Содержание

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 августа 2010 г.

Регистрационный N 18147

В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. N 143 «Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 1996 г., регистрационный N 1119. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Министр

А. Фурсенко

Приложение

Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, а также единые требования к заполнению, организации учета и хранения бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании.

2. Документы государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, формы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. N 295 «Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса образовательного учреждения и технических требований к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2009 г., регистрационный N 15042. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, N 49) (далее — аттестаты), выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (далее — образовательное учреждение).

II. Выдача аттестатов

3. Аттестат об основном общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы основного общего образования в любой форме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке (далее — выпускник IX класса).

Аттестат об основном общем образовании с отличием выдается выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в любой форме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке (далее — выпускник XI (XII) класса.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой или серебряной медалью выдается выпускникам XI (XII) класса, награжденным золотой или серебряной медалью в соответствии с Положением о медалях «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 140 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2010 г., регистрационный N 16760. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 16).

4. Аттестаты выдаются выпускникам IX и XI (XII) классов теми образовательными учреждениями, в которых они проходили государственную (итоговую) аттестацию, на основании решения педагогического совета образовательного учреждения.

Аттестаты выдаются выпускникам не позднее десяти дней после даты издания приказа об окончании ими образовательного учреждения и выдаче аттестатов.

5. Аттестат выдается под личную подпись выпускнику образовательного учреждения при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

6. Для регистрации выданных аттестатов в образовательном учреждении ведется Книга для учета и записи выданных аттестатов на бумажном носителе и (или) в электронном виде.

7. Книга для учета и записи выданных аттестатов в образовательном учреждении ведется отдельно по каждому уровню общего образования и содержит следующие сведения:

учетный номер (по порядку);

код, серия и порядковый номер аттестата;

фамилия, имя, отчество (при наличии) выпускника;

дата рождения выпускника;

наименования учебных предметов и итоговые отметки выпускника по ним;

дата и номер приказа о выдаче аттестата; подпись получателя аттестата;

дата получения аттестата;

сведения о выдаче дубликата (код, серия и номер бланка дубликата аттестата, дата и номер приказа о выдаче дубликата аттестата, дата выдачи дубликата, номер учетной записи выданного дубликата).

8. В Книгу для учета и записи выданных аттестатов список выпускников текущего учебного года вносится в алфавитном порядке отдельно по каждому классу (со сквозной нумерацией), номера бланков — в возрастающем порядке.

Записи в Книге для учета и записи выданных аттестатов заверяются подписями классного руководителя, руководителя образовательного учреждения и печатью образовательного учреждения отдельно по каждому классу, ставится дата и номер приказа об окончании образовательного учреждения и выдаче аттестатов.

Исправления, допущенные при заполнении Книги для учета и записи выданных аттестатов, заверяются руководителем образовательного учреждения и скрепляются печатью образовательного учреждения со ссылкой на номер учетной записи.

Книга для учета и записи выданных аттестатов прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью образовательного учреждения и хранится как документ строгой отчетности.

9. Аттестаты, не полученные выпускниками в год окончания образовательного учреждения, хранятся в образовательном учреждении до их востребования.

10. При обнаружении ошибок, допущенных при заполнении аттестата, в год окончания выпускником образовательного учреждения выдается аттестат или приложение к аттестату (далее — приложение) на новом бланке взамен испорченного. Выдача нового аттестата или приложения взамен испорченного регистрируется в Книге для учета и записи выданных аттестатов за новым номером учетной записи. При этом напротив ранее сделанной учетной записи делается пометка «испорчен, аннулирован, выдан новый аттестат» с указанием номера учетной записи аттестата, выданного взамен испорченного.

11. Образовательное учреждение выдает дубликат аттестата в случае его утраты, порчи (повреждения). В случае утраты, порчи (повреждения) только приложения взамен выдается дубликат приложения, на котором проставляется номер сохранившегося аттестата и дата выдачи дубликата приложения.

12. Выдача дубликата аттестата или приложения осуществляется на основании письменного заявления, подаваемого в образовательное учреждение, выдавшее аттестат:

при утрате аттестата или приложения — с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения, а также приложением документов, подтверждающих факт утраты (справка из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и другие);

при порче аттестата или приложения, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, — с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования или указанием допущенных ошибок, с приложением поврежденного (испорченного) аттестата или приложения, которые уничтожаются в установленном порядке.

13. О выдаче дубликата аттестата или дубликата приложения образовательным учреждением издается приказ. Копия приказа, заявление выпускника и все основания для выдачи дубликата хранятся вместе с личными делами выпускников.

14. При выдаче дубликата аттестата или дубликата приложения в Книге для учета и записи выданных аттестатов текущего года делается соответствующая запись, в том числе указывается учетный номер записи и дата выдачи оригинала, код, серия и порядковый номер его бланка, при этом отметка о выдаче дубликата аттестата делается также напротив учетного номера записи выдачи оригинала в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Каждая запись о выдаче дубликата аттестата заверяется подписью руководителя образовательного учреждения и скрепляется печатью образовательного учреждения.

15. В случае изменения наименования образовательного учреждения дубликат аттестата и (или) приложения выдается образовательным учреждением вместе с документом, подтверждающим изменение наименования образовательного учреждения.

В случае реорганизации образовательного учреждения дубликат аттестата и (или) приложения выдается образовательным учреждением-правопреемником.

В случае ликвидации образовательного учреждения дубликат аттестата и (или) приложения выдается в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

16. При утрате архивных данных факт окончания образовательного учреждения устанавливается при наличии одного из документов:

письменных свидетельств не менее трех учителей, обучавших выпускника в IX или XI (XII) классах указанного образовательного учреждения, или руководителя (его заместителя) образовательного учреждения, осуществлявшего управление образовательным учреждением в годы обучения выпускника в IX или XI (XII) классах;

копий аттестатов, заверенных в установленном порядке;

прочих документов, удостоверяющих факт окончания образовательного учреждения: протоколы педагогического совета и приказ образовательного учреждения о допуске к государственной (итоговой) аттестации (либо об утверждении результатов выпускных экзаменов, либо о переводе в X класс, либо об окончании образовательного учреждения), похвальные листы, похвальные грамоты и другие.

17. При отсутствии архивных данных об итоговых отметках по общеобразовательным предметам приложение не выдается.

При отсутствии архивных данных, иных материалов, подтверждающих освоение выпускником основных образовательных программ основного общего или среднего (полного) общего образования, образовательное учреждение вправе отказать в выдаче дубликата аттестата. При этом указанное решение образовательного учреждения может быть оспорено выпускником в судебном порядке.

18. Дубликаты аттестата и приложения выдаются на бланках образца, действующего в период обращения о выдаче дубликата, независимо от года окончания выпускником образовательного учреждения.

19. Решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата аттестата или приложения принимается образовательным учреждением в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

20. Документы о соответствующем уровне общего образования по форме, определенной образовательным учреждением самостоятельно, не подлежат обмену на аттестаты.

III. Заполнение бланков аттестатов и приложений

21. Бланки аттестатов и приложений заполняются на русском языке с помощью принтера (шрифтом черного цвета), в том числе с использованием компьютерного модуля заполнения аттестатов и приложений, позволяющего автоматически формировать электронную Книгу для учета и записи выданных аттестатов.

Заполнение рукописным способом аттестатов и приложений не допускается, за исключением аттестатов, выдаваемых образовательными учреждениями уголовно-исполнительной системы, и свидетельств об окончании специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.

22. Фамилия, имя, отчество (при наличии) выпускника вносятся в бланк аттестата в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность выпускника, в дательном падеже.

После записи фамилии, имени, отчества (при наличии) указывается год окончания образовательного учреждения, полное наименование образовательного учреждения (в винительном падеже), которое окончил выпускник, в соответствии с полным наименованием образовательного учреждения согласно его уставу, а также название места его нахождения — название населенного пункта, муниципального образования, субъекта Российской Федерации.

В случае если полное наименование образовательного учреждения содержит информацию о местонахождении учреждения (поселок (село, деревня), район, область (республика) и др.), то наименование населенного пункта во избежание дублирования не пишется.

При недостатке выделенного поля в наименовании образовательного учреждения, а также его места нахождения допускается написание установленных сокращенных наименований.

23. На обложке приложения указываются: код, серия и порядковый номер аттестата; фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника в именительном падеже; дата рождения (число, месяц, год), где число пишется арабскими цифрами, месяц — прописью в родительном падеже, год рождения — четырехзначными арабскими цифрами.

24. В приложении выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету обязательной части базисного учебного плана и части учебного плана образовательного учреждения, формируемой участниками образовательного процесса, изучавшемуся выпускником (в случае, если на его изучение отводилось по учебному плану образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебных года). В разделе «Дополнительные сведения» перечисляются наименования учебных курсов, предметов, дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 часов за два учебных года, в том числе в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением.

25. Название каждого учебного предмета записывается на отдельной строке с прописной (заглавной) буквы, без порядковой нумерации, в именительном падеже со следующими допустимыми сокращениями и аббревиатурой:

Информатика и ИКТ — Информатика;

Физическая культура — Физкультура;

Мировая художественная культура — МХК;

Изобразительное искусство — ИЗО;

Основы безопасности жизнедеятельности — ОБЖ.

Допускается уточнение Русская литература в случае, если выпускник окончил образовательное учреждение с обучением на родном (нерусском) языке.

26. Отметки по учебным предметам проставляются арабскими цифрами и в скобках — словами. При этом возможно сокращение слова в соответствии с правилами русской орфографии (например, удовлетворительно — удовл.).

Записи «зачтено», «не изучал» не допускаются. На незаполненных строках приложения ставится «Z».

27. Форма получения образования в аттестатах и приложениях не указывается.

28. В дубликате аттестата после фамилии, имени, отчества (при наличии) указывается год окончания и полное наименование того образовательного учреждения, которое окончил выпускник, ставится дата выдачи дубликата аттестата. На бланках титула аттестата и приложения справа в верхнем углу ставится штамп «Дубликат».

29. Подпись руководителя образовательного учреждения в аттестат и приложение проставляется черной пастой с последующей ее расшифровкой (инициалы, фамилия).

В случае временного отсутствия руководителя образовательного учреждения аттестат и приложение подписываются лицом, исполняющим обязанности руководителя образовательного учреждения, на основании приказа образовательного учреждения. При этом перед словом «руководитель» сокращение «и.о.» или вертикальная черта не допускаются.

30. Не допускается заверение бланков аттестата и приложения факсимильной подписью.

31. Заполненные бланки аттестатов и приложений скрепляются печатью образовательного учреждения с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Оттиск печати должен быть ясным, четким и легко читаемым.

32. Бланки аттестатов и приложений после их заполнения должны быть тщательно проверены на точность и безошибочность внесенных в него записей. Не допускаются подчистки, пропуски строк.

IV. Учет и хранение бланков аттестатов и приложений

33. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена организация обеспечения имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений бланками аттестатов и приложений (далее — уполномоченные органы исполнительной власти), определяют объем, сроки и условия формирования заказа, изготовления и доставки бланков аттестатов и приложений.

34. Бланки аттестатов и приложений как документы строгой отчетности должны храниться в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним, а именно: в специально выделенных и оборудованных помещениях, сейфах или металлических шкафах с надежными внутренними или навесными замками, и учитываться по специальному реестру.

Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки аттестатов и приложений, должны быть закрыты на замки и опечатаны.

35. Передача полученных образовательным учреждением бланков аттестатов и приложений другим образовательным учреждениям не допускается.

36. Не использованные в текущем году бланки аттестатов и приложений, оставшиеся после выдачи аттестатов выпускникам, возвращаются по месту их получения в сроки, установленные уполномоченным органом исполнительной власти.

37. Бланки аттестатов и приложений, испорченные при заполнении, подлежат списанию и уничтожению по решению создаваемой в образовательном учреждении комиссии под председательством руководителя образовательного учреждения. Комиссия составляет акт в двух экземплярах. В акте указываются количество (числом и прописью) и номера уничтожаемых бланков аттестатов и приложений. Номера испорченных титулов аттестатов вырезаются и наклеиваются на отдельный лист бумаги, который прилагается к первому экземпляру акта. Первый экземпляр акта с приложением представляется в уполномоченный орган исполнительной власти, второй экземпляр остается в образовательном учреждении.

38. Лица, назначенные руководителем уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, образовательного учреждения) ответственными за получение, хранение, учет и выдачу бланков аттестатов, на основании накладной принимают бланки твердых обложек и титулов аттестатов, приложений по количеству и качеству, проверяют отсутствие дефектов; в случае обнаружения недостачи (дефектов) составляют акт, в котором указывается дата и место приема, количество и типографские номера недостающих или имеющих дефект бланков твердых обложек и титулов аттестатов, приложений, характер дефектов в них.

39. Учет бланков аттестатов и приложений ведется в уполномоченных органах исполнительной власти (органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждениях) по каждому уровню общего образования и по каждому виду документа отдельно, в соответствующей Книге учета бланков аттестатов как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

40. Книга учета бланков аттестатов включает следующие сведения:

40.1. При учете полученных бланков аттестатов:

номер учетной записи;

наименование организации-изготовителя или уполномоченного органа исполнительной власти, от которой (ого) получены бланки (аттестатов);

дата получения бланков аттестатов;

реквизиты накладной;

количество полученных бланков аттестатов, в том числе титулов (с указанием типографских номеров), твердых обложек, приложений;

фамилия, имя отчество и должность получателя;

реквизиты доверенности (номер, дата, наименование организации, выдавшей доверенность на получение);

подпись получившего с расшифровкой;

40.2. При учете выданных бланков аттестатов:

номер учетной записи;

дата выдачи бланков аттестатов;

наименование органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, или образовательного учреждения, которому выданы бланки аттестатов;

количество выданных бланков аттестатов, в том числе титулов (с указанием типографских номеров), твердых обложек, приложений;

реквизиты накладной;

фамилия, имя, отчество и должность получателя;

реквизиты доверенности (номер, дата, наименование организации, выдавшей доверенность на получение);

подписи получившего и выдавшего с расшифровкой;

40.3. При учете остатков бланков аттестатов:

остаток бланков аттестатов на 1 января текущего года;

количество полученных бланков аттестатов в текущем году;

количество израсходованных бланков аттестатов (приложений) в текущем году — всего, из них: выдано выпускникам текущего года, выдано взамен испорченных, выдано дубликатов;

количество бланков аттестатов (приложений), утраченных (или испорченных) в силу различных причин (утеряно, похищено, испорчено при наводнении, аварийных и техногенных ситуациях);

остаток бланков аттестатов на 31 декабря текущего года;

подпись ответственного лица с расшифровкой — фамилия, имя, отчество (при наличии), должность.

41. Книга учета бланков аттестатов должна быть пронумерована, прошнурована, иметь на последней странице запись о наименовании уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, образовательного учреждения) и количестве страниц, печать и подпись руководителя уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, образовательного учреждения).

Записи в Книге учета бланков аттестатов производятся в хронологическом порядке при совершении каждой операции прихода-расхода лицом, ответственным за получение, хранение, учет и выдачу бланков аттестатов.

Цензовое образование — это специальная система, предназначенная для детей, имеющих ограниченные возможности. Рассмотрим подробнее процесс ее образования в нашей стране.

Понятия «цензовое образование» появилось в 20-30 годах прошлого века. Во второй половине 20 века в стране была создана достаточно разнообразная, широкая сеть дошкольных учреждений, имеющих специальное назначение:

  • сады-ясли;
  • детские сады;
  • детские дома для дошкольников;
  • группы при детских садах, яслях, в школах-интернатах.

По мере образования и развития системы дошкольных учреждений учеными и педагогами-практиками были созданы методы, принципы, приемы определения, коррекции различных отклонений в развитии малышей.

Система специального образования позволяла вести серьезную профилактическую работу, направленную на своевременное выявление проблемы, поиск оптимальных способов ее быстрейшего устранения.

Принципы построения

На тех традициях, которые были заложены в 20 веке, выстраивается вся современная система дошкольного образования и воспитания.

Цензовое образование — это система, которая основывается на принципе отклонения в развитии. Для малышей с разнообразными проблемами создаются дошкольные группы (отдельные учреждения) следующих видов:

  • с нарушениями слуха (слабослышащих, глухих);
  • с серьезными нарушениями интеллекта (для умственно отсталых детей);
  • с дефектами речи (фонетико-фонематическим недоразвитием, с заиканием);
  • с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Инклюзивное образование предполагает меньшую наполняемость групп (до 15 человек). В штат образовательной организации вводятся дополнительные специалисты: дефектологи, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, медицинские работники.

Специфика образовательного процесса

Цензовое образование лиц с ОВЗ осуществляется по специальным комплексным программам воспитания и обучения, которые разрабатываются отдельно для каждой возрастной категории детей с учетом отклонений в развитии. Готовые программы анализируются, корректируются, утверждаются Министерством просвещения РФ.

Особенности работы специалистов

Цензовое образование детей с аномальным развитием предполагает распределение видов занятий между узкими специалистами (дефектологом, олигофренопедагогом) и учителем (воспитателем). К примеру, развитие речи, конструирование, знакомство с элементарными математическими понятиями осуществляется не учителем, а педагогом-дефектологом.

Организацией специальных занятий также занимается специалист, учитель осуществляет общий контроль (присмотр) за детьми, вовлекает их в игровую деятельность, создает комфортные условия для пребывания «особенных малышей» в образовательных учреждениях.

Среди специальных занятий, без которых сложно представить себе современное инклюзивное образование, наличествуют такие, как совершенствование слухового восприятия, коррекция произношений звуков, развитие зрительных навыков, лечебная и коррекционная физическая культура.

Важные аспекты

Цензовое образование — это бесплатная возможность для детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, получать знания, умения, навыки, необходимые им для социализации.

Для детей дошкольного возраста предполагается внесение родителями только платы за пребывание малыша в детском саду. Нахождение ребят школьного возраста в специализированных группах (классах), занятия с логопедом, дефектологом, олигофренопедагогом осуществляется на бесплатной основе.

Специальные школы функционируют для помощи семьям в полноценном воспитании «особенных детей». Педагоги и специалисты стараются в максимальной степени развить возможности таких малышей, помочь детям в последующей социализации.

В 1992 году в РФ был принят ФЗ «Об образовании», согласно которому в стране введена новая типология образовательных организаций, произведены существенные организационные и правовые изменения специального образования.

Функционирование ДОУ

Что такое цензовое и нецензовое образование в настоящее время? Для того чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к типовым положениям, которые были введены для всех видов образовательных учреждений. Детские сады, предназначенные для детей, развивающихся нормально, являются местом для общения, игр с другими малышами. Таким образом, в настоящее время в ДОУ обычного типа осуществляется присмотр за детьми на тот промежуток времени, пока их родители находятся на работе.

Цензовое образование — это единственная возможность для семей, занимающихся воспитанием малышей с отклонениями в развитии, развивать ребенка, прививать ему элементарные понятия и навыки.

Часто специализированный детский сад становится единственным местом, где созданы оптимальные условия, требуемые «особенному ребенку» для физического и умственного развития. Дети с отклонениями принимаются в образовательные дошкольные учреждения коррекционного типа только при наличии письменного согласия родителей (или законных представителей) на основании заключения, сделанного специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Многие малыши с серьезными отклонениями в развитии развиваются в детских учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида. Воспитание и обучение в таких дошкольных организациях осуществляется в полном соответствии со специальными коррекционными развивающими программами, созданными для каждой категории малышей, имеющей определенные отклонения от нормального развития.

В зависимости от вида нарушения и возраста, наполняемость групп в ДОУ для «особенных детей» составляет:

  • при тяжелых нарушениях речи – от 6 до 10 детей;
  • для дошкольников с трехлетнего возраста, имеющих серьезные фонетические нарушения речи – до 12 человек;
  • глухих и слабослышащих детей – до 6 чел.;
  • с проблемами опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта – 6-8 чел.;
  • с задержкой психического развития – 6-10 человек;
  • с иными видами отклонений – до 15 детей.

Иные формы работы

Если дети дошкольного возраста по различным объективным причинам не могут посещать в обычном режиме детский сад, для них возможна организация групп кратковременного пребывания. Основным предназначением их является оказание целенаправленной педагогической и психологической помощи малышам, а также осуществление консультативной и методической поддержки их родителям (законным представителям).

Такие группы способствуют социальной адаптации детей, формированию у них предпосылок для последующей учебной работы. Занятия проводятся индивидуально либо группами по 2-3 человека в присутствии пап и мам. Время для занятий подбирается с учетом пожеланий родителей.

Данная форма работы предполагает проведение занятий не только воспитателем, но и иными специалистами детского дошкольного учреждения: логопедом, олигофренопедагогом, тифлопедагогом, сурдопедагогом. Такие группы считаются специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для воспитанников, обучающихся, с серьезными отклонениями в развитии.

Современные тенденции в школьной коррекционной педагогике

Образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии направлены на создание оптимальных условий для укрепления и охраны здоровья детей, их физическое и психическое развитие. При переходе из детского сада в школу у любого ребенка появляются серьезные проблемы, связанные с привыканием к новому коллективу, обстановке, режиму дня. Дети со специальными потребностями, которые испытывают серьезные сложности в общении, обучении, социальной адаптации, особенно тяжело переживают такой кризис. Именно поэтому комфортной формой организации воспитания и обучения детей с серьезными отклонениями в развитии является учреждение «детский сад – начальная школа».

Цензовое образование, определение которого уже приводилось выше, позволяет ребенку свою школьную жизнь начинать с привычной обстановки и среды, посещая одну и ту же дошкольную группу на протяжении нескольких лет.

Центры для «особенных детей»

Среди типов образовательных учреждений, в которых организуется обучение и воспитание школьников со специальными возможностями и потребностями, выделяют и различные центры: консультирования и диагностики, психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медико-психологического сопровождения, лечебной педагогики, индивидуального обучения. В них занимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Контингент подобных учреждений составляют следующие дети:

  • с большой степенью педагогической запущенности, которые отказываются по разным причинам посещать обычные общеобразовательные организации;
  • дети с нарушениями волевой и эмоциональной сферы;
  • ребята, подвергшиеся разным формам физического и психологического насилия.

Среди категорий, перечисленных выше, достаточно детей, которые имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Для них осуществляется цензовое образование в пролонгированные сроки.

Работают с такими воспитанниками социальные педагоги, детские психологи, дефектологи, логопеды, а также медицинские работники.

Направления деятельности

Среди основных направлений деятельности подобных учреждений выделяют:

  • диагностику уровня психического и физического развития, отклонений в поведении;
  • развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, психическим и соматическим здоровьем;
  • организация развивающего, компенсирующего, коррекционного обучения;
  • психопрофилактическая и психокоррекционная работа;
  • осуществление комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.

В РФ функционирует множество оздоровительных образовательных учреждений санаторного вида для детей, которые нуждаются в продолжительном лечении:

  • санаторно-лесные школы;
  • школы-интернаты санаторного типа;
  • санаторные детские дома для сирот.

Такие учреждения направлены на воспитание и образование, а также на проведение реабилитационных, лечебных, оздоровительных мероприятий, адаптацию «особенных детей» к социуму, их разностороннее развитие, лечение.

Случаются такие ситуации, когда в 5-6-летнем возрасте дошкольное учреждение не сумело выявить серьезных отклонений в развитии ребенка. Чтобы исправить ситуацию, для малышей с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии создаются специальные группы при коррекционных школах, а также при школах-интернатах.

Образовательные программы, по которым обучаются такие дети, рассчитаны на 1-2 года. На протяжении всего этого времени происходит развитие предпосылок у ребенка к учебной деятельности в коррекционно-развивающей среде.

Цензовое образование получают выпускники всех специальных школ, кроме тех малышей, которым это запрещено по медицинским показаниям.

Особенности школьного образования

Дети школьного возраста, которые имеют особы образовательные потребности, обучаются по специальным образовательным стандартам на дому либо в образовательных учреждениях. Существует восемь видов специальных школ, предназначенных для детей с серьезными нарушениями развития:

  • для глухих детей учреждение I вида;
  • для позднооглохших и слабослышащих учреждение II вида;
  • для незрячих детей образовательное учреждение III вида;
  • для слабовидящих детей школы-интернаты IV вида;
  • для детей со сложными нарушениями речи образовательное учреждение V вида;
  • для ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата учреждение VI вида;
  • для детей с задержкой психического развития образовательное учреждение VII вида;
  • для детей с умственной отсталостью учреждение VIII вида.

Во всех коррекционных (специальных) образовательных организациях реализуются специальные федеральные стандарты. Учебные планы, по которым работают специалисты в каждом типе таких школ-интернатов, разработаны с учетом психофизических особенностей развития, индивидуальных возможностей «особенных детей». Помимо государственных специальных (коррекционных) учреждений существуют также и частные (негосударственные) школы-интернаты.

В последние годы появляются образовательные учреждения и для детей, имеющих следующие ограничения жизнедеятельности и здоровья: с синдромом Дауна, симптомами аутизма.

Сотрудники каждого образовательного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь детей, обеспечение их конституционного права на получение качественного бесплатного образования в рамках установленного стандарта.

Все выпускники коррекционных образовательных учреждений (кроме школ VIII вида) получают цензовое образование. Всем им обязательно вручают аттестат государственного образца, в котором указывают факт завершения обучения в коррекционном общем или среднем образовательном учреждении.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 2013 года N 1145

Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам

порядок выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам (приложение N 2).

Министр
Д.В.Ливанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 ноября 2013 года,
регистрационный N 30465

Приложение N 1. Образец свидетельства об обучении

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 14 октября 2013 года N 1145

Свидетельство об обучении состоит из обложки и титула.

Обложка

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Титул

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Приложение N 2

Порядок выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам

1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи свидетельства об обучении (далее — свидетельство) лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

2. Свидетельства выдаются обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее — выпускник), организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — образовательная организация), в которых они обучались.
Свидетельства выдаются выпускникам в связи с завершением ими обучения не позднее десяти дней после даты издания распорядительного акта об отчислении выпускников из образовательной организации.

3. Свидетельство выдается под личную подпись выпускнику образовательной организации при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

4. Для регистрации выданных свидетельств в образовательной организации ведется книга регистрации выдачи свидетельств на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Бланки свидетельств хранятся как документы строгой отчетности.

5. Книга регистрации выдачи свидетельств в образовательной организации содержит следующие сведения:
учетный номер записи (по порядку);
номер бланка свидетельства;
фамилию, имя, отчество (при наличии) выпускника;
дату рождения выпускника;
наименования учебных предметов и оценки, полученные выпускником по ним;
дату и номер распорядительного акта об отчислении выпускника из образовательной организации;
подпись получателя свидетельства;
дата получения свидетельства;
сведения о выдаче дубликата (номер бланка дубликата свидетельства, дату и номер распорядительного акта о выдаче дубликата свидетельства, дату выдачи дубликата, учетный номер записи выданного дубликата).

6. В книгу регистрации выдачи свидетельств список выпускников текущего учебного года вносится в алфавитном порядке отдельно по каждому классу (со сквозной нумерацией), номера бланков — в возрастающем порядке.
Записи в книге регистрации выдачи свидетельств заверяются подписями классного руководителя, руководителя образовательной организации и печатью образовательной организации отдельно по каждому классу, ставятся дата и номер распорядительного акта об отчислении выпускника из образовательной организации.
Исправления, допущенные при заполнении книги регистрации выдачи свидетельств, заверяются руководителем образовательной организации и скрепляются печатью образовательной организации со ссылкой на учетный номер записи.
В случае временного отсутствия руководителя образовательной организации записи в книге регистрации выдачи свидетельств и исправления, допущенные при ее заполнении, подписываются лицом, исполняющим в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации.
Книга регистрации выдачи свидетельств прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью образовательной организации и хранится как документ строгой отчетности.

7. Свидетельства, не полученные выпускниками в год окончания образовательной организации, хранятся в образовательной организации до их востребования.

8. До выдачи свидетельства заполненный бланк должен быть тщательно проверен на точность и безошибочность внесенных в него записей. Бланк свидетельства, составленный с ошибками или имеющий иные дефекты, внесенные при заполнении, считается испорченным при заполнении и подлежит замене. Испорченные при заполнении бланки свидетельств уничтожаются в установленном порядке. Взамен испорченного бланка свидетельства образовательной организацией выдается свидетельство на новом бланке. Выдача нового свидетельства взамен испорченного регистрируется в книге регистрации выдачи свидетельств за новым учетным номером записи. При этом напротив ранее сделанного учетного номера записи делается пометка «испорчено, аннулировано, выдано новое свидетельство» с указанием учетного номера записи свидетельства, выданного взамен испорченного.

9. Образовательная организация выдает дубликат свидетельства в случае его утраты, порчи (повреждения), обнаружения ошибки, смены фамилии (имени, отчества) выпускника.

10. Выдача дубликата свидетельства осуществляется на основании письменного заявления выпускника либо родителей (законных представителей), либо иного лица на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, подаваемых в образовательную организацию, выдавшую свидетельство, в следующих случаях:
при утрате свидетельства — с изложением обстоятельств утраты свидетельства, а также приложением документов, подтверждающих факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других);
при порче свидетельства, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, — с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок с приложением поврежденного (испорченного) свидетельства, которое уничтожается в установленном порядке;
при смене фамилии (имени, отчества) выпускника — с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) выпускника, и оригинала свидетельства, которое уничтожается в установленном порядке.

11. О выдаче дубликата свидетельства образовательной организацией издается распорядительный акт. Копия распорядительного акта, заявление выпускника и прилагаемые к нему документы для выдачи дубликата хранятся вместе с личными делами выпускников.

12. При выдаче дубликата свидетельства в книге регистрации выдачи свидетельств текущего года делается соответствующая запись, в том числе указываются учетный номер записи и дата выдачи свидетельства, номер бланка свидетельства, при этом отметка о выдаче дубликата свидетельства делается также напротив учетного номера записи выдачи свидетельства в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Каждая запись о выдаче дубликата свидетельства заверяется подписью руководителя образовательной организации и скрепляется печатью образовательной организации.
В случае временного отсутствия руководителя образовательной организации записи в книге регистрации выдачи свидетельств подписываются лицом, исполняющим в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации.

13. В случае переименования образовательной организации вместе с дубликатом свидетельства выдаются документы, подтверждающие изменение наименования образовательной организации.
В случае реорганизации образовательной организации дубликат свидетельства выдается образовательной организацией-правопреемником.
В случае ликвидации образовательной организации дубликат свидетельства выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, на территории которого находилась образовательная организация.

14. Дубликаты свидетельства выдаются на бланках образца, действующего в период обращения о выдаче дубликата, независимо от года окончания выпускником образовательной организации.

15. Решение о выдаче или об отказе в выдаче дубликата свидетельства принимается образовательной организацией в месячный срок со дня подачи письменного заявления.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 50, 16.12.2013

Апостиль можно поставить на такие виды документов об образовании государственного образца:

Формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании

  • Диплом бакалавра
  • Диплом магистра
  • Диплом специалиста
  • Академическая справка
  • Диплом о неполном высшем образовании

Формы документов об образовании государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

  • Аттестат об основном общем образовании
  • Аттестат о среднем (полном) общем образовании
  • Свидетельство об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Формы документов государственного образца о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности

  • Диплом государственного образца кандидата наук
  • Диплом государственного образца доктора наук
  • Аттестат государственного образца доцента по специальности
  • Аттестат государственного образца профессора по специальности

Формы документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов

  • Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации
  • Свидетельство о повышении квалификации
  • Диплом о профессиональной переподготовке

Формы документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации

  • Диплом о начальном профессиональном образовании
  • Свидетельство об уровне квалификации

Формы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании

  • Диплом о среднем профессиональном образовании (базовый уровень)
  • Диплом о среднем профессиональном образовании (повышенный уровень)
  • Академическая справка

Форма свидетельства о результатах единого государственного экзамена

  • Свидетельство о результатах единого государственного экзамена

Форма зачетной книжки студента образовательного учреждения среднего профессионального образования

  • Зачетная книжка студента образовательного учреждения среднего профессионального образования

Форма диплома о дополнительном (к высшему) образовании

  • Диплом о дополнительном (к высшему) образовании

Формы свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения

  • Свидетельство государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
  • Свидетельство государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения

В списке нет моего диплома. Он недействителен?

В качестве документов об образовании признаются также иные документы, выдаваемые образовательными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на проведение образовательной деятельности.

Вопросы про апостиль:

Что такое апостиль?
На каких документах можно поставить апостиль?
Страны, где признается апостиль.

Свидетельство об окончании школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *