Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

  • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
  • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
  • ФЗ «О НКО»;
  • международных договоров;
  • иных специализированных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
  2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
  3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
  4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
  5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
  6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
  7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
  8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
  9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
  10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  11. Подача документов в налоговую инспекцию.
  12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации… образовательной организации…». Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.

Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Хозяйствующие субъекты, которые имеют самостоятельные филиалы, обязаны регистрировать такие структурные подразделения как в локальной документации, так и ставить в известность фискальную службу в установленные законодательством сроки. В силу цикличности и скоротечности экономических процессов, может возникнуть необходимость в закрытии филиала и порой это является единственно возможной действенной мерой, позволяющей спасти дело в целом. На этот случай в законе предусмотрено, как должна оформляться ликвидация филиала, ее пошаговая инструкция в 2018 году включает в себя сбор и подготовку ряда документов с сопутствующим уведомлением всех заинтересованных лиц и служб.

Общие положения

Отечественное гражданское право разграничивает понятия филиал и представительство. В первом случае, субъект самостоятельно осуществляет деятельность, прописанную в уставе головного предприятия, во втором – занимается представительством в интересах центрального офиса.

Законодательство, регламентирующее фискальную политику государства, также предусматривает и понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается структура, входящая в состав конкретного юрлица, размещенное отдельно, где созданы и функционируют месяц и более рабочие места.

Что касается ООО, то учет его осуществляется инспекцией, которая по территориальному принципу, осуществляет взимание налогов, это же касается и подразделений общества. Если таковых несколько в пределах одного населенного пункта с несколькими инспекциями, то руководство самостоятельно определяет, какая из налоговых служб будет осуществлять учет.

При ликвидации филиала ООО снятие с регистрационного учета осуществляется именно в территориальной фискальной службе. В случае исключения структурной единицы из лицензии ООО по причине закрытия, его дальнейшая работа невозможна и запрещена.

Ликвидация филиала предприятия состоит из совокупности мероприятий организационного плана:

  • Закрываются банковские счета.
  • Расторгаются арендные договора.
  • Имущество подразделения передается на баланс основного отдела.
  • Решаются дальнейшие правоотношения со штатными сотрудниками (увольняются, переводятся и т. д.).

В некоторых случаях для сохранения деятельности всего предприятия приходится проводить ликвидацию филиала

Основные понятия

Закрытие хоз.субъекта – совокупность действий, имеющих юридическое значение, в результате которых функционирование учреждения прекращается, преследующих цель исключить сведения об организации из ЕГРЮЛ.

Юрлица могут создавать обособленные подразделения со своим правовым статусом и объемом правомочий. Подобная смена отражается в учредительной документации. Таковыми являются:

  • представительства;
  • филиалы.

Фактически такие структуры являются собственностью лица, которое его учредило.

Целевое назначение таких единиц – представительство интересов главного офиса, чаще всего в другой местности или в иностранном государстве. Создание таких подразделений, с точки зрения правового оформления, значительно проще, чем нового субъекта хозяйствования.

Причины ликвидации

Как и закрытие хоз.субъекта в целом прекращение существования филиала может носить принудительный или добровольный характер. В случае если инициатива исходит от руководства юрлица, т. е. добровольная ликвидация, требуется, чтобы решение было мотивировано, о чем в документации должны быть сведения. Причинами чаще всего становятся:

  • экономическая неэффективность (нет прибыли, высокие затраты на содержание его функционирования и т. д.);
  • здание в результате стихийных бедствий, аварии и т. д. пришло в негодность, а у головного офиса нет намерений вкладывать средства в его восстановление;
  • нет больше необходимости отстаивать интересы компании в той местности, где размещено подразделение;
  • решено закрывать и головное предприятие в целом;
  • отпала необходимость дальнейшего обслуживания филиала;
  • достигнуты цели, которые ставились на момент создания отделения;
  • есть неустранимые противоречия между центральным аппаратом и региональной структурой.

Низкие финансовые показатели могут стать поводом для проведения ликвидации

Принудительно закрывается структура, если к тому есть вступившее в силу судебное решение, которое стало закономерным результатом деятельности контрольных органов. Обратиться в арбитраж представители контролирующих субъектов могут, если:

  • филиал функционирует без разрешения или лицензии, на свою деятельность либо она прямо запрещена;
  • само лицо зарегистрировано с нарушениями, что повлекло аннулирование регистрации;
  • головное предприятие обанкротилось и есть вступившее судебное решение.

Алгоритм действий

Последовательность действий, которые требуется совершить в рамках процедуры ликвидации филиала, детально регламентирована, и ее соблюдение должно быть неукоснительным, чтобы процесс завершился желаемым результатом с наименьшими потерями. От руководителя предприятия требуется поэтапно организовать следующие мероприятия:

  • Утвердить приказом решение о закрытии подведомственной единицы. Само решение принимается собранием учредителей, даже если компания создана одним человеком. На рассмотрение собрания выносится несколько вопросов: устранить филиал, скорректировать с учетом ликвидации учредительные документы. Единогласно должно быть принято решение, что отражается в соответствующем протоколе.
  • Распорядиться о создании комиссии по ликвидации. Эта стадия не является обязательной и неотъемлемой. Законодатель предоставляет возможность обойтись и без комиссии, если в ней нет объективной необходимости. Но если филиал достаточно масштабный, то лучше все же действовать именно так. Комиссия должна распределить обязанности между соответствующими структурами, а ее состав включает представителей разных служб головного офиса (юристы, экономисты, бухгалтера и т. д.). Утверждение состава осуществляется акционерами или учредителями. В ходе работы от комиссии потребуется: осуществить инвентаризацию всех ТМЦ, рассчитаться по обязательствам, в том числе перед работниками, разместить сведения в СМИ, сверить документацию, передать на баланс головного предприятия имущество филиала, подготовить пакет бумаг, которые требуется представить в органы гос.аппарата, свериться с налоговой.
  • Привести учредительную документацию в порядок в соответствии с произошедшими в результате ликвидации изменениями, о чем известить ФНС.
  • Закрыть счета в банках, о чем также в недельный срок требуется уведомить налоговиков.

Для начала процедуры должен быть издан приказ

ООО о подобных мероприятиях уведомляет также и внебюджетные организации и фонды, которые взаимодействовали с ликвидируемым филиалом. Эта обязанность за ними закреплена с наступлением 2010 года.

Как только состоялось заседание общего собрания и решено ликвидировать филиал, комиссия адресует районной налоговой уведомление с копией протокола или решения единоличного учредителя. Если имело место принудительное закрытие, то требуется предоставить судебное постановление. Заявитель предъявляет также документ, который дает ему право представлять юрлицо.

По времени сроки закрытия субъекта ограничены. Так, уложиться требуется в 2 месяца от момента принятия соответствующего решения, при стандартной ситуации, если стоит вопрос об увольнении персонала, то период увеличен до трех месяцев.

Налоговая, не единственная служба, которую информировать необходимо. Так, о закрытии филиала уведомляются: ФФОМС, ПФР, ФСС, банки и кредитные организации.

Трудовые правоотношения с работниками филиала

Сокращая филиал, судьба штата должна быть решена либо путем увольнения всех сотрудников, либо путем предложения им альтернативных рабочих мест. Прекращение трудовых отношений осуществляется в соответствии с требованиями 81 статьи ТК РФ, которая регламентирует основные правила увольнения сотрудников при ликвидации ЮЛ как такового, не имеет значения унитарное оно или это дочерний филиал действующего ООО и т. д.

Когда происходит расформирование подразделения, но в данной административно-территориальной единице имеются иные конторы юрлица, то администрация может предложить перевод с сохранением прежних условий труда, а может и не предлагать. Это право нанимателя, в законе указаний нет. Однако если кого-то из штата руководство намерено оформить в иное подразделение, то предложение о работе должно быть сделано всем из филиала. В противном случае дело может закончиться судом, который будет на стороне уволенных работников.

При ликвидации филиала предприятие обязано выплатить компенсации работникам

Если свободных мест нет, руководство фирмы должно предоставить всем сокращаемым:

  • Уведомление о грядущей ликвидации, не позднее чем за 2 месяца до ее завершения, которое вручается под роспись.
  • Заработную плату за фактически отработанное время и компенсацию за трудовой отпуск, который сотрудник не успел использовать.
  • Компенсацию, размер которой составляет среднемесячный заработок, который начисляется до момента трудоустройства в пределах 2 месяцев.

Особенности закрытия филиалов

В общем, порядок ликвидации филиала юридического лица в 2018 идентичен ликвидации целых субъектов, за вычетом отдельных моментов:

  • Если причиной прекращения функционирования стали долги, то погашать их требуется не только имеющимися средствами и имуществом филиала, но и средствами головного предприятия.
  • Когда подразделение находится в пределах РФ (другой регион, например, юго-восток при главном офисе в центральной части и т. д.), то увольнение штата происходит по причине «сокращения».
  • Бюджетные организации закрываются таким же способом, но инициатором выступает орган местной власти, который его образовал.

Законодательная база

Деятельность филиалов и прекращение таковой осуществляется в соответствии с нормами ГК и НК РФ. В частности, оба акта дают подробное описание понятий филиал, подразделение, представительство.

Темой видео является увольнение персонала при ликвидации:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

  • а)в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;
  • б)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

1. обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статья 63. ГК РФ определяет порядок ликвидации юридического лица

1 Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц:

Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.

Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двух месячного среднего заработка.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.

Положение Закона РФ «Об образовании» о том, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления (статья 31, п.З). В то же время субъект РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст.57, п. 3) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 29, п. 7) пользуется своим правом определения особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений на своей территории. Эти особенности в настоящее время связаны с проведением комплексного анализа деятельности преобразуемого образовательного учреждения и согласованием решений, принимаемых на муниципальном уровне, с региональным органом управления образованием.

образовательный аккредитация лицензирование законодательство

Ликвидация филиала учреждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *