Так к бездоговорному потреблению холодной воды относится:
- произведённое абонентом без наличия установленного договора на отпуск воды,
- присоединение-врезка, произведенная без разрешительной документации или с нарушением техусловий:
- без средств измерений,
- с неисправными средствами измерения,
- с просроченными межповерочными интервалами,
- с нарушенной целостностью пломб на приборах,
- при необеспечении доступа представителям водопоставщика к узлу учета.
В вопросах бездоговорного водопотребления горячей воды при этом ссылаются на Приказ Минстроя РФ N 99/пр.
Правила и методики расчёта
Приказом Минстроя РФ N 99/пр определено, что при потреблении «без договора» количество горячей воды на ГВС в закрытой системе определяется по пункту 16 Правил организации коммерческого учета воды. Аналогичный регламент действует и при расчёте по ХВС.
В случае нарушения установленного порядка штрафные санкции рассчитываются в соответствии с Правилами пользования коммунальным водоснабжением, исходя из пропускной способности устройств, соединённых с водопроводной сетью при скорости в 1,2 м/с движения воды, полным сечением и круглосуточном действии.
Метод применяется:
- при обнаружении самовольного присоединения к системам водоснабжения за период пользования (начиная с даты последней проверки техсостояния объектов водоснабжения и до дня устранения нарушения), но не больше чем за 3 года;
- через 60 дней после:
- демонтажа, возникновения неисправности или пропуска даты поверки счётчика – при наличии прибора,
- получения уведомления об установке прибора (или истечения времени установки, указанного в договоре) – при отсутствии счётчика;
- при отсутствии или искажении показаний водосчётчиков в течение шести и более месяцев (однако метод не применяется, если абонент или транзитная организация предварительно уведомили о временном прекращении водопотребления).
При выявлении указанных выше фактов составляется акт бездоговорного потребления холодной воды. В нём должны содержаться:
- сведения о потребителе или том абоненте, который совершил подключение,
- информация о месте и способе нарушения,
- в случае наличия приборов учёта – их описание на момент составления акта и дата последней проверки,
- объяснения потребителя и его претензии к документу составленному.
Такой акт становится основанием для взыскания всего объема потреблённого ресурса, то есть, потребитель не освобождается от обязанности заплатить за фактическое пользование данными услугами. Взыскание производит та организация, к чьим сетям было произведено присоединение.
Практика применения
Один из показательных примеров такого типа водопотребления рассматривался на информационной сессии, проводимой арбитражным апелляционным судом и отделением Ассоциации юристов в регионе. Этот пример описывал случай реконструкции очистных сооружений подрядчиком по договору с последующей передачей объекта заказчику.
Организация энергосбыта выявила потребление и привлекла собственника очистных сооружений – администрацию города – в качестве соответчика. Муниципалитет в ответ заявил, что передал очистные сооружения контрагенту и не должен оплачивать ресурс, потребленный в период эксплуатации третьим лицом. Потребление при этом производилось в отсутствие договора. Договор на снабжение с подрядчиком не расторгался, однако выбытие объекта квалифицировалось как основание для остановки договорных отношений. В случае, когда подобные отношения не урегулированы, они квалифицируются как бездоговорные.
Из этого, в частности, следует, что если организация, например, предъявила акт о подобном водопотреблении арендатору нежилого помещения, то вывод суда будет следующим: арендатор не совершал бездоговорного потребления, а требования необходимо предъявлять собственнику помещения.
Если же рассматривать водопотребление в многоквартирном жилом доме, то оно не считается бездоговорным, даже в случае отсутствия письменного договора с управляющей компанией или ТСЖ (на которые и возлагается ответственность за отплату потребленных ресурсов).
Для сравнения бездоговорного водопотребления с безучётным к последнему отнесли случаи:
- отсутствия контрольных пломб (и марок визуального контроля) на задвижке обводной линии,
- удаления пломбы при пожаре без дальнейшего уведомления об этом факте,
- использование приборов учёта без соблюдения требований по классу точности.
Кроме того, описывая практику судебных разбирательств, некоторые юристы отмечают, что если потребитель не подписывается под содержанием акта, а ставит подпись под отметкой о несогласии с ним, то суды принимают такой акт, признавая его как составленный в соответствии с требованиями.
Читайте далее
Добрый день. Указанное вами постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 к отношениям в сфере водоснабжения и водоотведения не применяется.
В данном случае ситуацию регулируют Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Есть риски, что суд признает данные акты ненадлежащим доказательством?
Евгения
Такой риск есть, т.к. согласно указанным Правилам холодного водоснабжения до проведения проверки абонент должен быть уведомлен ресурсоснабжающей организацией о ее проведении. Абонент имеет право присутствовать при проведении проверки.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
«Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
148. Абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.
Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
149. Уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.