На сегодняшний день в России осталось немного вузов, которые специализируются на подготовке медиков для Вооруженных сил, и основной из них – это Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова (ВМА, или ВМедА), расположенная в Северной столице.

Список вузов

Еще недавно в список военных медицинских вузов России входили:

  • Самарский военно-медицинский институт.
  • Саратовский военно-медицинский институт.
  • Томский военно-медицинский институт.

Но в 2010 году эти три вуза полностью расформированы и остались только в светлой памяти их выпускников да в справочниках.

Нижегородскому военно-медицинскому институту ФСБ России повезло больше: в 2007 году он реорганизован и объединен с Институтом переподготовки и повышения квалификации сотрудников (ИППКС) ФС контрразведки РФ.

В 2011 году обновленный вуз получил название ФГКОУ «Институт ФСБ РФ (Нижний Новгород)».

Актуальный список военно-медицинских академий после всех реорганизаций и переформирований выглядит весьма скромно:

У выпускников школ для целенаправленного поступления за дипломом (и, конечно же, специфическими знаниями) армейского врача остался только один вариант – Военно-медицинская академия Кирова (ВМедА) в Санкт-Петербурге. Ее московский филиал ведет подготовку по программам:

  • дополнительного профобразования – уже дипломированных действующих работников со средним и высшим медицинским образованием;
  • ординатуры.

Вчерашних одиннадцатиклассников филиал набирает только на программу среднего профобразования «сестринское дело» 34.02.01.

Институт ФСБ медиков принимает на учебу только по переводу. Кандидатами на поступление могут стать студенты, уже окончившие в гражданских мединститутах не меньше четырех курсов по одной из специальностей: «стоматология», «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело».

Военно-медицинская академия им. Кирова

Вуз набирает на учебу не только курсантов (на бюджет), но будущих гражданских врачей (на платные места). Обучение и тех и других проводится исключительно в очном формате.

Курсанты должны соблюдать ряд условий:

  • проживание в академии в течение всего периода подготовки;
  • ограниченное число увольнений в город (при отсутствии долгов по учебе и дисциплинарных взысканий);
  • выполнение условий контракта, по которому выпускник обязан 5 лет отработать по распределению Минобороны (большей частью новоиспеченных армейских врачей направляют не в столичные гарнизоны, госпитали и воинские части).

На время учебы курсанты ВМА находятся на государственном обеспечении: им выдаются сезонные комплекты обмундирования, спортивная форма, медицинские халаты и даже портфели с «полным боекомплектом» – атласами, канцелярскими принадлежностями и планшетом, в который загружены электронные версии учебной литературы. Трехразовое питание по принципу шведского стола и проживание в общежитии блочного типа с двухместными комнатами тоже бесплатно.

Курсантам, не служившим в армии до поступления во ВМедА, назначается денежное довольствие (аналог стипендии в гражданских вузах) 2 000 рублей, после подписания контракта сумма увеличивается минимум до 14 000. Отличники получают повышенные выплаты, их годовой доход – более 270 000 рублей.

Договорники учатся на других условиях. Им наряду с оплатой обучения придется предусмотреть расходы на проживание и питание, так как они считаются гражданскими лицами и общежитием не обеспечиваются. Стипендия студентам-платникам тоже не положена. Но есть и плюс – свобода действий во время учебы и после нее.

Факультеты, специальности

В структуре Военно-медицинской академии им. Кирова 8 факультетов:

  • руководящего медицинского состава;
  • дополнительного образования и ординатуры;
  • подготовки врачей:
    1. военно-морского флота;
    2. сухопутных, ракетных и воздушно-десантных войск;
    3. военно-воздушных сил;
  • СПО (среднего профессионального образования);
  • подготовки у усовершенствования гражданских медиков и фармацевтов («7-й факультет»);
  • спецфакультет обучения врачей для иностранных армий.

Набор специальностей в ВМА стандартный для всех медицинских вузов:

  • лечебное дело (срок обучения – 6 лет);
  • фармация (5 лет);
  • стоматология (5 лет);
  • медико-профилактическое дело (6 лет).

Выпускникам выдается диплом гособразца о высшем образовании, присваивается квалификация врача или провизора и звание лейтенанта медицинской службы. Фельдшеры по программам СПО учатся 3 года и 10 месяцев. На выходе у них соответствующий документ о среднем профобразовании и звание прапорщика.

Офицеры медслужбы могут окончить двухлетнюю магистратуру по направлению «Управление медицинским обеспечением войск».

Платное обучение

Будущих гражданских медицинских и фармацевтических специалистов ВМА им. Кирова набирает на учебу по договору:

  • в специалитет по трем направлениям: лечебное дело, фармация и стоматология;
  • в ординатуру (около 40 специальностей – от акушерства и гинекологии до эндокринологии);
  • на программы дополнительного профессионального образования для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Стоимость обучения устанавливается ежегодно. Ориентировочные цифры: лечебное дело – 240 тыс. за год, стоматология – 250 тыс., фармакология – 140.

Правила приема

Порядок поступления в Военно-медицинскую академию зависит от того, в каком формате будет проходить обучение.

На бюджет

Требования такие же, как и для поступления в военные вузы:

  1. Возрастной ценз:
    • 16–22 года для не проходивших до поступления в вуз службу в армии;
    • до 27 лет – для служивших по контракту;
    • до 24 лет – для призывников-срочников,
    • до 30 лет – для абитуриентов программ СПО. Возраст считается на 1 августа года поступления.
  2. Отсутствие судимости.
  3. Наличие гражданства РФ.
  4. Состояние здоровья. Определяется на основе медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссии. Абитуриенты сдают обязательные анализы мочи и крови, делают ЭКГ, флюорографию и проходят осмотр у хирурга, невролога, дерматовенеролога, психиатра, терапевта, офтальмолога, стоматолога и отоларинголога.
  5. Уровень физической подготовки. Для ее оценки абитуриенты проходят спортивные испытания. Юноши сдают подтягивания, бег на 100 м, кросс на 3 км. Результаты для удобства сопоставления с итогами ЕГЭ отображаются в баллах. Проходной минимум по каждому упражнению – 26. Максимально за уровень физподготовки будущий курсант может получить 120 баллов.
  6. Профессиональная пригодность. С целью ее определения проводится социально-психологическое тестирование. Оно необходимо для выявления особенностей характера, которые могут помочь или, напротив, помешать потенциальному курсанту освоить профессию военного медика.

По итогам медкомиссии, экзамена по физподготовке и психологического тестирования претенденты распределяются на 4 категории профпригодности: первая очередь (на 100 % годные к воинской службе); рекомендованные к зачислению во вторую очередь; условно рекомендованные; не рекомендованные (им вердикт оглашается в индивидуальном порядке).

Для поступления в военный медицинский университет, как и в гражданский, понадобятся результаты ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. Минимальные баллы, с которыми можно рассчитывать на зачисление в ВМА:

  • по специальности «лечебное дело» – 185;
  • медико-профилактическое дело» – 150;
  • фармация – 150;
  • стоматология – 185.

При поступлении в ВМА (единственный из имеющихся на сегодня военных медицинских вузов России, приминающих на учебу выпускников школ) оценки ЕГЭ играют важную, но не решающую роль. Даже при наличии 100 баллов по каждому из трех предметов абитуриент может не пройти отбор по причине психологического или физического несоответствия. Тем не менее при ежегодном конкурсе около 30 человек на место высокие результаты ЕГЭ не помешают.

Заявление на поступление в военно-медицинский вуз неслужившие абитуриенты до 20 апреля подают в военкомат, выпускники кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ – начальникам учебного заведения, срочники и контрактники до 1 апреля – командиру воинской части.

К заявлению прилагаются:

  • копия паспорта;
  • ксерокопия свидетельства о рождении;
  • копия диплома или аттестата (выпускники школы представляют выписку из табеля успеваемости за 10 класс и первое полугодие 11-го);
  • фото на документы;
  • автобиография;
  • характеристика с предыдущего места учебы, службы или работы;
  • служебное удостоверение военнослужащего (при наличии).

Военные, которые служат по контракту в других силовых министерствах, представляют согласие ведомства о переводе их для обучения в Минобороны в случае поступления в академию.

На контракт

Прием на платное отделение в ВМА проводится на 3 специальности – лечебное дело, фармация и стоматология. Контрактники не проходят предварительный жесткий профессиональный отбор, их зачисляют по конкурсу результатов ЕГЭ.

Документы можно передать лично (или через доверенное лицо), отправить по почте или при помощи курьерской службы. В обязательный пакет входят:

  • документы обязательно государственного образца, подтверждающие наличие необходимого уровня образования;
  • ксерокопия СНИЛС;
  • 6 фото формата 3 на 4 с уголком справа;
  • автобиография;
  • сертификат о проведенной профилактической вакцинации (о прививках);
  • ксерокопия военного билета (или приписного свидетельства для призывников).

Персональные данные, результаты ЕГЭ вместе с направлением обучения и другими необходимыми сведениями поступающий указывает в заявлении, которое с остальными документами представляется на рассмотрение приемной комиссии.

Поступление в академию девушек

Для поступления на гражданский факультет ВМедА никаких ограничений по гендерному признаку нет, а вот девушек – военных врачей и фельдшеров академия начала готовить только десять лет назад, затем приостановила набор, а возобновила с 2017 года. Учиться курсантки могут на двух программах:

  • лечебное дело в наземных войсках (высшее образование);
  • лечебное дело (программа СПО).

Предъявляемые к абитуриентам-девушкам требования такие же, как и для юношей: критерии конкурсного отбора по баллам ЕГЭ и личным достижениям, профессиональной пригодности, состоянию здоровья полностью совпадают. Незначительные поблажки есть только при определении уровня физической подготовки. Девушки, претендующие на статус курсанта, сдают наклоны туловища, 100-метровку и забег на 1 км.

По итогам приемной кампании прошлого года 65 % претенденток не прошли отбор по причине слабой физподготовки или низких результатов ЕГЭ. Из-за неудовлетворительного состояния здоровья и недостаточной профпригодности отсеялись только 6 % кандидаток. Конкурс среди девушек-абитуриенток ВМедА гораздо выше, чем среди юношей.

Филиал ВМедА в Москве

Столичный филиал военно-медицинской академии работает на базе военных госпиталей и ведомственных санаториев Москвы и ориентирован на послевузовскую подготовку врачей и образование по программам СПО. В филиале представлены следующие уровни:

  • медицинский колледж, в котором проводится обучение специальности «сестринское дело» (2 года 10 месяцев);
  • ординатура (2–3 года в зависимости от специальности);
  • повышение квалификации военных докторов (от 14 дней до года);
  • профессиональная переподготовка.

Обучение в ординатуре проводится на базе одной из 4 кафедр: управления военным здравоохранением; терапии неотложных состояний; интегративной и восточной медицины; хирургии неотложных состояний и онкологии. Возможные направления подготовки – терапия, хирургия, ЛФК и спортивная медицина, кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, неврология, организация здравоохранения и общественное здоровье.

Стоимость учебы в ординатуре – от 90 тыс. (ЛФК и спортивная медицина) до 180 тыс. (неврология; сердечно-сосудистая хирургия); остальные специальности – 160 тыс. рублей.

Военно-медицинский институт ФСБ

На учебу по программам высшего образования в ВМИ ФСБ по переводу могут поступать студенты гражданских медицинских вузов, завершившие 4 курса обучения по одной из четырех специальностей: медико-профилактическое или лечебное дело, стоматология, педиатрия. Возрастное ограничение – 27 лет. Принимают только юношей.

Зачисление проходит по результатам комплексной аттестации, в которую входит:

  • определение годности к поступлению по состоянию здоровья (медкомиссию абитуриенты проходят в военно-медицинской службе Управления ФСБ по Нижегородской области);
  • оценка успеваемости за 4 пройденных курса медвуза (средний балл рассчитывается по данным из справки за период обучения);
  • отбор по уровню физподготовки.

Если кандидат прошел отбор, военно-медицинский институт ФСБ в 5-дневный срок направляет в альма-матер абитуриента справку о подтверждении перевода.

В ординатуру ВМИ ФСБ могут поступать выпускники института, медики – служащие органов госбезопасности и других силовых структур. Перечень специальностей:

  • терапия; хирургия; травматология и ортопедия;
  • педиатрия; акушерство и гинекология;
  • урология;
  • стоматология общей практики;
  • психиатрия;
  • общая гигиена; организация здравоохранения; эпидемиология;
  • неврология; • анестезиология-реаниматология;
  • онкология.

Поступление проходит по результатам 60-минутного компьютерного тестирования, состоящего из 60 случайных вопросов, входящих в единую базу оценочных средств Минздрава. В качестве альтернативы приемная комиссия по заявлению абитуриента может засчитать итог тестирования, проходившего в рамках процедуры аккредитации в текущем или предыдущем году.

Выпускникам школ и колледжей в Военно-медицинском институте ФСБ доступно обучение на уровне СПО по специальности «лечебное дело». Условия поступления такие же, как для военврачей – предварительный отбор (но не военкоматами, а органами госбезопасности), медкомиссия, профотбор. Зачисление проводится по среднему баллу аттестата или диплома ссуза. Профилирующие предметы – русский, биология, химия.

Альтернативы

Чтобы стать военным врачом, можно совершить обходной тактический маневр. Его суть состоит в окончании учебы в классическом или медицинском вузе, имеющем военную кафедру с соответствующей специальностью, и в последующем переходе на службу по контракту. Таких университетов немного, но все-таки они есть.

Список вузов, в которых есть военные кафедры и учебные центры с медицинскими специальностями:

Вуз Гражданские направления подготовки вуза и медицинские специальности военной кафедры (центра) Примечания
ДВФУ (Дальневосточный ФУ) Биотехнические системы и технологии 12.04.04 Кандидатами на поступление могут быть студенты 1 курса магистратуры Школы биомедицины ДВФУ
ПМГМУ (Сеченовский университет)

Лечебное дело 31.05.01

  • военная радиология, токсикология, медицинская защита
  • военная эпидемиология и гигиена
  • организация санэпидемобеспечения ВС
  • физиология военного труда
  • медицинское обеспечение войск
Поступление до 24 лет.
ТГМУ (Тихоокеанский медуниверситет, Владивосток)

Военно-учетные специальности (ВУС):

  • 901200 «лечебное дело в ВМФ
  • 901000 «лечебное дело в наземных войсках»
С 2019 г. набор для службы по контракту приостановлен
МГСМУ им. Евдокимова ВУС – 902900 «стоматология» Выпускникам присваивается звание «лейтенант медицинской службы»
ТулГУ (Тула) Биотехнические системы и технологии 12.03.04 Подготовка сержантов запаса
СПбГУ
  • Клиническая психология 03.04.01
  • Психология 37.03.01
  • Психология служебной деятельности 37.05.02
Подготовка сержантов запаса, ВУС – 187182 «командир отделения радиационной химразведки». Поступление студентов после первого курса, но не позже третьего.

Где работают выпускники

Вопрос с трудоустройством выпускников военно-медицинской академии или института решается еще при поступлении: распределением армейских медиков занимается Минобороны. Отработать по контракту надо не менее 5 лет.

Возможные места службы:

  • госпитали;
  • поликлиники Министерства обороны;
  • армейские части и подразделения;
  • бюро судебно-медицинской экспертизы.

Поступить в военный медицинский вуз непросто, как вариант построения карьеры можно рассмотреть получение диплома врача в любом профильном гражданском вузе с последующим (до исполнения 35 лет) заключением контракта на службу в армии. Но будущий военврач должен быть офицером, иначе работать можно будет только фельдшером, санинструктором или медбратом (медсестрой) – именно эти должности доступны рядовым, сержантам и прапорщикам.

Оксана Киреева

Вот и закончился первый семестр, подошла сессия. Первые экзамены – ох и страшно! Кто же не помнит студенческие ритуалы перед каждым экзаменом? Особенно если учишься ответственно и рассматриваешь каждую оценку как ступень к чему-то большему, называемому «будущим», «карьерой», «успехом»… В советское время, когда финансовые возможности были у всех более-менее равными, такая «мелочь», как хороший диплом, значила очень много. Потому и страх перед сессией был на порядок выше.
Давайте чуть вспомним психологию: страх запускает процесс вытеснения, и травмирующий момент забывается. А если «травмирующий момент» есть предстоящий экзамен? Трояк – и прощай мечта о красном дипломе! Ну как такое «вытеснить»? Значит, надо этот страх ритуализировать. Можно сделать это в одиночку – кто-то глотает ноотропил с поливитаминами и сиднокарбом (от таблеток хочет умным стать на уровне нейрохимии), кто-то концентрацию трентала с аспирином в крови всю сессию поддерживает (и такие уникумы были – мозговой кровоток улучшали), кто-то медный пятак в носок под левую пятку подкладывает, ну а кто-то просто за день до экзамена в Лавру или какой-другой собор идет полтинную свечу перед иконой Миколы Угодника-Чудотворца ставить – дает церкви 50 копеек, будучи стопроцентным атеистом. Да разве всё перечислишь? Но всё-таки любой коллективный ритуал освобождает от щемящей тревоги куда эффективней! Вот и родилась традиция.
Первое упоминание о «Жопе» относят еще ко временам Императорской Медико-Хирургической Академии 19-го века. Якобы перед экзаменом по нормальной анатомии их высокоблагородия завели привычку до полуночи оставаться в анатомическом театре (чёрт, во какое солидное было название для наших трупопотрошилок). Там стояли здоровые напольные часы с боем. Персонал Кафедры и профессура давно по домам спят, во всем морфологическом корпусе только пьяные сторожа и дрожащие перед экзаменом слушатели. И трупы, разумеется, но этим вроде как всё равно. Так вот, на двенадцатом ударе кафедральных часов все дворянско-аристократские сынки разом забывали своё благородное происхождение, приличное воспитание и культурные манеры и во всю глотку орали: «Жооо-пааа!!!». Этот коллективный вопль, от которого проезжающие мимо извозчики пускали лошадей в галоп и быстро крестились, якобы гарантировал успешный экзамен завтра. Точнее, уже сегодня, так как с «Жопы» этот трудный денёк и начинался. При этом, естественно, подразумевалось, что за великим понятием стоит сам предмет нормальной анатомии. Экзамен по этому предмету, сами понимаете, – жопа.
Что было с «Жопой» в Октябрьскую Революцию и довоенные годы, я не знаю и врать не буду. Тема открыта и всё ещё ждёт своего исследователя в области Истории Военной Медицины. Взялся бы кто, хотя бы на уровне курсантских тезисов для ежегодной конференции.
Доподлинно известно из абсолютно надежных источников, что «Жопа» расцвела в 1950-х, а создание Третьего Авиационного Факультета трансформировало просто «Жопу» в «Пролёт Жопы». Золотым периодом «Пролёта Жопы» безусловно являются 60-е годы 20-го века. В начале 80-х, когда я был рядовым курсантом, мне выпало наслушаться занимательнейших свидетельств очевидцев в генеральских лампасах и полковничьих погонах, когда старпёры предыдущих поколений съезжались в родную Академию на «четвертак после выпуска». В 70-х годах случилось одно событие, заметно ослабившее традицию. Было построено отдельное здание общежития Второго Факультета и произошло отселение краснопогонников из «Пентагона» – здоровущей общаги, по форме напоминающей знаменитый американский военный департамент. «Пролёт Жопы» требовал массовости, и географическая раздробленность мероприятия пагубно сказалась на его масштабах. С этой поры отблески былой «Жопы» по-настоящему можно было наблюдать только во внутреннем дворе «Пентагона», где были задействованы силы Третьего и Четвертого факультетов – летчиков и моряков. У сухопутчиков зрелище было намного тусклее, хотя для неподготовленного тоже выглядело достаточно грандиозным.
В отличие от остальных краснопогонников, первый курс Второго Факультета всё ещё обитал в «Пентагоне». Вход туда был отдельный, но окна казармы выходили на внутренний двор, поэтому я мог своими глазами наблюдать настоящий ритуал «Пролёта Жопы» зимой на своей самой первой сессии. Правда первокашки в этом ритуале мало участвовали – это академическое таинство всецело принадлежало вторым курсам.
Зимняя сессия на втором курсе самая короткая, но весьма тяжёлая – так называемый «кирпич». «Кирпичом» именовалось крайне неблагоприятное сочетание двух наук – Нормальной Анатомии и Гистологии, науки о тканях. Если «кирпич» выпадал в виде двух занятий в один день, то можно было не сомневаться, что на одно из них придешь неподготовленным. Выучить одновременно «гисту» и анатомию было крайне трудно. А в сессию деваться некуда – «кирпич» сдавали все. И все через «Жопу», хотя некоторым всё равно на экзамене была жопа.
Так вот, перед первым экзаменом «кирпича» всякого слушателя Академии, вне зависимости от курса, тайно приглашали совершить ритуал. Даже если ты шестикурсник, давным-давно забывший анатомию, отказаться от поддержки вторых курсов, которым это удовольствие только грозило, считалось опасным. Такого негодяя-отказника наверняка должны были страшно покарать боги – ну хоть на «госах» засыпать или распределить на Новую Землю. Народ боялся, и поэтому в первой части ритуала участвовали все. Массовость делала мероприятие безопасным – ни один патруль, ни дежурный по Академии ничего не могли сделать. Ритуал считался настолько священным, что поучаствовать в нём на факультеты приезжали все женатики и ленинградцы, живущие дома.
В те давние советские времена обязательным пунктом массового агитпропа было наличие проволочного радио в любом жилом помещении. Казармы были исключением лишь в том смысле, что там было несколько радиоприёмников на одно помещение. Советский день начинался и заканчивался на протяжении десятилетий на удивление одинаково для всех жителей СССР. Утром и в полночь радио начинало звенеть боем Кремлевских Курантов. Прозвенев с полминуты, без шести секунд шесть утра и без двенадцати секунд двенадцать ночи Куранты переходили на бой какого-то одного здорового колокола с точным секундным интервалом. Шестой удар утром и двенадцатый вечером означали начало и конец каждого дня. После последнего удара начинался Гимн Советского Союза, а после гимна – или мёртвая ночная тишина, или наоборот, утренняя радиопередача.
В назначенную полночь надо было содрать наклеенную бумагу с оконных щелей и широко открыть окно. Затем надо было врубить радио на всю громкость. Когда Кремлевские Куранты начинали свою мелодичную заставку надо было орать, что есть мочи через раскрытое окно в зимнюю ночь. Все зависело от того какой экзамен надо было сдавать. Например мы, первокурсники, орали «химия – жопа», а шестикурсники, «ОТМС – жопа» или «инфекционные болезни – жопа». ОТМС – это организация и тактика медицинской службы. Мы еще и слов таких не знали, но кричали вместе со всеми. Крик должен был исходить из души, хоть и через голосовые связки. Громкость крика должна была быть максимальной, а переход в истошный визг, срыв на фальцет или иные тембро-частотные вариации были крайне желательны.
Но вот после колокольной заставки Куранты начинают свой секундный бой. На каждый удар необходимо было скандировать одно лишь слово: «Жо-па!!!» Когда пара тысяч глоток в тихую морозную полночь заснувшего Ленинграда орут «Жопа», то зрелище и слышище – почище парада Победы. Бьёт последний, двенадцатый удар и раздаётся первый аккорд Советского Гимна. В этот момент все орут одну короткую фразу: «Жопа пролетела!», после чего надо вырубить свет и стать по стойке смирно. Наиболее суеверные накрывали голову подушкой, чтобы пролетающая в ночи страшная Жопа их не зацепила. Во внезапно наступившей тишине гордо звучит Гимн Советского Союза. По окончании гимна ритуал считался законченным, можно было включать свет и продолжать подготовку к экзаменам. На следующий день добрая четверть курсантов отвечала на экзаменах заметно охрипшими голосами.
Для второкурсников же ритуал имел продолжение, и эту часть «Пролёта Жопы» уже по-праву можно назвать настоящим праздником. Все остальные являлись только зрителями, хотя и наблюдать было небезопасно для здоровья – можно было запросто получить черепно-мозговую травму. После сдачи «кирпича» вторые курсы дружно выходили подкупить спиртных напитков. Эта часть программы была не просто обыденным обмыванием последнего экзамена, а непременным условием второго акта «Пролетевшей Жопы». Сразу после всяких обязательных построений необходимо было начинать бухать. В этот особый день предпочтение отдавалось не водке и коньяку, а, как ни странно, сухим винам и пиву. Делалось это по одной простой причине – необходимо было к полуночи собрать как можно больше пустых бутылок для «вечернего звона».
Как только начинали бить куранты, второкурсники открывали окна и во всю глотку орали кто во что горазд что-нибудь курсантско-медицинское. Например, можно было декламировать такой стишок: «Как на Lamina cribrosa поселился Crista galle, перед ним Foramen cаеcum, сзади Os sphenoidale!», или «Lingua latina non Penis canina!», или «Musculus sternocleidomastoideus», «Ligamentum calcanooccipitalis, Nervus linguavaginalis»… Популярны были и лозунги типа «Анатомию сдали – можем влюбиться, «фарму» сдадим – сможем жениться!», «Три года – крематорий, три года – санаторий. Ура! Экватор крематория!» и тому подобные изречения. Но вот куранты начинают бой по секундам. На каждую секунду необходимо было в окно выбрасывать пустые бутылки. Бутылки падали и громко разбивались об асфальт под окнами. Этот замечательный эффект и назывался «вечерним звоном». И именно «вечерний звон» мог быть чреват травмой головы стороннего наблюдателя.
Но вот отгремели двенадцать салютных залпов. И тут начиналось самое страшное – «казнь черепа», «похороны Тонкова» и «обсыкание Синельникова». Каждому отделению надо было за курс анатомии «ощипать» три мацерированных в щёлоке человечьих головы под черепА.

Поступление в военно медицинскую академию имени кирова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *