Иван Иванов

Профессиональный стандарт – документ, включающий набор личностных и профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику. Сегодня перечень таких регламентов довольно обширен. Реестр стандартов состоит не только из узкоспециальных нормативов, а содержит довольно внушительный перечень сквозных, унифицированных для всех отраслей. В силу специфики работы первых руководителей и их заместителей, единого квалификационного документа для этой профессиональной категории не существует.

Нормативная база

В целях грамотного и рационального исполнения Президентского указа РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях, связанных с реализацией государственной соц. политики» был разработан закон 236-ФЗ от 03.12.2012 года, связанный с внесением изменений в ТК РФ (ст. 195.1), а также в ФЗ «О тех. регулировании». Так, в законодательной сфере образовались новые понятия, именуемые как «профессиональный стандарт», «квалификационный уровень».

Минтруда впоследствии также создал новые ведомственные акты, которые имеют следующие наименования:

  • два приказа Минтруда РФ от 12.04.2013 г. соответственно №147н и 148н под названиями «Об утверждении макета…» и «Об утверждении квалификационных уровней…»;
  • приказной документ Минтруда РФ, принятый 29 апреля 2013 г. №170н «Об утверждении методрекомендаций по разработке…», который не нуждался в осуществлении регистрационных процедур государственного характера;
  • письмо министерства образования и науки, принадлежащего РФ, принятое 02.11.2015 г., прописанное под №АК-3192/06 «О введении…».

Также в рамках этого вопроса используются и другие подобные документы, которые носят федеральный характер и являются функционирующими по территории всей Федерации:

  • Президентский Указ от 16.04.2014 г. №249 «О Национальном Совете…»;
  • Постановление, принятое правительственным аппаратом 22.01.2013 г. под №23 «О правилах разработки…»;
  • Правительственное распоряжение от 31.03.2014 г. №487-р, связанное с составленным планом касательно разработки подобных документов и проведением экспертизы независимого характера.

Все эти бумаги дают возможность разработать собственный стандарт для руководящего состава конкретной компании.

Для чего нужны профстандарты?

База, регулирующая использование этих документов, закладывается в рамках глава 31 ТК РФ. В качестве ее принято применять совокупность квалификационных характеристик, требуемых сотруднику в целях осуществления отдельной финансовой опции или профессиональной работы. На сегодняшний день существенная часть трудовых направлений описана в действующих документах, которые были сформированы на базе заказа Минтруда. Их введение сопряжено с шумным резонансом в обществе, т. к. львиная доля граждан полагает, что данные требования – обязательство, а не право, и каждый работник рано или поздно будет вынужден пройти переаттестацию.

На самом деле, обязательство по использованию данных документов есть не всегда и не везде. Зато принятие решения о следовании им позволит руководящему звену предприятия решить следующие задачи:

  • разработать собственную систему оплаты трудовой деятельности сотрудников;
  • провести переоценку их знаний и опыта;
  • принять меры по организации обучения;
  • повысить квалификационный уровень посредством аттестации;
  • уволить работников, не соответствующих регламенту, а вместо них нанять более компетентных специалистов;
  • повысить основные показатели экономической эффективности в целом;
  • обеспечить безопасность рабочего процесса.

Получается, что введение профессионального стандарта – инструмент для фирм, которые хотят идти в ногу со временем и непрерывно развиваться, повышая собственный потенциал.

Сфера применения и обязательность использования

Профессиональный стандарт применим абсолютно во всех сферах деятельности – в торговле, производстве, услугах, образовании, медицине, инженерии, научной отрасли и т. д. В действующем Трудовом Кодексе фигурирует две ситуации, в рамках которых установлено обязательство всех работодателей, вне зависимости от правового статуса, использовать такие документы.

В ст. 57 ТК РФ данного документа в списке требований к структуре и содержании установлено обязательство по использованию профстандартов для должностей, которые сопряжены с определенными лимитами или получением льгот и послаблений. В рамках данной нормы полностью прописано название товарной позиции и полноценное соответствие квалификационному уровню работника.

В ст. 195.3 ТК РФ распространено обязательство по применению этого регламента в ситуациях, если этого требует законодательство, а также внедренные правительством подзаконные акты и нормы. Например, на предприятиях, в которых государственная доля активов превышает 50%. А с 2017 г. все подобные бумаги стали обязательными в ходе разработки новых программ в образовательной сфере. В остальных ситуациях это не более чем рекомендации.

Трудовые обязанности

В соответствии с общими требованиями к первому руководителю и его заместителям субъект хозяйствования может использовать следующие утвержденные профессиональные стандарты как основу для собственного должностного регламента:

  • специалист в сфере закупок (№558);
  • профессионал по принятию управленческих решений в отношении персонала (№559);
  • менеджер по работе с информационными технологиями (№149);
  • специалист, занятый в сфере технического контроля качества продуктов (№31);
  • мастер по управлению качеством в области авиастроения (№802);
  • заместитель директора по управлению цепями поставок товаров (№704);
  • руководитель предприятия, занятого в области соцобслуживания (№ 7);
  • руководитель предприятия питания (№ 468);
  • руководитель гостиничного объекта (№ 467).

Так как профстандарты охватывают обширную сферу деятельности и множество направлений, они относятся не только к первым заместителям директоров, но и к замам, которые заняты в рамках определенных направлений.

Законодательство в сфере труда предусматривает два основных случая, в которых необходимо обязательное использование этого документа замами гендиректоров:

  • если эту необходимость предусматривает действующее федеральное или региональное законодательство;
  • если трудовая работа специалиста имеет непосредственную связь с льготами, установленными на государственном уровне, либо с какими-то лимитами.

Требования к соответствию сотрудников

Перечень требований, предъявляемых к сотруднику, преимущественно определяется конкретным направлением его деятельности. Но общий список выглядит следующим образом:

  • полноценная замена руководителя в период его отсутствия или по вопросам, указанным в локальных нормативным актам компании;
  • контроль нюансов деятельности фирмы по финансовой и хозяйственной части;
  • регулирование труда наемных сотрудников, чтобы он был максимально эффективным и полезным;
  • принятие мер по совершенствованию основных показателей эффективности коммерческой деятельности;
  • минимизация используемых ресурсов и максимизация хозяйственного результата, заведование хозяйством;
  • формирование руководства и курирование процессов, связанных с решением вопросов экономии и ресурсосбережения;
  • предотвращение и заблаговременное устранение накопленных материальных ценностей (сбыт), повышенного расхода сырья, порчи оборудования вследствие нерациональной эксплуатации и т. д.;
  • регулирование работы, связанной с решением кадровых вопросов;
  • принятие активного участия в разработке проектов и планов по бизнесу;
  • организация маркетинговых исследований и курирование работы мастеров, которые в них заняты;
  • контроль соблюдения нормативов по трудовому законодательству в процессе работы с сотрудниками;
  • обеспечение регулярного обучения и переаттестации работников;
  • слежение за учетными мероприятиями и грамотным/рациональным составлением отчетов.

Условия труда заместителя директора подразумевают организацию продуманного рабочего пространства, обеспечение средствами коммуникации и минимизацию стрессовых факторов.

Повышение квалификации и аттестация

Чтобы работать на постоянной основе и соответствовать нормам трудового законодательства, заместитель директора должен регулярно проходить обучение. В процессе прохождения курсов ему вменяются следующие обязанности, знания и навыки:

  • основа работы с клиентами;
  • нюансы взаимодействия с партнерами;
  • особенности создания отношений с сотрудниками;
  • изменения в законных нормативах;
  • требования к личностным качествам;
  • мотивационная работа с персоналом.

Сотрудник должен развиваться полноценно и разносторонне, а в его сфере ответственности – огромный перечень обязанностей, поэтому обучение может длиться дольше, чем у других специалистов.

Ответственность за неприменение

Намеренный отказ от использования стандарта, если он является обязательным, считается административным нарушением и влекут за собой ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 000 рублей).

Увольнение из-за несоответствия стандарту

Если сотрудник не соответствует нормам стандарта и не собирается проходить обучение в целях повышения квалификации, его увольняют (но только после прохождения переаттестации или отказа от занятия менее престижной должности), ст. 81 ТК РФ.

Актуальные вопросы внедрения профстандартов на производственных предприятиях освещены в следующем сюжете.

Если в трудовом договоре коротко описывается, чем должен заниматься заместитель директора по АХЧ, то в его должностной инструкции дается подробное описание рабочих обязанностей и других аспектов. Корректно написанная должностная инструкция — документ, имеющий правовую силу, который может применяться как в трудовых спорах, так и в суде. Это требует от компаний-работодателей внимательного отношения к качеству её составления.

  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции заместителя директора по АХЧ .doc

Образец должностной инструкции заместителя директора по АХЧ

Общие положения

  1. Заместитель директора по АХЧ входит в категорию управляющих.
  2. Заместитель директора по АХЧ нанимается и увольняется с работы приказом руководителя предприятия.
  3. Заместитель директора по АХЧ находится в непосредственном подчинении у руководителя предприятия.
  4. Во время отсутствия заместителя директора по АХЧ (лечение болезни, командировка и пр.) закрепленные за ним должностные функции переходят на оговоренный срок другому руководящему сотруднику, назначенному директором предприятия.
  5. На данную должность может наниматься лицо, соответствующее следующим квалификационным параметрам:
    • трудовой стаж в сфере хозяйственной деятельности от 3 лет;
    • средне-профессиональное или высшее образование.
  6. Заместитель директора по АХЧ обязан разбираться в следующих вопросах:
    • нормативно-правовая база, регулирующая его сферу деятельности;
    • правила ведения документооборота по хозяйственным операциям;
    • принципы организации хозяйственной деятельности на предприятии;
    • нормы инвентаризации и проверки ценностей, находящихся в сфере его ответственности;
    • правила взаимодействия с представителями поставщиков;
    • нормативы хранения подведомственного имущества, его эксплуатации и списания;
    • нормы ведения первичной бухгалтерской отчетности в сфере отображения хозяйственных операций;
    • принципы руководства подчиненным кадровым составом;
    • основы работы с офисным оборудованием, компьютерами и соответствующим программным обеспечением;
    • актуальные нормативы технологической и пожарной безопасности, а также принципы трудовой дисциплины.
  7. Заместитель директора по АХЧ руководствуется:
    • действующей нормативно-правовой базой;
    • документацией предприятия;
    • сведениями из этой инструкции.

Обязанности

На заместителя директора по АХЧ возложены следующие функции:

  1. Организация административно-хозяйственного обеспечения работы предприятия.
  2. Обеспечение хранения ценностей в своей зоне ответственности.
  3. Представление предприятия в контактах с партнерами по вопросам закупок соответствующей продукции и её эксплуатации.
  4. Обеспечение действующих норм эксплуатации инструментов и инвентаря подчиненными сотрудниками.
  5. Организация проведения соответствующих ремонтных мероприятий в зоне своей ответственности.
  6. Отслеживание ситуации с материалами, инструментами, инвентарем, которые применяются в хозяйственной деятельности, а также их замена и закупка.
  7. Обеспечение выполнения заявок от других подразделений на проведение соответствующих хозяйственных операций.
  8. Обеспечение эффективной работы подчинённого персонала.
  9. Решение кадровых вопросов по замене подчиненных, их поощрению и наказанию.
  10. Обеспечение необходимого документооборота по хозяйственным операциям.
  11. Контроль за корректностью первичных финансовых документов в сфере своей ответственности.
  12. Проведение мероприятий по поддержанию рабочего состояния объектов ЖКХ и хозяйственной инфраструктуры.
  13. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических стандартов на территории предприятия.
  14. Обеспечение подготовки объектов в зоне своей ответственности к сезонным изменениям.
  15. Отслеживание соблюдения норм пожарной и технологической безопасности в сфере своей компетенции.

Права

Заместитель директора по АХЧ наделен руководством предприятия следующими правами:

  1. Осуществлять руководство трудовой деятельностью подчиненных.
  2. Распоряжаться материальными и иными ресурсами в сфере своей деятельности.
  3. Знакомиться с первоначальными вариантами документов предприятия по административно-хозяйственной деятельности.
  4. Вносить топ-менеджерам предприятия предложения по совершенствованию аспектов хозяйственной деятельности.
  5. Информировать других руководителей о недостатках, выявленных в ходе проведения хозяйственных мероприятий.
  6. Запрашивать информацию и помощь от сотрудников предприятия в пределах, оговорённых в соответствующих внутренних документах.
  7. Решать кадровые вопросы в своей зоне ответственности.
  8. Визировать документы в пределах своей компетенции.
  9. Требовать от руководителя предприятия создания условий, нужных для эффективного обеспечения хозяйственной деятельности.
  10. Представлять предприятие по вопросам закупок соответствующих услуг и товаров на встречах с контрагентами.

Ответственность

Заместитель директора по АХЧ может привлекаться к ответственности в следующих случаях:

  1. За разглашение конфиденциальной информации — в границах, указанных в соответствующих нормах законодательства.
  2. За совершение правонарушений на рабочем месте — в соответствии с положениями уголовного, административного и трудового права.
  3. За невыполнение должностных обязанностей — в границах, указанных в соответствующих статьях законодательства и документах предприятия.
  4. За ущерб, полученный работодателем из-за некомпетентных действий, — в соответствии с принципами актуального законодательства.

Стандарты написания должностной инструкции

В действующих законах нет требований по составлению должностной инструкции. В результате многие работодатели предпочитают переделывать типовые инструкции с учетом своей специфики. Подобные инструкции подчиняются определенным стандартам делового документооборота. Так, структура типовой должностной инструкции включает следующие части:

  • Общая часть.
  • Обязанности специалиста.
  • Его ответственность.
  • Его права.

К этим стандартным разделам некоторые наниматели, особенно крупные, добавляют и дополнительные, в которых описывают условия труда, порядок должностных связей, критерии оценки деятельности сотрудника. Целесообразность их включения зависит от размаха деятельности работодателя, отраслевых особенностей и других аспектов.

Есть определенные стандарты и по оформлению инструкции. Рекомендуется распечатывать её на корпоративном бланке, со всеми признаками делового документа: расшифровкой подписей, реквизитами компании и пр.

Внимание! Инструкция может создаваться по двум алгоритмам: «для должности» и «для специалиста». В первом случае документ составляют для конкретной позиции, без учета индивидуальных различий работника. Во втором случае документ подгоняют под конкретного ценного специалиста.

Общий раздел

Начальная часть, в которой содержится описание основных аспектов трудовой деятельности специалиста. Дается описание порядка подчинения сотрудника, его замены и других базовых моментов его деятельности. Особую роль играет перечень навыков, которые должны соотноситься с обязанностями, данными в следующем разделе.

Внимание! В некоторых случаях особенности деятельности работодателя требуют умений, не всегда характерных для данной должности. Например, может потребоваться знание иностранного языка или понимание специфики отраслевой деятельности (бюджетные учреждения, компании с иностранным участием и пр.). Все эти нюансы нужно описать в этом разделе.

Ключевая часть, в которой подробно расписаны должностные функции, упомянутые в трудовом договоре. Для многих позиций объем и разнообразие этих функций, особенно вспомогательных, могут значительно различаться в зависимости от сферы деятельности работодателя, его организационно-правовой формы и других аспектов.

Ещё один типовой раздел, включающий список прав, предоставленных руководством предприятия заместителем директора по АХЧ. Величина списка зависит от места, занимаемого менеджером в управленческой иерархии, и объема операций, за которые он отвечает.

В этой части дается описание вариантов привлечения к ответственности сотрудника за совершенные им нарушения. Конкретные меры наказания даны в общем виде, поскольку точно могут быть определены лишь после окончания необходимых процедур по административным и судебным разбирательствам.

Заместитель директора по АХЧ не только входит в руководство компании, но и распоряжается значительными ресурсами, обеспечивая повседневное функционирование подразделений компании и её сотрудников. Поэтому должностная инструкция для такой позиции должна быть тщательно согласована со специалистами. В их число обычно входят юрист, руководитель кадровой службы, другие заместители директора. Только после учета их корректировок документ передается на утверждение директору предприятия.

Окончательно инструкция вступает в действие после её подписания всеми сторонами: директором компании-работодателя, самим работником и другими руководителями, если их подписи требуются действующими нормами документооборота.

Должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной части по профстандарту

1.1. Настоящая должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ) разработана с учетом Профессионального стандарта 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года № 49н; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция заместителя директора по АХЧ по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей заместителя директора по административно-хозяйственной части в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Заместитель директора по административно-хозяйственной части назначается и освобождается от должности приказом директора образовательной организации. На время отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на заведующего хозяйством. Временное исполнение должностных обязанностей в таких случаях осуществляется в соответствии с приказом директора, соответствующим требованиям законодательства о труде.
1.4. Заместитель директора по административно-хозяйственной части относится к категории «Руководители» и находится в непосредственном подчинении у директора общеобразовательной организации, руководит работой учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
1.5. На должность заместителя директора по АХЧ принимается лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по профилю деятельности (не реже чем раз в три года);
  • имеющее опыт практической работы не менее трех лет в области материально-технического обеспечения;
  • прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • к работе в образовательной организации не допускаются лица: лишенные права занимать эту должность в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.6. В своей профессиональной деятельности заместитель директора по АХЧ руководствуется должностной инструкцией, составленной с учетом профстандарта, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и местных органов управления образованием всех уровней по вопросам хозяйственного обслуживания учреждений.
1.7. Также, заместитель директора по административно-хозяйственной части в работе руководствуется:

  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
  • СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете»;
  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работодателем и работником;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.8. Заместитель директора по АХЧ должен знать:

  • законодательство Российской Федерации в области материально-технического обеспечения, складского учета, закупочной деятельности, делопроизводства и архивирования в рамках выполняемых трудовых функций, а также гражданское законодательство Российской Федерации в части регулирования договорных отношений;
  • законодательство Российской Федерации по вопросам эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений, санитарно-технические нормы в рамках выполняемых трудовых функций, а также санитарные и иные правила и нормы, обеспечивающие безопасные и благоприятные условия работы;
  • законодательство Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, охраны труда, экологической безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • локальные нормативные акты общеобразовательной организации, касающиеся административно-хозяйственной деятельности;
  • основные требования стандартов, технических, качественных характеристик, предъявляемых к организации и размещению школьной мебели, учебного оборудования, учебных мест обучающихся и рабочих мест работников, организации рабочего и учебного пространства, пространства для отдыха;
  • общие принципы зонирования помещений;
  • правила оборудования учебных кабинетов, гардероба, столовой, приемной, актового зала и других помещений;
  • методы оценки персонала и результатов труда;
  • основные принципы и технологии бережливого производства;
  • основные условия и порядок заключенных договоров, основы договорной работы;
  • основы и принципы классификации зданий и сооружений;
  • основы менеджмента, управления персоналом и его мотивации;
  • основы организации труда и эргономики;
  • способы организации финансово-хозяйственной деятельности;
  • порядок оформления заказов у поставщиков товаров и услуг;
  • правила делового этикета и деловой переписки;
  • правила проведения инвентаризации;
  • правила складского учета;
  • принципы выбора поставщиков школьной мебели, учебного оборудования, оргтехники, хозяйственного инвентаря и моющих средств, продуктов питания;
  • рынок поставщиков товаров и услуг, обеспечивающих создание оптимальных условий для обучения и труда;
  • способы обработки информации с использованием программного обеспечения и компьютерных средств;
  • основы оказания первой помощи, порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации;
  • структуру и принципы организации документооборота;
  • структуру общеобразовательной организации;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с подчиненными, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • правила по охране труда и производственной санитарии, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений.

1.9. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен уметь:

  • управлять персоналом, планировать рабочий процесс и ставить конкретные задачи, организовывать труд обслуживающего персонала в соответствии с нормами и требованиями охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • организовывать и консолидировать работу обслуживающего персонала с целью достижения одного результата;
  • планировать рабочий процесс обслуживающего персонала с учетом санитарных, противопожарных и иных правил и норм, обеспечивающих безопасные и благоприятные условия работы;
  • определять объем необходимых потребностей в материально-технических, финансовых ресурсах в соответствии с локальными нормативными актами и бюджетом школы;
  • вести переговоры и деловую переписку, соблюдая нормы делового этикета;
  • использовать и применять технологии бережливого производства;
  • находить решения в аварийных ситуациях в водопроводной, канализационной, отопительной системах;
  • обобщать и систематизировать поступающую информацию, на ее основании находить наиболее эффективные решения для реализации поставленных задач;
  • определять наиболее эффективные и качественные показатели необходимых материалов, товаров и услуг;
  • организовывать процесс закупки необходимых для образовательного учреждения оборудования, материалов и иных товаров или услуг;
  • оценивать свою деятельность с точки зрения эффективности ее конечных результатов;
  • оценивать визуально состояние зданий, сооружений, помещений, систем жизнеобеспечения, оборудования и мебели с целью организации проведения дальнейшего ремонта;
  • производить анализ на основе сводных учетных и отчетных документов;
  • работать с большим объемом информации;
  • разрабатывать и предоставлять на утверждение директору школы локальные нормативные акты и регламентирующие документы;
  • составлять сводные учетные и отчетные документы в целях осуществления контроля и анализа данных о фактах хозяйственной деятельности образовательной организации.
  • владеть методами убеждения и аргументации своей позиции;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • использовать компьютерные программы для учета, систематизации и анализа данных, справочно-правовые системы, ресурсы сети «Интернет» и оргтехнику.
  • использовать средства коммуникации.

1.10. Заместитель директора по АХЧ должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, пройти обучение по охране труда и пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

Трудовые функции

Основными трудовыми функциями заместителя директора по АХЧ являются:
2.1. Создание и обеспечение оптимальных условий для организации образовательной деятельности и выполнения работниками трудовых функций:
2.1.1. Организация условий размещения обучающихся и работников, обеспечение эффективного использования помещений и коммуникаций.
2.1.2. Организация и контроль материально-технического обеспечения условий образовательной деятельности и деятельности работников.
2.1.3. Организация работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы.
2.1.4. Организация документационного сопровождения процессов использования и обслуживания зданий, помещений и оборудования.

Должностные обязанности заместителя директора по АХЧ

3.1. В рамках трудовой функции организации условий размещения обучающихся и работников, обеспечения эффективного использования помещений и коммуникаций:

  • определяет потребности школы в формировании, оборудовании и обеспечении помещений, учебных и рабочих мест, в обслуживающем персонале;
  • осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию общеобразовательной организации;
  • организовывает процесс обустройства и комплектование административных, учебных и иных помещений, рабочих мест мебелью, оргтехникой, учебным и лабораторным оборудованием, приборами;
  • организовывает своевременный процесс ремонта, обслуживания и профилактики коммуникационных систем школы (электроосвещение, водопровод, отопительная и канализационная системы, пожарная сигнализация, телефонная связь);
  • организовывает ремонт помещений общеобразовательной организации;
  • принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся и сотрудников общеобразовательной организации;
  • организует сбор и вывоза мусора, а также передачу его на утилизацию или переработку в соответствии с экологическими нормами и правилами;
  • контролирует содержание в безопасном состоянии и надлежащем порядке подвальных, чердачных, хозяйственных, подсобных, технических помещений школы; обеспечивает условия безопасного содержания указанных помещений, исключающие проникновение посторонних лиц;
  • разрабатывает планы реализации проведения ремонтных работ, переоснащения мебелью и оборудованием;
  • определяет необходимые ресурсы для реализации проектов ремонтных работ, переоснащения мебелью и оборудованием;
  • участвует в заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг;
  • проводит регулярный анализ эффективности использования помещений и качества их уборки;
  • проводит мероприятия в рамках обеспечения пожарной безопасности и противопожарного режима в школе;
  • осуществляет вызов аварийных служб в аварийных ситуациях.

3.2. В рамках трудовой функции организации и контроля материально-технического обеспечения условий образовательной деятельности и деятельности работников:

  • организовывает процесс, определяет процедуру, сроки реализации и периодичность материально-технического обеспечения общеобразовательной организации, составляет списки необходимой для закупки мебели, оборудования, инструментов и инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, расходных материалов;
  • обеспечивает мебелью, оборудованием, кухонным инвентарем и посудой школьную столовою, организует ее уборку;
  • осуществляет пополнение, учет, хранение и размещение первичных средств пожаротушения в образовательной организации, включая огнетушители и их перезарядку, индивидуальных средств защиты;
  • контролирует процесс материально-технического обеспечения;
  • оценивает эффективность процессов и результатов материально-технического обеспечения;
  • организовывает работу склада по хранению инвентаря и ТМЦ, склада продуктов пищеблока образовательного учреждения, создает условия для надлежащего хранения;
  • контролирует работу склада по хранению инвентаря и ТМЦ, склада продуктов пищеблока школьной столовой;
  • организует и контролирует работу по обслуживанию и ремонту мебели, оборудования и оргтехники, своевременное обеспечение учебно-вспомогательного персонала расходными материалами, обслуживающего персонала — чистящими и моющими средствами, индивидуальными средствами защиты;
  • контролирует перемещения ТМЦ, в том числе за пределы образовательной организации;
  • организует работу по озеленению территории школы и уходу за зелеными насаждениями;
  • взаимодействует с представителями обслуживающих сервисных организаций по осуществлению ремонта и обслуживания оборудования, осуществляет контроль сроков гарантии;
  • проводит с участием работников бухгалтерии инвентаризацию ТМЦ, своевременное списание части имущества, пришедшего в негодность;
  • принимает на ответственное хранение в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, товарно-материальные ценности и другое имущество образовательного учреждения;
  • обеспечивает сохранность оборудования, хозяйственного инвентаря.

3.3. В рамках трудовой функции организации работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы:

  • ставит цели и задачи перед учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом в рамках организации трудового процесса;
  • организовывает работу обслуживающего персонала по уборке помещений и территории школы;
  • контролирует соблюдение нормативных и локальных актов, СанПин регламентирующих принципы организации и работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, требования к выполнению работ;
  • контролирует выполнение поставленных задач подчиненными работниками в рамках организации трудового процесса;
  • контролирует состояние помещений и территории общеобразовательной организации.

3.4. В рамках трудовой функции документационного сопровождения процессов использования и обслуживания зданий, помещений и оборудования:

  • ведет соответствующую отчетно-учетную документации (согласно номенклатуре дел), своевременно предоставляет ее в бухгалтерию;
  • составляет паспорт санитарно-технического состояния образовательной организации;
  • ведет реестр заключенных договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации зданий, сооружений, помещений и оборудования;
  • осуществляет учет расхода электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов, подает необходимые сведения и отчетность в бухгалтерию;
  • осуществляет контроль соблюдения и исполнения условий договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации;
  • взаимодействие с поставщиками учебного оборудования и литературы, материалов, продуктов.

3.5. Осуществляет организацию административно-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения.
3.6. Участвует под руководством директора в составлении программы развития школы, вносит в пределах своей компетенции предложения по реализации положений данной программы.
3.7. Анализирует изменения в финансировании для корректировки стратегии создания и развития материально-технической базы общеобразовательной организации.
3.8. Составляет план по улучшению и развитию материально-технической базы общеобразовательной организации на год с учетом финансирования.
3.9. Участвует в подборе и расстановке кадров учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
3.10. Ведет учет рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательной организации, составляет табель рабочего времени.
3.11. Осуществляет контроль над хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов, административных кабинетов, мастерских, спортивного зала и других помещений образовательного учреждения, соответствия указанных помещений требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны труда и пожарной безопасности, осуществляет их периодический осмотр.
3.12. Контролирует исправность освещения, отопления, вентиляционных систем, сетей электро-, водо-, теплоснабжения, организовывает их периодический осмотр и необходимый текущий ремонт.
3.13. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
3.14. Контролирует работу наружной канализации и водостоков, организовывает очистку канализационных колодцев, колодцев с пожарными гидрантами на территории школы, проверку пожарных гидрантов на водоотдачу, вывоз мусора.
3.15. Организовывает проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электрических установок и проводки, заземляющих устройств, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещения, наличия радиации, шума в помещениях школы в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
3.16. Организовывает обучение, проводит на рабочих местах работников первичные, повторные, целевые инструктажи по охране труда.
3.17. Разрабатывает, совместно со специалистом по охране труда, инструкции по охране труда по видам работ для обслуживающего персонала школы.
3.18. При назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности в школе, составляет планы мероприятий по пожарной безопасности, готовит проекты приказов и инструкций по подобным вопросам, проводит обучение работников школы и инструктажи по пожарной безопасности.
3.19. Организовывает соблюдение требований противопожарной безопасности зданий и сооружений общеобразовательной организации, следит за исправностью средств пожаротушения, составляет документацию по пожарной безопасности, оборудует уголок пожарной безопасности.
3.20. Контролирует работу тревожной кнопки, работоспособность системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), внутренних гидрантов.
3.21. Принимает меры по обеспечению безопасности во время переноски тяжестей, выполнения погрузочно-разгрузочных и ремонтно-строительных работ, эксплуатации транспортных средств на территории общеобразовательной организации.
3.22. Не допускает выполнения обслуживающим персоналом работ, по которым они не имеют допуска, не проинструктированы, не входят в круг их обязанностей.
3.23. Во время каникул организовывает текущий ремонт помещений, обеспечивает своевременную подготовку помещений, территории, оборудования и коммуникационных систем школы к началу учебного года.
3.24. Вносит директору школы свои предложения по осуществлению системы стимулирования работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, предложения о принятии в случаях невыполнения сотрудниками своих должностных обязанностей мер дисциплинарного воздействия.
3.25. Рационально использует топливные и энергетические ресурсы образовательного учреждения.
3.26. Контролирует и требует от подчиненных ему работников соблюдения правил и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, норм профессиональной этики.
3.27. В соответствии с утвержденным директором школы графиком осуществляет функции дежурного администратора. Приходит на дежурство за 30 минут до начала первого урока.
3.28. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения в общеобразовательной организации.
3.29. Заместитель директора по административно-хозяйственной части соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, Коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.30. Заместитель директора по административно-хозяйственной части периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.31. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г

Заместитель директора школы по АХЧ имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенным Уставом школы, выдавать распоряжения и указания работникам общеобразовательного учреждения и требовать их исполнения, а также делать замечания обучающимся, относящиеся к соблюдению дисциплины и порядка.
4.4. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты ремонтно-хозяйственной деятельности, накладывать запрет на виды деятельности, которые могут привести к перегрузке непосредственно подчиненных ему сотрудников, ухудшению их здоровья, нарушению требований охраны труда, не предусматривающие компенсаций.
4.6. Участвовать в приемке ремонтно-хозяйственных работ, которые были выполнены по договорам сторонними организациями.
4.7. Вести переговоры с партнерами образовательного учреждения по материально-техническому оснащению и техническому обслуживанию.
4.8. Представлять к дисциплинарной ответственности заместителю директора по воспитательной работе учащихся, нарушающих санитарно-гигиенические требования содержания помещений и нарушителей дисциплины, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами о поощрениях и взысканиях.
4.9. Вносить предложения о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников, находящихся в подчинении, по совершенствованию работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, технического обслуживания школы.
4.10. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.11. Предоставлять на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции заместителя директора по АХЧ.
4.12. Участвовать в работе органов самоуправления, в работе общего собрания работников общеобразовательной организации, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых заместителем директора по административно-хозяйственной части должностных обязанностей.
4.13. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.14. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением завхозом норм профессиональной этики.
4.15. На поощрения, награждения по результатам трудовой деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.16. Заместитель директора по АХЧ общеобразовательной организации имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке заместитель директора по АХЧ несет ответственность:

  • за достоверность информации о функционировании систем жизнеобеспечения общеобразовательного учреждения, оборудования;
  • за принятие управленческих решений, повлекших за собой дезорганизацию образовательной деятельности и (или) процесса материально-технического обеспечения;
  • за сохранность вверенного ему имущества образовательной организации;
  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим, несвоевременное извещение или скрытие от директора школы несчастного случая;
  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • за несвоевременное проведение инструктажей учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательном учреждении.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных должностной инструкцией заместителя директора по АХЧ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка заместитель директора по административно-хозяйственной части может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм заместитель директора по АХЧ образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления профессиональной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательной организации.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц. Планы работы предварительно согласовываются и утверждаются директором.
6.3. Получает от директора образовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Получает от работников школы информацию, необходимую для осуществления своих должностных обязанностей.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом, заместителями директора и педагогическими работниками.
6.6. Сообщает директору о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения и канализации, электроснабжения, отопительной системы и пожарной сигнализации.
6.7. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях непосредственно после ее получения.
6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в складских и других хозяйственных помещениях образовательного учреждения.
6.9. Своевременно информирует директора школы, специалиста по охране труда о несчастном случае, а также при выявленных нарушениях санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в школе.
6.10. Информирует директора школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении норм и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.

Заключительные положения

7.1. Ознакомление заместителя директора по АХЧ с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандарту

Профстандарт заместителя директора по ахч

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *