Содержание

Аттестация муниципальных служащих вопросы и ответы 2020

Процедура определена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 18) и является важным элементом в структуре формирования профессиональных знаний и навыков управления у сотрудников органов власти. Рассмотрим в статье, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих, кто должен ее проходить, какими могут быть результаты, а также последствия неявки на мероприятие.

Для чего нужна аттестация

Экзамен имеет решающее значение для работодателя, поскольку:

  • является способом определения уровня квалификации работника;
  • позволяет оптимально перераспределять работников по направлениям деятельности;
  • повышает эффективность и результативность труда, ответственность за выполняемое поручение;
  • дает возможность установить факт соответствия занимаемой должности и сформировать высококвалифицированный коллектив;
  • выявляет наиболее эффективных сотрудников;
  • определяет необходимость повышения квалификации и возможности продвижения по служебной лестнице;
  • стимулирует сотрудника к саморазвитию и повышению своего профессионального уровня.

Кто должен аттестовываться, а кому — необязательно

Процедура должна проводиться работодателем со строгой периодичностью — один раз в три года. Случаи проведения внеочередной проверки законодательством о муниципальной службе не установлены.

Работодатель не имеет права назначить аттестацию следующим категориям сотрудников:

  • проработавшим в должности менее года;
  • достигшим 60-летнего возраста;
  • беременным сотрудницам;
  • женщинам, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Они подлежат проверке через год после окончания данного отпуска;
  • сотрудники, находящиеся на срочном трудовом договоре (контракте).

Как проходит аттестация

Аттестация муниципальных служащих (на примере администрации Московской области) состоит из набора определенных шагов.

Шаг 1. Законом субъекта Российской Федерации утверждается типовое положение о проведении проверки.

Шаг 2. Порядок проведения должен быть утвержден администрацией населенного пункта на основании закона.

Шаг 3. Глава администрации издает распорядительный акт, в котором предусмотрены положения:

  • о формировании аттестационной комиссии и ее составе;
  • о графике проведения, который необходимо довести до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до мероприятия;
  • о составе сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, которые необходимы для работы аттестационной комиссии.

Шаг 4. Не позднее чем за две недели до начала мероприятия в комиссию должны быть направлены:

  • должностная инструкция по соответствующей должности;
  • отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации (образец документа и его форма строго не установлены);
  • аттестационный лист с данными по предыдущей проверке.

Шаг 5. Не позднее чем за неделю кадровая служба должна ознакомить сотрудника с представленным отзывом. Сотрудник вправе до дня проведения процедуры дать дополнительную информацию о своей деятельности или направить несогласие с отзывом.

Шаг 6. Процедура проводится очно в присутствии не менее 2/3 членов аттестационной комиссии. Комиссия рассматривает имеющиеся документы, заслушивает отчет работника о решении поставленных перед ним задач, если нужно — заслушивает его непосредственного руководителя. Аттестация муниципальных служащих (вопросы и ответы 2020 года составляются по определенным требованиям) может проходить по тестовым вопросам, рекомендации по составлению которых можно найти на официальном сайте Минтруда.

Шаг 7. По итогам аттестации комиссия в отсутствие работника решает, соответствует ли он замещаемой должности или нет. Решение оформляется в аттестационном листе, который подписывают члены комиссии и сам аттестуемый сотрудник.

Комиссия может рекомендовать поощрить работника, в том числе повысив в должности, направить для получения дополнительного профессионального образования, а также рекомендовать повысить эффективность деятельности.

Шаг 8. Результат аттестации оглашается сотруднику сразу после подведения итогов голосования.

Ход мероприятия фиксируется в протоколе, который ведет секретарь комиссии. Протокол должен быть подписан членами комиссии.

Материалы передаются работодателю. По результатам работодатель решает, соответствует ли человек занимаемой должности или нет, комиссия также может принять решение о:

  • поощрении работника;
  • понижении сотрудника в должности с его согласия в срок не более одного месяца со дня проверки. Решение работодателя оформляется приказом.

Скачать

Что будет, если не явиться на аттестацию

Процедура проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести проверку в его отсутствие или перенести на другую дату.

Что будет, если признают несоответствующим занимаемой должности

Заключение аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности позволяет представителю нанимателя расторгнуть трудовой договор с сотрудником. В соответствии с п. 14 ст. 81 ТК РФ, данный вариант увольнения допускается при отсутствии возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу.

Если решено уволить, действия работодателя следующие:

1. Издать приказ за подписью руководителя с решением по итогам проведенной аттестации, ознакомить с приказом всех заинтересованных лиц, а также упомянутых в данном приказе работников.

Скачать

2. Предложить сотруднику, признанному не соответствующим занимаемой должности, все имеющиеся в организации в данной местности вакансии. Предложение нужно оформить письменно.

Скачать

3. Если работник согласен, издать приказ о его переводе на другую должность по унифицированной форме № Т-5.

Скачать

4. Если подчиненный отказывается от перевода, расторгнуть с ним контракт по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, издав приказ по унифицированной форме № Т-8.

Скачать

5. При принятии решения об увольнении работника, являющегося членом профсоюзной организации, работодатель обязан запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. Представитель нанимателя расторгает контракт не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В подсчет срока не включаются периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и другие периоды отсутствия сотрудника, когда за ним сохраняется должность.

6. В трудовую книжку вносится запись об увольнении в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Скачать

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В РФ законодательно установлены следующие виды оценки государственных гражданских служащих:

· Аттестация;

· Конкурс на замещение вакантных должностей

· Квалификационный экзамен, испытание.

Аттестация муниципальных служащих

Аттестация (лат. свидетельство) – механизм и технология определения соответствия чиновников замещаемой должности ГГС на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Участие в аттестации – одна из важных обязанностей государственного служащего. Это не только необходимый этап прохождения ГГС, но и мотивационный фактор для повышения профессиональной подготовки и карьерного роста.

Аттестация осуществляется периодически, а ее результаты носят юридическую силу. Аттестация носит комплексный характер оценки и предусматривает строго определенный порядок использования ее результатов.

Аттестация муниципальных служащих – метод оценки деятельности муниципальных служащих в период их работы.

Аттестация муниципальных служащих призвана способствовать совершенствованию деятельности ОМСУ по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих. При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, способность работать с людьми, делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестации подлежат муниципальные служащие как руководители, так и специалисты. При этом аттестация проводится 1 раз в 3 года. Очередная может быть при сокращении должности, изменении условий оплаты труда.

Цель аттестации – определение соответствия муниципального служащего занимаемой должности.

Задачи аттестации:

· Способствовать формированию кадрового состава;

· Выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, повышение стимула его профессионального уровня;

· Определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки, переподготовки;

· Формирование кадрового резерва.

Подготовка к аттестации – наиболее ответственный этап, от которого зависит эффективность всех последующих действий.

Образуется аттестационная комиссия, утверждается график, составляются списки служащих, готовятся документы, необходимые для аттестации, проводится разъяснительная работа о целях и порядке проведения аттестации.

В состав аттестационной комиссии входят представители кадровой и юридической служб, руководители соответствующих структурных подразделений, депутаты Думы, могут быть включены представители соответствующего профсоюзного органа. В работе комиссии участвуют независимые эксперты.

Комиссия формируется так, чтобы не могло возникнуть конфликта интересов.

Количественный и персональный состав комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа или его структурного подразделения.

График проведения аттестации утверждается руководителем и в письменном виде доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за 1 месяц до начала аттестации. В графике указывается: наименование структурного подразделения, где проводится аттестация, дата и время проведения аттестации, дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных исполнителей.

На каждого работника, подлежащего аттестации не позднее чем за 2 недели до начала аттестации представляется отзыв, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать всестороннюю оценку личности, индивидуальных особенностей работника, показателей результатов работы за предшествующий период. В аттестационную комиссию предоставляется также аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестуемый представляет комиссии небольшую справку о перспективах развития, улучшения своего участка работы.

Аттестуемый должен быть заранее, не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом о его служебной деятельности. При этом он вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения и заявление о своем несогласии с отзывом.

Аттестации не подлежат служащие:

· Проработавшие в должности менее 1 года;

· Замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;

· В течение года со дня сдачи квалификационного экзамена;

· Достигшие предельного возраста, установленного для замещения должности (60 лет).

Проведение аттестации

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого и руководителя структурного подразделения, где работает аттестуемый.

Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого и в случае необходимости его непосредственного руководителя.

Аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии (для более объективного проведения аттестации).

Причем, обсуждение профессиональных и личностных качеств служащего применительно к его должностным обязанностям должно быть объективным и доброжелательным.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.

Решение об оценке профессиональных и личностных качеств служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимается в отсутствии аттестуемого тайным голосованием большинством голосов.

Решение аттестационной комиссии – это итоговое юридическое действие, так как именно в этом решении в окончательном виде подводятся итоги аттестации. Решение комиссии должно быть фактически и юридически обоснованным, иначе аттестация не даст желаемых результатов.

Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации о поощрении отдельных служащих за их успехи, изменении должностных окладов, установлении, изменении, отмене надбавок к окладам.

На основании результатов аттестационной комиссии выдвигаются кандидатуры и формируется резерв кадров.

Комиссия может также давать рекомендации по повышению квалификации.

Аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:

Соответствует занимаемой должности;

Соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций от комиссии;

Не соответствует занимаемой должности;

Соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв;

Результат аттестации заносится в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, участвующими в голосовании.

Служащий вправе обжаловать результаты аттестации в суде.

С аттестационным листом служащий знакомиться под расписку.

Аттестационный лист храниться в личном деле.

Если аттестация проведена правильно и качественно, то через некоторое время следует ожидать положительных результатов и повышения творческой активности служащего, ответственности, стремления повысить квалификацию, укрепления дисциплины.

Аттестация позволяет руководителям глубже изучить кадры, улучшить их расстановку и использование, выявить перспективных работников для формирования резерва на выдвижение, обоснованно обосновано осуществлять профессионально-квалификационное продвижение кадров.

Вместе с тем практика проведения аттестации должна совершенствоваться в направлении усиления комплексности и объективности оценки.

Решению этой проблемы будет способствовать использование при аттестации не только субъективных характеристик, но и данных анкетирования, экспертных оценок, отражающих коллективное мнение об аттестуемых и обеспечивающих единый подход к оценке.

Результаты аттестации являются основанием для организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих и формированию кадрового резерва.

Первичная подготовка служащих осуществляется в ВУЗах в соответствии с государственными образовательными стандартами.

38. Гарантии муниципального служащего.

Муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

39. Денежное содержание муниципального служащего.

оплата труда за исполнение муниципальным служащим обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы. Денежное содержание муниципальных служащих является одним из вопросов ведения местного самоуправления. Финансирование расходов на выплату денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, осуществляется за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования. При этом привлечение средств иных источников (включая средства, получаемые от оказания платных услуг) не допускается.

В состав денежного вознаграждениялиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, входят:

1. Должностной оклад — размер месячной оплаты труда лица, замещающего муниципальную должность муниципальной службы, выполнившего за этот период свои обязанности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

2. Стимулирующие выплаты — доплаты стимулирующего характера к должностному окладу за высокий уровень профессиональной квалификации, новаторство, инициативу, конкретные результаты в работе.

К стимулирующим выплатам относятся:

а) премия по результатам труда;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд;

в) иные выплаты стимулирующего характера.

Премия устанавливается по конечным результатам труда каждого лица, замещающего должность муниципальной службы, достигаемым за счет профессиональной компетенции при под готовке, принятии и реализации вопросов местного значения по соответствующей специализации.

В состав выплат стимулирующего характера входит надбавка за квалификационный разряд к должностному окладу лица, замещающего муниципальную должность муниципальной службы. Размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд устанавливаются в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Выплата надбавки за квалификационный разряд производится ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего замесяцем, в котором лицу, замещающему муниципальную должность муниципальной службы, был присвоен квалификационный разряд.

Лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, предусматриваются и иные выплаты — например, надбавки к должностному окладу за почетные звания Российской Федерации, почетные звания субъекта Российской Федерации, ученое звание.Данные надбавки устанавливаются руководителями органов местного самоуправления.

3. Компенсационные выплаты — надбавки компенсирующего характера к должностному окладу, связанные с особыми условиями труда и режимом работы.

К компенсационным выплатам относятся:

а) надбавки к должностному окладу за особые условия труда;

б) надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

в) надбавка за работу, связанную с государственной тайной;

г) надбавки за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями;

Д) иные выплаты компенсационного характера.

Под особыми условиями трудапонимается выполнение работы в условиях труда, отклоняющихся от установленных нормативными правовыми актами должностных лиц и органов местного самоуправления (в соответствующих положениях, должностных инструкциях и иных актах).

Предельный размер надбавок за особые условия трудаустанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Надбавка к должностному окладу за выслугу летустанавливается в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой надбавки.

Надбавка к должностному окладу лицам,замещающим муниципальные должности муниципальной службы, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну,и имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального образования.

Степень секретности устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Надбавки за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиямипредусматриваются федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В муниципальных образованиях органы местного самоуправления могут устанавливать иные компенсационные выплатымуниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования, законами субъекта Российской Федерации и федеральными законами.

4. Социальные выплаты — доплаты социального характера к должностному окладу на лечение, отдых, проезд и иные социальные потребности.

Под социальными выплатами понимается:

а) материальная помощь;

б) иные выплаты социального характера.

К материальной помощиотносится единовременная выплата, предоставляемая по личному заявлению работника и ходатайству руководителя структурного подразделения органа местно самоуправления.

Материальная помощь выплачивается один раз в календарный год — как правило, при уходе муниципального служащего очередной отпуск.

Однако при наличии экономии по фонду оплаты труда муниципальным служащим может быть оказана дополнительная материальная помощь в связи с юбилейными датами (например, 50-, 60-летием, 25-летием муниципальной службы, уходом на пенсию) и в особых случаях (заболевание, несчастные случаи, смерть работника, его родителей, детей, стихийные бедствия и т.д.).

Размер материальной помощи устанавливается законами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации для муниципальных служащих могут быть установлены иные виды надбавок и доплат.

Устанавливаем соответствие муниципального служащего занимаемой должности

Какие квалификационные требования установлены к муниципальным служащим? Каковы цели аттестации служащих? Какими нормативными актами определен порядок ее проведения и каков он? Из каких этапов состоит аттестация? Как формируется аттестационная комиссия? Какое решение может приниматься в результате аттестации? По какому основанию уволить служащего, не прошедшего аттестацию?

Некомпетентность муниципальных служащих, недостаточный опыт работы и пробелы в профессиональной подготовке приводят не только к снижению авторитета муниципальных органов, но зачастую и к нарушениям законодательства о муниципальной службе.

Поэтому выполнение особых квалификационных требований к таким служащим должно периодически подтверждаться. В этих целях проводится аттестация.

В статье рассмотрим, какие квалификационные требования предъявляются к служащим, в каком порядке осуществляется их аттестация, как формируется комиссия и на что еще обратить внимание работодателю, проводящему аттестацию.

Квалификационные требования

Одной из обязанностей муниципального служащего, установленных ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Устанавливаются такие требования муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона № 25-ФЗ).

Например, для замещения ведущих должностей муниципальной службы категории «специалисты» Постановлением администрации Ступинского муниципального района МО от 03.12.

2014 № 5572-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации Ступинского муниципального района» необходимо иметь высшее образование и стаж муниципальной (государственной) службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет. К профессиональным навыкам ведущих специалистов отнесены:

  • выполнение поставленных руководством задач;
  • эффективное планирование служебного времени;
  • разработка правовых актов, навыки делового письма, аналитическая работа со статистическими и отчетными данными;
  • работа со служебными документами; и др.

Квалификационные требования по конкретной должности, как правило, включаются в должностные инструкции (регламенты), с которыми служащий должен быть ознакомлен под подпись.

К сведению

Оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности может осуществляться в результате конкурса на замещение такой должности (ст. 17 Закона № 25-ФЗ).

Аттестация и цели ее проведения

Согласно ст. 18 Закона № 25-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Таким образом, если в результате будет установлено, что служащий не соответствует занимаемой должности, то есть его квалификация, в частности практические и профессиональные знания и навыки, не соответствуют требованиям по данной должности, он может быть уволен по основанию, пре­дусмотренному Трудовым кодексом, а именно по п. 3 ч. 1 ст. 81.

Установление соответствия занимаемой должности – основная цель проведения аттестации. Однако в более широком смысле аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих.

Отметим, что приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы в силу ст. 32 Закона № 25-ФЗ являются:

  • назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
  • содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
  • подготовка кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
  • создание кадрового резерва и его эффективное использование;
  • оценка результатов работы муниципальных служащих посредством аттестации;
  • применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

Кроме этого, некоторыми субъектами РФ установлено, что аттестация способствует решению вопросов связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей муниципальной службы (Областной закон Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области»).

В ходе аттестации также могут решаться вопросы о применении к служащему мер ответственности и стимулирования.

Законом № 25-ФЗ предусмотрено проведение обязательной плановой аттестации один раз в три года. Однако нормативными правовыми актами субъектов могут предусматриваться и внеочередные аттестации (см., в частности, Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденное Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

К сведению

Если муниципальный служащий не прошел аттестацию

Процедура определена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.

18) и является важным элементом в структуре формирования профессиональных знаний и навыков управления у сотрудников органов власти.

Рассмотрим в статье, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих, кто должен ее проходить, какими могут быть результаты, а также последствия неявки на мероприятие.

Экзамен имеет решающее значение для работодателя, поскольку:

  • является способом определения уровня квалификации работника;
  • позволяет оптимально перераспределять работников по направлениям деятельности;
  • повышает эффективность и результативность труда, ответственность за выполняемое поручение;
  • дает возможность установить факт соответствия занимаемой должности и сформировать высококвалифицированный коллектив;
  • выявляет наиболее эффективных сотрудников;
  • определяет необходимость повышения квалификации и возможности продвижения по служебной лестнице;
  • стимулирует сотрудника к саморазвитию и повышению своего профессионального уровня.

Процедура должна проводиться работодателем со строгой периодичностью — один раз в три года. Случаи проведения внеочередной проверки законодательством о муниципальной службе не установлены.

Работодатель не имеет права назначить аттестацию следующим категориям сотрудников:

  • проработавшим в должности менее года;
  • достигшим 60-летнего возраста;
  • беременным сотрудницам;
  • женщинам, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Они подлежат проверке через год после окончания данного отпуска;
  • сотрудники, находящиеся на срочном трудовом договоре (контракте).

Аттестация муниципальных служащих (на примере администрации Московской области) состоит из набора определенных шагов.

Шаг 1. Законом субъекта Российской Федерации утверждается типовое положение о проведении проверки.

Шаг 2. Порядок проведения должен быть утвержден администрацией населенного пункта на основании закона.

Шаг 3. Глава администрации издает распорядительный акт, в котором предусмотрены положения:

  • о формировании аттестационной комиссии и ее составе;
  • о графике проведения, который необходимо довести до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до мероприятия;
  • о составе сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, которые необходимы для работы аттестационной комиссии.

Шаг 4. Не позднее чем за две недели до начала мероприятия в комиссию должны быть направлены:

  • должностная инструкция по соответствующей должности;
  • отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации (образец документа и его форма строго не установлены);
  • аттестационный лист с данными по предыдущей проверке.

Шаг 5. Не позднее чем за неделю кадровая служба должна ознакомить сотрудника с представленным отзывом. Сотрудник вправе до дня проведения процедуры дать дополнительную информацию о своей деятельности или направить несогласие с отзывом.

Шаг 6. Процедура проводится очно в присутствии не менее 2/3 членов аттестационной комиссии.

Комиссия рассматривает имеющиеся документы, заслушивает отчет работника о решении поставленных перед ним задач, если нужно — заслушивает его непосредственного руководителя.

Аттестация муниципальных служащих (вопросы и ответы 2019 года составляются по определенным требованиям) может проходить по тестовым вопросам, рекомендации по составлению которых можно найти на официальном сайте Минтруда.

Шаг 7. По итогам аттестации комиссия в отсутствие работника решает, соответствует ли он замещаемой должности или нет. Решение оформляется в аттестационном листе, который подписывают члены комиссии и сам аттестуемый сотрудник.

Комиссия может рекомендовать поощрить работника, в том числе повысив в должности, направить для получения дополнительного профессионального образования, а также рекомендовать повысить эффективность деятельности.

Шаг 8. Результат аттестации оглашается сотруднику сразу после подведения итогов ания.

Ход мероприятия фиксируется в протоколе, который ведет секретарь комиссии. Протокол должен быть подписан членами комиссии.

Материалы передаются работодателю. По результатам работодатель решает, соответствует ли человек занимаемой должности или нет, комиссия также может принять решение о:

  • поощрении работника;
  • понижении сотрудника в должности с его согласия в срок не более одного месяца со дня проверки. Решение работодателя оформляется приказом.

Процедура проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести проверку в его отсутствие или перенести на другую дату.

Заключение аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности позволяет представителю нанимателя расторгнуть трудовой договор с сотрудником. В соответствии с п. 14 ст. 81 ТК РФ, данный вариант увольнения допускается при отсутствии возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу.

Если решено уволить, действия работодателя следующие:

1. Издать приказ за подписью руководителя с решением по итогам проведенной аттестации, ознакомить с приказом всех заинтересованных лиц, а также упомянутых в данном приказе работников.

2. Предложить сотруднику, признанному не соответствующим занимаемой должности, все имеющиеся в организации в данной местности вакансии. Предложение нужно оформить письменно.

3. Если работник согласен, издать приказ о его переводе на другую должность по унифицированной форме № Т-5.

4. Если подчиненный отказывается от перевода, расторгнуть с ним контракт по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, издав приказ по унифицированной форме № Т-8.

5. При принятии решения об увольнении работника, являющегося членом профсоюзной организации, работодатель обязан запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

Представитель нанимателя расторгает контракт не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В подсчет срока не включаются периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и другие периоды отсутствия сотрудника, когда за ним сохраняется должность.

6. В трудовую книжку вносится запись об увольнении в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Е. В. Давыдова

Какие квалификационные требования установлены к муниципальным служащим? Каковы цели аттестации служащих? Какими нормативными актами определен порядок ее проведения и каков он? Из каких этапов состоит аттестация? Как формируется аттестационная комиссия? Какое решение может приниматься в результате аттестации? По какому основанию уволить служащего, не прошедшего аттестацию?

Некомпетентность муниципальных служащих, недостаточный опыт работы и пробелы в профессиональной подготовке приводят не только к снижению авторитета муниципальных органов, но зачастую и к нарушениям законодательства о муниципальной службе.

Поэтому выполнение особых квалификационных требований к таким служащим должно периодически подтверждаться. В этих целях проводится аттестация.

В статье рассмотрим, какие квалификационные требования предъявляются к служащим, в каком порядке осуществляется их аттестация, как формируется комиссия и на что еще обратить внимание работодателю, проводящему аттестацию.

Увольнение по результатам аттестации

Аттестация персонала является наиболее действенной оценкой кадров предприятия. Это мероприятие выступает составной частью управления персоналом. Аттестация обязательна для определенной категории работников. Императивное требование к ним устанавливает закон.

По усмотрению администрации предприятия может проводиться добровольная аттестация. Она преследует цель оптимизации при управлении персоналом, а также повышение работоспособности персонала в конкретной компании.

Аттестация показывает работодателю, соответствует ли его работник занимаемой им должности.

Что входит в понятие аттестации сотрудников?

Оценка трудовых и личностных качеств человека, его трудовых показателей на предприятии входит в понятие аттестации. Работодатель должен постоянно стимулировать грамотного и ответственного работника к повышению квалификации на работе. Эффективность работы персонала складывается из результативности использования организационных ресурсов, включая потенциал каждого из сотрудников.

Аттестация помогает получить информацию для принятия управленческих решений. Это важно с точки зрения оценки, анализа и исследования данных на предмет – насколько потенциал сотрудников позволяет реализовывать цели и задачи компании.

Это актуально для развивающихся, крупных компаний, которые используют в своей деятельности гибкую систему управления.

Аттестация важна также с точки зрения получения информации для текущей работы с персоналом, для выявления областей, которые нуждаются в дополнительном контроле.

Обязательно или нет?

Закон содержит перечень видов трудовой деятельности, где необходимо проводить аттестационные мероприятия. Это, например, служащие (гражданские, муниципальные), педагоги, сотрудники полиции, педагоги. То есть законодатель устанавливает, что аттестация обязательна для бюджетных учреждений.

Что касается коммерческих компаний, организаций, то законодатель не установил для них императивной нормы о проведении такого рода мероприятия.
Поэтому, если в компании было принято решение о проведении аттестации, ей подлежат работники, для которых предусмотрен специальный порядок. Например, для педагогов.

При разработке локального нормативного акта о проведении аттестации, необходимо принимать во внимание требования законодательных актов.

Увольнение по результатам аттестации несоответствие занимаемой должности

Основания для увольнения сотрудников предприятия или компании перечислены в ТК РФ. Одним из оснований выступает инициатива работодателя (ст. 81). В этой статье содержится положение, которое разрешает уволить сотрудника по итогам аттестации персонала.

Увольнение может быть осуществлено в случае, если по итогам рассматриваемого мероприятия было выявлено, что человек, занимая на предприятии определенную должность, ей не соответствует.

Алгоритм проведения аттестации определяется трудовым законодательством, нормативными актами, локальными правовыми актами, которые принимаются с учетом мнения профсоюзов.

Увольнение работника по результатам аттестации может быть осуществлено в случае, если работодатель не имеет возможности перевести работника на другую работу. На это должен дать согласие работник в письменном виде. Работа должна подходить ему по квалификации и состоянию здоровья.

Работодатель имеет право перевести сотрудника на нижестоящую должность, более низкооплачиваемую работу. Перевод должен быть осуществлен в той же местности, где работал сотрудник предприятия. В другой местности сотруднику также можно предложить вакансии, но только если это предусмотрено трудовым договором.

В письме от Роструда от 2008 года под №1028 говорится, что по рассматриваемому основанию человек может быть уволен только после проведения аттестации.

Термин «аттестация» в ТК РФ отсутствует. Тем не менее, под аттестаций понимается мероприятие, которое представляет собой проверку морально-личностных и деловых качеств человека. Кроме того, работник проверяется на соответствие его рабочих качеств занимаемой должности.

Увольнение по результатам проведенной аттестации не допускается

Аттестация в отношении некоторых работников не имеет смысла. Это обусловлено тем, что по результатам проведения этого мероприятия уволить их нельзя по инициативе работодателя.Следовательно, этот процесс для них теряет смысл. В частности, нельзя уволить:

  • беременную женщину;
  • женщину с ребенком до 3 лет;
  • одинокую женщину, воспитывающую ребенка – инвалида до 18 лет;
  • человека, имеющего ребенка-инвалида и являющегося единственным кормильцем в семье;
  • человека, имеющего ребенка до 3 лет и являющегося единственным кормильцем в семье, который воспитывает трех и более детей.

Увольнение этих работников, даже при условии того, что они не прошли аттестацию, не допускается. На основании статьи 81 ч. 1 п. 3 работодатель обязан знать об ограничениях, которые не позволяют ему уволить:

  • находящихся в отпуске работников;
  • работников, находящихся в состоянии нетрудоспособности (временной).

По инициативе работодателя можно уволить сотрудников, если они не справились с аттестаций, но с соблюдением определенных этому случаю процедур:

  • членов профсоюза;
  • представителей работников во время проведения переговоров (коллективных);
  • несовершеннолетних;
  • представителей персонала, которые участвуют в разрешении трудового спора;
  • работников, которые принимают участие в забастовке;
  • работников, которые принимают участие в трудовом споре;
  • работников, избранных в составе комиссии по трудовым спорам;
  • руководителей коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций (выбранных) и их замов.

Как избежать увольнения по результатам аттестации

По результатам аттестации сотрудника предприятия работодатель составляет отзыв. Этот документ характеризует уровень теоретических и практических навыков работника, его морально-волевых качеств. Также указывается, соответствует ли данный человек занимаемой должности.

В отзыве отражаются не только общие показатели, которые характерны для этой категории сотрудников, например, образовательный уровень, но и данные о длительности работы в занимаемой должности, личностные качества испытуемого, степень самостоятельности в процессе работы, качество выполнения работ, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к ситуации, использовать новые подходы в ходе решения возникших задач и т.д.

Если руководителем был представлен негативный отзыв о работнике в аттестационную комиссию, недовольный сотрудник имеет право подать возражение на отзыв в письменном виде. Возражение должно быть мотивированным.

Если аттестационная комиссия все – таки примет решение об увольнении сотрудника, он может обжаловать это решение в суде. Алгоритм обжалования обозначен в статье 392 ТК РФ.

Срок обращения за помощью в суд составляет один месяц, который начинает считаться с момента, когда работник получил отзыв; за оказанные со стороны государства услуги платить не нужно.

При наличии причины уважительного характера, срок, который был пропущен для обращения в суд, восстанавливается при подаче туда заявления. Рассматриваемая категория дел подсудна суду общей юрисдикции, следовательно, необходимо обращаться в суд районного уровня по месту жительства или нахождения компании.

Увольнение по результатам аттестации государственных служащих

По результатам аттестации в отношении сотрудников комиссия выносит решение:

  • соответствует той должности, которую занимает;
  • соответствует должности при условии улучшения работы, исполнения данных работнику рекомендаций аттестационной комиссией, прохождение еще одной аттестации в срок, который укажет комиссия;
  • несоответствие государственного служащего занимаемой должности.

Решение аттестационная комиссия формирует в виде протокола. Этот документ подписывается всеми участниками аттестационной комиссии. Ее заседание будет правомочным, если на ней присутствует не менее 2/3 членов.

Практика судов показывает, что на работе восстанавливают работников, которые были уволены в результате проведения аттестационного мероприятия на основании приказа по решению комиссии, если ее заседание было признано неправомочным.

В течение месячного срока после проведения аттестационного мероприятия и по ее результатам издается правовой акт о том, что государственный служащий должен быть включен в законном порядке в кадровый резерв, предназначенный для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке профессионального роста. Кроме того, в акте содержится информация о том, что гражданский служащий направляется на переподготовку или на повышение квалификации либо понижается в должности.

В случае отказа государственного служащего от переподготовки, повышения квалификации, перевода на должность гражданской службы, его имеют право уволить. Гражданский служащий имеет право на обжалование итогов аттестации.

Увольнение по итогам аттестации муниципальных служащих

Аттестация муниципального служащего проводится в соответствии с задачами определения его соответствия занимаемой должности на муниципальной службе. Аттестационные мероприятия с этой категорией работников осуществляются один раз в 3 года.

В результате проведения указанного выше мероприятия, аттестационная комиссия должна вынести решение о том, соответствует ли данный работник занимаемой должности. В полномочия комиссии также входит выдача рекомендаций, связанных с поощрением отдельных муниципальных служащих.

Поощрение наступает за высокие результаты в работе, успехи, включая повышение работников в должности. Если на то есть необходимость, то аттестационная комиссия рекомендует улучшить работу аттестованных служащих.

Результаты проведения мероприятия сообщаются работникам после подведения ания членов созданной комиссии. Материалы, связанные с аттестацией, передаются представителю нанимателя или работодателю.

По результатам проведения аттестации работодатель принимает решение, связанное с поощрением отдельных работников за достигнутые ими успехи в период, не более одного месяца с момента проведения и подведения итогов аттестации.

Кроме того, понижение сотрудника в должности осуществляется в аналогичный период времени.

Аттестационная комиссия, анализируя, исследуя результаты аттестации конкретного работника, может выдать рекомендацию о том, чтобы направить его на получение профессионального образования в дополнительном порядке.

Муниципальный служащий может не согласиться с понижением в должности.

Кроме того, в случае, если муниципального работника нельзя перевести на другую должность с его согласия, работодатель вправе в течение месяца с момента проведения аттестации уволить его.

Основанием для увольнения будет несоответствие работника той должности, которую он занимал ранее, до проведения аттестационного мероприятия. Результаты аттестации подтверждают, что работник не имеет достаточной для своей должности квалификации.

Если прошло более месяца с момента проведения мероприятия, работодатель пропустил срок увольнения без уважительной причины, он более не сможет уволить работника по рассматриваемому основанию.

Если муниципальный служащий не согласен с итогами проведенного аттестационного мероприятия, он вправе обжаловать его результаты в судебном органе.

Рассматриваемая категория дел подсудна суду общей юрисдикции, следовательно, необходимо обращаться в суд районного уровня по месту жительства или нахождения компании. По результатам рассмотрения спорного дела суд выносит решение, в котором он может восстановить работника в должности.

Как проходит аттестация муниципальных служащих

Процедура определена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.

18) и является важным элементом в структуре формирования профессиональных знаний и навыков управления у сотрудников органов власти.

Рассмотрим в статье, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих, кто должен ее проходить, какими могут быть результаты, а также последствия неявки на мероприятие.

СКАЧАТЬ

Что будет, если не явиться на аттестацию

Процедура проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести проверку в его отсутствие или перенести на другую дату.

Что будет, если признают несоответствующим занимаемой должности

Заключение аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности позволяет представителю нанимателя расторгнуть трудовой договор с сотрудником. В соответствии с п. 14 ст. 81 ТК РФ, данный вариант увольнения допускается при отсутствии возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу.

Если решено уволить, действия работодателя следующие:

1. Издать приказ за подписью руководителя с решением по итогам проведенной аттестации, ознакомить с приказом всех заинтересованных лиц, а также упомянутых в данном приказе работников.

Похожее

Аттестация гражданского (муниципального) служащего осуществляется в целях определения его соответствия замещаемой должности и проводится один раз в три года.

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ определяется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 №110 (с изм. и доп. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ».

Порядок проведения аттестации служащих аналогичен порядку проведения квалификационного экзамена, представленному на рис.1.

Внеочередная аттестация служащего может проводиться в следующих случаях:

  1. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
  2. По решению представителя нанимателя после принятия в установленном порядке решения:
  • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Гражданские и муниципальные служащие, не подлежащие аттестации, перечислены на рис. 1.

Рис. 1. Гражданские и муниципальные служащие, не подлежащие аттестации

В состав аттестационной комиссии включаются лица, непосредственно связанные с деятельностью служащего: представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой.

В аттестационную комиссию включаются представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист, с которым гражданский служащий знакомится под расписку.

Аттестационный лист и отзыв об исполнении служащим обязанностей хранятся в личном деле служащего, а по ее результатам аттестации в течение одного месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется для получения дополнительного профессионального образования;
  • понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы

Нормативно-правовыми актами предусмотрено, что гражданский (муниципальный) служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Темы: АттестацияКадрыОрганизация бизнеса

Аттестация муниципальных служащих – кадровое мероприятие, во время которого работодатель и органы государственного контроля узнают о том, каков уровень подготовки специалистов, работающих на этих должностях, и что нужно сделать для того, чтобы улучшить качество работы всех сотрудников. Проведение аттестации муниципальных служащих – серьезный и комплексный процесс, для его проведения нужно соблюдать множество требований, указанных в соответствующих законодательных актах.

Аттестация работников муниципальных учреждений

Порядок, регулирующий аттестацию работников муниципальных учреждений, оговорен и регламентирован в законодательстве при помощи ст. 18 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007. Там говорится о том, что аттестация муниципального служащего проводится с целью определить, подходит ли работник должности, на которой он трудится.

Стоит отметить, что подобная проверка знаний обязательна не для всех. Категории работников, которые не должны проходить аттестацию, являются следующими:

  • Работники, которые трудятся на этой должности менее 1 года;
  • Сотрудники муниципального учреждения, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы;
  • Те, кто находится в отпуске по беременности и родам или для ухода за ребенком, который ещё не достиг возраста трех лет;
  • Сотрудник, который замещает одну из муниципальных должностей временно, на основании срочного трудового договора.

Те, кто находится в отпуске по беременности и родам или для ухода за ребенком, не проходят аттестацию. И даже в том случае, если у них отпуск заканчивается прямо перед аттестацией, то они всё равно имеют полное право её пропустить. Они должны проходить проверку знаний только когда закончится год с момента, как они вышли на рабочее место.

Аттестация муниципального служащего и тестирование на проверку навыков, как и любая подобная оценка знаний, начинается с нормативного документа – приказа. Его издает руководитель и в документе должна содержаться основная информация. Там должна быть утверждена процедура формирования аттестационной комиссии. Также для проведения проверки необходимо указать в приказе график, по которому будет проходить тестирование. Кроме этого, в приказе необходимо указать список сотрудников, которые должны пройти аттестацию и сообщить им о том, что началась подготовка означенной процедуры.

Также приказом работодателя утверждается такая немаловажная вещь, как состав аттестационной комиссии. Есть определенные нормы, которые диктуют, кто туда должен входить. В стандартном варианте, аттестационная комиссия состоит из представителей начальника предприятия, работника из юридического или правового отдела и кадровиков. Из них формируются следующие должности:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии. На него ложится ответственность о принятии окончательного решения и разрешении сложных вопросов.
  • Сотрудник, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии. Он ответственен за то, чтобы документооборот всей проверки был в полном порядке. Ему же отдают свои отчеты работники предприятия.
  • Рядовые члены комиссии, которые ответственны за то, чтобы решения, принимаемые на заседаниях, были объективными и независимыми.

Но в некоторых случаях к составу аттестационной комиссии могут подключаться и другие специалисты. Например, депутаты и представители органов муниципального образования, сотрудники органов государственной власти, а также независимые специалисты, подходящие для решения затруднительных моментов. Их присутствие в аттестационной комиссии возможно только при обоюдном согласии между ними и работодателем, который эту проверку проводит.

Для того, чтобы график проведения аттестации давал работникам всю необходимую информацию, нужно чтобы там было указано следующее:

  • Полное наименование структурного или территориального подразделения, где будут проводиться аттестация;
  • Список, куда будут внесены все служащие муниципального учреждения, которые должны будут пройти проверку знаний;
  • Точная дата и время проведения аттестации. Также необходимо указать место, где будет проходить заседания комиссии.
  • Срок, во время которого все работники обязаны собрать необходимые документы и передать их в комиссию. В этом же пункте начальство отмечает ответственных за сбор отчетов руководителей подразделений.

После того, как график утвержден и приказ издан, каждый работник, который должен пройти аттестацию, должен получить об этом уведомление. И не меньше, чем за месяц до начала проверки. Если это условие будет нарушено, то подобное может стать причиной для трудового спора или даже судебного разбирательства.

Прямые начальники сотрудников, которые будут проходить аттестацию, должны предоставить свои отзывы об этих работниках. Эти документы нужно отправить секретарю не позднее, чем за две недели до начала заседаний комиссии. В отзыве должна содержаться подробная информация о работнике.

  • Должность, которую занимает оцениваемый работник, и дата, когда он получил назначение на это место работы;
  • Перечень тех документов и проектов, в разработке которых принимал активное участие сотрудник, проходящий аттестацию;
  • Общая оценка сотрудника. Прямой руководитель работника должен оценить его личностные качества, а также результаты его трудовой деятельности.

Также к отзыву начальник сотрудника должен приложить точные сведения о том, какие муниципальные поручения выполнил и выполняет этот работник. И если сотрудник уже проходил аттестацию, то к отзыву нужно приложить результаты прошлой оценки его навыков.

После того, как отзыв попадает в аттестационную комиссию, работники кадровой службы обязаны ознакомить с его текстом соответствующего сотрудника. И муниципальный работник имеет полное право отправить дополнительные сведения, которые не были учтены в первоначальном тексте документа. Также он может сообщить, что считает отзыв совсем не соответствует действительности и работник с ним не согласен. В таком случае нужно изложить представителю кадровой службы суть проблемы и написать руководителю служебную записку, где необходимо указать на допущенные неточности и искажения.

Кроме всего вышеуказанного в аттестационную комиссию нужно доставить приказы по муниципальному подразделению, информацию о его положении и должностные инструкции человека, который проходит проверку.

Порядок проведения аттестации муниципальных работников

График утвержден, уведомления получены, отчеты собраны. Теперь начинаются заседания аттестационной комиссии. Но её собрания получают правомочность только в том случае, если обеспечена явка не менее двух третей от её общего состава. Если на заседании присутствует меньше людей, то все решения, принятые в таком составе, будут нелегитимны.

Аттестация должна проводиться в присутствии человека, которого она, собственно говоря, оценивает. Но если муниципальный работник не явился на заседание без уважительной причины, или вообще отказался от проверки знаний, то комиссия должна быть перенесена.

Неявка на аттестацию без уважительной причины, или отказ прийти на неё, являются поводом для применения к человеку дисциплинарного наказания. Тяжесть примененных санкций должен определить сам работодатель.

Во время аттестации комиссия занимается анализом полученных документов, а также собеседованиями с проверяемыми работниками. На этих встречах сотрудник муниципального учреждения должен рассказать о своей трудовой деятельности. Но если возникнет такая необходимость, то комиссия имеет полное право пригласить на заседание прямого руководителя сотрудника.

Отдельно стоит упомянуть принципы, на которых основывается оценка комиссией профессиональной деятельности муниципальных сотрудников. Во время аттестации специалисты обращают внимание на такие моменты, как соответствие работника тем требованиям по квалификации, которые выдвигаются к данной должности. Также комиссия обращает пристальное внимание на то, какова доля участия сотрудника в решении задач, поставленных перед его подразделением. Немаловажным фактором будет сложность работы, которую выполняет муниципальный рабочий и то, насколько эффективно он её выполняет.

Аттестационная комиссия принимает решение самостоятельно, для этого не нужно присутствие на заседании оцениваемого работника. Специалисты, проводящие проверку знаний и навыков, решают, какова квалификация каждого из опрошенных сотрудников обычным голосованием. Какое предложение получило большинство голосов – то и принимается. В редких случаях, когда голосованием решить ничего не получается, работник муниципального учреждения признается соответствующим критериям, которые выдвинуты к его должности.

Аттестации могут подвергнуть даже сотрудника, который состоит в комиссии. На то время, пока идет проверка знаний и навыков, его членство в комиссии приостанавливается.

Решения по результатам проверки

По результатам проведенной проверки все сотрудники разделаются на две группы:

  • Те сотрудники, которые соответствуют критериями, выдвигаемым к их должности;
  • Те сотрудники, которые этим критериями не соответствуют;

Также стоит отметить, что аттестационная комиссия имеет право давать рекомендации в отношении определенных сотрудников. Специалисты могут отметить, что некоторых работников нужно отметить поощрением за выдающиеся успехи в трудовой деятельности. Также они могут посоветовать продвинуть какого-нибудь сотрудника по карьерной лестнице, потому что он отличается не только рабочими достижениями, но и отменными знаниями. И ещё аттестационная комиссия может давать рекомендации на счет того, как улучшить общий уровень эффективности труда на предприятии. Это может касаться как повышения квалификации отдельных сотрудников, так и общих мероприятий, которые нужно провести на производстве.

Результаты, полученные по итогам аттестации, сообщаются сотрудникам сразу после того, как специалисты закончат голосование по всем вопросам. Подведенные итоги заносятся в специальную карту и подписывается всеми членами комиссии, после чего с её содержанием знакомят муниципального работника. Полученные аттестационный лист будет храниться в личном деле работника.

После того, как работодатель получит итоги аттестации, у него есть месяц, чтобы предпринять какие-нибудь действия относительно отдельных сотрудников его компании. Это касается как поощрений за хороший уровень качества трудовой деятельности, так и наказаний – понижений, переводов.

Стоит отметить, что если сотрудник не согласен на понижение, а вакансии для его перевода нет, то работодатель может уволить человека из-за несоответствия критериям, которые выдвигаются к занимаемой должности. Но если за один месяц начальник предприятия не увольняет и не понижает работника, то потом он уже не сможет использовать результаты проведенной аттестации, чтобы это сделать.

Но если работник не согласен с результатами аттестации, или с принятым решением, он может начать трудовой спор. Это мероприятие проводится в обычном порядке – в том, который установлен законодательством Российской Федерации. И если по итогу разбирательств стороны не приходят к согласию, то у работника появляется возможность обратиться за решением ситуации в суд.

Результатом судебного разбирательства может стать восстановление сотрудника на должности. Также судья может определить, что работодателю человека придется возместить работнику часть заработной платы. Причиной для подобного решения может стать любая ошибка, допущенная во время проведения аттестации человека. Поэтому работодателю нужно внимательно следить за тем, чтобы вся процедура проходила так, как указано в соответствующих Положениях.

Архипова Ольга Сергеевна

Аттестация муниципального служащего проводится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *