Основные способы защиты трудовых прав работников перечислены в статье 352 Трудового кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Самозащита работниками трудовых прав;
  2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами;
  3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  4. Судебная защита.

Помимо данных способов защиты трудовых прав учителя могут обратиться:

  1. В комиссию по трудовым спорам,
  2. В порядке ведомственного контроля — в управление образованием, а также
  3. В прокуратуру.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных способов.

Самозащита работниками трудовых прав

Данный способ защиты заключается в отказе от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, либо работы, представляющей непосредственную угрозу его жизни и здоровью, либо в случае невыплаты заработной платы свыше 15 дней. Обязательным условием реализации права на самозащиту трудовых прав является письменное уведомление об этом работодателя. Письменное уведомление рекомендуется сделать в двух экземплярах: один отдать в канцелярию или делопроизводителю, а на втором попросить поставить отметку о получении (входящий номер, дату, подпись лица, принявшего уведомление) и оставить его себе.

В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами

Профсоюзы представляют интересы работников, являющихся их членами, при ведении коллективных переговоров, при принятии коллективного договора, контролируют соблюдение трудового законодательства работодателем, согласуют проекты локальных актов и т.д. В случае выявления профсоюзом нарушений трудового законодательства работодателю может быть направлено требование об их устранении, на которое последний обязан дать ответ в недельный срок (ст.370 ТК РФ).

К сожалению, очень часто профсоюзы создаются только на бумаге, и рассчитывать на его помощь не приходится. Но если председатель профсоюза лицо, независимое от администрации школы, то он может оказать Вам реальную поддержку в защите Ваших трудовых прав.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Государственная инспекция труда. Хотя государственная инспекция труда и не занимается рассмотрением индивидуальных трудовых споров, она имеет право выносить обязательные для работодателя предписания об устранении нарушений трудового законодательства. Данные предписания могут быть оспорены в судебном порядке, а за их неисполнение предусмотрена административная ответственность по ч.1. ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях. Кроме того, в случае, если с момента совершения работодателем нарушения трудового законодательства пройдет не более 1 года, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Следует отметить, что в отличие от таких способов защиты трудовых прав, как обращение в комиссию по трудовым спорам или в суд, где действуют сроки давности (3 месяца с момента нарушения трудовых прав и 1 месяц со дня увольнения), подать заявление в трудовую инспекцию можно в любое время и трудовой инспектор не имеет права отказать в его приеме на основании пропуска сроков. То есть даже если нарушение трудового законодательства было совершено 10 лет назад и до сих пор не устранено, то трудовая инспекция выдаст обязательное к исполнению предписание о его устранении.

Поэтому обращение в трудовую инспекцию является очень эффективным средством защиты трудовых прав. Но здесь есть ряд нюансов, которые следует учитывать.

  • Во-первых, трудовая инспекция проводит проверки на основании исключительно письменных документов. То есть при написании заявления Вам следует ссылаться только на письменные доказательства, а не на показания свидетелей, так как трудовые инспектора не имеют полномочий брать объяснения с граждан. Трудовая инспекция изучит предоставленные Вами документы и запросит копии всех документов, связанных с Вашим делом, у работодателя, в том числе и тех, которых у Вас может не быть. Решение будет принято на основании изучения документов, предоставленных Вами и работодателем.
  • Во-вторых, трудовая инспекция проверяет документы на предмет соответствия их исключительно трудовому законодательству. Отраслевые аспекты деятельности оцениваться не будут. То есть, если Вы оспариваете, например, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, то предметом проверки будет исключительно порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ: наличие в должностной инструкции соответствующей обязанности, порядок затребования письменного объяснения, срок привлечения к дисциплинарной ответственности, правильность издания приказа о взыскании и ознакомления с ним, Вникать в суть нарушения трудовой инспектор не имеет полномочий Если все документы оформлены правильно (даже если некоторые из них сфальсифицированы), то единственным способом защиты Ваших прав будет судебная защита, где Вы можете привлечь к делу свидетелей и экспертов.

Если в документах содержатся формальные нарушения трудового права, то трудовая инспекция вынесет предписание об их устранении. Как правило, трудовые инспектора принимают решения по полученным заявлениям строго в соответствии с Законом, потому что являются гражданскими государственными служащими и их деятельность находится под контролем вышестоящих органов и прокуратуры, а за незаконные решения они могут быть привлечены к ответственности, в том числе уголовной. Основное нарушение со стороны трудовых инспекторов — это отказ в принятии заявления на личном приеме на основании различных надуманных предлогов. В этом случае Вы можете направить заявление в трудовую инспекцию без личного посещения заказным письмом с уведомлением либо подать его через интернет, воспользовавшись ресурсом https://онлайнинспекция. Рф.

Срок рассмотрения обращения в государственную инспекцию труда — 1 месяц со дня регистрации (регистрируется обращение — в течение 3 дней со дня получения).

Судебная защита

Самым распространенным способом разрешения трудовых споров является судебная защита. Однако это и самый сложный, требующий материальных (в случае обращения к профессиональному юристу или адвокату) и значительных временных затрат, механизм. Госпошлина при подаче иска по защите трудовых прав не взимается.

Согласно ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

  • работодателя – о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  • непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

    • об отказе в приеме на работу;
    • лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц;
    • лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Однако следует помнить, о том что срок, в течении которого работник может обратиться в суд ограничен. Например, за разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Если работник принял решение первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам, и он не согласен с ее решением, то в суд он вправе обратиться в течение 10 дней со дня вручения копии решения комиссии по трудовым спорам.

Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом, решающим данный вопрос с учетом всех обстоятельств конкретного дела, а отказ в восстановлении пропущенного срока — обжалован в вышестоящий суд.

В ходе судебного разбирательства судом будут исследованы все доказательства по делу: документы, показания свидетелей, иные вещественные доказательства, могут быть привлечены эксперты. При этом следует помнить, что работник сам должен предоставить доказательства, на которых он основывает свои требования. Чтобы избежать ошибок при подаче иска и формировании доказательственной базы при обращении в суд разумнее всего будет привлечь юриста, специализирующегося на трудовых спорах. При вынесении решения в пользу работника все его расходы на юридическую помощь будут взысканы с работодателя.

Комиссия по трудовым спорам

Создание комиссии по трудовым спорам (КТС) позволяет решать конфликты на предприятии еще до обращения в суд.

Судебные разбирательства связаны со многими неприятностями, как для работников, так и для организации.

КТС – верный способ выяснить причины конфликта, не привлекая третьей стороны.

Предусматривается рассмотрение по трудовым вопросам, если работник не смог договориться непосредственно с руководителем (ст. 385 ТК РФ).

Однако если не было предпринято попыток договориться напрямую, КТС все равно не может отказать в рассмотрении проблемы. Перед созывом попытается вызвать на диалог работника и работодателя, чтобы помирить их.

КТС разрешает противоречия, возникающие при исполнении руководством законодательных норм трудовой деятельности федеральной и локальной направленности.

Комиссия рассматривает претензии не только действующих сотрудников, но и бывших, а также тех, кого не взяли на работу без достаточных оснований.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает вопросы, связанные:

  • С оплатой труда или дополнительными выплатами.
  • С условиями трудового договора, его исполнением.
  • Со штрафами и взысканиями (выговоры, увольнение).
  • С выплатой сверхурочных или командировочных.
  • Иные вопросы, не решенные напрямую с работодателем.

КТС не может рассматривать следующие вопросы (они решаются только в суде):

  • Восстановление работника в должности.
  • Восстановление после увольнения.
  • Оплата компенсаций за прогулы по уважительной причине или разнице в зарплате при понижении в должности.
  • Причинение вреда работнику по вине организации.

Срок обращения в КТС регламентирован ст. 386 ТК РФ:

  • Работник обязан обратиться с заявлением не позднее 3-х месяцев после того, как он узнал о нарушении или должен был узнать.
  • Если срок был пропущен по уважительной причине, комиссия может разрешить трудовой спор по существу, восстановив срок.

Срок обжалования решения комиссии – 10 дней после вручения письменной копии решения.

Решение КТС также может быть обжаловано, если оно противоречит трудовому законодательству или не входит в круг обязанностей комиссии на основании ст. 391 ТК РФ.

Обращение в орган управления образованием

Если нарушение трудовых прав учителя связано с отраслевой спецификой его работы и обращение в трудовую инспекцию не дало результата, то можно обратиться с жалобой в орган управления образования. Поскольку учители и администрация школы являются сторонами образовательного процесса, то разрешение данного конфликта находится в компетенции органа управления образования. К обращению следует обязательно приложить копии всех имеющихся у Вас доказательств Вашей позиции (документы, фото-, аудио-, видеозаписи и т.). Ваше обращение будет обязательно рассмотрено и на него будет дан письменный ответ в установленный законом срок (1 месяц со дня регистрации обращения).

К сожалению, поскольку органы управления образованием являются учредителями муниципальных учебных заведений и кандидатуры директоров школ утверждаются их руководителями, то чаще всего в конфликте «администрация — учитель» они принимают сторону администрации.

Прокуратура

Прокуратура является надзорным органом и наделена очень широким спектром полномочий для защиты прав граждан. В зависимости от обстоятельств дела жалоба гражданина может рассматриваться либо непосредственно сотрудником прокуратуры либо перенаправлена в соответствующий орган (трудовую инспекцию или орган управления образованием).

Также в прокуратуру можно обжаловать решения трудовой инспекции или органа управления образованием, если Вы с ними не согласны и считаете незаконными.

Какой способ защиты своих прав выбрать — зависит от Вас. Но следует помнить, что сначала надо попытаться решить спор непосредственно с работодателем.

Но при этом следует ссылаться в защиты своей позиции строго на положения законодательства, обращения к администрации делать в письменной форме (обязательно в двух экземплярах: один сдать в канцелярию, второй — оставить себе, предварительно получив отметку о приеме заявления с датой и подписью принявшего заявление). В крайнем случае, все переговоры с администрацией следует проводить в присутствии коллег, которые могут подтвердить Ваши слова (но лучше делать это в письменной форме). В дальнейшем Ваши запросы к администрации школы докажут тот факт, что Вы пытались решить спор мирно.

Если решить разногласия с администрацией в результате переговоров не представляется возможным, то следует воспользоваться иными способами защиты Ваших прав. Рекомендуется следующая последовательность действий (не забывайте про сроки обращения в КТС и суд): 1. обращение в профком; 2. в КТС; 3. в орган управления образованием; 4. в трудовую инспекцию; 5. в прокуратуру; 6. в суд. Не обязательно проходить каждый шаг данной последовательности. Например, если в КТС в Вашей школе входят «приближенные» к администрации люди, а профком существует только на бумаге, то данные инстанции можно пропустить. В случае же, если Вас незаконно уволили, следует сразу обращаться в суд.

Из-за обилия реформ от Министерства просвещения и общего детоцентризма общества в нашей стране работать в сфере образования стало очень непросто. Все чаще учителей по поводу и без атакуют «яжематери», а представители администрации школы в спорных ситуациях занимают нейтральную позицию. Многие учителя живут в перманентном напряжении из-за страха оступиться, не так что-то сказать или сделать, в то время как желающих научить их работать хоть отбавляй. Как защищаться педагогу − разбираемся в нашей статье.

Кто виноват

Реальность такова, что школьному учителю неприятности угрожают буквально со всех сторон. Судите сами:

  • Угроза увольнения

Наверняка кто-то скажет: если в школе так плохо, нечего за нее держаться. Но для многих учителей любовь к детям пока перевешивает существующие минусы, да и не так просто поменять профессию, особенно если стаж составляет уже 20–30 лет. Добавим к этому и то, что с легкостью найти новую работу получится не в каждом городе или поселке России. Все эти причины вынуждают педагогов терпеть нападки и держаться за зарплату, которая все никак не дотянет до обещанной «средней по региону» (почему так происходит, мы рассказывали в одной из наших статей).

  • Жалобы родителей

Похоже, забыты времена, когда учитель был неоспоримым авторитетом для детей и родителей. Теперь каждое действие педагога рассматривается под микроскопом. Шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте расценивается как попытка улететь, а родители приходят на встречу с учителем, уже вооружившись включенными диктофоном и видеокамерой в смартфоне. Отдельные папы и мамы не гнушаются даже откровенной слежки в соцсетях. Неосторожное высказывание или фото – и дело сделано. Полетят возмущенные письма другим родителям, школьной администрации, в департамент образования. Неприятности гарантированы.

  • Собственно ученики (несмотря на то, что «онижедети»)

Учителя замечают, что с каждым годом наладить дисциплину в классе становится все сложнее. Дети считывают неуважение к педагогу с поведения родителей: игнорируют замечания, парируют фразой «А вы не имеете права ставить двойку/ выгонять с урока/ спрашивать что-либо по предмету т. д.!», провоцируют учительские срывы, чтобы записать компромат на диктофон или камеру. Интернет завален роликами, где ученики издеваются над учителем прямо во время урока.

  • Постоянные проверки

«Верхи» про педагогов тоже не забывают. Но отнюдь не в том смысле, чтобы прибавить зарплату или улучшить условия труда. Порой складывается ощущение, что вся «забота» состоит в том, чтобы не дать учителю ни одной свободной минуты: после проверки тетрадей и подготовки к урокам следует заполнение всевозможных документов, подготовка докладов и составление отчетов – все это в бумажном или электронном виде. Своевременное оформление документации жестко контролируется чиновниками из местных департаментов образования. В случае чего могут и рублем наказать.

  • Бесправие перед школьной администрацией

В образовательных организациях руководство может придерживаться противоположных позиций: где-то директор в случае конфликта встает на сторону родителей и виноватым назначает педагога, а где-то − горой стоит за подчиненных даже перед проверяющими из вышестоящих инстанций. Но и в тех, и в других школах учителя могут ощущать свое бесправие перед администрацией: приходится выполнять дополнительные неоплачиваемые поручения в свое личное время, собственными силами: то за свой счет делать ремонт в кабинете, то покупать учебные пособия, то часами просиживать на совещаниях. Иначе можно потерять рабочее место.

Что делать

Во-первых, использовать против оппонента его же тактику. В эпоху широкого распространения соцсетей именно здесь родители любят жаловаться на «провинившихся» учителей и делать частный случай достоянием всей страны, а то и мира. Почему бы учителям не поступать аналогично: отвечать на несправедливые обвинения не в кабинете директора, а так же публично, через соцсети − вспомним флешмоб «Учителя тоже люди», участниц которого заметили даже в Великобритании. Шумиха гарантирована, а там, глядишь, и справедливость восторжествует. Как в случае с Татьяной Кувшинниковой, учителем русского языка и литературы из Барнаула, которую директор уволил по настоянию родителей, но затем восстановил в должности из-за общественного резонанса. Другое дело, что сама Татьяна уже не захотела вернуться в школу. Но и здесь ей помогла огласка: учителя пригласили на работу в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Во-вторых, есть законный способ восстановить справедливость через суд. К сожалению, перспектива судебной тяжбы у большинства наших сограждан оптимизма не вызывает: очень сильны в обществе стереотипы о волоките при рассмотрении дел и коррумпированности служителей Фемиды. Однако учителю, чьи права нарушены, стоит быть настойчивым и последовательным. На самом деле подать судебный иск и добиться его рассмотрения не так сложно, как кажется. Да и дорогостоящие услуги адвоката требуются далеко не всегда. В судебном процессе истец часто способен защитить себя сам.

Но бывают ситуации, когда учителю в одиночку действительно не справиться. В этом случае выход – обращение в профсоюзную организацию. Местный профком есть почти в каждой школе. Существуют более крупные организации, действующие в масштабах страны: межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» (входит в Конфедерацию труда России), Общероссийский Профсоюз работников народного образования и науки (входит в Федерацию независимых профсоюзов России). Для чего они нужны? Путевки в санаторий, материальная помощь и подарки к праздникам – об этих профсоюзных «плюшках» знают все. Но главная функция профкома не в этом. Профсоюз участвует в составлении коллективного трудового договора, гарантирует педагогам защиту их прав, бесплатную юридическую помощь в решении социальных и трудовых вопросов, поддержку при рассмотрении индивидуального трудового спора, защиту от противоправного увольнения. Именно сюда учитель может и должен обращаться в случае превышения полномочий директором школы, ухудшения условий труда, при несправедливом распределении учебных часов или компенсационных выплат.

О том, как часто учителя обращаются в профсоюзы и какую конкретную помощь в защите своих прав получают, редакция ActivityEdu расскажет в одной из августовских публикаций.

Под лежачий камень…

Некоторые учителя на форумах пишут, что не видят пользы от профсоюзов, не верят в справедливость судов, а в социальных сетях вообще не зарегистрированы. На это другие учителя резонно возражают, что проблема не в бессилии профсоюзов и нечестности судов, а в бездействии педагогов, которые жалуются коллегам на несправедливое отношение, но не пытаются решать проблемы. А под лежачий камень, как известно, и вода не течет.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Правовой статус педагогических работников.

Под правовым статусом педагогических работников понимается совокупность прав и свобод (в т.ч. академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 5) право на участие в разработке образовательных программ, в т.ч. учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
  • 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
  • 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в т.ч. в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
  • 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в т.ч. через органы управления и общественные организации;
  • 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года;
  • 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

  • — учебная, преподавательская работа;
  • — воспитательная работа;
  • — индивидуальная работа с обучающимися;
  • — научная, творческая и исследовательская работа;
  • — другая педагогическая работа.

Другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, это:

  • — методическая;
  • — подготовительная;
  • — организационная;
  • — диагностическая;
  • — работа по ведению мониторинга;
  • — работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации ООД с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций ООД определяется:

  • 1) коллективным договором;
  • 2) правилами внутреннего трудового распорядка;
  • 3) иными локальными нормативными актами организации ООД;
  • 4) трудовым договором;
  • 5) графиками работы;
  • 6) расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Минобрнауки РФ.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении Единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения Единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права — выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению Единого государственного экзамена.

Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение Единого государственного экзамена.

Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Педагогические работники обязаны (ст. 48 ФЗ № 273-ФЗ):

  • 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
  • 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
  • 7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
  • 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
  • 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Педагогический работник организации ООД, в т.ч. в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для:

  • — политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них;
  • — разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • — агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в т.ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов;
  • — побуждения обучающихся кдействиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Защита прав педагогических работников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *