Содержание
- Структура закона
- Кому важно знать закон
- Текст Закона «О трудовых пенсиях в РФ»
- Основные понятия и общие положения 173 ФЗ
- Кто имеет право на трудовые пенсии
- Право на выбор пенсии по закону
- Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173
- Выбор выплаты
- Финансирование
- Что говорится в статье 7 ФЗ 173
- Стаж и периоды, которые засчитываются
- Досрочная трудовая пенсия
- Важные моменты 30 статьи
- Расчет трудовых пенсий по закону
- Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство
- Какие изменения произошли в 2015 году
- Федеральный закон о трудовых пенсиях — общие принципы
- Специфика правового регулирования
Добро пожаловать на сайт Закон «О трудовых пенсиях в РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.
Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.
Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.
Внимание: Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
Закон о пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. Речь идёт о тех работниках, кто достиг установленного возраста и имеет предусмотренный нормативным актом стаж. Кроме того, закон устанавливает виды пенсий и категории граждан, которые могут их получать. Основным критерием выступает то, что пенсия, так или иначе, связана с трудовой деятельностью.
Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:
- условий получения такого пенсионного обеспечения,
- порядка его начисления и доставки,
- расчёта отчислений из пенсионных выплат,
- непосредственно самих пенсионных сумм.
Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.
Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.
Структура закона
Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.
Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.
Кому важно знать закон
Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.
Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:
- накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
- страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.
Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.
Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.
Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.
В 2016-2020 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.
Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.
Текст Закона «О трудовых пенсиях в РФ»
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
- Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
- Статья 4. Право на выбор пенсии
- Статья 5. Виды трудовых пенсий
- Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
- Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
- Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
- Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
- Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
- Глава III. Страховой стаж
- Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
- Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
- Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
- Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
- Глава IV. Размеры трудовых пенсий
- Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
- Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
- Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
- Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
- Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
- Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
- Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
- Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
- Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
- Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
- Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
- Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
- Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
- Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
- Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
- Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
- Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав
- Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
- Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
- Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
- Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
- Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
- Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
- Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
- Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
- Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации
- Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
- Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии
Федеральный закон «О полиции» 2020
Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.
При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.
Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.
Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.
Основные понятия и общие положения 173 ФЗ
Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.
Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.
Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.
Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.
Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.
Справка! Совокупность объема пенсионных прав в настоящее время выражается параметром индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Однако в данном случае не учитываются средства, составляющие накопительную часть пенсии.
Кто имеет право на трудовые пенсии
В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.
Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.
Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.
Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.
В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».
Право на выбор пенсии по закону
На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.
Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.
Внимание! Законодательно не предусмотрена возможность получения сразу двух видов страховых пенсий.
Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173
Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:
- по старости;
- по инвалидности;
- по потере кормильца.
Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.
По старости
В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.
Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.
В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.
По инвалидности
Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.
По потере кормильца
Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.
Важно! Положения, связанные с начислением выплат по потере кормильца и по инвалидности, которые содержались в законе о трудовых пенсиях, практически без изменений продублированы в ныне действующем нормативном акте, регулирующим порядок назначения страховых пенсий различных типов.
Выбор выплаты
Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.
Финансирование
Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).
Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.
Что говорится в статье 7 ФЗ 173
Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.
Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.
Внимание! Иных требований для получения трудовых выплат по старости законодательно не предъявлялось.
Стаж и периоды, которые засчитываются
Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.
В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.
В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.
В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.
К ним, кроме прочего относится:
- военная и приравненная к ней служба;
- отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
- периоды временной нетрудоспособности;
- отпуска основные и дополнительные.
Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.
Досрочная трудовая пенсия
Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.
Здесь же приведем часть льготных категорий:
- работники вредных производств;
- лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
- педагоги;
- медработники;
- представители творческих профессий.
Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.
Важные моменты 30 статьи
Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.
Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.
Расчет трудовых пенсий по закону
Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.
Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:
СЧтп = ПК/Т+Б, где:
ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).
Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.
Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.
Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.
Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство
Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.
При этом существует несколько возможностей для этого:
- получение третьим лицом по доверенности в РФ;
- перевод денег на счет банка в РФ;
- перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.
Какие изменения произошли в 2015 году
В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.
С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.
Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.
Для регулирования начисления социальных пособий предусмотрен Федеральный закон о трудовых пенсиях РФ 2016, за номером 173, который был принят на собрании Государственной Думы в период 23-25.12.2013 года. Последняя редакция данного документа была выдана в 2016 году с некоторыми ключевыми поправками. Ниже будет предложено рассмотреть ключевые особенности ФЗ, специфика его воздействия на конкретную пенсионную программу социального обеспечения, а также показаны основные положения.
Федеральный закон о трудовых пенсиях — общие принципы
Представленный Федеральный закон в соответствии с принятой ранее в РФ Конституцией, устанавливает конкретное основание возникновения, а также последующей реализации права граждан на оформление страхового пособия. Выполняется это в рамках государственной программы социальной защиты. Непосредственной целью закона позиционирует защита прав всех без исключения граждан Российской Федерации на получение страховой пенсии, с учетом непосредственной социальной, общественно-полезной деятельности граждан в рамках правового сектора государства. В результате применения на практике данного закона устанавливается возможность обеспечения материальной основы для последующего пенсионного обеспечения, удовлетворения характерных и наиболее актуальных потребностей каждой категории пенсионеров, ответственности государства перед гражданами за обеспечение, предусмотренных конституционных прав.
Специфика правового регулирования
Устанавливает Федеральный закон 173 ФЗ о трудовых пенсиях и соответствующее правовое регулирование. Формирование и выплата пенсионных пособий осуществляется исключительно в соответствии с действующим ФЗ. Не предусмотрено никаких корректировок, изменений и дополнений без соответствующего внесения правок в действующий документ на государственном уровне. В рамках принятой в стране системы пенсионного обеспечения принято применять установленные общепризнанные нормы и принципы международного права. Когда правовой системой Российской Федерации предусматриваются иные права, чем отображенные в рамках действующего ФЗ, за основу принимается первый вариант.
Специфика правового регулирования в рамках действующего Федерального закона выглядит следующим образом:
- Со стороны государственных органов управления определяется порядок непосредственной реализации прав граждан на получение страховых пенсий, а также правила их предоставления отдельным категориям получателей.
- С целью обеспечения единообразного применения, дополнительно, к 173 ФЗ могут издаваться разъяснения, в соответствующем порядке, установленном действующим законодательством РФ.
- Порядок последующего назначения, а также выполнения перерасчета, перевода граждан с одного вида пенсионного пособия на другое, равно как и порядок его последующей выплаты, регулируется принятым ранее ФЗ №166, который был принят правительством от 15.12.2001 года, а также Законом РФ за №4468-1.
- Непосредственные отношения, связанные с обязательным пенсионным и социальным обеспечением граждан за счет использования ассигнований из бюджета (как местного, так и федерального уровней), регулируются принятыми на государственном уровне правовыми органами власти, а также постановлениями местных самоуправлений.
- В рамках данного ФЗ предусмотрено рассмотрение ряда основным понятий, согласно которым в дальнейшем и происходит выплата материальных пособий. В частности, рассматриваются такие показатели как страхования пенсия, стаж, ИПК, последующая стоимость ИПК, фиксированная выплата к данной страховой пенсии, корректировка ее размера. Приводится и общая информация относительно выплатного дела.
Лица, которым назначается страховая пенсия
В рамках принятого ФЗ устанавливается перечень лиц, которые имеют непосредственное право на получение страховой пенсии. В частности, это право предусмотрено для граждан РФ, при условии соблюдения ими правил, предписанных в документе. Для тех категорий граждан, которые признаны нетрудоспособными и прописаны в первой части статьи 4, предусмотрена выплата страхового пенсионного пособия в ситуациях, где имеет место использование статьи 10. Лица, признанные иностранными гражданами, а также не имеющими гражданства, но проживающие при этом на территории государства, имеют право на оформление пенсии в соответствии с действующим ФЗ за редким исключением случаев, прописанных в международном договоре РФ. Регламентируется выплата пенсионного пособия по достижению старости, получения группы инвалидности, а также по непосредственному случаю утраты гражданином кормильца. Определенные виды пенсионного обеспечения прописывает статья 6 данного ФЗ.
Гражданам Российской Федерации предоставляется возможность выбора пенсий, к примеру, если предусмотрено получение одновременно нескольких страховых пособий, они самостоятельно могут выбрать наиболее востребованное. Допускается одновременное получение пенсий и пособий в рамках социального обеспечения, если это не препятствует общим указаниям принятого Федерального закона. Согласно документу, обращение граждан за назначением данной страховой выплаты может осуществляться без ограничения по временным срокам.
0 0 0 0 0 Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 1 414 просмотров Расскажите друзьям: Подпишитесь на Bankiros.ru