Содержание
Какие вызывают правовые последствия наличие судимости или административного наказания?
В соответствии сч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Наличие судимости или административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных определенными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порождают определенные правовые последствия — запреты, ограничения и обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Например, в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
Или согласно п. 4 ч. 5 ст. 17 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, если неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения
Текст: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга Фото: Новости Выборгского района Санкт-Петербурга Разделы:
административное правонарушение
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — в сфере охраны труда: противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об А. п. установлена административная ответственность (АО). Понятие «административное правонарушение» имеет следующие основные юридические признаки.
Противоправность означает, что каким-л. действием (бездействием) нарушаются правила, нормы, стандарты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).
Виновность — следующий признак А. п. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение установленных правил влечет АО. Данное положение отвергает возможность привлечения к АО без наличия вины.
Наказуемость означает, что А. п. может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена АО, т. е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в законодательстве мер административных наказаний.
Для понимания сущности А. п. недостаточно только юридических признаков. Необходимо определить и юридический состав А. п., т. е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения. К ним относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В ст. 2.1 КоАП РФ нет указания на объект А. п. Однако определить общий объект, т. е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об А. п., можно из анализа ст. 1.2 КоАП РФ, в соответствии с которой это:
права и свободы человека и гражданина;
здоровье граждан;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
общественная нравственность;
окружающая среда;
установленный порядок осуществления государственной власти;
общественный порядок, общественная безопасность;
собственность;
законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.
Родовой объект — совокупность однородных общественных отношений, которые нарушаются, напр. А. п. в области охраны окружающей среды и природопользования, А. п. в промышленности, строительстве и энергетике, А. п. в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т. д.
Объективная сторона правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений проявляются различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации А. п.
Субъектом правонарушения являются совершившие А. п. физические и юридические лица. КоАП РФ определяет и специальных субъектов. К ним относятся:
несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ);
должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);
военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);
иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6 КоАП РФ);
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.3.12 КоАП РФ).
Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к АО, который устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами.
Впервые в КоАП РФ в качестве субъекта А. п. определено юридическое лицо. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена АО.
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое лицо, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от АО за данное правонарушение виновное физическое лицо, как и привлечение к ответственности (административной или уголовной) физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо. При рассмотрении дела об А. п. может быть доказана вина как юридического лица, так и физического.
Субъективная сторона правонарушения выражается в виновности. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает АО. Виновность физического лица отражает его отношение к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее установить вину юридического лица. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении А. п., необходимо доказать, что это юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена АО. В этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).
Ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает нарушение законодательства о труде и об ОТ. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и ОТ. Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (бездействии), невыполнении или нарушении норм законодательства о труде и об ОТ, нормативных требований и т. д. Субъектом правонарушения является должностное лицо, на которого возложены обязанности по ОТ, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо.
В КоАП РФ определено, что должностными лицами считаются руководители и др. работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Эти лица, совершившие А. п., несут АО как должностные лица, если законом не установлено иное.
КоАП РФ в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов А. п., связанных с нарушением норм о социальном партнерстве, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.28 КоАП РФ).
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в т. ч. непредоставление помещений для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.32 КоАП РФ).
Рассматривать дела об А. п. уполномочены федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы (в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами).
Дела об А. п., предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов, указанных в КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.
В числе органов, уполномоченных рассматривать дела об А. п., названы федеральная инспекция труда (ФИТ), которая строит свою деятельность на основе Трудового кодекса РФ, Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» и Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 января 2004 г. № 324.
Гл. 28 КоАП РФ регламентирует вопросы возбуждения дел об А. п. Дело об А. п. может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об А. п., только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и должностных данных, указывающих на наличие события А. п. Рассматривать дела об А. п. от имени ФИТ уполномочены:
главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;
главный государственный правовой инспектор труда РФ;
главный государственный инспектор РФ по охране труда;
полномочные работники центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости;
руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ — главные государственные инспекторы труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
начальники отделов государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.
См. также Ответственность за нарушение трудового законодательства, Санкция.
Ответственность – это понятие двуликое. С одной стороны ответственность подразумевает что-то хорошее и ассоциируется скорее с достоинством характера человека, с другой стороны она предполагает расплату за деяния, которые запрещены законом.
Ответственность наступает только после административного правонарушения – это закреплено законом, то есть если вы не совершили ничего противозаконного, ни одно уполномоченное лицо, которое может привлечь к административной ответственности и выписать, например, штраф, не сможет этого сделать. И самое главное, административная ответственность наступает только по правонарушениям, которые закреплены в КоАП РФ, если такого деяния, а соответственно санкции нет за проступок, то нет и наказания.
Административная ответственность в отличие от уголовной, скорее «грозит пальчиком», то есть наказывает за деяния в щадящем порядке. Щадящий порядок предполагает отсутствие судимости, некоторые действия могут нести как административную ответственность в виде штрафа, так параллельно и уголовную в виде лишения или ограничения свободы на определенный срок.
Несмотря на то, что административная ответственность приходиться на 16 лет, подросток, совершивший точно такое деяние в 14 лет, не останется без наказания, тоне не останутся без наказания его родители, которые являются законными представителями и несут ответственность до исполнения ребенку 16 лет.
Санкции, которые предусматривает КоАП РФ за правонарушения достаточно различные и зависят от тяжести совершаемого деяния, поэтому наказание может состоять, как и в предупреждении, так и в ограничении свободы на 15 суток.
Все правонарушители заносятся в административную базу МВД, поэтому если человек совершит повторное административное правонарушение, наказание будет значительно строже, чем прописывала бы статья, по которой произошло нарушение закона. Примером такого случая служит повторное пренебрежение к правилам дорожного движения водителями и пешеходами.
Попасть в списки нарушителей бывает очень чревато. Иногда случается так, то найдя хорошую работу, по условиям принятия на нее делают запрос в полицейскую структуру и бывает очень обидно, что хорошую, а порой и отличную характеристику со старого места работы омрачает ответ из милицейской базы данных. Поэтому перед тем, как нарушать, подумайте, а не отзовется в будущем административное правонарушение и не испортит ли оно так желаемую карьеру.
За наиболее серьезные нарушения закона наступает ответственность по УК РФ. Если противозаконная деятельность носит не столь опасный характер, для назначения санкций используются нормы КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, за какие проступки наступает административная ответственность, и какие санкции могут грозить нарушителям.
Что это такое
Ответственность за административный проступок заключается в санкциях, включенных в статьи Особенной части КоАП РФ. Основанием для применения санкций является противоправное действие или бездействие субъекта, совершенное с определенной степенью, вины (умышленно, неосторожно и т.д.). Выделим ключевые признаки ответственности по КоАП РФ:
- наказание может применяться в отношении российских и иностранных граждан, должностных лиц, предприятий любой формы собственности;
- полный перечень санкций, которые могут применяться к нарушителям, зафиксирован в главе 3 КоАП РФ;
- рассмотрение дел входит в компетенцию суда, иных уполномоченных ведомств и должностных лиц – вид и размер наказания фиксируется в постановлении.
Наказание за отдельные статьи УК РФ может наступать даже в отношении несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет. По нормам УК РФ возрастной барьер существенно выше, он составляет 16 лет. Кроме того, для несовершеннолетних граждан могут применяться не все виды санкций. В отдельных случаях ответственность понесут родители, либо дело будет прекращено по мотивированному решению комиссии по делам несовершеннолетних.
Для назначения наказания нужно доказать форму вины правонарушителя – она может заключаться в умышленных действиях или бездействии, либо неосторожности.
За случайное совершение проступка, когда субъект не мог предвидеть наступление негативных последствий, ответственность исключается.
Кого можно привлечь
Нормы КоАП РФ содержат несколько признаков классификации лиц, которые могут признаваться нарушителями по административному делу. Если для юридического лица не важна организационно-правовая форма (наказание в равной степени назначается ООО, ПАО или государственному учреждению), то для рассмотрения дел с участием граждан будет устанавливаться их статус:
- частные лица;
- должностные лица, наделенные организационно-распорядительными функциями (руководитель, главный бухгалтер и иные субъекты);
- гражданин, зарегистрированный в качестве ИП – в большинстве случаев, ИП приравнен к юридическим лицам, однако могут устанавливаться и специальные санкции (например, за нарушения в сфере трудового права, для должностных лиц, ИП и организаций штраф будет отличаться).
Кроме того, дополнительное разграничение для граждан может зависеть от их принадлежности к определенному ведомству – действуют отдельные статьи и правила в отношении военнослужащих, сотрудников МВД и т.д.
Некоторые меры воздействия могут применяться только при наличии специального права. Типичные примеры таких составов содержатся в главе 12 КоАП РФ за нарушение в сфере дорожного движения. Если виновный автовладелец имеет специальное право управления транспорта, он будет его лишен на срок до 3 лет. При отсутствии указанного права, будут применены санкции по другим пунктам статьи КоАП РФ, а наказание будет заменено на арест или штраф.
Виды ответственности
Суд или иное уполномоченное ведомство не могут произвольно устанавливать меры воздействия к нарушителям. Все виды санкций перечислены в главе 3 КоАП РФ, а для привлечения к ответственности за конкретное нарушение нужно выбирать наказание в пределах статьи кодекса. К основным видам ответственности закон относит:
- предупреждение – выносится в письменной форме, если проступок имеет малозначительную или небольшую общественную опасность, либо применяется в качестве замены штрафу;
- штраф в денежной форме – может выражаться в фиксированной сумме, либо в кратных величинах (от кадастровой стоимости недвижимости, стоимости предмета и т.д.);
- лишение специального права – назначается на срок, не превышающий 3 лет, а для его восстановления может потребоваться повторная процедура получения права;
- арест – применяется на срок не более 15 суток, а по отдельным составам может увеличиваться до 30 дней;
- дисквалификация – подразумевает запрет на занятие определенных должностей, если проступок был связан со служебной деятельностью;
- обязательные работы – заключаются в безвозмездной трудовой деятельности на предприятиях, утвержденных муниципальными властями;
- приостановление деятельности – данная санкция может грозить только компаниям и ИП.
Назначить сразу два основных вида наказания нельзя, однако по делам о нарушении ПДД суд может одновременно установить штраф и лишить права управления транспортом (второй вид наказания будет являться дополнительной санкцией).
Дополнительными санкциями, назначение которых зависит от суда или иного ведомства, могут являться выдворение за пределы РФ (для иностранцев и лиц без гражданства), конфискация, запрет на посещение спортивных мероприятий. Для наказания по главе 12 КоАП РФ дополнительным видом ответственности может являться лишение права управления.
На выбор санкции может существенно повлиять статус нарушителя. Например, запрещено направлять под арест беременных женщин, несовершеннолетних детей, военнослужащих и ряда иных категорий граждан. Обязательные работы также не могут использоваться для наказания беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет, инвалидов и иных субъектов. Определение статуса нарушителя происходит при составлении протокола и рассмотрении дела.
За что грозит ответственность
Основания для назначения наказания будут содержаться в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в отдельные главы, в зависимости от объекта правонарушения. Выделим наиболее распространенные группы составов, по которым будут назначены административные санкции:
- проступки, посягающие на права граждан (глава 4 КоАП РФ) – нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового права, дискриминация и т.д.;
- нарушения в сфере безопасности дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) – превышение скоростного режима, управление машиной в состоянии опьянения, оставление места ДТП и т.д.;
- наказание за экологические правонарушения последуют по статьям, включенным в главу 8 КоАП РФ;
- за нарушения в сфере предпринимательской деятельности используются составы главы 14 КоАП РФ.
Для отдельных видов проступков может применяться не только административная, но и уголовная ответственность. На разграничение последствий будет влиять размер причиненного ущерба, тяжесть вреда здоровью граждан, повторность совершения проступка иные факторы. Например, за повторный отказ от медосвидетельствования на предмет опьянения за рулем наступает уже уголовная ответственность. Уголовные санкции за неуплату алиментов применяются для злостных должников, ранее получивших наказание по КоАП РФ.
Характер и однородность проступков будут влиять на вид и размер санкции. Если в рамках одного действия нарушено несколько однородных норм (например, водитель нарушает сразу несколько пунктов ПДД), ему назначается только одна основная санкция – выбор будет заключаться в использовании максимально возможной меры воздействия среди рассматриваемых составов.
Как происходит привлечение к ответственности
Факт нарушения могут фиксировать уполномоченные органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями по КоАП РФ. Например, нарушения ПДД могут устанавливаться сотрудниками ГИБДД при патрулировании улиц, остановке автотранспорта, выезде на место аварии. По каждому факту нарушения составляется процессуальный протокол, в содержании которого указываются все обстоятельства проступка:
- время и место противоправного действия или бездействия;
- сведения о личности нарушителя, потерпевшего и свидетелей;
- данные о должностном лице, составившем протокол;
- норма правил, которая была нарушена;
- статья КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за проступок;
- обстоятельства нарушения – в чем заключалось виновной действие или бездействие, характер и степень последствий, описание места происшествия и т.д.;
- дополнительные факторы, которые могут повлиять на выбор и размер санкции – состояние опьянения у нарушителя, отказ подчиниться законному требованию о прекращении противоправной деятельности и т.д.
При составлении протокола нарушителю предлагается дать свои объяснения или представить возражения – они должны быть отражены в тексте документа. Кроме того, потенциальному нарушителю разъясняется право на защиту, в том числе на участие адвоката во всех процессуальных действиях.
По отдельным статьям КоАП РФ, дело может быть рассмотрено сразу на месте выявления нарушения. Для этого составляется постановление с указанием примененной меры воздействия. Оспорить постановление, вынесено по факту нарушения, можно через вышестоящее должностное лицо, либо в судебном порядке.
Если дело не может быть рассмотрено должностным лицом, составившим протокол, административный материал направляется в суд, либо в иной уполномоченный орган. Привлечение к ответственности в этом случае проходит по следующим правилам:
- нарушитель извещается о времени и месте рассмотрения дела – это может быть сделано при составлении протокола, либо направляется судебная повестка или иной аналогичный документ;
- дело может рассматриваться даже без участия нарушителя, если он был уведомлен о времени и месте заседания – исключение составляют только случаи, когда виновному лицу грозит арест;
- вид и размер санкции фиксируется в постановлении, которое вручается нарушителю или направляет по месту его регистрации.
Если статьей КоАП РФ предусмотрено наказание в виде ареста, лишения специального права или выдворение за пределы РФ, рассмотреть дело может только суд.
Для привлечения к ответственности учитываются квалифицирующие обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие факторы. Дополнительная квалификация заключается в установлении признаков, существенно повышающих общественную опасность проступка. К ним относится повторность нарушения, наличие неснятой административной санкции, совершение проступка группой лиц и т.д.
Наличие смягчающих обстоятельств позволяет использовать минимально возможную санкцию по статье КоАП РФ. Законом не ограничен перечень таких факторов, поэтому при рассмотрении дела они будут устанавливаться в индивидуальном режиме. Например, к таким обстоятельствам относится несовершеннолетний возраст нарушителя, совершение проступка в период беременности и т.д. На размер наказания повлияют и положительные характеристики, представленные нарушителем или его защитником. Отягчающими факторами признается состояние опьянения, несовершеннолетний возраст потерпевшего и т.д.
Как исполняется наказание
Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в течение 10 суток. На весь срок рассмотрения жалобы постановление не вступает в силу. Порядок исполнения назначенных санкций будет зависеть от их вида:
- штраф должен быть уплачен добровольно в течение 60 дней – несоблюдение этого срока приведет к принудительному удержанию через приставов;
- для отбывания ареста гражданин помещается в спецучреждение МВД;
- для обязательных работ нарушитель должен получить предписание пристава и самостоятельно прибыть на предприятие;
- выдворение может происходить в добровольном или принудительном режиме – во втором случае перемещением через границу занимаются сотрудник МВД и пограничной службы;
- лишения права управления происходит путем добровольной сдачи бланка водительского удостоверения, либо его принудительного изъятия сотрудниками ГИБДД,
За нарушение порядка исполнения санкции грозит дополнительная административная ответственность. Нарушителю будет назначен новый штраф, либо использован арест и обязательный работы.