Для ведомства, ответственного за поддержание правопорядка в государстве, особенно важно заботиться о чистоте собственных рядов и обеспечении законности действий сотрудников силовых государственных ведомств. В статье рассматриваются особенности деятельности службы собственной безопасности МВД России, с представлением структуры организации, исторических традиций, направлений работы и прочей сопутствующей информации.

Об организации

Главное управление собственной безопасности российской полиции — специальное подразделение в центральном аппарате МВД, контролирующее работу представителей ведомства. К основным задачам структуры относятся исключение взяточничества и других злоупотреблений со стороны полицейских, обеспечение законности и соблюдения требований уставной документации.

История

Формирования, функции которых сходны с задачами службы собственной безопасности МВД, создавались во всех силовых ведомствах СССР и его преемника — Российской Федерации.

Современные рыночные условия порождают искушение поддаться жажде личной наживы в ущерб служебному долгу и имиджу ведомства. Структура управления собственной безопасности МВД сформировалась в нынешнем виде в 2011 году. От момента указанной даты количество раскрытых преступлений сотрудниками подразделения превысило пять тысяч. Более половины правонарушений связано со взяточничеством и превышением возложенных функций.

Направления деятельности

Аналогично остальным государственным органам, задачи отдела собственной безопасности МВД четко разграничены и распределены. Сотрудники структуры занимаются решением задач по следующим направлениям:

  • защите сотрудников ведомства и их близких, гарантированной государством;
  • предотвращению принятия в число работников системы МВД недостойных кандидатов, устраивающихся с противозаконными целями;
  • общему контролю кадровой политики ведомства;
  • выявлению и прекращению незаконных действий со стороны полицейских всех уровней ответственности;
  • поиску и устранению поводов, создающих благоприятные условия для нарушения законодательства сотрудниками полиции;
  • организации розыскных и следственных мероприятий по обеспечению выполнения поставленных задач;
  • созданию благоприятного имиджа ведомства органов правопорядка;
  • профилактике правонарушений, с пропагандой соблюдения законности и правопорядка должностными лицами системы МВД.

В число основных задач службы собственной безопасности МВД входит работа с гражданами, в результате анализа информации, полученной по телефону доверия, поданным жалобам и другим формам обратной связи с населением. Этот сектор работы предусматривает предотвращение:

  • случаев формализма в рассмотрении ходатайств частных лиц и организаций;
  • отказа от возбуждения уголовного рассмотрения дел;
  • фактов подделки документов;
  • незаконных арестов граждан;
  • физического воздействия на задержанных;
  • грубого и хамского отношения к населению и других превышений полномочий.

Работа строится на системной основе и всестороннем комплексном подходе к выполнению поставленных задач. В ходе функционирования отдел использует последние достижения научной мысли, развивая перспективные направления исследований для дальнейшего совершенствования методологии и интеллектуального обеспечения деятельности.

Структурное устройство учреждения

Отдел функционирует как единая структура, включающая независимые подразделения. Система организации предусматривает принцип централизации, когда отделы административного значения подчинены вышестоящим структурным единицам.

Основные функции и полномочия Главного управления

Символика ГУСБ МВД России

Образование главного управления собственной безопасности российской полиции произошло в 1995 году. Основные функции руководящего органа подразделения аналогичны главным направлениям деятельности всего органа, предусматривая:

  • недопущение оформления в качестве полицейских кандидатов, идущих в представители государственных органов с преступными целями;
  • профилактику и пресечение противоправной деятельности сотрудниками системы МВД и гражданскими служащими;
  • безопасность и защиту полицейских и их родных от лица государства;
  • претворение в жизнь основных решений государственных политических органов;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основные направления работы;
  • разработку и контроль выполнения комплексных мероприятий, призванных противодействовать коррупционным схемам в системе МВД;
  • проведение контроля функционирования подчиненных формирований;
  • организационно-методическую деятельность, направленную на координирование функционирования отдела;
  • обработку полученной информации с подготовкой соответствующей отчетности по всем направлениям функционирования.

Полномочия представителей управления позволяют:

  • представлять исковые заявления к судебному рассмотрению выявленных фактов нарушений;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия по выяснению размеров доходов, принадлежащей собственности, материальных и моральных обязательств объектов расследования;
  • контролировать контракты, заключаемые государственными организациями, определять направления развития указанных компаний на период до пяти лет;
  • предоставлять руководству государственных учреждений и органов данные по результатам расследований с контролем достаточности принятых мер;
  • организовывать и проводить проверки с целью проверки поступивших заявлений от граждан.

Главное управление напрямую взаимодействует с парламентскими комитетами, представляя необходимую информацию и организуя мероприятия по претворению в жизнь государственной политики.

Начальник управления непосредственно подчинен министру МВД.

Критерии отбора в управление связаны с серьезными требованиями к кандидатам. В число сотрудников принимаются представители МВД, отработавшие в системе не менее пяти лет, зарекомендовав себя с положительной стороны.

На заметку! Детально проверяются биографические сведения претендентов, производится всестороннее тестирование, включающее четырехчасовую процедуру проверки на полиграфе.

В обязанности службы собственной безопасности входит принятие и рассмотрение обращений от любых граждан, включая сотрудников ведомства, ставших очевидцами противоправных действий представителей полиции.

Номера телефонов доверия подразделений собственной безопасности МВД по каждому отдельному административному округу представлены в средствах массовой информации, с возможностью беспрепятственного доступа любому желающему.

Допускается сообщение по телефону или подача письменных обращений. К поступающим сигналам предъявляется два требования:

  1. Рекомендованное — предоставление доказательных фактов, подтверждающих сообщенную информацию;
  2. Указание личных сведений заявителя.

Внимание! Ведомство не принимает анонимных заявлений, оставляя подобные сигналы без рассмотрения.

Все поступившие обращения регистрируются надлежащим образом, для обеспечения контроля их надлежащего рассмотрения, с фиксацией даты подачи, сведений о заявителе, предмета разбирательства.

К задачам ГУПРа относится координация деятельности подчиненных подразделений, профилактическая работа с личным составом, обеспечение государственной защиты сотрудников с их семьями.

Перечень руководителей

Руководство службой безопасности МВД России в разные годы осуществлялось:

  • Константином Ромодановским — в период с 2001 по 2005 гг.;
  • Юрием Драгунцовым — с марта 2006 по июнь 2012г.;
  • Александром Макаровым — после ухода предыдущего начальника по сей день.

Макаров Александр Иванович

Два из последних начальника структуры имеют чин генерал-лейтенанта полиции.

Подразделение, наряду с остальными структурами системы МВД РФ, выполняют важнейшие государственные задачи, стоя на страже законности и правопорядка в стране.

Учитывая, что к представителям государственных органов предъявляется особый спрос, сотрудники службы собственной безопасности МВД на отдельном счету в плане отношения к служебному долгу и чистоте поступков. От них зависит эффективность исполнения государственного законодательства и деятельности органов, реализующих политику державы внутри страны и на международной арене.

По его словам, сегодня существует пять способов обратиться в Главное управление собственной безопасности министерства. Можно лично записаться на прием, по телефону, отправить письмо (лучше — заказное, с уведомлением), послать жалобу по факсу и по электронной почте.

Все необходимые реквизиты, в том числе и номера бесплатной «горячей линии», имеются на официальном сайте МВД России и на сайтах региональных или местных полицейских управлений. Круглосуточно работают «телефоны доверия», объединенные в единую систему «горячей линии» МВД России для обращений граждан на неправомерные действия сотрудников полиции: 8 (495) 667-74-47.

А можно и просто набрать «102» и сообщить нужную информацию. Кстати, возможность обратиться через Интернет появилась относительно недавно — не во всех регионах в полицейских подразделениях имелся этот вид обратной связи, защищенный от постороннего вмешательства.

Но в таком общении граждан с полицейской контрразведкой есть свои специфические особенности. В обращении гражданина должны быть ответы на четыре главных вопроса: что произошло, когда, где и кто это совершил? Иначе далеко не всегда удастся помочь человеку, обратившемуся за помощью. Разумеется, его заявление обязательно примут и зарегистрируют, но расследование может затормозиться. И еще один важный момент — жалоба на полицейского должна быть объективной и достоверной. Если информация окажется ложной, служба собственной безопасности сумеет вычислить такого заявителя и привлечь к уголовной ответственности за клевету.

С недавних пор пожаловаться на неправомерные действия полиции можно и через интернет

Андрей Московкин разъяснил, что такие рекомендации к заявителям появились не на пустом месте. Так, из 160 тысяч обращений, поступивших за полгода по «телефону доверия», лишь четвертая часть — 46 тысяч — могла быть подвергнута проверке для установления признаков преступлений со стороны сотрудников полиции. В большинстве же обращений просто отсутствует необходимая информация — люди почему-то утаивают важные факты. Более того, зачастую они просто не идут на повторный контакт, когда оперативнику требуется что-то уточнить. И в чем тогда смысл такого обращения?

Впрочем, смысл иногда имеется. За полгода только на «телефон доверия» поступили 1113 заявлений, где умышленно клеветали на полицейских. Число таких «сообщений» неуклонно растет — в этом году их стало на 8 процентов больше. Таким нехитрым способом представители криминала стремятся, что называется, вывести из игры честных оперативников, следователей, участковых. Мол, пока в полиции будут разбираться друг с другом, можно замести следы своих преступлений.

Непосредственно в подразделения собственной безопасности с начала года поступили 46 754 обращения граждан, из которых 23,5 тысячи — жалобы и заявления. Порядок цифр — около 50 тысяч обращений — не меняется уже почти десятилетие. Как не меняется и количество подтверждений жалоб на полицейских — не более половины. При этом не обязательно, что остальная половина — злобная клевета. Может быть — заблуждение, ошибка, просто расхождения во взглядах на ситуацию.

А вот совершенно другая история. Из Ярославской области пришло сообщение о ДТП с участием полицейского автомобиля. По информации, изложенной заявителем, авария произошла по вине сотрудника, был полностью разбит автомобиль гражданского водителя, а сам он получил тяжкие телесные повреждения. При этом нарушение было сокрыто руководством УМВД, меры к виновным не приняты, сотрудник оказывает давление на пострадавших.

Выяснилось, что ДТП действительно имело место. Однако автомашины получили незначительные повреждения. В момент аварии оба водителя были в трезвом состоянии, телесные повреждения участникам ДТП не причинены, вина водителей признана обоюдной. О факте аварии сотрудник в тот же день поставил в известность непосредственное начальство и подал рапорт о случившемся руководителю органа.

Оказалось, что обращение в главк службы собственной безопасности было направлено от имени заявительницы женой бывшего сотрудника, который годом ранее по инициативе попавшего в аварию офицера полиции был переведен на нижестоящую должность, а затем и уволен ввиду ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.

Многие люди в жизни встречаются с понятиями «ЧОП» и «собственная служба безопасности», но мало кто знает их отличие друг от друга. Смешение определений объясняется общностью работы указанных структур. При этом Российское законодательство четко разграничивает эти понятия, выделяет базовые показатели, по которым эти определения разделяются. Необходимо рассмотреть отличия частных охранных предприятий от службы собственной безопасности и установить особенности из взаимодействия друг с другом.

Базовые положения современной службы безопасности и правовые основы ее деятельности

Изначально формирование частной деятельности, связанной с охраной, активно началось в девяностых годах в связи с перестроением особенностей работы всей страны и государственных структур в частности. В это время началось активное создание служб собственной безопасности.

Цель формирования указанных органов была обозначена как персональная защита звезд эстрады и шоу-бизнеса, начинающих предпринимателей, политиков. Во многих ключевых городах страны функционирование собственных служб безопасности осуществлялось незаконно.

По нормам российского законодательства, такие организации обязаны были иметь лицензию, но их деятельность в полной мере не была охвачены теми положениями, которые закреплялись указанным документом. Кроме того, отсутствие соответствующего нормативного разграничения полномочий частных охранных предприятий и служб собственной безопасности привело к тому, что граждане не знали, чем одна организация отличается от другой.

В 1992 году Российской Федерацией был принят нормативно правовой акт – закон «О частной охранной и детективной деятельности», в котором были определены базовые положения и правовые положения, относящиеся к службам безопасности и прочим структурам, занимающимся охраной физических лиц.

На основании указанного нормативно-правового акта соответствующие юридические лица или органы внутри предприятий должны были создавать свои Положения, затрагивающие особенности работы служб безопасности в каждой отдельной организации.

Дополнительно функционирование рассматриваемых субъектов должно соответствовать нормам следующих нормативных актов:

  • законов государственного уровня, которые касаются защиты и охраны коммерческой тайны;
  • нормативно-правовых актов, относящихся к работе предприятий и граждан, занимающихся бизнесом;
  • трудовое законодательство России;
  • Устав предприятия;
  • прочие документы, соглашения, договоры, которые регулируют работу организации.

По нормам российского трудового законодательства, на сотрудников организации возлагается материальная ответственность (в полном объеме, если это закреплено соответствующим договором или положениями, и в объеме среднего заработка в иных случаях).

Налоговый кодекс устанавливает, что за оказание услуг по возмездному договору налог уплачивается по ставке НДС. Если сотрудничество ведется с работниками службы собственной безопасности, оплата обязательных взносов будет производиться в размере НДФЛ.

Функции и задачи собственной службы безопасности

Чтобы разобраться, что такое «содержание службы безопасности» и обращение в частную охранную организацию, важно понять, в чем различия в задачах и функциях, выполняемых этими субъектами.

Согласно нормам действующего российского законодательства, разграничивающего работу органов защиты, служба собственной безопасности выполняют свои функции только в рамках предприятия, к которому они относятся. А частных предприятия занимаются охраной той организации или граждан, с которыми они заключили договор.

Считается, что удобнее нанять сторонних людей для поддержания порядка на предприятии, так как с финансовой стороны оплата работы частных служб выгоднее. При этом все отличия от ЧОП отделов, отвечающих за безопасность, главным пунктом включают более широкий круг полномочий ССБ.

Работа служб собственной безопасности состоит в следующем:

  1. Защита сведений, относящихся к коммерческой тайне (негосударственной).
  2. Организация защиты и охраны тайн коммерческого характера путем использования имеющихся методов или средств.
  3. Обеспечение защиты торговой или производственной деятельности предприятия.
  4. Предотвращение различными способами доступа к сведениям, которые представляют для организации коммерческую тайну.
  5. Отслеживание, выявление и ликвидация потенциальных источников опасности, связанной с утечкой секретных сведений.
  6. Организация защиты при ведении различных совещаний, переговоров с партнерами, иных мероприятий внешнего или внутреннего характера.
  7. Защита всего здания, внутренних помещений, технического оборудования, различных средств, товаров, выпускаемых организацией.
  8. Обеспечение личной защиты руководства предприятия и его сотрудников.
  9. Проведение маркетинговых исследований по факту деятельности организаций-конкурентов, связанной с кражей конфиденциальной информации.

Перечень полномочий сотрудников службы собственной безопасности достаточно широк. Он охватывает практически весь перечень деятельности, связанной с обеспечение защиты предприятия, имущества и сотрудников. Следует разобраться, какие задачи и функции выполняют сотрудники ЧОП и есть ли преимущества частной охраны.

Функции и задачи частных охранных предприятий

Чтобы понять, стоит ли нанимать охрану для организации или достаточно использовать собственную службу безопасности, следует изучить, какие задачи решают сотрудники ЧОП и каковы их функции.

Существует ряд полномочий, которые могут осуществлять только частных охранные организации. В них входят:

  • обеспечение охраны всего периметра предприятия с распределением на территории юридического лица постов и контрольно-пропускных пунктов;
  • осуществление взаимодействия с работниками СОБРа;
  • установка и обслуживание средств технического характера, необходимых для нормального функционирования охранной службы, включая видеосистемы наблюдения;
  • организация охранных мероприятий и предоставление услуг телохранителей личного типа;
  • проведение расследований с привлечение детективов, ведущих частную практику.

Зачастую решить эти вопросы с помощью собственной службы не представляется возможным из-за недостаточной профессиональной подготовки имеющихся кадров или отсутствия достаточного для этого количества сотрудников в штате. Поэтому чаще всего руководство предприятия или работники штатной службы охраны в лице руководителя (которым по нормам Положения считается заместитель руководителя организации по безопасности) заключают с частными фирмами на выполнение перечисленных задач.

Преимущества взаимодействия ССБ и ЧОО

Сотрудничество частных охранных организаций и служб собственной безопасности предприятий выгодно, если предприятию необходимо обеспечить полноценную защиту компания изнутри и извне.

При осуществлении взаимодействия этих субъектов фирма может сразу решить три ключевых задачи:

  1. Четкая установка целей, для решения которых подписывается договор на оказание услуг по охране объекта.
  2. Тщательный выбор конкретной службы, которая будет оказывать охранные услуги.
  3. Грамотное внедрение сотрудников охранной фирмы во внутреннюю структуру системы безопасности предприятия или организации.

Единственный минус такого сотрудничества – большие расходы на обеспечение внешней и внутренней защиты компании. Если же фирма обладает серьезными объектами, подпадающими под категорию «коммерческая тайна», то лучше интегрировать сотрудников частных охранных предприятий в службы собственной безопасности.

Отличий между двумя рассматриваемыми немного. В основном, они различаются объемом выполняемых полномочий и осуществлением взаимодействия с какими-либо другими внешними органами. Предприятия, деятельность которых тесно связана с секретной информацией, ноу-хау или большим объемом конфиденциальных сведений, лучше всего использовать для их защиты сотрудников собственных отделов безопасности вместе со специалистами, которые будут заниматься внешней охраной указанного объекта.

Начальник управления собственной безопасности СК РФ Михаил Максименко, его заместитель Александр Ламонов и замначальника ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров были задержаны сотрудниками ФСБ утром 19 июля 2016 года: Никандров и Ламонов — на своих рабочих местах, Максименко — дома. Как позже рассказал ТАСС источник, знакомый с ситуацией, за ними следили несколько месяцев, в том числе при помощи дронов. Кроме того, Максименко прослушивали с помощью «жучка», встроенного в подаренный ему самовар с символикой ФСБ. Глава УСБ даже нашел у себя в кабинете это устройство, но удалять его не стал и пытался с его помощью передавать ложную информацию.

Высокопоставленных сотрудников СК обвиняли по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору»). Как считает следствие, обвиняемые получили взятку в сумме $500 тыс. от предпринимателя Олега Шейхаметова. За эти деньги следователи должны были переквалифицировать обвинение Андрея Кочуйкова (Итальянца) на более мягкое, а затем, как предполагалось, он и вовсе должен был выйти на свободу.

Наиболее известной из задержанных персоной был Никандров, который в начале 2000-х годов участвовал в ряде громких уголовных дел. Он, в частности, расследовал дело о взятке в отношении экс-руководителя ГСУ СК РФ Дмитрия Довгия и бывшего начальника отдела Следственного управления Главной военной прокуратуры РФ Андрея Сагуры, второе уголовное дело ЮКОСа и возглавлял следственную группу по делу о крышевании подмосковными прокурорами нелегальных казино.

Михаила Максименко также обвиняли в получении в 2015 году взятки в размере $50 тыс. от предпринимателя Бадри Шенгелии за то, что организовал в его интересах незаконное уголовное преследование сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Сначала обвиняемые не признавали свою вину. По их версии, они оказались в СИЗО из-за конфликта с управлением ФСБ по поводу кадровых назначений в СК. Позже дело в отношении Никандрова и Ламонова было выделено в отдельное производство, так как они, по словам источника ТАСС, полностью признали вину и заключили сделку со следствием.

Максименко вину не признал и заявил, что «сотрудники ФСБ обманули Ламонова и Никандрова, пообещав выпустить их на свободу за показания на меня по взятке от Олега Шейхаметова».

Основными задачами Управления собственной безопасности являются:

Выявление и предупреждение преступлений и иных правонарушений, совершаемых или совершенных личным составом.

Выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений личным составом.

Оказание содействия правоохранительным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений коррупционной и иной направленности в пределах своей компетенции.

Разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения личным составом запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Профилактика коррупционных правонарушений в федеральном органе принудительного исполнения.

Формирование у личного состава нетерпимости к коррупционному поведению.

Управление собственной безопасности осуществляет контроль:

За соблюдением личным составом запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

За соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами принудительного исполнения Российской Федерации, а также за реализацией мер по профилактике коррупционных правонарушений.

Управление собственной безопасности осуществляет следующие основные полномочия:

Обеспечивает соблюдение личным составом запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе.

Обеспечивает деятельность Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов, и урегулированию конфликта интересов, а также Центральной аттестационной комиссии федерального органа принудительного исполнения Российской Федерации в части компетенции Управления.

Обеспечивает соблюдение законных прав и интересов личного состава, сообщившего о факте коррупции, ставшем ему известном.

Обеспечивает выполнение личным составом обязанности уведомлять директора ФССП России, органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Осуществляет проверки:

достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в ФССП России, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных личным составом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

соблюдения личным составом запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Организует в пределах своей компетенции антикоррупционное просвещение личного состава.

Организует проведение служебных проверок.

Формирует и анализирует статистические показатели по направлению деятельности.

Осуществляет прием и регистрацию уведомлений личного состава обо всех случаях обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных и иных правонарушений, организует проверку содержащейся в уведомлениях информации и направление директору ФССП России для принятия решения о направлении в органы прокуратуры или другие государственные органы.

Осуществляет прием и регистрацию в установленном порядке сообщений, поступающих по телефону доверия ФССП России.

Проводит проверку сообщений о должностных преступлениях, выполняет процессуальные действия, принимает по ним решения в порядке, установленном статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимает участие в формировании кадрового резерва органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Рассматривает поступившие в Управление материалы
о правонарушениях, совершенных личным составом, вносит предложения директору ФССП России о направлении материалов в иные структурные подразделения органов принудительного исполнения Российской Федерации для проведения служебных проверок.

Осуществляет в пределах компетенции рассмотрение парламентских запросов, запросов и обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обращений граждан и организаций.

Вносит на рассмотрение руководства ФССП России предложения
о проведении проверок деятельности территориальных органов принудительного исполнения по вопросам компетенции, участвует в их проведении. По результатам проверок вносит предложения о мерах реагирования.

Осуществляет иные полномочия органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 09 июня 2020 11:23 / 11 июня 2020 07:25

Версия для печати

Служба собственной безопасности следственного комитета РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *