В своем отзыве я хочу рассказать о непростом учебном заведении — известнейшим на весь мир, ведь именно тут дети становятся настоящими артистами балета и могут работать в ведущих театрах мира.

Арб учеба отзыв

Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой, — так гласит полное название одной из старейших школ мира.

Именно с ее именем связан расцвет русского балета, тут профессионально родились известные танцовщики планеты.

А потому популярность ее стремительно растет, ведь родителям, чьи дети серьезно занимаются хореографией, хочется видеть свое чадо на балетном олимпе.

Органы управления

Ректором с ноября 2014 года является Николай Максимович Цискаридзе — солист балета Большого театра, педагог, лауреат Государственной премии России.

Известен, как преподаватель требовательный, но справедливый. Во множествах интервью он признавался, что требует от подопечных не только знания профильных предметов, но и школьной программы. Сообщал, что неуспевающие по школьному курсу дети лично ему сдают экзамен — он сам решает есть ли существенные пробелы в знаниях и выставляет соответствующую оценку.

Адрес

Славный город Санкт-Петербург располагает своей красотой и обилием театров, куда после идут работать окончившие Академию. Улица Зодчего Росси.

О поступлении

Каждый год ведется смотр детей 10 лет, окончивших четвертый класс общеобразовательной школы. Обычно, к этому времени поступающие уже имеют за плечами пару лет школы искусств, либо спортивные награды.

Предпочтение при поступлении отдается не существующим заслугам — медалям и грамотам, а природным физическим данным ребенка.

Так, наша преподаватель по классическому танцу в музыкальной школе сообщила нам, что у дочери хорошие данные и, возможно, нам стоит попробовать направить чадо туда.

Официальный сайт

Он есть, сделан подробно и понятно. Много интересной информации в частности для тех, кто желает здесь учится — детей, подростков, желающих перевестись (точнее, попробовать это сделать), аспирантов.

Мы нашли группу в социальной сети, ссылочка на нее есть на сайте и перешли туда. Там атмосфера уютнее, многие общаются между собой, обсуждают предстоящие мероприятия.

Готовимся к экзамену

Он проходит в три этапа — растягивается на 3 дня.

День первый

Смотр данных: гибкость спины, возможность растяжки, прыжок.

Дети запускаются в здание одни, без родителей. Самостоятельно переодеваются и разогреваются.

Проходят небольшими группами в зал, переодевшись в одни трусики. Исполняют то, что требуют педагоги.

После в течении нескольких часов появляются результаты.

Самые талантливые проходят на второй тур.

День второй

Те, кто прошли — отправляются на медицинскую комиссию.

Она достаточно строгая, многие детки не могут ее преодолеть по врачебным показаниям.

День третий

Музыкальность и артистичность: нужно пройтись шагом польки и показать свое умение слушать и слышать музыку.

Обучение

Дочь учится здесь уже второй год.

Очень сложно, — это первое, что я говорю всем родным и знакомым.

Бесконечный труд, репетиции допоздна, выходной один, и то в этот день на ребенка ложится большая ответственность — не только доучить партии, но и приготовить одежду (подлатать балетки, пуанты, пачку).

Ежегодно экзамен не сдает около 20% учащихся — они отчисляются. Конечно, профессиональный путь их на этом не кончается, они поступают в другие учебные заведения, связанные с балетом. Но такого престижного образования, увы, уже не получат.

Всем известно, что они тяжело переносят такой удар судьбы, так как обучение и жизнь в Вагановском училище хоть и сложна, но прекрасна.

Видео обзор

Все(5)

Арб учеба отзыв №1. Арабский язык для начинающих. 1 урок ВМедА Гимн академии 06.02.18 прямая трансляция, не поддаваясь на провокации)) Agali irvanlAllahn Rhmti (07.02.18)

12.09.2020 21:04

Танцовщики из России считаются одними из главных соперников на международных конкурсах и фестивалях, а российские школы, училища и академии балета и народного танца — отличный старт для международной карьеры, о которой многие мечтают с детства. Студенты танцевальных школ и академий рассказали нам, как поступить в их заведения, почему важно положительно относиться к строгости преподавателей и что делать, если тело танцовщика меняется.

Мария Чернявская, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

Максим Симухин, Владимирский колледж культуры и искусства

Мария Полянская, Школа-студия при ГААНТ имени Игоря Моисеева

Владислав Башмаков, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

Ольга Гулидова, Владимирский колледж культуры и искусства

Ульяна Лазарко, «Школа классического танца»

Школа «Прощай, детство!»

Детей отдают на танцы с трех-четырех лет. Кого-то в обычные кружки по интересам, кого-то на подготовительные курсы к поступлению в училища. К 10 годам у детей кроме любви к движению проявляются и физические показатели, позволяющие начать танцевальную карьеру. Педагоги это отмечают и предлагают попробовать свои силы — поступить в хореографические академии или школы.

11–13 лет — «критический возраст» набора детей в хореографические академии и училища, когда ребенку нужно принять решение о том, хочет ли он посвятить остаток детства изнурительной работе над собой и своим телом. Поступление обычно представляет из себя нелегкий процесс, состоящий из трех туров. На первом этапе проверяют наличие способностей и профессиональных данных: выворотность, гибкость, музыкальность, силу прыжков. Второй — медицинский допуск. Заключительный этап очень похож на первый, но детей уже оценивают строже. Конкурс составляет в среднем 20 человек на место, а в более престижные учебные заведения, такие, как Академия им. А. Я. Вагановой или МГАХ — 30.

Владислав Башмаков, студент предвыпускного курса Академии им.Вагановой, вспоминает, как много детей плакало, когда объявляли результаты. Он же сам, хотя не волновался во время вступительных туров и почти к ним не готовился, был горд услышать свою фамилию в списке поступивших.

Учеба в академиях длится 5-8 лет. После этого танцовщики получают среднее специальное образование и могут поступить в бакалавриат по направлениям «артист балета», «хореограф» и «балетмейстер». Предсказать, какой будет карьера танцовщиков после — почти невозможно. Смогут ли они попасть в труппу, в каких ролях будут танцевать, когда начнут солировать — неизвестно. Все зависит не только от упорства, но и от харизмы, таланта, везения. «Может быть, когда я устроюсь в труппу, оттуда уволится солистка с типажом, как у меня, и меня поставят учить ее партию. Так я сразу выстрелю. А можно начать с кордебалета и закончить им же», — говорит Маша Полянская.

Маша сейчас учится в одиннадцатом классе и на пятом курсе школы-студии при ансамбле Игоря Моисеева в Москве. Танцевать она начала с четырех лет, в 13 лет поступила в «Моисеевку».

«Когда я пришла с мамой подавать документы, одна из женщин, работающих в администрации, сказала: «Ну всё! Вы поступили в школу «Прощай, детство”.

Отчасти это так: тяжело привыкнуть, что с девяти утра до семи вечера ты занимаешься, потому что иначе нельзя. Два года я входила в этот ритм. Только на четвертом курсе я не просто приспособилась, но и поняла, как учиться с пользой».

Ульяна Лазарко, студентка «Школы классического танца», уже в три года проявила свои танцевальные способности. Ее родители решили отдать старшего брата на танцы для общего развития. Его повели на просмотр в ансамбль «Калинка», а девочку взяли за компанию. Когда надо было что-то показать и подвигаться под музыку, брат стоял как каменный. Она станцевала вместо него, а после этого начался ее непростой путь к успеху.

«Когда пришло время поступать в Школу, меня еще раз спросили, готова ли я бороться до конца. Показали фильм «Пленники Терпсихоры” и пригрозили, что в балетных училищах, якобы, даже бьют палками».

Тогда я ответила: «Я буду заниматься так, чтоб меня никогда не били»

В 10 лет Ульяна пробовалась в Московскую государственную академию хореографии. Несмотря на то, что до этого она несколько лет ходила на подготовительные курсы, ей отказали. «Я прошла все три тура, но в конце мне сказали истинную причину, по которой меня взять не могут. Мое лицо оказалось «слишком славянской внешности”, а щеки — толстыми». Девушка рассказывает, что очень сложно угадать, что именно приемная комиссия захочет видеть в конкретном наборе. В один год нужны высокие и тонкие, в следующий — низкие и выразительные. Она считает, что комиссия старается выбирать людей «под копирку».

Ульяна поступила в государственное танцевальное училище, но там проучилась всего полтора года. Началось половое созревание, она набирала вес, никакие диеты не помогали. Таких в государственных училищах долго не держат, грозят отчислением. Поэтому она ушла в частный колледж.

Кнут — это пряник

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой находится в Санкт-Петербурге. Большинство студентов на вопрос о том, где они учатся, гордо замечают: в первом в России, основанном еще в XVIII веке заведении, где начали преподавать балет.

Сейчас «Вагановку» можно назвать аналогом МГИМО в мире балета: учиться там очень престижно. Ректором Академии является Николай Цискаридзе, а преподавателями — бывшие солисты театров по всему миру.

Основа системы подготовки танцовщиков в «Вагановке» — строгость. Хотя ни один студент не согласится с тем, что она чрезмерна. Мария Чернявская, студентка Академии, вспоминает: «Наш ректор говорит, что кнут — это пряник. Если на тебя не повышают голос и не делают замечаний, значит, ты неинтересен. А это трагедия. Поэтому на строгость педагогов нужно нормально реагировать и понимать, что от тебя ждут результата». Владислав также соглашается: «Наши педагоги очень строгие, и это делает их великими. Еще в начале обучения, на занятиях у своего первого преподавателя по классическому танцу, я очень переживал из-за его повышенного тона, даже если он не был обращен ко мне. Сейчас я понимаю, насколько более закаленным и устойчивым стал к средним классам».

Конфликтов с педагогами удается избежать не всем. Например, Ульяна столкнулась с давлением, когда стала толстеть: «Меня гнобили, и это был тяжелый период моего детства. Это повлияло на психику, но в балете такое неизбежно. Бывают и случаи, когда педагог поцарапает или несильно сделает хлопок. Это единственный способ показать детям, какие мышцы должны правильно работать. Так они запомнят навсегда».

Холодность преподавателей — залог успеха в воспитании танцовщиков. С первого дня детей приучают быть дисциплинированными во всем вплоть до заколок на голове. «Строгость и закалка нужны, потому что без них появляется лень, а лень — это травмы», — рассказывают студенты.

«Меня один раз выгнали из зала, потому что на одном из движений ленточка от балетки чуть-чуть надорвалась, топорщилась от стопы. Педагог сделала замечание. Я попросила перешить ленту и вернуться в класс. На что она ответила отказом, потому что моя оплошность демонстрирует неуважение к ней, — и меня не пустили. Если я не учла такую мелочь, значит я пренебрежительно отнеслась к рабочей обуви, к своему делу. Выходит, что я непрофессионал», — смеясь, рассказывает Маша Полянская.

Мировой уровень

«Никто не хочет уезжать учиться за границу. Наоборот, иностранцы стремятся к нам. На мой экспериментальный курс народного танца поступила американка. Она сначала даже по-русски не говорила, но переехала ради нашей школы», — рассказывает Маша.

Антонио Манганиелло из Италии, студент Академии им.Вагановой, тоже согласился дать интервью, но только в чате. Сказал, что плохо владеет русским. Он рассказал, что поступал в Вагановку на родине. Туда приехали преподаватели Академии и лично отбирали кандидатов.

Главной проблемой для Антонио стал язык. Антонио плохо понимал замечания и комментарии педагогов, не мог выстроить диалог, смущался. Отчасти преодолев языковой барьер, пережив травму ноги, он не перестал признаваться в любви к балету. «Для меня танцы — это жизнь, это я сам».

Хореография в провинции

Тяжелее приходится тем, кто выбрал быть танцором в русской глубинке. Шансы на исполнение мечты и возможности самореализации в танце уменьшаются. Оля Гулидова из Воронежской области в этом году перешла на последний курс Владимирского областного колледжа культуры и искусства. Танцевать она начала с детства, хотя занятия эти были несерьезными. До 15 лет девушка не подозревала, что захочет связать с увлечением жизнь. Все изменилось, когда она попробовала сама ставить танцы по заданию учительницы. Это оказалось настолько увлекательно, что она резко передумала «жить обычную жизнь», и решила уехать учиться.

Я в жизни умею хорошо делать все, кроме хореографии. В этом и смысл: постоянно самосовершенствоваться, а не заниматься тем, что и так уже умеешь

Сначала Оля собиралась в Москву, в колледж при МГУКИ, надеялась на действительно качественное образование. Но, попав на одну из репетиций во Владимирском колледже, увидела, как танцуют студенты и восхитилась профессионализмом педагогов и учеников.

«Я поняла, что если уж во Владимире так танцуют, то в Москве мне делать нечего. Тем более, в столице ждут людей с очень хорошей базой, которой у меня не было. В нашем же колледже тебя будут заботливо лепить с нуля».

Один или два выпускника в год выбивают себе «место под солнцем” в знаменитых ансамблях и труппах. Студенты, которым удается поступить в бакалавриат в МГАХ или «Вагановку”, пользуются большим уважением. Они знают: чтобы после владимирского колледжа оказаться там на бюджете, нужно днями и ночами работать, жить в зале. В основном же выпускники становятся педагогами и учат детей гимнастике, современному и народному танцу. «Почти каждый мечтает после выпуска танцевать», — призналась Оля, — «но не всегда получается».

Максим Симухин — сокурсник Оли. Он единственный из трех парней продержался до последнего курса, остальных отчислили. Сейчас мечтает танцевать народный танец на сцене, для себя и для искусства. Родился он в небольшом городе Струнино Владимирской области и уже в детстве столкнулся с травлей.

«Было очень сложно. В моем городе ребята думали, что если я занимаюсь хореографией, значит, я не такой, как все. Поэтому я знаю, что такое буллинг. Даже вспоминать тяжело», — признается Максим. «Во Владимире с этим лучше. В районе, где находится наше общежитие, всем уже безразлично. Но однажды на меня напал здоровый мужик, под два метра. У меня и комплекция, и выдержка балетные: хожу всегда с прямой спиной, гордый. Видимо, это многих раздражает. Я был в компании двух девушек и парня. Мы зашли в подъезд, а он за нами. Когда он дал понять, что сейчас что-то будет, я ему сразу гранд-батманом заехал, и мы убежали».

Владислав Башмаков, в отличие от Максима, никогда не сталкивался с такой проблемой. Его окружение почти полностью состоит из людей, напрямую связанных с танцами. В нем не бывает предвзятости. «Мне же», — говорит Максим, — «часто тяжело существовать в кругу людей, не понимающих такое творчество, а иногда и агрессивно не принимающих его».

Текст: Мария Ныркова
Иллюстрации: Варвара Ступина
Фотографии предоставлены героями материала
Редактор: Анна Терешева

    • Рубрика: Люди Метки: академии хореографиибаллет

      ВНИМАНИЕ!
      Всем поступающим при прохождении очных просмотров необходимо иметь при себе результат анализа об отсутствии COVID-19 (срок — не более 5 дней) либо результат анализа о наличии антител к COVID-19 (срок — не более 1 месяца). Также необходимо наличие маски и перчаток.

      Правила приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

      В 2020 году вводится предварительная электронная регистрация для прохождения отбора поступающих в 1/5 класс. После заполнения завяки — соответствующей формы регистрации вы получите ответ на указанный вами электронный адрес. Регистрация открыта по 15 августа (до 17:00). Некорректно заполненная форма учитываться не будет.

      17 августа будут опубликованы списки зарегистрировавшихся поступающих по группам с указанием примерного времени просмотра.

      Если вы зарегистрировались и раздумаете приезжать на просмотр, пожалуйста, сообщите в приёмную комиссию: priemspo@vaganovaacademy.ru

      Поступающим в 1/5 класс

      Приёмные испытания поступающих в 1/5 класс проводятся 24-28 августа 2020 г.

      Регламент проведения приёмной кампании для поступающих в 1/5 класс на исполнительский факультет специальность «Искусство балета», квалификация «Артист балета, преподаватель».

      Поступающим во 2/6 и другие классы/курсы

      В 2020 г. для поступающих на программу СПО во 2/6 и последующие классы введены онлайн регистрация и предварительный отбор по видео.

      Онлайн регистрация и приём видеопортфолио осуществляются до 17:00 20 июля 2020 г. Для регистрации необходимо пройти по ссылке и заполнить форму. Затем выслать видеопортфолио, подготовленное по требованиям, на электронный адрес приёмной комиссии: priemspo@vaganovaacademy.ru

      Успешно прошедшие предварительный отбор по видео будут приглашены на экзамен-урок классического танца в Академию 26 августа 2020 г. Девочкам необходимо иметь туфли-пуанты. Список приглашённых на экзамен-урок будет опубликован до 27 июля.

      Обращаем ваше внимание, что приём во 2/6 и следующие классы (курсы) Академии проводится путём перевода из других профессиональных хореографических (балетных) училищ и колледжей на свободные места.

      Регламент проведения приёмной кампании в старшие классы на исполнительский факультет, специальность «Искусство балета», квалификация «Артист балета, преподаватель».

      Документы

      Заявление на зачисление (заполняется при регистрации, также можно принести заполненное дома).

      Требования к видеопортфолио (2/6 и старшие классы).

      Для прохождения приёмных испытаний при себе нужно иметь распечатанное и заполненное заявление, а также медицинские документы (на II этап, см. регламент). Все остальные документы предоставляются после успешного прохождения III этапа приёмных испытаний.

      Перечень документов, предоставляемых родителями детей, рекомендованных к зачислению по итогам отбора на обучение.

      Перечень заболеваний, патологических состояний, особенностей развития и телосложения, препятствующих поступлению в хореографические училища.

      Решение комиссии по приёму

      Профессиональная комиссия по приёму одарённых детей на обучение по программе СПО в Академию оценивает поступающих по следующим параметрам (I и III этапы отбора): — внешние данные, сценичность; — подъём (правая и левая нога); — выворотность; — шаг (в сторону, назад); — гибкость; — прыжок; — координация; — музыкальность, танцевальность.

      По совокупности оценок и мнений членов комиссии, а также медицинской комиссии (II этап) принимается коллегиальное решение о том, годен или не годен поступающий к прохождению следующего этапа приёмных испытаний и обучению в Академии. Академия не даёт индивидуальных комментариев по решению комиссии в отношении поступающих.

      По вопросам приёма на программы среднего профессионального образования можно обращаться к специалисту Учебного отдела — Ковалевой Татьяне Дмитриевне
      +7 (812) 456-07-65 доб. 221 (после 1 июня)

      До подачи документов абитуриентам необходимо ознакомиться с Лицензией на право ведения образовательной деятельности и Свидетельством о государственной аккредитации.

      Узнав однажды о том, что в «Раймонде» будет выступать Агриппина Ваганова, известный педагог и балетмейстер Мариус Петипа заметил: «Очень неудачный подбор танцовщиц. Госпожа Ваганова — ужасна. На балет не иду». Тогда он даже не подозревал, что через много лет эта женщина не просто займет его место в Мариинском театре, а станет легендарным педагогом и на весь мир прославит русский балет. К юбилею Агриппины Яковлевны АиФ.ru рассказывает о ее пути в профессии, многочисленных обожателях и ненавистниках.

      Одна из теней в «Баядерке»

      В хореографическое училище 10-летняя Агриппина попала не потому, что мечтала танцевать или имела к этому талант. Просто детей из бедных семей, а Вагановы не могли похвастаться хорошим материальным положением, часто отдавали в училище ради бесплатного пансиона. Физические данные девочки с самого начала оставляли желать лучшего, по этой причине во время учебы от нее даже отказался педагог. Екатерина Вазем считала, что работа с Вагановой — пустая трата времени и сил. Однако во время выпускных экзаменов Агриппина смогла показать неплохую технику, и девушку приняли в труппу Мариинского театра, разумеется, только в кордебалет, в котором она застряла на довольно долгий срок. Позже Ваганова не раз шутила на эту тему, рассказывая, что много лет была лишь тридцать третьей тенью в «Баядерке». Шутка в том, что в «сцене теней» этого балета задействованы тридцать две танцовщицы.

      К своему первому в жизни сбору труппы в Мариинском театре девушка готовилась тщательно. Весь задаток зарплаты балерина потратила на пошив наряда у портнихи. Однако, когда она пришла в новый коллектив, поняла, что одета беднее всех своих коллег. Ваганова еще долго не могла позволить себе бриллианты, дорогое кружево или изысканные туалеты. Выбиться в ведущие солистки (и тем более примы) с более внушительным окладом не было никакой возможности, ведь тогда на сцене царила Матильда Кшесинская, а позже Анна Павлова. И все же балерине выпал шанс отличиться. Однажды в той самой «Баядерке», о которой так любила шутить танцовщица, заболела исполнительница одной из вариаций. Агриппина с легкостью заменила коллегу. Сначала один раз, потом другой. Постепенно за ней закрепился титул «царица вариаций» и даже появились поклонники. Это стало ее маленькой победой над собой и теми людьми, которые были уверенны, что максимум Вагановой — до конца дней танцевать в последнем ряду кордебалета.

      Агриппина Ваганова в балете «Эсмеральда», 1910 г. Фото: Public Domain

      Проработав в театре 14 лет, танцовщица наконец-то получила повышение. В репертуаре балерины появились сольные партии. Ей даже дали станцевать в «Лебедином озере». Однако театральное руководство сменило гнев на милость слишком поздно, пенсия Вагановой была не за горами. Более того, официальный статус балерины она получила за месяц до выхода на заслуженный отдых. В 1916 состоялся прощальный бенефис артистки, Агриппина танцевала главную партию в балете «Ручей».

      Не виси на палке, как белье!

      Еще во время работы в Мариинском театре Ваганова смогла создать семью. Гражданским мужем танцовщицы стал отставной полковник Андрей Александрович Померанцев. Официально он был женат на другой женщине, но это не помешало ему переехать к балерине и стать отцом ее единственного сына. Первенец родился у Агриппины в 1904 году, Померанцев тут же усыновил мальчика. Однако в 1917 году, не выдержав хаоса и разрухи, которые принесла с собой революция, Померанцев покончил с собой. В этот непростой период танцовщица осталась одна с ребенком на руках и практически без работы.

      В 1920 году Ваганову пригласили преподавать сразу в два места: в Государственное петроградское театральное училище и в театр. Через пять лет одна из ее учениц — Марина Семенова прославит имя Агриппины Яковлевны. «Марина — начало моей репутации педагога», — говорила Ваганова. Еще через три года обучение у нее закончила Галина Уланова. Потом была Наталья Дудинская, Алла Шелест, Нинель Кургапкина, Алла Осипенко и многие другие талантливые балерины.

      Агриппина Ваганова в 1920-е гг. Фото: Public Domain

      Ваганову-педагога всегда отличала строгость и требовательность. Пытаясь добиться идеального исполнения, она запросто могла сказать ученице: «Не виси на палке, как белье», «Не облизывай ногой пол», «Вынь вату из ушей» или «Это у тебя что — рука или кочерга?». Но никто на нее не обижался, ведь все знали, что научить искусству танца может только она.

      В 1931 Ваганову пригласили занять пост художественного руководителя балетной труппы Мариинского театра, тогда он был переименован в ЛАТОБ имени С. М. Кирова. На новом месте Агриппина Яковлевна начала с того, что стала постепенно возвращать в репертуар снятые ранее классические постановки. На сцене снова начали показывать «Жизель», «Баядерку», «Лебединое озеро» и др. Но, она не могла не учитывать настроения, которые царили в тот момент в обществе. По этой причине был создан балет «Пламя Парижа», который впоследствии стал одним из самых любимых у Сталина.

      Будучи худруком, в 1934 году Ваганова выпустила уникальный учебник — «Основы классического танца». Это своеобразная азбука для тех, кто связал свою жизнь с классическим балетом. Агриппина Яковлевна смогла систематизировать процесс обучения. Книга была переведена на разные языки и много раз переиздавалась. В этом же году педагогу присвоили звание Народной артистки РСФСР. Карьера шла в гору, однако буквально через несколько лет Ваганову ждал неприятный сюрприз от ее подопечных. На заседании худсовета в конце 1927 года против Агриппины Яковлевны выступил ряд коллег и несколько ее учениц. «Мы работаем в социалистическом государстве, а не в частной труппе, где пишутся свои уставы и законы», — заявила на собрании Татьяна Вечеслова. Нина Млодзинская назвала Ваганову «властолюбивой и не терпящей критики», а Уланова потребовала заменить некогда любимого педагога: «Я считаю, что нужен новый человек для нашего художественного руководства, который бы творчески руководил балетом», — уверяла Галина Сергеевна. Агриппина Яковлевна тогда заметила: «… Характер у меня, может быть, как тут выражались, ужасный. Но, мне кажется, мягкотелые, приятные люди дисциплины не введут. Дисциплина важна в каждом деле, а в нашем — особенно». Однако от своей должности она действительно отказалась, но преподавать не перестала.

      Академия им вагановой отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *