Последствия несоблюдения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности

Хмара А.В., аспирант кафедры государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению <1>.

<1> Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Однако при детальном рассмотрении отдельных норм КоАП РФ и практики рассмотрения судами дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности в случае нарушения процедуры привлечения к административной ответственности такие постановления подлежат отмене. То есть, даже если материалами административного дела и всеми собранными в ходе расследования доказательствами установлен факт совершения правонарушения, а также установлена и доказана вина юридического лица, но административным органом нарушены установленные законом права лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление о привлечении к административной ответственности незаконно и подлежит отмене.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом.

В соответствии с КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Данное положение распространяется как в случае составления протокола об административном правонарушении, так и в случае окончательного рассмотрения дела, в результате чего выносится постановление о привлечении к административной ответственности. Так, при составлении протокола об административном правонарушении КоАП РФ указывает ряд положений, гарантирующих защиту прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе, указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа. Данное положение соответствует ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Впоследствии Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело <2>.

<2> Пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суды выясняют, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

К сожалению, административные органы либо в силу некомпетентности своих сотрудников, либо в связи с короткими сроками, установленными для рассмотрения дел об административных правонарушениях, нередко нарушают процедуру привлечения к административной ответственности. Так, например, уведомления о времени и месте составления протокола или рассмотрения дела направляются в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело, в сроки, недостаточные для получения уведомления лицом до составления протокола или рассмотрения дела. Не получив такого уведомления вовремя, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может надлежащим образом защищать свои интересы, что влечет нарушение прав данного лица, предусмотренных статьями 25.4, 28.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности суд проверяет соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

В случае если при рассмотрении дела выясняется, что порядок принятия постановления не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления <3>.

<3> Статья 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 2002.

Порядок привлечения к административной ответственности

N 30. Ст. 3012.

Анализируя практику арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности, можно сделать вывод о существовании значительного количества процессуальных нарушений при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности.

Полагаю, что при соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, установленного законом, можно избежать многочисленных разбирательств в судах и самое главное — повысить авторитет административных органов.

Главная » Кадровику » Привлечение работников к ответственности

Привлечение работников к ответственности

Вернуться назад на Ответственность работника

В Трудовом Кодексе РФ за работодателем закреплено право привлечения работника к материальной либо дисциплинарной ответственности.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок, совершенный работником.

Проступок заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении работником его должностных обязанностей, зафиксированных в трудовом договоре (контракте) или в должностной инструкции, а также приказов, распоряжений руководителя, внутренних нормативно-правовых актов.

ТК РФ предусматривает такие виды привлечения к дисциплинарной ответственности, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Ни штрафы, ни другие удержания из заработной платы, ни лишение премии не являются законными видами дисциплинарного взыскания, и работник может легко оспорить их в суде.

Установлены ограничения и на срок применения дисциплинарного взыскания. Оно применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее двух лет со дня совершения проступка.

Процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности подразумевает написание работником объяснительной записки. Отказ от дачи объяснений не является препятствием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Материальная ответственность работника — это его обязанность возместить материальный ущерб, причиненный работодателю (ст. 232 ТК РФ).

Материальная ответственность бывает полной и ограниченной.

Полная распространяется на специальную категорию работников (ст. 243 ТК РФ).

Материальная ответственность может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальная устанавливается для работников при личном приеме ими материальных ценностей и при условии лично обеспечивать их сохранность.

Административная ответственность юридических лиц — понятие

При коллективной ответственности обязанность сохранения материальных ценностей распределяется между несколькими сотрудниками.

При ограниченной материальной ответственности работник выплатит сумму ущерба, нанесенного работодателю, в рамках своего среднего месячного заработка. В этом случае договор о материальной ответственности не обязателен.

К материальной ответственности нельзя привлечь работника за какие-либо неполученные доходы (упущенную выгоду) работодателя.



Привлечение к ответственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *