В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам и элементам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального, политического и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное, непрерывное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу полного разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции — формировать созидающую силу, созидательные силы общества.

В отечественной науке вплоть до недавнего времени отвергалось само понятие «мировой кризис образования».

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Многие задумываются, правильно ли начинать реформы образования, в частности высшей школы, именно сейчас, в условиях столь сложной исторической ситуации в России? Встает вопрос, нужны ли они вообще, ведь высшая школа России, бесспорно, обладает рядом достоинств по сравнению с высшими школами США и Европы? Прежде чем ответить на этот вопрос, перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:

  • она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;
  • по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;
  • отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;
  • традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективизируют недостатки отечественного высшего образования, в свое время рассматривавшиеся нами как его достоинства:

  • в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не «выпускаются» на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;
  • бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности; его статус, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;
  • чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;
  • усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;
  • тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;
  • вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;
  • изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии;
  • экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

Необходимо подчеркнуть, что Правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на достаточно успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

  • широкое развитие форм самоуправления;
  • прямое участие вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;
  • предоставление вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;
  • расширение академических свобод преподавателей и студентов.

В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства — научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук .

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

  • единство федерального образовательного пространства;
  • открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

Аристокра́тия

(от греч. aristokratíа, буквально — власть лучших, знатнейших)

1) форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия — как власть одного, республика — как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия — как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия — как власть народа… Все эти различия возникли в эпоху рабства. Несмотря на эти различия, государство времен рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно — была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 74). В истории политических идей появление понятия А. для обозначения одной из государственных форм правления связано с Платоном и Аристотелем (См. Аристотель); в дальнейшем аристократическую форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс (См. Элита), Монтескье (См. Монтескьё), Кант и др. Обоснование А. приверженцами такой формы правления сводится, как правило, к идее о политической неполноценности большинства людей, которыми призвана править аристократическая Элита.

Аристократическими республиками были в древности — Спарта, Рим (6—1 вв. до н. э.), Карфаген; в средневековой Европе — Венеция, Псковская и Новгородская феодальная республики и др.

Состав и порядок образования высших органов государственной власти, соотношение между ними варьируется в разных А. Например, в Спарте государственная власть находилась в руках двух наследственных царей и избиравшейся народным собранием герусии (См. Герусия) (Совета старейшин) и эфоров (См. Эфоры). В Риме члены сената назначались цензором из числа бывших высших должностных лиц и членов знатных фамилий; из знати формировались «выборные» магистраты (Консулы, преторы, цензоры, Эдилы). В Карфагене реальной властью располагали 2 выборных суффета и выборный Совет старейшин. В Новгороде и Пскове городским патрициатом формировался Совет господ.

В А. полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати (спартиатов в Спарте, патрициев в Риме, патрициата в средневековых республиках). При формировании органов государственной власти в А. из узкого круга знати очень сильна была тенденция к принципу наследственности.

2) Знать, привилегированная, часть какого-либо класса (патриции в Риме, эвпатриды в Афинах, Дворянство и т.д.) или общественная группа (например, финансовая А.), пользующаяся особыми правами и преимуществами. Политическое влияние А. и круг лиц, причисляемых к ней, определяются конкретными историческими условиями и особенностями той или иной страны. Например, в юнкерской Пруссии в 19 в. к А. относились только лица из очень древних дворянских семей, состоявших в родстве с королевскими, герцогскими и т.п. родами. Во Франции, Великобритании, где многие представители крупных феодалов погибли во время междоусобных войн, буржуазных революций или были истреблены в результате политики абсолютизма, А. состояла из менее родовитой знати.

В. С. Нерсесянц.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. аристократия — -и, ж. 1. В классовом обществе: высшее сословие, привилегированный слой господствующего класса, родовая знать. В ложах и переднем ряду была даже аристократия, но в особенности преобладало купечество. Скиталец, Несчастье. Малый академический словарь
  2. аристократия — аристокра́тия со времени перевода Пуфендорфа; см. Смирнов 44. Судя по месту ударения, вероятно, через польск. arystokracja (т – под влиянием аристократ). Смирнов (там же) считает, что это слово пришло из нем. Aristokratie. Этимологический словарь Макса Фасмера
  3. аристократия — АРИСТОКРАТИЯ и, ж. aristocratie f. <, лат. aristocratia <�гр. 1. Аристократическая форма правления. Сл. 18. Одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию, отметая одно Монархическое правление. Херасков Кадм 69. Словарь галлицизмов русского языка
  4. аристократия — АРИСТОКРАТИЯ, и, ж. 1. Высший родовитый слой дворянства. 2. перен. Привилегированная часть класса или какой-н. общественной группы. Финансовая а. (верхушка финансовых кругов). | прил. аристократический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  5. Аристократия — (греч.) — такая республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. аристократия — АРИСТОКРАТИЯ -и; ж. . 1. Высшее сословие, привилегированный слой господствующего класса (обычно родовое дворянство или крупная буржуазия). // Привилегированная часть какого-л. Толковый словарь Кузнецова
  7. аристократия — АРИСТОКР’АТИЯ (аристократия ·устар.), аристократии, мн. нет, ·жен. (·греч. aristokratia — господство лучших). 1. Государственное устройство, при котором власть принадлежит богатым и знатным (·ист. полит.). 2. собир. Толковый словарь Ушакова
  8. аристократия — сущ., кол-во синонимов: 15 баре 1 бомонд 19 боярщина 1 высший слой привилегированного класса 12 дворянство 6 древние роды 6 знатные роды 6 знатные фамилии 6 знать 64 нобилитет 2 оптиматия 1 патрициат 1 родовитая знать 6 свет 64 старинные роды 6 Словарь синонимов русского языка
  9. аристократия — орф. аристократия, -и Орфографический словарь Лопатина
  10. АРИСТОКРАТИЯ — АРИСТОКРАТИЯ (от греч. amtos — лучший и kratos — власть) — англ. aristocracy; нем. Aristokratie. 1. Форма государственного правления, при к-рой власть принадлежит представителям родовой знати. Социологический словарь
  11. аристократия — (аристократиЯ устар.), аристократии, мн. нет, ж. . 1. Государственное устройство, при к-ром власть принадлежит богатым и знатным (истор. полит.). 2. собир. Высший слой дворянства, родовитая знать. Большой словарь иностранных слов
  12. Аристократия — • Ἀριστοκρατία см. Πολιτεία, 4., Правления формы. Словарь классических древностей
  13. АРИСТОКРАТИЯ — АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos — лучший и…кратия) — .. 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати… Большой энциклопедический словарь
  14. АРИСТОКРАТИЯ — (греч. aristoxratia, от aristos — наилучший, знатнейший и xratos — сила, власть) — 1) Форма государства, при к-рой правление осуществляется представителями родовой знати. Впервые термин «А.» был применен др.-греч. Советская историческая энциклопедия
  15. аристократия — АРИСТОКРАТИЯ ж. греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина; || само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать… Толковый словарь Даля
  16. аристократия — (иноск.) — все отличающееся превосходством, высшее в своем роде (намек на высшее привилегированное сословие) Ср. Аристократия ума. Ср. Она (гора) помещена в аристократию гор не за высоту, а за свое вино. Гончаров. Фрегат Паллада. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  17. аристократия — Аристократия, аристократии, аристократии, аристократий, аристократии, аристократиям, аристократию, аристократии, аристократией, аристократиею, аристократиями, аристократии, аристократиях Грамматический словарь Зализняка
  18. аристократия — аристократия I ж. Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. II ж. 1. Высший слой привилегированной родовой знати в рабовладельческом и феодальном государстве, находящийся у власти; родовая знать. Толковый словарь Ефремовой
  19. аристократия — Аристокра́т/и/я . Морфемно-орфографический словарь
  20. аристократия — Знать, высшее общество, свет (большой), бомонд (beau-monde), high life (чит.: хайлайф) Родовая аристократия, денежная аристократия; аристократия ума, таланта прот. != чернь ср. !! знать см. >> знать Денежная аристократия Словарь синонимов Абрамова

Сегодня образование занимает первое место в жизни нашего общества и является основной отраслью человеческой деятельности. Будущее людей зависит от качества и продуктивности полученных ими знаний. Отношение к образованию меняется из года в год. Люди совершенствуют полученный у предков опыт и применяют его для обновления и совершенствования своих знаний. Высшее образование играет главную стратегическую роль в развитии государств.

В современном обществе каждый стремится получить высшее образование. Люди хотят быть умными, интеллектуально развитыми, иметь высокий статус в обществе. Молодежь стремится получить высшее образование, сделать карьеру и тем самым приобрести уверенность в завтрашнем дне. Образованный человек по-иному, по-новому смотрит на жизнь, у него свои приоритеты, жизненные интересы, большие возможности для модернизации существующих наук и технологий. Это и объясняет стремление всех повышать уровень своей образованности и приобретать знания в высших учебных заведениях. Высшее образование дает профессиональные знания студентам, чтобы потом, на рабочем месте человек мог их в совершенстве применять, обновлять и приспосабливать к решению проблем в экологии, промышленности, здравоохранении. Каждый выпускник любого факультета, получает весомое положение в обществе.

Человек по своей натуре общителен, любит свободу, способен творить и созидать. При отсутствии благоприятных условий, он отдаляется от семьи, работы, общества, культуры, искусства. Только образование способно помочь личности реализовать свои способности и занять свое место в обществе. Образованный человек успешно адаптируется в жизни и сам ее улучшает.

Российское государство всегда заботилось об увеличении уровня образованности граждан, ведь если в стране достаточное количество мыслящих, знающих и умеющих применить свои знания, людей, то страна будет только развиваться в лучшем направлении, повышая уровень жизни.

Страна не будет развиваться без специалистов с высшим образованием, следовательно, государство и дает толчок в развитии и поддержке ВУЗов.

Высшее образование дает перспективы развития новых направлений в науках и совершенствования отдельных отраслей. В ВУЗах организованы лаборатории, вычислительные, центры. В некоторых даже научно-исследовательские институты, которые расширяются и становятся научными центрами

Как считает Куренная А.Ф., — высшим профессиональным образованием является сеть учебных учреждений, обращенных на производство свойственных профессиональному образованию общественных взаимодействий.

Как отметили в своих трудах Цылев В.Р. и Дюмина Н.Н – для современной молодежи приоритетно получать высшее образование. Все стремятся поступать в университеты по окончанию школ и средних учебных заведений.

Современная структура образования пересматривается и реформируется по мере развития политических и экономических направлений.

Одним из этих изменений является магистратура, которая является следующей ступенью высшего профессионального образования, после бакалавра. Она позволяет углубить полученные профессиональные знания, так как повышает квалификацию бакалавров и специалистов. Повышает научный потенциал специалиста в аспирантуре. Под руководством своего научного руководителя, магистр занимается научными исследованиями по выбранной теме, подготавливает и защищает диссертацию. Магистр стоит на одну ступень выше бакалавра, его научная деятельность более совершенна и серьезна.

По мнению Мамедовой А.В. – с помощью магистратуры повышается квалификация и совершенствуется степень образованности человека. Магистры – это профессионалы, которые направляют свою научную деятельность на более глубокое и детальное изучение специализации для лучшего решения сложных вопросов. Задача магистратуры – подготовить современных специалистов для государственных, экономических, управленческих, научных, интеллектуальных, аналитических структур с более фундаментальной подготовкой, для дальнейшего профессионального развития, с целью достичь лучших результатов.

Серьезные реформы в стране предусматривают глобальные изменения в структуре образования и в результате, возникают определенные трудности. Все усовершенствования в экономике, культуре, управлении, политике, подразумевают обязательные перемены в обучении будущих специалистов, для их успешной работы в исследованиях и совершенствовании научных достижений.

Для существования и развития современного общества необходимы интеллектуально развитые, активные и предприимчивые профессионалы. Поэтому, процессы подготовки специалистов модифицируются, одну из значимых целей – мотивация студента. Ведь только специалисты с повышенным уровнем мотивации, способны принести пользу хорошими результатами своей деятельности.

Необходимость мотивации в обучении возникла давно, когда людьми была осмыслена целесообразность всеобщего обязательного обучения. Поэтому обучение стало установленной законом структурированной деятельностью.Можно найти множество точек зрения, что именно влияет на желание студентов качественно получать знания. К ним можно отнести: увлечение, необходимость, способность, зависимость, оптимизм.

Единое мнение всех ученых – это то, что интерес к учебному процессу учеников, к более осмысленному приобретению знаний, развивает мышление, повышает активность в учебе и научной деятельности.

Проблема мотивации студентов – является наиболее существенной в системе современного обучения. Она регулирует деятельность и активность студентов, влияет на этику поведения и желание приобрести профессию и достичь желаемой цели. Ей посвящено немало интересных исследований, она определяет внутреннее и внешнее состояние человека. Педагогам нужно определить, что именно побуждает студента приобретать знания или почему у студента отсутствует интерес к обучению.

«Мотив» и «мотивация» — анализируются и трактуются во всех трудах по-своему, и нет точного, единого решения этого вопроса. Все ученые в своих трудах исследуют и формулируют мотивацию для совершенствования методов обучения.

По сей день разрабатываются методики и реализовываются методики для решения этого вопроса. Как мы видим, немало исследований и у наших отечественных ученых. Замечены интересные явления: мотивации студентов учащихся на дневном, вечернем отделениях значительно разделяются. Еще есть студенты, находящиеся на дистанционном обучении – у них совершенно другой уровень мотивации. Необходимо исследовать и структурировать мотивацию обучения студентов получающих гуманитарные специальности, для качественного усвоения полученных знаний, овладения студентами профессии, получения диплома специалиста.

Привилегированные классы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *