Содержание
Тюнинг одна из самых обсуждаемых тем с точки зрения автомобильного законодательства, учитывая, что к нему прибегает большое количество автовладельцев. В этой статье мы поговорим о возможности установки кенгурятника (силового бампера) на автомобили, обсудим правовое регулирование, исключения, а также возможность его легальной установки.
Что говорит закон об установке кенгурятника?
Действующим законодательством установка кенгурятников на транспортные средства на территории РФ запрещена. Однако, как и в любом другом правиле, имеются исключения.
Основным документом, устанавливающим требования к использованию дополнительных приспособлений на ТС, является вступивший в действие с 01.01.2015 Технический регламент Таможенного союза, рассматривающий вопросы безопасной эксплуатации колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011).
Этот документ гласит, что если технической документацией предусмотрена установка кенгурятника (силового бампера), либо элемент установлен заводом-производителем, демонтировать его не требуется.
При этом должны соблюдаться несколько требований: угол продольной проходимости не менее 20 градусов, между нижней точкой кузова и дорожным покрытием выдерживается расстояние не менее 18 см, угол свеса составляет 25 градусов и более, а угол съезда не меньше 20 градусов.
Одним из пунктов данного Техрегламента установлено, что в случае, если транспортное средство относится к категориям M1, N1 (их основные признаки соответственно: не более 8 мест для пассажиров, масса менее 3,5 тонн), то оснащение их конструкциями, выступающими за перпендикулярную крайней точке бампера линию, запрещается.
Распространено мнение, что внедорожники (автомобили категории G) также являются исключением, но на самом деле это не отдельная категория, а всего лишь подкатегория для каждой из двух вышеназванных.
Имеется два исключения, которые могут стать утешением для автолюбителей:
- Если кенгурятник планируется установить в качестве декоративного элемента. Для этого его вес должен составлять не более 500 грамм, а материалом для изготовления служит что угодно, кроме стали или материала с аналогичными показателями прочности. Таким образом, на любое авто можно смело установить конструкцию, которая сможет защитить регистрационный знак и приборы освещения.
- Если планируется установка сертифицированной заводской конструкции. Под этот пункт подпадают те автовладельцы, транспортные средства которых предусматривают наличие кенгурятника, но по какой-либо причине (например, комплектация) он не был установлен ранее.
Изменения в конструкцию или дополнительное оборудование?
Кенгурятник — это каркас, изготовленный из металлических труб методом сварки. Он выполняет роль дополнительной защиты, за счет того, что предотвращает повреждения передней части автомобиля.
Очень много споров вызывает вопрос, к какой категории отнести этот элемент: к элементам конструкции или к дополнительному оборудованию? Согласно тексту Технического регламента, под внесением изменений в конструкцию ТС подразумевается процедура исключения предусмотренных конструкцией либо установка не предусмотренных конструкцией рассматриваемого автомобиля составных частей и предметов оборудования. В данном контексте рассматриваются изменения, произведенные после выхода автомобиля с завода-изготовителя и оказывающие или способные оказать влияние на безопасность использования транспортного средства.
Таким образом, в автомобилях, техническая документация которых не предусматривает наличие кенгурятника или бугеля, он выступает в роли дополнительного оборудования (дополнительный обвес). Для доработок такого типа требуется прохождение процедуры внесения изменений в документы на автомобиль. Узаконить установку этого элемента можно, обратившись в органы ГИБДД.
Можно ли зарегистрировать кенгурин в ГИБДД?
В соответствии с действующим законодательством, избежать наложения штрафных санкций за использование кенгурина можно в двух случаях:
- Элемент установлен на предприятии-изготовителе,
- Установка согласована с органами ГИБДД и оформлена надлежащим образом.
Чтобы получить разрешение, владельцу ТС потребуется:
- Обратиться в имеющую соответствующие полномочия организацию для проведения экспертизы. Специалистами будет оценена возможность установки кенгурятника и в случае положительного решения автовладелец получит подтверждающий этот факт протокол.
- Подать заявление в ГИБДД, приложив документы, полученные в экспертной организации. Специалистами ГИБДД изучается представленное заключение, в случае положительного решения оно визируется и возвращается автовладельцу.
- Следующий шаг — обращение в сервисный центр либо самостоятельная установка обвеса. если проведение работ планируется без обращения в лицензированный сервисный центр, в подаваемом в ГИБДД заявлении необходимо задекларировать все работы, которые планируется провести в процессе установки.
- После того, как машина будет оснащена кенгурушником, собственник вновь проходит экспертизу, цель которой — подтвердить соответствие требования законодательства и регламентирующих документов. В случае положительного заключения выдается диагностическая карта, подтверждающая пригодность ТС к эксплуатации.
- Обращение в органы ГИБДД для внесения в документы отметок об установке дополнительного оборудования.
На практике, получить разрешения практически нереально. Эксперты еще на первом этапе дают заключение, что планируемое изменение оказывает прямое влияние на безопасность дорожного движения, что является прямым основанием для отказа в установке кенгурятника. Таким образом, зарегистрировать кенгурятник в ГИБДД, если этого не предусматривает конструкция ТС нельзя.
Когда можно ставить кенгурятник?
Старые автомобили
Внедорожники (неважно, иномарки или отечественные Нивы), выпущенные более 30 лет назад, не подпадают под действие положений Технического регламента. Поэтому установленный кенгурятник не станет поводом для наложения штрафа. Однако даже это не позволит зарегистрировать его установку надлежащим образом.
Ввезенные машины
Эксплуатироваться с установленным кенгурятником на дорогах РФ могут и ввезенные авто. Их можно поделить на две группы:
- Зарегистрированные на территории других стран, где использование кенгурина разрешено законом. Правда, в этом случае есть существенное ограничение: ввезен автомобиль может быть только на срок до 6 месяцев.
- Модели внедорожников с установленными заводом-производителем обвесами, ввезенные в страну. Тут тоже есть подводный камень: в большинстве своем это довольно старые модели, ведь Технический регламент запрещает ввоз в РФ таких автомобилей с момента своего вступления в силу.
Штраф за незаконную установку
Владельцы транспортных средств, эксплуатирующие их с установленным кенгурятником, но при этом не имеющие в документах соответствующих разрешительных отметок, могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст.12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Специальная санкция за данное нарушение отсутствует.
Законодательством предусмотрены следующие виды наказаний, применяемых сотрудниками ГИБДД:
- Предупреждение. Применяется при первичном обнаружении правонарушения. Чаще всего обойтись предупреждением получается у водителей, которые действительно не знают о незаконности установки дополнительного обвеса и намереваются устранить нарушение: снять кенгурятник, либо обратиться в органы ГИБДД для получения разрешения. Предупреждением можно обойтись лишь единожды, повторная остановка инспектором по прошествии времени, в случае уклонения от устранения нарушения закончится наложением штрафа.
- Установленный законодательством размер штрафа, выписываемого за нарушение впервые, составляет 500 рублей.
- Игнорирование требований представителей ГИБДД во второй раз закончится для владельца «усиленного» автомобиля уже в 5 000 рублей.
Таким образом, денежное наказание за отсутствие разрешения на установку силового бампера может стать существенным ударом по бюджету автолюбителя. В случае многократных привлечений к ответственности в форме штрафа, не имеющих результата, к собственнику могут быть предъявлены другие меры наказания.
Другие санкции
Кроме штрафов в размере до 5 000 рублей, о которых было сказано выше, сотрудники ГИБДД могут лишить владельца транспортного средства, оборудованного самодельным бугелем, права управления на срок до трех месяцев. Данная мера наказания применяется в случае многократного наложения штрафов, не принесшего результата.
Так же инспекторами может быть аннулирована регистрация транспортного средства, а для повторной постановки на учет нарушения все же придется устранить.
Еще одной проблемой, может стать окончание срока действия диагностического листа, необходимого для оформления полиса ОСАГО. Не предусмотренные конструкцией автомобиля либо не имеющие разрешительных документов дополнительные элементы конструкции — однозначное препятствие для выдачи заключения о пригодности транспортного средства к эксплуатации.
Если первоначально использование «кенгурятника» было обусловлено необходимостью защитить автомобиль от посторонних предметов или диких животных на дороге, то впоследствии это приспособление превратилось в элемент дизайна. Название «кенгурятник» впервые появилось в Австралии, где можно часто увидеть, как шоссе перебегает кенгуру. Помимо кроссоверов и внедорожников, для которых в первую очередь предназначался «кенгурятник», сегодня эта деталь устанавливается и на обычные легковые автомобили. Что представляет собой эта конструкция? Запрещен или нет кенгурятник на машину в 2019 году? Какой штраф за кенгурятник на машине может быть наложен на водителя? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Конструктивно «кенгурятник» представляет собой подвесную деталь из мощных труб и стержней, расположенную в передней части транспортного средства. Многие называют его дополнительным бампером, хотя и признают, что целесообразность использования «кенгурятника» — вопрос более чем спорный. Виды конструкции могут быть разными и зависеть от цели применения данного устройства — декоративной или практической. В первом случае, это может небольшая по размеру форма, едва выступающая вперед и не несущая никакой практической выгоды. Во втором — крупная конструкция, которую устанавливают на автомобили для защиты облицовки радиатора и от попадания крупных предметов под капот во время езды по бездорожью. Преимущества такой конструкции заключаются в следующем:
- Повышение защиты передней части автомобиля и уровня безопасности водителя и пассажиров;
- Защита от серьезных повреждений бампера при попадании камней и иных предметов при быстрой езде по пересеченной местности;
- Возможность использования кенгурятника для монтажа лебедки с целью буксировки машины и т.д.
Для тех, кто ездит по городским дорогам, такая конструкция может принести больше вреда, чем пользы в том случае, если произойдет серьезное ДТП. Дело в том, что при жестком столкновении этот элемент врезается в капот и радиатор, которые после этого обычно ремонту не подлежат. Помимо этого, в определенных ситуациях «кенгурятник» может представлять опасность для пешеходов. Но, несмотря ни на что, это приспособление не теряет популярности среди владельцев самых разных типов автомобилей. Чаще всего его можно встретить на авто категории g — транспортных средствах с повышенной проходимостью, то есть внедорожниках, пикапах.
Документ, разъясняющий законность использования дополнительных приспособлений на автомобиле, в том числе «кенгурятника» — принятый в рамках Таможенного союза Техрегламент, регулирующий правила безопасной эксплуатации колесных транспортных средств. Именно там указано можно ли устанавливать кенгурятник на автомобиль. Согласно одному из пунктов этого нормативно-правового документа, если транспортное средство причислено к категориям M1 или N1 (т. е. имеют не более 8 пассажирских мест или обладают массой не выше 3,5 тонн), то использование конструкций, выступающих за линию бампера, запрещается. Исключение в данном случае сделано для заводских конструкций, имеющих соответствующий сертификат, а также для самодельных изделий, вес которых не превышает 500 грамм. Изделие весом до 0,5 кг может защитить в лучшем случае осветительные приборы и регистрационный знак.
На какие авто разрешена установка?
Если приспособление, именуемое «кенгурятником», установлено на автомобиль заводом-производителем, к владельцу такого транспортного средства вопросов не возникает. Узнать, разрешена ли установка кенгурятника, можно из технических документов на автомобиль. Но даже в этом случае необходимо проследить, чтобы штатное приспособление не препятствовало соблюдению обязательных технических требований к автомобилю, среди которых:
- Угол продольной проходимости (т. е. максимальный угол наклонной поверхности, при переходе с которой на горизонтальную поверхность автомобиль не задевает обвесом грунта) должен составлять минимум 20 градусов;
- Угол свеса (или въезда) должен быть не менее 25 градусов, угол съезда — 20 градусов в противоположной ситуации, когда автомобиль с ровной поверхности во время движения переходит на наклонную (к примеру, на эстакаду);
- Расстояние от нижней точки кузова автомобиля до дорожного покрытия должно составлять не менее 18 см.
Несколько иная ситуация возникает в том случае, когда автовладелец решил установить на машину самодельную металлическую конструкцию. Разобраться с тем, насколько правомерно использование такого приспособления, можно с помощью специального приложения к ПДД — перечня неисправностей и условий, исключающих эксплуатацию транспортного средства. Один из пунктов этого перечня сообщает о том, что изменение конструкции автомобиля без соответствующего разрешения ГИБДД запрещено. Любой инспектор ГИБДД, остановивший автомобиль, может сказать, что самовольная установка «кенгурятника» и есть не что иное, как внесение изменений в конструкцию транспортного средства, и выписать штраф за установку кенгуру на машину. Оправданием водителю могут служить только специально предусмотренные для решетки крепления в передней части автомобиля, свидетельствующие о том, что использование такого приспособления было предусмотрено заводом-изготовителем.
Как установить по закону?
Никаких санкций водитель не получит, если такая конструкция была установлена на заводе или была установлена самостоятельно и оформлена по закону. Для этого необходимо обратиться в экспертную организацию, которая оценит можно ли ставить кенгурятник на машину и выдаст протокол, подтверждающий возможность переделки для конкретного автомобиля. С этим протоколом нужно обратиться в ГИБДД, написать там заявление. Эксперты Госавтоинспекции, а точнее технадзора при ГИБДД изучат заключение экспертизы и поставят резолюцию на заявлении, если не обнаружат никаких проблем. С пакетом документов автовладелец должен обратиться в лицензированный сервисный центр, где и проведут всю работу по установке кенгурятника. После осуществления установки необходимо еще раз пройти экспертизу, получить диагностическую карту с подтверждением прохождения техосмотра и снова обратиться в ГИБДД для получения отметки о том, что переделка была проведена законно. Установку можно осуществить и самостоятельно, но для этого необходимо в заявлении задекларировать все проведенные работы. В остальном схема оформления такая же.
Есть ли штраф за кенгурятник?
Отдельного пункта в КоАП РФ за установку на автомобиль такой конструкции как кенгурятник нет, но п.1 ст.12.5 предусмотрено наказание за управление машиной при наличии условий, не соответствующих Основным положениям ПДД. В разделе 7 Перечня неисправностей и условий, который составлен по ГОСТу Р 51709-2001, указан запрет управлять автомобилем, в конструкцию которого внесены изменения, не зарегистрированные в ГИБДД.
Прямо там не сказано, можно ли ездить с кенгурятником, но ясно одно — если нет соответствующего разрешения от ГИБДД и если нет технических документов, подтверждающих, что конструкция предусмотрена заводом-изготовителем, то придется платить штраф. Его размер минимален и составляет 500 рублей. Задержания ТС в таком случае не производится, но ГИБДД может аннулировать регистрацию ТС, а вместе с ней госномера и СТС. Основанием для этого служит п.50 Приказа МВД №399 от 26.06.2018 «Об утверждении Правил госрегистрации». Вновь поставить на учет авто можно будет только после устранения причин аннулирования регистрации в соответствии с п.51 того же приказа.
Кенгурятник на Ниву — разрешен или нет?
Автомобили марки «Нива» выпускаются с 1977 года, в 2006 году марка была переименована в LADA 4×4. Ни один автомобиль из модельного ряда никогда не был оборудован на заводе такой конструкцией как кенгурятник. В 2019 году в продаже находится 5 моделей данной марки, на них также нет силового бампера. Поэтому к Ниве должны применяться все те же правила, как и к остальным автомобилям категории N1 и M1. Если оформление измененной конструкции авто было произведено владельцем верно и своевременно и был выдан сертификат, то законных оснований привлекать к ответственности автомобилиста у ГИБДД не будет.
Другое дело в том, что получить такой сертификат фактически не возможно. Кенгурятник признан опасным объектом, который может в ходе столкновения нанести непоправимые травмы и повреждения пешеходам. Именно поэтому никакая экспертная организация не даст положительного заключения об установке стальной конструкции. Разрешен кенгурятник на автомобиль из любого другого материала, не совпадающего по характеристикам со сталью (прямо следует из п.11 раздела IV Техрегламента). То есть автовладелец задумал установить конструкцию как элемент декора, он может это сделать, но кенгурятник должен быть, к примеру, из пластмассы.
Таким образом, использование самодельного «кенгурятника» на автомобилях в 2019 году является незаконным деянием, за которое к водителю могут быть применены штрафные санкции. Инспектор ГИБДД имеет право сделать водителю, управляющему автомобилем с противозаконным приспособлением, предупреждение или выписать штраф в размере 500 рублей, а также аннулировать регистрацию авто, если кенгурятник сделан из стали или похожего по прочности материала.
Советуем почитать: Штраф за аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки в 2019 году 3/5 (2 голосов)
Кенгурятники, или если говорить точнее, кенгурины, Защиты переднего бампера это навесное автомобильное оборудование, устанавливающееся на передний бампер автомобиля, и предназначенное для защиты автомобиля от механических повреждений.
Как правило, кенгурятники устанавливаются на внедорожники, ведь именно подобные автомобили чаще всего путешествуют по пресеченной местности. Защита переднего бампера (кенгурин) оберегает Ваш автомобиль от механических повреждений. Отдельное слово, конечно же, стоит сказать и о внешнем виде автомобиля. Автомобиль с установленным кенгурином смотрится особенно эффектно: сложно представить дорогой внедорожник без хромированной защиты переднего бампера.
Кенгурины являются для многих автолюбителей неотъемлемым элементом внешнего тюнинга, однако в последнее время в интернете появляется все больше статей на темы «можно ли кенгурятник», «штраф за кенгурятник». Так все же, разрешен ли кенгурятник?
Давайте разберемся с этой непростой темой, ведь ни одному автовладельцу не хочется оказаться в ситуации, когда автомобиль не ставят на учет или возникают проблемы с ТО из-за несанкционированной установки дополнительного оборудования.
Разрешены ли кенгурятники для легковых авто? В данном случае, увы, нет. Запрет действителен для легковых авто и небольших грузовиков с максимальной разрешенной массой до 3,5 т.
Разрешены ли кенгурятники для установки на внедорожниках и крупном грузовом транспорте? В данном случае, возможность защиты есть, однако очень важно помнить, что кенгурятник не должен выступать за линию бампера!
Еще несколько лет назад были широко распространены «кенгурятники-подковки», защищающие не только переднюю часть бампера, но и решетку радиатора, и даже «расширенные» варианты, заходящие за фару. На сегодняшний день на вопрос разрешены ли кенгурятники подобного типа, можно с уверенностью сказать: «нет». Считается, что подобные кенгурины таят в себе дополнительную опасность для пешеходов при столкновении с авто.
Однако автолюбителям, желающим защитить свой внедорожник, не стоит отчаиваться, ведь классические защиты переднего бампера под запрет не попали, а значит Вы можете повесить стильный хромированный обвес и не бояться проблем с ГИБДД.
Говоря о штрафах за кенгурятники и поднимая еще раз вопрос: «разрешены ли кенгурятники», стоит отметить так же то, что с 2009 года можно устанавиливать исключительно сертифицированные кенгурины. Поставив самодельный кенгурин, Вы так же рискуете нажить проблемы со страховщиками и сотрудниками дорожной инспекции. Поэтому покупать кенгурятники стоит только от проверенных производителей.
Мы являемся дилерами компании «РусСталь», производителями навесного оборудования. Сертификаты на защиты переднего бампера (кенгурятники) приведены ниже