Действия, которые противоречат закону и недопустимы в обществе, являются хулиганскими. Нарушитель демонстрирует своим поведением неуважение к другим гражданам и нарушает их права. Законом предусматривается уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.

Зачастую преступные действия совершаются спонтанно и не всегда поддаются логическому объяснению. Постепенно хулиганство и вандализм сливаются, в обоих случаях происходит порча чужой собственности.

По сравнению с хулиганством, проявление варварства считается менее тяжким нарушением, и наказание за него является менее строгим.

Что является хулиганством и вандализмом

Хулиганство – это нарушение общественного спокойствия в грубой форме, проявление явного неуважения к обществу. Вандализм – это разрушение культурных, исторических ценностей, порча чужого имущества. Варварство является деструктивным поведением. Человек, совершающий акты вандализма, находится в особом психологическом состоянии, которое толкает на разрушение и порчу имущества общества или отдельных граждан. Примеры актов вандализма:

  • осквернение могил;
  • надписи на заборах и стенах зданий (граффити);
  • порча лифтов и мусорных баков;
  • уродование памятников;
  • осквернение религиозных ценностей;
  • сожжение церквей.

Поджег дома или автомобиля является разновидностью вандализма. В зависимости от того, что именно сделал человек, установлена УК РФ следующая классификация: надругательство, хулиганство, намеренная порча чужой собственности. Как взрослые, так и несовершеннолетние граждане часто совершают акты варварства: бьют фонари, ломают лавочки, портят сидения в общественном транспорте.

Классификация

Можно сделать классификацию вандализма:

  • идеологический (порча церковного имущества с целью оскорбить чувства верующих);
  • корыстный (человек совершает порчу имущества и снимает на камеру, чтобы набрать побольше лайков в социальных сетях);
  • антикультурный (порча памятников культуры, надписи на стенах исторических зданий);
  • экологический (уничтожение ценных растений, парковых насаждений, порча городских клумб);
  • криминальный (идеологический, террористический, государственно-чиновничий).

Также по степени общественной опасности можно выделить несколько видов хулиганских действий:

  • мелкие нарушения общественного порядка – человек громко скандирует стихи в автобусе или другом общественном транспорте;
  • простые нарушения – это повторное посягательство на общественное спокойствие, плюс к этому может быть причинен небольшой вред здоровью других лиц;
  • злостные нарушения – это преступления, совершенные с применением оружия.

Квалификацию действия нарушителей дает суд. Оценивается совокупность нарушений, и делается вывод, какое наказание последует за совершение преступных действий. Так, Хамовнический районный суд рассматривал дело группы «Пусси Райот», устроившей панк-молебен в Храме Христа Спасителя (приговору № 1-170/2012). Суд принял во внимание следующие действия группы:

  • целенаправленный характер;
  • оповещение общественности о проведении мероприятии;
  • проникновение в церковь в обычной одежде под видом верующих;
  • совершение действий, оскорбляющих религиозные чувства верующих;
  • текст песни, который был исполнен группой, имеет политический контекст;
  • участницы группы признали, что ставили своей целью выступление против действующего президента.

Показания свидетелей и материалы дела подтверждают противоправный характер поведения девушек во время прохождения богослужения. Действия нарушителей были квалифицированы по ч. 2 ст. 213 Уголовного кодекса. В результате возмутительницы спокойствия были лишены свободы на два года с отбыванием наказания в колонии общего режима. Впоследствии феминистки пытались обжаловать приговор, было назначено более мягкое наказание. Суд уточнил причину для смягчения приговора: мотивом для противозаконного поведения была религиозная ненависть, а не ненависть по отношению к социальной группе.

Сравнительный анализ

На первый взгляд кажется, что между хулиганством и вандализмом особой разницы нет. На самом деле между этими понятиями существует различие – хулиганы своими действиями проявляют неуважением к обществу, а вандалы разрушают государственную собственность. Дебоширы хотят навредить людям, а вандалы портят неодушевленные предметы.

Важно! Отличаться преступные действия будут тем, что вандалы действуют тайно, а хулиганы демонстрируют явное неуважение к обществу, не скрывают, хотят нанести окружающим вред. Сходство между деяниями заключается в том, что вандализм – это одно из проявлений хулиганства.

Уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а за серьезные нарушения – уже с четырнадцати лет. Массовые беспорядки могут нанести много вреда, в результате часто причиняется вред здоровью людей. За организацию массовых беспорядков предусмотрена ответственность по ст. 212 Уголовного кодекса РФ.

Массовые беспорядки часто происходят на футбольных матчах, инициаторами являются болельщики футбольных команд.

2 отличия между хулиганством и вандализмом:

  1. Цель действий. Хулиганы нарушают права граждан, а вандалы портят здания, культурные ценности.
  2. Объект. Хулиганство совершается по отношению к воодушевленным и неодушевленным предметам, а вандализм имеет отношение к объектам нематериального мира.

Есть и общие черты между противоправными деяниями: преступные действия чаще всего совершаются в общественных местах, и человек способен понять, что его действия противоречат российскому законодательству.

Административное и уголовное наказание

За совершение актов вандализма предусмотрена ответственность по ст. 214 Уголовного кодекса. Причем санкции УК РФ наступают за порчу зданий, расположенных в общественных местах: стадионов, жилых домов, магазинов.

Когда испорчено здание, находящееся в малолюдном месте, например, на стройке, нарушителю светит административная ответственность. Кроме того, с него могут взыскать деньги за причиненный ущерб по Гражданскому кодексу.

Есть два вида ответственности для хулиганов: по УК РФ и Кодексу об административных правонарушениях. За совершение мелких хулиганских действий можно отделаться штрафом и арестом на срок до пятнадцати суток. За грубое нарушение общественного спокойствия дебошира могут лишить свободы на срок до восьми лет. Например, если человек использует взрывчатые вещества, оружие или предметы, его заменяющие.

Ответственность несовершеннолетних

Акты вандализма часто совершаются в подростковом возрасте, таким образом, несовершеннолетние желают самоутвердиться. За совершение противоправных действий предусматривается ответственность по ч. 1 статьи 214 Уголовного кодекса:

  • нарушителя могут оштрафовать, если подросток имеет имущество или собственный заработок;
  • привлечь к обязательным или исправительным работам;
  • арестовать.

Если преступление совершено группой лиц либо в связи с религиозной ненавистью, то наказание последует по ч. 2 ст. 214 УК РФ. Нарушителя могут лишить свободы на срок до трех лет. Ответственность за действия детей несут их родители, опекуны и лица, их заменяющие. Поэтому обязанность заплатить штраф может быть возложена на родителей.

В чем причины подросткового вандализма? Отвечает психолог Глеб Слобин

Несколько лет назад по Фейсбуку разошлась ссылка с фотографиями, на которых группа подростков крушила вагон электрички. В соцсети возмущались: уроды! Пороть их! И даже убивать. А молодой человек, «засветившийся» лицом, получил нелестную характеристику имбецила, дауна. Оправданы ли такие эмоции? Что толкает подростков на вандализм? И как следует реагировать обществу? Отвечает психолог Глеб Слобин.

Крик души

Пик «круши-ломай» приходится на подростковые годы. Это возраст, когда человек стоит на пороге взрослого общества, ему остался один шаг до взрослой жизни.

И подобный вандализм – это своего рода «диалог», который подросток пытается вести со «взрослым» миром. Это попытка быть услышанным, обратить на себя внимание. Именно поэтому молодые вандалы портят не свои вещи, а чужие, безобразничают в «общественных» местах. Дело не в том, что свое жалко, а чужое – нет. Но какой смысл портить «свое», если тебе нужен диалог с внешним миром? Некоторые выбирают более «щадящий» вариант: они заявляют о себе, своем неповторимом внутреннем мире через «украшение» своего тела с помощью тату и пирсинга.

За общественным же имуществом, будь то транспорт, школа, остановка или урна у этой остановки, всегда стоит фигура Другого. Взрослого. Родители, с которыми нет общего языка. Педагог, поставивший несправедливую, по мнению подростка, оценку. Взрослые, «ущемляющие» его права, не желающие признать его за равного. В общем, это фигура, символизирующая Взрослый мир, который не хочет услышать подростка.

Или ему кажется, что он не хочет его услышать. Обществу стоит приглядеться: кто же хочет с ним поговорить?

Портрет молодого вандала

Чаще всего — это юноша 13-17 лет. Как правило, окруженный сверстниками, которые могут как ломать вместе с ним, так и просто глазеть и подзуживать.

Чаще всего это именно парни, девушки в таких поступках замечены намного реже. Это вовсе не значит, что девушки-подростки слеплены из другого теста, «из конфет и пирожных, из сластей всевозможных», как в известном детском стихотворении. Но здесь вступают в права гендерные и культурологические различия.

Основные мотивы вандализма – самоутверждение перед миром и друзьями. Попытка поднять свой статус среди сверстников. Демонстрация силы, ловкости, отваги, «независимости» от общества, наплевательского отношения к его нормам и правилам, что также интерпретируется подростком как проявление своей мужественности и взрослости.

В нашей культуре это свойственно больше мужчинам, чем женщинам. Ведь плюющая на нормы и правила женщина – это все же сомнительная характеристика. А в адрес мужчины, скорее, прозвучит, как похвала.

«Мужское» лицо подросткового вандализма особенно очевидно, когда речь идет о крупномасштабном вандализме, который требует реального, физического противостояния с обществом, вплоть до стычек со стражами порядка. Да и сломать скамейку или перевернуть бетонную урну — не женские штучки. Тем более что большинство актов вандализма происходит ночью, а девочек в нашей культуре воспитывают более строго, чем мальчиков, они в это время чаще дома сидят.

Зато, что касается школьного вандализма – исцарапать и изрисовать парту, например – тут между девочками и мальчиками особенных различий не наблюдается. Разве что девичий вандализм, может быть, не такой вызывающий и соответственно – не такой заметный для окружающих.

Мы говорим о «подростковом вандализме» и даже обозначаем его «возраст» — 13-17 лет. Но далеко не всегда этот возраст совпадает с паспортным. Подростковое состояние души не обязательно заканчивается одновременно с физическим взрослением. Сохранить тинейджеровские комплексы и желание покричать на весь мир можно надолго.

«Плевал я на ваши святыни!»

Почему обычные подростки, не сатанисты и не сектанты, идут на кладбище, валят кресты и оскверняют могилы? Что их туда толкает? Это попытка преодолеть общепринятые нормы и правила, нарушить общие для всех табу.

Храм, памятники павшим, кладбища – места для большинства людей святые. Осквернять их нельзя никому и никогда. А для подростка – это возможность заявить: плевал я на ваши правила!

Это попытка сделать то, что обязательно заметят, отреагируют. В таких случаях преследуется двойная цель: подросток «вырастает» в своих собственных глазах и в глазах своих друзей — надо же, какой я крутой, могу пойти наперекор всем правилам и запретам, — и заодно имеет возможность «насолить» взрослым, сделать им больно, отомстить.

Ну и, кроме того, конечно, вандализм на кладбище – это способ пощекотать себе нервы. Ведь чаще всего вандалы действуют по ночам. А ночь на кладбище, да еще после очередного просмотренного ужастика про зомби – это, безусловно, острые ощущения, которых может не хватать в обычной жизни.

Так что это еще одна возможность самоутвердиться, доказать себе и друзьям свою «крутизну», «подергать смерть за усы», как Маугли у Киплинга.

Страх и агрессию впитал «с молоком матери»

Итак, подросток говорит с миром на повышенных тонах. Но почему у некоторых тинейджеров уровень агрессии зашкаливает и доводит их до вандализма? Ведь не все подростки крушат и ломают в свои 13-17 лет, так чем же отличаются их агрессивные сверстники?

Есть исследования, свидетельствующие, что деструктивная агрессия не всегда является первичной. То есть, возможно и такое, если есть вопросы к психическому здоровью подростка, но тогда с ним должны говорить врачи. Мы же имеем в виду нормального, психически здорового тинейджера.

Деструктивная агрессия в этом случае – ответ на ущемление каких-то очень важных, базовых потребностей этого возраста. Чтобы разобраться в этом, необходимо отвести взгляд от подростка и повнимательнее посмотреть вокруг него: в каком окружении он находится? Как он растет? В какой среде? Кто и как на него влияет? Что провоцирует такое поведение?

Надо признать: наши подростки растут в условиях социальной нестабильности. Да, сейчас не 90-е, ситуация изменилась к лучшему, но в целом в обществе градус тревоги, агрессии, неопределенности и страха – весьма высок. А дети и их поступки – это отражение нас, взрослых, зеркало нашей жизни. Тем более что многие из них растут в семьях неполных, неблагополучных, со сложными, конфликтными внутрисемейными отношениями – а значит, что страх и агрессия часто впитываются ими «с молоком матери».

Неудивительно, что они не знают иного языка для того, чтобы рассказать о своих внутренних переживаниях, о своей обиде или боли.

Кроме того, сейчас в нашем обществе размыты этические нормы и правила поведения, чувствуется недостаток моральных ориентиров. Вспоминается один недавний опрос, в котором более 60% опрошенных молодых людей в качестве нравственного ориентира выбрали…себя самого! По-прежнему правит бал своеволие и субъективизм. «Мне так нравится», «я так хочу» — эти слова для молодых (и не только) людей зачастую являются исчерпывающим аргументом для объяснения своего поведения.

Еще одна причина вандализма, направленного против общественных ценностей – это результат обесценивания труда других людей и роста потребительских настроений. Но это касается не только подростков.

Мы это можем наблюдать и в другой области, лежащей, казалось бы, совсем в иной плоскости: например, сейчас стало труднее найти ремонтную мастерскую, потому что проще и дешевле купить новую вещь, чем починить старую. Предметы обесцениваются и кажутся легко заменяемыми. Вот и получается,
что нет психологического барьера перед тем, чтобы их портить…

Нужен стол переговоров

Иногда взрослый мир идет на диалог с подростком и тогда вандализм превращается в свою противоположность: он не разрушает, а украшает. Я говорю о граффити. Бывает, что городские власти специально договариваются с ребятами, чтобы те раскрасили те или иные объекты на территории района.

Обсуждается тема, графическое решение – и граффити превращается в новую форму искусства, а подростки получают официальное признание.

Но это в том случае, если речь идет о согласованных «художествах». Если же это происходит стихийно, если граффити «украшают» места, совсем для этого не подходящие, тем более, если в рисунках присутствуют нецензурные выражения и оскорбления – тогда, конечно, это самый настоящий вандализм.

Вандализм — интернационален

Можно ли сказать, что вандализм свойственен молодежи только в России? Конечно, нет. Стоит вспомнить хотя бы не столь уж давние массовые беспорядки в Париже, разбитые витрины, перевернутые и сожженные машины – во всем этом в первую очередь принимала участие молодежь.

Да, это происходит на Западе реже и не так заметно, потому что это не выставляется напоказ. Но тем не менее, реакции оппозиции, самоутверждения и стремление к активному поиску своего места в мире — это общие психологические особенности подросткового возраста.

Другое дело, что в разных странах по-разному построена система профилактики вандализма. На Западе больше внимания уделяется детям, подросткам, их времяпрепровождению. К тому же, у нас в стране выше процент разводов, а развод родителей – это часто трагедия, которая очень больно бьет по психике подростка и может подтолкнуть его к асоциальному поведению.

И дело не в организации контроля за порядком, которого якобы у нас не хватает. Даже если мы завесим все камерами и поставим на каждом углу полицейского – это ничего не изменит, разве что повысит градус противостояния между подростками и миром взрослых. И результатом таких мер будет лишь увеличение уголовных и административных дел против вандализма: там, где сейчас десять, будет пятьдесят.

Наказывать или исправлять?

Осуждать подростков, клеймить, возмущаться их поступками легко и приятно. Но именно такой реакции юные вандалы и добиваются. Хоть как-то на них обратили внимание! Но взрослым важно спросить себя, чего мы хотим в итоге: наказания или исправления?

Наказание и осуждение, увы, не исправляют. Это показывает опыт колоний для несовершеннолетних – кузниц криминала, — из которых большинство подростков выходили вполне сформировавшимися уголовниками.

Подростки, доходящие до вандализма – люди в критической ситуации, крайне несчастливы, даже если не признаются в этом ни себе, ни окружающим.
Их вандализм, безусловно нужно осудить, но – не их самих.

Если же реагировать лишь карательными методами, это лишь утвердит подростка в его отчаянном протесте: ах, я плох? Ну так назло вам я буду еще хуже! Агрессия взрослых не дает ему возможности измениться, исправиться, поменять отношение к себе, людям и окружающему миру.

7 июня, 2019

Детский (подростковый) вандализм: ответственность и последствия

Детский, он же — подростковый вандализм – весьма распространенное явление, которое все чаще пугает своими масштабами и конкретными случаями. Подрастающее поколение считает едва ли не героизмом разрушение или повреждение чужого имущества, при этом необузданная молодежная энергия может захлестнуть любой объект – начиная от общего подъезда, заканчивая автомобилем.

Почтовые ящики, клумбы, беседки, заборы, детские площадки – практически все, чего касаются руки уличных хулиганов, может быть или сломано или же приведено в совершенно неприглядный вид.

При этом многие представители общества и в особенности – родители хулиганов виновато разводят руками и просят «понять и простить», а то и вовсе переходят в активное наступление. «Они же дети» – универсальное смягчающее обстоятельство, которым модно оправдывать все – от рисунков на стенах до замученных домашних животных.

Ответственность – есть

В спорах с родителями малолетних вандалов и потерпевшие, и сами родители часто забывают, что за всякие действия и ущерб, причиненный несовершеннолетними, несут ответственность родители. Это прямо прописано в статье 1073 ГК РФ и никаких отступлений на этот счет не предусмотрено.

Часто можно услышать заблуждение, что вот уж с 14 лет подростки сами отвечают за все, а родители вроде как и не при делах, но это тоже миф.

Статья 1074 ГК РФ допускает ответственность за ущерб, причиненный лицам от 14 до 18 лет отроду, но если имущества или доходов у них нет – вся ответственность возлагается на родителей.

Говоря грубо – то, чем занят ребенок, что он творит и какой вред причиняет – забота и проблема целиком и полностью его родителей.

А санкции?

Если в действиях подростка есть признаки административного правонарушения или преступления – это обязательно должно попасть в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних.

А там уже будет решено – подлежит ли юный вандал административной (с 16 лет) или уголовной (с 16 лет, а в некоторых случаях и с 14 лет) ответственности или же нет.

Если же несовершеннолетний достиг возраста 16 лет, то его скорее всего привлекут к административной ответственности по статье 7.17 КоАП РФ. Хотя надо признать, что наказание по указанной статье вряд ли можно считать серьезным.

Вместе с тем, если несовершеннолетний достиг 16 лет, то за умышленное повреждение чужого имущества может наступить и уголовная ответственность – она предусмотрена ст. 167 УК РФ. Для привлечения к уголовной ответственности по ней в данном случае, необходимо соблюсти два обязательных условия:
• Ущерб не должен быть менее 5000 рублей;
• Ущерб должен быть значительным для потерпевшего.

Значительность определяется индивидуально с учетом материального положения и характера причиненного вреда.

Однако, в уголовном кодексе существует и самостоятельная статья, посвященная понятию и признакам преступления, именуемого вандализмом.

Согласно части 1 статьи 214 УК РФ вандализмом следует считать осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Как раз за это преступление ответственность наступает уже с 14-летнего возраста. Кроме возраста привлечения к уголовной ответственности, вандализм от порчи имущества (ст. 167 УК РФ) отличается тем, что размер ущерба не обязательно должен быть значительным и превышать 5000 рублей, а также ущерб не причиняется имуществу конкретного лица, а имуществу, и расположенному в общественных местах (либо на транспорте) и предназначенному для общественного пользования.

В случаях, когда до всей суровости наказания незаконопослушный отпрыск еще не дозрел – его обязательно «возьмут на карандаш» в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН) или, как говорят по старинке – в детской комнате милиции.

При этом родителям тоже достанется – за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию им грозит 5.35 КоАП РФ с достаточно символическим штрафом, но вот неоднократность привлечения по этой статье в будущем может повлечь даже лишение родительских прав.


Для привлечения по этой статье полицейским придется доказать, что несовершеннолетние совершили правонарушение ввиду недосмотра родителей и неисполнения ими своих обязанностей. На практике это весьма сложно, но возможно – особенно если малолетний вандал уже был замечен в противоправной деятельности неоднократно.

Что делать, если юные вандалы повредили имущество?

Итак, ситуация: малолетние (несовершеннолетние) хулиганы разломали какое-либо общедомовое или частное имущество или же повредили автомобиль.

Старайтесь придерживаться следующего порядка действий:
1. Вызов полиции. Вне зависимости от размера ущерба – факт вандализма необходимо официально зафиксировать, в том числе на случай регулярных мелких повреждений имущества.
2. Самостоятельная фиксация причиненного ущерба: фото- и видеосъемка, выявление свидетелей и взятие с них контактной информации.
3. Обращение к родителям малолетних вандалов после установления их личности с требованием о возмещении ущерба.
4. Подготовка документов в суд, если переговоры о добровольном возмещении результата не принесли.

Примечание: Инициатором иска может выступать лишь владелец имущества, что потребуется подтвердить в суде. Если повреждено общедомовое имущество, то требовать взыскания ущерба будет управляющая компания.

Альтернативно можно опросить соседей, в том числе на предмет наличия камер, смотревших на место происшествия.

Часто собственники пострадавшего имущества любят обнародовать в социальной сети запись с камер видеонаблюдения. В этом случае есть шанс, что виновники найдутся сами и, в зависимости от степени воспитания и гражданской сознательности, либо попросят все замять, предложив компенсацию, или же перейдут в атаку, попытавшись привлечь опубликовавшего видео гражданина к ответственности.

Тема публикации в открытом доступе видеозаписей с зафиксированными противоправными действиями несовершеннолетних требует отдельного разговора и я постараюсь рассмотреть все проблемные аспекты в следующих публикациях.

Чего делать ни в коем случае нельзя

Найти вандала самостоятельно может каждый житель дома или владелец пострадавшего имущества, но вот дальнейшие действия должны полностью укладываться в отраженные выше рекомендации.

Категорически запрещается:
• Ругаться с несовершеннолетним, угрожать ему или выражаться нецензурно;
• Применять любую силу, в том числе и для задержания;
• Принуждать к следованию в полицию или до места проживания его родителей.

Специфика действующего законодательства по защите несовершеннолетних такова, что даже если вы задержите «на горячем» малолетнего вандала, но при этом оставите ему хотя бы маленький синяк или причините физическую боль, то легко станете фигурантом административного или даже уголовного дела.

Поэтому даже если вы установили личность вандала – передавайте полученные данные в полицию: участковому или напрямую в отдел ПДН, который занимается расследованием вашего обращения.

Судебная практика о возмещении ущерба с родителей несовершеннолетних

В качестве примера судебной практики, можно привести Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 01 апреля 2014 г. по делу N 33-1089/2014.

В данном деле истец обратилась сразу к нескольким родителям несовершеннолетних детей с требованием о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что несовершеннолетние дети ответчиков умышленно повредили припаркованный у дома и принадлежащий истцу автомобиль. Поскольку на момент совершения преступного деяния несовершеннолетние не достигли 16 лет, полицией было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Суд апелляционной инстанции руководствуясь всё теми же положениями статей 1073, 1074 ГК РФ оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с ответчиков материального ущерба, однако отменил судебный акт нижестоящего суда в части взыскания морального вреда, поскольку взыскание морального вреда по правилам статьи 151 ГК РФ для данной категории дел не предусмотрено.

Если у вас остались вопросы о привлечении к ответственности несовершеннолетних за вандализм – задайте их прямо сейчас в этой группе! Остальные статьи читайте в блоге адвоката.

Поделиться «Ответственность за детский (подростковый) вандализм»

Вандализм – преднамеренная порча и умышленное осквернение каких-либо материальных или духовных ценностей. Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам, 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Огромные убытки приносят регулярные поломки и хищения уличных таксофонов. Повреждения и хищения на железных дорогах, в метрополитене и на других видах транспорта ежегодно возрастают и приносят большой материальный урон.

Помимо значительного материального ущерба, вандализм несет за собой и другие негативные потери обществу, причиняя психологические, физические травмы и невосполнимые разрушения памятников культуры и архитектуры.

Циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение стен транспортных салонов – «граффити», замусоривание парков и скверов, разорение клумб и цветников, битье стекол на остановках и в самом транспорте портят лицо нашего города, всего того, что сопровождало нас с детства и было дорого как понятие своего дома и Отечества.

Характеристики и психологические особенности лиц, склонных к вандализму

Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. При этом разрушения считаются для них развлекательным времяпровождением. Важной особенностью подросткового вандализма является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники, или разница в возрасте у них не более двух лет.

Многочисленные исследования подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному времяпровождению, бесцельным гуляниям по улицам, в позднее время и в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы. Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.

Мотивы разрушительного поведения

Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не из-за осознанного желания разрушить, а вследствие пренебрежительного отношения к нормам поведения, отсутствия заботы к окружающей природе и аккуратности, соображений личного удобства, отсутствия культуры воспитания и неуважения к тому, что сделано руками человека, продуктам человеческой деятельности. К числу таких действий относится протаптывание газонов, замусоривание улиц, порча телефонов-автоматов и т.п. действия. Отличительной чертой этих действий является то, что вандалы не осознают последствий своего поведения и не испытывают никакого чувства ответственности.

В России социальная нестабильность сопровождается увеличением различных форм вандализма. Разрушения и поломки значительно меняют воздействие городской среды на эмоциональное состояние личности. Остается признанным фактом, что поломки таксофонов, разбитые стекла, грубые надписи и рисунки ассоциируются у людей с опасностью и нестабильностью, воспринимаются как синдром социальной деградации. Вот почему разрушительное поведение несет за собой не только громадный материальный ущерб, но и существенно влияет на социальный статус общества. Усиление вандализма обычно рассматривается как симптом кризиса нравственности.

Основные причины детского и подросткового вандализма

— Скука, желание развлечься являются психологическим фоном, на котором происходят многие правонарушения молодежи, в том числе и вандализм. Мотивом является поиск острых ощущений и новых впечатлений. При этом особенный размах приобретают разрушения, если подростки находятся в состоянии алкогольного или наркотического возбуждения. Поэтому в предупреждении подросткового вандализма большую роль играет профилактика алкоголизма и наркомании.

— Вандализм как игра. Это распространенная причина детского и подросткового вандализма рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет силы, ловкости, изобретательности. Может носить характер соревнования.

— Материальная выгода является следующей причиной вандализма. Такая мотивация разрушительного поведения, по сути, составляет разновидность кражи, и особенно большой рост она приобрела в современной российской действительности. Большой вред наносится всякому оборудованию, содержащему цветные металлы. Снимаются мемориальные доски, металлические дверные ручки, детали приборов и устройств, эта разновидность вандализма отмечается и на кладбищах, когда счищают золото надписей на памятниках, крадут венки, цветы.

— Вандализм как мщение. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление. Как правило, такие разрушения совершаются анонимно. Такая форма отмщения привлекательна тем, что приносит эмоциональное удовлетворение и позволяет избежать личного столкновения, предполагает безнаказанность. При этом обида может быть воображаемой, может возникнуть из-за зависти, чувства социальной несправедливости, объект разрушения при этом может быть лишь косвенно связан с источником враждебности.

— Злобный вандализм представляет собой акты разрушения и агрессии, вызванные неприязнью к другим людям, желанием разрушить то, что им дорого, и получить удовольствие от причиненного вреда. Примером такого вандализма является порча произведений искусства, картин в музеях, разрушение памятников.

— Гнев. Разрушительное поведение происходит из-за неумения справиться со своими эмоциями, из-за невозможности достигнуть чего-либо и является попыткой справиться со стрессом, возможностью таким образом излить свое раздражение на постороннем объекте.

— Исследование как форма разрушения присуща детям младшего возраста, и его целью является познание. Причиной таких разрушений бывает любопытство, желание понять, как работает система и ее отдельные части. Данное поведение является способом проверить границы допустимого поведения и установить, насколько действенны общественные нормы и авторитет взрослых.

Ответственность за вандализм для несовершеннолетних

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *