Пожалуйста расскажите — чем отличается сервитут от аренды на землю? Нам нужно оформить права под линейными коммуникациями (водопроводом, канализацией и линиями электропередачи). Можем ли мы оформить соглашение о сервитуте? И если да, то как долго длится оформление и какой будет плата за сервитут? Евгений, г. Москва

Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).

Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав

Вид права

Владение

Пользование

Распоряжение

Собственность

Да

Да

Да

Аренда

Да

Да

Нет

Сервитут

Нет

Да

Нет

Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Задача

Результат

Срок

1

Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории

Поданное заявление

1 рабочий день

2

Рассмотрение уполномоченным органом заявления о заключении соглашения об установлении сервитута

  1. уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
  2. предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах;
  3. направленный заявителю проект соглашения об установлении сервитута;
  4. принятое решение об отказе в установлении сервитута с обоснованием такого отказа

21 рабочий день (30 календарных дней)

3

Проведение кадастровых работ для осуществления государственного кадастрового учета сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут (за исключением случая когда сервитут устанавливается на весь земельный участок, а также когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет)

Кадастровый паспорт с внесенными сведениями о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут

15 рабочих дней (21 рабочий день)

4

Заключение соглашения о сервитуте между заявителем и уполномоченным органом

Заключенное соглашение о сервитуте

1 рабочий день

5

Государственная регистрация обременения (сервитута) (за исключением случая, когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет)

Зарегистрированное в органах Росреестра соглашение о сервитуте

10 рабочих дней

(14 календарных дней)

Итого (при сроке сервитута менее 3 лет)

23 рабочих дня (33 календарных дня)

Итого (при сроке сервитута более 3 лет)

48 рабочих дней (68 календарных дней)

Процесс оформления договора аренды

Задача

Результат

Срок

1

Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка

Поданное заявление

1 рабочий день

2

Формирование и направление межведомственных запросов

Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов

23 рабочих дня

3

Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров)

Проект решения должностного лица уполномоченного органа

20 рабочих дней

4

Подписание проекта договора аренды

Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа

2 рабочих дня

5

Предоставление подписанного договора аренды заявителю

Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон

3 рабочих дня

6

Государственная регистрация договора аренды

Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра

10 рабочих дней

Итого

59 рабочих дней (83 календарных дня)

Размер арендной платы по договору аренды

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, определяется одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков.

В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для размещения:

  • линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
  • трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
  • объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:

  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
  • земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы по соглашению о сервитуте

Определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Выводы:

Для целей строительства и размещения линейных объектов, таких как водопровод и канализация, а также для размещения кабельных линий электропередачи более целесообразно заключение соглашений о сервитуте. В этом случае землепользователь получает:

  • значительную экономию в оплате по сравнению с арендными платежами на земли (плата за сервитут меньше от 30 до 200 раз);
  • значительную экономию временных затрат по сравнению с периодом оформления договора аренды (от 30 до 68 календарных дней на заключение о сервитуте и 83 календарных дня для заключения договора аренды);
  • в случае, если срок землепользования не превышает трех лет, то при заключении соглашения о сервитуте значительная экономия финансов достигается ввиду отсутствия необходимости проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет части земельного участка, а также не требуется государственная регистрация (с уплатой государственной пошлины).

Однако, соглашение о сервитуте подходит не для всех целей, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение объектов для которых заключается соглашение о сервитуте не должно препятствовать разрешенному использованию земельного участка. То есть, например, для размещения наземной линии электропередачи потребуется постановка на государственный кадастровый учет земельного участка (или части земельного участка) и заключение договора аренды.

Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).

Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав

Вид права Владение Пользование Распоряжение
Собственность Да Да Да
Аренда Да Да Нет
Сервитут Нет Да Нет

Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. №762 определена форма и требования к оформлению схемы земельного участка (ЗУ) на кадастровом плане территории (КПТ).

Процесс оформления соглашения о сервитуте

Статья 39.26 Земельного кодекса РФ определяет порядок заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории Поданное заявление 1 рабочий день
2 Рассмотрение уполномоченным органом заявления о заключении соглашения об установлении сервитута
  1. уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
  2. предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах;
  3. направленный заявителю проект соглашения об установлении сервитута;
  4. принятое решение об отказе в установлении сервитута с обоснованием такого отказа

21 рабочий день

(30 календарных дней)

3 Проведение кадастровых работ для осуществления государственного кадастрового учета сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут (за исключением случая когда сервитут устанавливается на весь земельный участок, а также когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) Кадастровый паспорт с внесенными сведениями о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут 15 рабочих дней (21 рабочий день)
4 Заключение соглашения о сервитуте между заявителем и уполномоченным органом Заключенное соглашение о сервитуте 1 рабочий день
5 Государственная регистрация обременения (сервитута) (за исключением случая, когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) Зарегистрированное в органах Росреестра соглашение о сервитуте

10 рабочих дней

(14 календарных дней)

Итого (при сроке сервитута менее 3 лет) 23 рабочих дня (33 календарных дня)
Итого (при сроке сервитута более 3 лет) 48 рабочих дней (68 календарных дней)

Процесс оформления договора аренды

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка Поданное заявление 1 рабочий день
2 Формирование и направление межведомственных запросов Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов 23 рабочих дня
3 Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров) Проект решения должностного лица уполномоченного органа 20 рабочих дней
4 Подписание проекта договора аренды Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа 2 рабочих дня
5 Предоставление подписанного договора аренды заявителю Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон 3 рабочих дня
6 Государственная регистрация договора аренды Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра 10 рабочих дней
Итого 59 рабочих дней (83 календарных дня)

Размер арендной платы по договору аренды

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 определяется одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков.

В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для целей указанных в п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582, для размещения:

  • линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
  • трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
  • объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 г. №109-п определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:

  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
  • земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы по соглашению о сервитуте

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. №1461 определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 г. №213-п определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Выводы:

Для целей строительства и размещения линейных объектов, таких как водопровод и канализация, а также для размещения кабельных линий электропередачи более целесообразно заключение соглашений о сервитуте. В этом случае землепользователь получает:

  • значительную экономию в оплате по сравнению с арендными платежами на земли (плата за сервитут меньше от 30 до 200 раз);
  • значительную экономию временных затрат по сравнению с периодом оформления договора аренды (от 30 до 68 календарных дней на заключение о сервитуте и 83 календарных дня для заключения договора аренды);
  • в случае, если срок землепользования не превышает трех лет, то при заключении соглашения о сервитуте значительная экономия финансов достигается ввиду отсутствия необходимости проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет части земельного участка, а также не требуется государственная регистрация (с уплатой государственной пошлины).

Однако, соглашение о сервитуте подходит не для всех целей, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение объектов для которых заключается соглашение о сервитуте не должно препятствовать разрешенному использованию земельного участка. То есть, например, для размещения наземной линии электропередачи потребуется постановка на государственный кадастровый учет земельного участка (или части земельного участка) и заключение договора аренды.

Земельный сервитут: что это и зачем нужен

В правовой терминологии обозначение «сервитут» подразумевает ограниченное использование чужого имущества без обретения права собственности. Касательно земельных наделов при установлении сервитута юридический владелец земли предоставляет её часть в возмездное либо безвозмездное пользование третьим лицам. Общие положения по этому вопросу регулируются ст. 23 ЗК РФ.

На первый взгляд это довольно странная юридическая практика: зачем землевладельцу разрешать пользоваться принадлежащим участком посторонним? Однако при детальном рассмотрении причины для установления такого обременения действительно есть.

Пример № 1. При межевании земельных наделов в центре одного из участков оказался природный водоём, который не является собственностью владельца. При этом прилегающие территории не имеют централизованного водоснабжения, и пруд становится единственным источником воды для полива сельскохозяйственных растений. Следовательно, владельцы соседних участков вынуждены договариваться о возможности доступа к водоёму или требовать предоставления этого права от муниципальных властей

Пример № 2. Собственник земли занимается строительством частного дома, но подведение инженерных коммуникаций возможно только через принадлежащий соседу участок. Осуществление сервитута даёт законное право заниматься монтажными работами на чужой территории.

Отсюда следует, что сервитут становится правовой мерой разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций между собственниками земли. По юридической форме сервитут сравним с вынужденной арендой, когда нет другого варианта решения ситуации. При этом землевладелец продолжает пользоваться принадлежащей ему собственностью в полном объёме, заинтересованное лицо обретает права, ограниченные действием сервитута.

Соглашения бывают:

  • добровольные – обоюдная договорённость между владельцем и заинтересованными лицами;
  • принудительные – налагаются на основании судебного решения без согласия землевладельца.

В обоих случаях сервитуты оформляются при наличии веских оснований и невозможности заинтересованного лица иным способом добиться разрешения. Например, получить доступ на чужую территорию, мотивируя требование сокращением пути, удобством подъезда или иными несущественными аргументами, недопустимо.

Важное о межевании


Многие собственники интересуются, нужна ли процедура межевания при установлении подобного ограничения.

Представим, что рядом соседствуют два земельных участка, каждый из которых находится в собственности определенных лиц. Выделяется из состава одного из участков часть надела, которая становится сервитутом.

С точки зрения права, можно сказать о том, что на месте двух объектов появится целых три, так как каждый из трех участков подчиняется конкретным собственникам и правилам использования. Поэтому, так как появился новый объект недвижимости, который наделен своим спектром прав и обязанностей, необходимо произвести процедуру для его законного закрепления. А именно, необходимо осуществить процедуру межевания.

Виды сервитутов на земельные участки

Обременения классифицируются по времени действия и юридическому статусу. Например, по продолжительности действия сервитуты подразделяются на:

  • постоянные;
  • временные.

Отличие между такими формами заключается в ограничении обременения установленным отрезком времени. Временные сервитуты налагаются для выполнения срочных работ, например подведения водопроводной магистрали. Когда монтаж завершён, обременение снимается. При этом действия лица, в отношении которого установлен сервитут, регламентированы условиями договора: если речь идёт о праве временного доступа для подведения системы водоснабжения, использовать документ для установки ЛЭП не получится.

В юридической практике встречаются комбинированные варианты постоянно-временного действия. Такой сервитут обеспечивает бессрочное пользование чужой территорией, но в течение ограниченного периода времени.

Пример комбинированного договора.

Земельные наделы расположены в непосредственной близости от реки, которая, разливаясь весной, затапливает дорогу, перекрывая проход и проезд к близлежащим участкам. В таких ситуациях сервитут не ограничен временными рамками, но даёт право проходить по чужой территории только в период половодья.

Юридический статус разделяет обременения на:

  • частные;
  • публичные.

В первом пункте речь идёт о письменной договорённости, заключаемой между физическими лицами: собственниками прилегающих участков. Соглашение бывает добровольным, или заинтересованный гражданин получает право пользоваться чужой территорией в судебном порядке.

Во втором – обременение налагается в соответствии с действующими законопроектами Российской Федерации или муниципальным нормативно-правовым актом. Делается это в целях обеспечения государственных интересов, соблюдения прав муниципалитетов или местных жителей.

Различия между юридическим статусом сервитутов обусловлены следующими факторами:

  • публичные сервитуты спровоцированы государственной необходимостью, частные – форма соглашения между гражданами;
  • обременение публичного характера налагается в соответствии с законодательством или нормативными актами, частная договорённость обусловлена гражданскими интересами.

Возмездность обременения актуальна для обоих случаев: собственники земли вправе требовать с заинтересованных граждан и муниципальных властей соизмеримую плату за понесённые неудобства, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Важно! Правовой охват сервитута распространяется на ограниченный или неопределённый круг лиц. Например, ходить по территории разрешено только Иванову или всем членам садового товарищества.

Примечания

Основания для регистрации сервитута

Обременение частного характера применяется в случаях:

  • прохода людей или проезда автотранспорта;
  • подведения коммуникаций к частным домовладениям;
  • выполнения ремонтно-восстановительных работ или обслуживания трубопроводов и газовых магистралей, фасадов зданий и пр.;
  • возведения объектов на прилегающих территориях.

Причины установления публичных сервитутов:

  • проход или проезд по частной территории, например: доступ к прибрежной зоне или по участку проходит дорога общего пользования;
  • подведение коммуникационных линий общего пользования, обслуживание и ремонт транспортной инфраструктуры;
  • выполнение дренажных работ, включая забор воды и водопой скота;
  • расположение межевых знаков, геодезических сетей;
  • прогон скота, выполнение сенозаготовительных работ или выпас сельскохозяйственных животных: сроки регламентируются климатическими особенностями региона и национальными обычаями;
  • использование территории в целях охоты и рыболовства;
  • проведение исследовательских или изыскательских мероприятий, например археологических раскопок.

Иные случаи законом не предусмотрены, поэтому перечень, изложенный в положениях ст. 23 ЗК РФ, считается исчерпывающим, если иные условия не установлены нормативно-правовыми актами муниципалитетов.

Франция

Все, что касается публичных сервитутов во Франции определяется законами и отдельными регламентами. Статьями 649, 650 Французского Гражданского екса устанавливается предмет публичного сервитута в виде общественной пользы или пользы коммуны, в виде бечевника вдоль судоходных или сплавных рек, постройки или исправления дорог, и другие общественные, в том числе коммунальные, работы, в том числе обременяющие расположенные по соседству с крепостями земельные участки, сервитуты выравнивания строений, выходящих на городские улицы, и пр.

Порядок установления

Согласно закону обременение в виде ограниченного права использования чужого земельного надела допустимо в 3 случаях:

  1. Решение муниципалитета или федеральных властей, которое принимается с учётом общественного мнения.
  2. Добровольное соглашение, заключённое между землевладельцем и заинтересованными гражданами.
  3. Судебное решение.

Для добровольного согласования права использования непринадлежащей территории заинтересованный гражданин или группа лиц обращаются к собственнику земли с соответствующей просьбой. Если договорённость достигнута, составляется письменное соглашение, где прописываются следующие положения:

  • предмет договора: местоположение участка, площадь, выделяемая для ограниченного использования, цели обременения;
  • продолжительность действия: указывается возможность досрочного снятия или изменения продолжительности действия после регистрации;
  • права и обязанности сторон, например: пользователь устанавливает ворота или мостит дорожки, но после истечения срока действия сервитута приводит участок в первоначальный вид;
  • размер и порядок оплаты.

Чтобы договорённость обрела юридическую силу, соглашение подлежит регистрации. Бумаги в территориальное отделение Росреестра подаёт сторона, заинтересованная в наложении обременения. В передаваемый на рассмотрение пакет документов входят:

  • заявление о госрегистрации;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины: 1 500 рублей для физических и 6 000 для юридических лиц;
  • письменная договорённость в 3 экземплярах;
  • письменное согласие третьих лиц: если участок относится к долевой собственности или считается залоговым имуществом.

Действие договора начинается с момента регистрации и продолжается в течение оговоренного сторонами срока.

Привлечение судебных инстанций

Решение суда потребуется в случаях, когда заинтересованное лицо и землевладелец не достигли обоюдной договорённости. Кроме этого, оформить земельные отношения документально рекомендуется в случаях, когда гражданин фактически пользуется частью чужого участка, а владелец не собирается связываться с обременениями. Если письменное соглашение или судебное решение отсутствуют, собственник вправе ограничить доступ третьим лицам на территорию своего участка в любое время.

Чтобы суд принял решение в пользу истца, последнему нужно доказать, что доступ на чужой участок становится единственным способом соблюсти свои права.

Пример. Если расположенный пруд на принадлежащей ответчику территории один на всю округу, и других способов поливать грядки у владельцев соседних землевладений нет, суд выносит положительное решение. Когда поблизости имеются другие природные водоёмы, доступные для общего пользования, но ходить к ним далеко или неудобно, в удовлетворении иска будет отказано.

В ходе судебных разбирательств по наложению обременения учитываются такие обстоятельства:

  • отсутствие альтернативных вариантов решения конфликтной ситуации;
  • обоснованность использования чужой территории;
  • соразмерность материальной компенсации причинённым неудобствам.

Перед обращением с исковым требованием в суд рекомендуется выполнить следующие действия:

  • составить 2 экземпляра соглашения, один из которых отправляется ответчику: отказ последнего становится доказательством земельного спора;
  • заказать акт землеустроительного исследования: обоснование для обременения с отмеченным участком ограниченного использования и иными техническими подробностями;
  • заказать экспертную оценку земельного надела: определяет соразмерность платы за наложение сервитута.

Истцам нужно знать, что по закону осуществление сервитута предполагает минимальный дискомфорт для собственника земли. Поэтому судебное решение выносится не только в целях соблюдения интересов истца, здесь учитываются и права собственника. Следовательно, итогом таких разбирательств становится разумное поддержание баланса законных прав и личностных интересов.

Например, если истцу необходимо подвести к собственному дому водопроводную магистраль через соседний участок, обременение налагается только на срок выполнения работ. Кроме этого, после завершения монтажа суд обяжет истца привести территорию в первоначальный вид.

При рассмотрении таких вопросов за судом сохраняется право:

  • самостоятельно определять условия обременения с учётом интересов и имущественных прав сторон;
  • устанавливать сроки действия, маршруты перемещения по чужой территории, размер оплаты за ограниченное использование;
  • назначать проведение землеустроительных экспертиз в интересах дела.

Отзывы клиентов

Благодарность от Комардин Прошу Вас выразить благодарность адвокату Александру Викторовичу, который грамотно и четко разъяснил мне мои дальнейшие действия чтобы решить проблему, в которую попали родственники.

11.02.18 г. Комардин С.И.

Отзыв Горекого Б.И. Благодарность Юрию Владимировичу от Горекого Б.И. за проведенную консультацию по правам семьи.

Благодарность от Грешиной П.В. Прошу выразить огромную благодарность сотрудникам Вашей компании, — Сергею Вячеславовичу Мавричеву и Константину Васильевичу Соловьеву за огромную поддержку, за грамотное разъяснение и хорошее отношение к людям. Желаю Вам успехов и расцветания.

Грешина П.В. 23.03.2018г.

Благодарность Степанову Д.Ю. от Щербаковой Т.И. Хочу выразить огромную благодарность Степанову Денису Юрьевичу за очень грамотное, высококвалифицированное ведение моего непростого дела по расторжению ДДУ с проблемным застройщиком, многократно переносившим сроки завершения строительства и полностью игнорировавшим наши претензии (от других юридических компаний). Претензия и жалобы Дениса Юрьевича поставили все на свои места достаточно быстро, избавив нас от угрозы штрафных санкций от застройщика, неправомерно включившего в договор их. Успехов Вам в отстаивании наших законных интересов! Спасибо!

С уважением, Щербакова Т.И. 04.12.2017г.

Отзыв Марчеило И.В. 24 сентября 2020 г. обратилась за юридической консультацией к Константину Васильевичу. Хочу выразить благодарность за чуткое, внимательное отношение, квалифицированную помощь. Получила исчерпывающий ответ на все мои вопросы. Очень помогли. Спасибо! С уважением, Марчеило Ирина Владимировна.

Благодарность от Гурьяновой Т.А. Выражаю искреннюю благодарность Василию Анатольевичу за профессионализм и высококвалифицированную помощь в решении вопроса о защите моих прав как потребителя. В результате мной была получена достойная компенсация от .

Огромное спасибо. 09.07.2019 г.

Отзыв Рычниковой Г.В. Выражаю благодарность вашему сотруднику Ермакову Андрею Валерьевичу за оказание мне юридической помощи.

Также выражаю благодарность Сумароковой Диане за вежливое и тактичное обслуживание клиентов и очень приятную атмосферу в вашей конторе.

Благодарность от Трук Н.Н. Хочется выразить благодарность Каваляускус Василию Анатольевичу, Павлюченко Александру Викторовичу и Лобурь Максиму Андреевичу за оказание квалифицированной юридической помощи, с помощью которой моя проблема решилась быстро, четко. Всегда при обращении находил понимание и внимание. Хорошо, что в «Обществе защиты прав потребителей» работают такие юристы и адвокаты. Успехов Вам в дальнейшей работе и отстаивании интересов потребителей.

С уважением, Трук Н.Н.

Благодарность от Елены и Александра Сердечно благодарю адвоката Василия Анатольевича за квалифицированное и вежливое обслуживание. Всегда будем обращаться и скажем своим друзьям. Благодарим.

Елена

Александр 998-98-59

Благодарность Мавричеву С.В. от Барс Дэна А. Благодарю замечательного Юриста Сергея Вячеславовича Мавричева за основательное, грамотное консультирование и человеческую взаимопомощь всем своим клиентам, глубоко нуждающимся в квалифицированных и своевременных юридических и психологических советах.

Барс Дэна А. 18.09.2018г.

Плата за сервитут

Требовать материальную компенсацию за предоставление ограниченного пользования своим участком собственник вправе на основании п. 6 ст. 23 ЗК РФ. Размер материальной компенсации законодатель не оговаривает, отмечая, что она должна быть соразмерной причинённым неудобствам. Формулировка достаточно расплывчатая, поэтому конкретная сумма предусматривается условиями добровольного соглашения или назначается судом.

Основания для определения соразмерности взимаемой платы:

  • фактические расходы землевладельца: поддержание дорожного покрытия трассы для проезда соседей в технически исправном состоянии;
  • интенсивность использования: с какой периодичностью заинтересованные лица пользуются правом ограниченного доступа;
  • понесённый ущерб или упущенная выгода: территория используется для выращивания овощей на продажу.

Альтернативный вариант: установление арендной платы, актуальной для выделенного в ограниченное пользование участка земли.

Важно! Взимание платы считается правовой характеристикой, а не обязанностью собственника. Поэтому землевладелец вправе установить сервитут в пользу заинтересованных лиц на безвозмездной основе.

Истечение срока действия

Продолжительность сервитута ограничивается условиями добровольного соглашения или решением суда. Основания для прекращения действия обременения:

  • истёк предписанный условиями срок;
  • действие прекращено по обоюдному соглашению участников договора;
  • отсутствуют обоснования для продления обременения;
  • изменились условия: актуальность старого утрачивается, вступает в силу новый договор;
  • иные факторы, предписанные пунктами договора.

Факт прекращения сервитута подлежит регистрации в Росреестре. Обременение снимается на основании заявления о его снятии.

Нужно отметить, что переход права собственности на обременённый участок не становится основанием для устранения сервитута. Новый собственник и заинтересованное лицо, в отношении которого установлено обременение, обязаны исполнять условие договора в полном объёме, если иной порядок не предусмотрен пунктами соглашения.

Объекты которые могут быть обременены сервитутом

Водный сервитут устанавливается для лиц, которые не являются собственниками водных объектов, а также в зависимости от целей использования данного водного объекта. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.

Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование. Договор установления частного водного сервитута заключает ся водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, и подлежит регистрации (кроме публичного сервитута). Если соглашение об установлении или условиях сервитута не достигнуто, то спор разрешатся судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Рекомендуем прочесть: Помощь в выплате ипотеки многодетным семьям в

Сервитут и аренда связаны с определённым земельным участком. Они дают возможность использования земли без получения права собственности. Но между этими понятиями существуют определённые различия.

Сервитут земельного участка

Сервитутом называется право частично использовать чужой участок. Его устанавливают, если без этого полноценное использование земель по назначению невозможно. При этом чётко определяется, как и для чего именно разрешается использовать земельный участок. Законодательно регулируется 23-й статьёй Земельного Кодекса, 274-277 статьями Гражданского, а также постановлениями и нормативными актами органов власти.

Сервитут относится к обременениям на участок. Информация о нём обязательно вносится в единый кадастр недвижимости.

Сервитут неразрывно связан с земельным участком, на который накладывается. А его частный вид – ещё и с тем участком, для нормального пользования которым необходим сервитут. То есть права никаким образом невозможно передать отдельно от земли.

Возможны такие варианты использования:

  • для проезда или прохода;
  • организации водоснабжения, мелиорации;
  • прокладки или ремонта трубопроводов, инженерных сетей и т. п.;
  • выпаса или прогона сельскохозяйственных животных;
  • доступа к прибрежной полосе;
  • охоты, рыболовства, сбора ягод и грибов;
  • и т. д.

В зависимости от конечности причины обременение делится на:

  1. Срочное (если оно требуется на определённый период).
  2. Постоянное (бессрочное).

По тому, кто имеет право пользования, разделяется на:

  1. Публичный сервитут, устанавливаемый для неопределённого круга.
  2. Частный, который распространяется на одно или несколько конкретных лиц.

Аренда земельного участка

При аренде участка одна сторона передаёт его другой во временное пользование за определённую плату. Аренда заключается для того, чтобы заниматься определённым видом деятельности, разрешённым на данном участке.

Этот вид отношений регулируется как Земельным (статьи 22, 36, 65), так и Гражданским Кодексами (статьи 260, 606, 607). В отдельных случаях учитываются и Федеральные законы (например, № 178-ФЗ).

Арендуемый участок можно передать в субаренду, использовать права аренды в качестве залога или уставного капитала. Если специально не оговорено иное, согласия собственника на это не требуется. Но его нужно уведомить. Все права и обязанности по договору переходят к субарендатору. Передача аренды возможна только в пределах срока действия договора.

Арендодателем может выступать как государство (или муниципалитет), так и частное лицо-собственник. Государственные и муниципальные земли поступают в аренду через аукцион. Участки, находящиеся в собственности граждан, передаются в аренду по договору.

Арендатор имеет преимущественное право по сравнению с другими лицами на заключение нового договора аренды. А при заключении договора относительно государственных или муниципальных земель часто возможен их последующий выкуп.

Чем сервитут отличается от аренды

Оба этих понятия обозначают право использования участка, принадлежащего другому лицу или государству. Но они различаются между собой.

Основные отличия между ними состоят в следующем:

  1. Сервитут подразумевает меньшее использование участка, а часто и не всего, а только какой-то части.
  2. Публичный сервитут распространяется на всё население. А правами аренды обладают определённые лица.
  3. Аренда всегда подразумевает оплату.
  4. Сервитут нельзя передать другому лицу, использовать в качестве залога и т. п.
  5. В отдельных случаях сервитут личного участка устанавливается по решению суда. А сдавать ли его в аренду, частное (или юридическое) лицо определяет самостоятельно и добровольно.
  6. Аренда всегда имеет ограниченный срок действия.

Сервитут на участке, сдаваемом в аренду

Частный сервитут устанавливается соглашением с собственником участка (а при его несогласии – в судебном порядке). Если этот участок сдаётся, арендатор не имеет права ни заключать такой договор, ни препятствовать ему. Мешать пользованию в существующих рамках он также не вправе.

Установление обременения может ограничить возможность использования участка, то есть права арендатора. Поэтому перед заключением договора арендодатель обязан предупредить его о существующем сервитуте.

Порядок установления сервитута в таком случае не отличается от обычного. Публичный сервитут устанавливается распоряжениями государственных или муниципальных органов. Частный определяется договором между его сторонами. Возможно и установление в судебном порядке, если договориться не удалось. В таком случае лицо, требующее сервитута, подаёт иск, ответчиком по которому выступает собственник. Сервитут регистрируется в кадастре недвижимости в качестве обременения участка.

Владелец участка, подпадающего под частный сервитут, может потребовать за него плату. Её размер определяется по договорённости или в судебном порядке.

Арендатор может потребовать расторжения договора, если:

  1. Сервитут делает невозможным или сильно затрудняет то использование земли, для которого оформлялось право пользования.
  2. И при этом обременение заключено после арендного договора, или же о нём арендатор не знал.

На публичный сервитут арендатор также влиять не может. Например, в законе специально оговорено, что при аренде лесного участка он не имеет права ограничивать использование участка населением для разрешённых целей.

Как можно увидеть – сервитут и аренда предоставляют право использовать участок. Но это происходит по разным причинам и с различными возможностями. Один и тот же участок может и попасть под обременение, и сдаваться в аренду.

Чем сервитут отличается от аренды?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *