Назначение лицензионного механизма состоит в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов. критерии определения лицензируемых видов деятельности или, другими словами, признаки, на основании которых определенный вид деятельности может быть отнесен к лицензируемому зафиксированы в статье 4 Закона о лицензировании.

В правовой литературе в качестве критериев лицензирования отдельных видов деятельности предлагается выделять три основания, в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию:

  • — деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;
  • — деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;
  • — деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи.

Можно выделить два основных признака, по которым происходит отграничение лицензируемой деятельности от иных видов деятельности, не подлежащих лицензированию, при этом, для того чтобы конкретный вид деятельности был отнесен к лицензируемой, необходимо наличие этих двух признаков одновременно.

В качестве первого критерия рассматривается потенциальная возможность нанесения ущерба таким важным сферам деятельности общества и государства, как:

  • — права, законные интересы и здоровье граждан. Конституция РФ провозгласила приоритет прав человека и гражданина, в связи с чем деятельность, которая может причинить вред основным правам человека, среди которых на первом месте находятся жизнь и здоровье граждан, в первую очередь должна находиться в сфере государственного регулирования и контроля, в т.ч. и со стороны лицензирующих органов;
  • — оборона и безопасность государства. Данная сфера жизнедеятельности государства очень тесно связана с предыдущей, поскольку безопасность предполагает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а оборона включает в себя систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории Совершенно естественно, что данная сфера также не менее важна для государственного регулирования, в связи с чем лицензированию подлежат такие виды деятельности, как, к примеру, космическая деятельность, производство вооружения и военной техники, деятельность по технической защите конфиденциальной информации и т.п.;
  • — культурное наследие народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, именно поэтому государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти, в частности, лицензирование отдельных видов деятельности также является одной из мер государственной охраны объектов культурного наследия. Так, например, лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия.

При определении перечня лицензируемых видов деятельности или их изменении законодатель прогнозирует вредоносность их осуществления; фактическое причинение ущерба общегосударственным или частноправовым интересам может быть основанием для дополнения указанного перечня видом деятельности, ранее не подлежащим лицензированию.

Вторым критерием (признаком), позволяющим отнести тот или иной вид деятельности к лицензируемому, является невозможность регулирования этих видов деятельности другими методами, кроме как лицензированием.

Важен еще один момент: деятельность, на которую требуется получение лицензии, должна осуществляться только на территории Российской Федерации. Соответственно, совсем не обязательно, что за пределами Российского государства на этот же вид деятельности потребуется лицензия, впрочем, как и наоборот, не факт, что вид деятельности, отнесенный законодательством иностранного государства к лицензируемым, будет подлежать лицензированию в России.

Лицензирование — это один из методов государственной разрешительной политики. Наряду с лицензированием в регулировании рыночной экономики и предпринимательской деятельности определенную роль играют и такие методы, как государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация и другие.

В основу решения вопроса о применении рассматриваемого государственного инструмента должен быть положен принцип — лицензировать только то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основного назначения лицензирования, состоящего в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов.

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию определен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Названный Закон регламентирует порядок лицензирования 80 видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17. Все другие виды деятельности не подпадают под действие Закона о лицензировании в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования (статья 2 Закона).

Необходима лицензия? Рассмотрите покупку готовых ООО:

  • фирма с фармацевтической лицензией
  • ООО с лицензией на отходы
  • готовые фирмы с лицензией Минкультуры

Вопрос сочетания публичного и частного интересов в экономической сфере является чрезвычайно актуальным для современной действительности. Конституция Российской Федерации закрепляет двойственный подход к экономической свободе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности является одной из провозглашенных свобод человека и гражданина. Вместе с тем Основной Закон предусматривает и возможность ограничения основных прав и свобод (ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Одним из распространенных способов государственного воздействия на регулирование экономических отношений, являющимся прямым ограничением конституционных прав и свобод в предпринимательской сфере, является лицензирование. По своей сути оно представляет собой разрешение государства (или уполномоченных им субъектов) осуществлять определенную деятельность (действия). В настоящее время лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с положениями ряда федеральных законов. Лицензирование 50 видов деятельности регулируется Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Закон о лицензировании). Кроме того, лицензирование в 11 сферах (более 90 видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах. Для чего же столь существенное количество видов деятельности подлежит лицензированию? Каковы цели такого государственного вмешательства в экономическую сферу? Для раскрытия указанных вопросов, прежде всего, представляется целесообразным сказать, что цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства. Видимо, именно по этой причине в действующем лицензионном законодательстве целям лицензирования уделено особое внимание. Они впервые были определены в Законе о лицензировании, причем исчерпывающим образом. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о лицензировании отдельные виды деятельности подлежат лицензированию в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях законом не допускается. По нашему мнению, нормативное закрепление целей лицензирования оказывает благотворное влияние на укрепление основ конституционного строя России. Для аргументации данного высказывания рассмотрим, как провозглашенные цели осуществления лицензирования коррелируют с конституционными положениями. Предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан как цель лицензирования неотъемлемо связано с положениями главы 2 Права и свободы человека и гражданина Конституции РФ. В нашей стране признаются и гарантируются со стороны государства права и свободы человека и гражданина (ст. 17; ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Согласно ст. 18 Основного Закона смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления определяются правами и свободами человека и гражданина и обеспечиваются правосудием. Таким образом, права и свободы человека и гражданина являются приоритетными и выступают критерием для определения конституционности деятельности всех ветвей власти. Проанализировав закрепленный в ст. 12 Закона о лицензировании перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, можно сделать вывод о том, что значительное число видов деятельности может создавать угрозу жизни, здоровью и правам людей (например: медицинская деятельность; деятельность по производству лекарственных средств; эксплуатация химически опасных производственных объектов; деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и прочее). Конституцией РФ закреплены основные права и свободы, в том числе самое главное право человека — право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Наряду с жизнью человека, его здоровье также находится под охраной государства. В России охраняются труд и здоровье людей (ч. 2 ст. 7). Конституционно закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41). Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Учитывая изложенное, представляется, что обеспечение соблюдения прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан является первостепенной целью лицензирования отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования в целях предотвращения ущерба окружающей среде взаимосвязано с положениями Конституции РФ о закреплении права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Предотвращение ущерба объектам культурного наследия (лицензия Министерства Культуры) народов России как одна из целей лицензирования корреспондируется с положениями ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, закрепляющими право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в целях предотвращения ущерба обороне и безопасности государства исходит из положения ч. 3 ст. 4 Основного Закона, относящего к одной из основ конституционного строя обеспечение Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории. Таким образом, регулируя участие и деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в определенных видах деятельности, государство создает необходимые для обороны страны условия и тем самым влияет на повышение уровня своей защищенности от внутренних и внешних угроз. Именно ради перечисленных целей федеральным законом может быть ограничена провозглашенная Конституцией РФ свобода предпринимательской деятельности. Рассмотрев цели лицензирования, перейдем к его задачам. Как таковые задачи лицензирования, на наш взгляд, можно определить как вектор направления деятельности государства по достижению стоящих перед ним целей в сфере лицензирования. В первую очередь, считаем необходимым отметить тот факт, что ранее действующие законы о лицензировании задач не содержали. Четкая регламентация задач лицензирования, собственно как и целей, нашла свое отражение только в действующем Законе о лицензировании. К ним относится предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, установленных Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Наряду с этим законодатель устанавливает, что соответствие соискателя лицензии указанным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Они являются базой для лицензионных требований, определенных в п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании как совокупность требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования. Основными критериями, по которым отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, выступают возможность нанесения указанного выше ущерба, а также невозможность осуществления регулирования иными методами. Как видно, за основу берутся два критерия — возможность нанесения ущерба и несостоятельность иных методов. В юридической литературе, как правило, указаны эти же критерии лицензирования. Первый критерий направлен на предотвращение возможности нанесения ущерба деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и подразумевает, что к лицензируемым видам деятельности должна быть отнесена деятельность, осуществление которой потенциально может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также обороне и безопасности государства. Думается, что данный критерий является довольно абстрактным. Он не устанавливает четких границ по отнесению того или иного вида деятельности к числу подлежащих лицензированию, что дает возможность его широкого законодательного толкования. Второй критерий предусматривает условие несостоятельности регулирования отдельных видов деятельности иными методами, кроме лицензирования. Не вызывает сомнения, что данный критерий является более определенным по сравнению с предыдущим. Тем не менее его применение в практической деятельности также вызывает множество вопросов. К примеру, в целях защиты потребителя от некачественного товара, работы или услуги применяется такой метод публично-правового регулирования, как сертификация. В отдельных случаях требования, предъявляемые органом по сертификации, схожи с лицензионными требованиями. Весьма интересными, на наш взгляд, представляются позиции отдельных авторов, выделяющих и другие критерии лицензирования, например фактор повышенной доходности вида предпринимательской деятельности, приводящий к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов. На основании изложенного можно заключить, что в литературе и лицензионном законодательстве отражен крайне общий подход определения лицензируемых видов деятельности. Данное обстоятельство в практической деятельности порождает споры по поводу необходимости осуществления государственного регулирования тех или иных видов деятельности посредством лицензирования. В свете сказанного представляются крайне интересными результаты опроса членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, показавшие, что за существование действующей системы лицензирования отдельных видов деятельности высказалось не более 20% анкетируемых организаций. Большая часть респондентов высказалась за отмену лицензирования отдельных видов деятельности и переходу на уведомительный порядок осуществления деятельности или за замену лицензирования альтернативными способами регулирования (обязательное страхование ответственности, развитие института саморегулирования, аккредитация и др.). Не оставляет сомнения, что лицензирование является одним из самых сложных и серьезных механизмов государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов и сокращение масштабов лицензирования путем перехода на альтернативные методы регулирования должно осуществляться только после детального и всестороннего анализа видов деятельности на предмет их общественной опасности. Данилова Инна Владимировна Торгово-промышленная палата Российской Федерации Компания РОС ЮРИСТ не один год успешно помогает предпринимателем в вопросах лицензирования. Мы накопили достаточный опыт, чтобы оказывать помощь клиентам даже в таких трудоёмких вопросах как лицензирование в УФСБ и ФСТЭК. У нас для вас есть предложение — готовая фирма с лицензией ФСБ. Это альтернативный вариант получению лицензии на вашу компанию. Заинтересовало? Обращайтесь!

Заказать звонок

Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по

  • предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами,
  • осуществлению лицензионного контроля,
  • приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий,
  • формированию и ведению реестра лицензий,
  • формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет цели и задачи лицензирования отдельных видов деятельности.

Целью лицензирования отдельных видов деятельности является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются

  • предупреждение;
  • выявление;
  • пресечение

нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Ст. 4 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»перечисляет основные принципы осуществления лицензирования:

  1. обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  2. установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
  3. установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ;
  4. установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  5. открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
  6. недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах;
  7. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности.

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статья 8. Лицензионные требования.

1. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

4. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Статья 9. Действие лицензии.

2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

4. Лицензия действует бессрочно.

Статья 22. Заключительные положения.

3. Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.

4. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Информация об оформленных лицензиях размещена на сайте Роспотребнадзора: http://fp.crc.ru/

За предоставление государственной услуги (предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата) взимается государственная пошлина – образцы платежных поручений размещены в разделе государственные услуги/ новые образцы платежных поручений.

Прием заявлений о предоставлении лицензии (переоформлении лицензии, выдачу дубликата), о прекращении действия лицензии организована в режиме «Одного окна» в вестибюле центрального входа Управления Роспотребнадзора по городу Москве по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер., д. 4, корп. 3, окно № 4.

Предоставление информации (консультации) по предоставлению государственной услуги осуществляется специалистом, предоставляющим государственную услугу.

Место нахождения Управления Роспотребнадзора по городу Москве:

129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4, корп.3, кабинет 116

Телефон для справок: 8 495 6165093

Официальный сайт: http://77.rospotrebnadzor.ru.

Задачи лицензирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *