Павел Владимирович, приняты поправки в Конституцию, проделана большая работа, что дальше?

Павел Крашенинников: Нормы обновленной Конституции начинают действовать сразу после обнародования. Например, нормы, связанные с индексацией пенсий, порядком назначения правительства, с приоритетом Конституции над любыми актами, в том числе международными. При этом ряд положений потребует развития в действующем законодательстве.

Сейчас готовится план законопроектной работы, согласно которому необходимо будет принять около 100 федеральных и федеральных конституционных законов во исполнение Конституции. Это очень много. Кроме того, регионы должны посмотреть свои законодательные акты — от конституций и уставов до отдельных актов субъектов Российской Федерации.

Можно ли рассказать про дальнейшую судьбу Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию?

Павел Крашенинников: Главная цель поправок — обеспечить устойчивое развитие общества, достойную жизнь граждан и повышение эффективности государства.

Рабочая группа провела серьезную системную работу над проектами поправок, над теми предложениями, которые поступали к нам со всей страны. Дискуссии шли буквально над каждым словом, каждой буквой, каждой запятой. Задача стояла сложнейшая — ответить на вызовы времени, сегодняшнего дня, гарантировать незыблемость принципиальных ценностей нашего общества и заложить основу для дальнейшего устойчивого развития страны. При этом не забыть, не упустить ни одного поступившего в группу предложения.

Состав Рабочей группы адекватно отразил срез нашего общества. Она стала эффективной «площадкой» взаимодействия между органами власти различных уровней и институтами гражданского общества, гражданами. Настроены каналы обратной связи с населением. Это очень ценный опыт. И будет полезно использовать его в процессе претворения в жизнь тех новых задач и целей, которые ставит перед нами обновленная Конституция.

В соответствии с решением президента Рабочая группа продолжит свою деятельность в качестве группы по мониторингу реализации изменений в Конституцию РФ. Она займется мониторингом практической реализации конституционных изменений и координацией законодательного процесса по приведению российского законодательства в соответствие с Конституцией, обсуждением соответствующих предложений.

И здесь важно, что при подготовке поправок Рабочая группа провела большую работу по общественному и юридическому анализу, по обобщению поступавших предложений. Многие из них могут быть использованы в текущем законодательстве и в деятельности органов власти.

В какие именно законы потребуется внести поправки?

Павел Крашенинников: Уже сейчас можно сказать, что законодательные изменения затронут следующие сферы.

Социальная. Это касается социальных гарантий, пенсий, пособий; поддержки и защиты института семьи; вопросов образования, воспитания и т.д.

Наука и культура. Необходимо будет принять новый закон о культуре. Тот, который действует сейчас, принимался очень давно — еще до 1993 года, то есть до принятия Конституции Российской Федерации. И конечно, его нормы устарели и требуют обновления.

Здравоохранение. Здесь необходима кардинальная перестройка системы здравоохранения, ее обновление, нужно менять многие нормы на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Организация единой системы публичной власти, вопросы государственной и муниципальной службы, законодательство о выборах. Чтобы заработал новый принцип единства публичной власти нужно сформировать механизм взаимодействия всех уровней власти для наиболее эффективного решения общегосударственных задач на соответствующих территориях.

Вопросы обороны и безопасности; неприкосновенность территорий РФ.

Развитие предпринимательства и частной инициативы; поддержка некоммерческих организаций и развитие институтов гражданского общества.

В Основной Закон внесено положение, что брак это союз мужчины и женщины. Потребуется ли менять Семейный кодекс?

Павел Крашенинников: О браке как добровольном союзе мужчины и женщины сейчас говорится в ст. 1 Семейного кодекса. Вносить дополнительные изменения в семейное законодательство по этому поводу не нужно. Вместе с тем эти нормы, вынесенные на конституционный уровень, становятся незыблемыми.

Потребуется ли менять законы об опеке, процедуру изъятия детей из семьи?

Павел Крашенинников: В главе 2 Конституции, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина, четко закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). Поправками к другим главам Конституции сделан большой акцент на обеспечение дополнительных мер по защите и поддержке института семьи, материнства, отцовства и детства; защите традиционных семейных ценностей. Причем отдельно упоминается о создании условий для достойного воспитания детей в семье. Все это — неизменные ценности цивилизованного общества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, а потому нуждаются в особой защите государства. В развитие этих положений будут приниматься законы и подзаконные акты.

И, конечно, нам надо будет смотреть Семейный кодекс и закон об опеке и попечительстве — в части полномочий органов опеки, чтобы минимизировать вмешательство государства или муниципалитета в семейную сферу. Убежден, что вопросы изъятия детей из семьи должны находиться исключительно в компетенции суда, а не органов опеки и попечительства. Это должны быть исключительные меры — если происходят какие-то преступления, насилие и т.д.

Тогда это нужно решать с помощью правоохранительной системы и с помощью суда, а не в административном порядке, как предусмотрено сейчас. Необходимо сделать все для защиты семьи.

Введена индексация пенсий. Когда именно они будут проиндексированы?

Павел Крашенинников: Конституция закладывает фундамент, который развивается уже на уровне законов. Закрепленные в Конституции принципы пенсионного обеспечения — принцип всеобщности, справедливости, солидарности поколений, — служат четким ориентиром и должны конкретизироваться в отраслевом пенсионном законодательстве. Новая норма о том, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год, позволит гражданам быть уверенными, что ни при каких кризисах или сложных ситуациях государство не сможет от нее отступить, и «заморозить» индексацию до лучших времен. Эти нормы непосредственно действующие и уже вступили в силу — и для граждан, и для власти. В том числе их необходимо учитывать в бюджете.

В соответствии с решением президента Рабочая группа продолжит свою деятельность в качестве группы по мониторингу реализации изменений в Конституцию РФ

Будет ли введено наказание за разговоры, например, отдать Курилы? Какое?

Павел Крашенинников: Норма о запрете отчуждения российских территорий, а также о запрете призывов к таким действиям — прямого действия. Так что разговоры, а тем более переговоры на эту тему теперь вне закона.

В Уголовном кодексе с 2013 года уже предусмотрена статья 280.1, которая устанавливает санкции за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Санкции установлены в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до четырех лет.

По моему мнению, подобные призывы, а тем более действия равносильны экстремизму. Так что будем смотреть, какие потребуются корректировки уголовных норм и норм Кодекса об административных правонарушениях.

Какие поправки в закон о здравоохранении, как оно изменится?

Павел Крашенинников: В период пандемии стало очевидно, что систему здравоохранения нужно перестраивать коренным образом. Мы убедились, как важны принципы обеспечения доступной и качественной медицинской помощи.

Поправками эта задача отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ. А органы местного самоуправления, являясь наиболее приближенным к населению уровнем публичной власти, в пределах своей компетенции должны обеспечить доступность медицинской помощи. И здесь будет также работать новый конституционный принцип единства системы публичной власти — взаимодействие федеральной власти, регионов и муниципалитетов в целях наиболее эффективного решения задач в интересах населения. Скоординированные действия органов власти всех уровней для обеспечения защиты прав граждан.

Обкатку этого принципа мы хорошо увидели в период пандемии. Именно благодаря слаженной работе всех уровней власти нам удалось достойно принять вызов, поставленный перед нашей страной новым вирусом.

Кроме того, поправками отнесены к вопросам совместного ведения Федерации и регионов такие важные вопросы, как создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Здоровье нации — в числе важнейших задач государства, тем более в нынешних условиях.

Введено ответственное отношение к животным. На охоту и рыбалку больше не пойдем?

Павел Крашенинников: Правила охоты и рыбалки сохраняются. Если кто-то желает порыбачить или поохотиться, есть соответствующие рамки, которые должны соблюдаться. Способы охоты и рыбалки должны быть цивилизованными, чтобы это не переходило в какие-то ужасающие формы.

У нас действует закон об ответственном обращении с животными, есть нормы в Гражданском кодексе, в Уголовном кодексе и в Кодексе об административных правонарушениях. Если человек издевается над животными, конечно, он должен быть наказан.

Ответственное отношение к животным означает то, что животные должны быть защищены от жестокого обращения. Так что новые нормы — не столько о животных, сколько о нас, взрослых гражданах и подрастающем поколении, о нашем отношении к животным и к природе, основанном на принципах гуманности.

Считаю, что хорошо, когда у детей есть возможность общаться с животными, когда дети воспитываются в атмосфере заботы и бережного отношения к живым существам. Поэтому, на мой взгляд, это поправка также очень важна.

Здравствуйте!

Согласно статьи 104 Конституции РФ:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Попробуйте обратиться к депутату со своей инициативой, что бы он продолжил ее лоббировать дальше, так же можете свою инициативу оставить на интернет-портале:

О правительстве

Проект федерального конституционного закона «О правительстве», внесенный президентом, предусматривает новую процедуру формирования правительства.

  • Премьер, его заместители и федеральные министры, кроме глав силовых ведомств, назначаются президентом после их утверждения Госдумой. Причем кандидатуру премьера предлагает президент, а вице-премьеров и министров — председатель правительства.
  • Президент может снять премьер-министра с должности, не распуская правительство.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, назначаются президентом после консультаций с Советом Федерации. С этой целью глава государства вносит представление в верхнюю палату, а она в течение недели письменно сообщает президенту о результатах рассмотрения кандидатуры.
  • Правительство могут наделить полномочиями по защите семьи и детства, в частности брака как союза мужчины и женщины.

Внесенный законопроект перекладывает часть «политических» полномочий с президента на правительство, сказал РБК руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян. «Это фактически декларативный перенос ответственности за политику с нынешней связки «президент — премьер» на премьера, — отметил он. — Это символическая, возможно, но важная история».

О Конституционном суде

  • Законопроектом устанавливается, что КС состоит из 11 судей, включая председателя и его заместителя (прежде численность судей КС составляла 19 человек, у председателя было два заместителя).
  • Конституционный суд получает право проверять конституционность федеральных законопроектов до их подписания президентом и местных — до их официального обнародования.
  • КС получает полномочия разрешать вопрос об исполнении решений межгосударственных органов, международных или иностранных судов, если они противоречат Конституции России или «основам публичного правопорядка» в стране.

По мнению Кирьяна, важнейшее новшество состоит в том, что КС «предписывают проверку на соответствие Конституции фактически любого нормативного акта». Действующее законодательство предусматривает два варианта действий президента, если он получает законопроект, по поводу которого мнения палат Федерального собрания разошлись, — глава государства может отправить его на доработку либо не подписывать его, напоминает эксперт. «Теперь же будет прекрасный механизм: можно взять Конституционный суд, попросить его посмотреть документ и отклонить его, сославшись на решение суда, — говорит Кирьян. — Это красивый ход, потому что сейчас Госдума зачастую игнорирует заключения государственно-правового управления президента, а теперь это будет делать сложнее».

Если учесть, что президент вместе с Советом Федерации формирует состав Конституционного суда, то президентская власть в этой части усилится и у главы государства появится дополнительная возможность надзора за законодательной функцией, считает эксперт.

Благодаря новому законопроекту у Конституционного суда появится механизм давать заключения о возможности отказа от исполнения решения международного и межгосударственного суда, добавляет статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин. «В таком случае помимо запроса от президента, правительства, Верховного суда Конституционный суд должен будет установить, противоречит ли такое исполнение основам публичного правопорядка России, — поясняет он. — Скорее всего, это призвано не допустить условное новое дело ЮКОСа, но вместе с тем это прямое противоречие международным обязательствам России и статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров».

Кроме того, законопроект ограничивает право граждан на обращение в Конституционный суд, сказал эксперт, так как вводится требование пройти надзорную инстанцию до обращения в КС.

Плюс будет расширено количество оснований для прекращения статуса судьи Конституционного суда, упомянул Добрынин. «Коллеги-судьи смогут направить представление на судью президенту, и он может быть лишен мантии, — пояснил он. — С моей точки зрения, этим явно нарушается один из важнейших принципов независимости судей КС».

О силовых структурах

  • Согласно президентскому законопроекту, прокуроры субъектов Федерации, военных и других специализированных прокуратур будут назначаться на должность после консультаций президента с Советом Федерации. Сейчас они назначаются президентом по представлению генерального прокурора.
  • Совет Федерации будет рассматривать кандидатуры глав Службы внешней разведки (СВР) и ФСБ по представлению главы государства (сейчас их назначает и снимает непосредственно президент).

Эти новеллы важны, так как сейчас назначением силовиков фактически занимаются внутренние управления администрации президента, говорит Кирьян. «Теперь же, если меняются силовики в регионах, Совет Федерации рано или поздно поставит вопрос о том, что та или иная кандидатура вызывает у него вопросы, — отметил он. — Это очень важно для регионов, потому что у нас силовая вертикаль — это вторая вертикаль после исполнительной, и сделать ее прозрачной очень важно».

Специализирующийся в области уголовного права адвокат Роман Новиков считает, что законопроекты, посвященные внешней разведке и ФСБ, демократизируют процедуру назначения их руководства. «Глава государства наделяет дополнительными функциями законодательную власть по рассмотрению кандидатов на должности руководителей ФСБ и СВР», — поясняет он. Раньше президент принимал такие решения единолично, напоминает эксперт. «В то же время в законопроекте не указано, что произойдет, если Совет Федерации не согласует внесенные кандидатуры», — добавил Новиков.

Об уполномоченном по правам человека

  • Законопроект запрещает президентскому омбудсмену иметь иностранные счета, вклады и гражданство; он обязан постоянно проживать в России.
  • Аналогичные требования вводятся и для других чиновников и судей. Им запрещается иметь гражданство другого государства или вид на жительство.

Уполномоченный Татьяна Москалькова уже одобрила эти инициативы: «На тоже распространяются запреты, которые были установлены для высшего эшелона власти: иметь гражданство в другом государстве, счета или недвижимость за границей. От уполномоченного по правам человека, который является высшим должностным лицом, зависит защита людей. Важно, что здесь появляются такие дополнительные требования к кандидатам на этот пост».

В законе о госслужбе уже содержались ограничения на иностранные счета и вклады. Теперь это распространяется и на сотрудников силовых ведомств, что уже было анонсировано президентом в рамках подготовки изменений Конституции, констатирует декан юридического факультета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Антон Ильин.

Положения, запрещающие чиновникам иметь иностранные активы, были в законодательстве и до этого, но тогда этот вопрос оставался скорее в «понятийной» сфере — наличие неиспользованного вида на жительство могло остаться без внимания. «Теперь же меры будут приниматься вплоть до того, что, получив гражданство, вы обязаны будете в течение пяти дней известить свое руководство, уйти с должности или сменить статус на исполняющего обязанности», — отметил эксперт.

Внести изменения в закон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *