Принудительный выкуп акций у акционеров: новейшая судебная практика

В условиях, когда преобладающий акционер (мажоритарий) имеет намерение осуществлять инвестирование в развитие и модернизацию производства, освоение новой конкурентоспособной продукции, когда он заинтересован в повышении эффективности корпоративного управления открытым акционерным обществом, необходимо установление в законодательном порядке баланса его законных интересов, с одной стороны, и законных интересов миноритарных акционеров, чьи права собственности затрагиваются принимаемыми решениями по управлению.

В целях защиты прав миноритарных акционеров при перераспределении корпоративного контроля был принят Федеральный закон от 05.01.2006 N 7-ФЗ, дополнивший Федеральный закон N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" гл. XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества", нормы которой регулируют отношения акционерной собственности в целях упорядочения объективно протекающих процессов концентрации капитала в открытых акционерных обществах.

Главой регламентируются условия и порядок перехода права на акции, принудительное отчуждение собственности миноритарных акционеров при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости изымаемых акций.

Предусмотрено четыре вида предложений о выкупе акций, каждое из которых может быть применено мажоритарием при выполнении определенных условий:

— добровольное предложение. Акционеры, имеющие намерение приобрести пакет акций, составляющий единолично или совместно с аффилированными лицами не менее 30% акций открытого общества, вправе направить в открытое общество добровольное предложение о приобретении акций, принадлежащих другим акционерам открытого общества;

— обязательное предложение. Лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить открытому обществу предложение о приобретении акций у других акционеров;

— уведомление о наличии права требовать выкупа акций. Лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции, по требованию их владельцев. В течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг мажоритарий обязан направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права;

— требование о выкупе акций. Направляется в течение 6 месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества лицом, которое стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, если в результате принятия соответствующего добровольного предложения или обязательного предложения было приобретено не менее чем 10% общего количества акций открытого общества.

Только последнее из перечисленных предложений принуждает миноритариев продать свои акции, оно же вызывает подавляющее большинство споров, разрешаемых арбитражными судами.

Наиболее часто возникают споры по следующим причинам:

  • нарушены конституционные права акционеров при принудительном лишении их собственности на акции;
  • не согласны с оценкой стоимости акций, определенной независимым оценщиком; предъявление иска на возмещение убытков, полученных в связи с недостоверной оценкой выкупаемых акций;
  • нарушена процедура принудительного выкупа;
  • отсутствует право на выкуп или доказано, что не все лица, указанные в качестве аффилированных, направляющих предложения о выкупе, являются таковыми и реальный пакет акций меньше, чем 30 или 95%.

Нарушение конституционных прав

Многократно поднимался вопрос о нарушении прав и свобод миноритария, гарантированных ст. ст. 19, 35, 46 и 55 Конституции РФ.

Принудительный выкуп акций у миноритариев: какие нюансы необходимо учесть

Наиболее полный ответ дан в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 681-О-П, которое указывает на отсутствие нарушений.

В случаях принудительного изъятия имущества у собственника (независимо от оснований такого изъятия) должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности.

Отмечая важность и значимость судебного контроля за соблюдением процедуры проведения консолидации акций путем их выкупа, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что суды призваны обеспечивать эффективную защиту прав и свобод акционеров, а не проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией в сфере бизнеса; следовательно, суды, осуществляя по жалобам акционеров и обладателей дробных акций контроль за решениями органов управления акционерных обществ, не оценивают экономическую целесообразность предложенного варианта консолидации акций, в том числе поскольку в силу рискового характера предпринимательской деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Эффективной гарантией соблюдения баланса интересов участников соответствующих правоотношений в процедуре принудительного выкупа акций и, следовательно, защиты прав миноритарных акционеров является осуществление всестороннего судебного контроля за указанной процедурой. Он в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, подразумевает как оценку правильности определения цены выкупаемых акций и наличия убытков у истца, причиненных в связи с ненадлежащим ее определением, так и исследование связанных с принудительным выкупом или возникновением права на такой выкуп фактических обстоятельств, которые могут свидетельствовать о существенном нарушении требований закона или о злоупотреблении правами и влиять на установление справедливой цены за выкупаемые акции.

Принудительное отчуждение имущества при условии предварительного и равноценного возмещения возможно не только для государственных нужд, но и в случаях, когда оно осуществляется в целях "общего для акционерного общества блага", и в этих случаях вмешательство в право собственности акционеров открытого акционерного общества носит оправданный, не противоречащий Конституции РФ характер и допускается только при наличии эффективных правовых средств, направленных на преодоление конфликта интересов преобладающего и миноритарных акционеров. Таким образом, Конституционный Суд РФ расширил границы применения гарантий права частной собственности, содержащихся в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.

Предъявление иска о возмещении убытков

Согласно ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ выкуп акций осуществляется по цене не ниже их рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком. При этом миноритарий, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг.

Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг. Предъявление владельцем ценных бумаг указанного иска в арбитражный суд не является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его недействительным.

Наиболее часто возникают следующие вопросы. Кому и куда миноритарий может предъявлять иск о возмещении убытков? Можно ли признать недействительным отчет независимого оценщика и как доказать факт занижения цены?

Из ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ следует, что споры, связанные с принадлежностью акций, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, относятся к корпоративным спорам. Согласно ч. 4.1 ст. 38 АПК РФ исковое заявление или заявление по спору подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Порядок определения цены выкупа акции установлен ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ. Цена должна быть определена независимым оценщиком и подтверждена экспертизой саморегулируемой организации оценщиков.

Цена выкупаемых акций должна быть не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком, при этом она не может быть меньше:

  • цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в п. 1 ст. 84.7 настоящего Федерального закона, стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона N 208-ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам;
  • наибольшей цены, по которой лицо, указанное в п. 1 настоящей статьи, или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, указанное в п. 1 ст. 84.7 Закона N 208-ФЗ, стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона N 208-ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

Оценщик не является лицом, действия которого причинили убытки истцу (акционеру), поскольку оценщик не оплачивал выкупленные акции, не состоит с истцом в договорных или иных обязательственных отношениях (Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2008 N КГ-А40/1396-08).

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством ответчиком по иску о возмещении ущерба, причиненного в связи с ненадлежащим определением стоимости выкупаемых акций, может выступать только мажоритарный акционер.

Договор с независимым оценщиком и договор о проведении экспертизы отчета оценщика саморегулируемой организацией оценщиков заключает доминирующий акционер, он же осуществляет выбор оценщика. Поэтому цена акций находится под контролем акционера, владеющего контрольным пакетом.

Как правило, миноритарий не располагает ни материальными, ни административными ресурсами, чтобы защитить свои интересы при определении цены выкупа. Независимая экспертиза по определению цены выкупа, которую оплачивает истец — миноритарий, если решит воспользоваться правом ее оспорить, может составлять и миллионы рублей.

В целях защиты миноритария Законом N 7-ФЗ введена норма об ответственности оценщика за недостоверность указания в отчете оценочной стоимости объекта оценки. Так, за любое неисполнение оценщиком обязанностей, предусмотренных Законом об оценочной деятельности, наступает ответственность, предусмотренная п. п. 2 и 3 ст. 401 ГК РФ. На действия оценщика в случае нарушения им обязательств будет распространяться гражданско-правовая презумпция вины (п. 2 ст. 401 ГК РФ). Это означает, что отсутствие вины, равно как и действие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), которые не позволили оценщику исполнить свои обязательства, последнему придется доказывать в судебном порядке.

Арбитражная практика складывается не в пользу миноритариев, показывая фактическую бесправность мелких акционеров в данном вопросе. Например, в пользу скупающего акции мажоритария приняты Определение ВАС РФ от 17.03.2008 N 3398/08, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2010 по делу N А44-1775/2008, Западно-Сибирского округа от 11.10.2007 N Ф04-7219/2007(39298-А45-16), Московского округа от 20.06.2008 N КГ-А40/4016-08 и др.

Рассмотрим более подробно, с какими трудностями может встретиться акционер, пытающийся оспорить стоимость акций.

Суды требуют от истца доказательств недостоверности рыночной цены акций, установленной в отчете независимого оценщика. Однако копия отчета оценщика в силу норм п. 2 ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ направляется только в общество — как приложение к требованию о выкупе акций.

Обязанности предоставить миноритарному акционеру по его требованию копию отчета оценщика законом не возложено ни на общество, ни на мажоритарного акционера (Определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 1452/08, Постановления ФАС Уральского округа от 13.11.2009 N Ф09-8859/09-С1, Московского округа от 14.02.2008 N КГ-А40/107-08).

Если отчет не будет представлен в добровольном порядке, миноритарному акционеру необходимо будет подать в суд ходатайство об истребовании доказательства в порядке ст. 66 АПК РФ. При этом, поскольку отчет об оценке акций не является документом акционерного общества (он изготовлен не обществом, а по заданию мажоритарного акционера), его собственником является мажоритарный акционер, у которого только суд может истребовать этот документ (его копию) в качестве доказательства (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2007 N Ф04-7219/2007(39298-А45-16)).

Процедура принудительного выкупа

Доминирующий акционер направляет остальным акционерам требование о выкупе ценных бумаг, а точнее — открытому обществу, которое в течение 15 дней с даты получения требования обязано направить его вместе с рекомендациями совета директоров (наблюдательного совета) открытого общества всем владельцам ценных бумаг, которым оно адресовано, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручить каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовать в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

В требовании принудительного выкупа должны быть указаны: основные реквизиты доминирующего акционера; количество акций, принадлежащих ему и аффилированным лицам; цена выкупаемых ценных бумаг и сведения о соответствии предлагаемой цены требованиям п. 4 ст. 84.8 Закона об акционерных обществах; порядок оплаты выкупаемых ценных бумаг, в том числе срок их оплаты, сведения о нотариусе, в депозит которого будут перечислены средства в том случае, если миноритарии не укажут свои банковские счета или адреса для осуществления почтового перевода.

В требовании о выкупе ценных бумаг должна содержаться сделанная федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг отметка о дате представления ему предварительного уведомления. Добровольное, обязательное предложение, а также требование о выкупе ценных бумаг до направления их в открытое общество представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ".

Если процедура выкупа не нарушена, суды отказывают миноритариям в исках (Определение ВАС РФ от 15.03.2010 N ВАС-2415/10, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.03.2010 по делу N А79-6814/2009 и др.).

Отсутствие права на выкуп

В арбитражной практике встречается немало дел, связанных с исками о признании сделки по выкупу акций недействительной по причине неправомерного признания аффилированными лиц, которые таковыми не являются.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

  • член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Таким образом, у акционера — физического лица не может быть аффилированных лиц, даже если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, если он выступает в роли акционера не как предприниматель, а как физическое лицо (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2010 по делу N А45-4654/2008).

Право на выкуп также отсутствует, если ответчик приобрел более 95% акций общества не в результате добровольного или обязательного предложения.

Ответчик не имеет права направлять требование без предварительного направления обязательного или добровольного предложения о выкупе акций у миноритарных акционеров общества (ст. ст. 84.1, 84.2 Закона об акционерных обществах). В соответствии со ст. 84.8 Закона об акционерных обществах правом направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг наделено только то лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2008 по делу N А40-59558/07-43-577, А40-59753/07-43-580).

И.В.Булатова

Консультант

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

Принудительный выкуп акций

Приватизация 90-х привела к созданию огромного количества акционерных обществ. Работники и служащие предприятия, получавшие безвозмездно его акции или выкупавшие их, становились акционерами. Иногда их число достигало десятков, а то и сотен тысяч человек. Многие из них обещанных дивидендов так и не получили, участия в реализации своих прав, в том числе в управлении акционерным обществом, не принимали.

Со временем некоторые акционеры сменили место жительства, некоторые из них умерли, и акционерному обществу стало очень трудно проводить общие собрания акционеров. Нехватка кворума приводила к необходимости организации повторных собраний, расходы на которые для многих акционерных обществ обходились в довольно крупную сумму.

Процедура принудительного выкупа акций

Решением этой проблемы стало принятие закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты РФ», устанавливающего и регламентирующего процедуру принудительного выкупа акций. То есть обязательной продажи акций миноритарными акционерами владельцу более 95% акций.

Ранее законодательством РФ предусматривалось приобретение более 30% акций и только обществами, насчитывающими более 1000 акционеров. Не была разработана процедура приобретения, а также содержание уведомления о намерении приобретения акций.

Лицо, имеющее более 30% акций (более 50 или 75), обязано направить в адрес остальных владельцев акций публичную оферту о приобретении у них этих ценных бумаг. Это дает таким акционерам право на реализацию принадлежащих им небольших пакетов акций, обладающих незначительным количеством голосов. Владелец же крупного пакета акций до направления оферты имеет право голосовать только 30 (50, 75) процентами акций, остальные же имеющиеся у него акции считаться голосующими не могут и при установлении кворума не учитываются.

Принудительный выкуп акций является процедурой продажи акций миноритарных владельцев без их предварительного согласия в пользу акционера, владеющего крупным пакетом.

В РФ право объявить принудительный выкуп акций имеет владелец 95-процентного пакета акций акционерного общества. Цена выкупа устанавливается независимым оценщиком.

Права и обязанности владельцев акций

Права владельцев небольшого количества акций при этом игнорируются, мотивировав это тем, что концентрация 100-процентного пакета у одного владельца позволит более эффективно управлять компанией. Лицо, имеющее 95% пакета, обязано выслать уведомления о своем праве выкупа с указанием конкретной цены. В течение шести месяцев миноритарные владельцы акций будут иметь право на предъявление бумаг к выкупу.

Помимо этого, законом «Об акционерных обществах» определяется обязательство мажоритарного акционера выкупить бумаги по требованию миноритариев.

Принудительный выкуп голосующих акций лицом, имеющим 95 процентов таких бумаг, производится с помощью процедуры требования выкупа: акции должны быть списаны с лицевого счета владельца и зачислены на счет приобретателя в реестре без согласия акционера. Денежные средства должны быть перечислены на депозит нотариуса для последующего расчета с акционером.

Право лица на выкуп 5 процентов акций возникает только в случае, если при принятии обязательного или добровольного предложения им приобретено не менее 10 процентов голосующих акций.

Существуют разные способы, позволяющие принудительно выкупить 100 процентов акций АО. Самый распространенный – процедура эмиссии бумаг и формирование пакета, необходимого для выкупа. Целью является приобретение 95% акций для получения права на принудительный выкуп оставшегося пакета. Другим вариантом является создание управляющей компании для возможности оплаты части уставного капитала акциями эмитента-«мишени». Для закрытых акционерных обществ процедура выкупа более сложная, так как требует преобразования закрытого акционерного общества в открытое.

Процедура принудительного выкупа акций содержит много определенных нюансов и сложностей:

  • получение банковских гарантий;
  • урегулирование отношений с нотариусом;
  • опубликование необходимых сведений в средствах массовой информации;
  • проведение оценки рыночной стоимости акций;
  • расчет пакета акций и так далее.

Законом предусмотрен и государственный контроль над принудительным выкупом акций акционерных обществ. В первую очередь это касается необходимости направления требования о выкупе в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг для проверки соответствия процедуры требованиям нормативных актов.

Большая концентрация акций, находящихся в контрольных пакетах, и небольшое количество миноритариев негативно сказываются на создании предсказуемого и эффективного рынка. Компании вынуждены искать кредиты, в том числе и за рубежом, а миллионы желающих не имеют возможности вложения своих накоплений в корпорации, производящие основную долю ВВП государства.

Издание закона "Об акционерных обществах" мотивировалось тем, что полный владелец акционерного общества при полной свободе и возможности проявления инициативы более подготовлен к ведению бизнеса, будет вести дела более успешно и эффективнее, чем с участием миноритариев. А лишение граждан их собственности, в данном случае акций, если этого требуют интересы страны и при равноценном возмещении убытка, допускается Конституцией РФ. По мнению создателей закона, в экономическом росте компании заинтересован не только мажоритарий, но и все общество, и поэтому принудительный выкуп акций справедлив.

Негативные последствия принудительного выкупа акций

Однако вытеснение миноритариев и приобретение свободы единоличного управления не могут являться гарантией более высокого развития бизнеса. При изучении деятельности 100 самых крупных мировых компаний выявлено, что 83 из них имеют публичный характер (купля-продажа акций на открытом рынке), и только 17 – непубличные. Поэтому считать принудительный выкуп акций продиктованным интересами экономики нет оснований.

Массовое вытеснение лишает корпорации и их социальной миссии, так как отстраняет миллионы сограждан от возможности получения доходов, превышающих банковские депозиты. Увеличивается уровень социального расслоения населения, что признается опасным для стабильного положения общества. В связи с этим в адрес Конституционного суда поступает множество обращений о пересмотре закона о принудительном выкупе акций.

Принудительный выкуп акций у акционеров – что это такое?

Тем более что вытеснение миноритариев чаще всего происходит не из проблемных, экономически слабых компаний, а из перспективных и наиболее успешных.

Происходит ущемление прав миноритариев и при назначении цены выкупа акций, так как оно производится профессиональным оценщиком, нанятым мажоритарием. Выбор оценщика производится по степени квалификации, опыту, стоимости услуг и престижу, но все равно в интересах мажоритария. Закон предоставляет миноритарию право на подачу протеста о стоимости выкупа, но так как экспертиза по определению стоимости акций может составлять и миллионы рублей, у него просто нет возможности воспользоваться своим правом.

Даже для состоятельного миноритария, способного оплатить новую оценку акций, это становится невозможным из-за недостатка времени, отведенного законом для получения от мажоритария обширной и достоверной информации, не отраженной в публичных отчетах. При полном контроле мажоритария исковое время может быть просрочено чередой непрерывных судебных процессов по всем пунктам запроса информации.

Основанием для принудительного выкупа акций считают и заботу о миноритариях, в связи с чем законом предусматривается обязанность собственника контрольного пакета разослать письменные уведомления миноритариям об их праве потребовать от него выкупа бумаг, но цена выкупа и оценка происходит за счет мажоритария. Назначение низкой стоимости выкупа дает ему время на подготовку к принудительному выкупу. Поэтому Законом не предусмотрена реальная возможность для малоимущих миноритариев защиты своих интересов при продаже акций и при определении цены. Лишение акций происходит организованно, быстро и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Возможность определения цены является основным инструментом в процессе вытеснения. Неважно, делается это путем банкротства или консолидации, при поглощении или слиянии компаний, выдавливание миноритариев из фондового рынка и корпораций увеличивает социальное расслоение общества.

Итогом действия существующего закона стало то, что в настоящее время лишь 18 процентов акций находятся в свободной продаже, а 82 процента – на счетах богатых граждан РФ.

Ожидаемые изменения законодательства

Необходимость наличия акционеров как субъектов права диктуется возможностью привлечения интеллектуальных ресурсов, формирования устойчивого и эффективного фондового рынка, отражающего динамику и состояние экономических процессов государства, контроля и противодействия нарушения законов в экологической, торговой, управленческой и финансовой деятельности АО.

В настоящее время принудительный выкуп акций и как следствие сокращение числа акционеров доступны только для открытых акционерных обществ, что в принципе не является препятствием и для ЗАО, которым для этого требуется только сменить тип общества. И цена за приобретение такого права минимальна – раскрыть минимальный перечень информации, зато способ исполнения необременителен, а срок небольшой (принудительный выкуп акций занимает примерно около года), после чего владелец 100- процентного пакета акций получит не только право на изменение типа общества, но и на смену организационно-правовой формы предприятия.

Ожидаемые изменения законодательства в сфере корпоративного права, не делая деления акционерных обществ на закрытые и открытые, предусматривают установление их двух новых видов – публичных и непубличных. Поэтому при вступлении законопроекта в силу статус публичности получит лишь малая часть существующих открытых акционерных обществ.

Выкуп акций у акционеров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *