Фискальная составляющая результатов таможенного контроля после выпуска товаров в настоящее время имеет приоритет при решении вопросов, связанных с обеспечением полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

В связи с этим постоянно совершенствуются методики и инструменты, обеспечивающие результативность проведения таможенного контроля. В данной статье речь пойдет об основных нововведениях, касающихся организации и проведения одного из его видов — таможенной проверки. Уточню, что она проводится таможенным органом после выпуска товаров с применением различных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их осуществление.

Таможенная проверка является серьезным инструментом, обеспечивающим контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств — членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании. Напомню, что статьей 322 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено 7 форм таможенного контроля — получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр и досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

Старые формы таможенного контроля (устный опрос; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности) ТК ЕАЭС определены как меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Они дополнили ряд подобных мер наряду с назначением экспертизы, привлечением специалистов, осуществлением идентификации товаров и т. д.

Основной формой таможенного контроля на этапе после выпуска товаров является таможенная проверка (статья 331 ТК ЕАЭС). Она заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и содержащихся в представленных таможенным органам документах, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном законодательством.

Сразу скажу, что источники получения таких документов, сведений и информации могут быть различны, их перечень практически не ограничен. Это и банки, и лица, связанные по сделкам и операциям с товарами с проверяемым лицом, перевозчики, владельцы складов, агенты, органы по сертификации, иные государственные и контролирующие органы. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной, которая, в свою очередь, бывает плановой, внеплановой либо встречной.

Под проверяемыми лицами понимаются лица, поименованные в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенная проверка может быть проведена не только у декларанта или перевозчика, но и, например, у тех лиц, в отношении которых имеется информация, свидетельствующая о том, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС.

Примерный перечень вопросов, проверяемых в ходе таможенной проверки, изложен в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенные органы могут проверить соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании не только участниками ВЭД или лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, но и лицами, участвующими в обороте товаров на внутреннем рынке.

Проверка бывает камеральная…

Камеральная таможенная проверка проводится в порядке, предусмотренном статьей 332 ТК ЕАЭС. Особенности ее проведения определены статьей 228 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Она проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, по требованию таможенных органов, а также документов и сведений государственных органов, других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица. Ее осуществляют по месту нахождения назначившего ее таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения на ее проведение.

Сразу отмечу, что таможенная проверка вообще и камеральная в частности может проводиться с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их проведение (статья 331 ТК ЕАЭС). То есть если в ходе камеральной таможенной проверки возникла необходимость в проведении осмотра помещений и территорий у проверяемого лица либо у лица, связанного с ним по сделкам, то такое решение принимается и реализуется. Данный вид таможенной проверки проводится без ограничений периодичности осуществления.

Обязательным требованием является уведомление проверяемого лица о проведении в отношении него камеральной таможенной проверки в день ее начала. Также установлен срок такой проверки – 90 дней со дня направления уведомления, за исключением периода времени проведения экспертизы; между датой направления требования и датой получения таких документов, а также между датой направления требования лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам с товарами, и датой получения таких документов.

Под указанное исключение подпадают периоды времени на направление поручения о проведении таможенного контроля таможенным органам государств — членов ЕАЭС; на запросы иным таможенным и государственным органам, иным уполномоченным организациям (торгово-промышленным палатам, органам по сертификации и испытательным лабораториям и т. п.). Срок продления камеральной таможенной проверки не может превышать 120 календарных дней. О ее продлении проверяемое лицо уведомляется с указанием срока и причины продления.

Бывает и выездная

Положения по организации и проведению выездных таможенных проверок определены статьей 333 ТК ЕАЭС. Нововведения законодательства не сильно затронули данный вид таможенной проверки. Однако здесь есть и важные для нас изменения. Так, выездная таможенная проверка может назначаться не только руководителем (начальником) таможенного органа или уполномоченным им заместителем, но и замещающими их лицами путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки.

При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в решении о проведении выездной таможенной проверки, до завершения ее проведения в решение могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Например, могут быть изменены сведения о должностных лицах, участвующих в проверке, или предмет проверки.

Выездная таможенная проверка не может превышать 2 месяца. Однако в этот срок не включается период времени между датой вручения требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов. По решению начальника таможенного органа время проведения данной проверки может быть продлено на 1 месяц. При этом она может быть приостановлена в случае необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, таможенной экспертизы, направления международных запросов, восстановления проверяемым лицом документов, требующихся для выездной таможенной проверки. Определено, что срок приостановления не может превышать 9 месяцев.

Теперь действуют иначе

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ в порядок завершения таможенных проверок и принятия решений по их результатам внесены значительные изменения. Так, в настоящее время решения по результатам таможенных проверок принимаются в соответствии с особым порядком, предусматривающим возможность проверяемого лица в установленный срок представить возражения на акт таможенной проверки.

Механизм завершения таможенной проверки и принятия решений по ее результатам закреплен статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Из нее следует, что акт таможенной проверки не позднее 5 рабочих дней вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Также не позднее 5 рабочих дней со дня завершения таможенной проверки в адрес таможенного представителя, подавшего таможенную декларацию, в отношении которой выявлено нарушение, повлекшее доначисление таможенных платежей, направляется выписка из акта таможенной проверки. Она должна содержать в том числе выводы по проверке и предварительно рассчитанные суммы подлежащих доначислению таможенных пошлин и налогов.

Механизм принятия решения по результатам таможенной проверки предусматривает право предоставления проверяемым лицом не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки в письменном виде возражений по его содержанию или информации об отсутствии возражений по данному акту. Далее, изложенные в возражениях доводы изучаются должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку. По ним составляется письменное заключение, которое утверждает начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку (либо его заместитель). Не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений оно направляется проверяемому лицу.

Если возражения на акт представлены проверяемым лицом по истечении установленного срока, то они не учитываются при принятии решений по результатам таможенной проверки и передаются в вышестоящий таможенный орган для рассмотрения вопроса о проведении ведомственного контроля. Днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением считается шестой рабочий день со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений.

На основании акта и с учетом подготовленного заключения начальник таможенного органа, проводившего проверку, принимает решение в сфере таможенного дела при наличии оснований его принятия, за исключением случаев, если для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту, назначена новая таможенная проверка.

Далее уточню сроки принятия решения в сфере таможенного дела. Они установлены в 15 рабочих дней со дня:

  • истечения сроков поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае, если заключение по возражениям не должно составляться);
  • поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае их представления проверяемым лицом нарочным после истечения срока поступления возражений, но до истечения срока поступления возражений при их направлении заказным почтовым отправлением);
  • вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки (в случае, если заключение составлялось);
  • получения от проверяемого лица информации об отсутствии возражений по акту, если такая информация поступила до дня истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки.

Важно то, что непредставление возражений по акту таможенной проверки не препятствует обжалованию лицом решений, принятых в установленном порядке по результатам таможенной проверки.

Решения, принятые по результатам таможенной проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручаются проверяемому лицу или его представителю либо направляются в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Немного о решениях

Обращаю внимание, что ТК ЕАЭС определены два вида решений в области таможенного дела, которые могут быть приняты по результатам таможенной проверки: решение о классификации товаров и о внесении изменений (дополнений) в электронный вид декларации на товары (ДТ). Федеральный закон дополнил этот перечень и определил, что при выявлении нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования по результатам таможенной проверки могут быть приняты решения, отличные от перечисленных.

Приказом ФТС России от 08.02.2019 № 226, вступившим в силу с 4 мая 2019 года, утверждена форма решения, принимаемого по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Например, на основании данной формы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров принимаются решения о незаконности ввоза товаров.

Знание процедур – залог успеха

Говоря о проведении таможенной проверки, нельзя не сказать о правах и обязанностях участвующих в ней лиц. Напомню о некоторых правах, которыми должностные лица таможенных органов были наделены старым Кодексом – Таможенным кодексом Таможенного союза и которые вновь закреплены в статье 335 ТК ЕАЭС. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют право требовать:

  • у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухучета и отчетности, а также другую относящуюся к проверяемым товарам информацию, в том числе на электронных носителях; отчетность в соответствии со статьей 18 ТК ЕАЭС;
  • от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами;
  • от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств — членов ЕАЭС и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей этих стран, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС.

Наряду с перечисленным выше, таможенникам дано право запрашивать у государственных органов государств — членов Союза и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС; направлять международные запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств — членов ЕАЭС и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки; назначать таможенную экспертизу.

При проведении выездной таможенной проверки у должностных лиц таможенного органа также есть права:

  • требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
  • проводить в порядке, установленном законодательством государств — членов ЕАЭС, инвентаризацию товаров или требовать ее проведения;
  • получать доступ на объекты проверяемого лица при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений;
  • отбирать пробы и (или) образцы товаров;
  • изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия;
  • налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, либо распоряжение этими товарами иным способом;
  • опечатывать помещения, склады, архивы и иные места нахождения (хранения) документов и товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Права есть у всех

Отмечу, что в части ТК ЕАЭС, где определены права таможенников, предусмотрены нововведения. Теперь при проведении выездной таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют возможность на законных основаниях:

  • требовать от представителей проверяемого лица представления документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных информационных систем проверяемого лица;
  • требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электронной форме, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС не должны находиться в месте проведения выездной таможенной проверки, то должностное лицо таможенного органа устанавливает срок, достаточный для их представления, но не менее 3 рабочих дней;
  • использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку), а также программные продукты, предназначенные для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронной форме.

Здесь также следует отметить, что статьей 336 ТК ЕАЭС установлены права и обязанности проверяемых лиц, в том числе и обязанности, которые отсутствовали в Таможенном кодексе Таможенного союза. Теперь участник ВЭД должен обеспечивать осуществление инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки, а также предоставить возможность произвести отбор проб и (или) образцов товаров в случае принятия решения о назначении таможенной экспертизы. По требованию проверяющих также придется давать письменные и устные пояснения по вопросам своей деятельности, представлять запрашиваемые справки и расчеты.

Лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны по требованию таможенного органа представлять копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами. Речь идет исключительно о документах, необходимых для проведения таможенной проверки.

Статья 331 ТК ТС. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Комментарий к статье 331 ТК ТС:

Кратко охарактеризуем порядок приостановления выпуска товаров, в отношении которых таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, предусмотренный ст. 331 ТК.

Приостановление выпуска товаров выражается в непредоставлении таможенным органом разрешения пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой до истечения срока, на который выпуск приостановлен. Возможность приостановления выпуска товаров согласуется с п. 3 ст. 196 ТК.

Срок, на который может быть приостановлен выпуск товаров, составляет десять рабочих дней. Указанный срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем еще на десять рабочих дней, и только в случае, если правообладатель или лица, представляющие его интересы, обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с национальным законодательством.

Полномочиями по принятию решения о приостановлении выпуска товаров, принимаемого в письменной форме, наделены руководитель таможенного органа или уполномоченное им лицо.

В п. 2 ст. 331 ТК установлена обязанность таможенного органа не позднее следующего дня после приостановления выпуска товаров уведомить об этом декларанта и правообладателя (лиц, представляющих их интересы), а также сообщить декларанту сведения о правообладателе (лице, представляющем его интересы), а последнему — о декларанте (лице, представляющем его интересы). Закрепление высокого уровня принятия решения, а также обязанности скорейшего уведомления заинтересованных лиц направлено на обеспечение защиты не только нарушенных прав обладателя интеллектуальной собственности, но также и прав участника внешнеэкономической деятельности, которые ограничиваются принятием такого решения.

В случае если в установленном законом порядке факт нарушения не нашел своего подтверждения, правообладатель должен возместить причиненные лицам в результате приостановления выпуска товаров убытки, под которыми, например, ст. 15 ГК РФ понимает реальный ущерб (расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенную выгоду (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Следует отметить, что п. 4 ст. 331 ТК установлено право таможенного органа приостановить выпуск товаров, не включенных в национальный таможенный реестр и Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются доказательства о нарушении прав интеллектуальной собственности, по собственной инициативе, без заявления правообладателя. Данный порядок осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств — членов Таможенного союза. В частности, в Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» данная процедура предусмотрена ст. 441; в Российской Федерации — ст. 308 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Важно отметить, что таможенное законодательство РБ не предусматривает возможность осуществления данной процедуры.

Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности разработан в соответствии с положениями статей 331 — 333 ТК и утвержден Приказом ФТС России от 25 марта 2011 года N 626 <454>.

———————————
<454> Документ не опубликован. СПС «КонсультантПлюс».

Понятие и нормативное регулирование таможенной проверки как формы таможенного контроля.

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю». Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза.

Важную роль в сложившихся экономических условиях играет таможенный контроль в различных его формах, способствующий соблюдению физическими и юридическими лицами установленных законом таможенных процедур. Наиболее масштабной формой таможенного контроля на сегодняшний день выступает таможенная проверка.

Стоит отметить, что одной из эффективных мер при проведении таможенного контроля выступает ориентирование в процессе осуществления проверочных мероприятия на пост-контроль, который проводится после выпуска товаров таможенными органами. Данный вид контроля направлен на создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли.

Итак, таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Вышеуказанное понятие таможенной проверки, обозначенное А.Г. Чернявским, на мой взгляд, не совсем полно отражает специфику данной формы таможенного контроля, а если учесть, что на сегодняшний день действует законодательство Евразийского экономического союза и Таможенный кодекс Таможенного союза утратил силу и с 01.01.2018 действует Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017, то вышеуказанное определение таможенной проверки требует корректировки в соответствии действующими нормативно – правовыми актами ЕАЭС.

На сегодняшний день основополагающими нормативно – правовыми актами, закрепляющими основы таможенного контроля в форме таможенной проверки являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 331 ТК ЕАЭС гласит:

1) «Таможенная проверка — форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании»;

2) «Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств — членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит определения понятия «таможенная проверка», однако статья 224 «Формы таможенного контроля» содержит следующее положение: «При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 Кодекса Союза». Это значит, что данная статья является по своему содержанию отсылочной, так как содержит ссылку на нормы ТК ЕАЭС, где мы можем увидеть определение таможенной проверки.

Е.В. Родительская и А.В Зубарева отмечают, что важным фактором, влияющим на результаты таможенной проверки после выпуска товаров, является качество отбора проверяемых лиц на этапе ее планирования. Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов. Обеспечить надлежащее качество возможно, если выбор участников ВЭД осуществляется целенаправленно на основе научно обоснованных методик и алгоритмов.

Е.В. Родительская и А.В Зубарева, на мой взгляд, верно отмечают, что результативность таможенных проверок напрямую зависит от анализа деятельности проверяемых лиц – участников ВЭД.

Пункт 5 статьи 331 ТК ЕАЭС определяет перечень проверяемых лиц:

1) декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

2) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров;

3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;

4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;

5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

6) уполномоченный экономический оператор — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении определенных условий;

7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;

8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.

Помимо нормативного регулирования перечня проверяемых лиц ТК ЕАЭС также устанавливает перечень вопросов, подлежащих таможенной проверке, что также немаловажно, ведь выбор конкретного направления таможенной проверки зависит от ее результативности и дальнейшего планирования мероприятий в рамках аналитической работы должностных лиц таможенного контроля после выпуска товаров. Пункт 6 статьи 331 ТК ЕАЭС содержит перечень следующих направлений:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;

4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;

5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, хотелось бы выделить следующие признаки таможенной проверки как формы таможенного контроля:

1. Таможенная проверка является формой таможенного контроля.

2. Таможенная проверка проводится должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров.

3. Проведение таможенной проверки как формы таможенного контроля связано с комплексом мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

4. Таможенная проверка связана с сопоставлением сведений, заявленных в таможенной декларации и документах, представленных проверяемыми лицами.

5. Нормативно – правовое регулирование таможенной проверки осуществляется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральный законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Результативность таможенных проверок напрямую зависит от анализа деятельности проверяемых лиц – участников ВЭД.

7. Объектом таможенной проверки является деятельность проверяемых лиц.

8. Предметом таможенной проверки являются направления, указанные в пункте 6 статьи 331 ТК ЕАЭС.

Таким образом, ориентирование должностных лиц таможенных органов в нормативно — правовом регулировании таможенной проверки как формы таможенного контроля, ее признаках и порядке проведения позволяет наиболее полно и результативно проводить проверочные мероприятия, формировать планирование аналитической работы в рамках анализа внешнеэкономической деятельности ее субъектов.

2.2. Виды таможенных проверок

Как мы уже выяснили, таможенная проверка в соответствии со статьей 331 ТК ЕАЭС является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Хотелось бы отметить точку зрения Р.Н. Серёминой и Е.С. Смолиной, связанной с тем, что таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.

Часть 7 статьи 331 ТК ЕАЭС выделяет 2 вида таможенных проверок, проводимых должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров: камеральные и выездные.

Как утверждает А.Г. Чернявский, таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной проверки и проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном порядке.

Стоит отметить, что мероприятия по налоговому контролю также предусматривают деление налоговых проверок на камеральные и выездные, а предусмотрено это статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации. Тенденция к тесному взаимодействию таможенных и налоговых органов не случайна и, как показывает практика проведения совместных проверочных мероприятий, их результативность напрямую связана с доначислениями таможенных и налоговых платежей в федеральный бюджет.

Итак, в таможенном законодательстве предусмотрено два вида таможенных проверок, каждая из которых имеет свои особенности в порядке, сроках и способах проведения. Для того чтобы понимать, каким образом в практической деятельности должностных лиц таможенного контроля после выпуска товаров проводятся те или иные проверочные мероприятия, попытаемся выделить признаки камеральных и выездных таможенных проверок на основе действующих нормативно – правовых актов таможенного законодательства.

Камеральная таможенная проверка в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Главная особенность камеральной таможенной проверки состоит в том, что она проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки. Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.

В целом, ТК ЕАЭС устанавливает общие особенности данного вида таможенных проверок без привязки к порядку проведения и документам, на основании которых камеральная таможенная проверка имеет юридическую силу как форма таможенного контроля, а ведь данный аспект, на мой взгляд, является немаловажным в нормативно – правовом регулировании таможенного контроля.

Если мы обратимся к Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то при изучении положений статьи 228 можем выделить следующие особенности:

1) камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами;

2) таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет»;

3) при направлении уведомления о проведении камеральной таможенной проверки по почте заказным письмом оно считается полученным как в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату, так и на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату;

4) срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений.

5) проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости: проведения таможенной экспертизы; направления требования связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка; направления (инициирования направления) запроса (требования) в государственные и муниципальные органы, банковские учреждения; направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства — члена Союза или государства, не являющегося членом Союза;

6) продление проведения камеральной таможенной проверки осуществляется по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц, о чем уведомляется проверяемое лицо с указанием срока и причины продления.

Как мы видим, ФЗ № 289-ФЗ более детально регулирует особенности проведения камеральных таможенных проверок по сравнению с ТК ЕАЭС. Однако, если обратить внимание на пункт 3 статьи 332 ТК ЕАЭС и пункт 5 статьи 228 ФЗ № 289-ФЗ, то можно столкнуться с противоречием между этими нормативно – правовыми актами в части сроков проведения камеральных таможенных проверок.

ТК ЕАЭС не ограничивает период проведения, в то время как ФЗ № 289-ФЗ устанавливает 90-дневный срок проведения камеральных таможенных проверок с возможным продлением в дальнейшем на 120-дневный срок по конкретным обстоятельствам. Возможно, по мере внесений изменений в ТК ЕАЭС данное противоречие будет устранено.

В целом, нормативно – правовые акты в сфере таможенного законодательства выделяют два вида таможенных проверок – камеральные и выездные, каждой из которых свойственен определенный порядок проведения и сроки, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль. Именно результативность таможенного контроля в форме таможенной проверки является важнейшим фактором выполнения показателей, устанавливаемых ФТС для региональных таможен.

Порядок запроса документов и сведений установлен статьей 325 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 325 ТК ЕАЭС если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

В случаях, установленных подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

При этом подпунктом 1 пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС установлена возможность запроса документов в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС (представление документов по запросу таможенного органа, когда такие документы не представлены с ДТ), не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения. Следовательно, запрос документов, даже в случае их предыдущего представления, может быть направлен таможенным органом.

Пунктом 5 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

Благодаря аналитической и оперативной работе, по результатам таможенных проверок (далее — ТП) таможенные органы (далее — ТО) взыскивают платежи с участников внешнеэкономических операций, не соблюдающих законы. В свете расширения компетенций таможенных органов все более актуальным становится вопрос о защите прав юридических и физических лиц при осуществлении таможенного контроля.

Несмотря на упрощение таможенных процедур, ТП после выпуска товаров стали многообещающим направлением деятельности ТО, обеспечивающим поступление денежных средств в федеральный бюджет. В этой статье рассмотрим, что собой представляет камеральная ТП.

Что такое камеральная таможенная проверка

Согласно ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), это форма ТП, проводимая с неограниченной периодичностью по месту нахождения ТО без выезда к проверяемому лицу (далее — ПЛ).

Справка. ТП пришла на смену существовавшей ранее таможенной ревизии, но если таможенная ревизия контролировала факт выпуска товаров и достоверность сведений, представленных при декларировании, то цели ТП значительно шире.

В соответствии с п. 1 ст. 331 ТК ЕАЭС ТП нацелена на содействие соблюдению требований, установленных таможенным и другими законодательными актами стран ЕАЭС.

ТП может проводиться в отношении лиц:

  • зарегистрированных участников в области таможенного дела;
  • напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
  • в текущий момент или в прошлом (по информации ТО) владевших или пользовавшихся товарами с нарушением международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов государств ЕАЭС, в том числе товарами, незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС (ст. 331 ТК ЕАЭС).

Основанием для ее проведения является информация, имеющаяся в распоряжении ТО, о товарах, незаконно ввезенных или находящихся на таможенной территории ЕАЭС (п. 8 ст. 310 ТК ЕАЭС).

Правовая база

Нормы для камеральных ТП установлены в:

  • ТК ЕАЭС;
  • Федеральном законе от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон №289-ФЗ).

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
    • коммерческие и транспортные документы;
    • данные бухгалтерского учета и отчетности;
    • иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  2. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
    • владеющих;
    • пользующихся;
    • перевозящих;
    • реализующих;
    • перерабатывающих такие товары.
  3. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  4. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  5. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  6. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  7. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

Права и обязанности проверяемых

ПЛ в ходе ТП вправе:

  • получать у ТО информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • представлять имеющиеся в его распоряжении документы и данные, подтверждающие соблюдение международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов стран ЕАЭС;
  • обжаловать решения, действия или бездействие ТО в порядке, установленном законами государств ЕАЭС;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством государств ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • после получения акта ТП, с разрешения начальника или заместителя начальника ТО, знакомиться с материалами ТП, не содержащими охраняемую законодательством ЕАЭС тайну, а если представление ПЛ указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами ТП, содержащими такие сведения;
  • в порядке, предусмотренном ст. 237 Закона № 289-ФЗ, представить в ТО возражения по акту ТП (ст. 235 Закона №289-ФЗ).

Что такое таможенные пошлины и какие они бывают

Что такое таможенный склад

Что такое таможенная процедура уничтожения

ПЛ в процессе ТП обязано:

  • представлять по требованию ТО в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также и на ином носителе;
  • представлять должностным лицам ТО, проводящим ТП, перевод документации в случае, если необходимая в целях ТП документация составлена на языке, отличном от государственного языка страны ЕАЭС, ТО которого проводит ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС).

Представление необходимых бумаг и сведений

Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:

  • Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
  • органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
  • иные уполномоченные организации.

ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:

  • справка о наличии счетов;
  • заверенные копии контрактов (договоров);
  • заверенные копии паспортов сделок;
  • ведомости банковского контроля;
  • заверенные копии подтверждающих документов;
  • заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • выписки по операциям на счетах;
  • заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.

Справка. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых ТО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При необходимости по письменному запросу в произвольной форме ТО вправе ознакомиться с подлинниками документов (ст. 228 Закона №289-ФЗ).

Порядок проведения

Проверка регулируется ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 Закона №289-ФЗ. Ниже рассмотрим весь процесс поэтапно.

Подготовительный этап

Камеральная ТП проводится на основании изучения и анализа сведений, содержащихся в:

  • таможенных декларациях;
  • коммерческих, транспортных и иных документах, представленных ПЛ при совершении таможенных операций или по требованию ТО;
  • документах и сведениях государственных органов стран ЕАЭС;
  • других документах и сведениях, имеющихся на таможне и касающихся ПЛ (п. 1 ст. 332 ТК ЕАЭС).

Основной этап

Камеральная ТП назначается начальником либо заместителем начальника ТО, который проводит ТП.

Период камеральной ТП не превышает 90 календарных дней со дня направления ПЛ уведомления о ТП. В указанный срок не включается время между датой направления ПЛ требования о представлении сведений и датой их получения ТО.

Запрос информации и документов

Камеральную ТП продлевают на 120 календарных дней при необходимости:

  • проведения таможенной экспертизы;
  • направления требований третьим лицам (ст. 335 ТК ЕАЭС)
  • направления запросов, требований, поручений: согласно п. 1 ст. 337, п. 7 ст. 340, п. 7 ст. 371, пп. 3 п. 1 ст. 335 ТК ЕАЭС и ст. 240, 241, 242 Закона №289-ФЗ; в компетентный орган другого государства ЕАЭС или страны, не входящей в ЕАЭС; в ТО других государств ЕАЭС согласно ст. 373 ТК ЕАЭС.

Справка. Допускается однократное продление в рамках одной камеральной ТП, утверждаемое начальником либо заместителем начальника ТО, проводящего ТП, с уведомлением ПЛ о сроке и причине продления.

Заключительный этап

Датой завершения ТП считается дата составления акта ТП в электронном виде или в двух экземплярах на бумажном носителе. Акт утверждается начальником или заместителем начальника ТО, проводившего проверку, не позднее трех рабочих дней со дня его составления.

Выводы по результатам проведения камеральной ТП должны содержать в том числе информацию о предполагаемых суммах пошлин, подлежащих начислению и уплате.

ПЛ не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта ТП вправе представить в ТО в письменном виде возражения по акту ТП в целом или по его отдельным положениям, а также информацию об отсутствии возражений.

Если возражения по акту ТП представлены или направлены ПЛ по истечении 15 рабочих дней либо при направлении заказным почтовым отправлением после шестого рабочего дня со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений, такие возражения не учитываются при принятии решений по результатам ТП и передаются ТО, проводившим ТП, в вышестоящий ТО для рассмотрения вопроса о ведомственном контроле согласно ст. 263 Закона №289-ФЗ.

По акту ТП при наличии оснований, предусмотренных ТК ЕАЭС и ст. 218 Закона №289-ФЗ, ТО принимает решение в сфере таможенного дела, за исключением случаев, когда в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту ТП, назначают новую ТП.

Популярные вопросы

Изменения в таможенном законодательстве ставят новые вопросы даже перед профессионалами. Вот ответы на некоторые из них.

Должна ли таможня уведомлять юрлицо о камеральной проверке?

ТО уведомляет ПЛ о проведении камеральной ТП путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа (ст. 228 Закона №289-ФЗ).

Имеет ли право юрлицо отказаться от представления сведений?

При отсутствии документов или сведений либо возникновении других обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, ПЛ обязано представить до истечения установленного срока письменное объяснение причин неисполнения требования ТО о представлении таких документов или сведений (ст. 236 Закона №289-ФЗ).

Внимание! При непредставлении по требованию ТО в установленный срок документов или сведений назначается выездная ТП (ст. 332 ТК ЕАЭС).

ТК ЕАЭС в ст. 310 предусматривает трехлетний ограничительный период проверки, который не может быть применен, если товар ввезен незаконно и невозможно установить дату пересечения границы. Приобретение импортного товара у российского субъекта на территории РФ не страхует покупателя от ТП, если, по информации ТО, такой товар попал в страну с нарушением законодательства.

Претензии о взыскании платежей могут быть предъявлены фактически без ограничения временного периода. Возникают ситуации, когда проверка охватывает семь и более лет с момента предполагаемого незаконного ввоза, накладывая обременения на имущество юрлица и его контрагентов.

Таможенный контроль ЕАЭС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *