию о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения (Страсбург, 30 ноября 1964 г.)

Договаривающиеся стороны,

желая облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем принятия единообразных правил движения,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Вене ноября месяца восьмого дня тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.

Приложения

______________________________

* Поправка, вступающая в силу 3 сентября 1993 года.

** Поправка, вступающая в силу 28 марта 2006 года.

*** Поправка, вступающая в силу 23 марта 2016 года.

*(1) Определение, дополненное в приложении к Европейскому соглашению (см. подпункт с), пункт 3).

*(2) Определение, дополненное в приложении к Европейскому соглашению (см. подпункт n), пункт 3).

*(3) Дополнительные определения, включенные в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 3).

*(4) См. также пункт 4 приложения к Европейскому соглашению.

*(5) См. также пункт 5 приложения к Европейскому соглашению.

*(6) См. также пункт 6 приложения к Европейскому соглашению.

*(7) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 6).

*(8) См. также пункт 7 приложения к Европейскому соглашению.

*(9) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 7).

*(10) См. также пункт 8 приложения к Европейскому соглашению.

*(11) См. также пункт 9 приложения к Европейскому соглашению.

*(12) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 9).

*(13) См. также пункт 10 приложения к Европейскому соглашению.

*(14) См. также пункт 11 приложения к Европейскому соглашению.

*(15) См. также пункт 12 приложения к Европейскому соглашению.

*(16) См. также пункт 13 приложения к Европейскому соглашению.

*(17) См. также пункт 14 приложения к Европейскому соглашению.

*(18) См. также пункт 15 приложения к Европейскому соглашению.

*(19) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 15).

*(20) См. также пункт 16 приложения к Европейскому соглашению.

*(21) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 16).

*(22) См. также пункт 17 приложения к Европейскому соглашению.

*(23) Дополнительные пункты, включенные в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 17).

*(24) См. также пункт 18 приложения к Европейскому соглашению.

*(25) Дополнительный текст, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 18).

*(26) См. также пункт 19 приложения к Европейскому соглашению.

*(27) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 19).

*(28) См. также пункт 20 приложения к Европейскому соглашению.

*(29) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 20).

*(30) Дополнительные статьи (статьи 27-бис — 27-кватер), включенные в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 20-бис).

*(31) См. также пункт 21 приложения к Европейскому соглашению.

*(32) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 21).

*(33) См. также пункт 22 приложения к Европейскому соглашению.

*(34) Дополнительный подпункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 24).

*(35) См. также пункт 26 приложения к Европейскому соглашению.

*(36) Дополнительные пункты, включенные в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 26-бис).

*(37) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 26-тер).

*(38) Дополнительный подпункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 27).

*(39) См. также пункт 27 приложения к Европейскому соглашению.

*(40) См. документЕ/CONF.56/16/Rev.1.

*(41) Дополнительный пункт, включенный в приложение к Европейскому соглашению (см. пункт 28).

*(42) Только вариант на русском языке.

*(43) Правила ООН, прилагаемые к «Соглашению о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», совершенному в Женеве 20 марта 1958 года.

Глобальные технические правила ООН, разработанные в рамках «Соглашения о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах», совершенного в Женеве 25 июня 1998 года.

Отправляясь на отдых, многие продвинутые туристы и путешественники уже давно используют для перемещения по иностранному государству арендованный транспорт. Это действительно удобно, не очень дорого (иногда даже дешевле экскурсий) и позволяет быть полностью самостоятельными. В этом случае, всегда возникает вопрос: можно ли управлять в той или иной стране автомобилем или мотоциклом по российским правам, или нужно обязательно иметь международное водительское удостоверение? Этот вопрос давно уже оброс клубком мифов и заблуждений. Для того, чтобы его распутать мы постарались сами разобраться с этой проблемой и предлагаем вам следующую информацию.

Найти автомобиль в аренду по всему миру

Какие бывают виды прав?

Существует только два вида прав: национальные права и международные.

  • Национальные права – это документ, выдаваемый государственными органами и дающий право управлять транспортными средствами на территории России. При этом, все виды национальных прав, выполнены ли они в виде бумаги, пластика, только на русском или с дублированием на английском языках, с международной точки зрения по сути одно и то же.

    Это национальное ВУ, они же обычные российские права

  • Международное водительское удостоверение бывает только одного вида – в виде книжки формата А6. Вот как определяет международное водительское удостоверение «Венская конвенция о дорожном движении» от 1968 года (с изм. от 2006 года).

    1. Международное водительское удостоверение представляет собой книжку формата А6 (148х105 мм — 5,82х4,13 дюйма). Она имеет серую обложку и белые внутренние страницы.

    2. Лицевая и внутренняя стороны первого листа обложки идентичны, соответственно, прилагаемым образцам страниц N 1 и 2; они печатаются на национальном языке или, по крайней мере, на одном из национальных языков государства, в котором выдано удостоверение. В конце внутренних страниц две соседние страницы соответствуют прилагаемому образцу N 3 и печатаются на французском языке. На предшествующих им внутренних страницах повторяется на нескольких языках, их которых обязательными являются английский, испанский и русский языки, первая из этих двух страниц.

    Так выглядит международное водительское удостоверение, или МВУ

  • При этом существует ошибочное мнение, что новые пластиковые права, выдаваемые сейчас в РФ – это международные права. Это не верно. Даже самые «новомодные» пластиковые права, и даже выданные после 2012 года, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ. Это большое заблуждение и миф, что новые пластиковые права являются международными. По сути, это просто национальные (т.е. российские) права, которые, с точки зрения международного права, ничем не отличаются даже от старых заламинированных бумажных прав, разве что только тем, что они отвечают требованиям нового международного законодательства, а именно «Венской конвенции о дорожном движении» (в новой редакции от 2004 года).

    Настоящие международные права (МВУ, международное водительское удостоверение) выдается дополнительно в национальным правам органами ГИБДД России. Для этого необходимо предоставить:

    • квитанцию об оплате пошлины на сумму 1600 рублей (цена 2020 года);
    • заявление о выдаче международного водительского удостоверения;
    • национальное водительское удостоверение;
    • медицинскую справку (больше она не требуется, отменена в 2014 году);
    • паспорт РФ;
    • фотографию 35×45 мм.

    При оформлении заявки на получение МВУ через портал госуслуги.ру оплатить нужно будет не 1600 рублей, а только 1120 рублей.

    Повторно сдавать экзамены не нужно, вам выдадут МВУ на основании национального. Действовать оно будет 3 года или до окончания действия вашего национального удостоверения. И, кстати, действует МВУ только совместно с национальными правами, их необходимо предъявлять вместе. Получить его можно, обратившись в ГИБДД или МФЦ, или оформить его на сайте госуслуги.рф, что, кстати, обойдется дешевле: всего 1120 рублей вместо 1600 при личном обращении.

    Однако наличие у вас международного водительского удостоверения вовсе не означает, что вы можете водить машину по всему миру. Запутались? Читайте дальше внимательно, и тогда все станет понятно.

    Внимание! Некоторые организации предлагают за энную сумму заверенный перевод на иностранный язык ваших национальных прав. Но это никоим образом не являет заменой международного водительского удостоверения и может действовать лишь в некоторых странах.

    Но те торопитесь бежать в ГИБДД получать международные права, ведь вопрос состоит в том, а нужно ли вам на самом деле международное водительское удостоверение.

    По каким правам и где можно ездить за границей?

    Все страны в данном контексте можно разделить на три группы:

    • Страны подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года
    • Страны подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года
    • Страны не подписавшие ни ту ни другую конвенции.

    Так вот, с какими правами можно управлять транспортным средством в определенной стране, зависит от того, какую конвенцию подписало государство.

    Страны, которые не подписали ни одну из конвенций

    Эти страны вообще не признают никакие из двух видов прав, кроме своих. Т.е. ваши международные и национальные права для них просто открытка, и никакой не документ. Есть лишь некоторые исключения – когда государство своими внутренними нормативными документами признает действительными права того или иного государства, или международные права. Об этом можно узнать, заранее до поездки, изучая информацию о конкретной стране.

    В большинстве же случаев, управлять автомобилем или мотоциклом в таких странах можно только при условии сдачи соответствующих экзаменов и получении местных прав; или после получения специального разрешения в уполномоченном органе, представив национальные водительские права; или возможно использование национальных прав совместно с заверенным переводом. Есть и другие варианты, но все это необходимо выяснять для каждой конкретной страны.

    В общем, «соваться» в таких странах на дороги со своими международными или национальными правами не стоит, пока все не выясните.

    Страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года

    Это самая приятная категория стран. Таких стран достаточно много (см. список).

    Так вот, эти страны, подписав Конвенцию, признают на своей территории любые национальные водительские удостоверения, соответствующие определенным требованиям.

    Из статьи 41 «Водительские удостоверения» Венской конвенции о дорожном движении 1968 года:

    2. а) Договаривающиеся Стороны будут признавать:

    i) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;

    ii) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся Стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся Стороной;

    Получается, что национальные водительские удостоверения (т.е обычные российские права), выдаваемые на территории РФ, соответствуют этим требованиям.

    Здесь нужно сделать небольшое уточнение: 28.03.2006 года формат национального удостоверения, признаваемого на территории других стран, был изменен. Главное отличие состоит в том, что сведения (строки) на водительском удостоверении теперь должны в обязательном порядке нумероваться в определенном порядке. Странам-участницам Конвенции было дано 5 лет (т.е. до 28.03.2011 года) на приведение национальных удостоверений в соответствие новому формату. Этим требованиям полностью соответствуют новые выдаваемые в России водительские удостоверения. Даже, если у вас старое водительское удостоверение (выданное до 28.03.2011 года), где сведения не пронумерованы в соответствии все с той же Конвенцией (ст. 43 п.1), оно должно признаваться странами-участницами договора до окончания срока их действия. Еще раз повторюсь для тех, кто запутался: даже ваше водительское удостоверение старого образца (бумажное в ламинате), выданное до 28.03.2011 г. действительно в странах из списка без каких-либо переводов и международных водительских удостоверений.

    Венская Конвенция устанавливает различные категории для транспортных средств. Это «А», «B», «C» и т.д. Категория «А» у вас в правах дает право управления мотоциклами. Категория «B» дает право управления ТС (за исключением «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Так вот, следует отметить, что наличие у вас в правах открытой только категории «B» или выше при отсутствии «А» вовсе не дает вам право управлять в другой стране мотоциклом. Это следует четко понимать. К счастью, в большинстве стран для того, чтобы арендовать мотоцикл, не нужно вообще предъявлять никаких водительских удостоверений. Права у вас могут потребовать только на дороге сотрудники полиции или других соответствующих дорожных служб. И опять же к счастью, во многих странах полицейские не слишком придирчивы к этому вопросу и готовы закрывать на это глаза или закрывать на это глаза в обмен на небольшой «штраф». Просто вам следует не забывать, что формально вы не правы и нарушаете закон, поэтому не доводите ситуацию до серьезного конфликта и «не качайте права». И еще, в случае ДТП вы будете однозначно признаны виновником, поскольку юридически нарушаете закон, и конечно же никакая страховка не поможет.

    Если же у вас все в порядке с документами, то страховка покрывает вред, причиненный вашему здоровью и третьим лицам, имуществу и т.д. Правда, для этого необходимо оформлять туристическую страховку с соответствующими опциями. Подобрать и сравнить стоимость таких страховок можете через следующие сервисы поиска и сравнения страховых полисов:

    Страны, подписавшие только Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года.

    Эти страны договорились о том, что они признают на своей территории международные водительские удостоверения. Так что, смело отправляйтесь в эти страны, но не забывайте с собой брать и национальные права, поскольку без них международное удостоверение не действительно.

    Ложка дегтя

    Все выше написанное очень приятно и удобно для российских путешественников обладателей национальных прав. Но на практике бывают расхождения с данной теорией. Некоторые страны, несмотря на то, что подписали Венскую конвенцию, не ратифицировали ее, и продолжают упорно требовать международные водительские удостоверения, или даже признают только выданные на своей территории права. Данные требования по международному законодательству неправомерны и в судебном разбирательстве обречены на провал, однако, такие ситуации все же случаются, особенно в странах Европы. Иногда можно решить проблему еще на дороге или в полицейском участке, доказав свою правоту ссылками на международное законодательство. Но есть еще одна проблема. «Прокатные» конторы могут спокойно отказать вам в аренде автомобиля при отсутствии у вас международных прав, поскольку это их дело, кому давать машину в прокат, а кому нет, и никакие международные законы им совсем не указ.

    Поэтому перед поездкой в страну, даже если она и подписала Венскую конвенцию, на всякий случай, почитайте в Интернет об опыте путешественников по этой стране и если есть необходимость, не пожалейте денег и получите международные права. Ведь не стоит портить себе настроение на отдыхе разборками с полицией на дороге, пусть даже вы и на все 100% правы.

    Также читайте официальный источник на сайте ООН с разъяснениями особенностей применения тех отдельных пунктов конвенции в отдельных странах — https://treaties.un.org, и сама Венская конвенция на русском языке в pdf

    Список стран, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении

    Можно управлять по национальным ВУ своей страны

    • Албания
    • Армения
    • Австрия
    • Азербайджан
    • Багамы
    • Бахрейн
    • Беларусь
    • Бельгия
    • Болгария
    • Босния и Герцеговина
    • Бразилия
    • Ватикан*
    • Великобритания*
    • Венгрия
    • Венесуэла*
    • Вьетнам
    • Гайана
    • Гана*
    • Германия
    • Греция
    • Голландия
    • Грузия
    • Дания
    • Заир
    • Зимбабве
    • Израиль
    • Индонезия*
    • Ирак
    • Иран
    • Испания*
    • Италия
    • Казахстан
    • Катар
    • Кения
    • Киргизия
    • Коста-Рика*
    • Конго
    • Кот-д’Ивуар
    • Куба
    • Кувейт
    • Латвия
    • Либерия
    • Литва
    • Люксембург
    • Македония
    • Марокко
    • Мексика*
    • Молдова
    • Монако
    • Монголия
    • Нигер
    • Норвегия
    • ОАЭ
    • Пакистан
    • Перу
    • Польша
    • Португалия
    • Республика Корея*
    • Россия
    • Румыния
    • Сан-Марино
    • Сейшелы
    • Сенегал
    • Сербия
    • Словакия
    • Словения
    • Таджикистан
    • Таиланд*
    • Тунис
    • Туркменистан
    • Турция
    • Узбекистан
    • Украина
    • Уругвай
    • Филиппины
    • Финляндия
    • Франция
    • Хорватия
    • ЦАР
    • Черногория
    • Чехия
    • Чили*
    • Швейцария
    • Швеция
    • Эквадор*
    • Эстония
    • ЮАР

    * — данные страны подписали конвенцию, но не ратифицировали ее внутренним документом. Управляя транспортом в этих странах по национальному ВУ, вы рискуете попасть на проблемы с полицией, поэтому лучше для поездки в них лучше оформлять МВУ.

    Список стран, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении

    Можно управлять только по международным ВУ

    • Австралия
    • Албания
    • Алжир
    • Андорра
    • Аргентина
    • Бангладеш
    • Белиз
    • Бенин
    • Ботсвана
    • Ватикан
    • Гаити
    • Гамбия
    • Гватемала
    • Гибралтар
    • Гонконг
    • Гренада
    • Доминиканская Республика
    • Египет
    • Западное Самоа
    • Индия
    • Иордания
    • Ирландия
    • Исландия
    • Камбоджа
    • Канада
    • Кипр
    • Киргизия
    • Китай
    • Конго
    • Лаос
    • Лесото
    • Ливан
    • Мавритания
    • Мадагаскар
    • Малави
    • Малайзия
    • Мали
    • Мальта
    • Намибия
    • Нидерланды
    • Новая Зеландия
    • Новая Каледония
    • Папуа — Новая Гвинея
    • Парагвай
    • Перу
    • Руанда
    • Свазиленд
    • Сингапур
    • Сирия
    • Сент-Винсент
    • и Гренадины
    • Сан-Люция
    • США
    • Сьерра-Леоне
    • Тайвань
    • Танзания
    • Того
    • Тринидад и Тобаго
    • Тунис
    • Турция
    • Уганда
    • Фиджи
    • Французская Полинезия
    • Ямайка
    • Япония

    🕒 1 Июня, 2020

С чего все началось?:)

На днях, при планировании будущего свадебного путешествия в Европу, столкнулся с одной из небольших проблем, которая связана с водительским удостоверением и его легитимным действием на территории тех или иных стран. Поэтому, дабы избежать всех двусмысленных толкований и недопониманий со стороны не осведомленного населения, которому не безразличен этот вопрос, в этой статье я раскрою основные нюансы и правила действия водительского удостоверения.

Вот так выглядят международные права. В статье мы разберем подробно в каких случаях стоит их оформлять.

В каких странах возможно обойтись национальным водительским удостоверением?

Начнем с первого, самого основного вопроса. В каких же именно случаях разрешено пользоваться национальным водительским удостоверением при управлении транспортным средством на территории другого государства. На данный момент существуют две основные «когорты» стран, которые подписали:

  1. Венскую конвенцию о дорожном движении
  2. Женевскую конвенцию о дорожном движении

Какие страны входят в Венскую конвенцию о дорожном движении?

То есть, как видите, практически все страны бывшего СССР и бОльшая часть Европейского союза поддерживают наше национальное водительское удостоверение. Отдельно хотелось бы упомянуть про наш любимый Таиланд. Изучая этот вопрос во время нахождения в Таиланде, многие «некомпетентные» гиды и экспаты заявляли о том, что здесь возможно использовать только выданные местными властями водительские удостоверения. По факту, конечно, к вам могут придраться и выписать штраф в 500 бат, но в теории это делать совершенно не правомерно. Достаточно записать специальный телефон для решения проблем туристов (как правило, в каждом популярном туристическом месте есть закрепленные департаменты, которые помогают отдыхающим в случае какой-либо криминальной ситуации и/или угрозы для здоровья) и при вопиющем факте несправедливости — позвонить и озвучить свою проблему. В целом, полиция в Таиланде достаточно лояльная, если вы соблюдаете правила, не пьяны и пристегнуты (в шлеме), то к вам будут относиться как минимум с уважением. Об этом мы как-нибудь отдельно напишем целую статью:)

Какие страны входят в Женевскую конвенцию о дорожном движении?

Как видите, в основном здесь у нас скопились представители Азии, Африканских стран и куча всяких непонятных, небольших государств:)

Международное водительское удостоверение — нужно ли?

Повторюсь, если вы прилетаете в страну, которая относится к подписавшим Женевскую конвенцию о дорожном движении, то вам достаточно иметь национальное водительское удостоверение, выданное после 1 марта 2011 года. Если же ваши права были выданы до 1 марта 2011 года, а срок замены еще не пришел, то у вас есть два пути:

  • 1-ый вариант, более правильный. Подходит отлично тем, у кого текущий срок действия прав больше трех лет. Подаете заявление на оформление международных прав в любом удобном формате (в порядке живой очереди в нашем доблестном ГАИ/ГИБДД, либо через сайт Госуслуги). Медсправка в этом случае не нужна (об этом читайте ниже). Заплатить за госпошлину придется 1600 рублей. Международные права действуют только совместно с национальным удостоверением, но не больше 3-ех лет.
  • 2-ой вариант, более выгодный. Подходит тем, у кого текущий срок действия прав составляет порядка 1-2 года. Этот вариант более рискованный, но тоже может прокатить. МВУ действуют совместно с национальным удостоверением, но не больше трех лет. Поэтому, в случае, если вы оформите их сейчас, то, например, когда вам через год нужно будет поменять обычные права — международные прекратят действовать. Есть смысл оформить сразу права нового образца. Но тут есть одна незадача, по закону это разрешено не ранее чем за 6 месяцев окончания срока действия прав. Поэтому можете придти в ГАИ, озвучить проблему (выезд за границу), возможно вам повезет и вам оформят новые права со сроком действия 10 лет. Если не повезет, то срок действия будет равен сроку действия старых прав. Дополнительно нужно будет оплатить госпошлину в размере 2000 рублей и сделать медсправку.

Так выглядят прав нового образца, которые соответствуют правилам Женевской конвенции (в России выдают с 1 марта 2011 года).Водительское удостоверение старого образца. С такими правами обязательно нужно оформлять МВУ.

В случае, если же вы летите в страны, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, то вам обязательно необходимо оформить водительское удостоверение международного образца.

Нужна ли медицинская справка при оформлении прав?

Если вы оформляете национальное водительское удостоверение, то действующая медицинская справка у вас обязательно должна быть на руках. Ее выдают так называемые «аккредитованные» медицинские учреждения с действующей лицензий на право выдачу таких справок.

Если такая справка у вас отсутствует, то необходимо ее оформить, пройдя несколько специалистов:

  • нарколог
  • психиатр
  • ЛОР (отоларинголог)
  • офтальмолог
  • хирург
  • терапевт

Стоимость медицинской справки для ГАИ сильно отличается, в зависимости от региона. Как правило, это порядка 1500-2500 рублей.

Если же вы оформляете международные права, то по новым правилам (с 2016 года), медицинская справка не обязательна. Но есть одно но, если вы захотите оформить через портал Госуслуг, то их система еще не успела обновиться и при «заказе» услуги от вас потребуется обязательный ввод номера справки и номера лицензии мед.учреждения. Без этого дальнейшие шаги будут невозможными.

Запрос в портал Госуслуги по поводу новых правил оформления международных прав.

Поэтому, если оформляете МВУ, но справки у вас нет и в Госуслугах все такая же проблема, придется идти занимать очередь вживую:)

Важные нюансы при оформлении прав

При оформлении водительского удостоверения в России сейчас используют программу, которая автоматически делает транслитерацию русских букв в английские. Таким образом, если вы ДМИТРИЙ, то на правах у вас будет написано DMITRIY. Вместе с тем, в загранпаспорте у вас может быть (с большой долей вероятности, на личном примере) написано DMITRII. Одна буква может сыграть с вами злую шутку. Вам могут отказать в выдаче на прокат автомобиля в худшем случае, в лучшем случае просто будут лишний раз придираться к разному написанию имени. Поэтому заранее предупредите ответственное лицо, на всякий случай захватите с собой действующий загранпаспорт в качестве сверки.

Если сомневаетесь в медицинском учреждение (преимущественно это касается платных клиник и всяких подозрительных лиц, которые предлагают оформить справку за недорого), то лучше удостоверьтесь, что оно имеет право на ведение данной деятельности и действующую лицензию:

Так выглядит медицинская справка для ГАИ

Причем, обратите внимание в каком формате должен быть номер лицензии:

Конвенция водительское удостоверение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *