Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В этом материале мы рассказываем, какие дела рассматривает районный суд.

Какие дела рассматривает районный суд?

Что такое районный суд и какова его компетенция

Возможно, вы не знали, но среди всех категорий судебных инстанций, имеющих общую юрисдикцию, районный суд является, пожалуй, звеном:

  • первым;
  • основным.

Имеются данные суды абсолютно в любом районе города, либо хотя бы в единственном экземпляре в городках, у которых только один район.

Районный суд — важное звено судебной системы, отвечающее за разрешение вопросов, возникающих на подведомственных территориях, а также передающихся из мировых судов апелляций

Искомые суды имеют компетенцию на рассмотрение дел, заведенных в рамках производств:

  • гражданского характера;
  • уголовного характера.

Статья 34. Компетенция районного суда

Кроме того, данный суд отвечает за рассмотрение дел следующих направленностей, связанных:

  • с преступлениями в области нарушений Кодекса об Административных правонарушения Российской Федерации;
  • с приговорами, выносимыми по делам уголовной категории (к примеру, только если районный суд вынесет соответствующее решение, вы сможете рассчитывать на условно-досрочное освобождение);
  • рассмотрением жалоб, а также просьб лиц, являющихся участниками судопроизводств уголовной категории, представляющих защиту;
  • с вынесением определенных решений относительно необходимости проведения действий следственного характера, соответствующих Уголовно-процессуальному Кодексу (таких, как прослушивание, например).

Уже только данный список дает нам понять, что районный суд имеет достаточное количество обязательств и занимается довольно-таки разнообразными делами.

Если вы обращались в мировой суд для решения каких-либо проблем, но вынесенное решение вас не устроило, все возражения в официальной форме подавайте непосредственно в районный суд

Кроме своих личных дел, описанных выше, районные суда также играют роль судов второй инстанции относительно мировых судей. Говоря проще, если вы обращались по какому-либо вопросу в мировой суд, но вынесенное инстанцией решение не пришлось вам по душе, вы можете выразить официальное несогласие в виде апелляции и кассации, подав их непосредственно в районный суд.

Компетенцию районного суда можно назвать действительно обширной, а потому, это откладывает определенный отпечаток на работу с инстанцией, в которой все привыкли действовать быстро, точно и четко. Если ваше дело имеет высокую степень важности, то для участия в делах, рассматриваемых районным судом, лучше всего нанять грамотного адвоката.

Граждане, обращавшиеся в районные суды, не раз замечали, что взаимодействие со структурой создает высокую степень стресса, так как они вынуждены были соответствовать совершенно четким требованиям суда, не допуская никаких ошибок и проволочек

Кто работает в районном суде

В интересующей нас судебной инстанции работают, как минимум, несколько судей. Один из них носит официальный статус председателя, что означает для него решение следующих задач.

Таблица 1. Задачи районного судьи-председателя

Задачи Описание
Традиционные обязанности судьи К традиционным обязанностям районного судьи относится рассмотрение всех дел, обозначенных нами в разделе выше, то есть:

  • административных нарушений;
  • приговорами по Уголовному Кодексу;
  • жалобы участвующей в судопроизводствах защиты и т.д.
    Наличие статуса председателя гражданина от исполнения искомых обязанностей не освобождает, и не дает ему право принимать решения относительно того или иного дела на свое усмотрения, минуя продиктованные законом нормы.
  • Организация работы суда Помимо уже имеющихся обязанностей, теперь судья должен будет выполнять также организационные вопросы внутри данной инстанции.

    К организационным задачам председателя можно отнести множество различных процедур, к примеру, распределение компетенций между прочими судьями органа. Несмотря на то, что каждый судья, согласно букве закона является независимым, на практике же получается, что при выборе председателя остальные сотрудники становятся его подчиненными.

    Председатель районного суда должен не только выполнять свою работу, как судья, но также и успевать организовывать распределение дел между сотрудниками инстанции

    При выборе лица, которое впоследствии будет исполнять обязанности председателя, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

    • наличие у него солидного опыта работы;
    • эффективность его основной деятельности;
    • эффективность и инициативность организаторской деятельности, когда-либо им производимой, и т.д.

    Как производится разделение дел в районном суде

    Разделение дел председателем ведется согласно предметам. К примеру, один из судей показывает высокую компетентность в области ведения уголовных дел, другой в области гражданских и так далее. В таком случае будет разумно при их согласии делегировать им процессы из тех областей, которые кажутся им наиболее интересными.

    Кроме того, районные суды обязаны учитывать принцип территории, подразумевающий, что их специалисты должны рассматривать дела, возникающие в границах конкретного района населенного пункта.

    Сочетание двух этих принципов, предметного и территориального, в конечном итоге приводит к четкому распределению перечня дел и задач для каждого подчиненного председателя.

    Подобное распределение дел, как в районном суде, применяется также в частных юридических практиках

    На практике искомое разграничение применяется также и в частных юридических конторах, где каждый специалист занимается именно той направленностью вопросов, в которых он отлично разбирается.

    Подведем итоги

    Районный суд, как мы уже сказали – весьма важная инстанция, так как среди судов общей юрисдикции занимает первую позицию. Имеются данные учреждения в каждом районе вашего города. Если вам интересно, задайте такой запрос в интернете, и рассмотрите онлайн-карту вашего города. Вы убедитесь, что сказанное нами – правда.

    Судья, которые трудятся в изучаемой нами инстанции, имеют право на рассмотрение дел, в большинстве своем представляющих производство гражданского и уголовного характера. Впрочем, как вы могли запомнить, районный суд должен решать не только вопросы, направленные лично ему, но также и переданные «по наследству» дела из судов мировой категории.

    Кодекс этики судьи является основой осуществления независимого и честного правосудия. Поэтому каждый гражданин, занимающий должность судьи, обязан соблюдать высокие нормы, устанавливаемые этим кодексом. Подробно об основных положениях данного документа расскажем в специальной статье.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном судебной системы Российской Федерации, так как из общего количества рассматриваемых судами уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях на долю районных судов приходится основная. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ, ст. 4 Закона «О статусе судей РФ» судьёй районного суда может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

    Районный суд в соответствии со ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

    Компетенция районного суда регламентирована ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»:

    1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесённых федеральными законами к подсудности других судов.
    2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
    3. Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
    4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
    5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    В соответствии со ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

    Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

    • организует работу суда;
    • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
    • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
    • организует работу по повышению квалификации судей;
    • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
    • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
    • осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

    Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

    В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьёй этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

    Организационное обеспечение деятельности районных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

    Правильная организация районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

    • территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все дела, возникающие на закреплённой территории;
    • предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой – гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
    • предметно-зональному, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закреплённой за ним территории;
    • беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские – лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приёма им населения.

    Нормативные правовые акты:

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

    Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

    Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

    Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»

    Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Учебная литература:

    Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.– М.: Эксмо, 2010.

    Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2010.

    Суд и правоохранительные органы : учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2013.

    Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. — 3-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 378 с.

    Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. — М., 2001.

    Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. — М.: Юристъ, 2003.

    Районный суд, его состав и полномочия.

    Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

    1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

    2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

    3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

    4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

    К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

    Районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

    Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

    Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют – 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

    Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

    Компетенция районного суда:

    1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

    2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

    3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

    4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

    5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

    6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

    7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

    — об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

    — о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

    — о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    — о возмещении имущественного вреда;

    — о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    — о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    — о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

    — о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

    — о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

    — о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

    — о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    — о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

    — о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

    — о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

    — о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

    8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

    9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

    10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Состав районного суда:

    — председатель районного суда,

    — его заместителя (заместителей)

    — судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 – действовало 557 малосоставных судов.

    Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

    Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

    Структура суда – это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

    Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

    Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий – делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения , но в штат суда не включен.

    Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

    В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

    Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

    Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

    Организационные полномочия:

    1) организует работу суда;

    2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

    3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

    4) организует работу по повышению квалификации судей;

    5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

    6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

    7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

    1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

    2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

    3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

    Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

    Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

    Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

    Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

    — федеральные государственные гражданские служащие

    — работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    К первой группе относятся:

    Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

    Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

    Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

    Аппарат суда общей юрисдикции:

    1) принимает и выдает документы;

    2) удостоверяет копии судебных документов;

    3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

    4) контролирует уплату пошлин и сборов;

    5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

    6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

    7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

    8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

    9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

    10) осуществляет хранение дел и документов;

    11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

    12) осуществляет прием граждан.

    Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

    Должности федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

    Должности «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 2 класса» («советник юстиции 3 класса»).

    Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

    Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

    Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

    Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

    2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

    Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

    — эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

    — обобщать и анализировать поступающую информацию;

    — работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

    — разрабатывать план конкретных действий;

    — оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

    — адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

    — взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

    — правильно распределять рабочее время;

    — владеть приемами межличностных отношений;

    — владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

    — пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

    3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

    — оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

    — оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

    — готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

    — осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

    — готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

    — соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

    — выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

    Помощник районного судьи:

    5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

    — оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

    — оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

    — участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

    — вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

    — готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

    — вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

    — подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

    — составляет проекты процессуальных документов;

    — выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

    Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

    Секретари судебных заседаний:

    — ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

    — обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

    — осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

    — проверяют их явку в суд;

    — выполняют иные поручения судьи.

    Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

    Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

    Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

    Судебные приставы:

    — обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

    — обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

    — поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

    — во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

    — исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

    Компетенция районного (городского) суда, как перечень его функций, обязанностей и прав для выполнения возложенных на него задач, определяется действующим законодательством. Общие вопросы компетенции районного (городского) суда закреплены в ст. 21 ФКЗ РФ «О судебной системе» и в ст. 34 «О судах общей юрисдикции»: Статья 21. Районный суд 1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. 2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. 3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Статья 34. Компетенция районного суда 1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. 2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. 3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. 4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. 5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Процессуальную деятельность районного суда можно условно разделить на три части: 1) разрешение вопросов досудебного и после судебного разбирательства и рассмотрение жалоб на действие и акты должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан 2) рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел по первой инстанции (или по существу) 3) пересмотр обжалованных решений мировых судей в апелляционной инстанции. Как суд первой инстанции – районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Распределение дел между имеющимся судами общей юрисдикции и относимость конкретных дел к ведению конкретного суда в рамках установленного закона вида судопроизводства определяется понятиями подведомственность и подсудность. Для районного суда подведомственность рассматривается только применительно к гражданско-правовым спорам для разграничения их между районными (судами общей юрисдикции) и арбитражными судами. Подсудность же дел районному суду в системе судов общей юрисдикции для рассмотрения их по первой инстанции. Подсудность уголовных дел закрепляется в ст. 31 УПК РФ. Подсудность гражданских дел районному суду определяется в ст. 24 ГПК РФ. Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Статья 31. Уголовные дела, подсудные районному суду 2. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой (в части подсудности уголовных дел мировому судье), третьей и четвертой настоящей статьи. Наряду с осуществлением правосудия и разрешением правовых споров, в районном суде ведется учет рассмотренных дел, статистика деятельности суда, изучается и обобщается судебная практика по определенным категориям дел, периодам времени и т.д.

    Мировые судьи: общая характеристика, подсудность дел, организация работы

    Согласно ст.4 ФКЗ РФ «О судебной системе», ст. ФЗ РФ «О мировых судьях в РФ» мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систем РФ. Мировые судьи в России, являясь судами общей юрисдикции субъектов РФ, существуют совместно с федеральными судами общей юрисдикции. Законодательством РФ определятся границы их деятельности, мировые судьи являются членами судейского сообщества РФ, процессуальная деятельность мировых судей по уголовным, гражданским и административным делам связана с деятельностью федеральных судов общей юрисдикции- районными судами. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах участков, создаваемых в судебных районах, согласно административно-территориальному делению территории субъекта РФ. Количество судебных участков устанавливается ФЗ «Об общем количестве мировых судей и судебных участков в субъектах РФ». Мировой суд в тех местностях, где он создан, финансируется за счет бюджета РФ в объеме выплаты заработной платы непосредственно мировым судьям (ст. 1 ФЗ «О судебном департаменте»; ст. 10 ФЗ «О мировых судьях»). Субъекты Российской Федерации финансируют расходы, связанные с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ оплачивается содержание работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя и секретаря судебного заседания), расходы по аренде помещений, ремонт, коммунальные платежи, охрана и уборка помещений, почтовые расходы, оплата услуг телефонной связи, покупка мебели, компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и так далее. В отношении мировых судей в субъектах РФ, в лице их законодательных органов, может устанавливаться порядок избрания или назначения мировых судей на должность.

    Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей 1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Статья 7. Срок полномочий мирового судьи 1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. 2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи —

    70 лет. Компетенция мировых судей: Компетенция мирового судьи определяется НА разного уровня и разной организационной и процессуальной направленности. ФЗ (ст. 28 ФКЗ РФ О СС РФ, ст. 3 ФЗ РФ О мировых судьях в РФ), и законы субъектов закрепляют общие и организационные положения о компетенции. Процессуальные кодексы, определяющие порядок гражданского и уголовного судопроизводства — ГПК РФ, УПК РФ, а также административного судопроизводства, определяемого Кодексом РФ об административных правонарушениях и соответствующими актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ об административных правонарушениях, принятыми ими в рамках своей компетенции, закрепляют порядокдеятельности мировых судей при осуществлении правосудия. ФКЗ РФ «О судебной системе РФ».

    Статья 28. Мировой судья 1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. 2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. ФЗ РФ О мировых судьях в РФ: Статья 3. Компетенция мирового судьи 1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 8) дела об определении порядка пользования имуществом; 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации. 1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. 2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. 3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

    Какова компетенция районного суда

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *