Содержание справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121. (далее – Административный регламент).

В справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» делается отметка при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования, и такая запись зависит от оснований прекращения факта уголовного преследования.

Согласно п. 74.2 Административного регламента в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» делается отметка «не имеются» при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования по следующим основаниям:

  • отсутствие события преступления;
  • отсутствие в деянии состава преступления;
  • примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения;
  • отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия суда, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого;
  • непричастность подозреваемого, обвиняемого или подсудимого к совершению преступления;
  • вынесение в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта.

Вместе с тем в соответствии с п. 74.4 Административного регламента в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» указываются: дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям:

  • в связи с истечением сроков давности уголовного преследования;
  • вследствие акта об амнистии;
  • в связи с примирением сторон;
  • в связи с изменением обстановки;
  • в связи с деятельным раскаянием;
  • прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности в соответствии со ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
  • в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом;
  • прекращение уголовного преследования в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом;
  • в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия;
  • в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;
  • в связи с отказом в применении принудительных мер медицинского характера, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию;
  • в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Таким образом, в изложенной ситуации, если уголовное преследование было прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, то в справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» будет сделана отметка «не имеются».

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО
+7-812-425-13-17

Производство всегда подчинено определенному алгоритму. У дознавателя и прокурора нет возможности для творчества. Процессуальный порядок практического прекращения уголовного дела и уголовного преследования сводится к следующим этапам:

  1. Выявление в ходе расследования основания для такового решения. Необходимо учитывать, что процессуальные лица обязаны строго исполнять действующее законодательство, принимать во внимание все положения кодексов. Они должны самостоятельно увидеть причину, по которой расследование может быть завершено до начала судебного разбирательства или в его ходе.
  2. Подтверждение выявленного основания доказательствами. Здесь работу следствия поддерживает сторона защиты, предоставляющая соответствующие материалы.
  3. Принятие решения. При необходимости к процессу привлекается судья. Прокурор всегда участвует в решении вопроса, выполняя надзорную функцию.

Фактически условия прекращения расследуемого уголовного дела перечислены в параграфах УПК. Стороны процесса стараются привести дело к одному из исходов. Следствие – доказать вину, защита – основания для закрытия дела. Система правосудия построена с целью достижения справедливости. Метод дает возможность подозреваемому избежать:

  • необоснованного преследования;
  • наказания при выполнении соответствующих условий.

Основная ответственность в данном процессе, несомненно, лежит на органах дознания и следствия.

Именно сотрудники правоохранительных органов вплотную работают с доказательной базой. Им известна классификация оснований прекращения уголовного дела. Правоохранители должны строго следовать нормам законодательства, значит, учитывать все обстоятельства преступления, в том числе дающие право на закрытие дела.

Кроме того, с целью недопущения злоупотреблений в области раскрытия преступных деяний существует институт надзора. Любое решение следователя в течение суток поступает в прокуратуру. Работник госоргана обязан проверить соответствие документа нормам действующего законодательства. В том числе он выявляет основания для завершения преследования.

Порядок соблюдается в части отдельных эпизодов проступка. Зачастую преступника обвиняют по нескольким статьям или эпизодам. Если выявлено соответствующее основание, то процессуальное лицо выносит постановление о частичном прекращении в отношении подозреваемого уголовного преследования. Данный акт позволяет не нести ответственности по отдельной статье, эпизоду.

Для понимания разберем на примере. А. обвинили в сбыте наркотиков в особо крупном размере. В ходе расследования выяснилось, что А. пригласил к себе домой Р., предложил последнему сигарету с гашишем. Впоследствии уговорил Р. отправиться к сбытчику наркотиков для приобретения партии весом 200 г. Обещал поделиться товаром.

Показания Р. не подтвердились. А. утверждал, что приобрел партию для личного пользования, делиться с товарищем не собирался. Суд принял решение о частичном прекращении преследования А. по пункту 2 статьи 228.1 УК (сбыт наркотиков в особо крупном размере). Основание: отсутствие состава преступления.

Особенности прекращения преследования

Процедура требует соблюдения определенных формальностей. Таковые связаны с тем, что расследование затрагивает интересы представителей двух сторон (персон может быть больше). Так, следователь обязан:

  1. Проинформировать заинтересованных (обвиняемого, жертву, защиту) о принятом решении.
  2. Разъяснить порядок и сроки обжалования.
  3. Предупредить о реабилитирующих последствиях. Объяснить порядок восстановления прав.

Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием события или состава преступления почти всегда приводит к остановке производства. Но в некоторых случаях расследование продолжается. Это происходит, когда существует пострадавшая сторона. Дознавателям необходимо выявить виновного и привести его к ответу. А преследование в отношении необоснованно заподозренного прекращается.

При этом необходимо наличие совокупности обстоятельств. В случае непричастности обвиняемого к злодеянию они таковы:

  1. Следователь собрал данные, доказывающие наличие преступного деяния. То есть сам факт нарушения закона имел место.
  2. У подозреваемого есть алиби. Собраны иные неопровержимые доказательства невиновности человека.
  3. Следствие исчерпало возможности для подтверждения причастности обвиняемого к злодеянию.
  4. Иные основания для завершения дела отсутствуют.

Таким образом, преследование завершается в отношении невиновного человека. Но это не является поводом для остановки расследования. Дознание обязано довести таковое до логического завершения. То есть найти преступника, неопровержимо доказать его причастность к факту правонарушения.

Последствия прекращения дела

Вынесение постановления влияет на все стороны процесса. Наиболее важно таковое для жизни бывшего подозреваемого. Этот человек получает право на реабилитацию (при наличии оснований). Таковая состоит в выплате материальной компенсации, организации информационного сопровождения. За ошибки следователей расплачивается государство.

То есть неправомерно обвиненный человек подает иск к Минфину РФ.

Перечень прав безвинно пострадавшего приведен в части 1 статьи 133 УПК. Бывший обвиняемый может потребовать:

  1. Компенсации материального урона, выразившегося в неполучении дохода (при аресте).
  2. Восстановления права проживания в ранее занимаемом помещении, если выселили из-за уголовного преследования.
  3. Компенсации морального ущерба.
  4. Восстановления на прежнем месте службы.
  5. Возобновления пенсионных начислений, если таковые были приостановлены.

Выплаты производятся на основании соответствующего решения суда. То есть, пострадавший от произвола/ошибки следствия, человек обязан обратиться в данную инстанцию с иском. В него разрешено включить следующие доказанные материальные потери:

  1. Затраты на услуги адвокатов, других специалистов.
  2. Невыплаченные по причине уголовного преследования пособия от государства.
  3. Штрафы, внесенные в бюджет, в порядке исполнения отмененного решения суда.
  4. Стоимость конфискованного имущества.
  5. Траты на восстановление здоровья, прохождение реабилитационного курса.

Каждая позиция иска должна быть подтверждена документально. Судья тщательно изучает доказательства. Решение принимает взвешенное, справедливое, обоснованное. В случае отсутствия реабилитирующих обстоятельств, бывший подозреваемый просто избегает ответственности. Но закон дает человеку право отказаться от закрытия дела. Причины заявлять он не обязан. В таковой ситуации расследование проходит в обычном порядке.

Паняева Надежда

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО

«В отсут­ствии» пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го. «В отсут­ствие» (доку­мен­тов) пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е» как про­из­вод­ный пред­лог.

Отметим, что в рус­ской грам­ма­ти­ке суще­ству­ют оба напи­са­ния слов: «в отсут­ствие» и «в отсут­ствии». Чтобы понять, когда сле­ду­ет пра­виль­но писать «в отсут­ствии» с бук­вой «и», а «в отсут­ствие» с бук­вой «е», выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.

Правописание слова «в отсутствии»

Начальной фор­мой сло­во­форм «в отсут­ствии» и «в отсут­ствие» явля­ет­ся неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие». Оно обо­зна­ча­ет

  • нена­хож­де­ние какого-то лица в этом месте в момент речи;
  • состо­я­ние, когда кого-то или чего-то не име­ет­ся в нали­чии.

Никого не уди­ви­ло его (что?) отсут­ствие на семи­на­ре.

Для поло­жи­тель­но­го отве­та на ваш запрос я не вижу пре­пят­ствий (в чём?) в отсут­ствии этих све­де­ний.

Обратим вни­ма­ние, что это суще­стви­тель­ное име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ие. В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка такие суще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по-особому по срав­не­нию с типич­ным изме­не­ни­ем по паде­жам слов сред­не­го рода (озеро, счастье). В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа оно име­ет окон­ча­ние -и, а не типич­ное для суще­стви­тель­ных сред­не­го рода окон­ча­ние -е.

Убедимся в этом:

Укажем важ­ный момент, что пред­лог «в» может упо­треб­лять­ся с дву­мя паде­жа­ми имен суще­стви­тель­ных:

  • верю (во что?) в счастье (вини­тель­ный падеж);
  • раз­бе­рем­ся (в чём?) в счастье полу­чить обе­щан­ное (пред­лож­ный падеж).

Аналогично имя суще­стви­тель­ное «отсут­ствие» может высту­пать в вини­тель­ном и пред­лож­ном паде­же с пред­ло­гом «в»:

Никто не верит (во что?) в отсут­ствие жиз­ни на дру­гих пла­не­тах.

Я сам хочу убе­дить­ся (в чём?) в отсут­ствии денег на моём сче­ту.

Между пред­ло­гом «в» и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, при­ча­стия:

  • в пол­ное отсут­ствие жиз­ни на дру­гих пла­не­тах;
  • в этом отсут­ствии денег на сче­ту.

Вывод В зави­си­мо­сти от смыс­ла суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с окон­ча­ни­ем -е в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, а «в отсут­ствии» — с окон­ча­ни­ем -и в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа.

Чтобы пра­виль­но напи­сать окон­ча­ние -е или -и, опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го, задав вопрос в соот­вет­ствии со смыс­лом кон­тек­ста.

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство омо­ни­мич­ных слов, сов­па­да­ю­щих в напи­са­нии и зву­ча­нии, но при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. Такая омо­ни­мия слов часто воз­ни­ка­ет, если имя суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

«В отсутствие» — это производный предлог

В пуб­ли­ци­сти­ке, в доку­мен­тах, напи­сан­ных в официально-деловом сти­ле речи, широ­ко исполь­зу­ет­ся про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» в соче­та­нии с после­ду­ю­щим суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В отсут­ствие доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих заяв­ле­ние сви­де­те­ля, засе­да­ние суда откла­ды­ва­ет­ся на неде­лю.

Имя суще­стви­тель­ное «в отсут­ствие» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа поте­ря­ло зна­че­ние пред­мет­но­сти, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния и мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков сво­ей части речи. Оно участ­ву­ет в созда­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­ных, то есть пере­шло в дру­гую часть речи и ста­ло сло­вом слу­жеб­ной части речи — пред­ло­гом.

Предлог «в отсут­ствие» сохра­нил напи­са­ние фор­мы вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го с окон­ча­ни­ем -е.

Предлог «в отсут­ствие» пра­виль­но пишет­ся с конеч­ной бук­вой «е».

Теперь воз­ни­ка­ет про­бле­ма, как не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» и отли­чить про­из­вод­ный пред­лог от име­ни суще­стви­тель­но­го?

Отличия предлога «в отсутствие» от существительного

Производный пред­лог, как выяс­ни­лось, не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния. К нему невоз­мож­но задать падеж­ный вопрос во что? Это сло­во слу­жит толь­ко для свя­зи слов в пред­ло­же­нии. Производный пред­лог име­ет при­чин­ное зна­че­ние. Его мож­но заме­нить син­так­си­че­ской кон­струк­ци­ей с сою­за­ми «так как», «посколь­ку», «пото­му что»:

В отсут­ствие пред­ста­ви­те­ля фир­мы мы не может дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ. — Так как отсут­ству­ет пред­ста­ви­тель фир­мы, мы не можем дать вам исчер­пы­ва­ю­щий ответ.

В отсут­ствие дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го суд оправ­дал его. — Поскольку нет дока­за­тельств вины под­су­ди­мо­го, суд оправ­дал его.

Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело в отсут­ствие досто­вер­ных улик. — Присяжные засе­да­те­ли не счи­та­ют воз­мож­ным рас­смот­реть это дело, пото­му что отсут­ству­ют досто­вер­ные ули­ки.

Отметим, что про­из­вод­ный пред­лог «в отсут­ствие» вос­тре­бо­ван в книж­ной речи боль­ше и исполь­зу­ют­ся гораз­до чаще, чем падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го.

Здравствуйте, уважаемый Александр!

Если уполномоченным руководителем органа ФНС России Вам письменно отказано в приёме на службу, то Вы вправе обжаловать такой отказ в городской суд в соответствии со ст. 19 КАС РФ. Если в приёме на службу отказано исключительно со ссылкой на факт совершения Вами преступлений, указанных в справке ИЦ МВД по Республике Саха (Якутия), то у Вас есть реальная возможность выиграть этот спор по следующей причине.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

В этой норме приведены и другие основания, исключающие возможность приёма лица на гражданскую службу, но Вы упомянули только одно обстоятельство, поэтому приведение тут остальных полагаю излишним. Вы не относитесь ни к тем, у кого есть судимость, ни к тем, кому для службы мешает назначенное вступившим в силу приговором суда наказание.

То есть, справка ИЦ не содержит сведений, которые могут быть использованы для отказа приёма Вас на государственную гражданскую службу, в том числе в ФНС России.

Что касается обжалования приказа МВД России, регламентирующего процедуры формирования банков данных граждан и др., то об этом скажу следующее.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Как видно, дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, к которым относится приказ МВД России, к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.

Такие дела относятся к компетенции Верховного Суда РФ, как это следует из ст. 21 КАС РФ. В части ведения банков данных граждан, совершивших преступления, этот приказ не может быть незаконным, так как полномочия по ведению таких банков данных и обработке персональных данных полиции предоставлены Федеральным законом «О полиции».

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных). Внесению в банки данных подлежит информация:

1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

2) о лицах, осужденных за совершение преступления;

3) о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

а также о других категориях лиц.

Как видите, Вы подпадаете под несколько категорий таких лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, нормы ст. 17 Федерального закона «О полиции» соответствуют положениям ст. 24 и 55 Конституции РФ, и хотя эти нормы закона можно оспорить в Конституционном Суде РФ, считаю, что реальной перспективы этому делу нет. Аналогичной считаю перспективу обжалования приказа МВД России в Верховный Суд РФ.

Справка об отсутствии уголовного преследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *