Добрый день.

Вопрос неоднозначный и дискуссионный.

При необходимости обосновывания позиции правомерности подобного размещения, следует особое внимание уделять п. 3 ст. 1484 ГК РФ:

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с
его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для
индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных
товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность
смешения.

Как видим, из изложенного следует, что для состава правонарушения необходимо одновременное присутствие двух факторов:

— использование товарного знака в отношении тех товаров, для которых он зарегистрирован лицом, которому полномочий на использование не предоставлено;

— вероятность смешения (в глазах потребителей) настоящего обладателя исключительного права на товарный знак и лица, (неправомерно) использовавшего такой товарный знак.

Если такие факторы не соблюдены, то, представляется, что и факта нарушения нет.

Дополнительно приведу фрагмент кассационной жалобы (написанной, мной), по делу о (якобы) незаконном использовании товарного знака со ссылками на судебную практику:

Так,
в Постановлении Президиума ВАС РФ от
01.12.2009 N 10852/09 по делу № А45-15761/2008-8/270
подчёркивается, что «по
смыслу указанной (в
ст. 1484 ГК РФ — прим. заявителя) нормысловесное
упоминаниечужого товарного знака не
является использованиемэтого знака» и «В материалах дела нет
доказательств использования товарного
знака при маркировке продукции,
выпускаемой заводом, а также в документации
и рекламе».

Также
следует процитировать Постановление
9 ААС № 09АП-10763/2011-ГК от 8.06.2011 по делу №
А40-118198/10-143-1016: «само
по себеупоминание
ответчиком на сайте товарного знака
истца не является его незаконным
использованиемв смысле требований п.п.2,3 с т. 1484 ГК РФ»,
«Ответчик
на упомянутом веб-сайте, указывая
товарный знак истца, рекламировал
свои услуги, а не товары истца, и не
представлял себя как их производителя».
Данное постановление было обжаловано
в ФАС Московского округа и было оставлено
без изменения.

Аналогичные
доводы изложены в Постановлении 13 ААС
от 19.01.2012 по делу № А56-21573/2011. Суд проверил
законность и обоснованность решения
суда первой инстанции, указав, что
ответчик разместил на своём сайте
товарный знак в информационных целях,
«не использует товарный
знак для рекламы своих товаров, услуг
и представления себя как производителя
товаров,
услуг, в отношении которых истцом
зарегистрирован спорный товарный знак»,
«поскольку
использование ответчиком товарного
знака истца не направлено на индивидуализацию
товара последнего и не может его
индивидуализировать, смешение потребителем
правообладателя товарного знака и ООО
«АРБК», размещающего на своем сайте
справочную информацию, в данном случае
невозможно».
Указанное постановление и решение суда
первой инстанции по делу было предметом
обжалования кассационной и надзорной
инстанций, и было оставлено в силе
вышестоящими судами.

Что примечательно, Суд по интеллектуальным правам согласился с моими доводами, удовлетворив кассационную жалобу и передав дело на новое рассмотрение.

Из вышеизложенного следует, что в определённых случаях указывать словесное обозначение на сайте можно — в целях идентификации товара / услуги. Однако, не следует использовать товарный знак на интернет-сайте в каких-либо иных целях (например, для сравнения своей продукции с продукцией конкурента).

Кроме того, во многом в каждом конкретном споре точку будет ставить именно суд в зависимости от ряда факторов предполагаемого использования, и, (что уж скрывать), усмотрения и оценки фактов судьями, которые будут рассматривать дело.

С уважением, Бардов Иван.

Действие, которое предусматривает незаконное использование товарного знака представляет собой производство и сбыт собственной продукции под чужой торговой маркой. Такие неправомерные действия относятся к недобросовестной конкуренции.

Стоит отметить, что недобросовестным быть может использование товарного знака, который зарегистрирован и имеет официальное свидетельство.

Такие незаконные действия виновный совершает осознанно, используя для извлечения собственной выгоды бренд владельца. Важно помнить, что создать товарный знак довольно затруднительно, для этого необходимо исследовать рынок сбыта, рекламу и заинтересовать клиента своим уникальным предложением.

Понятие и правовая характеристика

Торговая марка – это торговый знак, бренд, который представляет собой наименование, символ, знак или их сочетание, которое доносит до потребителя информацию о продукте, ее качестве, ценностей и др. В настоящее время бренд – это действенный способ рекламы, который поддерживает фирму. В случае незаконного использования товарного знака будет причинен вред маркетингу и имиджу организации.

Товар, который был выпущен под с использованием чужого бренда является контрафактом. Случаев контрафактной продукции в настоящее время достаточно много, популярным является незаконное использование товарного знака в одежде.

Наиболее явным признаком использования чужого бренда является размещение на продаваемом товаре точной копии товарного знака. Однако это не единственный вариант нарушения прав собственника.

Согласно ст. 1484 Гражданского кодекса нарушением исключительного права на бренд являются:

  • Использование похожего обозначения. Так, например, часто марку «Reebok» заменяют на «Rebok, что может потребителей привести в замешательство.
  • Метод однородности товаров. Так нарушители создают товар, который выглядит внешне идентично бренду, в свою очередь покупатели, увидев похожую вещь на фирменную покупают ее.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Объектом правонарушения выступает само деяние по использованию чужого бренда, а также всех других обозначающих признаков.

Субъектами выступают лица, предпринимательская деятельность которых и привела к подобному правонарушению.

Субъективная сторона вопроса содержит вину, которая выражается в умышленном деянии компаний.

Нормы, регулирующие вопрос

Несколько разделов закона РФ регулирует вопрос незаконного использования товарного знака. Степень ответственности будет зависеть от квалификации дела.

Ответственность за незаконное использование бренда согласно ГК РФ подразумевается право правообладателя требовать изъятия из оборота товара и уничтожения. Кроме того, изъятию подлежат упаковки и этикетки. Такое регулирование закрепляет ст. 1515 ГК РФ.

Также правонарушение регулируется КоАП РФ, ст.14.10. Согласно данной статьи правообладатель может подать заявление в полицию о возбуждении дела. Ответственность нарушителя согласно Кодексу, для юридических лиц составляет от 30 до 40 тысяч рублей, а для должностного лица от 10 до 20 тысяч рублей. Для данного нарушения срок давности составляет год.

Если имеет место серьезное правонарушение, то допускается судебное разбирательство в рамках Уголовного Кодекса РФ, а именно ст.180.

Уголовным будет признано правонарушение, если имело место незаконное использование бренда неоднократно или повлекло большие убытки. Крупным убытком принято считать ущерб размером в 250 тысяч рублей.

Виды незаконного использованию товарного знака

Случаи, которые является незаконным использование товарного знака:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

  • Использование товарного знака без разрешения правообладателя с целью популяризации собственного товара;
  • Использование товарного знака с целью проведение рекламной акции;
  • Использование товарного знака правообладателя в документах, которые прилагаются к контрафактной продукции;
  • Реализация продукции под чужим брендом без разрешения правообладателя;

Какие товарные знаки подпадают под российское законодательство

Законом запрещено использование логотипов, на которые правообладание было получено в России.

Незаконным считается использование постороннего товарного знака в рекламный акциях без имеющегося на это разрешения. Такой вид использование логотипа должен быть установлен по соглашению сторон.

Также нарушение исключительного авторского права не будет являться упоминание чужой торговой марки в статье или интервью. Такое положение закреплено в ст.1487 Гражданского кодекса РФ.

Что признается незаконным использованием маркировки

Защита прав на бренд включает в себя несколько критериев, которые характеризуют преступление. Выделяют прямые виды неправомерного использование логотипа и завуалированные. Завуалированное использование товарного знака по-другому называется степенью смешения. Такое правонарушение требует тщательной оценки эксперта.

Прямым нарушением является маркировка собственной продукции чужим товарным знаком. Закон в принудительном порядке требует удаления зарегистрированных знаков с товара, уничтожения упаковки за счет правонарушителя и применения мер за незаконное использование чужого бренда.

Виды ответственности

Законодательство Российской Федерации определяет меру ответственности в зависимости от причиненного вреда. Выделяют всего три вида ответственности за незаконное использование товарного знака:

Правообладатель согласно Гражданскому кодексу может обратиться в суд с исковым заявлением с требованием о компенсации. Рассчитывать правообладатель может на компенсацию в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. Размер компенсации зависит от размера ущерба, а также возмещение двукратной стоимости затрат на оплату товарного знака.

Согласно административному законодательству предусмотрено следующее наказание:
Штраф для физического лица – 1,5- 2 тысяч рублей с конфискацией товара;

  • Штраф должностному лицу – 10-20 тысяч рублей, с конфискацией;
  • Штраф для юридического лица 30-40 тысяч рублей с конфискацией товара.

Согласно уголовному законодательству предусмотрено следующая ответственность:

  • Штраф размером до 200 тысяч рублей;
  • Компенсация в размере доходов ответственного лица за 18 месяцев;
  • Принудительные работы до 180-240 часов;
  • Исправительные работы сроком до 2 лет.

Как защитить бренд

Каждый производитель стремится защитить свой продукт от подделки, поэтому индивидуализирует ее логотипом или товарным знаком. Стоит отметить, что исключительное право на использование бренда дает государственная регистрация.

Регистрация товарной марки обеспечит защиту логотипа. После регистрации бренд или услуга может быть задействованы на рынке.

Процедура его узаконивания

Начать нужно с разработки эскиза. Затем следует обратиться в Федеральное патентное ведомство – Роспатент, собрав весь пакет документов:

  • Заявление на регистрацию;
  • Эскизы;
  • Список товаров, сформированный согласно МКТУ, который будет маркирован данным брендом;
  • Обозначение бренда на бумажном носителе;
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Выданное свидетельство является результатом государственной регистрации, а также основание для защиты от недобросовестной конкуренции. Действует свидетельство 10 лет, по истечении срока его можно продлить.

Здравствуйте! По существу вопроса поясняю следующее:
Логотип – это важнейший элемент позиционирования компании. Защитить логотип можно путем его регистрации в качестве товарного знака

Использование чужого логотипа, либо обозначения, сходного до степени смешения, является незаконным и влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
Размещение на своем сайте чужих логотипов (товарных знаков) без разрешения является нарушением права соответствующих фирм.
Исключительное право на товарный знак сформулировано достаточно широко: как полномочие использовать его любым способом по усмотрению владельца (п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ), тем не менее, основное его предназначение — закрепить монополию на индивидуализацию определенных товаров, работ и услуг, для которых такой знак зарегистрирован.

Поэтому п. 3 ст. 1484 ГК устанавливает: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».

Если же знак используется в иных целях, не связанных с товарами (работами, услугами) владельца знака, то нарушения законодательства о товарных знаках не будет. Например, ваша организация не продает такой же товар, работы или услуги (или однородные им), что и ваш партнер, а просто оказывает ему какие-либо услуги (рекламные, дизайнерские, транспортно-экспедиционные, информационные и т.п.) или продает ему свою продукцию, то вы вполне можете указывать товарный знак партнера на странице со списком клиентов.

Не будет считаться нарушением и простое упоминание товарного знака в статьях, интервью, новостях или иных материалах на сайте, даже если на сайте реализуется однородная продукция, при условии, что не возникает риск ее смешения с продукцией владельца знака. Этот вывод закреплен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 года №10852/09: «…словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака».

Другой вариант допустимого использования чужого знака на сайте без согласия владельца уже связан с использованием товара владельца знака, но не в целях его продажи. Например, если организация производит сервисное обслуживание, ремонт такого товара. Здесь обязательное условие, чтобы владелец знака сам не осуществлял такую деятельность, т.к. в противном случае налицо будет конкурирующая деятельность.

Не следует использовать товарный знак на интернет-сайте в каких-либо иных целях (например, для сравнения своей продукции с продукцией конкурента).

СогласноВ ч. 2 статьи 1484 ГК РФ:
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Следует не забывать, что словесные обозначения часто регистрируются в качестве товарных знаков — это вполне законная практика и совсем не обязательно использовать какие-либо картинки, слов вполне достаточно.
Так, словесное обозначение ГАЗПРОМ можно увидеть здесь:В www.znakoved.ru/wtms/RU500000000365985/
Помимо логотипа ПАО «Газпром» имеет словесное обозначение и вправе запрещать его использование в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, в Вашей ситуации все зависит от того, какой логотип Газпрома Вы используете на сайте и в каких целях. Если сделаете уточнения, отвечу – предоставлю дополнительную консультацию.

Конкретные статьи ГК РФ, КоАП РФ и УК РФ указаны в сообщении к данному ответу.
Если имеются еще вопросы или возникли новые, обращайтесь. Буду вам признательна за оценку ответа. Желаю удачи!
С уважением, 2014_jurist@inbox.ru

Использование логотипа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *