В статье раскрываются основные понятия конституционно-правовой защиты семьи, материнства и детства, а также рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается семья в настоящее время. Раскрыты основные правовые аспекты социальной защиты материнства, отцовства и детства.

Семья как объект политики

Семья является той малой группой, на жизнедеятельность которой особенным образом оказывают воздействие все те вопросы, на которые социуму приходится находить ответ в обстоятельствах рецессии и нахождения версий благополучного выхода из нынешней трудной экономической ситуации. Увеличение безработицы, снижение уровня доходов формируют значительные сложности с осуществлением семьей ее важнейших функций.

Защита материнства и детства всегда занимает приоритетную позицию в политике социального государства. Для России развитие системы поддержки граждан, воспитывающих детей, является одной из наиболее важных. Поэтому начиная со второй половины 90-х годов Россия ратифицировала ряд международно-правовых актов, что позволило нашей российской общественности по-новому взглянуть на мир детства и прилечь к нему внимание.

Одной из первых была ратифицирована нашей странной Конвенция ООН о правах ребенка (13 июля 1990 г.).

Далее, уже в 1993 году при Президенте Российской Федерации Б. Н. Ельцине была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которая занималась подготовкой проектов и постановлений по вопросам улучшения положения женщин и детей.

Важным событием в отношении политики защиты материнства и детства было подписание Президентом РФ Б. Н Ельциным 29 декабря 1995 года приказа о принятии Семейного кодекса РФ. С 1 марта 1996 года вступил в законную силу новый Семейный кодекс РФ.

Демографические проблемы

Одной из главных проблем начала 2000-х годов для России стало массовое сокращение населения. Так, согласно данным переписи 2002 года, начиная с 1989-го по 2002-й численность населения страны сократилась на 1,8 млн человек.

Важно отметить, что уровень рождаемости был практически в 2 раза ниже, чем уровень смертности.

Обращая внимание на всю важность и кризисность демографических и семейных проблем (материнство и детство и т. д.), стратегической целью деятельности социального государства в тот период стало снижение уровня населения, которое находится за чертой бедности.

Как отмечает Д. Б. Полиэктова, «в настоящее время почти половина семей не имеет детей, а в большинстве – только одного ребенка. Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся очень много ребят, а еще больше бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах. Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ – «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» – содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства. Вышеперечисленные программы являются формой социальной защиты» .

Социальная защита материнства, отцовства и детства – это помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, детям-инвалидам, родителям-инвалидам.

Современная трансформация «российской действительности, переживающей основательное политическое, экономическое и социальное переустройство, обуславливает необходимость теоретического осмысления важных направлений этих преобразований. Важным из них считается социально – правовая защита семьи, материнства и детства» .

Одним из них считается реформирование социального института материнства и детства, его отношений с государственной властью и реформирование политики в области материнства и детства самой страны.

Социальная политика

Социальная политика представляет собой составную часть общей стратегии Российской Федерации, имеющей отношение к социальной сфере. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность по разработке и реализации решений, лично касающихся человека, его места в обществе, предоставления ему социальной гарантии с учетом особенностей разных групп населения России.

В последние 10 лет обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из важнейших национальных приоритетов Российской Федерации.

Разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков.

Вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Утвержденная указом Президента Российской Федерации «Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017» года задала основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства.

Был сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защите прав детей в условиях новой социально-экономической реальности (указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») .

Региональные программы

В вопросах совершенствования государственной поддержки материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи. Региональные программы включают направления и мероприятия, которые определяются органами управления социальной защиты и документами федерального значения.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что в последние годы ведется активная политика в области защиты материнства и детства как на государственном, так и на региональном уровне. С каждым годом увеличиваются размеры выплат (индексируются). Кроме того, оказывается натуральная помощь в виде предоставления многодетной семье земельного участка.

Защита прав и интересов семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется органами государственной власти и местными органами самоуправления, а также предприятиями и иными организациями.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 1. Ст. 2.

2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 38. Ст. 3542.

3. Полиэктова Д. Б. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства: проблемы реализации и пути их решений // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9. С. 108–113.

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…».

Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах.

Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

-Трудовой кодекс Российской Федерации;

-Семейный кодекс РФ;

-Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.

Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины.

«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос – равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».

Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.

В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать – «семья».

Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства.

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

Защита детства и материнства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *