Содержание
Компания ГАРАНТ
В организации некоторые должности не соответствуют ЕТКС и квалификационному справочнику должностей. Как правильно их переоформить? Какая запись делается в трудовой книжке?
На основании части второй ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Поэтому наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии со названными справочниками. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников.
Штатное расписание (унифицированная форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) является одним из локальных нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ). Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.
При внесении изменений в штатное расписание возможно несколько вариантов действий.
Некоторые специалисты считают, что в случае, если изменения носят единичный характер, целесообразнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. В этом случае вносимые изменения можно зафиксировать в самом приказе, а в штатном расписании напротив исправленной позиции (в примечании) указать номер и дату приказа об изменении.
Другой вариант — издать новое или дополнительное штатное расписание. При этом дополнительное штатное расписание будет действовать наряду с прежним штатным расписанием. В этом случае дополнительное штатное расписание, как и основное, утверждается приказом руководителя.
В случае, если Вы решите издать новое штатное расписание, в приказе об утверждении необходимо будет указать, что прежнее расписание утратило силу. Таким образом, Вы можете выбрать наиболее удобный для Вас вариант.
Изменение наименования должности формально предполагает изменение трудовой функции работника, т.е. перевод работника на новую должность. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).
По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, при этом таковое соглашение заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Соглашение сторон оформляется в виде письменного дополнения к трудовому договору, в котором оговариваются все вносимые в него изменения.
К числу таких изменений относится, в частности, наименование должности, а также, в зависимости от конкретной ситуации, другие условия, например должностные обязанности, размер заработной платы и т.п.
Подписанное сторонами дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и подтверждает согласие работника на перевод.
На основании этого соглашения работодатель должен будет издать приказ о переводе сотрудника на новую должность (унифицированная форма N Т-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). На основании приказа о переводе делаются отметки в личной карточке работника (унифицированная форма N Т-2), а также в его лицевом счете (унифицированная форма N Т-54 или N Т-54а).
Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ сведения о переводах на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку работника. Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила). Порядок заполнения трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.
В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока.
Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.
Запись в трудовой книжке о переводе на другую работу будет выглядеть следующим образом:
в графу 1 раздела «Сведения о работе» вносится порядковый номер записи;
в графу 2 — дата перевода;
в графе 3 пишется: «Переведен на такую-то должность»;
в графе 4 указывается дата и номер приказа (распоряжения) о переводе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Статья 6. Должности в органах внутренних дел
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности.
Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
Должности в органах внутренних дел подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.
Статья 8. Специальные звания
1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
г) генерал полиции Российской Федерации.
3. Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
4. При замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции.
5. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:
1) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции — при замещении должностей младшего начальствующего состава;
2) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции — при замещении должностей среднего начальствующего состава;
3) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции — при замещении должностей старшего начальствующего состава;
4) генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции — при замещении должностей высшего начальствующего состава.
6. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
7. Перечни должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий.
Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также — служебные обязанности).
2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
3. В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
4. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:
1) Президентом Российской Федерации — в отношении должностей высшего начальствующего состава;
2) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.
6. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в органах внутренних дел по следующим категориям:
А — годен к службе в органах внутренних дел;
Б — годен к службе в органах внутренних дел с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к службе в органах внутренних дел;
Г — временно не годен к службе в органах внутренних дел;
Д — не годен к службе в органах внутренних дел.
7. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки.
8. С учетом уровня образования, стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам органов внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание).
Штатное расписание нужно для максимально продуктивного применения человеческих ресурсов. Оно позволяет грамотно организовать работу фирмы. Чем лучше составлено расписание, тем выше будет КПД работы сотрудников штата. Расписание позволяет контролировать все трудовые процессы, определять нагрузку на работников. Оно поможет быстро получать сведения об общей численности штата, объеме работы. Это официальный документ, который может быть запрошен контролирующими структурами. А потому он должен быть составлен в соответствии с законами и сложившейся практикой. В частности, в него нужно грамотно вписать должности сотрудников.
Для чего нужно расписание
Штатное расписание обладает этими функциями:
- Точное и быстрое установление организационной структуры фирмы.
- Фиксация количества подразделений и число штатных единиц по каждой из должностей.
- Удобное установление системы оплаты работы сотрудников подразделений.
- Фиксация объемов надбавок за труд.
С помощью штатного расписания проще следить за вакансиями, подбирать соискателей на свободные должности.
Какие должности вписываются в расписание
Если это государственное предприятие, принципиален строгий контроль над штатным расписанием. В нем должны фигурировать все потенциальные должности. Также нужно зафиксировать общее количество мест, которые заняты. В штатные единицы включаются следующие должности: руководитель, юрист, охранник и прочее.
Категории должностей на основании классификатора
Не существует единого классификатора должностей. Все зависит от того, государственный это субъект или же коммерческий. Рассмотрим на примере государственного. Есть ФЗ №79 «О государственной службе» от 27 июля 2004 года, в котором должности разделены на разные категории: от высших до младших. Рассмотрим все категории подробнее:
- Руководители. Работают на высших позициях в компании. Управляют всеми ресурсами. Руководители также подразделяются на категории: от высших до ведущих.
- Помощники. Работают в непосредственной связке с руководителем. Они берут на себя часть функций управленца. Выполняют приказы руководителя. В эту категорию также входят советники управленца.
- Специалисты. Это профессионалы в определенной сфере, которые выполняют конкретные задачи, определяемые руководителем.
- Обеспечивающие работники. Специализируются на обеспечении работы предприятия. Могут работать по следующим направлениям: хозяйство, документы, организация.
В эти четыре категории входят практически все сотрудники, нужные для обеспечения работы фирмы.
Как выбрать наименование при составлении расписания
Если каким-либо работникам полагаются льготы и компенсации, нужно обратить особое внимание на название должностей. В этом случае наименования должны соответствовать статье 57 ТК РФ. Выбирать названия нужно посредством квалификационных справочников или профессиональных стандартов. Последние утверждаются Правительством РФ.
При определении наименования должности нужно основываться на этих положениях:
- Профессиональные стандарты.
- Отраслевые стандарты.
- Справочники.
- Акты, которые утверждают правила наименования должностей.
Все перечисленные бумаги размещены на сайте Минтруда.
К СВЕДЕНИЮ! Работодатель имеет право выбрать название самостоятельно. Актуально это в тех случаях, когда наименование, утвержденное актом, не совпадает с сутью исполняемой работы. К примеру, часто названия должностей подбираются работодателями в сфере IT. Наименование должно выбираться в соответствии с правилами. В частности, оно должно в полной мере отражать суть деятельности.
Коды профессий
Коды содержатся в классификаторе должностей. Нужны они для удобства использования. В документах проще указывать код, а не полное наименование. В штатном расписании также фиксируются коды. Через код можно понять, кто и кому подчиняется. Рассмотрим пример. Код должности – 03. Сотрудники, подчиненные работнику на этой должности, будут обозначаться как 03.01, 03.02.
ВАЖНО! Государственные учреждения должны иметь справочник с кодами в обязательном порядке.
Особенности ведения штатного расписания
Обычно фирмы начинают плотно заниматься штатным расписанием при увеличении штата сотрудников, оптимизации существующих процессов. Кто именно должен вести документацию? В законе не содержится никаких требований на этот счет. Все зависит от волеизъявления работодателя. К примеру, вести расписание могут представители кадрового, бухгалтерского или юридического отдела. Доверить эту работу можно рядовым сотрудникам. Но в последнем случае требуется оформить на работника доверенность.
У специалиста может возникнуть необходимость ввести новую должность. К примеру, это актуально при масштабировании бизнеса. Для введения должности нужно издать приказ о внесении изменений в документ. На нем обязательно должна быть поставлена подпись руководителя. В приказе должны быть эти положения:
- Срок действия расписания.
- Дата его утверждения.
- Сотрудник, который должен исполнить положения приказа.
- Основания для изменений.
Основаниями для введения новой должности могут быть такие процессы, как реорганизация филиала, оптимизация структуры фирмы, оптимизация управленческой деятельности. Только после издания приказа можно менять содержание расписания.
Приказ оформляется при любых изменениях, вносимых в расписание. К примеру, это может быть удаление или введение позиции, изменение названия. Если позицию никто не занимает, изменять ее можно беспрепятственно. Если же должность кто-то занимает, необходимо уведомить обо всех изменениях сотрудника. Факт изменения позиции фиксируется в приложении к трудовому договору. Изменения также отражаются во всех бумагах: контракте, трудовой книжке.
Можно ли принимать на работу сотрудника, если его должности нет в расписании?
Что делать, если должность соискателя отсутствует в штатном расписании? Рекомендуется в самое ближайшее время ввести новую позицию. В обратном случае возникают эти риски:
- Сложности при сокращении численности сотрудников.
- Риск того, что подобные действия будут признаны нарушением пункта 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Рекомендуется сначала ввести новую должность, а затем принимать специалиста на работу. Особенно это актуально для государственных учреждений, так как они подлежат более строгому контролю.
Дополнительная информация
При введении должностей нужно учитывать эти моменты:
- Если система оплаты является тарифной, присутствуют разряды, название вакансии, на основании статьи 143 ТК РФ, устанавливается в соответствии с Квалификационными справочниками.
- В аттестационном листе, если осуществляется аттестация, должен быть прописан код профессии. Соответствующее положение содержится в статье 18 ФЗ №426 от 28 декабря 2013 года.
Во всех прочих обстоятельствах использование профессиональных стандартов носит необязательный характер.
Какие должности нельзя указывать в штатном расписании
В расписании не должны содержаться должности, которые не отражают характер работы специалиста. Как определить, отражает ли наименование особенности деятельности? Следует воспользоваться практикой и традициями, сложившимися в определенной отрасли.