Содержание

Что такое ОБЭП и что он проверяет?

Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).

Они собирают сведения и предметы, чтобы субъекты предварительного расследования смогли:

  • возбудить уголовное дело;
  • придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.

Чаще всего сотрудников ОБЭП интересует различная документация, особенно касающаяся финансово-хозяйственной деятельности. По понятным причинам плана проверок у них не бывает, т. к. все действия производятся по мере появления информации о противоправных деяниях.

Проверка организации или предпринимателя не означает, что подозрения обязательно касаются этой фирмы. Возможно, что дело в преступившем закон контрагенте, связи которого и проверяют.

Основания доследственной проверки ОБЭП на предприятии

В отличие от следователей и дознавателей, сотрудники ОБЭП проводят не следственные действия, а оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ), согласно ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Среди них — опросы, прослушивание переговоров, наблюдение, проверочные закупки и т. д.

Одно из таких действий — обследование помещений. Именно для его проведения оперуполномоченные обычно являются на территорию фирмы. Порядок проведения этого ОРМ урегулирован соответствующей инструкцией, утв. приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 (далее — Инструкция).

Основанием для обследования предприятия выступает информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном противоправном действии либо бездействии (п. 1 ч. 2 ст. 7 закона № 144-ФЗ). Документально основание оформляется так (пп. 3–5 Инструкции):

  1. Сотрудник, обладающий информацией, готовит рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.
  2. На основании рапорта руководитель подписывает распоряжение о проведении обследования, в котором должна быть указана конкретная информация, послужившая поводом для этого.

Полномочия ОБЭП при проведении проверки. Возможна ли проверка без понятых?

По прибытии на место оперуполномоченные обязаны:

Подпишитесь на рассылку

  1. Предъявить представителю проверяемой организации служебные удостоверения и предоставить ему возможность ознакомиться с распоряжением о проведении обследования.
  2. Выдать на руки физлицу или законному представителю юрлица копию распоряжения.
  3. Предупредить всех участников ОРМ о применении любых технических средств.

ВАЖНО! В отличие от обыска, на обследовании сотрудники ОБЭП не имеют права вскрывать помещения против воли собственника. Также они не могут запретить присутствующим общаться между собой либо с другими лицами и покидать помещение.

В ходе обследования сотрудники ОБЭП могут:

  1. Осматривать занимаемые предприятием здания, сооружения, помещения, участки местности, принадлежащие ему транспортные средства и изучать при этом предметы, документы и материалы, представляющие интерес в связи с имеющейся информацией.
  2. Использовать в ходе обследования любые технические средства, в том числе для совершения аудиозаписи, видео- и фотофиксации.
  3. Изымать документы с признаками подделки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте вещи, если на них не имеется специального разрешения.
  4. Изымать прочие документы, электронные носители информации и вещи при соблюдении условий ч. 1 ст. 15 закона № 144-ФЗ.

ВАЖНО! В случае изъятия чего-либо ОБЭП проверку без понятых проводить не имеет права.

Если изымаются документы и электронные носители, то с них изготавливаются копии, которые должны быть затем (но необязательно сразу) переданы законному владельцу (пп. 15–22 Инструкции).

О полномочиях ОБЭП при проведении проверок читайте также материал КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Проверка ОБЭП — как себя вести?

Основные рекомендации по поводу того, как себя вести представителю организации и прочим сотрудникам, присутствующим на обследовании, сводятся к тому, что во время проверки важно:

  1. Внимательно изучить распоряжение на обследование и удостоверения сотрудников полиции. Переписать сведения из служебных удостоверений, попросить копию распоряжения, если ее не передали. Проверить, соответствует ли перечень проверяющих фактически явившимся лицам. Лишних лиц можно просить покинуть территорию.
  2. Проверить, действительно ли проведение обследования было санкционировано, связавшись с соответствующим подразделением полиции по телефону (распоряжения на обследование должны вноситься в специальный журнал учета).
  3. Как можно скорее озаботиться присутствием представителя юридической службы организации или адвоката.
  4. Не оказывать физического противодействия, не хвалиться связями и возможностями, не отказываться от подписи при ознакомлении с документами (это приведет только к фиксации факта отказа от подписи).
  5. Давать минимум пояснений или не давать их вообще, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.
  6. Не подписывать документы не читая. Вносить при необходимости свои замечания по проведенному ОРМ в составляемые протоколы.

***

В заключение отметим, что в законодательстве нет прямого указания на необходимость получения согласия собственника на обследование, хотя среди высокопоставленных представителей правоохранительных органов и ученых распространено мнение, что на гласное ОРМ (каковым и является обследование) необходимо получать согласие. Если вы не согласны с проведением обследования, это вряд ли остановит проверяющих, но в протоколе свое несогласие следует отразить — данный факт может помочь впоследствии при обжаловании произведенных действий.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Запрос информации: правомерный способ получения документов или легальная возможность для злоупотреблений?

Осуществление предпринимательской деятельности всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Однако особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они также сопряжены с рисками уголовно-правового характера. В последнее время кризисные явления в экономической сфере привели к тому, что вероятность реализации уголовно-правовых рисков значительно увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Обозначенные последствия, безусловно, являются наиболее негативными проявлениями осуществления комплекса оперативно-следственных мероприятий в отношении коммерческих организации и естественно наступают не в каждом случае. Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность. Сигналом, свидетельствующим о том, что Вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации». Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей и именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков. Таким образом, в рамках настоящей статьи мы проанализируем то, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют, предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски Вашего бизнеса.

Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка). Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации. Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев. Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста). Во-вторых – в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу. В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

Запрос информации и документов – это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Данные полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

  • МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Исходя из указанной нормы, сотрудники полиции в праве запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
  • ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности». Данная норма устанавливает, что сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
  • Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
  • Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

На основании обозначенных норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации. Однако следует понимать, что как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами законность и обоснованность:

  1. законность – предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
  2. обоснованность – заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

Одновременное наличие обозначенных компонентов делает требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влечет ответственность за игнорирование запроса.

Однако в практической деятельности в подавляющем большинстве случаев надлежащая мотивировка требований отсутствует. Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется. Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам. Другим часто встречающимся примером является ситуация, при которой силовики в ходе осуществления проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации. Последствия указанных нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации. С целью предотвращения отмеченных негативных последствий продемонстрируем наиболее часто встречающиеся варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении. Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:

  • запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направленные после возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки.

До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)

Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки. Для того, что бы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления, наиболее удобный способ для этого – направление запроса о предоставлении документации. В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

Направляя запрос в организации сотрудники данных подразделений, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» или п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»), тогда запрос будет обладать свойством законности. Стоит отметить, что на практике обозначенные правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.

Во-вторых (что самое важное), в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

  • номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер. Таким образом, данная информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
  • в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки;
  • в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

При одновременном наличии обозначенных компонентов запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике надлежаще обоснованные запросы встречаются крайне редко. Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

После возбуждения уголовного дела

В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто. Производство по уголовному делу осуществляют уже не оперативные подразделения, а следственные у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например). Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование. Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

Как и в случае с доследственной проверкой силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов. Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования, и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Указанное обоснование является некорректным и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

Прокурорская проверка

В первую очередь необходимо отметить, что как таковая цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности. Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства. Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

Одним из механизмов реализации данных рисков, естественно, выступает запрос документации. Практика показывает, что сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка. Однако, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки. В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него необходимо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным. Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

Ответственность за непредставление документов

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

Во-первых, ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» предусматривает ответственность в виде:

  1. предупреждения;
  • административного штрафа:
  • на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;
  • на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Обозначенные санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

Во-вторых, ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» предусматривает ответственность в виде:

  1. административного штрафа:
  • на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В данном случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

Однако следует помнить, что обозначенные меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

Так, Омский областной суд в постановлении от 02.02.2012 г. по делу № 4-А-10/2012 указал на то, что «Требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь с целью возможного обнаружения в деятельности должностных лиц учреждения или организации признаков преступления, является недопустимым в работе полиции, поскольку такое требование нарушает законные интересы и права не только конкретных граждан, сведения о которых были запрошены, а также законные интересы учреждений и организаций, поскольку их работники вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности в целях исполнения запроса полиции». В результате действия сотрудников полиции были признаны незаконными, так как в их запросе отсутствовали ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, либо на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении.

В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2013 г. по делу № 33-9847/2013 суд признал неправомерным запрос документации на основании устного требования сотрудника полиции и указал на то, что «действующее законодательство обязывает и дает право сотрудникам полиции получать на безвозмездной основе необходимую информацию, имеющую значение по расследуемому делу, только по мотивированному запросу».

Показательна позиция Астраханского областного суда, высказанная в постановлении от 16.07.2015 г. по делу № 4 а-303/2015 г. Суд, признавая действия правоохранителей незаконными, отмечал «в запросе о предоставлении информации отсутствует ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении. Не указан срок предоставления информации». В результате Суд пришел к выводу о том, что «требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь в связи со служебной необходимостью является недопустимым…».

Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности. В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск – риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы. Во избежание наступления негативных последствий, с нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является: Законным – основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию; Обоснованным – указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

2. В подавляющем большинстве случаев Запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов. Так получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц. В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

Многие слышали про такой отдел МВД РФ как отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК), но по старинке многие его продолжают сокращенно называть ОБЭП. Какими делами занимается соответствующий отдел, как проводит проверки и как вести себя с должностными лицами ОБЭП раскрыто в разделах настоящего материала.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по участию в допросе полиции поможет Вам подготовиться к возможным вопросам, выстроить линию защиты, которая помешает возбуждению уголовного дела

Какими делами занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями?

Отдел занимается выявлением, пресечением, раскрытием преступлений экономического и налогового характера, проверкой заявлений граждан и организаций о совершенных преступлениях в сфере экономики.

По каким составам преступлений может вестись работа ОБЭП?

  • одним из таких составов может являться состав, закрепленный в ст. 199 УК РФ, посвященный уклонению от уплаты налогов.
  • также структурное подразделение может работать с делами по ст. 159 УК РФ – мошенничество, ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство, ст. 172 УК РФ – незаконная банковская деятельность и др.

ВАЖНО: в основном сотрудники отдела проводят проверки, собирают материал, а затем передает его в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

Как вести себя на допросе в ОБЭП?

Допрос в общем-то не отличается от допроса в иных правоохранительных органах:

  1. при допросе допрашиваемое лицо должно вести себя спокойно, особенно, если оно не совершало ничего противозаконного. Лишняя нервозность и беспокойство будут мешать лицу давать показания
  2. ни в коем случае нельзя грубить сотруднику отдела экономической безопасности
  3. допрашиваемое лицо может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться от дачи показаний. Однако, пользование указанной статьей «палка о двух концах»: с одной стороны лицо ничего не говорит, с другой стороны это косвенно может свидетельствовать о его причастности к преступлению
  4. если по каким-то обстоятельствам допрашиваемое лицо не может дать пояснения без документов, то необходимо сообщить об этом сотруднику ОБЭП или сказать, что ту или иную информацию необходимо проверить по определенным документам

ПОМНИТЕ: при любом допросе, кем бы он ни проводился, сотрудники правоохранительных органов обязаны действовать в рамках законодательства. Если сотрудники ОБЭП начинают угрожать, запугивать и т.п., стоит попытаться сохранить самообладание и настаивать на своей точке зрения. Обязанность доказать виновность того или иного человека лежит на правоохранительных органах, а это не всегда удается, поскольку не всегда то или иное физлицо является виновным в совершении преступления. Также можно явиться на допрос с адвокатом, что будет дисциплинировать сотрудника полиции.

Еще один момент, который стоит учитывать, все, что сказано на допросе, является доказательством по делу.

ПОЛЕЗНО: читайте еще советы о том, как вести себя на допросе по ссылке на сайте

Порядок проведения проверки ОБЭП

Какого-либо специального порядка, как проводить проверку ОБЭП, в законе не установлено. Сотрудники полиции могут использовать в ходе проведения проверки арсенал, который предусмотрен законом об оперативно-розыскной деятельности, а именно, запрашивать документы, проводить опросы, проводить проверочные закупки и др.

По некоторым сообщениям о совершении преступления проверки могут длиться ни один год, периодически запрашиваться документы и т.д.

Как Вы уже могли понять из вышеприведенных разделов, сотрудники ведомства могут проводить также допросы или просто запрашивать объяснения.

Поскольку процедура проверки ОБЭП не регламентирована, то каждое должностное лицо самостоятельно принимает решение, как проводить проверку, а вернее какие мероприятия выполнить.

ПОЛЕЗНО: читайте еще информацию о порядке допроса обвиняемого или подозреваемого по ссылке на сайте АБ «Кацайлиди и партнеры»

Как составить жалобу в ОБЭП?

При составлении жалобы в ОБЭП можно воспользоваться образцами жалоб, которые могут располагаться на стендах в помещении полиции. Можно самому подготовить письменную жалобу, в которой следует указать следующую информацию:

  1. кому адресуется жалоба, т.е. в конкретный отдел полиции
  2. кем подается жалоба, указываются ФИО, дата рождения, адрес проживания, номер телефона
  3. документ должен называться – жалоба
  4. в тексте жалобы необходимо подробно изложить обстоятельства обращения с жалобой, т.е., где, когда, в какое время, что произошло, кем совершено преступление, чем это подтверждается, какая сумма ущерба причинена и т.д. Важно как можно подробнее изложить о всех известных нюансах, поскольку со временем они могут быть забыты лицом
  5. далее в жалобе заявитель отражает свою просьбу, т.е. что он просит: привлечь к ответственности
  6. также в заявлении должна содержаться отметка о том, что лицо предупреждено об ответственности за заведомо ложный донос
  7. в случае приложения каких-либо доказательств к жалобе их следует перечислить в приложении
  8. ну и конечно же жалоба обязательно должна быть подписано заявителем, также на жалобе лучше указать дату ее составления

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и заказывайте составление жалобы у нашего адвоката

Обжалование действий и бездействий сотрудников ОБЭП

Жалоба может быть подана не только в ОБЭП, но и на действия или бездействие самого ведомства отвечающего за безопасность в экономике нашей страны.

Жалобу на действия (бездействие) ОБЭП можно подать:

  • вышестоящему руководству
  • в прокуратуру
  • обжаловать в суд

При обжаловании в суд, следует руководствоваться требованиями процессуальных кодексов.

При подготовке жалобы вышестоящему руководству или в прокуратуру, необходимо указать на то, какие права и законные интересы лица нарушаются действиями или бездействием органов ОБЭП.

Подготовку соответствующего документа иногда лучше поручить нашему адвокату и юристу, которые работают в данном направлении.

Адвокат по экономическим преступлениям в Екатеринбурге

Экономические преступления являются непростыми делами, которые требуют не только теоретических знаний, но и опыта по ведению соответствующей категории дел. В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» Вы можете рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь по делам, связанным с экономическими преступлениями.

Обратившись к нашим адвокатам, Вы сможете воспользоваться следующими услугами:

  • консультация по Вашей конкретной ситуации
  • изучение документов и подготовка с учетом пояснений доверителя объяснений в отделе экономической безопасности
  • участие нашего адвоката при допросе Вас в ОБЭП
  • подготовка жалобы на сотрудников ведомства
  • подготовка жалобы на действия (бездействие) ОБЭП
  • запрос доказательств по обстоятельствам дела
  • иная юридическая помощь, связанная или не связанная с проверкой данного органа МВД РФ

Отзыв о работе нашего уголовного адвоката

Мы рассматриваем две наиболее частые ситуации, связанные с проверкой офиса:

  • К Вам пришла полиция. Деятельность будет являться оперативно-розыскной и регламентироваться нормами ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее «Об ОРД») и ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
  • К Вам пришла налоговая инспекция. Регулируется нормами Налогового кодекса РФ (ст. 89, 94 НК РФ). Подробнее в статье «Встречаем выездную налоговую проверку. Советы бухгалтера».Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/sovet»

Основания проведения проверки офисного помещения

Если перед Вами сотрудник полиции, ОСНОВАНИЯ для проведения им одного из оперативно-розыскных мероприятий — Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств или Получение компьютерной информации – перечислены в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»:

  • Наличие возбужденного уголовного дела;
  • Ставшие известными органу сведения о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии или о лицах, осуществляющих соответствующую противоправную деятельность;
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и международных правоохранительных органов, правоохранительных органов иностранных государств.

В случае с проверкой налоговой инспекции ОСНОВАНИЕМ для проведения проверки является РЕШЕНИЕ о назначении выездной налоговой проверки.

Фактический осмотр и обследование офисного помещения

Требуем удостоверения

Сотрудники контролирующих органов при посещении офисного помещения обязаны предъявить служебное удостоверение, представиться (фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание/классный чин), проинформировать о цели и причине обращения/посещения офисного помещения. Эти данные о личностях и составе проверяющих лиц необходимо сразу же запомнить/записать. Старайтесь помещать проверяющих под обзор работающих видеокамер или снимайте происходящее.

В случае если при вхождении в офисное помещение сотрудники не представились и не предъявили служебное удостоверение – любой гражданин, к которому они обратились, вправе потребовать предъявления служебного удостоверения и представления сотрудником, правовое основание – п. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции», ст. 89 НК РФ.

Требуем документ-основание

Проведение оперативно-розыскного мероприятия — Обследование помещений, зданий, сооружений – возможно при предъявлении сотрудниками полиции судебного постановления, мотивированного постановления или распоряжения руководителя следственного органа о проведении соответствующего оперативного мероприятия. Более того, копия одного из перечисленных документов подлежит вручению под роспись представителю юридического лица, в отношении которого проводится проверочное мероприятие.

Внимание! В исключительные случаях допускается проведение оперативных мероприятий без перечисленных в п. 3.2. документов, это случаи совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации – в данных случаях достаточно мотивированного постановления руководителя оперативного органа.

Заявляем представителя

Представитель проверяемой организации. По общему правилу, проведение оперативного/проверочного мероприятия по обследованию помещений/изъятию документов должно проводиться в присутствии представителя организации, который от ее лица удостоверяет факт проведения и результаты осмотра помещений, изъятия документов и других проверочных мероприятий своей подписью в составляемых протоколах (п. 10 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

В силу п. 2 ст. 40 ФЗ от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об ООО» представителем общества с ограниченной ответственностью является его единоличный исполнительный орган, который без доверенности действует от его лица. На основании надлежащим образом оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенности на представительство интересов организации в проверочном мероприятии может участвовать также любое третье лицо.

Таким образом, для «правильного» проведения оперативного или проверочного мероприятия проверяющему необходим представитель организации – в силу закона или по отдельно выданному полномочию – доверенности. Сотрудники организации, находящиеся с ним в трудовых отношениях, не могут являться представителями организации без оформленных полномочий, выраженных в доверенности.

Кто может быть понятым при полицейской проверке

Обязательное условие проведения оперативно-розыскного мероприятия – обследование помещений и изъятия в ходе его проведения документов и вещей, предметов (п. 14 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

В качестве понятых привлекаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Следовательно, коллеги сотрудников проверяющих органов в качестве понятых не могут участвовать, сотрудники проверяемой организации также не могут в связи с заинтересованностью, личность приглашенных в качестве понятых лучше всего также установить самостоятельно, огласив просьбу предъявить документ, удостоверяющий личность – иначе как проверяющий сотрудник определил, что понятой дееспособный, совершеннолетний, будет в дальнейшем записывать его данные в составляемый протокол.

Опрос сотрудников в ходе обследования помещения

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится только с согласия участвующего в нем лица, то есть опрашиваемого. Сотрудники полиции вправе задавать вопросы, но у представителя компании отсутствует обязанность на них отвечать, если он не желает этого делать. Общение с представителями полиции рекомендуем свести к минимуму. Часто проверяющие желают провести опрос главного бухгалтера и рядовых бухгалтеров компании. Для компании есть опасность полного и подробного повествования обо всех сделках такими представителями, неверных суждений без понимания процессов работы, тем самым нанося прямой и косвенный вред. Когда же бухгалтерия компании вынесена на бухгалтерский аутсорсинг, то риск сообщить проверяющим лишнюю информацию исключен.

Процедура изъятия документов полицейскими

Общее правило гласит так: оперативные сотрудники вправе при проведении любого оперативного мероприятия осуществлять изъятие вещей, предметов и документов, имеющих, по их мнению, признаки подделки или иным образом относящимся к предмету проводимого проверочного мероприятия. Наделены они также и полномочиями по изъятию электронных источников хранения информации. Осмотр и обследование помещения оформляется протоколом.

Протокол обследования, осмотра, изъятия

ПРОТОКОЛ составляется на месте, копия предоставляется представителю организации. Требования к его составлению обозначены в ст. 166 УПК РФ, п. п. 23-33 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199; ст. 94, 99 НК РФ. В протоколе обязательно указывается:

  • Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
  • Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
  • Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
  • Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
  • Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании.
  • Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
  • Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании (сотрудник, представитель организации, понятые).

КОПИЯ ПРОТОКОЛА после завершения проверочного мероприятия вручается представителю организации. В протокол можно вносить изменения, правки, дополнения и уточнения, можно выражать свое несогласие с формулировками, в том числе собственноручно, в присутствии всех участников осмотра, в том числе понятых. В случае проведения в ходе осмотра, обследования офисного помещения ФМ изъятия вещей, документов, электронных источников хранения информации, после их завершения вручается КОПИЯ ПРОТОКОЛА ИЗЪЯТИЯ.

Копии изъятых документов/электронных носителей информации

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

Важно! Помните определение «документ». Документ (документированная информация) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Не отдавайте бумаги без реквизитов, они не являются документами, но могут навредить.

С электронными источниками информации вариантов несколько – они могут быть изъяты, с них откопирована информация, затем возвращены в организацию; они могут быть изъяты, с них откопирована информация и эти копии возвращены в организацию; они могут быть изъяты и не возвращены в организацию до момента окончания проведения проверочных мероприятий, если проводящее их должностное лицо возвращение обстоятельством, негативно влияющим на ход, результаты проверки.

Заверенные проверяющим копии изъятых документов должны быть возвращены организации в течение 5-ти рабочих дней с момента изъятия, в случае невозможности передачи организации – отправлены почтой на ее юридический адрес не позднее 3-х рабочих дней по истечении первых пяти рабочих дней.

Советы при проведении проверки полицией

1. Не уверены на 100% в своих документах и правах – вызовите квалифицированного юриста;
2. Истребуйте удостоверения и перепишите их данные. Проверьте данные звонком в полицию;
3. Снимайте происходящее или поместите проверяющих под обзор видеокамер со звуком;
4. Требуйте документ-основание с печатью, подписанный руководителем. Если в предоставлении документа Вам отказано, позвоните 102 (они записывают все вызовы) и попросите помочь разобраться в ситуации;
5. Заявите представителя. Только оформленный специальной доверенностью сотрудник или сам руководитель может представлять интересы организации. Минимизируйте общение проверяющих с другими работниками;
6. Допускайте понятых, только соответствующих требованиям;
7. Внимательно изучите протокол, делайте возражения. Не отдавайте просто бумаги без реквизитов, они не документы.

Запрос из ОБЭП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *