Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество

Вопрос:

Естьли практика перехода муниципального унитарного предприятия в акционерное общество? Если ли вообще такая возможность? Как построить этот процесс?

Ответ: 

При решении вопроса о возможности и процессе (алгоритме) преобразования унитарного предприятия в акционерное общество необходимо исходить из следующих обстоятельств.

Обоснование:

Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм, нежели государственное или муниципальное учреждение и автономная некоммерческая организация, осуществляется в силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия (в акционерное общество).

1-йэтап: подготовительный этап и принятие решения о реорганизации путем приватизации.

Приватизация имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества осуществляется в соответствии с планами, при этом порядок планирования приватизации определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно (пункт 1 статьи 10 Закона N 178-ФЗ).

На основе плана собственник муниципального унитарного предприятия в лице уполномоченного органа местного самоуправления принимает решение о реорганизации (пункт 1 статьи 29 Закона N 161-ФЗ). При этом порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества самостоятельно определяется органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 14 Закона N 178-ФЗ).

В решении указывается наряду с другими данными размер уставного капитала АО, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия; так, минимальный уставный капитал создаваемого в результате приватизации публичного акционерного общества должен составлять сто тысяч рублей; непубличного — десять тысяч рублей (статья 26 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Исходя из положений пункта 4 статьи 37, статьи 11 Закона N 178-ФЗ размер уставного капитала создаваемого общества соответствует балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, расчет которых производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

2-этап: сопутствующие действия.

Принимая решение о реорганизации МУП в форме его преобразования в акционерное общество, собственник его имущества:

  • определяет состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия в передаточном акте. Передаточный акт составляется в соответствии с требованиями статьи 59 ГК РФ, статьи 11 Закона N 178-ФЗ на основе данных акта инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке предприятию, и о правах на них;
  • утверждает устав общества с учетом требований Закона N 208-ФЗ и особенностей Закона N 178-ФЗ, в обязательном порядке определяет в уставе цели и предмет деятельности общества (пункты 2, 3 статьи 37 Закона N 178-ФЗ);
  • определяет количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначает членов совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя, назначает членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества на период до первого общего собрания акционеров общества (пункт 6 статьи 37 Закона N 178-ФЗ).

Руководитель МУП, преобразованного в АО, назначается директором (генеральным директором) этого общества до первого общего собрания акционеров общества (пункт 5 статьи 37 Закона N 178-ФЗ).

3-йэтап: уведомление регистрирующего органа.

В течение трех дней со дня принятия решения о преобразовании МУП в акционерное общество в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утв. приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, с приложением решения о реорганизации (статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

4-йэтап: государственная регистрация выпуска акций.

В случае реорганизации МУП в форме преобразования в акционерное общество (АО) необходимо будет зарегистрировать выпуск акций, размещаемых при создании акционерного общества. Органом, осуществляющим государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах их выпуска, является Банк России (пункт 1 статьи 20 Закона N 39-ФЗ, Указание Банка России от 06.08.2014 N 3360-У). Документы для государственной регистрации выпуска акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме преобразования, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о госрегистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (абзац второй пункта 2 статьи 27.5-5 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Унитарные предприятия. Вопросы реорганизации

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 названного Закона в числе указанных документов должно быть и решение о выпуске акций. Следовательно, до момента подачи документов на государственную регистрацию вновь создаваемого общества необходимо утвердить решение о выпуске акций.

5-йэтап: завершающий этап (государственная регистрация вновь возникшего юридического лица).

Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (пункт 6 статьи 29 Закона N 161-ФЗ).

При государственной регистрации АО, создаваемого путем преобразования, в регистрирующий орган представляются следующие документы (пункт 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001, утв. приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@. Подлинность подписи заявителя, уполномоченного органом МСУ, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункты 1.2, 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ);
  • устав общества в 2-х экземплярах;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера.

По своей инициативе заявитель вправе представить документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву 

Правовые проблемы реорганизации государственных унитарных предприятий в России

Беднов О.В., аспирант Центра предпринимательского права Института государства и права РАН.

Реорганизация предприятий — их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и прекращением деятельности предприятий <*>.

<*> Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 75.

Реорганизация государственных унитарных предприятий может осуществляться только по решению собственника <*> в отличие от других видов коммерческих организаций, реорганизация которых может быть осуществлена также и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами <**>.

<*> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48.

Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество

Ст. 4746. Пункт 1 ст. 29.
<**> Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. Пункт 1 ст. 57.

Различные формы реорганизации унитарных предприятий соответствуют формам реорганизации других коммерческих организаций, однако с той особенностью, что вследствие требования о неделимости прав собственника имущества унитарного предприятия реорганизация в форме слияния или присоединения может быть осуществлена только в том случае, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику <*>.

<*> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. Пункт 3 ст. 29.

Следует заметить, что основные проблемы в деятельности унитарных предприятий вызывает институт реорганизации в форме преобразования.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" реорганизация в форме преобразования (то есть изменения организационно-правовой формы унитарного предприятия) может быть осуществлена только в государственное или муниципальное учреждение, а также в организации иной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о приватизации. Законодательство же о приватизации предусматривает возможность преобразования только в открытое акционерное общество <*>.

<*> Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251. Статья 13.

Одной из проблем, существующих в судебно-арбитражной практике по вопросам реорганизации в форме преобразования, является несоответствие нормы указанной статьи о возможности преобразования в государственное или муниципальное учреждение и нормы ч. 1 ст. 13, гласящей, что "некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации" <*>.

<*> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145; см. также: Постановление ФАС Московского округа от 23 декабря 2003 г. по делу N КГ-А40/10154-03.

Учитывая, что унитарное предприятие не может считаться некоммерческой организацией, следует признать необходимым для устранения указанной коллизии изменить диспозицию нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях", убрав указание на некоммерческий характер преобразуемой организации.

Еще одна проблема возникает в связи с установлением в п. 4 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормы о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в другой (например, унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие) не считается реорганизацией и, соответственно, в данном случае не применяются правила п. 7 ст. 29 рассматриваемого Федерального закона об обязательном извещении кредиторов унитарного предприятия. Также не является реорганизацией и изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В данной связи следует заметить, что, прямо указывая на возможность и порядок преобразования унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие, Федеральный закон ничего не говорит о возможности обратного преобразования.

По всей вероятности, данный факт объясняется общей концепцией реформирования института унитарных предприятий, утвержденной Постановлением Правительства, в которой резко критикуется институт права хозяйственного ведения <*>.

<*> Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" (с изменениями от 29 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 39. Ст. 4626.

В.Г. Степанов считает норму Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в унитарное предприятие другого вида не является реорганизацией, коллизионной и некорректной <*>, в чем автор с ним полностью согласен.

<*> Степанов В.Г. Унитарное предприятие — пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы? // Юрист. 2003. N 5. С. 29 — 36.

Во-первых, указанная норма противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой преобразование в любом случае является формой реорганизации.

Во-вторых, установление подобной нормы нарушает законные интересы кредиторов, поскольку изменение вида унитарного предприятия влечет изменения в его правоспособности, что может повлиять на исполнение уже заключенных с третьими лицами договоров.

Действительно, при изменении вида унитарного предприятия меняются и его отношения с собственником, а также характер ответственности собственника. И если при преобразовании унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного управления, в казенное предприятие объем ответственности собственника имущества увеличивается, то в обратном случае он уменьшается.

По мнению автора, учитывая принципиальную разницу в правовом режиме имущества различных видов унитарных предприятий, следовало бы законодательно признать изменение вида унитарного предприятия реорганизацией.

В отношении остальных форм реорганизации унитарных предприятий каких-либо принципиальных двусмысленных частных вопросов в судебно-арбитражной практике не возникает. В случае же возникновения они решаются аналогично реорганизации других видов коммерческих организаций, поскольку порядок реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных предприятий основан на общем порядке реорганизации и ликвидации юридических лиц с особенностями, исходящими из природы унитарного предприятия.

Так, одним из общих вопросов при реорганизации на практике является вопрос, связанный с требованиями кредиторов о досрочном исполнении обязательств или определении правопреемника по обязательствам, и в этих случаях суд вынужден растолковывать действующие нормы права и указывать на их верную взаимосвязь.

Так, например, по одному из имевших место дел арбитражный суд указал, что возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем <*>.

<*> Постановление ФАС Уральского округа от 22 октября 2003 г. по делу N Ф09-3022/03-ГК.

Еще одним отдельным, самостоятельным, вопросом в рамках темы реорганизации и прекращения унитарных предприятий является вопрос о дочерних предприятиях унитарных предприятий.

В соответствии с предыдущей редакцией (до 1 декабря 2002 г.) п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могли создавать дочерние предприятия, т.е. другое юридическое лицо в форме унитарного предприятия путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.

Однако при этом правовое положение дочернего унитарного предприятия не регулировалось ст.

105 Гражданского кодекса Российской Федерации, а, напротив, имело существенные отличия от положения дочернего хозяйственного общества. Таким образом, за исключением общих положений, содержащихся в п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса, ни сам Кодекс, ни иные законодательные акты не устанавливали порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, нормативно не были определены объем прав, пределы и характер зависимости дочернего предприятия перед учредителем и собственником <*>.

<*> Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. N 6. С. 7 — 11.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <*> в п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации были внесены изменения, а сам Федеральный закон в ч. 1 ст. 2 установил прямой запрет на создание дочерних предприятий, закрепив, что "унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие)".

<*> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746.

Запрет на создание унитарными предприятиями дочерних структур соответствует общему направлению реформирования института унитарных предприятий, заключающемуся в ужесточении контроля за ними со стороны собственника.

В связи с установлением указанного запрета на существование у унитарных предприятий дочерних структур, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятий" дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона <*>.

<*> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. Пункт 3 ст. 37.

Как указывает С. Артеменков, нетрудно было предсказать, что следующим шагом будет появление большого числа структурных подразделений предприятий — представительств и филиалов. Опасностью такого положения является то, что в случае применения мер по обеспечению требований к филиалу, находящемуся на значительном расстоянии от основного предприятия, может, к примеру, накладываться арест на расчетный счет самого предприятия <*>.

<*> Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. N 6. С. 7 — 11.

Кроме того, несмотря на кажущуюся вследствие своей императивности простоту названной нормы, на практике до настоящего времени существует значительное количество примеров ее нарушения. Вследствие отсутствия норм об ответственности дочерних предприятий и собственников их имущества за нарушение требований к реорганизации спустя значительное время с того момента, когда должны были быть реорганизованы последние из оставшихся дочерних унитарных предприятий, они продолжают свою деятельность в большом количестве, по сути, находясь на нелегальном положении, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 50) деятельность коммерческих организаций в непредусмотренных им организационно-правовых формах запрещена <*>.

<*> Беляева О. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий: вопросы судебно-арбитражной практики // Хозяйство и право. 2004. N 10. С. 120 — 128.

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества

Основные требования к порядку проведения процедуры преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества представлены в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп. от 24.07.2008).

Методологические аспекты отражения хозяйственных операций, связанных с приватизацией предприятий, разъяснены в Письме Минфина России от 23.12.1992 N 117. Порядок приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий разъяснен в Письме Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099.

Для определения состава и стоимости приватизируемого имущественного комплекса необходимо проведение определенных процедур.

Первоначально определяется состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего приватизации. Для определения состава имущества, подлежащего приватизации, проводится инвентаризация имущества унитарного предприятия.

Инвентаризация имущества и обязательств унитарного предприятия осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденными совместным Распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22.05.2002 г. N 1272-р/Р-8/149.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен при необходимости на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30.06.2008).

Результаты инвентаризации оформляются по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (с изм. и доп. от 03.05.2000), с учетом Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

Ответственность за проведение инвентаризации и правильность оформления ее результатов возлагается на руководителя предприятия.

К акту инвентаризации прилагается перечень обязательств унитарного предприятия, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать основание возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения, наименования контрагентов обязательства.

С учетом результатов инвентаризации имущества составляется промежуточный бухгалтерский баланс на дату составления акта инвентаризации имущества. Промежуточная бухгалтерская отчетность должна быть подтверждена результатами аудиторской проверки. Представленное по итогам аудиторской проверки аудиторское заключение является неотъемлемой частью промежуточной бухгалтерской отчетности.

Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изм. и доп. от 18.09.2006). Пояснения к промежуточному балансу должны быть составлены по всем статьям промежуточного баланса. Рассчитанная стоимость чистых активов, произведенная по данным промежуточного баланса в порядке, установленном Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (с изм. и доп. от 04.08.2008), указывается по строке "Чистые активы" Справки к форме N 3 "Отчет об изменениях капитала", прилагаемой к промежуточному балансу.

Ответственность за правильность составления промежуточного баланса несет руководитель предприятия.

По результатам промежуточного баланса производится расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия.

Формула расчета балансовой стоимости имеет следующий вид:

БА = ЧА + ЗУ — Бнпо,

где ЧА — сумма чистых активов унитарного предприятия, рассчитанная в соответствии с Порядком оценки чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз;

ЗУ — стоимость земельных участков;

Бнпо — балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Стоимость подлежащих приватизации земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона N 178-ФЗ. При расчете стоимости подлежащих приватизации земельных участков их стоимость принимается как кадастровая стоимость в случае преобразования унитарного предприятия в акционерное общество открытого типа, а в иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В соответствии со ст. 28 Закона N 178-ФЗ к акту инвентаризации должны прилагаться кадастровый паспорт земельного участка и договор купли-продажи выкупаемого земельного участка.

Из стоимости имущественного комплекса исключается стоимость объектов, не подлежащих приватизации:

объектов, изъятых из оборота (п. 3 ст. 3 Закона N 178-ФЗ);

объектов, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 3 Закона N 178-ФЗ). Согласно п. 6 ст. 43 Закона N 178-ФЗ к такому имуществу относятся объекты, в отношении которых установлен запрет на приватизацию. Речь идет о нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, изданных до 1 января 1995 г. (т.е. до вступления в силу части первой ГК РФ), и об отдельных федеральных законах;

социально-культурных и коммунально-бытовых объектов, используемых по назначению (п. 1 ст. 30 Закона N 178-ФЗ). Указанная норма исключает возможность приватизации отдельных объектов коммунально-бытового назначения, входящих в состав неспециализированного унитарного предприятия.

Балансовая стоимость имущества используется для расчета уставного капитала акционерного общества, создаваемого посредством приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

В Законе N 178-ФЗ отсутствует алгоритм расчета величины уставного капитала образуемого открытого акционерного общества, поэтому необходимо руководствоваться общими положениями действующего законодательства при расчете этого показателя, и прежде всего нормами ГК РФ и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 30.12.2008). Правила определения размера уставного капитала акционерного общества также разъяснены в п. п. 19, 20 Письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099.

Согласно ст. 25 Закона N 208-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества (ст. 26 Закона N 208-ФЗ). Правилами, разъясненными в Письме Минимущества России N АБ-2/10099, предусматривается, что в случае если величина балансовой стоимости активов унитарного предприятия больше, чем минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный ст. 26 Закона N 208-ФЗ в размере 100-кратной суммы МРОТ, то приватизация проводится путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Если балансовая стоимость активов меньше минимального размера уставного капитала, то приватизация предприятия невозможна.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Закона N 208-ФЗ, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимость его чистых активов.

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия в открытое акционерное общество максимальный размер уставного капитала вновь образованного открытого акционерного общества не должен превышать суммарную стоимость чистых активов бывшего унитарного предприятия (за вычетом имущества, не подлежащего приватизации) и стоимости приватизируемых в составе имущественного комплекса земельных участков, т.е. балансовой стоимости приватизируемых активов.

На основании акта об инвентаризации, промежуточного баланса, подтвержденного аудиторским заключением, результатов инвентаризации земельных участков, расчета балансовой стоимости имущественного комплекса составляется передаточный акт.

Процедура составления передаточного акта в соответствии с Законом N 178-ФЗ предусматривает:

расчет (объявление) размера уставного капитала в случае преобразования унитарного предприятия в ОАО;

наличие информации о количестве и номинальной стоимости акций при преобразовании унитарного предприятия в ОАО;

составление описи подлежащего приватизации имущества и передаваемых новому собственнику обязательств (долгов) унитарного предприятия;

подготовку заключительной бухгалтерской отчетности приватизируемого унитарного предприятия, а также итоговых материалов акта инвентаризации;

проведение ряда других мероприятий.

В передаточном акте указываются все виды имущества, подлежащего приватизации, и их балансовая стоимость: здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права.

Учитывая, что между датой инвентаризации унитарного предприятия, датой промежуточного бухгалтерского баланса и датой составления передаточного акта фактически проходит, как правило, значительный период, непосредственное решение о количестве и номинальной стоимости акций принимает первоначальный (первый) собственник преобразованного предприятия, т.е.

14.7. Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом — в части объектов имущества, находящихся в федеральной собственности, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — в части имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности соответственно.

Передаточный акт должен быть подписан принимающей стороной. В соответствии с Законом N 208-ФЗ принимающей стороной является единоличный исполнительный орган ОАО. Из сказанного следует, что передаточный акт подписывается только после государственной регистрации ОАО (п. 29 Письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099). Государственная регистрация ОАО, созданного путем преобразования унитарного предприятия, осуществляется единоличным исполнительным органом открытого акционерного общества. Решение о выпуске акций и о размещении всех акций выпуска Российской Федерации в лице Росимущества принимается советом директоров открытого акционерного общества на основании решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, а направление в ФКЦБ России соответствующих заявлений осуществляется единоличным исполнительным органом открытого акционерного общества.

Как уже указывалось, методологические аспекты отражения хозяйственных операций, связанных с приватизацией предприятий, разъяснены в Письме Минфина России N 117.

В п. 1.2 Письма Минфина России N 117 рекомендовано по завершении оценки имущества (определения балансовой стоимости активов) привести величину уставного фонда в соответствие с расчетной величиной уставного капитала ОАО, после этого составить заключительную бухгалтерскую отчетность.

Операция приведения уставного капитала унитарного капитала в соответствие с величиной уставного капитала ОАО отражается в следующем порядке:

уменьшается уставный капитал на стоимость имущества, не подлежащего приватизации, что отражается по дебету счета 80 "Уставный капитал" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

остаток нераспределенной прибыли, скорректированный на величину убытков прошлых лет, средства резервного фонда, средства целевого финансирования (за исключением полученных на финансирование целевых программ) направляются на увеличение уставного капитала, добавочного капитала. Операция отражается по дебету счетов 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал", 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 80 "Уставный капитал".

В соответствии с перечнем имущества, определенном в передаточном акте, в бухгалтерском учете акционерного общества (правопреемника унитарного предприятия) на дату государственной регистрации формируются вступительные остатки по счетам бухгалтерского учета без записей по счетам бухгалтерского учета, что предусмотрено Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.

Письмом Минфина России N 117 разъяснено, что с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы приватизированного предприятия принимаются обществом в размере, определенном в заключительном балансе унитарного предприятия. Также указанным Письмом рекомендовано на дату регистрации составить бухгалтерскую отчетность в объеме форм годовой отчетности за период с 1 января по 1-е число месяца регистрации. Данная бухгалтерская отчетность должна представляться государственным предприятием в адреса, установленные п. 84 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изм. и доп. от 26.03.2007). С даты государственной регистрации открытого акционерного общества составляется бухгалтерская отчетность нового юридического лица за период с 1-го числа месяца регистрации по 31 декабря.

На практике нередки ситуации, когда дата государственной регистрации ОАО не всегда приходится на 1-е число месяца. В связи с этим советуем приватизируемым предприятиям воспользоваться нормами п. п. 9, 13 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. На день, предшествующий дате внесения в реестр соответствующей записи о возникшем ОАО, преобразуемое унитарное предприятие, прекращающее свою деятельность, составляет заключительную бухгалтерскую отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (с изм. и доп. от 18.09.2006).

Во вступительной бухгалтерской отчетности вновь созданного ОАО на начало отчетного периода (дату государственной регистрации) данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности унитарного предприятия. Таким образом, отчетность вновь созданного ОАО составляется за период с даты государственной регистрации по 31 декабря.

Е.Горина

Начальник Департамента

методологии учета и аудита

ЗАО "ААФ "АУДИТИНФОРМ"

Преобразование унитарного предприятия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *