Как известно, работа в рентгеновских кабинетах связана с вредными производственными факторами. Наиболее опасно из них рентгеновское излучение, поэтому радиационная защита персонала кабинетов является одним из главных условий техники безопасности и охраны здоровья трудящихся при проведении рентгенологических исследований. Рентгеновские лучи, как и другие виды ионизирующего излучения, обладают выраженным биологическим свойством. Первым эффектом при взаимодействии гамма-квантов с тканями организма человека является возникновение возбуждения, т.е. ионизация атомов и молекул с последующими быстро развивающимися биохимическими реакциями в соматическом и генетическом направлении. При высоких разовых и суммарных дозах могут наступить необратимые изменения в отдельных органах и в организме в целом.

Лицам, работающим в рентгеновских кабинетах, необходимо правильно оценивать радиационную обстановку в кабинете и прежде всего знать качественные, а иногда и количественные характеристики излучения. В настоящее время действуют «Нормы радиационной безопасности», регламентирующие условия безопасной работы персонала кабинетов и позволяющие осуществлять действенный контроль за радиационной обстановкой в медицинских учреждениях. В соответствии с этими нормами определены три категории лиц, работающих с ионизирующим излучением, для которых установлены разные предельно допустимые дозы излучения:

1. Категория А — персонал рентгеновского кабинета, постоянно работающий с рентгеновской аппаратурой (врач-рентгенолог, рентгенолаборант, санитарка)

2. Категория Б — персонал медицинского учреждения, работающий в помещениях, смежных с рентгеновским кабинетом и не занятый непосредственно работой с рентгеновской аппаратурой, а также персонал, принимающий иногда участие в проведении рентгенологических исследований (анестезиолог, хирург и др.), и лица, сопровождающие больного

3. Категория В — население края, республики, страны

По фактическим уровням индивидуальных доз, обусловленных внешним и внутренним облучением персонал медицинского учреждения подразделяют на две группы:

— Лица, условия труда которых таковы, что доза может превышать 0,3 годовой ПДД; для лиц этой группы обязателен индивидуальный дозиметрический контроль.

— Лица, условия труда которых таковы, что доза не может превышать 0,3 годовой ПДД; для лиц этой группы индивидуальный дозиметрический контроль не обязателен. Необходим только контроль мощности дозы рентгеновского облучения на рабочем месте, по данным которого оценивают дозы облучения персонала.

Для обеспечения безопасных условий работы в кабинете должны быть приняты меры по защите персонала от воздействий не только рентгеновского излучения, но и др. факторов: электрического тока, пыли и паров вредных соединений, шума, возникающего при работе аппаратуры и т.д.

При оборудовании рентгеновского кабинета должна быть полностью исключена возможность соприкосновения персонала с токоведущими частями электрических цепей в ходе проведения рентгенологических исследований.

Конструкция рентгеновского аппарата, как правило, предохраняет персонал от доступа к токоведущим частям. Все высоковольтные элементы снабжены изоляцией, защищены металлическими оболочками и заземлены. Также заземлены все металлические доступные для прикосновения части. Электрическую прочность изоляции проверяют при выпуске аппаратов с завода, а качество заземления — при сдаче рентгеновского кабинета в эксплуатацию.

При работе с электрорентгенографическими аппаратами в воздухе рабочих помещений образуются вредные примеси стирола, озона, окислов азота, пары ацетона и толуола. ПДК примесей в воздухе помещения составляют: стирол — 5мг/м3, озон и окислы азота — 0,1 мг/м3, пары ацетона — 200 мг/м3, пары толуола — 50 мг/м3. Для снижения концентрации вредных примесей в воздухе обязательно используют принудительную вентиляцию, обеспечивающую кратность воздухообмена, равную 3. В комплект оснащения ксеролаборатории должны входить индивидуальные противопылевые респираторы по числу работающих.

Уровень шумовых нагрузок (звукового давления) на рабочих местах персонала не должен превышать 60 дБ, в помещениях периодического пребывания персонала — 70 дБ.

Известно, что изменение состава периферической крови, сдвиги в деятельности нервной, сердечно-сосудистой системы, нарушения менструального цикла не являются строго специфическими, обусловленными только воздействием ионизирующей радиации. Они могут зависеть от многих других причин.

В связи с этим при периодических медосмотрах необходимо проводить по показаниям всестороннее клиническое обследование и тщательный анализ анамнестических данных для исключения в первую очередь различных общесоматических заболеваний. Основные источники ошибок при отнесении наблюдаемых отклонений к профессиональным зависят от недооценки хронических инфекций и интоксикаций (хронический тонзиллит, хронический холецистит, воспалительные процессы в женской половой сфере, туберкулез, особенно его висцеральный формы), а также фактора переутомления (совместительства, большая нагрузка, совмещение работы с учебой).

Заболевание профессиональное (лучевой этиологии) является противопоказанием к продолжению работы с источниками радиации. Длительность отстранения определяется выраженностью клинических явлений (степенью тяжести заболевания). Минимальный срок профилактического перевода — 6 месяцев — 1 год. В отдельных случаях допустимо продолжение работы в условиях контакта с источниками радиации, если дозы облучения заведомо ниже предельно допустимого уровня.

Рентгенолаборант – это врач, который самостоятельно или по указанию рентгенолога проводит рентгенографию, обеспечивает защиту пациента от рентген-лучей, оформляет документацию по исследованию, отвечает за исправность аппаратуры и техническое состояние рентгеновского кабинета.

Эта профессия относится к среднему медперсоналу, т.к. рентгенолаборант не всегда имеет высшее медицинское образование, ему достаточно среднего специального.

Достаточно часто место рентгенолаборанта занимают врачи-рентгенологи, совмещающие обслуживание пациента и расшифровку результатов. В связи с тем, что современное рентгенологическое обследование проводится в том числе и на сложной, высокоточной аппаратуре, рентгенолаборант, проводящий КТ (компьютерную томографию) или МСКТ (мультиспиральную компьютерную томографию), все чаще имеет высшее медицинское образование и является врачом-рентгенологом. Однако по закону при наличии должности врача-рентгенолога и рентгенолаборанта, последний подчиняется врачу, независимо от полученного образования.

Рентгенолаборант занимается первичной и дифференциальной диагностикой заболеваний органов грудной клетки, головного мозга, позвоночника, суставов, любых других костных структур. Для этого он делает рентгеновские снимки или проводит послойное сканирование с моделирование 3D изображения на экране монитора. Это облегчает диагностику болезней на ранних стадиях развития, предупреждает возможные осложнения.

Рентгенолаборант ни при каких обстоятельствах не имеет права обслуживать два и более рентгеноаппаратов.


С помощью рентгена специалист выявляет точные патологии и ставит правильный диагноз

Рентгенолаборант не лечит пациентов, но от его точной работы зависит качество снимка/исследования и как следствие точность диагностики.

Основная задача рентгенолаборанта – получение качественного изображения очага патологического процесса, определение его точной локализации.

Рентгенолаборант постоянно находится в зоне воздействия рентгеновских лучей, поэтому сам обеспечен средствами индивидуальной защиты. Он обязан ежегодно проходить профилактический осмотр или диспансеризацию. Кроме того, рентгенолаборант по закону РФ имеет укороченный рабочий день (6 часов) и дополнительный отпуск (в зависимости от специфики исследований – от 12 до 24 дней). На пенсию рентгенолаборант женщина имеет право выходить после 45 лет (при условии, что общий стаж работы не менее 15 лет и половина из них – на этой должности), рентгенолаборант-мужчина – после 50 лет (при условии общего 20-летнего стажа и 10-летнего стажа работы в данной должности). Новый закон о пенсиях не изменил ситуацию.

Профессия рентгенолаборанта предполагает тесный контакт с врачами разных специальностей, направляющих пациентов на рентгенологическое обследование: терапевты, хирурги, педиатры, пульмонологи, кардиологи, неврологи, нейрохирурги, ЛОР-врачи, ревматологи, травматологи, стоматологи.

Места работы

Должность рентгенолаборанта есть во всех многопрофильных и районных больницах, НИИ, она предусмотрена на ФАП, рентгенологическом кабинете, отделении, лаборатории.

История профессии

Профессия рентгенолаборанта появилась практически одновременно с открытием рентгеновских лучей Вильгельмом Рентгеном в 1895 году. Первый рентгеновский аппарат в России сконструировал в А. С. Попов спустя год после этого открытия. Это небывалый случай в истории медицины, поскольку обычно от открытия до его воплощения в практику проходят десятилетия. Рентгеновский аппарат был предназначен Кронштадтскому военному госпиталю и поразил всех четкостью снимков.

Успех изобретения был настолько огромен, а рентгеновское оборудование настолько востребовано, что уже в 1918 году в РФ, несмотря на все сложности финансового положения страны была открыта первая специализированная рентгенологическая больница. С тех пор чудо-лучи стали применять в диагностике заболеваний бронхолегочной системы, стоматологии, они неинвазивным способом позволяли визуализировать состояние очага поражения и близлежащих тканей живого человека.

Развитие рентген-исследований напрямую связано с усовершенствованием рентгеновской аппаратуры. Появились сканирующие аппараты КТ, МСКТ. Сегодня важнейшим отличием современной рентгенологии является тот факт, что уровень радиации для пациента в 1500 раз меньше первоначального и это не предел.


Так выглядел первый аппарат для рентгена

Обязанности рентгенолаборанта

Основные должностные обязанности рентгенолаборанта следующие:

  • проведение рентгенографии (серии снимков), других процедур самостоятельно или по распоряжению врача-рентгенолога;
  • содержание в исправном техническом состоянии рентгеновской аппаратуры;
  • выполнение правил техники безопасности работы в рентгеновском кабинете;
  • поддержание санитарно-гигиенического состояния кабинета, утилизация отходов;
  • работа с пациентами: учет, подготовка к обследованию, обеспечение защиты от рентген-лучей, отслеживание суммарной дозы облучения;
  • ведение архива протоколов обследования, рентгенограмм;
  • своевременная доставка со склада в кабинет пленки, медикаментов, контраста, химикатов для фотолаборатории;
  • в отсутствии фотолаборанта выполнение всех его функций;
  • при наличии высшего образования – расшифровка полученных результатов исследования. оценка эффективности рентгенотерапии.

Требования к рентгенолаборанту

Базовые требования к рентгенолаборанту включают в себя:

  • высшее медицинское образование, действующий аккредитационный лист по рентгенологии или среднее специальное медицинское образование и курсы по рентгенологии;
  • умение проводить флюорографические исследования в условиях поликлиники или стационара, а также в составе выездных лечебно-профилактических бригад;
  • умение делать рентгенограммы, рентгеноскопию, томограммы;
  • навыки по оказанию помощи пациенту в случае электротравмы.

Сейчас все чаще больницы используют цифровые аппараты, но старые пленочные аппараты еще в строю и иногда от специалистов требуют навыки проявления фотоснимков.


Рентгенолаборант имеет право обслуживать не более двух аппаратов

Как стать рентгенолаборантом

Чтобы стать рентгенолаборантом с правом лечебной деятельности, необходимо:

  • Окончить медицинскую академию, университет или училище, получив диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  • Пройти аккредитацию, сдав экзамен специальной экспертной комиссии, по итогам которого выдается аттестационный лист, дающий право на амбулаторный прием пациентов.
  • Узкая специализация возможна не ранее, чем через год практики и только после поступления в двухгодичную ординатуру по специальности «Рентгенология». Туда можно попасть на бесплатной основе (конкурсно или по целевому направлению работодателя) или платно (здесь конкурс небольшой и достаточно 50 стандартных аттестационных баллов).

Профессионализм врачи должны подтверждать ежегодно, набирая специальные баллы – не менее 50 в год. Баллы дают за повышение квалификации на спецкурсах (36 баллов), посещение научно-практических конференций, в том числе и выездных (от 10 баллов), публикацию статей в научных журналах, написание монографий, защиту диссертации. Если количество набранных за год баллов больше 50-ти, врач продолжает деятельность, если нет – теряет право на медицинскую практику.

Опыт, качество работы врача дополнительно оценивается врачебной комиссией, которая присваивает ему одну из трех квалификационных категорий:

  • вторую – после трех лет практики;
  • первую – после 7 лет;
  • высшую – после 10 лет профессиональной деятельности.

Категория предполагает приоритет на право занятия высокой должности, надбавку к окладу, уважение коллег, доверие пациентов. Отказ от квалификации ограничивает карьерные возможности и не позволяет занимать некоторые должности, особенно в государственных и научных организациях.

Есть и более простой способ получить специальность рентгенолаборанта: окончить медицинское училище и пройти курсы специальной рентгенолабораторной подготовки. При этом работать такой специалист будет под контролем врача-рентгенолога и подчиняться ему во всем.

Зарплата рентгенолаборанта

Общий диапазон доходов таков: рентгенолаборанты зарабатывают от 12 000 до 70 000 рублей в месяц. Наиболее востребованы рентгенолаборанты в Московской, Ленинградской, Новосибирской области. Минимум среди зарплат мы нашли в волгоградской области: 12 000 рублей ежемесячно, максимум – в московской клинике: 70 000 рублей в месяц.

Средняя зарплата рентгенолаборанта – около 21 000 рублей ежемесячно.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Медицинский университет инноваций и развития приглашает вас пройти дистанционные курсы переподготовки или повышения квалификации по направлению «Рентгенология для рентгенлаборантов» с получением диплома или сертификата государственного образца. Обучение длится от 16 до 2700 часов, в зависимости от программы и вашего уровня подготовки.

Идем дальше…..

Имеется вот такой документ: «Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005)

Замечу, данное руководство — очень здоровенный документ (159 страниц в Word) и оговаривает различные параметры вредности. Физические (температура, излучение, шум, положение тела), химически и биологические параметры. Я для определения вредности брал только работу с ИИ. А химические факторы (соединения свинца и хим. Реактивов) не рассматривал. Возможно, доберусь до них позже – а может, кто из коллег поможет или уже сделал этоJ

Также в этом документе дофигища ссылок на на разные СанПиНы и прочие нормативы, в том числе на НРБ 99-2009.

Цитаты из Руководства

«1. Область применения и общие положения

1.1. Настоящее «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (далее — Руководство) включает гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности.

1.2. Руководство применяют с целью:

— контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

— установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;

— создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

— аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

— составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника»

1.3. Применение настоящего Руководства для оценки профессионального риска следует рассматривать в качестве его первого этапа (согласно положениям Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии»)

То есть это официальный документ, которым должны руководствоваться в первую очередь при аттестации рабочего места.!!!!!!!

Здесь также рассказано про классификацию условий труда, (несколько по иному, нежели приведенная выше).

Цитировать не буду, чтоб не захламлять тему…..

Все это можно найти в сети.

Далее по тексту всего руководства нашёл вот такой пункт:

«5.8. Работа с источниками ионизирующих излучений

Гигиенические критерии оценки ионизирующего фактора имеют принципиальные отличия от оценки других факторов рабочей среды, поэтому оценка и классификация условий труда на рабочих местах персонала, который в процессе трудовой деятельности может подвергаться облучению от техногенных источников ионизирующего излучения, представлены в отдельном Приложении (14).»

То есть оценка действия ИИ проводится по-иному. Тэээкс, идем в приложение №14. Вот оно…..

Цитата: «Приложение 14

(обязательное)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ РАБОТАХ

С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ <*>

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда при работах с источниками ионизирующего излучения» (далее — гигиенические критерии) предназначены для гигиенической оценки условий труда работников, подвергающихся облучению от источников ионизирующего излучения в процессе трудовой деятельности.

1.2. Гигиенические критерии оценки ионизирующего фактора имеют принципиальное отличие от оценки других факторов рабочей среды, что обусловлено специфическими особенностями его воздействия на организм человека, сложившейся практикой оценки ионизирующего излучения и необходимостью обеспечения радиационной безопасности в соответствии с Законом Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» N 3-ФЗ от 09.01.96.

1.3. Критерии оценки условий труда с источниками ионизирующих излучений не учитывают фактическое время пребывания работника на рабочем месте.При этом условия труда оценивают из расчета работы в стандартных условиях, установленных п. 8.2 НРБ-99. Данные критерии определены с использованием соотношений, принятых НРБ-99 на основании международных моделей дозоформирования.»

Ну а теперь, пожалуй, начнется самое интересное…. Читаем внимательно.

«2. Принципы классификации условий труда при воздействии

ионизирующего излучения

2.1. При обращении с открытыми и закрытыми источниками ионизирующего излучения персонал (работники) подвергается воздействию факторов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем или отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство, если уровень этого воздействия приводит к увеличению риска повреждения здоровья. Такие условия труда регламентируются, как вредные.

2.2. Ионизирующая радиация при воздействии на организм человека может вызывать два вида неблагоприятных эффектов, которые клинической медициной относят к болезням: детерминированные (лучевая болезнь, лучевой дерматит, лучевая катаракта, лучевое бесплодие, аномалии в развитии плода и др.) и стохастические (вероятностные) беспороговые эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни).

2.3. В отношении детерминированных эффектов излучения Нормами радиационной безопасности — НРБ-99 предполагается существование порога, ниже которого эффект отсутствует, а выше — тяжесть эффекта зависит от дозы.

Вероятность возникновения стохастических беспороговых эффектов пропорциональна дозе, а тяжесть их проявления не зависит от дозы. Латентный период возникновения этих эффектов у облученного человека составляет от 2 — 5 до 30 — 50 лет и более.

2.6. Вышеизложенное (п. п. 2.1 — 2.5) определяет особенности гигиенических критериев оценки и классификации условий труда при работе с источниками ионизирующих излучений:

— степень вредности условий труда определяется не выраженностью проявления у работающих пороговых детерминированных эффектов, а увеличением риска возникновения стохастических беспороговых эффектов;

— условия труда характеризуются как вредные даже при соблюдении гигиенических нормативов (ПД по НРБ-99), за исключением перечисленных в п. 2.8 настоящего Приложения.

2.7. Для гигиенической оценки и классификации условий труда при работе с источниками излучения используются значения максимальной потенциальной эффективной и/или эквивалентной дозы (табл. П.14.1).

2.8. К допустимым (2 класс) относятся условия труда при обращении с техногенными и природными источниками излучения на производстве, при которых максимальная потенциальная эффективная доза не превысит 5 мЗв/год, а максимальная эквивалентная доза в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах не превысит 37,5, 125 и 125 мЗв/год соответственно. При этом гарантируется отсутствие детерминированных эффектов, а риск стохастических эффектов не превышает средних значений риска для условий труда на производствах, не относящихся к вредным или опасным.

Условия труда относятся к допустимым в случаях, когда максимальная потенциальная эффективная доза численно соответствует:

— допустимой среднегодовой дозе техногенного облучения персонала группы Б, т.е. допускается облучение работоспособной части взрослого населения, не проходящего специального входного медицинского обследования, дозой 5 мЗв/год;

— нормируемой НРБ-99 дозе облучения от природных источников в производственных условиях, т.е. в данных условиях допускается облучение работоспособной части взрослого населения, не проходящего специального входного медицинского обследования, дозой 5 мЗв/год.

— пределу годовой дозы для населения, т.е. в отдельно взятый год допускается облучение населения (включая детей) дозой 5 мЗв/год.

2.9. Условия труда с источниками ионизирующего излучения, независимо от их происхождения, при которых максимальная потенциальная эффективная доза может превысить 5 мЗв/год, а максимальная эквивалентная доза в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах — 37,5, 125 и 125 мЗв/год соответственно, относятся к вредным (3 класс).

2.10. К опасным (экстремальным) условиям труда (4 класс) относятся условия труда при работе с источниками, при которых максимальная потенциальная эффективная доза может превысить 100 мЗв/год.

2.11. Превышение индивидуальных доз в условиях нормальной эксплуатации радиационных объектов выше установленных НРБ-99 основных пределов доз для персонала не допускается.

2.12. Определенная методами индивидуального дозиметрического контроля реальная годовая доза облучения (эффективная и/или эквивалентная) работника на конкретном рабочем месте не может изменить класс или степень вредности условий труда данного рабочего места. Случаи, когда реальная годовая доза облучения оказывается выше максимальной потенциальной дозы для данного рабочего места, должны анализироваться.

2.13. Воздействие на организм работников вредных или опасных нерадиационных факторов, способных увеличить риск возникновения детерминированных и стохастических эффектов, должно учитываться дополнительно (раздел 5.11 Руководства)»

При первоначальном прочтении я расстроился – ведь, фактически, если в моем рентгеновском кабинете годовая доза составляет до 1,5 мЗв, то согласно пункта 2.8 мои условия труда попадают к Допустимым (2 класс).

ОДНАКО…. Дальше в документе имеется таблица П.14.1 (см прикрепленное фото)

Именно эта таблица расставила все на свои места. Поскольку Мы относимся к персоналу Группы А и годовой порог для нас составляет 20 мЗв,(это максимальная потенциальная доза в таблице), то КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДА у нас 3.2 (до 20 мЗв в год)

А с учетом пункта 2.12 данного приложения (смотреть чуть выше) даже фактически измеренная доза не может повлиять на изменение класса вредности. То есть, меня отнесли к 3.2 классу вредности, и неважно, что я получаю всего 1,5 мЗв в год. Класс вредности не должен меняться.

Вот так коллеги. Надеюсь, что не утомил Вас большим объемом текста – старался подробно, но вместе с тем кратко. Именно так я планирую построить свой доклад (речь) при отстаивании класса вредности на своем рабочем месте. Не получается редактировать текст (цветные выделения, разные шрифты и подчеркивания не переносятся в текст сообщения — поэтому все выглядит сплошной серой стеной, сорри)

Вредность рентгенолаборанта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *