Портретная экспертиза, или габитоскопия – это идентификация личности/установление его пола и возраста, а также других характеристик на основании внешности по фото- и видеоматериалам.

Эксперт также может определить антропологическую принадлежности изображенного на портрете лица и установить сходство разных лиц, обусловленное кровным родством, если невозможно провести генетическую экспертизу.

Какие задачи у портретной экспертизы?

Основная задача портретной экспертизы — установление тождества человека по фотоснимкам, видеокадрам и иным объективным отображениям его внешнего облика.

Эксперты решают вопросы диагностического характера:

  • определение антропологической принадлежности изображенного на портрете лица;
  • установление сходства разных лиц, обусловленного кровным родством при невозможности проведения молекулярно-генетической экспертизы.

Какие объекты исследует эксперт?

Объектами портретной экспертизы являются различные носители информации о признаках внешности человека. Это изображения, которые можно условно разделить на две группы:

  1. объективные изображения, непосредственно запечатлевшие внешний облик человека;
  2. изображения, полученные путем преобразования исходных объективных изображений конкретных людей, например, в целях создания торговой марки какого-либо товара, рекламы и т.п.

Объекты первой группы включают:

  • фотоснимки, изготовленные с помощью традиционной фотографической и цифровой технологии;
  • видеокадры — с помощью записи на видеоленту или распечатки изображений, полученных с помощью аппаратуры для видеонаблюдения.

По уголовным делам объектами портретной экспертизы чаще всего бывают так называемые специальные фотопортреты, к которым относятся фотоизображения, изготовленные по правилам опознавательной фотосъемки.

Документными фотопортретами принято считать погрудные фотоизображения лиц, специально предназначенные для документов, удостоверяющих личность, — паспортов, воинских билетов, а также различных удостоверений. Такие фотоснимки должны изготавливаться по определенным правилам, относящимся к размеру, ракурсу съемки и освещению лица, гарантирующим при их соблюдении полноту и точность воспроизведения характерных признаков внешности. Однако экспертная практика свидетельствует, что эти правила соблюдаются не всегда. В результате на документы помещаются фотоснимки с нарушением положения головы — она может быть приподнята; с недостаточной резкостью изображения, затрудняющей изучение по снимку мелких особенностей элементов внешности.

На качество документных фотопортретов оказывает существенное влияние та цифровая фотографическая техника невысокого класса, которая в последние годы используется в многочисленных фотоателье, а также выездными фотографами, обслуживающими учреждения социальной защиты и другие места массового оформления документов, удостоверяющих личность.

На этих фотоснимках не отображаются мелкие детали строения элементов лица, анализ которых необходим для проведения экспертной портретной идентификации. В результате эксперту приходится анализировать в основном общие, групповые по своему значению признаки внешности и при отсутствии крайних степеней выраженности признаков (например, очень широкие брови и т.д.) приходить к вероятному выводу о тождестве. Улучшить качество изображения даже с помощью специальной аппаратуры не удается.

Еще большие затруднения при проведении портретной экспертизы возникают в тех случаях, когда цифровая фотосъемка осуществляется с близкого расстояния. На фотографии запечатлевается оптическая деформация лица — искажаются его форма, действительные пропорции, положение и контуры частей лица, удаленных от объектива. В то же время элементы лица, более близкие к объективу, такие, как нос, верхняя губа, увеличиваются в размерах. По подобным фотоснимкам невозможно осуществлять сопоставление достоверных размерных соотношений элементов внешности, их форм, контуров, пропорций и т.д.

На портретную экспертизу могут быть представлены и художественные фотопортреты, на которых человек сфотографирован по определенным правилам применительно к этому жанру фотосъемки в целях запечатления наиболее эффектной и оригинальной позы, выражения лица. Для этого используются приемы игры света и тени, специфической композиции фотоснимка, наиболее выигрышного для фотографируемого положения головы. На таких портретах могут не полностью отобразиться некоторые элементы внешности — они могут находиться в тени, быть закрытыми головным убором и т.п.

При художественной фотосъемке не регламентируется ракурс съемки. Обычно посредством использования условий съемки фотограф стремится придать облику фотографируемого наибольшую привлекательность и оригинальность. Выраженность отдельных признаков внешности может быть уменьшена, а некоторые признаки вовсе не отображены в результате использования специального освещения. При печати таких фотоснимков, как правило, используется ретушь негатива и позитива, чтобы устранить, например, морщины, резкие складки кожи, некоторые возрастные признаки.

Пример из практики. Для проведения экспертного исследования поступило изображение молодого мужчины в форме красноармейца, сфотографированного в январе 1924 г., а также групповой фотоснимок, на котором был изображен мужчина средних лет в форме командира Красной Армии вместе с женой и детьми. Требовалось установить — не изображен ли на фотоснимках один и тот же мужчина.

Анализ признаков внешности красноармейца был затруднен тем, что на нем был головной убор — шлем, закрывавший верхнюю и боковые стороны головы. Изображение было недостаточно резкое, но на подбородке отчетливо просматривалась вертикальная складка. На фотоснимке командира этот признак не выявлялся.

Изучение фотоснимка показало, что он подвергался художественной ретуши, в ходе которой было устранено изображение складок кожи, в том числе и на подбородке, а также смягчен рельеф лица. Были запрошены дополнительные фотоснимки, при изготовлении которых ретушь не применялась. На этих фотоснимках нашли отображение и особенности складок кожи лица, в том числе на подбородке. Вывод по результатам исследования был положительным.

Объектами портретной экспертизы могут также являться и портреты их печатных изданий, являющиеся репродукциями фотографических снимков. Особенностью воспроизведения признаков внешности, изображенных на репродукциях лиц является существенное влияние на их отображение технологии полиграфической печати, которая предусматривает перед типографским воспроизведением фотоизображения использование специальной ретуши. На отображение особенностей строения элементов лица влияет и так называемый растр, который образуется при переводе фотографического изображения в типографское. В результате эксперту не удается произвести точные измерения, а приходится ограничиться изучением лишь качественных признаков, что существенно снижает полноту анализа признаков внешности и достоверность вывода о тождестве.

На экспертизу могут также поступать ксерокопии фотоснимков, например ксерокопия паспорта, хранившаяся в делах какого-либо учреждения. Изготовление копий на ксероксах не обеспечивает качественное получение полутонового изображения, каким является фотоснимок. По таким изображениям можно составить только приблизительное представление о строении мелких элементов лица, индивидуализирующих внешний облик человека и сделать лишь вероятный вывод о тождестве. Однако вопрос об отсутствии тождества может быть решен категорически.

Объектами портретной экспертизы являются и изображения человека, полученные с помощью видеосъемки. При этом лицо человека чаще всего занимает незначительную часть кадра и к тому же зафиксировано в ракурсах, затрудняющих изучение признаков. На изображениях, полученных с помощью камер видеонаблюдения, лицо человека запечатлевается в ракурсе — сверху вниз, при рассеянном искусственном освещении, реже — направленном. Эти изображения отличаются невысоким качеством, затрудняющим анализ строения элементов внешности. Поэтому эксперты часто отказываются от проведения экспертизы из-за неудовлетворительного качества исходных изображений.

Если же видеокадры воспроизводят элементы лица удовлетворительно, возможность наблюдения мелких особенностей строения элементов лица на экране монитора может сопровождаться невозможностью выявить эти детали на распечатке изображения лица. В результате фототаблица, являющаяся иллюстрацией к экспертному заключению, не будет информативной.

Обычно эксперту представляют одно, по мнению заказчика экспертизы, лучшее изображение. Однако практика свидетельствует, что наличие в распоряжении эксперта нескольких портретов, даже не равноценных по качеству, помогает ему полнее проанализировать признаки внешности, поскольку разные портреты могут дать дополнительную информацию об отображении внешнего облика человека.

Таким образом, объектами портретной экспертизы являются фотоснимки живых лиц и трупов, черепа трупов неизвестных лиц, посмертные маски (объемные в натуральную величину гипсовые слепки — копии лица трупа), рентгеновские снимки головы или отдельных ее частей, видеокадры.

Требования к объектам экспертизы

Для экспертного исследования желательно направлять не только фотоснимки (оригиналы), но и негативы. В качестве образцов для сравнительного исследования представляются фотографии лиц примерно в том же возрасте, что и исследуемый снимок. Если лица на исследуемом и сравнительном снимках сфотографированы со значительным разрывом во времени, необходимо предпринять все возможные меры для получения снимков этих лиц в различные возрастные периоды. Снимки сравниваемых лиц должны быть исполнены в одном и том же или близком ракурсе, в примерно одинаковых условиях освещения.

Желательно, чтобы фотографии были нормальными по контрастности, на них отображались все мелкие детали лица (родимые пятна, морщины, веснушки и проч.). Кино- и видеоматериалы состоят из отдельных кадров, которые могут быть использованы для решения экспертных задач в качестве статического материала аналогично фотоснимкам. На рентгеновских снимках, изготовляемых в медико-диагностических целях, отображаются особенности анатомического строения костей черепа, индивидуальные для каждого человека, поэтому эти снимки могут использоваться в качестве сравнительных образцов для установления личности неопознанного трупа по черепу.

Материалы для сравнительного исследования должны отвечать требованию сопоставимости, т.е. наличия и одинакового отображения одноименных элементов и их признаков на сравниваемых объектах.

На исследование желательно направлять:

  • фотоснимки, представляющие подлежащих сравнению лиц в близком возрасте;
  • дата выполнения фотоснимков также должна быть известна;
  • стремиться к тому, чтобы лица были изображены в одинаковом положении относительно съемочной аппаратуры, с одинаковым освещением, при одинаковом состоянии внешности.

Если на исследование представляются портреты лиц, возраст которых значительно различается (взрослый — ребенок), то необходимо представить дополнительные фотоснимки, чтобы можно было проследить динамику изменения признаков внешности, выявить те, которые не изменились.

Доброкачественными и полными считаются образцы, всесторонне и достоверно отображающие признаки внешности человека.

Какие вопросы решает эксперт?

На разрешение портретной экспертизы ставятся следующие вопросы идентификационного характера:

  1. Не изображено ли на представленных фотоснимках (видеокадрах) одно и то же лицо?
  2. Нет ли среди лиц, изображенных на групповом снимке, лица, фотоснимок которого представлен на экспертизу?
  3. Не принадлежит ли изображение на представленных фотоснимках части головы, лица, тела одному лицу?
  4. Изображено ли на представленных фотоснимках (кино- и видеокадрах) и рентгеновских снимках одно и то же лицо?
  5. Не изображено ли на фотоснимке неопознанного трупа то же лицо, что и на фотоснимке, представленном для сравнения?
  6. Не принадлежал ли череп неопознанного трупа лицу, чьи фотоснимки (рентгенограммы) представлены на экспертизу?

К диагностическим вопросам относятся следующие:

  1. Какова половая принадлежность лица, изображенного на фотоснимке?
  2. К какому антропологическому типу относится лицо, изображенное на фотоснимке?
  3. К какому типу телосложения (конституциональному типу) относится лицо, изображенное на фотоснимке?
  4. К какой возрастной группе относится человек, изображенный на фотографии?
  5. В одном или разных возрастах сфотографирован человек на представленных фотоснимках? Если в разных, на каком фотоснимке изображен человек в более раннем возрасте?

Пример из практики. Нередко в определениях суда о назначении экспертизы можно встретить следующую формулировку вопроса эксперту: не изображен ли на фотоснимке (например, наклеенном в паспорт — серия, номер) гр-н И.И. Иванов? Или принадлежит ли паспорт, представленный на экспертизу, И.И. Иванову? Или не является ли И.И. Иванов П.П. Петровым? По существу, ставится вопрос о наличии или отсутствии тождества изображенных лиц. Вопрос же о том, каковы паспортные данные (фамилия, имя, отчество) и другие установочные сведения лиц, запечатленных на фотоснимках, не относится к компетенции эксперта, который выполняет исследование портретного изображения человека по признакам его внешности.

Иногда ставится вопрос об установлении тождества фотоснимков Иванова и Петрова. Но портретной экспертизой решается вопрос о тождестве изображенных лиц, а не объектов, на которых отображены признаки внешности. Вопросы такого типа решаются фототехнической экспертизой, исследующей фотоснимки, а не лиц, изображенных на них.

В суды общей юрисдикции периодически подаются иски о компенсации в связи с несанкционированным использованием фотоснимков конкретных лиц для изготовления определенного изображения на основе этих фотоснимков. В подобных случаях суд, назначая экспертизу изображений, ставит перед экспертом вопрос о тождестве изображенных лиц.

Эксперт, решая данный вопрос, работает с двумя видами портретных изображений:

  • одно является копией первого, на которой признаки внешности воспроизведены полностью подобно тому, как это происходит при копировании изображения с помощью фоторепродуцирования и тому подобных процессов (например, фотоснимок скопирован для последующего воспроизведения способами полиграфии при выпуске печатной продукции без указания первоначального источника изображения);
  • другое изображение является измененным вариантом исходного, причем степень изменения может быть различной, однако возможность узнавания лица, послужившего прототипом данного изображения, возможна, в связи с чем и возникает вопрос, требующий экспертного исследования.

В данном случае эксперту приходится иметь дело со второй группой объектов, поступающих для проведения портретных экспертиз, — это изображения, полученные на основе фотоснимков конкретных людей, преобразованные тем или иным способом для использования при оформлении какой-либо продукции, например обложек книг, этикеток для напитков, оберток для кондитерских изделий и т.п., для рекламы и т.д.

Трансформация исходных фотоснимков осуществляется в целях получения каких-либо типажей, персонажей. Степень преобразования фотопортретов может быть различной, от использования почти в неизмененном виде, за исключением технического улучшения качества изображения (усиление контраста и т.п.), до существенного изменения ряда признаков внешности, которое выражается в обобщении контуров элементов лица как в целом, так и отдельных элементов, цветовых и тоновых характеристик волосяного покрова головы, глаз.

Эксперту приходится решать вопросы, насколько и в каком направлении изменились признаки внешности, какие способы были использованы для этой цели, является изображение скопированным и затем измененным либо оно было исходным для последующего рисунка художника или изображения, полученного способами компьютерной графики. Все это ему необходимо для того, чтобы в итоге прийти к выводу, что по преобразованному изображению конкретное лицо — прототип — может быть узнано и тем самым установлена его личность.

Несмотря на разную редакцию вопросов, и в том и в другом случае речь идет об идентификации изображенных на портретах лиц. Однако с учетом специфики портретных изображений, на которых исходное изображение заведомо претерпевает определенные изменения, представляется целесообразным ставить вопрос в следующей редакции: «Использован ли фотоснимок конкретного лица для получения спорного портретного изображения и можно ли по этому изображению узнать данное лицо?»

Решение данного вопроса следует поручать специалисту в области экспертной портретной идентификации, который по результатам исследования должен определить, нашли ли в данном портрете воспроизведение признаки внешности, являющиеся доминирующими во внешнем облике конкретного человека, позволяющие осуществить его узнавание, т.е. осуществить его идентификацию по признакам внешности.

При исследовании преобразованных изображений, изготовленных с помощью различных средств и приемов, может назначаться и комплексная экспертиза, производство которой поручается специалисту в области портретной идентификации, а также специалисту в той или иной области изготовления изображений в целях их последующего использования в книжной продукции, рекламе и т.п. Поскольку возник вопрос о способе получения изображения средствами полиграфии, его решение было поручено специалисту в области полиграфических технологий.

Иногда при рассмотрении подобных дел ставится вопрос о том, имело ли место копирование исходного изображения. Постановка данного вопроса возможна при несанкционированном использовании такого изображения, но вряд ли корректна при исследовании преобразованных портретных изображений, так как копирование — это полное воспроизведение изображения с использованием предназначенных для этого средств, а в данном случае обязательно осуществляется та или иная трансформация исходного изображения с учетом решаемых изготовителем преобразованного портрета задач. Имеет место не копирование, а использование изображения для получения другого изображения, на котором запечатлено то же самое лицо. Способ изготовления нового изображения и его вид должны определяться соответствующим специалистом, например, как это указано выше, полиграфистом.

Материал подготовлен сотрудниками, экспертами Института судебных экспертиз и криминалистики.
Бесплатные консультации по телефону: +7 (800) 500-76-44

УДК 343.148.6

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ КАК ОБЪЕКТОВ СУДЕБНОЙ ФОТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

А.А.Малюка

В данной статье рассмотрена судебная фототехническая экспертиза, ее объекты, задачи, , затронуто экспертное исследование и его стадии.

Ключевые слова: фотографические снимки, аналитическая стадия, способы создания изображения, дисторция, сравнительное исследование, оценка результатов исследования.

Объектами судебной фототехнической экспертизы являются фотоснимки, а также технические средства и материалы, применяемые для их изготовления. Фотографические снимки являются основным объектом судебной фото -технической экспертизы, они чаще всего поступают на исследование в судебноэкспертные учреждения; технические средства и материалы, применяемые для изготовления фотоснимков, исследуются намного реже, нежели сами фотографические изображения. Однако существующие сейчас методики по исследованию фотоизображений, полученных с помощью аналоговой камеры, малоприменимы к исследованию цифровых фотографических изображений. Так как в большинстве случаев на экспертизу приходят фотоизображения, полученные именно с помощью цифровых фотокамер, то существует необходимость описания процесса ряда действий, которые следует совершать эксперту при исследовании самого распространенного на сегодняшний день объекта судебной фототехнической экспертизы — цифрового фотографического изображения.

При необходимости проведения судебной фототехнической экспертизы следует иметь четкое представление о том, какие задачи могут решаться этим видом экспертиз в отношении данного объекта. Круг современных задач представляется следующим образом :

— идентификация оригинала (негатива, позитива, фотосенсора) по фотоотпечатку;

— идентификация предметов, помещений и участков местности, изображенных на фотоснимках;

— определение условий и способа изготовления фотоснимка, включая установление способа получения (печати) цифрового фотоснимка, распознавание проекционного или контактного (сканированием) способов получения изображений, определение факта повторного репродуцирования;

— установление факта ретуши (негативной, позитивной), в том числе распознавание основных приемов цифровой ретуши по отображениям на фотоснимке;

— установление факта составления изображения из двух или более самостоятельных изображений (фотомонтажа);

— распознавание приемов аналогового и цифрового фотомонтажа изображений по фотоснимкам;

— определение размеров предметов, изображенных на фотоснимке, и расстояний между предметами, в том числе с использованием специализированных компьютерных программных средств;

— восстановление изображений на фотоснимках, в том числе с использованием цифровых методов восстановления контраста и цветности;

— определение времени и иной служебной информации по метаданным, дополняющим графический файл с изображением.

Экспертное исследование базируется на общих методических положениях и подходах и состоит из четырех стадий: подготовительной, аналитической, сравнительной, оценочной . Эти стадии экспертного исследования охватывают полный круг задач, которые могут быть поставлены перед экспертом. В зависимости от вида решаемой задачи -идентификационная или диагностическая — будет варьироваться количество этапов. Некоторые описанные ниже этапы исследования характерны только для решения определенного вида задач.

Аналитическая стадия. На этой стадии необходимо всесторонне изучить представленные на экспертизу фотоизображения, выявить наибольшее количество признаков. Эта стадия важна как для решения идентификационных задач, так и для решения диагностических.

Для наглядности можно рассмотреть эту стадию на примере решения такой диагностической задачи, как определение условий и способа изготовления фотоснимка, включая установление способа получения (печати) цифрового фотоснимка, распознавание проекционного или контактного (сканированием) способов получения изображений, определение факта повторного репродуцирования.

Первоначально проводится визуальное изучение признаков в графическом редакторе «Adobe PhotoShop»:

— увеличение/уменьшение изображения осуществляется с помощью инструмента «Лупа» (вызывается клавишей «7») либо сочетанием клавиш «СМ» + «+»/ «СШ» + «-«;

— установление наличия в цифровой модели признаков способов нанесения (технологии печати) изображений, отобразившихся в исследуемых красочных оттисках на исследуемых объектах, если стоит вопрос об определения способа получения (печати) цифрового фотоснимка;

— установление наличия признаков способов создания цифрового фотографического изображения.

Способы создания изображения. При фотографировании цифровым фотоаппаратом изображение проекции объектов создается путем записи в файл состояния элементов ПЗС-матрицы фотоаппарата. Различают бытовые (дешевые) модели цифровых фотоаппаратов и профессиональные модели. Для бытовых моделей характерно невысокое качество получаемых изображений, поэтому их применение для создания качественного фотоснимка ограничено и нежелательно ввиду низкого разрешения и значительных трудозатрат на ретуширование. Профессиональные модели цифровых фотоаппаратов позволяют получить высококачественное изображение, в том числе и с различными визуальными эффектами (используются объективы и насадки к ним разных типов). Могут создаваться изображения из специальных библиотек («фотоклипартов», созданных профессиональной съемкой) или Интернет-ресурсов (как правило, созданы путем значительного понижения разрешения изображений, созданных профессиональной съемкой).

Криминалистические признаки:

— дискретные (ступенчатые) края и контуры элементов изображений (бытовые модели и изображения из Интернет-ресурсов);

— непроработанность мелких деталей (бытовые модели и изображения из Интернет-ресурсов);

— непроработанность движущихся объектов (бытовые модели);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— непроработанность элементов заднего либо переднего плана из-за фокусного расстояния;

— резкие скачки цвета в градиентах (бытовые модели);

— отсутствие тонких линий;

— смещение цветовой модели изображения в сторону одного оттенка (бытовые модели);

— следы полупрозрачных потожировых загрязнений объектива;

— в серии изображений могут отобразиться дефекты объектива;

— наличие посторонних полихроматических шумов в тенях («зашумленность», похожая на помехи при плохом приеме телевизионного канала) изображения (бытовые модели, но может встречаться и в профессиональных);

— наличие посторонних полихроматических шумов на цветовых границах объектов;

— наличие дисторсии1 (в бытовых, реже в профессиональных).

При сканировании напечатанных ранее фотографических изображений изображение поверхности сканируемого объекта создается путем фиксации состояний элементов ПЗС-матрицы сканера. Для сканеров бытовых моделей характерно низкое качество получаемых изображений, поэтому их применение для создания качественной электронной копии фотографии крайне ограничено и нежелательно ввиду низкого разрешения и значительных трудозатрат на ретуширование муара. Профессиональные модели сканеров позволяют получить условно качественное изображение.

Криминалистические признаки:

— наличие муара, вызванное наложением периодических структур растра, особенно в желтом, малиновом, реже в голубом каналах;

— состоящие из неравномерных точек края и контуры элементов изображений;

— излишне контрастные и непроработанные в светлых и темных полутонах («срезанные») изображения;

— отсутствие тонких линий;

— изображения имеют значительные следы ретуши;

— изображения слегка (профессиональные модели) либо сильно (бытовые модели) размыты для удаления муара;

— контрастные цветовые переходы;

— пониженная цветовая насыщенность изображения;

— отобразившиеся признаки технологии печати;

— дискретные края и контуры элементов изображений;

— непроработанность мелких деталей;

— отсутствие тонких линий;

— отсутствие непроработанности элементов заднего либо переднего плана;

— следы полупрозрачных потожировых загрязнений и царапин на стеклянной рабочей поверхности сканера;

— в серии изображений могут отобразиться дефекты сканера;

— непроработанность фрагментов изображения из-за неплотного прилегания поверхности сканируемого объекта к стеклянной рабочей поверхности сканера;

— непроработанность теней изображения, вызванных неправильной настройкой «точки черного»;

— наличие посторонних полихроматических шумов в светлых (условно белых) областях изображения, вызванных неправильной настройкой «точки белого» (фактура бумаги);

— отсутствие дисторсии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изображения, полученные путем компьютерного 3D-моделирования, готовые векторные изображения, созданные вручную собственно дизайнером

1 Дисторсия (от лат. distorsio — искривление) — эффект «выгнутости» параллельных поверхностей, вызванных пространственными искажениями оптической системы фотоаппарата.

непосредственно в векторных графических редакторах, которые выдаются за фотографические снимки также обладают рядом отличительных признаков:

— в горизонтальных и вертикальных элементах изображения отсутствует дисторсия;

— идеальное (математическое) градиентное распределение теней и цветовых переходов (градиентов) элементов изображения;

— цветовые переходы (градиенты) элементов изображения имеют дискретную (ступенчатую) структуру;

— математически «точные» границы и контуры элементов изображения;

— математически «точные» границы и контуры вывороток;

— наличие тонких (толщиной менее 1 пт.) линий;

— наличие элементов (контуры, тексты), выполненных запечаткой черным поверх основного цвета («оверпринт»);

— наличие перспективных (математически точных) искажений в горизонтальных и вертикальных элементах;

— тени объектов имеют цветовые ступенчатые градиенты.

При выявлении у фотоснимков определенного комплекса признаков можно говорить о создании фотоизображения одним из перечисленных выше способов.

Сравнительное исследование. Данная стадия характерна для экспертного исследования при решении идентификационных задач:

— идентификация оригинала (негатива, позитива, фотосенсора) по фотоотпечатку;

— идентификация предметов, помещений и участков местности, изображенных на фотоснимках;

— установление факта составления изображения из двух или более самостоятельных изображений (фотомонтажа) .

Для сравнения двух фотоизображений используют графический редактор «Adobe PhotoShop». Далее создают общий файл формата PSD, содержащего цифровые модели сравниваемых объектов:

— изображение исследуемого объекта в каждом файле выделяется (сочетание клавиш «Ctrl» + «А» или команда «Выделить все» в меню «Выделение»);

— изображение копируется в буфер (сочетание клавиш «Ctr l» + «С» или команда «Копировать» в меню «Редактирование»);

— изображение вставляется в базовый файл (сочетание клавиш «Ctrl» + «V» или команда «Вставить» в меню «Редактирование»). В качестве базового, как правило, выбирают файл, содержащий изображение образца. Каждому новому слою дается собственное имя исследуемого документа;

— файл, содержащий цифровые модели исследуемых оттисков, сохраняется в формате PSD на жесткий диск.

Затем необходимо повернуть и перемещать сравниваемые цифровые модели до их полного взаимного совмещения. Для визуальной оценки точности совмещения исследуемые изображений рекомендуется назначить верхнему

трансформируемому слою режим наложения «Умножение» (математический аналог поканального суммирования колористической информации). Перемещение изображения осуществляется в режиме инструмента «Перемещение» (вызывается клавишей «V») с помощью «мыши», либо стрелками управления курсором. Режим трансформации слоя вызывается сочетанием клавиш «Ctrl» + «Т» или командой «Произвольная трансформация / Поворот» в меню «Редактирование». Поворот можно осуществить вручную с помощью угловых узлов, либо задав в окне численное значение угла поворота. В том случае, если изображения не совпали по геометрическим размерам, возможно применение команды «Произвольная

трансформация/Масштабирование» в меню «Редактирование» (с обязательным удержанием клавиши «Shift» для сохранения пропорций изображения). Любые иные трансформации запрещены. В исключительных случаях, если эксперт (или привлеченный специалист) может подтвердить профессиональное владение «Adobe Photoshop», то возможно осуществление аффинных преобразований изображений «Перспектива», «Перекос» и т.п. Обратные преобразования по типу «Скручивание», «Линза» и т.п. запрещены, поскольку вручную они качественно не выполнимы, а осуществление их методом математического анализа фактически является «подгонкой результата».

Несовпадение общих признаков легко оценить, назначив для верхнего слоя режим наложения «Разница» (совпадающие фрагменты отобразятся темно -серым либо черным цветом, несовпадающие — желто-зеленым). Имеющиеся светлые и колористически насыщенные цвета при наложении в элементах изображений указывают на несовмещение изображений либо на различия изображений по общим признакам. В том случае, если одно из исследуемых изображений является монтажом из нескольких изображений, то подобные несовпадающие фрагменты при идентификационном исследовании должны быть исключены.

Оценка результатов исследования. На этой стадии подводятся итоги и формулируются выводы исследования. В зависимости от результатов идентификационного исследования в выводе констатируется наличие (отсутствие) тождества. Например, «Представленное на исследование фотоизображения №1 выполнено с использованием фотоизображения-образца №2 и фотоизображения-образца №3». При диагностическом исследовании формируются выводы о состоянии и свойствах представленного на исследование объекта. Например, «Представленное на исследование фотоизображение №1 подвергалось восстановлению при помощи использования метода восстановления контрастности».

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что современное состояние судебной фототехнической экспертизы подверглось качественным изменениям в связи с появлением целого ряда цифровых объектов, полученных с использованием цифровых фототехнологий. На основе этого работа по дальнейшему совершенствованию методики судебной фототехнической экспертизы представляется актуальной и важной.

Список литературы

1. Дмитриев Е.Н. Судебная экспертиза фототехнических изображений: современное состояние и возможности решения экспертных задач. // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. 2009 №3 (19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И, Зинин А.М. Теория судебной экспертизы: учебник. М: Норма, 2009г.; с.252.

Малюка А.А., соискатель кафедры судебных экспертиз, эксперт ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз имени Сикорского», тел.89652832102, E-mail:sudex2014@gmail.com (Россия, Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА))

FEATURES OF RESEARCH DIGITAL PHOTOGRAPHIC IMAGES AS OBJECTS OF FORENSIC EXAMINATION PHOTOTECHNICAL A.A.Malyuka

УДК 343.98

К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШАЕМОГО В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

И.Г. Мартынова

В статье рассмотрены основные судебные экспертизы, назначаемые при расследовании мошенничества, совершаемого в отношении юридических лиц в сфере экономики

Ключевые слова: судебная экспертиза, расследование мошенничества, назначение судебной экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов, почерковедческая экспертиза, судебно-бухгалтерская экспертиза, фоноскопическая экспертиза, компьютерно-техническая экспертиза

Судебная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей,

4.3 / 5 ( 10 голосов )

Фототехническая экспертиза представляет собой судебную экспертизу по исследованию фотоизображений различного свойства и содержания, фотографий (в том числе цифровых), бумажных фотоснимков (фото), для определенных целей уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства. Фототехническая экспертиза – это отрасль практической деятельности, направленная на установление закономерностей формирования фото изображений с использованием аппаратуры и лабораторного оборудования.

Фототехническая экспертиза производится в целях отождествления фото- и киноаппаратуры, лаб.оборудования (yвеличителей, резаков, кадрирyющих рамок), yчастков местности, помещений, предметов (если это не относится к компетенции дрyгих экспертов) по негативам и позитивам, а также для yстановления yсловий фото съемки и обработки фотоматериалов, размеров объектов и расстояний междy ними, выявления фотографического монтажа и ретyши, а также для целей идентификации негативов и позитивов по их отпечаткам.

Предмет фототехнической экспертизы

Предметом судебной фототехнической экспертизы являются полученные в результате криминалистического исследования любых фотоснимков (в т.ч. числе цифровых фотоизображений) и применяемых для их изготовления материалов и техсредств фактические данные об обстоятельствах изготовления фотоснимка (фото) в том числе о тождестве кинофотоаппаратов и использованного для их изготовления лабораторного оборудования, а также других объектов, запечатленных на фотоснимке (фотографии), исследование которых не относится к компетенции иных родов экспертиз.

Цели фототехнической экспертизы

Фототехническая экспертиза производится в целях:

  • идентификации тех или иных фото объектов по их фотоизображениям (фото) с установлением условий фотосъемки и обработки тех или иных фотоматериалов;
  • идентификации фотоматериалов и лабораторных принадлежностей по следам на негативах и позитивах;
  • установления типа и марки «неизвестных» фото пленок;
  • выявления на фотоизображениях признаков монтажа и ретуши;
  • установления других обстоятельств, связанных с фотосъемкой и обработкой фотоматериалов (фотографий, фотобумаги).

Задачи фототехнической экспертизы

Каждый фотоснимок и фотоизображение содержит информацию, сконцентрированную не внешнего характера, но и об обстоятельствах, относящихся к процедуре изготовления фотографии (фотоизображения). Задачами фототехнической экспертизы (фотографий, фотоснимков, фотоизображений) являются отождествление кино и фотоаппаратуры и лабораторного оборудования, участков местности, помещений, предметов по негативам, позитивам; установление условий съемки и обработки фотоматериалов; размеров объектов, расстояний между ними; выявление фотографического монтажа и ретуши; идентификация негативов и позитивов по отпечаткам. Также Задачами фототехнической экспертизы являются исследование химического состава фотобумаги, исследование применявшихся для их изготовления техсредств, светочувствительных материалов и реактивов, использованных для изготовления фотографии (фото).

Итак, задачи фототехнической экспертизы подразделяются на:

  • идентификационные — связанные с отождествлением конкретного объекта (фотоснимка, негатива, фотопленки);
  • классификационные — заключающиеся в установлении принадлежности конкретного объекта (фото, цифрового фото) к определенной группе в соответствии с существующей классификацией;
  • диагностические — связанные с определением свойств того либо иного объекта (снимка, фотоизображения), способа или давности его изготовления, восстановлением первоначального вида.

Требования к экспертам, проводящим фототехническую экспертизу

Судебная фототехническая экспертиза (экспертиза фото) – представляет собой независимый класс криминалистических экспертиз, занимающий свое особое место в теории судебной экспертизы. Судебная экспертиза фото (фотографий и фотоизображений), как иногда именуется данный вид экспертиз проводится экспертами-криминалистами, имеющими высшее или среднее — специальное криминалистическое образование, полученное в одном из юридических ВУЗов системы МВД страны, в частности в Волгоградской Академии МВД, Саратовском Юридическом Институте МВД, Московской Средней Специальной Школой МВД (ныне прекратившей свое существование) или в Московском Университете МВД. Соответственно, основным документом, дающим право проводить экспертизу экспертиза фотоснимков является диплом о полученном высшем или средне — специальным криминалистическом (судебно-экспертном) образовании, полученном в одном из вышеуказанных учебных заведений.

О границах компетенции

Дабы не было путаницы в пределах (границах) компетенции хотелось бы уточнить, что не всякая экспертиза фотографий с снимков (фотоснимков) относится к роду фототехнической экспертизы. Например, вопросы отождествления объекта, изображенного на фотоснимке (фото) и являющегося объектом другого вида экспертизы, относится к компетенции другого рода экспертизы, в частности портретной, трасологической, медицинской. В силу чего, один и тот же фотоснимок (фото) может быть объектом исследования двух разных родов экспертиз.

Основные подвиды фототехнической экспертизы

Фототехническую экспертизу принято подразделять на несколько видов:

  • экспертизу фотографических изображений и экспертизу фотоматериалов;
  • исследование фотоизображений и технических средств, используемых для их изготовления;
  • исследование фотоматериалов (материальная основа фотоснимка, необработанных светочувствительных материалов и реактивов);
  • комплексная, фототехническая и компьютерно-техническая экспертиза цифровых фотографий.

Основное различие у двух вышеуказанных подвидов фототехнической экспертизы состоит в том, что для исследования фотоизображений (фото) необходимы знания в области криминалистики и фототехники, в то время как экспертиза фотоматериалов (фотобумаги, негативов, пленки) предполагает познание в области химии, фотографического материаловедения, использование ряда физических, физико-химических и химических методов экспертного анализа. При фототехнической экспертизе изображений, полученных с использованием цифровых технологий, цифровых фотоаппаратов и используемых в них современных носителей информации, назначается уже комплексная судебная-фототехническая и компьютерно-техническая экспертиза.

Вопросы на фототехническую экспертизу

При идентификации кино-, фотоаппаратуры, лабораторного оборyдования и фотоснимков:

  • не экспонировалась ли представленная фотопленка (негатив) данной фотокамерой;
  • не экспонировались ли представленные негативы одной фотокамерой;
  • не использовалась ли для полyчения представленных негативов данная кассета (или одна и та же кассета);
  • не изготовлены ли представленные фотоотпечатки с помощью данного фотоyвеличителя (кадрирyющей или копировальной рамки, контактного станка), одного и того же фотоyвеличителя (кадрирyющей или копировальной рамки, контактного станка);
  • не использовался ли при глянцевании представленных отпечатков данный (один и тот же) глянцеватель?

При идентификации негатива по позитивам:

  • не полyчены ли представленные позитивы с данного (одного и того же) негатива;
  • изображен ли на негативах (отпечатках) данный (один и тот же) предмет (помещение, yчасток местности)?

При определении размеров изображенных на фотоснимке предметов и расстояний междy ними:

  • какие размеры имеет в натyре предмет, изображенный на фотоснимке;
  • каково расстояние в натyре междy предметами (деталями предметов), изображенными на фотоснимке?

При yстановлении yсловий съемки и изготовления фотоснимков:

  • фотоаппарат какого типа (вида) использовался при изготовлении данного фотоснимка;
  • какой объектив использовался при съемке – нормальный, широкоyгольный, длиннофокyсный;
  • при каком освещении (солнечном или искyсственном) производилась съемка;
  • изготовлен ли представленный фотоснимок с соблюдением технологических правил;
  • какими причинами обyсловлены дефекты данного снимка;
  • применялась ли при изготовлении представленного снимка ретyшь;
  • является ли представленный снимок репродyкцией или снимком с натyры;
  • применялся ли при изготовлении данного снимка фотомонтаж?

При yстановлении типа фотоматериалов:

  • на фотобyмаге (фотопленке) какого типа и вида изготовлен данный отпечаток (негатив);
  • не изготовлены ли представленные отпечатки (негативы) на фотобyмаге (фотопленке) одного и того же типа (вида);
  • не изготовлены ли представленные отпечатки (негативы) и отпечатки (негативы), изъятые y подозреваемого, на фотобyмаге (фотопленке) одного и того же типа (вида);
  • какие обрабатывающие растворы использовались при изготовлении представленного отпечатка (негатива);
  • каков тип (состав) представленного на исследование обрабатывающего вещества?

При yстановлении первоначального изображения:

  • какое изображение имеется на представленном фотоснимке (выцветшем, нерезком, изготовленном с нарyшением технологических правил)?

Процедура направления материалов на фототехническую экспертизу

На фототехническую экспертизу чаще всего поступают прижимные стекла, глянцеватели и другое оборудование, не подвергавшееся чистке. При невозможности представить на экспертизу крупногабаритную репродукционную установку, с ее помощью получают экспериментальные образцы в том же масштабе, что и исследуемое фотоизображение. На экспертизу представляют экспериментальные негативы, фотоаппарат репродукционной установки и экран для размещения объектов съемки (либо масштабный снимок экрана).

При невозможности представить значительный по размерам глянцеватель, с его помощью также получают экспериментальные образцы. Для этого достаточное для перекрытия всей поверхности барабана количество листов фотобумаги засвечивают, проявляют, фиксируют, промывают, располагают встык на барабане, отмечая на них порядок расположения, и глянцуют. Таким же образом готовят экспериментальные образцы из незасвеченных, непроявленных, но отфиксированных листов бумаги. Их также необходимо предоставлять на экспертизу.

Другие статьи по теме «Фототехническая экспертиза»

Экспертиза фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *