Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

-получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

-произвести искусственное прерывание беременности;

-добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий — по медицинским показаниям);

-произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

-воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

-получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком. Отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86, а при рождении двух и более детей — 110), с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 300 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» при рождении ребенка женщина имеет право на получение единовременного пособия в размере 8 000 рублей без учета индексации. С 1 февраля 2017 года единовременное пособие при рождении ребенка, выплачивается в размере 16 350 рублей 33 копеек согласно Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.01.2017 № 88.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Они включают следующее:

-при приеме на работу не устанавливается испытание для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

-работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

-беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет не допускаются к работе в ночное время. Работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

-не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

-женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев должен быть предоставлен оплачиваемый отпуск по заявлению работника до истечения шести месяцев непрерывной работы.

-не допускается отзыв из отпуска беременных женщин.

-не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам;

-беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

-при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

-женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

-работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

-запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

-направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

-перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

-расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

-в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

-допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

-расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается

-одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

-женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

-одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

-работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

-беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет влечет уголовную ответственность (ст. 145 УК РФ).

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка.

Кроме того, следует отметить, что Россия широко участвует в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи, материнства и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в соответствие с которой действует СК РФ.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч.2 ст.38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст.19 Конституции).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

Совершеннолетние трудоспособные дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своих родителям.

Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст.157 УК). Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».

В пп.18-19 Плана действия по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей особое внимание уделяется роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка, «необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, причем необходимо уделять соответствующее внимание тому, чтобы ребенок по возможности продолжал развиваться в условиях его культурной среды». Так в общем можно охарактеризовать (представить) идеальную картину реализации интересов ребенка в семье. Рассмотрим, как дело обстоит в действительности.

Ребенок и мать — это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и впервые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной матери интересы ребенка являются первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста, также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) . Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье — естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: Закон РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 5 Закона РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» называет виды пособий:

  • пособие на рождение;
  • пособие по уходу в случаях, когда:
  1. лицо, осуществляющее уход за ребенком, не является участником системы обязательного социального страхования;
  2. лицо, осуществляющее уход за ребенком, родившимся до 1 января 2008 года, является участником системы обязательного социального страхования;
  3. пособия на детей в случаях, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст. 46 Закона РК «О браке и семье» устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства — процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка — избавление женщины от бремени вынашивания плода. Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери — женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она .

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка .

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она . Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка, во избежание психологических и социальных стрессов. Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в Законе РК «О браке и семье» представлена следующими нормами:

  • статья 61. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;
  • статья 62. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;
  • статья 63. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;
  • статья 65. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
  • статья 124. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;
  • статья 130. Участие родителей в дополнительных расходах на содержание детей и мн. др. Подчеркнем еще раз, что в отношении к ребенку права матери и отца равны, поэтому рассмотрение особенностей именно «материнства» по семейному законодательству не совсем уместно.

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 9 Закона РК «О браке и семье». Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

  • право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
  • право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;
  • право ребенка выражать свое мнение;
  • право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Большинство из них не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Казахстан, настоящим Законом, Законом РК «О браке и семье» и другими нормативными правовыми актами.

В свою очередь глава 9 Закона РК «О браке и семье» определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливает механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье. Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав — вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и т.д. . Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно. Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав . Защита семейных прав согласно ст. 7 Закона РК «О браке и семье», осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Законом РК «О браке и семье» — государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 59 Закона РК «О браке и семье», защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 63 Закона РК «О браке и семье»).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей. Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимы в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку, исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье, не обращаются за помощью, заключается в том, что несовершеннолетние не знают, куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов — процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

Но надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи .

Так или иначе, основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов материнства и детства стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики, выработка механизмов и их реализация, обеспечение социальной защиты материнства и детства есть и остается приоритетным для нашего государства.

Детьми признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Дети в таком возрасте являются наиболее уязвимой категорией граждан, так как практически не являются самостоятельными и находятся под опекой взрослых. Случаи нарушения прав детей встречаются нередко.

На защиту интересов маленьких граждан встает ряд органов, действующих на основании международных и национальных законодательных актов.

Права детей в Российской Федерации и их законодательное регулирование

Права несовершеннолетних граждан установлены и регулируются на законодательном уровне. В перечень национальных нормативно-правовых документов, действующих в России, входят:

  • Конституция РФ;
  • Закон от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Семейный кодекс РФ (СК РФ);
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ);
  • региональные нормативные акты.

Самыми важными среди международных нормативных документов являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Основные права детей указаны в гл. 11 СК РФ. К ним относятся:

  1. Проживание и воспитание в семье (ст. 54 СК РФ). Каждый ребенок вправе проживать со своими родителями, получать от них должное внимание, заботу, а также возможность всесторонне развиваться. Если родители по какой-то причине отсутствуют, то эти обязательства берет на себя орган опеки и попечительства.
  2. Поддержание отношений с родителями и с другими родственниками (ст. 55СК РФ). Даже в случае развода родителей ребенок может общаться и с отцом, и с матерью, а также с другими родственниками по обеим линиям родства.
  3. Защита своих прав и интересов (ст. 56 СК РФ). Обязанность защищать интересы несовершеннолетних ложится на родителей, а также другие государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд). Ребенок может претендовать на защиту, если сами родители злоупотребляют своими полномочиями по отношению к несовершеннолетнему.
  4. Изъявление собственного мнения (ст. 57 СК РФ). Ребенок, как и взрослый, является отдельной личностью, а поэтому имеет собственное мнение, которое должно учитываться, особенно при решении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего.
  5. Получение несовершеннолетним лицом ФИО (ст. 58 СК РФ). При рождении малыша родители самостоятельно выбирают ему имя, фамилия переходит от родителей, а отчество, как правило, присваивается по имени отца.
  6. Смена имени или фамилии (ст. 59 СК РФ). Орган опеки и попечительства может дать разрешение на смену имени или фамилии ребенка, если об этом поступила просьба от родителей.
  7. Имущественные права несовершеннолетнего лица (ст. 60 СК РФ). Каждый ребенок должен получать соответствующее содержание от своих родителей. Ребенок является собственником того имущества, которое было ему подарено или перешло по наследству.

Право ребенка на защиту согласно Семейному кодексу РФ

Этому вопросу посвящена ст. 56 СК РФ. Обеспечить защиту могут родители, если ребенок проживает в семье, другие лица, выполняющие их обязанности (опекуны, попечители), а в некоторых случаях государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд).

Родители, имеющие обязательства по защите своего ребенка, могут и сами нарушать законодательство, превышая свои полномочия. В таких случаях дети могут самостоятельно обращаться за помощью в орган опеки и попечительства. Если несовершеннолетнему уже исполнилось 14 лет, то он может подать исковое заявление.

Лица, которые до достижения совершеннолетнего возраста были признаны полностью дееспособными, могут самостоятельно защищать свои интересы.

Уведомить орган опеки о нарушении законодательства могут и третьи лица. Например, учителя в школе или воспитатели в детском саду могут узнать от ребенка, что его родители применяют к нему грубую физическую силу. Ситуация может быть и обратной, когда родители встают на защиту интересов своего ребенка, а нарушителями выступают работники образовательных учреждений.

Случаи нарушения прав детей

Взрослые не так уж и редко действуют, не задумываясь об интересах несовершеннолетних граждан, тем самым нарушая их. Чаще всего это происходит в домашних условиях или же в учебном учреждении.

Дома наиболее распространены следующие виды нарушений:

  1. Физическое насилие. Выражается в применении грубой физической силы в воспитательных целях, а также в сознательном лишении должного ухода (питание, лечение). Сюда же относится и принуждение ребенка к употреблению спиртных напитков и наркотиков.
  2. Моральное насилие. Заключается в постоянном унижении и критике несовершеннолетнего, запугивании и оскорблениях.
  3. Социальное насилие. Родители не выполняют свои обязательства по стандартному обеспечению своего ребенка (одежда, образование и т. д.).

За нарушение законодательства ответственные лица (родители, опекуны, попечители) могут понести административную и даже уголовную ответственность. В особо сложных ситуациях может быть принято решение об ограничении или лишении родительских прав (ст. 69, ст. 73 СК РФ).

В образовательных учреждениях нарушения могут проявляться следующим образом:

  • необоснованная критика и угрозы в сторону несовершеннолетнего;
  • оскорбление и унижение достоинства, в том числе на публике;
  • целенаправленное изолирование;
  • выдвижение необоснованно завышенных требований по сравнению с другими детьми.

Все вышеперечисленные ситуации не должны оставаться без внимания. Первым шагом будет обращение к директору школы или другого образовательного учреждения. На основании жалобы должны быть приняты соответствующие меры.

Если ситуация не меняется, то решать вопрос уже необходимо в следующей инстанции — районное или городское управление образованием. При их бездействии необходимо обращаться в прокуратуру.

Способы защиты

Ответственные лица или государственные органы вправе защищать детей любыми законными способами. Государство обеспечивает защиту следующим образом:

  • установление правил соблюдения и защиты интересов несовершеннолетних граждан на законодательном уровне;
  • наделение полномочиями по защите интересов детей территориальных органов;
  • оказание помощи и поддержки семьям, где воспитываются несовершеннолетние дети;
  • установление ответственности за нарушение прав несовершеннолетних граждан.

Органы, осуществляющие защиту

К государственным органам, имеющим полномочия по защите интересов детей, относятся:

  1. Органы опеки и попечительства. Их деятельность регулируется Законом №48-ФЗ. В их полномочия входят: устройство и распределение детей, оставшихся без опеки родителей, контроль за их воспитанием и содержанием; принятие участия в судебных разбирательствах и исполнении решений по делам, связанным с воспитанием ребенка в семье, а также лишения или ограничения родительских прав.
  2. Институт уполномоченного по правам ребенка в России и регионах страны. Действует в соответствии с Законом №124-ФЗ и указом Президента №986. Основными задачами являются: осуществление контроля за соблюдением интересов детей и их защита на государственном уровне; распространение информации о законных правах и интересах несовершеннолетних; участие в улучшении нормативных актов, регулирующих сферу защиты интересов несовершеннолетних.
  3. Органы внутренних дел (ОВД). Действуют на основании закона №3-ФЗ, УК РФ, СК РФ и других законодательных актов. Участвуют в процессе передачи детей на воспитание из неблагополучных семей, проводят профилактическую работу с лицами, нарушающими законные интересы несовершеннолетних.
  4. Органы прокуратуры. Осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом №2202-1-ФЗ. Принимают участие в решении вопросов, касающихся нарушения и защиты интересов несовершеннолетних детей (подают иски в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления и прочее).
  5. Суд. Лица, заинтересованные в защите интересов несовершеннолетних, вправе обращаться в суд с соответствующим иском. Дела по защите интересов детей могут рассматриваться судами в соответствии с нормами гражданского, уголовного или административного судопроизводства.

Защита интересов несовершеннолетних детей — это приоритетная задача не только родителей, но и государства в целом. На законодательном уровне имеется ряд способов и возможностей для выполнения этой задачи. В случаях когда интересы ребенка ущемляются со стороны родителей, он вправе самостоятельно обратиться за помощью в компетентные органы, которые примут соответствующие меры по защите несовершеннолетнего.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Защита матери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *