Как принято проводить озеленение? Каковы особенности благоустройства? Сколько составляет ширина проезда?

Как узнать границы придомовой территории?

Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных. Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта, доступная на сайте Росреестра.

Более точную информацию можно найти в кадастровом паспорте, который должен храниться у председателя домоуправления. Другой вариант — подать запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости. Он поможет узнать не только внешние границы участка, но и его площадь, дату регистрации в реестре и другие полезные сведения.

ВАЖНО. Соответственно 36 статье ЖК к такому участку прилагаются тротуары, проезды, различные озелененные места и т. п., созданное для того, чтобы обеспечить многоквартирный дом комфортом.

Далее поговорим о нормах СНИП, касающихся размеров придомовой территории.

Как рассчитываются её размеры согласно СНИП?

По общепринятому стандарту площадь придомовой территории рассчитывается, исходя из формулы: Sтер=Sж*Уп, где Sтер — площадь придомовой территории, Sж — суммарная площадь всех жилых помещений дома, а Уп — удельная величина земельной доли. Все нормативы придомовой территории многоквартирного дома отражены в СНИП, то есть из правил нормирования строительства. Величина двора многоквартирного жилого помещения зависит от многих факторов — количества этажей в здании, количества квартир и других факторов, а также от того, в каком году дом принят в эксплуатацию.

Более подробную информацию можно узнать в СНиП-е № 2.07.01/89 «Планирование и застройка городских и сельских поселений».

ВАЖНО. Величина придомового участка определяется соответственно Градостроительным кодексом.

О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте .

Что входит в состав участка вокруг многоквартирного дома?

Согласно жилищному кодексу РФ в ее состав могут входить следующие объекты инфраструктуры:

  1. земельный участок, на котором возведен дом;
  2. зеленые зоны и иные элементы озеленения и благоустройства;
  3. детские и спортивные площадки;
  4. места для парковки и коллективной стоянки транспортных средств;
  5. оборудованные места для сушки белья;
  6. электрические подстанции и трансформаторы;
  7. индивидуальные гаражи и погреба, а также специальные проезды для пожарной техники.

Все означенные выше объекты должны находиться внутри территории придомовой зоны.

Как принято проводить озеленение?

К разрешенным видам деятельности по озеленению придомовых территорий относятся:

  • устроение цветочных клумб, газонов, посадка низкорослых кустарников и уход за ними;
  • изготовление железных ограждений для зеленой зоны;
  • обустройство балконов ящиками с цветами (при этом они должны соответствовать проекту дома;
  • установка дополнительных креплений возможна лишь с разрешения).

При проведения озеленения запрещаются:

  1. посадка;
  2. пересадка;
  3. спиливание и кронирование многолетних деревьев, а также сухостоя.

ВАЖНО. Подобные работы должны выполняться соответствующими службами, либо самими жильцами, но после получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления.

Работы по озеленению на территориях, находящихся в долевой собственности, проводятся на деньги владельцев долей.

Каковы особенности благоустройства?

Кроме озеленительных работ, в благоустройство придомовых территорий входит обустройство детских и спортивных площадок, установка ограждений, уборка снега и мусора и другие работы (о санитарном содержании придомовой территории многоквартирного дома, читайте , а о том, кто отвечает за уборку, рассказано ). При этом следует знать, что размещение детских и спортивных площадок должно быть выполнено как можно ближе к самому дому, но при этом не должно мешать свободному проезду машин, а также не закрывать проезды для пожарной и иной спецтехники.

Ограждения на придомовой территории допускается возводить следующих видов:

  • зеленая изгородь высотой до полутора метров;
  • декоративные ограды из железа, камня или дерева;
  • а также установка шлагбаумов для частичного ограничения проезда.

Кроме этого, допускается установка сплошных заборов вокруг детских площадок, мест складирования отходов и других целевых объектов, а также устройство временных заборов при проведении строительных работ.

СПРАВКА. Возведение сплошных заборов вокруг придомовой территории не допускается.

Одним из пунктов благоустройства является освещение, о котором можно прочитать .

Сколько составляет ширина проезда?

Ширина основной дороги для проезда автомобильного транспорта внутри придомовой территории должна равняться 3 метрам, а переулки и дороги второстепенного значения должны иметь ширину 2,75 метра.

Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения. Согласно СНиП их ширина напрямую зависит от высоты строения. При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.

В некоторых случаях допускается считать их ширину вместе с тротуаром, примыкающим к подъезду. Кроме этого, если дорога в придомовой зоне заканчивается тупиком, то в нем обязательно должна находиться разворотная территория для пожарной спецтехники с размерами не менее 15 метров Х 15 метров.

Стоянка машин в проездах или их длительное перегораживание категорически запрещаются.

Руководствуясь описанными выше правилами, жильцы любого дома могут выполнять благоустройство и возведение разрешенных объектов на своей придомовой территории.

Стоит знать, что такие решения должны приниматься коллективно советом жильцов, а для возведения крупных объектов или озеленения с помощью деревьев нужно получить разрешение в органах самоуправления.

Границы участка определяются выпиской из кадастрового учета, где будут подробно указаны все владельцы, а также границы территории.

Поскольку другой автомобилист находился слева, то уступить в таком случае должен был именно он. Так что от статуса дороги зависело, кто в конечном счете виноват. В суде гражданин Г. стал доказывать, что дорога, по которой он ехал, не является простым дворовым проездом. По ней возможно сквозное движение. Она асфальтовая, на ней есть два пешеходных перехода. И — главное — у нее есть название, Стахановский проезд. Поэтому, утверждали водитель и его защита, получается не выезд со двора, а нерегулируемый Т-образный перекресток. Мол, а то, что дорога неширокая, и вокруг дома, не делает ее автоматически дворовой.

Верховный суд России в своем постановлении напомнил, что согласно правилам дорожного движения не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. Но, как говорится в той же норме прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Изучив все обстоятельства, Верховный суд пришел к мнению, что поскольку проезд, с которого водитель Г. выезжал на другую улицу, предназначен для сквозного движения, то признакам прилегающей территории он не отвечает. А значит это полноценная дорога. Поэтому решение о наказании водителя было отменено.

Статья 3. Внутриквартальные дороги и проезды

Общая площадь внутриквартальных дорог и проездов на территории города Покачи составляет 76 416 кв. м, из них: 1-ый микрорайон — 38 876 кв. м., 2-ой микрорайон — 10 720 кв. м., 3-ий микрорайон — 26 820 кв. м. Постановлением администрации города Покачи от 05.08.2016 N 791 «О приеме имущества в муниципальную казну города Покачи» внутриквартальные проезды общей протяженностью 9443 м занесены в реестр муниципальной собственности города Покачи.

В соответствии с Решением Думы города Покачи от 19.02.2016 N 12 «Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда города Покачи» бюджетные ассигнования дорожного фонда направляются на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них, относящихся к муниципальной собственности. Внутриквартальные дороги и проезды не входят в это число, в связи с чем их содержание ведется отдельно от дорог общего пользования и использование финансовых средств на ремонт внутриквартальных дорог из дорожного фонда не представляется возможным. Кроме того, в соответствии с муниципальным контрактом в летний период (с мая по сентябрь) содержание внутриквартальных дорог и проездов не ведется. При этом отсутствие должного содержания негативно сказывается на состоянии дорог и проездов, которые на сегодняшний день находятся в неудовлетворительном состоянии.

На основании вышеизложенного, включение внутриквартальных дорог и проездов в муниципальную программу позволит обеспечить финансирование содержания внутриквартальных дорог, как в зимний, так и в летний период, что положительно отразится на состоянии дорог и проездов.

В Общероссийский народный фронт поступают вопросы от жителей разных регионов, которые обеспокоены плохим состоянием дворовых территорий – дорог во дворах многоквартирных домов. В связи с этим эксперты ОНФ подготовили ответы на самые распространенные обращения по этой теме. Они разъяснили, кто в ответе за качество внутридворовых дорог и что делать жильцам, чтобы включить территории в планы ремонта.

В отличие от федеральных или региональных трасс с дворовыми дорогами дело обстоит немного сложнее. Здесь также появляются ямы и прочие разрушения. Но жители часто не знают о том, куда им обращаться со своими проблемами.

«Прежде чем добиваться ремонта дороги во дворе, нужно понять, кто ее хозяин. Она вовсе не обязательно принадлежит городу, а может являться частью общей придомовой территории. В таком случае муниципалитет не обязан заниматься ее содержанием и ремонтом. Первым делом нужно ознакомиться с техническим паспортом жилого дома. Это поможет выяснить границы придомовой территории и ее собственника», – рассказывает модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.

Он пояснил, что данные кадастрового учета можно посмотреть на или обратиться для этого в местную администрацию. Если окажется, что к общедомовой территории эта дорога не относится, жаловаться на ее состояние и требовать ремонта нужно в администрации населенного пункта. Если же дорога входит в придомовой участок, она относится к общей долевой собственности дома, а значит, за ее ремонт отвечает управляющая компания. В такой ситуации необходимо отправлять обращение в свою управляющую компанию. Но, как известно, управленцы далеко не всегда хотят заниматься этим вопросом. Поэтому, если компания отказывается проводить ремонт, пора обращаться в прокуратуру. Также можно оставить обращение на Государственной информационной системы ЖКХ.

Эксперты ОНФ заметили, что вопросы ремонта дворовых территорий между жильцами, управляющими компаниями и местными чиновниками решаются довольно сложно.

«Здесь многое зависит от добросовестности конкретной управляющей компании или местной администрации. Так что исход проблемной ситуации может быть совершенно непредсказуемым, и каждая из них требует отдельного разбирательства», – сказал Васильев.

Он пояснил, что есть и еще один способ отремонтировать дорогу в своем дворе, а также реализовать свой дизайн-проект благоустройства. С 2017 г. действует проект «Формирование комфортной городской среды». В минимальный перечень работ по благоустройству в рамках этого проекта входит ремонт дворовых проездов, установка скамеек и урн, освещение дворов. Могут включаться и другие работы, которые выбирает сам регион. В список дополнительных входит оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение территории и так далее. Стать инициаторами дополнительного благоустройства могут сами жители, предприниматели, арендующие или купившие помещения в домах поблизости, а также общественные организации. Заинтересованные лица принимают в этом трудовое или финансовое участие.

«Всю необходимую информацию о работе данного проекта в своем регионе, необходимых документах и сроках подачи заявок граждане могут найти на сайте администрации своего муниципалитета», – подытожил Васильев.

Промышленный районный суд г. Самары (Самарская область) — Гражданское Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) — должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Решение

Именем Российской Федерации
27 августа 2015 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Умновой Е.В.,
при секретаре Бурангуловой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Администрации г.о. Самара о признании незаконным предписания ОГИБДД У МВД России по г.о. Самара,
Установил:

Администрация г.о. Самара обратилась в суд с заявлением о признании решения административного органа незаконным, в котором просит признать незаконным и отменить предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самаре от 15.07.2015г. в соответствии с которым Администрации г.о. Самара предложено организовать мероприятия по проведению аварийно-ямочного ремонта дорожного покрытия по , во дворе дома №.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в Администрацию г.о. Самара 20.07.2015г. поступило предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самара, в соответствии с которым Администрации г.о. Самара предложено организовать мероприятия по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (выбоины, дефекты покрытия) параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по в районе дома №.
Администрация г.о. Самара не согласна с указанным предписанием, считает его необоснованным и подлежащим отмене, поскольку считает, что оно нарушает права и законные интересы Администрации г.о. Самара в сфере дорожной деятельности и незаконно возлагает обязанность по устранению дефектов в дорожном покрытии внутриквартального проезда.
Внутриквартальный проезд дома № по не предназначен для использования неограниченным кругом лиц, используется для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного многоквартирного дома и не относится к дорогам местного значения.
Проезд во дворе дома № по не обладает признаками автомобильной дороги, а именно: отсутствуют элементы обустройства (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры), дорожные сооружения (элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы) а также земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы. Данный проезд не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением Администрации г.о. Самара от 22.09.2014г. № 1441, и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится.
Обязанность по содержанию и ремонту внутриквартальных дорог и разрушенных участков проездов возле домов и дворов возлагается на организацию, осуществляющую управление такими домами.
Заявитель считает, что поскольку дворовой проезд дома № по не является дорогой общего пользования местного значения, а является внутридворовым проездом и относится к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на управляющую организацию, осуществляющую управление данным домом.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Зотова Е.А. требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица У МВД России по г. Самаре по доверенности Арискин В.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконными необходимо установить совокупность обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что Госавтоинспекцией в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, порядок осуществления которого установлен Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утв. Приказом МВД РФ от 30.05.1999г. № 380, на внутриквартальной территории напротив дома № по , выявлены недостатки в содержании проезжей части внутриквартального проезда (а также тротуаров и пешеходных дорожек) (выбоины, дефекты покрытия), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В целях устранения выявленного недостатка Администрации г.о. Самара выдано предписание Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Самаре с предложением организовать мероприятия по восстановлению дорожного покрытия внутриквартального проезда, расположенного вдоль дома № по . Срок исполнения предписания 10 суток.
Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Вышеуказанный стандарт действует и распространяется с 01.01.1995 г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: Группа А — автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авто/сут; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения; Группа Б — автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сутки; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; Группа В — автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сутки; в городах и населенных пунктах — улицы и дороги местного значения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В соответствии с указанным ГОСТом Р 50597-93: п.3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.н. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине 5 см.
В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) (СП 42.13330.2011) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение дороги — подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
В соответствии с Правилами дорожного движения понятие «дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».
Таким образом, внутриквартальная дорога (а также тротуары и пешеходные дорожки) в г. Самара напротив дома № по – обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доводы администрации городского округа Самара о том, что рассматриваемый внутриквартальный проезд не внесен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный Постановлением администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. № и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится, не могут быть приняты судом во внимание на основании того, что обозначенная территория находится в собственности муниципального образования.Из Постановления администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» невозможно сделать однозначный вывод о том, что вышеуказанный участок дороги не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара.
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 5 ФЗ №257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или муниципального значения и автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно п. 11 ст. 5 ФЗ №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Внутриквартальный проезд (а также тротуары и пешеходные дорожки) в г. Самара проходящий напротив дома № по — дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам, расположенным на внутриквартальной территории, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Законом «Об автомобильных дорогах», относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3 ст. 5).

В соответствии с 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Аналогичные положения содержат п.п. 3,5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как следует из части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку участок дороги внутриквартального проезда (а также тротуары и пешеходные дорожки) в г. Самара проходящего напротив дома № по , относится к автомобильным дорогам местного значения, то обязанность по организации проведения ремонта вышеуказанного проезда возложена на администрацию городского округа Самара.
На основании выше изложенного доводы заявителя о том, что внутриквартальный проезд не относится к дороге местного значения и находится в ведении организаций, обслуживающих жилищный фонд, которые в соответствии с требованиями жилищного законодательства обязаны проводить ремонт дорожного покрытия, являются несостоятельными и не основаны на нормах действующего законодательства.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, которые как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несут бремя содержания принадлежащего имущества.
В соответствии с п.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ №12-П от 28 мая 2010 года и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления». Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определен состав общего имущества и подпунктом «е» определено, что в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) определено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В связи с чем, до момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учёта придомовая территория находится в собственности городского округа Самара и не может быть передана в управление управляющей организации, которая в свою очередь может нести обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, что так же нашло свое отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №15328/2013 от 04.03.2014г.
В соответствии с Положением о разграничении территории города Самары по содержанию элементов благоустройства (Постановление Главы г. Самары от 06.08.1996г. №1041 «О закреплении городских территорий и элементов благоустройства»), администрации районов обеспечивают, в числе прочего, содержание внутриквартальных и дворовых территорий, проездов, тротуаров.
Согласно п. 3.12 Положения о Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о, Самара от 10.03.2011 №69 «Департамент осуществляет от лица г.о. Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы и др.объекты)». Помимо указанного, Постановлением Администрации г.о. Самара от 24 августа 2012 года №1167 утверждена «Долгосрочная целевая программа г.о. Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012- 2018 годы». Согласно Паспорту указанной программы: заказчик программы — администрация городского округа Самара и цель программы — увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в городского округе Самара. Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач: проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения, в том числе строительство дорог местного значения в новых микрорайонах малоэтажной застройки; ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Самара.
Правилами нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (Правила Госстроя) определены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку настоящие Правила Госстроя определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда и не относятся к обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и содержании автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и указанный в заявлении администрации перечень работ при капитальном ремонте жилищного фонда носит примерный состав видов работ, относящихся к текущему ремонту жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования в силу выше перечисленных правовых норм является обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем, оснований для отмены вышеуказанного предписания у суда не имеется.
В силу ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом не усматривается, что действиями ОГИБДД У МВД России по городу Самаре были нарушены права либо свободы заявителя, заявителем таких доказательств суду представлено не было.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения административного органа не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Администрации г.о. Самара о признании незаконным предписания ОГИБДД У МВД России по г.о. Самара от 15.07.2015г. — отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2015 г.
Председательствующий: подпись Умнова Е.В.
Копия верна: Судья: Секретарь:

Суд:

Промышленный районный суд г. Самары (Самарская область)

Иные лица:

Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара
Отдел ГИБДД УМВД России по г.Самаре

Судьи дела:

Умнова Е.В. (судья)

Внутриквартальный проезд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *