Содержание
Государственная аккредитация школ и других образовательных учреждений
Государственная аккредитация образовательных учреждений – это обязательная процедура, установленная законом, смысл которой заключается в официальном подтверждении соответствия качества образовательных услуг некоему стандарту. И, несмотря на то, что порядок прохождения процедуры детально прописан, у образовательных учреждений часто возникает вопрос, как пройти аккредитацию, а также возникает потребность получить помощь в получении аккредитации.
Как школе получить аккредитацию
Конечно, если речь идет о большом вузе, где имеются соответствующие специалисты (и не один), эти вопросы встают редко. В таких учреждениях хорошо знают, как, например, провести аккредитацию аспирантуры, аккредитацию учебных программ и т.д. Но что если таких специалистов нет, а требуется провести аккредитацию средней или начальной школы? И тот, кто полагает, что это очень просто — ошибается.
Собственно именно такую помощь – помощь в аккредитации, оказывают наши специалисты с многолетним опытом работы в даннной сфере. Мы поможем Вам подготовить школу к аккредитации и, в том числе, необходимые документы.
Секрет эффективности нашей работы – не в каких-то закулисных махинациях в образовательных структурах, а в высоком профессионализме наших сотрудников, которые очень хорошо разбираются во всех тонкостях аккредитации образовательных учреждений, и могут вовремя предостеречь от типичных ошибок.
Разумеется, любому, кто интересуется, как пройти аккредитацию, для начала нужно знать основные требовании закона к этой процедуре.
Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения (например, аккредитация школы или гимназии) являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено действующим законодательством в области образования, установление его государственного статуса.
Государственная аккредитация научной организации проводится в отношении реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования (например, аккредитация аспирантуры) и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким образовательным программам федеральным государственным требованиям.
Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
При осуществлении государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:
а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;
б) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.
При осуществлении государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых научной организацией, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям.
Сроки проведения процедуры:
а) принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения не превышает 105 дней со дня приема заявления при условии соответствия таких заявления и документов установленным требованиям;
б) аккредитационный орган в течение 5 дней со дня регистрации заявления и документов проводит их проверку на предмет отнесения государственной аккредитации учреждения к компетенции аккредитационного органа, наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по всем образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, а также полноты и правильности оформления и заполнения заявления и документов;
в) если образовательное учреждение представляет в аккредитационный орган заявление и документы в полном объеме, правильно оформленные и (или) заполненные, указанные заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется заявителю или вручается ее уполномоченному представителю в течение 7 дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу;
г) если образовательное учреждение представляет заявление и документы не в полном объеме и (или) неправильно оформленные и (или) заполненные аккредитационный орган в течение 7 дней со дня регистрации заявления и документов направляет образовательному учреждению уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) заполнение которых не соответствует установленным требованиям.
д) переоформление свидетельства о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий 45 дней со дня регистрации заявления;
е) решение аккредитационного органа о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня регистрации заявления).
При государственной аккредитации образовательных программ проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным стандартам и требованиям.
Аккредитационная экспертиза проводится специальной комиссией, созданной аккредитационным органом.
Результаты экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям лицензирующих органов.
При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) шесть лет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;
2) двенадцать лет для иного образовательного учреждения.
Аккредитация школы.
Всё, что нужно знать, об этой экспертизе образовательных учреждений.
В начале нынешнего года громом среди ясного неба стало известие о том, что средняя школа № 6 города Калуги не прошла аккредитацию в старшем звене и не имеет права выдавать выпускникам аттестаты. Эта тема очень широко обсуждалась общественностью. Оказывается, это не единичный случай в регионе за последние годы.
Сегодня мы хотим подробно поговорить о том, что такое государственная аккредитация образовательного учреждения, как она проходит и какие цели преследует. Об этом рассказывает начальник управления по контролю и надзору в сфере образования регионального профильного министерства Владимир Тылкин:
— В соответствии с 273-м Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование, аккредитацию и контроль (надзор). Школа, детский сад, учреждение СПО или какая-то другая организация, которая осуществляет образовательную деятельность, получив лицензию, имеет право на реализацию образовательных программ.
Цель аккредитации – определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по заявленным программам, федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). С одной стороны, аккредитация определяет, что школа работает в соответствии с ФГОС, с другой – качество образования, которое дается в этой школе, соответствует надлежащему уровню.
Государственная аккредитация в обязательном порядке проводится в отношении общеобразовательных школ, учреждений СПО и вузов. Ее не проходят только детские сады, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного профессионального образования. Если раньше школы проходили аккредитацию один раз в пять лет, то теперь будут это делать один раз в 12 лет.
Раньше, чтобы пройти аккредитацию, нужно было сделать несколько выпусков. Сегодня можно аккредитовать первых выпускников.
Аккредитация школы: процедура и особенности проведения
Условно говоря, создается новая школа. На начальном этапе у нее будет лицензия, но она не пройдет аккредитацию до тех пор, пока не будет первых выпускников 90-х и 11-х классов.
Аккредитация носит заявительный характер. Руководство образовательного учреждения определяет, в какие сроки учебное учреждение будет проходить экспертизу – в первом или втором полугодии. Школа подает заявление, и в течение 105 рабочих дней мы должны провести аккредитационную процедуру. Школа подать заявление может не раньше чем за год до истечения срока аккредитации. Если какое-то образовательное учреждение не проходит аккредитацию, то оно не имеет права выдавать документы государственного образца. Если школа не прошла аккредитацию, она имеет право пройти ее через год.
— По каким предметам тестируются школьники во время аккредитации?
— В начальной школе — четыре предмета: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир. В 9-х и 11-х классах – два обязательных предмета: русский язык и математика и два предмета по выбору образовательного учреждения. Школа может выбрать литературу, историю, иностранный язык, обществознание, физику, химию, биологию. Руководство образовательного учреждения и педколлектив выбирают те два предмета, по которым у детей прочные знания, и ученики должны справиться с тестовыми заданиями хорошо. Администрация школы и учителя всегда должны контролировать ситуацию, быть в курсе того, все темы изучены или нет, что знают ученики, а где знания западают, какие проблемы вызывают те или иные темы. Если говорить о тестах, то они разработаны Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Пишут работы не все дети, а те, кого выбрали. Обычно, если школа полнокомплектная, то тестируются 20 человек.
— Каким образом проходит выбор учеников?
— Образовательное учреждение указывает итоговые оценки всех учеников за предыдущий год. Составляется ранжирование детей по среднему баллу. Затем компьютерная программа определяет в равных долях, какие ученики будут писать контрольные работы. При этом есть основной участник и есть запасной, у них средний балл по всем предметам одинаковый. Для школы, безусловно, важно, чтобы оценки были адекватными – не завышенными.
— Расскажите, как проходит процедура аккредитации.
— Издается приказ об аккредитации, утверждается экспертная комиссия. Что очень важно, представители министерства образования и муниципальных отделов образования в нее не входят. Комиссия состоит из нескольких специалистов, экспертов Калужского государственного института модернизации образования (КГИМО). Эксперты не только тестируют, но и оценивают школьную документацию, образовательные программы. Тесты не подписываются, а нумеруются. При аккредитации нас интересуют не личные достижения ребенка, как он освоил образовательную программу, а то, как в школе преподается, изучается тот или иной предмет.
Перед проведением тестирования приглашаются учителя, преподающие в классе. Педагоги просматривают задания. Если они видят задания, которые не изучали, то тесты меняются. Когда к аккредитации готовятся тесты, то смотрится программа, по которой работает школа, по каким учебникам занимаются дети.
Далее эксперт раздает тестовые задания. После их выполнения результаты заносятся в компьютерную программу, подводятся итоги. После того как прошло тестирование, изучены школьные документы, экспертная комиссия пишет заключение.
Для отказа в государственной аккредитации существует всего два основания. Первое – это заключение экспертной комиссии о неудовлетворительных итогах тестирования. Когда принимается решение по результатам контрольных срезов, то оценивается количество справившихся с заданием учеников. Их должно быть больше 50 процентов. И в данном случае неважно, справился ученик на пять, четыре или на три. Главное, чтобы была положительная оценка. Второе основание для отказа в аккредитации — несоответствие документов, которые подает школа, реальному положению дел.
— На какие предметы в школах, на ваш взгляд, учителям следует обратить повышенное внимание?
— Если говорить о начальной школе, то проблемы возникают прежде всего при выполнении заданий по таким предметам, как литературное чтение и окружающий мир. По итогам аккредитации в 2012/13 учебном году хуже всего результаты среди старшеклассников были по истории. Может быть, потому, что недостаточное внимание уделялось изучению всеобщей истории, может быть, какие-то темы были не пройдены.
При аккредитации задаются вопросы и по истории России, и по всеобщей истории. А так как у нас иногда всеобщую историю ставят на второй план, то ученики могут завалить тестирование. Это очень серьезная проблема, когда школа работает не на изучение программы, а на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.
В этом учебном году серьезные проблемы мы видим в преподавании физики. Из десяти школ, в которых проводилось аккредитационное тестирование, в семи большинство одиннадцатиклассников не справились с заданиями. Почему я на это обращаю внимание? Потому что физика – предмет по выбору. Ситуацию мы стараемся мониторить. Необходимо, чтобы на это обратили внимание руководители отделов образования, директора школ и учителя. Ежегодно по итогам ЕГЭ пишет отчет председатель предметной комиссии. В документе указывается, какие проблемы в школах по тем или иным предметам, какие темы западают. Результаты по физике заставляют серьезно задуматься. Обычно физику на ЕГЭ сдают дети мотивированные. И у них, оказывается, есть проблемы в изучении предмета. А что тогда говорить о детях, которым физика не очень-то и нужна.
В конце каждого учебного года подводятся итоги. У нас есть информация, какие темы дети знают лучше, какие — хуже. Об этом мы постоянно говорим. Школы, заинтересованные в ликвидации этих проблем, обращаются в министерство, чтобы мы предоставили им такую информацию для дальнейшей работы.
Наша справка
В 2011 году аккредитационные экспертизы были проведены в отношении 152 образовательных учреждений, по результатам которых 14 аккредитацию не прошли. В 2012 году государственную аккредитацию проходили 86 образовательных учреждений (24 отказано в аккредитации). В 2013 году аккредитационные экспертизы проводились в отношении 48 образовательных учреждений, восемь из которых аккредитацию не прошли по учебным программам различных ступеней: школа-интернат «Вятичи» (г.Кременки, Жуковский район), основная школа с. Некрасово (Тарусский район), Спас-Суходревская средняя школа (Малоярославецкий район), Малоярославецкий районный центр образования, Брынская средняя школа (Сухиничский район), Павлиновская средняя школа (Спас-Деменский район), негосударственное образовательное учреждение — средняя школа «ЧаШа» г. Обнинска и средняя школа № 6 г. Калуги.
Беседовал Михаил БОНДАРЕВ.
Чтобы оставить комментарий необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.