Одним из инициаторов создания программы долговременного ухода стала директор благотворительного фонда помощи инвалидам и пожилым людям «Старость в радость» Елизавета Олескина.

Вот как было дело. В июле 2017 года Владимир Путин провел в Петрозаводске выездное заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. В частности, президент встретился с представителями ведущих благотворительных организаций и волонтерского движения. «Возможно ли сделать отдельную программу, которая на государственном уровне решала бы все системные вопросы долговременного ухода, собрала бы элементы медицинской, социальной помощи вокруг пожилого человека, которому нужны помощь, уход в самом широком, современном смысле?» — спросила Елизавета. «У нас принята стратегия до 2025 года, а в рамках реализации стратегии правительство приняло план реализации до 2020 года — на ближайшую перспективу. И вот вопросы, которые вы сейчас подняли, они, конечно, должны быть там упакованы, что называется. Вернемся к этому, я еще поговорю с правительством обязательно», — пообещал Путин.

— Главным делом Лизы было докричаться до властных структур, чтобы они наконец поняли: без системы долговременного ухода за пожилыми людьми цивилизованная страна жить не может, — говорит руководитель PR-направления благотворительного фонда «Старость в радость» Татьяна Ивкина. — Конечно, Лиза, как когда-то волонтер, а потом учредитель и директор фонда, который она создала на базе волонтерского движения, за 11 лет прекрасно изучила ситуацию в стране, связанную с пожилыми людьми и инвалидами. У Лизы особое сердце. Это ее жизнь. У нее муж, ребенок. У ее близких, к счастью, не было серьезных проблем. Просто так устроен организм Лизы — она не может себе представить, что старику никто не поможет. Все свои душевные силы Лиза отдает людям.

Машина раскрутилась быстро. Поручение президента было сформировано в считаные недели. Минтруд определил шесть пилотных регионов. И уже в 2018 году проект стартовал в Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях. В году нынешнем к ним присоединились Москва, Мордовия, Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Кемеровская и Кировская области. Еще восемь регионов присоединились к работе в инициативном порядке. В 2020 и 2021 годах предусматривается включение в пилотный проект соответственно 18 и 24 регионов России. К 2022 году систему долговременного ухода предполагается внедрить во всех 85 субъектах Российской Федерации.

На реализацию задачи по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в период 2019–2024 гг. планируется выделение из федерального бюджета 11,9 млрд рублей.

Для каждого человека разрабатывается индивидуальная программа

Самым «возрастным» регионом России является Тульская область. Здесь наибольшая в стране доля жителей старше трудоспособного возраста. Эту не совсем радостную позицию регион держит несколько лет. А еще в правительстве Тульской области работают потрясающе отзывчивые, профессиональные люди.

— Проходите, пожалуйста, сейчас мы с вами чаю попьем, и я вам расскажу о программе, — приглашает меня в свой кабинет замминистра — директор департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области Инна Щербакова.

— Инна Анатольевна, вы попали в число пилотных регионов из-за большого количества пожилых жителей?

— Нет, нас не выбирали. Больше скажу: первоначальных пилотов должно было быть пять, и Тульская область в это число не входила. Но когда мы узнали о существовании такого проекта — а узнали мы от фонда «Старость в радость», с которым работаем с 2009 года, — мы не могли пройти мимо и очень инициативно просили федеральное министерство нас туда пригласить. Говорили, что мы готовы, что мы хотим, что мы видим себя в новой программе. Мы были заражены этой идеологией. Нас успешно «заразила» Лиза Олескина. Потом нужно было заразить руководителей. И нам это удалось! Нас поддержал губернатор Алексей Дюмин, и в адрес министра труда и социальной защиты России Максима Анатольевича Топилина было отправлено два письма в поддержку нашего участия в проекте. Губернатор гарантировал, что необходимые ресурсы для нашего участия будут найдены. Это важно, потому что программа недешевая. Должны быть действительно качественные изменения, в том числе инфраструктуры. Должны быть дополнительные ставки. В активную фазу пилотной работы мы вошли со второго полугодия прошлого года. Это для нас новая работа, хотя точки роста всегда были, нам есть на что опереться. Но работа по-настоящему новая.

— С чего в рамках новой программы начинается сотрудничество государственных органов с нуждающимся человеком?

— С процедуры типизации — с применением бланка диагностики. Такой бланк все пилотные регионы получили в прошлом году. Его разработали Ольга Владимировна Ткачева, главный гериатр страны, и специалисты фонда «Старость в радость». Для нас эта «новинка» стала очень большим подспорьем. Мы понимали, что должны выявлять людей, нуждающихся в помощи, но выявление — это же не самоцель. Надо понимать, что с этими людьми делать, какая им от нас, соцработников, и от медиков нужна помощь.

К человеку приходят специалисты и делают общую оценку состояния, по которой относят его к одной из 6 групп. Шестая группа — это фактически однозначно постоянный профессиональный уход в стационарных учреждениях. Предыдущие группы — в разной степени нуждаемость в услугах как социальных работников, так и медиков. Оценивается все: условия проживания, удобства, наличие родственников, способных и желающих ухаживать. После типизации составляется индивидуальная программа получения социальных услуг (ИППСУ).

Занятия в интернате в поселке Первомайский (Тульская область). Фото: twitter.com@Pdompristar.

Родственники с благодарностью принимают помощь государства

— Часто ли члены семей лежачих больных сами за ними ухаживают?

— В Тульской области более 5 тысяч человек получают родственный уход, без привлечения сотрудников социальных служб — такую информацию мы получили от органов здравоохранения. Но бывает, что родственники не готовы осуществлять уход — например, в силу занятости, и тогда они с благодарностью принимают наши предложения. Мы должны дать понять родственникам, что мы есть, что в случае ухудшения состояния, изменения жизненных обстоятельств, усталости, в конце концов, поможем.

Школа родственного ухода практикуется во всех регионах. Отправной точкой были такие школы в учреждениях здравоохранения, потому что, выписывая людей с определенными диагнозами, важно готовить родственников к тому, в чем этот человек будет нуждаться дома, без наличия медицинских рук.

Во всех центрах социального обслуживания открыты пункты проката средств реабилитации. Нужно посмотреть, в чем нуждается квартира — может быть, в какой-то адаптации. Этот процесс у нас только начинается, мы рекламируем эти услуги. Приходят родственники, мы их учим на месте, как пользоваться приспособлениями. Сами они чаще всего не понимают, что им нужно.

— Вы имеете в виду средства реабилитации для лежачих больных?

— В первую очередь их, конечно. После инсульта или автомобильной аварии человек оказывается прикованным к постели. Что ему нужно дома? Прежде всего, поручни — если есть задача его поднять, а она есть. Ему нужны специальные приспособления в кровати. Ему нужна многофункциональная кровать — мы тоже их предоставляем за плату, чтобы он мог менять положение тела. Нужны столики на кровати. Адаптируется пространство, где он перемещается: прихожая, туалет, ванная — тоже даем все необходимые приспособления для выполнения гигиенических процедур. Кто-то берет технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности на продолжительное время, кто-то — на один-два дня (например, надувную ванну).

Фото: Соцсети

Одинокие бабушки переезжают на зиму в интернаты

— Наверное, непростая задача — выявлять людей, которым нужна помощь?

— Важность проекта в том, что он нам позволил по-новому посмотреть на взаимодействие со здравоохранением. Мы, конечно, взаимодействовали и раньше — с 2014 года действует несколько приказов между двумя министерствами, здравоохранения и труда и соцзащиты. Но сейчас сотрудничество становится более предметным, поскольку учитываются индивидуальные особенности человека. Собственно, пилотный проект позволил нам получать информацию о потенциальных получателях наших услуг. С конца прошлого года мы договорились: когда выписывается человек с переломом шейки бедра либо после инфаркта, инсульта, мы за неделю должны о нем узнать.

И чтобы информация, которую мы получаем из разных источников, стекалась в одно место, мы создали на базе центра соцобслуживания №1 Тулы единый центр координации системы долговременного ухода. Он стал обособленным подразделением, где есть руководитель в должности заместителя директора учреждения, есть диспетчерская служба, служба логистики. Центр начал полноценно работать только с этого года, имеет единый общероссийский номер 8-800-200-52-26. Мы его активно пропагандируем, чтобы каждый человек знал, куда нужно обратиться.

Бывает, что нам поступает информация от соседей — но, как правило, только тогда, когда они начинают бояться уже за себя. Особенно если случается происшествие: бабушка газ открыла, воду в ванной забыла выключить… А мы бы хотели, чтобы соседи не доводили ситуацию до беды. Из здравоохранения сигналы тоже будут поступать в этот центр — у нас с ними единая защищенная сеть для обмена информацией. В прошлом году мы получили информацию о 300 выписывающихся пациентах. Сейчас, с появлением диспетчерской службы, я думаю, мы будем знать о каждом тяжелом пациенте.

— В городе или в селе больше доля тяжелых, лежачих больных?

— Я думаю, что в городе, наверное, больше. Хотя бы потому, что здесь в принципе плотность населения больше. А потом, в селе активнее обращались к нам учреждения, люди, которые проживали на селе. У них же и определенные бытовые трудности, и удаленность родственников. К нам в стационары чаще всего поступали люди именно оттуда.

У нас, например, была практика в центрах социального обслуживания, в стационарных отделениях, когда бабушки приходили в буквальном смысле пережить зиму. А по теплу возвращались домой. Эти бабушки и составляли преимущественный контингент наших интернатов. На селе труднее потеряться — соседи видят нужду; мы работаем со старостами, с главами сельских поселений. Именно выявляемость на селе была всегда выше. В городе люди живут более изолированно. Сейчас, наверное, надо работать на городские пространства, чтобы и окружение знало, и сам человек, если он еще способен принимать решение, и соседи, и родственники.

В Израиле у всех пожилых есть планшеты

— Недавно вы в составе российской делегации ездили в Израиль — страну, славящуюся высоким уровнем медицины и социального обслуживания. Как у них устроена система помощи пожилым людям, что можно взять нам?

— После поездки я собрала директоров учреждений и сказала: все, что делают израильтяне, можем делать и мы. Ничего космического я не увидела. Есть просто любовь к людям, уважение к старости и к немощи. Нас, конечно, возили и в VIP-резиденции, где содержание одного человека стоит на наши деньги 250 тысяч рублей в месяц. Но нам просто показали: вот это космос; вы тоже можете привлечь инвестиции и иметь такие резиденции у себя. В основном же показывали обычные, часто — негосударственные учреждения. Я увидела дементных бабушек с прическами, с лаком на ногтях, который сочетается с цветом кофточек. Ходят они не в байковых халатах, а в красивой одежде.

Я показывала коллегам фотографии, и они поняли, что ничего невозможного нет. Нужно просто подумать, как сделать хорошо. Теперь каждый ремонт в наших интернатах идет со смыслом: не просто красим или меняем линолеум на плитку, а зонируем досуговые места, думаем, как мы выведем людей из комнат в столовую. Понятно, что в имеющихся конструкциях это порой сложно делать. Мы долго не понимали, что человек не должен есть в своей кровати. Нужно, чтобы у каждого была индивидуальная инвалидная коляска, чтобы посадить человека и увезти в специальную обеденную зону. Это, конечно же, нагрузка на санитарку. Одно дело — три раза поменять памперс. А теперь мы говорим, что человек должен, если у него совсем не утрачены мозговые функции, пользоваться туалетом. Даже если он лежит. Соответственно, к нему нужно подойти, помочь ему сесть в коляску, довезти до туалета, адаптированного, конечно. Это цепочка задач, для решения которых в том числе предполагается финансирование.

— А как быть в очень тяжелых случаях, когда человек постоянно лежит, не может передвигаться даже на коляске?

— Тогда мы должны создать ему условия для нормального существования: он не должен смотреть в потолок, кровать нужно приподнять. Нужно дать ему либо планшет, с которым он будет заниматься, либо телевизор в зоне его прямого обзора. В Израиле я увидела, как много наушников у старичков. Каждый может смотреть в планшете свой мультик. При этом днем все спальни были пустыми, куда бы мы ни приехали. Они уже привыкли не лежать. Наши еще, к сожалению, не представляют другого существования, потому что им всегда было нечем заняться. Значит, нужно научить персонал занимать своих подопечных. Фонд «Старость в радость» предоставил нам тренеров, они месяц учили наших специалистов в Москве, а теперь передают опыт персоналу пилотных учреждений.

Кроме того, нужно найти и обучить специалистов, которые будут заниматься комплексной реабилитацией — досуговой, спортивной. У нас практически нет тренеров адаптивной физкультуры. Мы на этот год себе заложили деньги, чтобы их учить. Будет тренер, будет пространство, где он будет работать, — а дальше уже технологии. Поэтому отдельным блоком в нашей дорожной карте по внедрению системы долговременного ухода идет подготовка кадров, повышение квалификации. Все санитарки тотально будут обучены тренерами. А специалисты более высокой квалификации станут учиться платно в Москве, Санкт-Петербурге — такие программы у нас тоже есть.

Фото: Соцсети

Задача — сохранить больного человека в семейном окружении

— Федеральные власти помогают? Или считается, что регион должен справляться сам?

— Нам очень помогает Минтруд, я искренне признательна коллегам. С нами регулярно встречались. Пилотные регионы не жили разрозненной жизнью, хотя понятно, что у каждого свои ресурсные возможности, социально-экономические особенности. Но нас всегда собирали на площадке Минтруда, на площадке Общественной палаты, на площадке Агентства стратегических инициатив, то есть было несколько точек, где мы встречались. Нами плотно руководила замминистра труда и соцзащиты РФ Светлана Валентиновна Петрова. Мы ей докладывали, обменивались опытом, говорили о проблемах, что давало нам возможность не вариться в собственном соку, потому что тема новая. Минтруд собирал нас в прошлом году регулярно. Мы ездили друг к другу для обмена опытом в пилотные регионы.

Министерство труда принимало нормативную базу — без этого никуда. И структура дорожной карты, разделы для нас были общими. Но начинку каждый регион вводил свою. Например, стационарозамещающие технологии — это для системы долговременного ухода очень важный момент, потому что в принципе есть задача — сохранить человека в семейном окружении, и только в крайнем случае, когда ему нужен тотальный круглосуточный уход посторонних людей, тогда он должен прийти в интернат.

По результатам поездки в Израиль я получила платформу, от которой отталкиваюсь: что внедрять. Важна каждая мелочь. Например, совершенно простое приспособление: несущие роллинги на потолке, по которым движется ткань, — это позволяет сделать зону индивидуального существования для человека. Хочешь — убрал шторку-ширму, хочешь — задвинул. А гигиенические процедуры возможны только в таком варианте. Тоже нужно было понять, что человек, не осознающий своих действий, с тяжелым психическим поражением, может стесняться, может испытывать неловкость. «Просто вы об этом не знаете, потому что вы другие», — говорили мы санитаркам. Закупили ширмы передвижные и шторы на потолке. Это очень просто, но когда мы увидели такие приспособления, стало даже удивительно: как же мы сами не додумались?

— Что вас еще удивило в Израиле?

— В каждой комнате висит информация о проживающих. Не просто имя-фамилия, а краткая биография. Знаете, для чего так делается? Чтобы специалист по уходу проникся уважением к человеку, который прожил достойную жизнь, а сейчас полностью зависит от него… И мы тоже стали вывешивать краткую информацию в тульских учреждениях.

В Израиле очень развиты стационарозамещающие технологии, сопровождаемое проживание, когда специалист по уходу не приходящий, а находится с пожилым человеком постоянно. У нас пока такой практики нет. Но мы ее обязательно введем. Это еще одно важное направление. Мы совсем недавно, в прошлом месяце, на заседании областной Думы приняли закон о приемной семье для пожилого человека. Это для нас новая технология. В Волгограде, насколько я знаю, таких семей уже 106. Это важно для одиноких людей, которые категорически не желают лежать в учреждении, и для инвалидов. У нас две категории — пожилые и инвалиды — могут проживать в семьях граждан. Можно провести аналогию с приемными семьями для детей-сирот — также за вознаграждение, которое привязано к заработной плате первого разряда социального работника.

— Как же найти такую семью?

— Мы сейчас нормативную базу доводим до конца. Закон есть, примем подзаконные акты и будем работать, во-первых, с приходами — прежде всего нужно рассчитывать на верующих людей. Есть общественные организации, которые объединяют людей неравнодушных. Я недавно встречалась с районными отделами жилсоветов — их, кстати, очень заинтересовала эта идея. В принципе, мотивация та же, что и с детьми-сиротами, гуманистическая. В региональном банке данных остались только очень больные детки и взрослые ребята либо братья-сестры, которые привыкли жить в учреждении и не хотят менять свою жизнь. Даже больных ребят с серьезными диагнозами уже взяли в семьи.

Профессия сиделки становится престижной

— Можете сравнить, что в Тульском регионе изменилось после начала действия программы?

— Не было почти ничего, о чем я вам сейчас говорила! У нас с 2015 года развивалась система сиделок. Но это была платная коммерческая услуга наших учреждений. Мы ее не особенно пропагандировали, потому что не хватало специалистов высокого уровня. Ведь сиделка — это и медсестра, и психолог, и коммуникатор. Большинство социальных работников просто приносили продукты, оплачивали коммунальные услуги, покупали лекарства. Сейчас мы вообще думаем о том, чтобы именно эти услуги, неквалифицированные, передать на аутсорсинг. И тогда мы высвободим руки, высвободим время социальных работников.

Наши социальные работники получают 31 200 рублей. Для региона это приличные деньги. Соответственно, у нас фактически нет вакансий — ни санитарок, ни социальных работников. А значит, понимая востребованность этих штатных единиц, мы можем позволить себе выбирать и отбирать людей по определенным профессиональным критериям и требованиям. Это тоже новое, потому что мы понимаем, что в их обязанностях все большую долю будут занимать услуги по уходу. Не обязательно это будут услуги сиделки. Можно прийти два или три раза в день к человеку, провести гигиенические процедуры, покормить завтраком-обедом-ужином, а вечером эстафету примут родственники. Мы приняли закон с новым перечнем услуг. Мы их раздробили до очень мелких, чтобы подбирать индивидуальные наборы услуг. Раньше была, например, просто гигиеническая процедура. Сейчас она включает в себя много чего: чистку зубов, уход за ушами, за глазами… Если услуга раздроблена, значит, она должна быть выполнена. Не просто гигиена в теоретическом понимании, а все, что нужно конкретному человеку. Нужно обработать его зубные протезы — значит, это будет сделано, потому что это прописано.

— Кто идет в сиделки?

— Очень много молодых — сейчас эта профессия востребована. Есть направление социальной работы в педуниверситете, оттуда к нам идут ребята. Профессия соцработника перестала быть непрестижной. При этом можно спланировать свое время. Возьмешь много услуг — будешь получать и 45 тысяч рублей. А можно в зависимости от жизненной ситуации работать не на полную ставку, получать, например, 20 тысяч.

— Сиделка — чисто женская профессия?

— В сиделки мужчины пока не идут, но социальные работники среди них есть. В основном, правда, в сельских учреждениях. Есть даже семьи социальных работников, когда муж с женой на селе берут на обслуживание деревню, приезжают туда на своем автомобиле, сразу все привозят, дрова колют, воду носят. Вот такой семейный социальный подряд. Мы стараемся оптимизировать людские затраты — например, чтобы в одном доме у разных пенсионеров или инвалидов не было разных социальных работников. Так мы минимизируем перемещение работника по участку, экономя его время и высвобождая для помощи другим людям. Сейчас в Тульской области почти полторы тысячи социальных работников, и потребность в них будет расти с каждым годом.

Работа фонда по внедрению системы долговременного ухода (СДУ) направлена на системное, на уровне государства, и всестороннее улучшение качества жизни пожилых людей и людей со стойкими ограничениями жизнедеятельности, приводящими к зависимости от посторонней помощи, а также поддержку их близких.

Эта деятельность охватывает и воплощает на системном уровне все цели фонда, а именно:
— улучшение физического состояния людей;
— улучшение их эмоционального состояния;
— формирование и сохранение чувства безопасности;
— содействие в организации комфортной среды проживания

Что мы делаем

Фонд занимается внедрением системы долговременного ухода по всей России и выступает методологом и экспертом в совместной работе с Министерством Труда и социальной защиты РФ, региональными министерствами и НКО.

Долговременный уход (ДУ) – это комплекс мероприятий, включающих уход, сопровождение,
реабилитацию и реабилитацию, социализацию, психологическую поддержку и другие виды
помощи, позволяющие компенсировать ограничения, сохранить качество жизни человека.

Система долговременного ухода делает такой уход гарантированным и доступным на дому, в стационарах и полустационарах — для людей всех возрастов, которые имеют стойкие ограничения и зависимы от посторонней помощи в связи с болезнями, возрастом, травмами, а также людей, которые ухаживают за ними.

Иными словами, система долговременного ухода – это такая система, при которой каждый пожилой человек или человек, который из-за болезни или травмы зависит от посторонней помощи, гарантированно получает максимально возможное при его ограничениях жизнедеятельности качество жизни, автономность, право выбора и возможность самореализации. Это может включать:

  • медицинскую помощь
  • помощь в реабилитации, если она возможна
  • необходимые лекарства, средства гигиены, подходящие технические средства, такие как коляска, специальная кровать, ходунки и т.д.
  • помощь в быту, например, в уборке или приготовлении еды
  • необходимый уход и помощь в соблюдении гигиены
  • возможности социализации, поддержания социальных связей, образования, профессиональной реализации, занятости, полноценного отдыха и досуга
  • возможность оставаться дома, а не переезжать в интернат, а если переезжать — то по желанию, а не по необходимости

Работающая СДУ подразумевает:

1. Наличие грамотной нормативно-правовой и финансово-экономической базы.
2. Выявление людей, которые нуждаются в посторонней помощи, а также типизацию, то есть определение, в какой именно помощи нуждается человек.
3. Уход, сопровождение и другую помощь.
4. Сквозные процессы:

  • Координация участников для их слаженного взаимодействия: медицинских и социальных учреждений, администрации регионов и некоммерческих организаций, ухаживающих людей
  • Маршрутизация, то есть определение, какие именно учреждения и сервисы должны быть задействованы в помощи
  • Информирование потенциальных получателей о возможностях помощи
  • Обеспечение и обучение необходимых кадров
  • Контроль качества помощи.

Сотрудники фонда на ежедневной основе занимаются созданием условий для того, чтобы СДУ заработала в России:

  • собирают и анализируют лучшие российские и зарубежные практики в сфере СДУ
  • проводят мониторинги качества жизни в домах-интернатах для создания плана улучшения работы для каждого конкретного учреждения
  • разрабатывают и внедряют новые подходы к помощи на дому и в дневных центрах
  • консультируют, проводят тренинги и семинары по всем блокам системы для региональных специалистов (медиков, соцработников, чиновников)
  • организуют, совместно с другими НКО, конференции и практики по обмену опытом между специалистами социальной сферы, как между регионами в России, так и в партнерстве другими странами, в том числе с Израилем, Польшей, Германией
  • создают материалы для обучения

Пилотные регионы по созданию СДУ:
1. Тульская область
2. Рязанская область
3. Костромская область
4. Волгоградская область
5. Новгородская область
6. г. Москва
7. Кемеровская область
8. Республика Татарстан
9. Кировская область
10. Ставропольский край
11. Камчатский край
12. Республика Мордовия
13. Республика Бурятия
14. Тюменская область
15. Новосибирская область
16. Воронежская область
17. Тамбовская область
18. Алтайский край

Кроме 18 официальных пилотных регионов с федеральным субсидированием, многие регионы самостоятельно начинают внедрять у себя СДУ по мере возможности и наличия ресурсов внутри региона. Среди них:
1. Самарская область
2. Республика Коми
3. Ульяновская область
4. Калужская область
5. Владимирская область
6. Нижегородская область
7. Псковская область
8. Брянская область
9. Тверская область
10. Республика Башкортостан
11. Ростовская область
12. Республика Алтай
13. Забайкальский край
14. Амурская область
15. Краснодарский край
16. Удмуртская Республика

Почему это важно

В 2017 году из 146,9 млн человек каждый четвертый (37,4 млн человек) находился в возрасте старше трудоспособного. По данным демографического прогноза Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в России увеличится к 2025 году до 27,7% и составит 40,5 млн человек.
Достойное качество жизни для пожилого человека или человека с ограничениями жизнедеятельности не должно зависеть от его материального и семейного положения, социального статуса, наличия в регионе благотворительной организации или волонтеров-активистов. А уход за пожилыми или тяжелобольными людьми не должен вырывать из социальной жизни их близких. Возможность поддерживать хорошее самочувствие и адекватную активность должна быть гарантирована на профессиональном и системном уровне.

Почему этого не делает государство

Внедрение системы долговременного ухода реализует Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив.
Фонд «Старость в радость» выступает в роли эксперта и разработчика методологии, идеолога и лидера внедрения.

Что это изменит

  • Пилотный проект по внедрению СДУ, рассчитанный на 3 года (2018-2021 гг.) позволит отработать на практике и адаптировать методику.
  • Внедрение СДУ по всей России в дальнейшем сделает всестороннюю поддержку доступной и гарантированный каждому пожилому человеку или человеку со стойкими ограничениями жизнедеятельности.

Расходы фонда

Расходы для реализации деятельности составляют 80 000 000 рублей в год и включают:

  • Оплату труда привлеченных специалистов по уходу из регионов
  • Заработную плату персонала
  • Оплату услуг по обучению персонала
  • Оплату услуг команды аналитиков НИР РГГУ
  • Командировочные расходы
  • Приобретение оборудования, хозтоваров
  • Административные расходы фонда — 10% от общей суммы остальных расходов.

На сумму 50.000.000 рублей в год фонд поддерживает Министерство труда и социальной защиты РФ.

Как поддержать

Пожертвование на сайте | Переводом по банковским реквизитам

Результаты и отчеты

Ежегодно фонд формирует отчет для Минюста, все отчеты НКО публикуются на официальном сайте.

Подробные отчеты о расходах публикуются на сайте фонда.

Ежегодно фонд проходит аудиторскую проверку. Заключения мы можем предоставить по запросу.

Система долговременного ухода за пожилыми подразумевает:

  • индивидуальный подход к каждому человеку;

  • профилактику серьезных болезней;

  • просвещение родных и близких основам ухода.

Росстат озвучил следующие цифры демографического прогноза: уже к 2025 г. процент пенсионеров возрастет до 30% — это 40 млн. людей. Два года назад пенсионеров (неработающих) насчитывалось 37 млн. из 150.

Таким образом, система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в приоритете среди остальных проектов соцзащиты граждан. Такую информацию озвучили в Министерстве труда РФ.

В чем же главный смысл необходимого для многих россиян проекта

Начиная с 2018 г. пилотный проект по долговременному уходу за пожилыми развивают четыре министерства (Минтруд, Минздрав, Минфин, а также Министерство экономического развития РФ) наряду с автономной некоммерческой организацией АСИ («Агентство страт. инициатив»). Методологию разрабатывал негосударственный фонд «Старость в радость», занимающийся благотворительностью в рамках всей страны, учитывая международный опыт.

Целью названы гарантированное обеспечение соцобслуживания и медпомощи, как в домашних условиях, так и в условиях больниц и стационарах, плюс поддержка семей и обучение оказанию необходимой помощи родным.

Цифры и факты, объясняющие необходимость проекта

В начале 2018 г. на территории РФ работало 584 учреждения для старшего поколения, инвалидов разных групп, участников войн, ветеранов труда. В интернатах для пожилых находились 80 тыс.

Услуги сиделки от соцзащиты в домашних условиях получали более одного миллиона человек. Тем не менее, проблема увеличения качественных характеристик обслуживания этой категории населения, актуальна.

Восемь десятков заведений (интернатов, домов престарелых) нуждаются в реконструкции из-за аварийного состояния.

Большая часть домов, в которых каждый день находятся пожилые люди порой не выходя из них годами, были построены в середине прошлого века и не соответствуют современному представлению о комфорте.

Шесть регионов для эксперимента

В шести российских регионах: Волгоградском, Костромском, Новгородском, Псковском, Рязанском и Тульском в 2018 г. начался эксперимент по выстраиванию механизма долговременного ухода. Выбраны были остро нуждающиеся в этом субъекты.

Для справки: в одной только Псковской области данная программа подходит для каждого третьего человека пенсионного возраста.

Пилотный проект обязал произвести разработку и проверку работы дорожных карт в вышеперечисленных областях, чтобы поэтапно внедрять программу ухода. Помимо этого эксперты обязаны провести оценку того, как обеспечены соцуслугами нуждающиеся в заботе люди.

Работа, опережающая запросы времени

Новая система долговременного ухода за пожилыми должна изменить существующий механизм соцобслуживания, применяя «принцип выявления» — особенное и главное отличие от ныне действующего принципа.

В настоящее время социальные и медуслуги оказывались после обращения самих граждан. Теперь же никаких заявлений и обращений не нужно, потому что социальные служащие самостоятельно будут определять, кому необходима помощь, работая на опережение. Так пояснили нововведения в областной администрации Костромы.

Посещая пожилого человека или инвалида на дому, сотрудники соцслужб проводят оценку состояния подопечного на предмет возможности самообслуживания. И, исходя из этого, определяют количество необходимых для оказания услуг.

За прошлый год в пилотных регионах людей старшего возраста распределили по нескольким категориям, связанных с функциональными и пр. нарушениями, а также степени нуждаемости в посторонних услугах.

В поликлиниках по месту жительства открыты спецкабинеты, в которых проводится работа по выявлению, различной профилактики, излечению болезней (или уменьшению вреда для здоровья), вызванных старостью.

Пожилые люди бесплатно обследуются. В том же Костромском регионе врачи активно выявляют возрастную астению – это изменения в организме, снижающие физвыносливость и разного рода активность. Пациентов тестируют серией разработанных вопросов, ответы на которые позволяют узким специалистам (гериатрам) расписать курс процедур для продления хорошего самочувствия.

Там добавили, что большое внимание во время обучения уделяется индивидуальным вопросам, которые возникают у родственников при осуществлении ухода. При необходимости специалисты совершают выезды на дом для консультации. Занятия проводятся по понедельникам и пятницам, в другие дни тренеры обучают сотрудников стационарных учреждений.

Аналогичные курсы также будут проводиться и в других регионах. В Псковской области «школы по уходу» за пожилыми людьми и инвалидами появятся в большинстве муниципалитетов региона. Лекции и практические занятия будут вести медики и социальные работники. В Новгородской области родственному уходу обучилось уже более ста человек.

В рамках пилота в субъектах РФ также открываются пункты проката технических средств реабилитации — для пожилых людей и инвалидов, родственники которых ухаживают за ними дома.

Новые формы

Система долговременного ухода предполагает создание новых механизмов, которые со временем позволят как можно больше уйти от стационаров к предоставлению социальных услуг на дому.

К примеру, в Тульской области получило развитие семейное сопровождение, соответствующий закон в январе 2019 года приняла Тульская областная дума. Эта форма предполагает проживание граждан, которым постоянно нужна помощь посторонних, с теми, кто взял на себя обязательство за ними ухаживать. Воспользоваться такой помощью могут одинокие пожилые люди или инвалиды I и II групп, заботятся о них совершеннолетние дееспособные граждане России, зарегистрированные в Тульской области, для которых законом предусмотрены выплаты. Близким родственникам оформить семейное сопровождение не разрешат.

«Семейное сопровождение поможет частично решить проблему нехватки мест в домах-интернатах, так как фактически станет заменой социального ухода в стационарах. Для того, чтобы официально оформить семейное сопровождение, необходимо заключить трехсторонний договор с участием органа социального обслуживания», — сказали ТАСС в пресс- службе облдумы.

В Рязанской области тем временем будут оказывать социальные услуги в обстановке, максимально приближенной к домашней, сообщили в областном министерстве труда и социальной защиты населения. За пожилыми людьми и инвалидами будут присматривать в специально оборудованных двух- и трехкомнатных квартирах, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.

В Псковской области возводится первый в России социальный городок для пенсионеров и инвалидов, социальное учреждение нового типа, которое принципиально отличается от государственных интернатов. Социальный городок, который планируется открыть в начале 2020 года, будет представлять собой что-то вроде санатория: это комплекс малоэтажных многоквартирных домов, где смогут разместиться около 130 человек. Количество квадратных метров на одного человека будет существенно больше установленных нормативами, которые существуют в современных домах-интернатах.

Кроме жилых домов в социальном городке возводятся административные здания с круглосуточным медицинским постом, массажным и процедурным кабинетами, а также дневным стационаром на три места с необходимыми помещениями. Здесь также разместится тренажерный зал, библиотека, центр по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов, парикмахерская, аптека и часовня. Строительство всего комплекса ведется с учетом создания безбарьерной среды.

Масштабирование опыта

С 2019 года мероприятие по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами вошло в федеральный проект национального проекта «Демография». В этом году решать задачу будут уже 12 регионов: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области и Москва. К окончанию нацпроекта, к концу 2024 года, система будет создана во всех субъектах РФ. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет предусмотрено 10,7 млрд рублей из федерального бюджета.

Долговременный уход

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *