Компания ГорТрансАвто придает большое значение законным требованиям, предъявляемым к перевозчикам. Перечень документов для перевозки пассажиров – это перечень документов, обязательных к наличию у водителя во время любого рейса. Наша компания имеет государственную лицензию на перевозку пассажиров, а также Уведомление о праве осуществления перевозок в заказном порядке. Таким образом государство подтверждает, что сотрудники нашей компании проходят регулярное профессиональное обучение и обладают необходимым уровнем квалификации.

Иные требования, предъявляемые к перевозке пассажиров

Однако перечень документов для перевозки пассажиров это не единственное требование, предъявляемое законодательством. Каждый из наших автобусов соответствует требованиям к перевозке детей. Весь транспорт оборудован:

  • Трех- и двухточечными ремнями безопасности;
  • Необходимыми опознавательные знаки (табличка «Заказной» и знак «Осторожно, дети!»).

Все водители проходит обязательный осмотр у медицинского работника до и после рейса. Мы готовы предоставить лицензию компании, проводящей регулярный медицинский осмотр наших сотрудников по запросу. Автобусы и микроавтобусы проходят плановое техническое обслуживание, а также контрольную проверку Главным Механиком перед выездом для перевозки пассажиров.

Какие правила перевозки пассажиров в автобусах в 2018 году

Тревожная кнопка, предписываемая Приказом Минтранса России N285 от 31.07.2012 года, установлена во всех автобусах ГорТрансАвто.

Профессиональный подход к перевозке пассажиров

Компания ГорТрансАвто осуществляет деятельность в полном соответствии со всеми нормами и правилами действующего законодательства о пассажирских перевозках. Перечень документов для перевозки пассажиров включает в себя:

  • Договор страхования жизни и здоровья пассажиров;
  • Каждый пассажир нашей компании застрахован на сумму 2,025,000 рублей в соответствии с законом N 67-ФЗ;
  • Путевой лист;
  • Список пассажиров с печатью организации, составленный в свободной форме или ответственного учреждения.*

(*) — В соответствии с законодательством о пассажирских перевозках, список пассажиров, составленный в свободной форме и заверенный печатью организации, необходимо предоставить водителю перед посадкой в автобус.

В стремлении обеспечить высочайшее качество услуг всем клиентам, мы не ограничиваемся правилами, предписываемыми государством. Мы также проводим дополнительный комплекс профилактических работ для поддержания состояния автопарка и квалификации водителей на исключительном уровне.

III. Перевозка пассажиров и багажа по заказу

89. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Документы для заказных пассажирских перевозок (нерегулярных)

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

91. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.

92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

93. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.

94. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

95. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

96. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории «M3», — минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

97. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

98. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).

99. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация:

а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;

б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;

в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;

г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);

д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

100. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.

101. На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 настоящих Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам.

Трансфер для туристов: право, учет, налогообложение

Сегодня эту услугу предлагают многие туроператоры. Для туристов, которые приезжают первый раз в отель, это очень удобно. С позиции бухгалтера такое удобство оборачивается дополнительными затратами, которые либо закладываются в стоимость услуг, либо формируют отдельный финансовый результат по дополнительному сервису. Но главный вопрос не в этом, сложнее определиться с тем, в рамках какого режима облагается трансфер, так похожий на транспортную услугу. И нужна ли лицензия на доставку туристов собственным транспортом? Эти вопросы стали ключевыми при написании статьи.

Несколько слов о самом трансфере

Понятие «трансфер» заимствовано из международной практики, где под ним понимается любая пересадка с одного вида транспорта на другой. В российской практике турфирм получило распространение более узкое понимание трансфера: доставка туристов из аэропорта (вокзала) до гостиницы и обратно в месте проведения тура, а также доставка до аэропорта (вокзала) в месте отправления в тур и встреча их при возвращении.

В нормативных отраслевых документах трансфер определяется как услуга по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место временного пребывания) до места размещения и обратно, а также услуга по любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания), предусмотренная программой путешествия <1>. Из этого определения можно сделать вывод о том, что не всякая услуга является трансфером. Например, отдельные турфирмы предлагают трансфер от дома туриста до аэропорта. Вряд ли это можно считать трансфером, скорее, это отношения, возникающие по договору возмездного оказания услуг, а отчасти и по договору перевозки пассажиров. Трансфер — это услуги доставки туристов, оказываемые в месте проведения отдыха, то есть услуги, оказываемые проживающим (будущим постояльцам) в гостинице (отеле). При этом формулировка «любая другая перевозка в пределах страны временного пребывания» дает основание полагать, что экскурсии тоже относятся к трансферу. Но стоит ли смешивать эти два понятия? Экскурсии, как правило, проводятся сторонними организациями, и цель их — не столько перевозка пассажиров, сколько ознакомление их с достопримечательностями. Предоставить услуги трансфера туроператор в состоянии своими силами, и здесь уже важны не достопримечательности, а встреча и доставка туристов в отель. Указанные различия говорят о том, что трансфер и экскурсия, хотя близки в правовом поле, — по сути это разные услуги, оказываемые различными исполнителями.

<1> «Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690-2000», утв. Постановлением Госстандарта России от 16.11.2000 N 295-ст.

Важно то, что услуги трансфера вместе с услугами по временному размещению и проживанию не образуют сами по себе турпродукта. Для этого нужны еще услуги по перевозке, которые включают в себя доставку туриста из места его отправления в место прибытия, а не от места прибытия до места размещения и обратно. Если предоставляющие туристам услуги трансфера — гостиница или отель, то они не формируют турпродукт и не занимаются туроператорской деятельностью. Можно сказать, что для них трансфер — не более чем дополнительный сервис. Он может не приносить прямого дохода, однако расходы, связанные с ним, как минимум закладываются в себестоимость основных услуг по временному размещению и проживанию. Для туроператора трансфер также включается в стоимость турпродукта или дополнительных платных услуг. В противном случае может быть выявлен факт безвозмездного оказания услуг со всеми вытекающими для налогоплательщика последствиями.

Нелегкий выбор режима налогообложения

Выбор режима напрямую влияет на то, нужно ли будет туроператору совмещать налоговые режимы при осуществлении основного и сопутствующих видов деятельности (трансфер). Как правило, крупные туроператоры, которые как раз и практикуют дополнительные услуги, по основному бизнесу уплачивают налоги в рамках традиционной системы налогообложения. Таким налогоплательщикам лучше, если трансфер не подпадет под уплату ЕНВД, что освобождает компанию от дополнительных обязательств перед бюджетом, а бухгалтера — от трудоемкой работы по совмещению налоговых режимов.

Основанием для перехода на специальный налоговый режим является решение органов власти муниципальных образований о возможности перевода на уплату ЕНВД предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Напомним, что под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, для квалификации оказания услуг трансфера как «вмененной» деятельности играет роль самостоятельность осуществления деятельности по оказанию автотранспортных услуг. Это может подтверждаться либо отдельно оформленным договором (Письмо Минфина России от 11.09.2007 N 03-11-02/239), либо выделением стоимости перевозки в цене оказываемых турфирмой услуг. Если такого выделения нет, то, по сути, имеет место оказание комплексной услуги: когда доставка туристов выполняется в числе других туристских услуг. Договор, на основании которого оказывается комплексная услуга, является смешанным, то есть содержит элементы сразу нескольких предусмотренных законодательством договоров. В рассматриваемой ситуации в части туристских услуг должны применяться положения о договоре возмездного оказания услуг (ч. 2 ст. 779 ГК РФ), для трансфера же применимы положения договора перевозки пассажиров (ч. 1 ст. 786 ГК РФ). Между тем смешанный договор направлен все же на оказание услуг отдыха, а не извоза пассажиров. Проще говоря, доставка туристов является частью предлагаемых услуг туристического обслуживания. Стоимость перевозки туристов не выделяется отдельно, а включается в стоимость путевки. Этого достаточно, чтобы услуги трансфера не подлежали обложению ЕНВД (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-11-05/174).

Вывод финансового ведомства на руку туроператорам, применяющим общий режим или «упрощенку». Они могут заниматься продажей турпродуктов и предоставлением трансфера для туристов в рамках одного налогового режима, что упрощает работу бухгалтера по исчислению налогов. Наиболее благоприятным для него является применение одного налогового режима как по основным услугам, так и по дополнительным услугам трансфера. При этом если туроператор будет предоставлять данные услуги в комплексе (в составе турпродукта), то он обезопасит и себя, и клиентов от возможных претензий ревизоров к налогообложению трансфера. Но иногда турфирмы оказывают услуги по трансферу либо отдельно от стоимости турпутевок, либо как дополнительную услугу к сформированному туру, либо в качестве самостоятельной услуги. Тогда такой трансфер (не входящий в стоимость турпродукта) следует выделять в учете и налогообложении отдельно от основной деятельности туроператора, связанной с реализацией турпродуктов.

Налоговый учет расходов у потребителей услуг

Туроператоры встречают в аэропорту не только туристов, но и других своих клиентов, которые прибывают не на отдых, а больше с деловыми интересами (на форум, семинар, конференцию). Таким клиентам приходится отчитываться о произведенных расходах, некоторые из которых могут быть не приняты в целях налогообложения у работодателя. Дело в том, что перечень затрат, включаемых в состав командировочных расходов для целей налогообложения, ограничен пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. В этом подпункте не указана оплата услуг трансфера, этого достаточно, чтобы налоговики исключили стоимость таких услуг из налогообложения прибыли (Письмо УФНС по г. Москве от 19.05.2006 N 20-12/43886@). С позиций ревизоров командированному лицу лучше, если туроператор не выделяет услугу трансфера в счете, а калькулирует ее в составе стоимости туристского продукта (комплексной услуги по доставке, временному размещению и проживанию). Данные расходы, в отличие от оплаты трансфера, учитываются без проблем при налогообложении прибыли в размере фактически понесенных командированным работником затрат. Единственное, нужно подтвердить расходы документами, в которых отражено оказание комплексной услуги (предоставление турпродукта), а не отдельных ее составляющих.

Отметим, даже если туроператор не выделяет в документах дополнительный сервис, он может это делать во внутреннем управленческом учете для того, чтобы контролировать ценообразование и оценивать прибыль, полученную от различных направлений своей деятельности.

Если трансфер «отдан» сторонним перевозчикам…

В таком случае туроператор может заключить договор аренды транспортного средства (автобуса) с экипажем. Вариант достаточно простой для турфирмы (гостиницы или отеля): ей не нужно заботиться ни о топливе, ни о запасных частях, ни о водителях. Но за это приходится платить арендную плату, в состав которой входит не только оплата «чистой» аренды, но и плата за услуги вождения, оказываемые водителями арендодателя. Туроператорам, выступающим в роли арендатора, нужно позаботиться о документальном подтверждении расходов. Приведем примерный перечень документов, которые понадобятся организации, арендующей автобус с экипажем:

  • договор аренды авто с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации;
  • акты приемки оказанных услуг в рамках заключенного договора аренды;
  • приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей;
  • заявки на использование арендованных ТС;
  • копии путевых листов, позволяющих определить регулярность использования, а также маршрут движения арендованных автомобилей и время их использования.

Заметим, применение транспортного средства на условиях аренды не меняет режим налогообложения туроператора, выступающего в роли арендатора и предоставляющего трансфер туристам в составе турпродукта или как отдельную услугу. Он применяет тот налоговый режим, который используется им по соответствующему виду деятельности.

Если автобус для туристов вмещает более 8 человек…

Если автобус в собственности туроператора, то ему понадобится лицензия на осуществление пассажирских перевозок. Читатель может возразить, что можно обойтись без лицензии, если автотранспорт используется для собственных нужд юридического лица (предпринимателя). Да, это действительно так.

Перечень нормаивных документов водителя автобуса необходимый для перевозки пассажиров

Положение о лицензировании перевозок пассажиров <2> касается перевозок пассажиров, за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица. Но в самом Положении не сказано, что считать собственными нуждами.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.

Одно дело, если автобусы используются для доставки сотрудников организации к месту их работы. Здесь вопросов не возникает: это внутренняя для организации операция и она вполне подходит под определение понятия «собственные нужды».

Другое дело, если автобус доставляет туристов, которые являются не работниками, а клиентами компании. Здесь не прослеживаются собственные нужды организации, скорее, это оказание гостиничных услуг. Раз так, то гостинице (отелю), предоставляющей услуги по трансферу на автобусах, нужна лицензия на пассажирские перевозки. В подтверждение сказанного укажем еще на один нюанс.

За пределами территории гостиницы (отеля) автобус является участником дорожного движения, а значит, должен выполнять лицензионные требования, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Если читатель с этим согласен, то ему следует знать, что нужно для получения лицензии. Если — нет, то следует быть готовым к претензиям со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и если ревизоров не удастся переубедить, то можно за деятельность без лицензии поплатиться. Чтобы не рисковать, можно либо перевозить туристов автобусами малой вместимости (менее 8 человек, что не всегда удобно), либо получить лицензию на перевозки пассажиров. Остановимся подробно на последнем варианте.

О нормативных актах лицензирования перевозок

Лицензирование в области пассажирских перевозок регулируется двумя основными документами: Законом о лицензировании <3> и Положением о лицензировании перевозок пассажиров. Приоритет имеет Закон, в то время как Положение является подзаконным актом, в нем подробно описаны не общие, а отраслевые вопросы лицензирования:

  • указаны предъявляемые к владельцу автотранспорта лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии;
  • дан перечень документов, который должен собрать соискатель, и объяснен порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;
  • представлены правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.

<3> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

По всем иным вопросам, связанным с лицензированием перевозок пассажиров, следует руководствоваться Законом о лицензировании.

О лицензионных требованиях на перевозки

Для того чтобы получить лицензию, перевозчик должен выполнить ряд условий, которые основываются на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к ним есть соответствующие отсылочные нормы.

Наличие транспортного средства является первым обязательным условием для лицензиата. Оно должно находиться у фирмы на праве собственности или ином законном основании. Другим условием является выполнение требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, установленных Уставом автомобильного транспорта <4> и Правилами перевозок пассажиров и багажа <5>. Также обязательно соблюдение мер по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). Полный комплекс таких мер поименован в ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения <6>.

<4> Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
<6> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Для перевозки туристов в автобусах средней и большой вместимости должны привлекаться квалифицированные водители. Во-первых, должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение БДД, прошедшее аттестацию на право занимать такую должность. Во-вторых, иные должностные лица и специалисты должны отвечать Квалификационным требованиям <7>, предъявляемым при осуществлении пассажирских перевозок. В-третьих, должны иметь квалификацию водители, прошедшие медицинское освидетельствование. В-четвертых, организация может укомплектовать штат работниками, которые будут осуществлять техническое обслуживание и ремонт автобусов. Но для этого нужны помещения и соответствующее оборудование. Если таких возможностей у гостиницы (отеля) нет, то ей как соискателю лицензии, чтобы выполнить лицензионное требование, следует заключить договор с техцентром на техническое обслуживание и ремонт эксплуатируемых автобусов. И наконец, не следует забывать о наличии на каждое ТС документов, предусмотренных ПДД: водительского удостоверения, подтверждающего право на управление ТС, регистрационных документов и талона гостехосмотра, путевого листа с отметкой о прохождении медосмотра, лицензионной карточки и полиса «автогражданки» (данный вид страхования является обязательным для всех владельцев ТС). Без страховки автобус не будет поставлен на учет в органах ГИБДД и не пройдет технический осмотр, а значит, не будет допущен к участию в дорожном движении. Итак, если все предъявляемые требования выполнены, то гостинице (отелю) можно собирать документы на получение лицензии на перевозку пассажиров (туристов).

<7> Утверждены Приказом Минтранса России от 22.06.1998 N 75.

О документах, необходимых для получения лицензии

Не секрет, что практически любые юридически значимые действия начинаются с заявления соискателя. Для получения лицензии в нем нужно указать реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о лицензировании. Но самого заявления, безусловно, мало, нужны по крайней мере документы, подтверждающие отраженные в нем сведения. Это копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции. Помимо документов общей направленности, владельцу автобуса нужно позаботиться о документах, подтверждающих возможность соблюдения лицензионных норм и требований. Перечень специальных документов, которые прилагаются к заявлению, приведен в п. 6 Положения о лицензировании перевозок пассажиров. Лицензирующий орган (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) не вправе требовать иные, не предусмотренные указанными нормативными актами документы.

Плата за «перевозочную» лицензию

Плата за лицензирование перевозок пассажиров в автомобильном транспорте включает:

  • пошлину за предоставление лицензии — 2600 руб.;
  • сбор за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 200 руб.;
  • сбор за выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, — 200 руб.;
  • пошлину за продление срока действия лицензии — 200 руб.

Такие расценки на получение лицензии установлены гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ. Нетрудно заметить, что по сравнению с ранее предусмотренными тарифами действующая с 2010 г. пошлина повышена в 2 раза, что лишь увеличивает бюджет расходов лицензиатов. У них могут быть и иные расходы, связанные с получением лицензии, например оплата консультационных услуг, плата за заверение копий документов. В частности, за удостоверение копий учредительных документов государственная пошлина взимается в размере 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Данные расходы включаются в состав затрат, связанных с приобретением лицензии. Мы упомянули об этом неспроста.

В бухгалтерском учете уплата государственной пошлины отражается по статье затрат «Налоги, сборы и неналоговые платежи». При этом если пошлина платится за лицензирование, то ее нужно списывать равномерно исходя из срока действия полученной владельцем транспортного средства лицензии. С налогообложением все проще. Пошлина за получение лицензии относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. По какому основанию? В силу норм пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые разрешают учесть в расходах суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке. В таком случае уплата госпошлины относится к косвенным расходам, учесть которые можно единовременно в уменьшение полученной прибыли в периоде их возникновения. При этом между бухгалтерским учетом и налогообложением могут возникнуть временные разницы, связанные с тем, что отличается порядок признания расходов по времени.

А.В.Панкратова

Эксперт журнала

«Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Заказные перевозки пассажиров автобусами документы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *