УДК 343.847 ББК 67.51

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10566

ПРИМЕНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Денис Алексеевич ШИРЯЕВ, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России E-mail: doza81@narod.ru

Обеспечение охраны осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, мест их содержания, а также осуществление надзора за ними является одной из основных функций, выполняемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Для выполнения данных функций подразделениями УИС используется большое количество специальных средств. В содержании статей федеральных законов Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»2 заложен статус служебных собак как специального средства.

Иван Иванович ШУМАНСКИЙ, профессор кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки, ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России, кандидат педагогических наук,

доцент

E-mail: ivan1607@mail.ru

В настоящее время УИС располагает самым крупным по численности кинологическим подразделением среди силовых ведомств России. На сегодняшний день она насчитывает 12 684 тыс. специалистов-кинологов и 21 968 тыс. служебных собак. Ежесуточно для усиления охраны учреждений и их объектов выставляется 9228 постов караульных собак общей протяженностью 543,2 км. Служебные собаки в УИС активно применяются при досмотре транспортных средств и грузов, проведении оперативно-режимных и розыскных мероприятий, для поиска наркотических средств, взрывчатых веществ и боеприпасов, в том числе при выполнении служебно-боевых задач.

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье на основе анализа официальных данных и результатов проведенного исследования дается характеристика служебных собак, используемых в деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы, как специального средства. Авторы делают выводы и формулируют некоторые предложения правового и организационного характера, направленные на повышение эффективности использования служебных собак как специального средства в указанном направлении деятельности.

Ключевые слова: служебная собака, уголовно-исполнительная система, специальное средство, кинологическая служба.

Keywords: service dog, penitentiary system, special facility, dog service.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

Применение собак в служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России) представляет собой согласованные и быстрые действия специалиста-кинолога со служебной собакой в составе караулов и служебных нарядов при выполнении поставленных задач.

В своей деятельности структурные подразделения ФСИН России применяют относительно небольшое количество пород собак с ограниченным объемом служебных задач. Как правило, задействованы следующие породы собак: кавказская овчарка, бельгийская овчарка, немецкая овчарка, черный терьер, московская сторожевая, а также другие породы собак.

Специально отбираемые для служебного использования собаки имеют крепкий костяк, хорошо развитую мускулатуру, правильное строение конечностей, здоровые и крепкие зубы, хорошее обоняние, зрение, нормальный шерстный покров, и они обязательно должны обладать крепкой хваткой.

Помимо того, что они не имеют пороков, болезней и недостатков, ограничивающих либо исключающих служебное использование собак, при определении пригодности собак к использованию на службе специальная комиссия осматривает их в состоянии покоя, а также в движении, выясняет возраст, физические качества, состояние здоровья, оценивает остроту обоняния, зрения, слуха, выявляет особенности нервной системы.

В законе предусмотрены случаи, когда сотрудник УИС имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять служебных собак в качестве специальных средств:

■ для отражения нападения на гражданина или сотрудника УИС;

■ для пресечения преступления либо правонарушения;

■ для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику уголовно-исполнительной системы;

■ для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

■ для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

■ для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств.

Таким образом, законом четко обозначены границы применения собак в деятельности учреждений и органов ФСИН России. Но одновременно с этим возникает масса проблемных вопросов. Иными словами, законодатель, обозначив основные моменты, определившие пределы применения собак, не счел нужным детализировать их организационные, технические и тактические аспекты. Например, может ли служебная собака являться специальным средством, состоящим на вооружении ФСИН России? Ведь собака — живое существо, которое в силу своих физиологических качеств может действовать вопреки приказам и, как следствие, действующему законодательству.

В то же время все остальные специальные средства обладают несколько иным набором показателей и представляют собой механические устройства и предметы, предназначенные для частичного поражения живой или другой цели; сила и возможности такого поражения полностью зависят от качества подготовки лица, использующего спецсредство, его умения правильно оценить возникшую ситуацию, выбрать наиболее оптимальный вариант действий, рассчитать свои возможности, учесть технические параметры применяемого устройства3.

Таким образом, между двумя категориями специальных средств — биологическими и техническими (механическими) — имеет место почти полное отсутствие какого-либо сходства.

На наш взгляд, законодатель не правильно сделал, что отнес служебную собаку к специальным средствам, так как она обладает рефлекторным сознанием, и ее следует вывести из перечня специальных средств; это будет более правильно и рационально. Служебную собаку следует относить не к специальным средствам, а к силам и средствам, так же, как и специальный технический комплекс надзора и организации охраны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собака в силу своего настроения или же болезни может действовать пассивно, когда ее помощь действительно необходима, или же, наоборот, собака может проявлять агрессию. Безусловно, служебная собака необходима в деятельности УИС, так как с ее помощью осуществляется множество режимных и охранных мероприятий, направленных на недопущение и пресечение преступных действий, а также на предотвращение побега и, в крайних случаях, на поиск сбежавшего осужденного.

Порядок применения служебных собак сотрудниками уголовно-исполнительной систе-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

мы, их подготовки, содержания, кормления и ухода за ними определяется «Наставлениями по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденных приказом ФСИН РФ от 29 апреля 2005 г. № 336, что еще раз доказывает, что служебные собаки — это не просто специальное средство ФСИН России, а отдельное обособленное средство, для эффективного использования которого есть свой нормативный правовой акт, согласно которому осуществляется их применение в деятельности УИС.

На наш взгляд, необходимо изучать более подробно вопросы, связанные с применением служебных собак в деятельности УИС, в рамках специального курса, на котором будут освещаться основные темы, касающиеся служебных собак, которые применяются на службе в учреждениях и органах УИС. Это связано с тем, что взаимодействуют со служебными собаками не только сотрудники кинологической службы, но также и другие сотрудники в тех или иных видах взаимодействия при выполнении своих служебных обязанностей.

Таким образом, собака становится специальным средством только тогда, когда применяется подразделениями, закрепленными в законе, и только для решения задач, предусмотренных им же.

2 О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений: Федеральный закон РФ от 15.07.1995 г № 103-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29.

3 Медведев В.М. Тактика применения служебных собак в деятельности ФСИН России: Курс лекций. Пермь, 2012. С. 6.

Библиографический список

1. Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ ФСИН России от 29.04.2005 г. № 336 // http:// docs.cntd.ru/document/420315098

2. Методика специальной подготовки сотрудников УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учеб.-метод. пособие. М., 2006.

4. Арипшев А.М. Особенности использования специальных средств сотрудниками специальных подразделений // Бизнес в законе. 2016. № 2. С. 301-304.

6. Закариев P.P. Тактика действий специалистов-кинологов по применению розыскных собак по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов. Уфа, 2005.

7. Медведев В.М. Тактика применения служебных собак в деятельности ФСИН России: Курс лекций. Пермь, 2012. 101 с.

8. Сборник методических материалов для подразделений охраны учреждений и органов УИС. М., 2007.

9. Сикерин В.Г. и др. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД Российской Федерации. Кн. 2. Пермь: Стиль МГ, 2000.

10. ЧерногорA.C., Гаджимурадов С.Р., Подковка В.Д. Особенности дрессировки специальных собак по поиску и обнаружению ВВ, ВУ, оружия и боеприпасов с постановкой сигнального обозначения на комплексный запах: Учеб пособие. Уфа: УШПСК МВД России, 2012.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

В целях упорядочения организации погребения погибших (умерших) сотрудников центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, а также пенсионеров уголовно-исполнительной системы приказываю:

1. Организацию погребения погибших (умерших) сотрудников центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, согласно прилагаемому перечню, а также пенсионеров уголовно-исполнительной системы возложить на отдел ритуальных услуг федерального государственного учреждения «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний.

2. Начальникам структурных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний обеспечивать на период похорон выделение необходимого количества сотрудников для сопровождения гроба, несения портрета, венков, государственных и ведомственных наград.

3. Федеральному государственному учреждению «Центр обеспечения учебно-воспитательной работы» Федеральной службы исполнения наказаний (А.А. Журавский) обеспечивать выделение оркестра для исполнения траурного марша.

4. Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве (В.А. Давыдов), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (П.Н. Посмаков) обеспечивать выделение по заявке начальника федерального государственного учреждения «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний:

почетного караула к гробу в форменной одежде с оружием (автоматами) для отдания воинских почестей;

почетного эскорта.

5. Федеральному государственному учреждению «Управление механизации и автотранспорта» Федеральной службы исполнения наказаний (А.Б. Шегало) выделять целевым назначением необходимое количество автотранспорта для обеспечения ритуальных мероприятий по заявке начальника федерального государственного учреждения «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Федеральному государственному учреждению «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний (В.Д. Барков) организовать взаимодействие с Медицинским управлением Федеральной службы исполнения наказаний, Управлением кадров и профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний и региональной общественной организацией «Организация ветеранов Федеральной службы исполнения наказаний» по своевременному сбору информации о погибших (умерших) сотрудниках (пенсионерах).

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Н.И. Баринова.

Директор,

государственный советник

юстиции 1 класса

Ю.И.КАЛИНИН

Приложение

к Приказу ФСИН России

от 5 июня 2006 г. N 336

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НА КОТОРЫХ

1. Федеральное государственное учреждение «Главный центр инженерно-технического обеспечения» Федеральной службы исполнения наказаний.

2. Федеральное государственное учреждение «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний.

3. Федеральное государственное учреждение «Центр обеспечения учебно-воспитательной работы» Федеральной службы исполнения наказаний.

4. Федеральное государственное учреждение «Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий Федеральной службы исполнения наказаний».

5. Федеральное государственное учреждение «Следственный изолятор N 1 Федеральной службы исполнения наказаний».

6. Федеральное государственное учреждение «Управление механизации и автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний».

7. Федеральное государственное учреждение «Центральная база материально-технического и военного снабжения Федеральной службы исполнения наказаний».

8. Федеральное государственное учреждение «Объединенная редакция Федеральной службы исполнения наказаний».

9. Федеральное государственное учреждение «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний».

10. Федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний».

11. Федеральное государственное образовательное учреждение «Межрегиональный учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний».

12. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Главный центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний».

13. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Главный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы исполнения наказаний».

14. Федеральное государственное учреждение «Санаторий «Аксаково» Федеральной службы исполнения наказаний».

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дуб доска ясень по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Приказ ФСИН РФ от 05.06.2006 N 336
Скачать: Приказ ФСИН РФ от 05.06.2006 N 336

В целях упорядочения организации погребения погибших (умерших) сотрудников центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, а также пенсионеров уголовно-исполнительной системы приказываю:

1. Организацию погребения погибших (умерших) сотрудников центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, согласно прилагаемому перечню, а также пенсионеров уголовно-исполнительной системы возложить на отдел ритуальных услуг федерального государственного учреждения «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний.

2. Начальникам структурных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний обеспечивать на период похорон выделение необходимого количества сотрудников для сопровождения гроба, несения портрета, венков, государственных и ведомственных наград.

3. Федеральному государственному учреждению «Центр обеспечения учебно-воспитательной работы» Федеральной службы исполнения наказаний (А.А. Журавский) обеспечивать выделение оркестра для исполнения траурного марша.

4. Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве (В.А. Давыдов), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (П.Н. Посмаков) обеспечивать выделение по заявке начальника федерального государственного учреждения «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний:

почетного караула к гробу в форменной одежде с оружием (автоматами) для отдания воинских почестей;

почетного эскорта.

5. Федеральному государственному учреждению «Управление механизации и автотранспорта» Федеральной службы исполнения наказаний (А.Б. Шегало) выделять целевым назначением необходимое количество автотранспорта для обеспечения ритуальных мероприятий по заявке начальника федерального государственного учреждения «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Федеральному государственному учреждению «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний (В.Д. Барков) организовать взаимодействие с Медицинским управлением Федеральной службы исполнения наказаний, Управлением кадров и профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний и региональной общественной организацией «Организация ветеранов Федеральной службы исполнения наказаний» по своевременному сбору информации о погибших (умерших) сотрудниках (пенсионерах).

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Н.И. Баринова.

Директор,

государственный советник

юстиции 1 класса

Ю.И.КАЛИНИН

Приложение

к Приказу ФСИН России

от 5 июня 2006 г. N 336

1. Федеральное государственное учреждение «Главный центр инженерно-технического обеспечения» Федеральной службы исполнения наказаний.

2. Федеральное государственное учреждение «Центр жилищно-коммунального хозяйства» Федеральной службы исполнения наказаний.

3. Федеральное государственное учреждение «Центр обеспечения учебно-воспитательной работы» Федеральной службы исполнения наказаний.

4. Федеральное государственное учреждение «Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий Федеральной службы исполнения наказаний».

5. Федеральное государственное учреждение «Следственный изолятор N 1 Федеральной службы исполнения наказаний».

6. Федеральное государственное учреждение «Управление механизации и автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний».

7. Федеральное государственное учреждение «Центральная база материально-технического и военного снабжения Федеральной службы исполнения наказаний».

8. Федеральное государственное учреждение «Объединенная редакция Федеральной службы исполнения наказаний».

9. Федеральное государственное учреждение «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний».

10. Федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний».

11. Федеральное государственное образовательное учреждение «Межрегиональный учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний».

12. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Главный центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний».

13. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Главный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы исполнения наказаний».

14. Федеральное государственное учреждение «Санаторий «Аксаково» Федеральной службы исполнения наказаний».

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска необрезная по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.Скачать: Приказ ФСИН РФ от 05.06.2006 N 336
Скачать: Приказ ФСИН РФ от 05.06.2006 N 336

330 приказ ФСИН кинология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *