СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЗДОРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»

Камызякского района Астраханской области

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Правил прогона

и выпаса сельскохозяйственных животных

и птиц на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

На основании Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Законом Астраханской области от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях» и на основании Устава муниципального образования «Раздорский сельсовет», Совет МО «Раздорский сельсовет»

РЕШИЛ:

  1. Утвердить Правила прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет».
  2. Разместить настоящее Решение на официальном сайте МО «Раздорский сельсовет» в информационной телекоммуникационной сети Интернет.
  3. Настоящее Решение вступает в силу с момента обнародования.

И. о. главы муниципального

образования «Раздорский сельсовет»,

председателя Совета МО «Раздорский сельсовет» В.П. Иконников

Правила

прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет»

Настоящие Правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет» далее – Правила прогона и выпаса), разработаны на основании Федеральных законов от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Российской Федерации от 14.05.93 №4979-1 «О ветеринарии», закона Астраханской области от 22.06.2016 №41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях», Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 №13-7-2/469 и распространяются на владельцев непродуктивных животных (собак и кошек).

Настоящие Правила прогона и выпаса устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов в сфере содержания любого биологического вида сельскохозяйственных животных и птицы, обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия от заразных в т ч общих болезней для людей и продуктивных животных.

1. Общие положения

1.1. Правила прогона и выпаса разработаны на основании действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с Законом Астраханской области от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях».

Настоящие Правила прогона и выпаса обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, частными предпринимателями при ведении животноводства, а также гражданами, содержащими домашних животных в личном подсобном хозяйстве.

1.2. В настоящих Правилах прогона и выпаса используются следующие понятия:

— сельскохозяйственные животные (далее по тексту – животные) — включают в себя крупный рогатый скот (коровы, буйволы, быки, телята), свиней, овец, коз, лошадей, кроликов, домашнюю птицу и других животных (буйволы) сельскохозяйственного назначения.

— безнадзорные животные — животные, находящиеся в общественном месте без сопровождающего лица (за исключением оставленного владельцем на привязи);

— прогон животных — передвижение животных от места их постоянного нахождения до места выпаса и назад;.

— выпас животных — специально отведенное место для пастьбы животных, контролируемое пребывание на пастбище животных;

— потрава сельскохозяйственных угодий — порча, истребление посевов, трав;

— повреждение сельскохозяйственных насаждений — причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение наземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста;

— уничтожение сельскохозяйственных насаждений — приведение сельскохозяйственных насаждений в полную непригодность, при которой они навсегда утрачивают свою хозяйственно-экономическую ценность и не могут быть использованы по своему назначению;

— пастбища — земельные угодья с травянистой растительностью, используемые для пастьбы животных;

— сельскохозяйственные угодья — место, территория как объект сельскохозяйственного использования (поле, лес, пруд, озеро, болото);

— отлов — мероприятие по задержанию безнадзорных животных.

1.3. Целью настоящих Правил прогона и выпаса является упорядочение прогона и выпаса домашних животных на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет», создание условий, исключающих потраву посевов, зеленых насаждений улиц, порчу, снижение количества и качества, находящегося в поле урожая сельскохозяйственных культур, причинение вреда здоровью людей и ущерба имуществу физических и юридических лиц.

2. Владелец домашнего сельскохозяйственного животного имеет право:

2.1. Приобретать и отчуждать домашних сельскохозяйственных животных (в том числе путем продажи, дарения, мены) с соблюдением порядка, предусмотренного настоящими Правила прогона и выпаса, а так же по согласованию с ветеринарной службой района.

2.2. Получать справки или выписки из Похозяйственной книги по интересующим вопросам владельца личного подсобного хозяйства.

3. Владелец сельскохозяйственных животных обязан:

3.1. Не допускать свободного выпаса и бродяжничества сельскохозяйственных домашних животных на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет»;

3.2. Соблюдать правила прогона по населенному пункту и выпаса сельскохозяйственных домашних животных;

3.3. Выполнять иные требования, установленные законодательством.

4. Прогон и выпас сельскохозяйственных животных

4.1. Прогон осуществляется под обязательным надзором владельцев сельскохозяйственных животных либо лиц ими уполномоченных.

4.2. Маршруты прогона к месту сбора стада, устанавливаются Решением Совета МО «Раздорский сельсовет».

4.3. Выпас сельскохозяйственных домашних животных осуществляется в специально отведенных местах пастьбы – пастбищах, под надзором владельцев или лиц ими уполномоченных – пастухами. Границы мест выпаса устанавливаются Решением Совета МО «Раздорский сельсовет» (Приложение №1).

4.4.Сельскохозяйственные животные, принадлежащие сельскохозяйственным предприятиям, крестьянско-фермерским хозяйствам, предпринимателям выпасаются на личных (паевых) либо арендованных земельных участках.

5. Действия (бездействие) расценивающиеся как нарушение правил содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных.

Нарушениями Правил прогона и выпаса будут расцениваться следующие действия (бездействия):

5.1. Отклонение от установленного маршрута при прогоне сельскохозяйственных животных;

5.2. Оставление без присмотра сельскохозяйственных животных при осуществлении прогона и выпаса;

5.3 Выпас (контролируемый) в пределах жилой зоны МО «Раздорский сельсовет»;

5.4. Выпас сельскохозяйственных животных на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных под пастбища.

6. Безнадзорные животные

6.1. Животные, находящиеся на посевных площадях или вблизи их, жилой зоне населенных пунктов, общественных местах, без сопровождения, относятся к категории безнадзорных и к ним могут быть применены меры, предусмотренные статьями 230, 231, 232 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящими Правилами прогона и выпаса.

6.2. Владельцы безнадзорных животных устанавливаются по установленным метам (клеймению) для чего заинтересованные лица с описанием меты (тавро, татуировки, номера и др.) обращаются с заявлением в администрацию или полицию.

6.3. Не меченные безнадзорные животные могут быть задержаны гражданами либо муниципальными или другими хозяйствующими субъектами при наличии соответствующих условий для временного содержания сельскохозяйственных животных.

6.4. Лицо, отловившее безнадзорное животное, обязано возвратить его собственнику (владельцу), а если собственник животного или место его пребывания неизвестны, не позднее трех суток с момента задержания заявить об обнаружении животного в полицию, которая принимает меры к розыску собственника.

6.5. На время розыска собственника животного, оно может быть оставлено лицом, отловившим его, у себя на содержании и в пользовании либо сдано на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, отловившего безнадзорное животное, подыскание лица, имеющего необходимые условия для его содержания и передачу ему животного осуществляют полиция или орган уполномоченный администрацией.

6.6. Лицо, отловившее безнадзорных домашних животных, имеет право на вознаграждение в соответствии со статьей 229 Гражданского кодекса РФ.

6.7. Если в течение шести месяцев с момента заявления об отлове безнадзорного животного его собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него, лицо, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на него.

6.8. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшегося у него животного, оно поступает в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

6.9. Безнадзорное животное, поступившее в муниципальную собственность, подлежит убою или продаже. Вырученные средства используются на покрытие затрат по содержанию безнадзорного животного.

7. Ответственность владельцев животных

7.1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны соблюдать требования настоящих Правил прогона и выпаса, своевременно и в полном объеме реагировать на требования уполномоченных на то лиц по исключению случаев появления животных на посевных площадях и вблизи их, в жилой зоне, в местах общего пользования, не допускать порчи зеленых насаждений.

7.2. Предприятия, учреждения, организации и граждане несут административную ответственность за нарушение настоящих Правил прогона и выпаса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Астраханской области «Об административных правонарушениях» от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ.

7.3. За нарушение настоящих Правила прогона и выпаса, в соответствии со ст. 26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ должностные лица органов местного самоуправления муниципального образования, уполномоченные данным Законом, вправе составить на владельца животного административный протокол в соответствии с п.7 вышеуказанного Закона с последующей передачей собранного материала в административную комиссию для рассмотрения и наложения штрафа.

Основаниями для составления протокола являются как непосредственное обнаружение безнадзорного домашнего животного с последующим определением собственника (владельца), так и акт приема-передачи при выдаче гражданам животного из места содержания.

7.4. В случае причинения безнадзорным животным материального ущерба в результате потравы, вытаптывания клумб, порчи зеленых насаждений на собственника (владельца) налагается обязанность возмещения ущерба.

8. Порядок отлова и содержания безнадзорных сельскохозяйственных животных

8.1. Отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет» закреплен за СПК «Чаянов».

8.2. Отлову подлежат сельскохозяйственные животные независимо от породы и назначения (в т.ч. имеющие клеймо с номерным знаком), находящиеся на улице или в иных общественных местах без сопровождающего лица.

8.3. Незамедлительно подлежат отлову животные с подозрением на заболевание бешенством (другими болезнями), агрессивные к людям и другим животным, создающие опасность для дорожного движения, а также находящиеся в местах, где их пребывание запрещено.

8.4. Отлов, транспортировка и содержание безнадзорных сельскохозяйственных животных должны производиться в соответствии с инструкцией по отлову животных, утвержденной руководителем СПК «Чаянов». Запрещается жестокое обращение с животными при их отлове и содержании.

8.5. СПК «Чаянов», осуществляющее содержание отловленных безнадзорных домашних животных, обязано вести регистрацию находящихся в пункте животных в журнале учета поступления и выдачи животного владельцу в пункте временного содержания (загоне) безнадзорных сельскохозяйственных животных (Приложение №2);

8.6. При поступлении безнадзорного сельскохозяйственного животного в пункт временного содержания (загон) комиссия, состав которой определен приложением №3 обязана составить акт загона и обследования сельскохозяйственного животного, безнадзорно бродячего на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет» (Приложение №4).

8.7. Лицам, производящим отлов безнадзорных сельскохозяйственных животных, запрещается:

— жестоко обращаться с отловленными безнадзорными домашними животными;

— производить отстрел безнадзорных домашних животных с применением огнестрельного оружия;

— присваивать себе отловленных животных;

— продавать и передавать отловленных животных частным лицам или организациям, за исключением случаев подтверждения владельцами своих прав на отловленное животное;

— изымать животных из квартир, с территории частных домовладений и организаций без согласия владельцев животных или решения суда;

— изымать животных из огражденных территорий, домовладений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности без их согласия.

8.8. Информация об отловленных сельскохозяйственных животных является доступной и открытой. Каждый имеет право обратиться в организацию за получением необходимой информации об отловленных домашних животных;

8.9. Содержание отловленных животных в транспортных средствах более 8 часов не допускается;

8.10. По окончании работы должны производиться механическая очистка и дезинфекция инвентаря и автотранспорта;

8.11. Отловленные безнадзорные сельскохозяйственные животные подлежат освидетельствованию специалистами ветслужбы (клинический осмотр) для получения заключения о клиническом состоянии животного;

8.12. Работники пункта временного содержания (загона) в течении суток обязаны сообщить владельцу зарегистрированного животного о его местонахождении;

8.13. Зарегистрированные животные, имеющие соответствующее клеймо, по первому требованию возвращаются владельцам. При этом владельцы возмещают все расходы по ветеринарному обслуживанию и содержанию в пункте временного содержания, а также другие необходимые расходы, согласно прилагаемой в обязательном порядке калькуляции расходов;

8.14. Невостребованные владельцами зарегистрированные животные, а также незарегистрированные животные, сведения о которых отсутствуют в единой учетной базе, в течение 6 месяцев с момента его задержания, либо отказе владельца животного от его содержания, животное поступает в муниципальную собственность в порядке установленном законодательством.

8.15. При выявлении сельскохозяйственных животных, не состоящих на учете в похозяйственной книге муниципальное образование «Раздорский сельсовет» (без бирки) право собственности на данных животных владельцы будут доказывать в судебном порядке.

8.16. При содержании безнадзорного сельскохозяйственного животного в загоне работники должны использовать следующие нормы поения (данные предоставлены Управлением сельского хозяйство администрации МО «Камызякский район»):

— КРС – 45 литров в сутки;

— лошади – 62,5 литров в сутки;

— МРС – 7,5 литров в сутки.

При содержании безнадзорного сельскохозяйственного животного в загоне работники должны использовать следующие нормы кормления (данные предоставлены Управлением сельского хозяйство и администрации МО «Камызякский район»):

— КРС – 25 кг. в сутки;

— лошади – 15 кг. в сутки;

— МРС – 2,5 кг. в сутки.

9. Порядок расчетов стоимости услуг за загон и содержание безнадзорных сельскохозяйственных животных в пункте временного содержания (загоне)

9.1. Работник пункта временного содержания (загоне) имеет право вернуть сельскохозяйственное животное владельцу, только после возмещения владельцем расходов, связанных с содержанием сельскохозяйственного животного.

9.2. Установить для СПК «Чаянов» размер стоимости содержания одной головы безнадзорного сельскохозяйственного животного в пункте временного содержания (загоне) в соответствии с приложением №5 к настоящим Правилам прогона и выпаса, согласно расчета затрат на суточное содержание сельскохозяйственных животных, представленного министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области:

— содержание одной головы КРС в загоне в час — 115,50 руб.

— содержание одной лошади в час – 111,00 руб.

— содержание одной головы МРС в загоне в час – 26,70 руб.

Приложение №1

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных и птиц

на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Об определении мест выпаса и маршрутах

прогона сельскохо­зяйственных животных

на тер­ритории МО «Раздорский сельсовет»

  1. Установить маршрут прогона сельскохозяйственных животных в черте населенного пункта :

— для стада с. Раздор: от дома № 1 ул. Степная с. Раздор до дома № 89 ул. Степная, далее до бывшего студенческого лагеря ;

— для стада с. Застенка: от дома № 1 ул. Степная с. Застенка до моста ер. Застенка, и от ул. Степная, 38 до моста ер. Застенка.

2.Установить маршрут прогона сельскохозяйственных животных:

для стада с. Раздор:

1) вдоль дороги Раздор – Каспий

для стада с. Застенка:

1) вдоль автодороги Камызяк — Застенка

Приложение №2

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных и птиц

на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Журнал учета поступления и выдачи животного владельцу в пункте временного содержания (загоне) безнадзорных сельскохозяйственных животных

п/п

Время, дата и место отлова безнадзорного сельскохозяйственного животного

Дата и время поступления безнадзорного сельскохозяйственного животного в загон

Отличительные признаки безнадзорного сельскохозяйственного животного

Дата и номер акта загона и обследования сельскохозяйственного животного, безнадзорно бродячего на территории МО «Город Камызяк»

ФИО владельца, паспортные данные

Адрес м/ж владельца

Отметка об уплате расходов за содержание безнадзорного сельскохозяйственного животного в загоне

Подпись владельца

Подпись работника загона

Примечание

Приложение №3

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных и птиц

на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Состав комиссии

по обследованию загона на территории МО «Раздорский сельсовет»

  1. председатель комиссии
  2. зам. председателя комиссии
  3. член комиссии
  4. член комиссии
  5. член комиссии

Приложение №4

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных

и птиц на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Акт загона и обследования сельскохозяйственного животного, безнадзорно бродячего на территории МО «Раздорский сельсовет»

от ______________________

(число, месяц, год, время загона)

Комиссия в составе:________________________________________________

в присутствии ветеринарного врача-__________________________________

и участкового инспектора РОВД_____________________________________

и участкового инспектора РОВД______________________________________

составили настоящий акт о том, что ___________________________________

_____________________________________________год, месяц, число, время.

Произведен загон с/х животных в количестве___________________________.

Выпас скота разрешен в специально отведенных местах на привязи или под надзором владельцев животных или лиц, оказывающих услуги по выпасу животных. В случае нарушения правил выпаса скота владелец животных может быть привлечен к административной и гражданской ответственности.

Правила выпаса скота

Правила выпаса скота, а также ограничения, связанные с выпасом скота, установлены нормативными актами в области благоустройства, правилами землепользования и застройки и др.

Рассмотрим правила выпаса скота на примере Московской области.

На территории Московской области выпас скота разрешается только в специально отведенных для этого местах.

На неогороженных пастбищах выпас осуществляется на привязи или под надзором владельцев животных или лиц, которые заключили с владельцами или уполномоченными ими лицами договоры на оказание услуг по выпасу животных.

Владельцы животных и пастухи обязаны осуществлять постоянный надзор за животными в процессе их выпаса на пастбищах, не допуская их перемещения на участки, не предназначенные для этих целей.

Запрещается оставлять животных без надзора, осуществлять выпас на улицах и в других не предназначенных для этих целей местах, допускать потраву цветников и посевов культур.

Не допускается передвижение животных без сопровождения владельца или пастуха. Также запрещается выпас скота на улицах в полосе отвода автомобильных и железных дорог, садов, скверов, лесопарков, в рекреационных зонах муниципальных образований (п. «и» ч. 4 ст. 42, ч. 2 ст. 65 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ).

Места и маршрут прогона скота на пастбища должны быть согласованы с органами местного самоуправления и при необходимости с соответствующими органами управления дорожного хозяйства.

Запрещается прогонять животных по пешеходным дорожкам и мостикам (ч. 3 ст. 65 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ).

Правила выпаса скота установлены также на уровне муниципальных образований Московской области (например, ст. 61 Правил, утв. Решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 23.01.2020 № 6/3; ст. 23 Правил, утв. Решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.12.2018 № 56/13; ст. 70 Правил, утв. Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 29.11.2018 № 67/8; ст. 4.2 Правил землепользования, утв. Решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от 10.04.2020 № 13-80).

Прогон и выпас скота запрещены на территории памятников природы, государственных природных заказников (например, разд. IX Паспорта памятника природы, утв. постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 № 843/39; разд. XII Положения о государственном природном заказнике, утв. постановлением Правительства Московской области от 06.08.2018 № 496/27; разд. XII Положения о государственном природном заказнике, утв. постановлением Правительства Московской области от 30.07.2018 № 472/26).

Ответственность за нарушение правил выпаса скота

• выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено;

• выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи, а также выпас скота с нарушением сроков (например, когда не сформировался травяной покров) или с нарушением норм выпаса, то есть большего количества животных на отведенной площади;

• нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей;

• выпас животных вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

• содержание или выпас скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка.

Неправомерный выпас, перегон скота может повлечь ответственность в виде возмещения вреда (ст. ст. 1064, 1100 ГК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Отрицательные последствия пастьбы скота могут проявляться разными путями.

Прежде всего, скот при пастьбе наносит механические повреждения деревьям. Повреждение вершинок вызывает кущение молодых деревьев и их рост в высоту замедляется; так повреждаются лиственные породы, и прежде всего дубовые культуры. При весенне-летнем повреждении в тот же год могут образовываться новые побеги, которые нередко побиваются морозами или поражаются мучнистой росой. Через повреждения в дерево могут проникать патогенные организмы.

Однако в местах интенсивного выпаса скота хвойные молодняки усыхают без признаков существенных повреждений наземных органов. Например, в Волынской обл. нам приходилось наблюдать усыхание сосновых молодняков высотой 6—8 м на участках, где практиковался неумеренный выпас скота. В таких местах происходит ослабление и более старых насаждений, хотя это и менее заметно.

Сильное ослабление насаждений или их усыхание в местах пастьбы скота вызывается не только механическим повреждением наземных органов, но и ухудшением физических свойств почвы. При длительной пастьбе скота начинают исчезать подлесок, напочвенный покров и подстилка. Обнажаются корни, которые ранятся копытами животных. Раны служат воротами для инфекции. На участках, где практикуется неумеренная пастьба скота, исчезают многие виды почвенных животных, грибы-симбионты и др.

Выпас скота может вызывать водную и ветровую эрозию почв. Чрезмерная пастьба скота в дубовых насаждениях Подолии (Украина) снижает их противоэрозионные функции. Например, коэффициент стока ливневых осадков в дубравах, где постоянно выпасали скот, достигал 58 %, а интенсивность инфильтрации — 1,05 мм/мин. Эти показатели, характеризующие противоэрозионные свойства лесных угодий, приближаются к их значению на пастбищах.

Неумеренная пастьба скота, особенно в южной части лесной и лесостепной зон, является одной из причин ослабления и массового усыхания лесов, особенно дубрав. В горных районах выпас скота на альпийских лугах способствует снижению естественной границы распространения лесов.

Имеются сообщения, что в смешанных насаждениях при наличии достаточного количества сопутствующих пород дуб в меньшей степени повреждается скотом. В целом же выпас скота в лесу может практиковаться как исключение и строго регламентироваться.

В отдельных случаях регламентированный выпас скота может быть даже полезен, так как способствует успешному лесовозобновлению. Например, в условиях Полесья это отмечается на хорошо обсеменяемых вырубках, где обильный покров сфагнумов, багульника, голубики, черники, клюквы и других гигрофитов и мезофитов, препятствует попаданию семян сосны в почву. Скот, сбивая растительность и обнажая почву, создает благоприятные условия для возобновления леса. Но это скорее исключение, чем правило.

Вред, наносимый лесным насаждениям пастьбой скота, находится в прямой зависимости от количества животных и продолжительности пастьбы. Вокруг лагерей, где в летнее время содержится скот, часто наблюдается усыхание молодняков и средневозрастных насаждений в течение одного сезона.

В ленточных борах Алтайского края (Тополинский лесхоз) при неумеренном выпасе и прогоне скота средняя высота 9-летних сосновых культур составляла 1,0—1,2 м, а на участках, где скот не выпасался,— 1,7—1,8 м: для 8-летних культур эти показатели соответственно составляли 0,8 и 1,2 м. Сильно ослабленные деревья заселялись точечной смолевкой, синим сосновым долгоносиком, сосновым вершинным усачом и в дальнейшем усыхали. Среднее количество усохших деревьев в культурах 8—9-летнего возраста составляло 10%. В соседнем Ракитовском лесхозе, по данным 19 пробных площадей, подрост 5—20-летнего возраста на участках в местах выпаса скота был уничтожен на 10—30 % (в среднем на 15 %), а количество ослабленного подроста составляло от 20 до 90 % (в среднем 50 %).

Лесные культуры в первые годы после посадки вытаптываются скотом; попав на площадь с лесными культурами, скот предпочитает идти по бороздам. Нашими наблюдениями установлено, что за один прогон стада из нескольких десятков коров ими сминается в бороздах около 5 % молодых саженцев. Наиболее устойчивы к повреждению скотом сосны, посаженные 4— 6-летними дичками с глыбками почвы, взятыми с просек, магистральных разрывов и других мест (без ущерба для леса). Этот способ посадки применялся в целях быстрого облесения небольших площадей в очагах майского хруща в Ярковском лесхозе Тюменской обл. Комплекс работ по посадке лесными дичками включал в себя подготовку ямок размером 30X30X30 см, выкопку дичков с глыбкой, их подвозку, посадку с утрамбовкой; в работе были заняты 2 чел. С 1965 по 1972 г. таким способом были созданы культуры на площади 1003 га. Размер культивируемых участков от 0,2 до 23, в среднем 3,3 га, посадочных мест в среднем 1000 на 1 га. По сравнению с посадкой культур в борозды при этом способе наиболее полно используются возможности предварительного и последующего естественного возобновления: свобода выбора посадочных точек, исключение повреждений при посадке. Приживаемость культур выше, чем при всех других способах посадки: около 100% в зеленомошниковых типах леса и около 90 % в лишайниковом. Стоимость посадки на 1 га — 42 р., что в 1,7 раза превышает стоимость ручной посадки 2-летними саженцами под меч Колесова в плужные борозды и в 3,4 раза — стоимость механизированной. Однако посадки крупномерными дичками не требовали ухода, не повреждались скотом в отличие от посадок, произведенных другими способами. Вред от хрущей практически не ощущался, хотя их плотность в переводе на трехлетку составляла 4—8 шт. на 1 м2; в обычных культурах такая плотность вызывала отпад в первые 2 года их жизни, равный 8 %, а в 7-летних средний суммарный отпад от хрущей составлял около 30 %. Таким образом, культуры, созданные посадкой дичками, по устойчивости не отличались от естественного возобновления. Темп роста по годам (годичный прирост) в процентах от суммарного в культурах разных способов посадки на протяжении 7 лет заметно не отличался. Однако у культур, созданных лесными дичками, оставалось преимущество исходной высоты — 0,5 м, что наряду с лучшей сохранностью имеет немаловажное значение в деле быстрого облесения заселенных хрущами площадей, а также быстрого «ухода из-под копыт скота».

Способ посадки лесных культур дичками с глыбкой земли заслуживает более широкого внедрения в производство с учетом того, что процесс выкопки и посадки дичков нуждается в механизаций.

В местах прогона скота по опушкам, вдоль лесных дорог и просек устройство простейших изгородей способствовало бы сохранению лесных культур и ценных участков молодняка, но, к сожалению, огораживание относительно широко применяется только в ряде районов Среднего Поволжья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В Горном Алтае, как и в других местах жизни бывших кочевников, в традиции свободный выпас лошадей, у некоторых даже и коров. Не у всех есть привычка заготавливать сено. С одной стороны, традиция есть традиция, раз приехали в те места, то надо уважать. Но с другой стороны, это усложняет. Во-первых, животные в снежные зимы больше гибнут, и это происходит, можно сказать, на наших глазах. Во-вторых, ломятся до дворы, где есть запасы сена или огород. Знакомый, живет в деревне подальше, рассказал недавно, что у него в соседях была корова, которая регулярно съедала огород, спокойно перепрыгивала через забор, как его не пытались поднять и укрепить (у меня сейчас такая же проблема, надо забор высоко поднимать). Но самое плохое — сарай разрушает. Находит щель, рогами упирается и выламывает доски, к этому празднику еды быстро присоединяются лошади и другие коровы. Еле успевают залатать. Жалко животинку, но ведь на весь табун чужих хозяев не запасешь еды.

Лошади, как писала раньше, вполне себе с разбегу выламывают жерди и доски, пробиваются в огород. Поэтому сильно под вопросом заборы из рябицы, жерди и живая изгородь. Одно дело забор между соседями. И совсем другое — на улицу. Лучше если животные не увидят огород и запасы сена. Иначе будут ломиться.

Выпас скота

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *