Часто мифологема формулируется таким образом, будто Ленин и вообще большевики считали, что в управлении государством нет ничего сложного и справиться с этим может буквально любая кухарка. Об этом они открыто заявляли в печати…. На самом деле, ни Ленин, ни кто бы то ни было ещё из ВКП(б) эти слова не говорил… Видимо источник мифа — статья В. И. Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?»…Полное Собрание Сочинений, том 34…Где есть в частности прямо противоположное по смыслу утверждение —

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.»

Недавно один коллега решил «припечатать» меня одним текстом, который называется «14 цитат Ленина от которых стынет кровь».
Это творение без изменений разбросано по сотням блогов, форумов и других площадках российской части мировой паутины. Сотни ссылок. Разоблачения фальшивок про Ленина, Сталина и других деятелей советского государства — есть, есть в том же интернете. Их фактологический вес намного больше, чем у самих фальшивок. Не хватает только распространённости, возможности по первому клику найти на каждый фэйк опровержение оного.
Интернет буквально загажен ссылками на «людоедские» речи лидеров СССР. Надо, чтобы он благоухал разоблачением оных. Приступаю со своей стороны к восполнению этого пробела. Искать уже имеющиеся разоблачения — и распространять. И всех призываю. Начнём.
ПРАВДА И МИФЫ О ЛЕНИНСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ
Хорошо известно, что все цитаты и выска­зывания того или иного исторического деяте­ля следует рассматривать не только в контек­сте всей речи, статьи или книги, но примени­тельно к конкретной исторической ситуации. Иными словами, прежде чем что-либо цити­ровать, надо знать, где, когда, при каких об­стоятельствах были произнесены (написаны) данные слова. Тогда будет понятно их истин­ное значение. Но зачастую происходит так, что не утруждающий себя подобной работой обыватель попадает в ловко расставленные фальсификаторами истории сети и сам ста­новится объектом манипуляции сознанием.
Приведем здесь несколько взятых на вскидку цитат В.И. Ленина, которые уже дав­но стали объектом нападок антикоммунистов всех мастей и подвергнем их историческому анализу.
«Любая кухарка способна управ­лять государством».
Фраза «Любая кухарка способна управ­лять государством», приписываемая В. И. Ле­нину, часто используется при критике социа­лизма и советской власти, так же, как и ее ва­риант «Любая кухарка должна управлять го­сударством».
Но дело в том, что приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л.Троцкому) цитата «лю­бая кухарка способна управлять государ­ством» ему не принадлежит!
В статье «Удержат ли большевики госу­дарственную власть» (Полное Собрание Со­чинений, т. 34, с. 315) Ленин писал:
«Мы не утописты. Мы знаем, что любой черно­рабочий и любая кухарка не способны сей­час же вступить в управление государ­ством… Но мы… требуем немедленно­го разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести буднич­ную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из бога­тых семей взятые чиновники. Мы требу­ем, чтобы обучение делу государствен­ного управления велось сознательны­ми рабочими и солдатами и чтобы нача­то было оно немедленно, то есть к обу­чению этому немедленно начали привле­кать всех трудящихся, всю бедноту».

Почувствуйте разницу!
«На деле это не мозг, а говно» (об интеллигенции)
Известную фразу Ленина об интел­лигенции: «На деле это не мозг, а говно» интеллигенты-антисоветчики всякий раз вы­двигают в качестве показателя отношения советского вождя к данной прослойке обще­ства и его-де невысокого интеллектуального уровня. Посмотрим, как было на самом деле.
Ленин в письме А. М. Горькому, отправ­ленном 15 сентября 1919 года в Петроград, достаточно резко говорил об интеллигенции (в частности, о В. Г. Короленко), непримири­мо выступающей против «справедливой», по Ленину, Гражданской войны, но недостаточ­но осуждающей происходившее на Первой мировой войне; о недопустимости смешения «Интеллектуальных сил» народа … с «сила­ми» буржуазных интеллигентов», отказываю­щихся вести конструктивное сотрудничество с новой властью и участвующих в различных заговорах и подрывных действиях. В письме Ленин также признаёт факты ошибочных аре­стов интеллигенции, факты помощи «Интел­лектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу)», и упо­минает о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года, где обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов (По­литбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных).
Трудно не согласиться с Ильичом.
«Политическая проститутка»
Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств о том, что он использовал слово «проститутки» по отно­шению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Цен­тральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года, где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конфе­рировать?»
Эх, дожил бы Ленин до наших дней… На­смотрелся бы на этих представителей древ­ней профессии, засевших в государственных кабинетах.
«Мы пойдём другим путём»
А вот здесь и в самом деле легенда. Но позитивная. После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника наро­довольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Влади­мир Ульянов якобы произнёс фразу: «Мы пой­дём другим путём», которая означала его от­каз от методов индивидуального террора.
На самом деле эта фраза взята и перефразиро­вана из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Вла­димира Маяковского.
И тогда сказал
Ильич семнадцатигодовый —
это слово крепче клятв
солдатом поднятой руки:
— Брат, мы здесь тебя сменить готовы,
победим, но мы пойдем путём другим.
По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу: «Нет, мы пойдём не таким пу­тём. Не таким путём надо идти».
Ну, в конце концов, и Александр Невский произносит свои знаменитые слова «Кто с ме­чом к нам придет, от меча и погибнет» лишь в фильме Эйзенштейна. Но ведь этими сло­вами он лишь подтверждает деятельность исторического Невского, разгромившего-таки пришедшего с мечом на Русь врага. А уж Ле­нин тем более пошел другим, до того никем не пройденным, путем. Может и не говорил, но сделал!

«Насилие необходимо и полезно»
Противники Ленина любят выдирать эту цитату из контекста с искажением смысла. И делают это потому, что в контексте она выгля­дит совершенно иначе.
«Есть условия, при которых насилие и необходимо, и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать ни­каких результатов». ПСС, 5-е изд., т. 38, с.43, «Успехи и трудности советской власти», 1919 г ..
«Пусть 90% русского народа по­гибнет, лишь бы 10% дожили до ми­ровой революции».
Ложь, получившая, к сожалению, широкое распространение с легкой руки писателя Со­лоухина. Посмотрим, как эту ложь опроверга­ет русский историк и философ Вадим Кожи­нов в своем двухтомнике «Россия. Век XX»:
«Владимир Солоухин утверждает, что в 1918 году Ленин «бросил крылатую фразу: пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции. Тогда-то за­меститель Дзержинского Лацис (на деле — пред. ЧК 5-й армии. — В.К.)… опубликовал в газете «Красный террор» 1 ноября 1918 года своеобразную инструкцию всем своим под­чиненным: «…Мы истребляем буржуазию как класс… Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действо­вал делом или словом против советской вла­сти»… Но, во-первых, сия «крылатая фраза» принадлежит не Ленину, а Г.Е. Зиновьеву, ко­торый к тому же говорил все-таки о гибели 10, а не 90%, а, во-вторых, ознакомившись с тем самым журналом (а не газетой) «Красный террор», Ленин тут же не без резкости зая­вил: «…вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей, которую написал в сво­ем казанском журнале «Красный террор» то­варищ Лацис… на стр. 2 в N 1: «не ищите (!!?) в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом…» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 310).
Согласитесь, если обратиться к досто­верному первоисточнику, то картина истори­ческой действительности предстает совсем иной, нежели навязывают нам всякие интел­лектуальные недодыкомки. Впрочем, не о них ли и писал Ленин в своем письме Горькому?
А в заключение приведем несколько ле­нинских цитат, не вызывающих столь ожесто­ченных споров и не теряющих актуальности по сей день.
СЛОВО ТОВАРИЩУ ЛЕНИНУ
«Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции». — «Падение Порт- Артура» (14 (1) января 1905 г .).— ПСС, 5-е изд, т. 9, с. 159.
«Один прием буржуазной печати всег­да и во всех странах оказывается наи­более ходким и «безошибочно» действи­тельным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется». ПСС, 5-е изд, т. 31, с. 217, «Союз лжи», 13 (26) апре­ля 1917.
«Честность в политике есть резуль­тат силы, — лицемерие — результат сла­бости». ПСС, 5-е изд, т. 20, с. 210, «Полеми­ческие заметки», март 1911 г .
«Русский язык мы портим. Иностран­ные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему го­ворить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробе­лы?.. Не пора ли нам объявить войну упо­треблению иностранных слов без надоб­ности?» — » Об очистке русского языка» (на­писано в 1919 г . или 1920 г .; впервые опубли­ковано 3 декабря 1924 г .).— ПСС, 5-е изд., т. 40, с. 49.

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самооб­мана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». — «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913 г .).— ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.
«Если я знаю, что знаю мало, я до­бьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет». — «Зада­чи союзов молодёжи». Речь на III Всероссий­ском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года.— ПСС, 5-е изд., т. 41, сс. 305—306.
«Равнодушие есть молчаливая под­держка того, кто силён, того, кто го­сподствует». — «Социалистическая пар­тия и беспартийная революционность», II (2 декабря 1905 г .).— ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 137.
«Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных оте­честв». — Ценные признания Питирима Со­рокина (20 ноября 1918 г .).— ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 190.
«…Только тогда мы научимся побеж­дать, когда мы не будем бояться призна­вать свои поражения и недостатки, ког­да мы будем истине, хотя бы и самой пе­чальной, смотреть прямо в лицо». — От­чёт ВЦИК И СНК 23 декабря 1921 г . «О вну­тренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде советов.— ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 309.
«Поменьше политической трескот­ни. Поменьше интеллигентских рассу­ждений. Поближе к жизни». — «О характе­ре наших газет» (20 сентября 1918 г .).— ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 91.
Подготовил
Дмитрий ПИСАРЕВ
В след. материале пройдёмся по «цитатнику» «из 14 кровоостанавливающих» цитат В.И.Ленина

В связи с одной распространенной ошибкой. Очень часть цитируют слова Ленина о том,что каждая куxарка должна уметь управлять государством. Действительно, В.И. Ленин в работе «Удержат ли большевики государственную власть» (т.34, с. 315) писал: » Мы не утописты. Мы знаем , что любой чернорабочий и любая кухарка НЕ спосбны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласились с академиками, и с Брешковской, и с Церетели».
То есть говорил о ПРАВЕ, возможности «кухаркиных детей», детей «простолюдинов» на получение СОВРЕМЕННОГО образование и ПРАВЕ участвовать в управлении делами государства и общества. Таким образом он говорил совершенно противоположное, что ему приписывает вся демократическая пресса-при поддакивании почти всей интелегенции.
Нет,батеньки,Ленин писал, прежде всего, совсем о другом: -о том,что должен быть шанс получить высшее образование у всеx,в т.ч. и у детей куxарки(это посовременнее звучит,кто xочет уточнить,в Нете найдет).
А ПЕРВАЯ дискуссия «о кухаркиных детях» началась….. 30 июня 1887 – когда в России был принят указ о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов («указ о кухаркиных детях»).
Александр III о роли государства в высшем образовании особо не рассуждал, исповедуя гораздо более простой подход к состоянию страны, почти 90 процентов населения которой не умели даже читать и писать. «И слава Б-гу!», — наложил он резолюцию на доклад из Тобольской губернии, сообщавший о низкой грамотности в ней. Апофеозом взглядов императора на образование стал знаменитый 30 июня 1887 – в России принят указ о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов («указ о кухаркиных детях»).
По этому поводу Александр Третий тоже оставил резолюцию, собственноручно начертав: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!», — на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться. Кстати, российское студенчество XIX века ответило на указ 30 июня массовыми сходками солидарности с «лишенными» права на образование «простолюдинами».
Наши же «доморощенные» «демократы»-либералы, конечно, против «кухаркиных детей» в управлении государством! «Доктор» же наук Е. Гайдар натворил на этом поприще еще поболее!
И еще «в тему» из Всеобщей декларации прав человека:
Статья 1 : Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2 : Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
А вот еще одна статья ВДПЧ: Статья 21 : 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Вот с этим то положением «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно» и спорят наши «демократы» и «либералы», даже не подозревая, что тем самым они попирают так превозносимые ими «права человека».
Далее см.: © Copyright: Дневник Литератора, 2009

Каждая кухарка должна научиться управлять государством — такой фразы, такой идеи нет нигде. Она — исковерканная мысль В. И. Ленина, высказанная им в статье «Удержат ли большевики государственную власть?», написанной 14 октября 1917 года и опубликованной в том же месяце большевистским ежемесячным общественно-политическим и литературным журналом «Просвещение» № 1—2 (издавался в Петербурге с декабря 1911 года по июнь 1914 года. Вышло 27 номеров. В октябре 1917 года выход его возобновился, но тут же и окончился).

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту»

(Странная смысловая ошибка: с одной стороны «любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством», с другой: «обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами». Будто сознательность солдат и рабочих есть достаточное условие для «обучение делу государственного управления». И это не опечатка, неточность в изложении, а концепция. Ведь далее Ленин продолжает: «К управлению государством в таком духе мы можем сразу привлечь государственный аппарат, миллионов в десять, если не в двадцать человек… Этот аппарат только мы можем создать, ибо…у нас есть сознательные дисциплинированные… рабочие. Сознательные рабочие должны руководить, но привлечь к делу управления они в состоянии настоящие массы трудящихся и угнетенных»)

Но постепенно фраза Ленина о месте и роли народа в управлении государством была полностью извращена. Солженицын в «Круге первом» уже пишет: «Образование!.. Что за путаница вышла с этим всеобщим семилетним, всеобщим десятилетним, с кухаркиными детьми, идущими в ВУЗ! … Каждая кухарка должна управлять государством! – как он себе это конкретно представлял? Чтобы кухарка по пятницам не готовила, а ходила заседать в Облисполком? Кухарка – она и есть кухарка, она должна обед готовить. А управлять людьми – это высокое умение, это можно доверить только специальным кадрам…» То есть, уже даже не «научиться управлять», а сразу «управлять»

Или вот: «Автор доклада утверждала, что я пишу о несостоятельности государынь исключительно из-за их принадлежности к так называемому слабому полу и что название главы о Екатерине I в книге «Россия без Петра» («Может ли кухарка управлять государством?») уничижительно…» (Е. В. Анисимов «Женщины у власти в XVIII веке как проблема», «Вестник истории, литературы, искусства», М.: Собрание; Наука, 2005, с. 328-335)

Так постепенно слова Ленина о том, что «что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством» превратились в крылатую фразу с противополжным смыслом: «Каждая кухарка должна управлять государством»

И кухарка может управлять государством

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *