Установка общедомовых приборов учета на домах – сегодня не прихоть, а необходимость. Соответствующий закон действует без малого шесть лет, но снабжение приборами многоквартирных домов идет очень медленными темпами.

С начала 2015 года процесс решено было ускорить: правительство издало закон о том, что при отсутствии ОДПУ к потребителям будут применяться повышающие коэффициенты.

Что это такое?

Общедомовой прибор учета (ОДПУ) – счетчик, с помощью которого можно определить, каковы затраты воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Иногда прибор кроме основной учетной функции выполняет еще и распределительную. Устанавливается он в многоквартирном доме и учитывает потребление ресурсов жителями всего здания, а не отдельного подъезда или «стояка».

ОДПУ работают совместно с индивидуальными приборами учета, то есть, квартирными или комнатными счетчиками.

Желательно устанавливать оба вида счетчиков в домах, поскольку именно в дуэте ПУ могут показать правильность потребления, выявить погрешности, утечки, анализировать состояние системы, поддерживать оптимальный уровень температуры, давления.

Общедомовые счетчики подсчитывают, сколько жильцы дома (многоквартирного) затратили ресурсов в определенный период, как правило, месяц.

Объем услуги, например, горячей воды для отопления помещений, рассчитывается по количеству квадратных метров каждой квартиры или иного помещения.

Какие виды ОДПУ устанавливаются в многоквартирных домах?

Чаще всего общедомовые приборы учета используются для горячей и холодной воды, тепловой энергии и электричества. Монтируются они в технических помещениях, недоступных простым гражданам во избежание повреждений: в подвалах, подсобных комнатах.

На сегодняшний день приборы устанавливаются на следующие виды ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный. Устанавливать их в России начали с 2009 году, после выхода закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Растущие цены также стимулировали население к учету энергии именно таким способом. Коллективный счетчик может быть установлен только по решению собрания жильцов.
  2. Электричество. Бывают индивидуальными, многотарифными. Многотарифный ОДПУ – реальный способ сэкономить на электроэнергии. Принцип его работы таков: в ночное время суток тариф значительно меньше, чем в дневное время. В пиковые часы с 7 до 10 утра и с 5 до 9 вечера оплата по тарифу возрастает.
  3. Холодная и горячая вода. Учитывает объем потребленной воды в расчете на всех фактически проживающих жильцов, а не только прописанных в квартире.

Обязательно ли устанавливать?

Установка общедомовых приборов учета является обязательной в России. Вышедший в 2009 году закон №261-ФЗ обязывает жильцов многоквартирного дома устанавливать их в целях повышения энергосбережения.

Правило касается учета воды, электроэнергии и тепловой энергию.

Хотя в законе и была указана конечная дата установки – 30.06.2012, сегодня еще очень многие дома не оборудованы необходимыми приборами учета.

С начала 2015 года будет применяться новое правило — если в многоквартирном доме есть техническая возможность установить общедомовой прибор учета, а счетчик не установлен — при начислении сумм к оплате будут использоваться повышающие коэффициенты.

Эти средства в размере 10–60% от нормативов (повышающие коэффициенты) как раз и должны быть направлены на установку приборов учета.

Цель оборудования многоквартирных домов ОДПУ – повышение сбережения природных ресурсов.

Так, если в квартире прописан один человек и по ПУ воды он оплачивает только за одного жильца, а если проживает шестеро человек, получается колоссальный перерасход воды, особенно в пределах страны в целом.

Соизмерение показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета с общедомовыми как раз и призвано «уловить» эту разницу, то есть, провести мониторинг расхода ресурсов.

Расчет тарифов за потребленные коммунальные услуги в местах общего пользования

Места общего пользования в доме – подъезд, подвал, кладовая, лестничная клетка. В коммунальной квартире – кухня, коридор, ванная. Фактически это любое место на территории дома, к которому имеют доступ все жильцы.

Общественные места освещаются и отапливаются (иногда), а плату за это обязаны вносить все жильцы дома.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг» №307 сказано, что расчет производится по формуле:

С(общ) = П * Т – С(инд),

где:

С(общ) – плата за коммунальную услугу в местах общего пользования;
П — показания общедомового счетчика;
Т — действующий в конкретном регионе тариф на определенную услугу;
С(инд) — плата жильцов по квартирным счетчикам.

Полученная разница в киловаттах, кубических метрах и будет являться суммой к оплате всеми жильцами. Поэтому сумму делят на всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Применяется коэффициент: объем ресурса, израсходованный на нужды дома, делится на количество ресурса, потребленного жильцами в совокупности по их квартирным счетчикам.

Коэффициент используется в начислении платежа в каждой квартире. Соответственно, чем больше тратят ресурса жильцы, тем выше будет коэффициент и оплата по ОДПУ.

Разница в тарифах при наличии или отсутствии ОДПУ

С начала 2015 года к потребителям, дома которых не оборудованы ОДПУ, будут применяться повышающие коэффициенты. Сегодня коэффициент этот равен 1,1, а уже с января 2017 года он поднимется до 1,5.

Сумма к оплате конкретным потребителем будет считаться следующим образом: «старый», ранее действующий норматив потребления ресурса будет умножен на повышающий коэффициент. Соответственно, в конце 2017 года сумма платежа увеличится на 60%.

Единственная оговорка — повышающие коэффициенты использоваться не будут в домах, в которых установка общедомовых приборов учета невозможна по техническим причинам. Это должно быть подтверждено актом обследования.

Причинами невозможности монтажа ОДПУ является аварийность дома, неподходящая инженерная сеть и так далее.

К установившим ОДПУ в соответствии с законом жильцам коэффициенты не применяются.

Алгоритм начисления платежа по отношению к ним следующий: к сумме, начисленной по показаниям квартирного счетчика, прибавляется часть суммы, рассчитанной по коллективному прибору учета, то есть, потраченной на общедомовые нужды.

Порядок проверки и замены приборов учета

Коллективные счетчики можно смело отнести к общей собственности все жильцов дома, поэтому и ответственность за их проверку и замену жильцы несут тоже коллективно.

Но не самостоятельно, а посредством управляющей компании дома. Осуществлять проверку общедомовых приборов учета может любая фирма, имеющая соответственную квалификацию, к услугам которой решит прибегнуть УК.

Обслуживание приборов учета на доме состоит из нескольких этапов:

  • осмотр ОДПУ;
  • ремонт в случае повреждения, естественного износа, выхода из строя отдельных деталей;
  • сверка показаний с реально существующими.

После проверки составляется акт. Подписывают документ две стороны: управляющая компания (выступающая от лица жильцов дома) и проверяющий ОДПУ.

В акте должны быть отражены все поломки, причины отклонения от заданных параметров, способы их устранения. Обязательно указывается, кто именно должен исправить найденные нарушения.

Ответственность за содержание коллективного прибора учета лежит на управляющей компании. Затраты на содержание ПУ УК «раскидывает» на всех жильцов дома в части ежемесячной платы.

Но, если ОДПУ оборудован автоматической системой снятия показаний, за это обязана платить компания-поставщик услуг. Такую систему устанавливает поставщик за свои средства и своими силами. Задача жильцов – не препятствовать установке.

Видео: Как пользоваться общедомовыми приборами учета?

В репортаже рассказывается, как собственникам жилья в многоквартирном доме можно ознакомиться с показаниями счетчиков ОДПУ.

Дается алгоритм расчета коммунальной платы за места общего пользования, который исходит из учета показаний индивидуальных счетчиков жильцов и снятия данных с ОДПУ.

Разногласия между управляющей и ресурсоснабжающей организацией.

О возмещении затрат на установку общедомовых приборов учета, когда они отсутствовали в доме изначально, мы уже писали. В этот раз расскажем о новой ситуации, когда общедомовые счетчики электроэнергии в доме были, но сломались, а управляющая компания не спешила их менять.

Энергоснабжающая организация сначала направила в компанию уведомление о том, что необходимо отремонтировать (заменить) счетчики, но управляющая организация не считала это своей обязанностью. Тогда ресурсоснабжающая организация сообщила, что сама заменит ОДПУ в трех спорных домах. Установив счетчики, РСО предложила оплатить небольшие понесенные затраты – 13 тыс. руб., однако компания отказалась и от этого.

По мнению управляющей компании, в ее обязанности не входит несение расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общедомового имущества. Ответчик утверждал, что эти расходы должны нести сами жители. Также, по утверждению компании, замена сломанных приборов учета должна проводиться по решению общего собрания. Так как такого решения не принималось, то компания не имела права заменять счетчики электроэнергии, а обязана была просто использовать другой порядок начисления платы (по нормативу).

Игнорирование претензий привело стороны в арбитражный суд Сахалинской области (дело № А59-5885/2018).

Суд первой инстанции удовлетворил требования полностью.

Арбитражный суд назвал доводы компании противоречащими статье 13 Закона об энергосбережении. Этой нормой предусмотрены требования к учету ресурсов, оснащение домов приборами учета. Организации при невыполнении собственниками обязанности по обеспечению нормальной работы приборов учета и неустранении нарушений в течение двух месяцев должны самостоятельно принять меры с отнесением понесенных расходов на собственников.

При этом жилищное законодательство включает в перечень требований к содержанию общедомового имущества мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, обязанность по обслуживанию и замене ОДПУ. Независимо от решений и действий потребителей управляющая компания обязана принять все меры для соблюдения закона об энергосбережении, в том числе обеспечить своевременный ремонт ОДПУ или их замену.

В данном споре управляющая компания уклонилась от ремонта и замены общедомовых счетчиков, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имела право на самостоятельное выполнение работ и возмещение понесенных затрат.

Требование энергоснабжающей организации было удовлетворено в полном объеме.

Изменение решения вышестоящими судами.

Управляющая компания обратилась с апелляционной жалобой, и Пятый арбитражный апелляционный суд уменьшил взыскиваемую сумму. Он указал, что собственники оплачивают расходы по установке ОДПУ равными долями в течение пяти лет с даты их установки, по общему правилу при рассрочке в расходы включаются также проценты. При этом управляющая компания не должна платить больше, чем заплатили бы потребители на день вынесения судебного решения.

В то же время, на дату обращения в суд с иском пятилетний срок с момента ввода в эксплуатацию ОДПУ не истек. Сама ресурсоснабжающая организация изначально предлагала ответчику произвести оплату именно с рассрочкой оплаты на пять лет. Суд пересчитал сумму платежа исходя из периода, прошедшего с момента установки ОДПУ, и удовлетворил требование частично – на сумму 3,5 тыс. руб.

Арбитражный суд Дальневосточного округа с таким расчетом согласился, несмотря на жалобу самой энергоснабжающей организации.

Вряд ли вынесенным решением остались довольны обе стороны, но Верховный Суд РФ в определении от 25.10.2019 № 303-ЭС19-18347 также оставил решение апелляционного суда о частичном удовлетворении требований без изменения.

Аббревиатура ОДПУ расшифровывается просто – общедомовые приборы учёта.

Уже из самого названия ясно, что такие приборы предназначены для учёта расходования, например, воды или тепловой энергии жильцами всего дома.

В видеосюжете разбирается вопрос, что такое ОДПУ в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Разъясняется, что представляют собой такие приборы, почему их установка в многоквартирных домах обязательна для жильцов, и за что же конкретно взимается плата по данной строке в квитанциях.

Вопрос оплаты коммунальных услуг у россиян стоит очень остро, поскольку их стоимость часто несоизмерима с заработками. Экономить граждане стараются на всем, и одним из таких способов является установка ОДПУ МКД (многоквартирного дома). Дело в том, что установка приборов учета только у себя в квартире еще не гарантирует, что дополнительно в квитанции не будут начисляться суммы за оплату дополнительных нужд всего дома, а вот общий счетчик обязательно снизит их. Кроме этого, согласно постановлению правительства о начислении коммунальных услуг, такие приборы обязаны быть в каждом МКД. Жильцы, не имеющие в доме общедомового прибора учета, должны платить за поставляемые услуги по завышенному тарифу, определяющемуся в соответствии с коэффициентом 1,6 к нормам. Это тоже является весомой мотивацией к установке ОДПУ.

Аббревиатура расшифровывается как «общедомовые приборы учета». Эти устройства представляют собой счетчики различных ресурсов, поставляемых сразу на весь дом, точнее — подъезд. Прибор определяет суммарный расход энергии от всех проживающих жильцов и является одновременно распределительным устройством.

Несмотря на то что установка ОДПУ в жилом доме является обязательной по закону уже более 5 лет, все еще далеко не все граждане имеют такие приборы у себя в домах.

Разновидности

Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.

Для учета расхода воды устанавливаются отдельные приборы на холодную и горячую воду. Дополнительно к стандартному счетчику можно добавить специальный датчик, определяющий температуру поставляемой воды и считающий ее стоимость соответственно реальности. То есть если по трубе для горячей воды будет поступать недостаточно нагретая жидкость, то счетчик определит ее как холодную и насчитает жильцам совсем другую оплату.

Установка ОДПУ тепловой энергии позволяет серьезно экономить потребляемые ресурсы в сезон отопления.

Для этого можно использовать ультразвуковые устройства, тахометрические, вихревые или электромагнитные. Какие именно выбрать для конкретного подъезда, решают исключительно сами жильцы.

Для учета общего расхода электроэнергии к установке предлагаются самые простые однотарифные приборы и многотарифные. Последние позволяют экономить намного больше, поскольку в разное время суток считают стоимость ресурса по разной цене. Сегодня это наиболее популярный вариант. Суть их работы в том, что в ночные часы на электричество действует минимальный тариф, к в дневное время он немного выше, а своего максимума достигает в пиковые часы утром и вечером. Конечно, такой прибор обойдется в копеечку, но зато очень быстро окупится. Установка ОДПУ электроэнергии также осуществляется нанятой компанией по выбору самих жильцов.

Дополнительные услуги

Компании, устанавливающие общие приборы учета для домов, предлагают своим клиентам еще и дополнительные услуги. Помимо последующего обслуживания запущенных устройств, фирмы осуществляют монтаж дополнительных приборов, способствующих еще большей экономии за отдельную плату. В их числе специальный узел автоматической регулировки отопительной системы и прибор, контролирующий потребление электроэнергии.

Все жильцы вправе сами выбирать «комплектацию» своего оборудования и могут согласиться на вспомогательные устройства или приобрести приборы без дополнительных элементов регулировки.

Функции устройств

Власти требуют установки приборов учета общих ресурсов в многоквартирных домах, поскольку такие устройства позволяют выявить реальный расход ресурсов. К примеру, если в квартире зарегистрирован только одни гражданин, то и тарифы начисляются на него одного, а по факту в квартире проживает целая семья, что значительно увеличивает реальный расход.

Выгода в установке ОДПУ (что это описано выше) определяется и для жильцов, имеющих в своих квартирах индивидуальные приборы учета потребляемых ресурсов. Специалисты считают, что индивидуальные счетчики вообще неэффективны без установки общих. Аргументируется это тем, что наличие и индивидуальных, и общих приборов учета помогает:

  • своевременно обнаружить утечку ресурсов;
  • усовершенствовать формулу начисления оплат;
  • правильно анализировать давление, температуру и другие параметры поставляемых ресурсов;
  • правильно определить того, кто именно несет убытки при нарушениях систем.

Помимо такой выгоды для управляющей компании преимущество в установке ОДПУ имеется и непосредственно у жильцов с индивидуальными счетчиками в квартирах. Дело в том, что их наличие не означает, что в квитанции не появится строка расхода на общедомовые нужды, которая представляет собой расход ресурсов на обслуживание лифта, детских площадок, подвалов и лестничных пролетов. В идеале данный пункт не должен превышать 2 % от суммы индивидуального потребления, но по факту здесь учитываются все ресурсы, потребленные подъездом сверх показаний счетчиков, в том числе и из-за любых утечек в системе.

Помогает привести в норму эту графу и правильно определить место утечки именно установка ОДПУ. Что это за способность? Просто все утечки на магистрали уже не будут включены в оплату. Прибор фиксирует только те ресурсы, которые действительно зашли в дом. Конечно, утечки могут быть уже внутри самого дома, да и причин, чтобы поднять тариф, еще достаточно, но наличие такого прибора позволяет заметно сократить расходы и является первым шагом на пути к экономии.

Согласование установки

Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.

Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.

Обязать к установке ОДПУ могут и компании, поставляющие ресурсы в дом.

Кто оплачивает?

Один из главных вопросов сегодня: кто должен платить за установку ОДПУ? Он не является спорным и не имеет никаких исключений. Федеральный закон обязывает собственников полностью финансировать установку общедомовых приборов учета. Единственным шагом навстречу владельцам жилья является возможность рассрочки оплаты монтажа на 5 лет, то есть на 60 равных платежей, которые будут осуществляться вместе с оплатой по квитанции за коммунальные услуги. При финансовой возможности собственники могут оплатить все сразу одним платежом после установки приборов или еще до начала их монтажа.

Иногда оплату установки можно вычесть из статей расходов на ремонт и содержание дома, но только если она изначально учитывала сборы на монтаж ОДПУ в будущем, что бывает довольно редко. Дополнительные доходы всего дома также могут стать оплатой за установку, если уже не учтены в расходы по другим статьям. К таким доходам следует отнести суммы оплаты за сдачу в аренду придомовой территории или части здания для размещения рекламы.

Сколько стоит установка?

Не менее важно собственникам знать и то, кто должен платить за установку ОДПУ больше, а кто меньше. Интересно, но количество зарегистрированных в квартире жильцов совершенно не влияет на стоимость монтажа. Расход каждого рассчитывается исходя из пропорционального соотношения площади квартиры к общей площади всего дома. При расчете учитывается и площадь общего имущества дома, представляющего собой все нежилые помещения здания.

Таким образом, площадь конкретной квартиры делится на общую площадь дома, после чего результат умножается на площадь нежилых помещений всего здания – общего имущества в виде лестничных площадок и так далее.

Полученный результат умножается на стоимость прибора и его монтажа, по необходимости сумма делится на 60, чтобы определить размер ежемесячных платежей при рассрочке.

Что влияет на стоимость?

За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.

Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:

  • стоимости прибора;
  • оплаты его монтажа;
  • оплаты настройки и запуска;
  • стоимости предварительной консультации и составления проекта;
  • оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.

Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.

Обслуживание и проверка

Правом выбирать обслуживающую компанию для установленных приборов наделяется жильцами УК. В дальнейшем именно ее представитель допускается в помещение с установленными счетчиками для их проверки и снятия показаний. Техническое обслуживание приборов проводится только после составления двухстороннего долгосрочного договора. Компания для этого должна иметь соответствующие сертификаты на работу и специальный допуск на осуществление ремонта, монтажа и проверок действующих счетчиков.

Как происходит оплата?

Квитанции на оплату коммунальных услуг приходят ежемесячно, и собственники регулярно перечисляют нужные суммы на счета поставляющих компаний. Именно поэтому для удобства тех, кто платит, установка ОДПУ сразу включена отдельным пунктом в квитанцию и для ее оплаты не нужно второй раз в месяц идти в банк и нести дополнительные расходы на создание еще одного платежного документа.

Все расходы на ОДН начисляются согласно тарифам и показаниям общих счетчиков, что в первые же месяцы значительно сокращает расходы в квитанции. Со временем установка приборов окупается в разы.

Нюансы оплаты показаний

Некоторые все еще уверены, что за злостного неплательщика подъезда обязаны платить все оставшиеся жильцы, поскольку разница между начисленными показаниями по отдельным квартирам и всему дому раскидывается на всех. На самом деле его показатели расхода учитываются отдельно по тарифу или показаниям индивидуальных счетчиков конкретной квартиры и при формировании оплаты за общие нужды дома вычитается из суммы.

Имеющиеся в жилом доме коммерческие организации также оплачивают свои расходы отдельно от собственников.

Разъяснения о начислениях

Управляющая компания обязана доносить до своих жильцов, установка ОДПУ — что это, в чем польза приборов, а также отвечать на все спорные возникающие вопросы. К примеру, если сумма в квитанции кажется завышенной, жилец может потребовать подробного разъяснения начисления путем написания соответствующего заявления.

В нем следует указать необходимость разъяснений по тарифам, формулам подсчета, показаниям индивидуального и общего счетчика, наличии подключения нежилых помещений к общему счетчику и других особенностей. Отказ УК от разъяснений является незаконным.

Контролировать фактическое потребление каждого ресурса в доме позволяет именно установка ОДПУ. Тепло при этом не только учитывается в реальных показателях, но и сохраняется благодаря вспомогательным элементам системы, установленным по желанию жильцов. В первую очередь такие приборы помогают исключить оплату за потерю ресурсов на подходах к дому по магистралям. Счетчики устанавливаются отдельно на газ, электроэнергию, тепло, горячую и холодную воду. Их расход определяется только по тарифу и использованному объему, что при постоянном росте цен на коммунальные услуги помогает значительно экономить средства собственников.

На сегодняшний день это самый приближенный к реальности способ определения действительного объема использованных ресурсов дома. Конечно, при этом может формироваться небольшая переплата, но она будет минимальна по сравнению с той, что имеют жильцы домов без счетчиков.

Непосредственный способ управления (НСУ) – это один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД), которые предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

Собственники помещений МКД могут принять решение на общем собрании о переходе на непосредственный способ управления при условии, что количество квартир в доме не более 30.

Процедурыутверждения условий и заключения договора управления при управлении управляющей организацией и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имуществав таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении похожи. Собственники помещений в таком доме заключают указанныедоговоры на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.

Мы уже перестали удивляться тому, что в плане осуществления обязанностей обслуживающей организации и возложения на нее ответственности за ненадлежащее их осуществление, суды и органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) давно приравняли их к управляющим организациям МКД, которые осуществляют управление домом на основании лицензии и заключенного договора управления МКД.

И суды не считают обязательным применять при принятии решений доводы изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса об административных правонарушениях» (далее по тексту – Пленум ВАС РФ № 11), в пункте 3 которого указано следующее:

«Вместе с тем судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей».

Немного радует, что административные штрафы при этом не такие драконовские, как за нарушение лицензионных требований. И по ст. 7.22 КоАП РФ они на порядок меньше, чем по ст. 14.1.3. КоАП РФ, да и исключить все дома и лицензии за нарушения органы ГЖН не смогут. Хотя с нашими законодателями, надзорными органамии судами то ли еще будет…

Вот и в вопросе установки общедомовых приборов учета (ОДПУ), некоторые суды очень легко и без малейшего сомнения решили, что при непосредственном способе управления, ответственность за установку ОДПУ в многоквартирном доме также можно возложить у обслуживающую организацию. Ну это примерно тоже самое, если на ателье, в котором мы сшили костюм, какой-нибудь контролирующий орган решит возложить обязанности этот костюм в дальнейшем чистить.

Разницу в способах управления и опосредующих ее договорах, установленную и в нормах закона, и в выводах Высшего суда при этом видеть совсем необязательно. Проще же вновь ответственным сделать самое сильное и богатое звено в ЖКХ – управляющую организацию (обслуживающую организацию при НСУ).

Но ЖКХ – это же отличная (от других) отрасль, в которой здравый смысл и справедливое толкование законов – не про нее совсем. И еще неизвестно, какие в будущем придут в голову представителей органов ГЖН и судов, мысли в извращенном толковании норм законов в погоне за главной целью: наполнением бюджета торжеством законности и защитой интересов собственников. Правильно: их интересы важнее – они же электорат, который нельзя обижать и вызывать его недовольство! они же слабая сторона договора.

Обязанность установки ОДПУ изначально возлагалась на собственников помещений в МКД. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в срок до 01.07.2012г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ обязанность по установке ОДПУ возлагается на ресурсоснабжающие организации (далее — РСО).

Согласно п. 10 ст. 13 Закона № 261 лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Во исполнение Закона № 261 принят Приказ Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ 149).

Приказ 149 устанавливает особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из анализа Приказа 149 лицом, которое может заключить такой договор не обязательно должна быть управляющая организация, а может быть любой собственник, уполномоченный на это решением общего собрания собственников МКД.

Но некоторые суды считают, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов – это также и обслуживающие организации приНСУ.

Судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что при непосредственном управлении такие расходы возмещаются собственниками напрямую ресурсоснабжающим организациям, принудительно установившим ОДПУ в доме. Однако при выборе впоследствии управляющей организации суды могут возложить возмещение таких расходов на управляющие организации.

Постановление 12 ААС от 30 июля 2018 г. по делу № А12-2657/2018:

«…Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

Указанная правовая позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, и подтверждается сложившейся судебной практикой (в частности, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2018 по делу № А12-17023/2017, принятому по аналогичному спору с теми же сторонами).

По указанным основаниям, истец не вправе требовать возложения обязанности по оплате расходов энергоснабжающей организации на оснащение общедомовыми приборами учета напрямую на собственника помещений в многоквартирном доме, минуя управляющую компанию.

Доводы апеллянта о том, что на момент установки прибора учета тепловой энергии собственники помещений в многоквартирном жилом доме избрали способ управления — непосредственное управление собственниками, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен.

В рассматриваемом случае, на момент предъявления истцом иска в арбитражный суд в многоквартирном жилом доме способ управления изменен и избрана управляющая организация (ООО УК «ЖЭУ»- с 01.05.2015), которая в силу вышеуказанных положений законодательства наделена силу своего статуса соответствующими полномочиями по сбору денежных средств с собственников помещений и имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество».

Хотя по отношению к собственникам помещений МКД – юридическим лицам суды выражают иногда иную точку зрения. Так, в частности, в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2018 г. по делу № А67-376/2018 суд указал:

«…Довод департамента финансов о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество «УК «Маякъ», судом округа отклоняется.

Обязательство по установке ОДПУ у муниципального образования как собственника жилых помещений в МКД возникло на основании Закона № 261-ФЗ непосредственно после установки прибора учета. Поскольку на тот момент способом управления МКД являлось непосредственное управление собственниками помещений в МКД, то обязательство города Томска возникло именно перед истцом как РСО, исполнившей обязанность по оборудования ОДПУ, возложенную на собственников помещений в МКД частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.

Тот факт, что впоследствии в этих правоотношениях появился посредник в виде управляющей организации, не прекращает обязанность собственника помещений в МКД по компенсации понесенных расходов РСО, при том, что пятилетняя рассрочка оплаты, предоставленная гражданам — собственникам помещений в МКД частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, на муниципальное образование не распространяется.

Судом округа отклоняется аргумент ответчика, ссылающегося на судебную практику, поскольку обстоятельства настоящего дела не тождественны тем обстоятельствам, исходя из которых Верховным Судом Российской Федерации выработана указываемая ответчиком правовая позиция.

Действительно, как указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 № 310-ЭС15-912, от 02.07.2015 № 303-ЭС15-2333, от 26.10.2015 № 310-ЭС15-7676, управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками помещений в МКД для решения всех общих вопросов управления домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОДПУ.

Вместе с тем, данная позиция выработана, во-первых, применительно к ситуации, когда способом управления МКД с момента установки ОДПУ вплоть до рассмотрения дела судом является управление управляющей организацией, во-вторых, в отношении объема обязательств управляющей организации, по общему правилу не превышающего совокупный объем обязательств собственников помещений в МКД, которыми преимущественно являются граждане, имеющие право на пятилетнюю рассрочку исполнения обязательства по оплате расходов на установку ОДПУ.

По обстоятельствам же настоящего дела возникновение в правоотношении по оплате ресурсов и иных затрат РСО на содержание и приращение общего имущества МКД управляющей организации после установки ОДПУ не могло повлечь замену должника в возникшем к этому времени обязательстве ответчика как собственника помещений в МКД перед РСО, с учетом того, что права на рассрочку исполнения ответчик не имеет».

В большинстве случаев при непосредственном управлении МКД суды возлагают ответственность за установку ОДПУ на собственников помещений, а также осуществляют взыскание в пользу РСО расходов по принудительной установке приборов учета.

Подтверждением этому служат следующие судебные решения: Постановление АС Волго-вятского округа от 9 июля 2018 г. по делу № А38-8279/2017, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 25 июля 2018 г. по делу № 2-71/18-33-1767/18, Постановление 12 АСС от 15 июня 2018 г. по делу № А12-39816/2017.

Однако имеется (как же без этого — то в нашей российской действительности!) и противоположная практика.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2018 г. по делу № А19-15916/2016:

«…Доводы кассационной жалобы о: предъявлении иска к ненадлежащему лицу, не учете протоколов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома и довода о том, что при избрании собственниками непосредственного способа управления обязанность по оплате расходов на установку общедомового прибора учета относится на собственников помещений и истец вправе взыскать эти расходы напрямую с них, были рассмотрены арбитражными судами и обоснованно отклонены со ссылкой на положения приведенных выше норм права, оценку имеющихся в деле доказательств и установленные по данному делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия в обжалуемых судебных актах».

Таким образом, при непосредственном способе управления все финансовые обязательства по оплате установки ОДПУ несут непосредственно собственники МКД (в силу норм ЖК!). В случае изменения способа управления на управляющую организацию в дальнейшем имеется риск возложения расходов по установке ОДПУ на управляющую организацию.

Но, если Ваша организация обслуживает дом по договору оказания услуг при непосредственном способе управления МКД, лучше все-таки изучить судебную практику вашего региона, апелляционной инстанции и суда округа, а вдруг вам не так повезло с «внутренним убеждением» судей. И у них «свое видение» толкования, казалось бы, всем понятных норм жилищного законодательства по данному вопросу.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любым вопросом. Вся необходимая информация .

С уважением, Ильмира Носик.

Одпу в квитанции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *